Catherine classic обзор

Обновлено: 02.07.2024

На момент выхода Catherine, в 2011 году, в мире больших и дорогих игр с нами редко говорили о сложностях отношений между полами. В некоторых проектах, вроде Mass Effect, можно было затащить в койку какую-нибудь инопланетянку, но на этом всё заканчивалось. Там галактика в опасности, извините, как-то не до бытовых проблем (Почему ты боишься обязательств? Бардак в квартире кто убирать будет? Ты хочешь встречаться с другими? Хватит тратить деньги на игры, нам детей не на что растить!).

Catherine, напротив, вместо спасения вселенной концентрируется как раз на бытовухе и том самом «жили долго и счастливо». Как долго? Насколько счастливо? А бывает ли так? И главное, счастливо друг с другом или по отдельности?

Тридцатидвухлетний Винсент всё никак не повзрослеет. Его девушка Катерина (пишется «К») нервничает, потому что биологические часы бьют в огромный колокол. Свадьба-то когда? А деточку когда рожать? Стереотипные мужчины не слишком любят задаваться подобными вопросами, вот и Винсент предпочитает искать ответ на дне стакана «Кубы либре», избегая серьёзных бесед с возлюбленной. Вдобавок совсем не вовремя на голову сваливается обворожительная красотка Кэтрин (пишется с «С», и это важно!). Ну, как на голову… Прямо в постель. Вот и думай теперь, что важнее: обязательства или безудержное веселье? Секс, пицца и рок-н-ролл или свадьба, дети и рутина?

Catherine на ПК. Почему игра нужна спустя 8 лет

Правильного ответа, разумеется, нет. Catherine — это не только не самая типичная для игровой индустрии история, но и удобный способ со стороны взглянуть на собственные проблемы. И, возможно, даже найти какие-то ответы.

При этом, как и Portal, Catherine тоже сложно «продать» игроку простым описанием геймплея. Головоломки никогда не были особо популярным жанром, но в Catherine они не только хорошо работают, но и тесно связаны с историей. В конце концов, кошмарная башня, на которую пытается взобраться Винсент, — лишь очередная метафора происходящего. Но метафора, надо сказать, увлекательная — настолько, что по ней существуют соревновательные турниры.

Да, турниры по игре про рогатого мужика в трусах, таскающего тяжелые блоки. Не смейтесь.

Catherine на ПК. Почему игра нужна спустя 8 лет

Прошу, поиграйте в Catherine, даже если аниме — совсем не ваша тема. Дело не в форме, а во впечатлениях, которые (надеюсь) подарит вам её содержание.

Ах, Catherine. Каждый раз, когда поблизости затевается очередная дискуссия на тему «считать ли игры искусством», я привожу Catherine как пример. Но вот незадача: как уже сказал Саша, «продать» её несведущему человеку — до комичного непростая задача. Представьте себе подобный диалог:

— Ну, вся игра разделена на дни. Вечером главный герой тусуется в баре, обильно выпивает, жалуется друзьям на жизнь и украдкой пишет SMS-ки своим девушкам…

— …А по ночам попадает в кошмарный мир, населённый антропоморфными баранами, где, в одних трусах и стискивая подушку, должен карабкаться по бесконечной башне из блоков, периодически спасаясь от гротескных монстров, олицетворяющих его худшие страхи.

— Гм… О какой игре мы до этого говорили? Что-то на «Ф»… Ф-фортнайт?

Catherine на ПК. Почему игра нужна спустя 8 лет

Catherine выглядит как сущая нелепица, шизофренический союз «С широко закрытыми глазами» Кубрика и Q*bert. Она дурачит игрока и нарочно обманывает крайне вызывающей обёрткой, намекающей на фестиваль безвкусного фансервиса… Но при этом остаётся, пожалуй, одним из самых искренних и смелых высказываний, какие ААА-индустрия когда-либо себе позволяла. Комбинация визуальной новеллы, дейт-сима и на удивление сложного паззла — не более чем фон для одной большой дискуссии о «трудностях перевода» в романтических отношениях. О верности, измене, ответственности, мечтах, сексуальном насилии и токсичности.

Catherine вышла задолго до эпохи расцвета социального правосудия, но продюсер проекта Кацура Хасино (помимо прочего подаривший миру Persona 3, 4 и 5) во многом предвосхитил её. Просто потому, что Catherine, очевидно, нацелена на взрослую аудиторию и воспринимает её как взрослых людей, способных делать собственные выводы. Нет ни ханжеского чтения морали, ни библейского «не прелюбодействуй», ни однозначно правых и виноватых. Вместо этого игра, устами двух Катерин, задаёт вопросы. Что ты, игрок, думаешь об этом? Как бы ты поступил на месте Винсента?

Catherine удаётся быть остроумной, меланхоличной, смешной и до замирания сердца жуткой — словом, похожей на реальные человеческие отношения.

Catherine на ПК. Почему игра нужна спустя 8 лет

Но, пожалуй, главный успех Хасино-сана кроется в том, что, даже если вам плевать на посыл и подтекст игры, вы всё равно наверняка получите море удовольствия. Всё-таки автор современной «Персоны» своё дело знает: за лихо закрученным сюжетом и живыми персонажами интересно наблюдать в любом случае, а над некоторыми головоломками придётся порой сидеть часами (если не подглядывать на YouTube), но, в конце концов, оно того стоит.

Я не могу не присоединиться к словам Александра: прошу, поиграйте в Catherine. Всё хорошее, что вы слышали о ней, — правда. Да, она настолько хороша. Как бы наивно и избито это ни звучало, она не похожа ни на что другое, и вы надолго её запомните.


Здравствуйте, парни и девушки. Привет всем. Меня зовут Винсент. Мне 32 года. Я переживаю кризис среднего возраста, как и мои друзья. Они здесь тоже любят проводить своё время. Здесь это в баре «Заблудшая овца». Иронично, не правда ли? Я запутался в жизни. Не знаю, чего хочу. Длительные отношения? Брак с любимой девушкой? Меня это пугает. С другой стороны отношения без обязательств. Красивая блондинка с ветреным характером и длинными ногами. Какие у неё длинные ноги! Вы бы видели. Мне трудно сделать выбор.

Что? Почему я разговариваю голосом Троя Бейкера? Потому что Трой Бейкер большой поклонник игр серии Persona. И когда её авторы позвали его в свою новую игру под названием «Catherine» — он сразу же согласился. Вы что этого не знали? Silent Hill и Persona – две самые любимые японские игры Троя Бейкера. Я вам так скажу: Если вы не играли в одну из них – вы многое упустили. Там такой невероятный саундтрек. И здесь — в Catherine — тоже. Это настоящие игры, а не этот ваш западный мейнстрим. Чего у вас у молодых то нынче популярно? Королевские битвы. Новое очередное сотое по счету переиздание Skyrim. Блин. И куда мы с вами только катимся?

Эх, Трой Бейкер клёвый мужик. Жаль, что я не он. Меня Винсент зовут. И моя жизнь кошмар во сне и наяву. Присаживайтесь. Пить будете? У нас на выбор виски, саке, коктейль и пиво. Все спиртные напитки. Бар для взрослых как-никак, а вы чего хотели? Эрика! Эрика, принеси мне, пожалуйста, саке?

— Может тебе уже хватит, Винсент?

— Эрика, ну пожалуйста, у меня гости. Кстати, гость, ты что-нибудь будешь? Ладно, если захочешь, то Эрика принесет. Она просто чудо.

Да ты присаживайся-присаживайся. Как говорится, в ногах правды нет. Я расскажу тебе свою историю.

Мы с женой были счастливы 20 лет, … а потом мы встретились.

Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine.
Слова комика Родни Дэнджерфилда.


О геймплее …

Всё началось с ночного кошмара. Я в одних трусах с подушкой под подмышкой, на голове закругленные рога как у овцы, оказался в странном месте. Похоже на высокую башню. Голос откуда-то сверху посоветовал мне поторапливаться и лезть на самый верх. Только так я смогу спастись, сказал он мне. Внизу всё обрушивается и если стоять без дела, вы свалитесь вниз и уже не проснетесь. Башня состоит из блоков и их нужно выдвигать, чтобы вскарабкиваться на них к спасительному выходу. Перед этапами есть передышка. Там можно поговорить с овцами, которые тоже карабкаются на самый верх и они разговаривают как люди. И, у меня такое странное чувство, что некоторых из них я даже знаю. Очень знакомые голоса. Может быть это посетители бара «Заблудшая овца»? У одной из них можно купить полезный предмет за монеты, которые вы собираете по пути. Я советую вам брать энергетический напиток, если он есть. Очень полезная штука. С помощью него можно вскарабкаться сразу на два вертикально расположенных блока. Меня это не один раз выручало.

Я знаю-знаю. То, что я рассказываю, очень похоже на видеоигру в жанре «головоломка». Очень интересную и увлекательную игру. Стильная картинка, восхитительные мультипликационные катсцены, очаровательный саундтрек за авторством Сёдзи Мэгуро. Вам бы понравилось. Если бы вы были тем человеком, которому нравится открывать для себя что-то новое в жизни. Очень сложно оторваться. Геймплей затягивает. Но для меня это кошмар! Для вас – игроков — в какой-то степени тоже. Игра очень сложная. У Catherine три уровня сложности Easy Normal Hard. Не понтуйтесь и выбирайте Easy. Если вы ветеран Super Meat Boy можете рискнуть и попробовать Normal, но я вас предупредил!

На следующий день моя девушка по имени Катерина сказала, что хочет узаконить наши отношения. Я испугался, начал мямлить, а вечером напился. И тут появилась она. Девушка по имени Катерина. Но это другая. Ей не нужны обязательства. Подсела ко мне и слово за словом, … в общем, я ничего не помню, но проснулись мы уже вместе на кровати у меня дома.


Её?


Или её?


Какую Катерину выберете вы?

Женщины запоминают мужчин, которые заставили их рассмеяться; мужчины запоминают женщин, которых они довели до слёз

Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine.
Слова поэта Анри де Ренье
.

О моральном выборе …

Я знаю, какую картину вы нарисовали у себя в голове, но вы НЕ ПРАВЫ. Catherine умнее, чем кажется. Это не только увлекательный паззл-платформинг, это ещё и лихо закрученная история. Вы – игрок – влияете на сюжет. У Винсента есть индикатор кармы со стрелкой. Отвечаете как хороший человек – стрелка сдвигается вправо к ангелочку. Отвечаете как плохой человек – стрелка сдвигается влево к дьяволенку. Положение стрелки влияет на получение одной из восьми концовок. В принципе ничего мудреного в этом нет.


Выбор вы совершаете как в потустороннем мире, так и в реальном. В потустороннем мире это происходит между этапами, где вы посещаете исповедальню. Там вам задают вопросы с двумя вариантами ответа. Например, один из вопросов звучит как «Вы извращенец?». На этот вопрос можно ответить только «Нет». … Я сказал, на этот вопрос можно ответить только – «Нет»! Так слушай меня, кем ты ни был. Если ты выберешь вариант «Да», я тебя найду … и ничего с тобой не сделаю! Потому что я всего лишь персонаж видеоигры. Но я хочу счастливую концовку. Я не заслужил этого! Ну, то есть, да, я изменил своей возлюбленной с другой, но это не повод для того, чтобы поступать со мной так жестоко. Эх. Впрочем, решать только вам.

Похоже, Винсент прикорнул. Заснул ненадолго. Так бывает. Не волнуйтесь. Он скоро вернётся. Ах да! Мне нужно представиться – я нарратор. Я появляюсь в игре, чтобы подробно объяснить ту или иную игровую механику.


Вы можете помогать окружающим, как в реальном мире, так и во сне. Завидев сомневающуюся в себе овцу, Винсент может подбодрить беднягу, воодушевить карабкаться дальше и тем самым спасти чью-то жизнь. Никто не заставляет игрока общаться со всеми посетителями бара или со всеми овцами в башне кошмаров, но если вы будете обращаться хотя бы к половине из них, это принесёт свою пользу. Например, я вам не советую проходить мимо овец, которые обсуждают техники передвижения блоков. Это очень полезная информация! По сути, это коротенькие видео обучения, где игроков учат новым приёмам.

Если вы найдете себе хорошую жену, вы станете счастливым. Если вы найдете себе плохую, вы станете философом

Одна из многочисленных цитат во время загрузки в игре Catherine.
Слова философа Сократа.



О боссах в игре …

Что? Зачем я так много пью? Я делаю это не по собственной воле. Это игровая механика. Чем больше ты пьешь, тем быстрее ты бегаешь во сне. А убегать в башне кошмаров есть от кого! Поверьте мне на слово. Это как в Silent Hill. Это место материализует твои самые жуткие страхи. Хорошо. Вот вам пример. Вчера я убегал от … с глазами … и губами и… длинным языком. Оно хотело меня съесть! Оно звало меня к себе. Мне страшно.


Я не уйду, сегодня из бара пока не выпью всё спиртное, что тут есть. Нет, не потому что мне это нравится, я знаю, что это очень вредно для здоровья, а потому что на кону моя жизнь.

Кстати, помимо питья спиртных напитков, есть и другое занятие. В углу бара находится игровой автомат с игрой «Рапунцель». Это мини-игра, где вы можете отточить техники передвижения блоков. У «Рапунцель» есть своя маленькая история, пересказывающая на свой лад сюжет одноименной сказки. Мои друзья хвастаются тем, что у них самый большой счёт в игре. Трещат как сороки об этом чуть ли не каждый вечер. Ну, ничего. В один день я побью их рекорд. Вот увидите! Вот прикончу этот стакан саке и примусь за дело …


Какая мораль у этой истории? Ик! Мораль истории такова – не связывайтесь с Катеринами. Они до добра не доведут. Ик! Не, не то. Не считайте овец перед сном? Ик! Что-то у меня голова закружилась от спиртного. От недостатка оного. Не могу сосредоточиться. Эрика! Эрика, мой стакан уже опустел. Наполни, пожалуйста.

— Винсент, ты знаешь какой сейчас час? Ты что здесь ночевать собрался?

— Хорошо- хорошо. Божечки-кошечки. Почему вы женщины такие сложные? Прямо как головоломки с кубиками в моих кошмарах. … Эрика, солнышко, ты сегодня …


— Ты говоришь мне это только для того, чтобы я наполнила твой стакан.

— Но ты делаешь это хорошо. Так что вот, пожалуйста. Но это последний раз на сегодня.

— Эрика, ты лучшая девушка на Земле! Я бы на тебе женился … (шепотом: если бы не знал твой секрет)

Конечно, вы сейчас смотрите на Catherine, как на какую-то чудаковатую игру. «Ха-ха, японщина, смешной дизайн персонажей, глупости какие-то, пойду-ка я лучше играть во что-то другое, хи-хи». На самом деле это не так. Catherine обманчива. Она не то чем кажется. Catherine это трагикомедия. Головоломки с блоками это метафора взросления. Если вы идёте на истинную концовку, то ближе к финалу сюжета она и вовсе начинает воспринимать себя достаточно серьезно. Игра поднимает тему отношений между мужчинами и женщинами. Это смешно и грустно. Как в жизни.

Есть ли у Catherine недостатки? Хм. Это как посмотреть. Конечно, после того как я прошёл игру, мне стало интересно, что о ней думают другие люди. Я пошёл читать рецензии критиков. Игровые порталы, которые поставили игре оценку ниже 8, 9 и 10 пишут, цитирую: «Игра странная – 7 из 10», «Слишком сложная – 6 из 10». Один написал об игре то, что по факту не является правдой: геймплей монотонный, потому что у головоломок нет вариативности. Посмотрите игровые ролики от обычных людей, и вы увидите, что любой уровень в игре можно пройти несколькими способами. Так что это самая настоящая неправда. Ложь. Игра поощряет фантазию игрока, если, конечно, та у него есть. Половина критиков выставивших оценки Catherine пришли к выводу, что игра не заслуживает высокого балла, только потому, что она – слишком странная, трудная, необычная, чудная и фантасмагоричная.

Понимаете, Catherine это как «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Она такая, какая она есть. И если быть странной – это недостаток, то – да – у Catherine есть недостаток. Но это чертовски хорошая игра.


Sega внезапно и без объявления войны выпустила Catherine на PC. Увы, боярам достались обноски с PS3 и X360, а не расширенное издание Full Body, но и на том спасибо. Давайте посмотрим, следует ли наверстать консольный эксклюзив восьмилетней давности.


Вы знали, что по статистике около 20% супружеских пар изменяют друг другу? При этом доля людей, которые изменили бы спутнику жизни при условии, что он никогда об этом не узнает, достигает впечатляющих 70-80%. Цифры не слишком удивительные и вполне понятные. Человек по своей природе скорее полигамен, чем нет. Один и тот же партнер со временем ему надоедает. Но стоит ли сиюминутное удовольствие последствий, с которыми неминуемо придется столкнуться после? Об этом вам расскажет Catherine.

К этому проекту с прошлого поколения консолей крепко-накрепко прилип ярлык «эротической игры для взрослых». Отчасти это действительно так. Catherine затрагивает те самые «взрослые» темы, где находится место сексу и эротизму. Однако, в отличие от хентай-игр, она не выводит эротику во главу угла. Просто без этого невозможно обойтись в исследовании проблематики половых отношений, которую рассматривает студия ATLUS.

Многие взрослые геймеры наверняка смогут узнать себя в образе протагониста игры — по крайней мере, на каком-то из этапов жизни. Винсенту немного за 30. Днем он работает, вечером — выпивает с друзьями в баре, а свободное между этими важными делами время проводит со своей девушкой Кэтрин. Винсент и Кэтрин вместе около пяти лет, и, кажется, самое время сыграть свадьбу. Но парень трусит. Он боится потерять свободу и боится ответственности. Он боится семейной жизни.

Пока Винсент неуверенно топчется на этом перепутье, боясь сделать шаг навстречу будущему, словно из ниоткуда появляется обворожительная блондинка Катерина. Девушка подсаживается к уже порядочно набравшемуся Винсенту в баре, а утром они просыпаются в одной постели. И все окончательно идет наперекосяк.

И то, что ему просто некуда деть глаза от стыда перед Кэтрин, еще не самое страшное. Бедолагу начинают мучить кошмары, в которых ему, полуголому и сонному, приходится взбираться на огромную башню, переставляя в ней блоки таким образом, чтобы по ним можно было вскарабкаться наверх. Это, в общем-то, основная геймплейная часть игры. Вы же слышали, что это в первую очередь головоломка, правда? Не буду тратить время на подробное объяснение механики: это гораздо легче, чем покажется.

Пазловой части присуща приличная глубина с тремя уровнями сложности. Взвыть можно уже на среднем, так что если Catherine вас интересует исключительно из-за сюжета и возможности пораскинуть мозгами на тему отношений с противоположным полом — не повторяйте моих ошибок и выбирайте сразу Easy.

Каждый ночной кошмар разбивается на три этапа, каждый из которых сложнее предыдущего. Заканчивается все побегом от босса, который карабкается вверх за героем. Стоит пару раз потупить, и придется начинать уровень сначала. Каждый босс при этом отражает какую-то фобию или невротическое желание главного героя и порядочно отравляет ему жизнь — как реальную, так и сновидческую. С символизмом у ATLUS все в полном порядке.

Догадаетесь, какое невротическое желание символизирует босс под названием «Аморальное чудовище»?

Между этапами головоломки Винсент попадает в своеобразную комнату отдыха, где встречает компанию загадочных антропоморфных овец. Одни бросаются угрозами, вторые трясутся от страха, третьи делятся новыми техниками карабканья по башне. Вскоре герой понимает, что это такие же люди, как и он сам, ведь в этот странный ночной кошмар попадают все изменщики. И если они срываются вниз во сне, то умирают и в реальной жизни.

В трех словах о качестве порта: он не очень. Контекстные подсказки предлагают нажать кнопку START, а правый стик геймпада эмулируется кнопками IJKL вместо мыши. К тому же по какой-то причине отсутствует русскоязычная локализация — благо, фанаты уже давно сделали неплохой перевод с субтитрами.

И так день за днем. Кошмары, катсцены и тусовки в баре перемежают друг друга. Сюжет постепенно раскручивается, а герой все больше узнает о том, что с ним происходит, и определяется, как быть дальше. Игрок же все больше понимает, чем чреваты измены — и если по башне взбираться ему не придется, то душевных терзаний, мук совести, неловких ситуаций и прочих разновидностей страдания он рискует выгрести в полном объеме.


Catherine — однозначно игра не для всех. На это она намекает уже с порога — причудливой помесью головоломки и визуальной новеллы в аниме-стилистике. Однако, она может многому вас научить. Хотите полигамии? Дело ваше, но не стоит в таком случае обрекать на страдания людей, которые хотят обратного.

Поиграли бы в Catherine или она для вас слишком японская?


Познайте все прелести и ужасы любви вместе с Винсентом, который оказался перед нелёгким выбором: жениться на своей давней подруге Катерине или переехать к отпадной блондинке, в чьей постели он только что проснулся — и которую зовут Катриной! Но берегитесь! Одно неверное решение может стоить вам жизни. Этот уникальный гибрид приключенческого боевика и головоломки затрагивает такие сложные темы, как свобода воли, хрупкость отношений между людьми и последствия наших поступков.

Системные требования

ОС: Microsoft Windows 7 / 8 (8.1) / 10
Процессор: Intel Core i3 (2.9 GHz) or AMD equivalent
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: DxX10 compliant video card with 1 GB VRAM (Nvidia GeForce 8 Series or higher AMD RadeonHD 4870 or higher Intel HD 2000 or higher
DirectX: Версии 9.0c
Место на диске: 20 GB

Читайте также: