Самый большой храм ранней готики в париже

Обновлено: 04.07.2024

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское Аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Базилика Аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135-1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь Аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

Шартрский собор, Шартр, 1194-1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — "шартрская синь" (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Реймсский собор, Рейм, 1208—1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в периоде ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 метров). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой Мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Сиенский собор, Сиена, 1215-1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже не свойственно французской готике.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с Собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200-1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то, что после Второй Мировой войны большая часть города лежала в руинах.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семиста лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее "отвернуться" от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226-1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала Церковь Святой Варвары в городе Кутна Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церквовь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394-1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Название "Мария ам Гештаде" переводится как "Мария на берегу", поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 метрах от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, 1446 -1515

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют “перпендикулярной”. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

В Часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода — она получила распространение только в Англии. До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля — его войска использовали часовню как учебный полигон.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495-1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит Костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. Своими стилистическими характеристиками он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Архитектура в деталях: 10 зданий в готическом стиле

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь .

Кафедральный собор Туля Toul, Lorraine, gothic cathedral

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке, произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но ф ранцузские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

Фрацузская готика

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции.

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор.

Реймсский кафедральный собор

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от поздне романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Basilique Saint-Denis (Базилика Сен-Дени)

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Chartres (Шартр), регион Центр, Франция - достопримечательности, путеводитель по городу

Районнант

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Руанский собор

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

Основные элементы готической архитектуры Франции:

Готическая архитектура Франции

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

Amiens (Амьен), Франция - путеводитель по городу, достопримечательности, как добраться

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

Cathedrale Saint-Maurice Angers

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.

Достопримечательности пуатье - кафедральный собор св. Петра в Пуатье в готическом стиле

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Chalon-sur-Saone

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Toulouse Jacobins church gothic architecture

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта.

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались.

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Готическая архитектура во Франции - Руанский собор

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией.

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Готика как архитектурный стиль во Франции существовала в XII-XVI веках до появления Ренессанса. Впоследствии готический стиль стал образцом для подражания и распространился во многих странах Центральной и Западной Европы.

Самые красивые готические соборы Франции

Реймсский собор

Возник еще в конце V века. Был официальным местом коронации многих монархов Франции с XI по XIX вв. В XIII веке собор был сильно разрушен в результате пожара, но заново построен в XIV веке.

Собор Парижской Богоматери

Легендарный собор был построен XIV веке становился местом коронации, здесь заключались монаршие союзы, парижская знать хранила в соборе свои богатства. Во время французской революции собору был нанесен ущерб, пострадали многие статуи.

Шартрский собор

Был создан в XIII веке в провинции Шартр на месте древнего святилища кельтов. В соборе можно увидеть Плащаницу Девы Марии, огромный лабиринт на полу и необычные витражи синего оттенка.

Амьенский собор

Был возведен в честь Святой Марии. Изначально был построен в римском стиле в XIII веке, но к XV веку приобрел готические черты. Является самым большим собором Европы.

Руанский собор

Величественный католический собор в городе Руане. Является национальным французским наследием. Один из самых высоких храмов в мире. Высота его башни составляет 151 метр.

Буржский собор

Самый большой французский собор. Является всемирным наследием. Известен роскошными сюжетными витражами. Строительство собора было начато в XI веке и закончено в конце XV века. Кафедральный собор хорошо сохранился до нашего времени.

Страсбургский собор

Прекрасный католический собор был возведен в XV веке. Уникальные астрономические соборные часы указывают даты церковных праздников. Внутури собора можно увидеть гобелены, витражи, купель, алтарь Святого Панкратия.

Собор Эврё

Был возведен в X веке в нормандском городе Эврё. В зале собора расположен огромный музыкальный орган. С XVII века здесь проводится ежегодный фестиваль органной музыки.

Собор Святой Цецилии в Альби

Был построен в конце XV века. Является единственным европейским собором, полностью сохранившим старинную роспись эпохи Ренессанса. Собор относится к всемирному наследию.

Мецский собор

Был построен в XIV веке в Лотарингии. Обладает самой большой площадью витражей в Европе. Рядом с ренессансными витражами находятся витражные работы Марка Шагала.

Даже если бы в Европе не существовало ничего, кроме готических соборов, то хотя бы ради них стоило бы совершить тур по странам Старого Света.

Собор Святого Стефана (Вена, Австрия)

Находится в самом сердце Вены и считается одним из символов города. Этот готический собор, который стоит на руинах двух других церквей, был построен в 14 веке по инициативе герцога Австрии Рудольфа IV и смог за время своего существования пережить много войн.

Следует отметить, что одна из узнаваемых черт собора – мозаичное изображение гербов на крыше – появилась только в 1952 году.

Кафедральный собор Бургоса (Бургос, Испания)

Средневековый кафедральный собор города Бургос построен в честь Девы Марии. Он славится своими колоссальными размерами и уникальной готической архитектурой.

Строительство собора началось в 1221 года и завершилось лишь в 1567 году. В 1919 году в соборе захоронили останки национального героя Испании Сида Кампеадора и его супруги.

Реймсский собор (Реймс, Франция)

Это один из самых известных образцов готической архитектуры во Франции. По одной из версий, он построен на месте базилики, где в 495 году епископ Реймса крестил короля франков Хлодвика I, ставшего первым правителем Франкского государства, который принял христианство.

И с тех пор почти все короли Франции проходили обряд крещения в городе Реймсе. А начиная с периода средневековья и до XIX века в Реймсском соборе короновались практически все монархи Франции.

Миланский собор (Милан, Италия)

Один из главных мировых долгостроев: собор был заложен в 1386 году, но его строительство завершилось лишь в XIX веке, а некоторые детали доделывались аж до 1956 года.

Это один из самых больших готических соборов в мире. Интересно отметить, что позднеготический архитектурный стиль, в котором выполнен собор, больше характерен для Франции, а не Италии.

Севильский кафедральный собор (Севилья, Испания)

Специально построен на месте величественной альмохадской мечети, чтобы показать силу и богатство испанской Севильи после завершения Реконкисты. Строители также использовали некоторые колоны и другие элементы, которые остались от мечети – например, колокольня Хиральда переделана из минарета.

На момент завершения строительства, в 16 веке, Севильский собор был самой большой церковью в мире.

Йорский собор (Йорк, Великобритания)

Вместе с Кельнским собором считается одним их самых больших готических соборов в Северной Европе. Современный вид приобрел в 1472 году, а его строительство началось в 1230 году.

Собор знаменит не только своей величественной архитектурной, но и тем, что там находится самый большой средневековый витраж в мире, который сохранился до наших дней. Туристы могут спуститься в подвалы собора, где находятся древние фундаменты, а также остатки римских стен, на месте которых и был построен Йоркский собор.

Нотр-Дам де Пари (Париж, Франция)

Собор парижской Богоматери в особом представлении не нуждается. Это, пожалуй, самый известный в нашей стране готический собор. Добавим, что его строительство началось в 1163 году, а завершилось в 1345 году.

В 1790-е годы, во время французской революции, большая часть скульптур, украшающих собор, получили повреждения. Еще в Нотр-дам де Пари 2 декабря 1840 года был коронован император Наполеон Бонапарт. Собор находится в четвертом округе Парижа.

Кельнский собор (Кельн, Германия)

Вот и настала очередь Кельнского собора, уже упомянутого в этом обзоре. Практически до самого конца 19 века считался самым высоким зданием в мире, а сейчас находится на третьем месте в списке самых высоких церквей мира. Построен на месте древнего римского храма по заказу первого христианского епископа Кельна.

Возведение собора длилось с перерывами более 600 лет, а первый камень в его основание был заложен в 1248 году. Возле собора каждый год проходит один из самых старых рождественских базаров.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)

Строительство собора началось в 1296 году и закончилось в 1436 году. Сейчас собор – это одно из самых красивых зданий Флоренции и символ города, одна из самых крупных церквей Италии.

До современной эпохи купол собора был самым большим в мире. И до сих пор он остается самым большим куполом, построенным из кирпича.

Шартрский Собор (Шартр, Франция)

Стоит в небольшом городе неподалеку от Парижа. Немножко удивляет то обстоятельство, что собор построил в столь маленьком городе. И еще больше удивляет, что в провинциально Шатрский собор идеально сохранился.

Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми с момента постройки, а внешний вид собора последний раз претерпевал незначительные изменения лишь в 13 века. Кроме того, он является ярким образцом французской высокой (то есть зрелой) готики.

Читайте также: