Какой бог прекратил чуму во время пелопоннесской войны

Обновлено: 05.07.2024

Чума – это острое природно – очаговое заболевание. Её возбудителем является чумная палочка (Yersinia pestis), открытая в 1894 г. французским врачом и бактериологом Пастеровского института Александром Йерсеном (1863 – 1943). Предполагаемый естественный первичный резервуар бациллы – это одноклеточные почвенные организмы.

Чумная палочка может жить в крови более чем двухсот видов млекопитающих, но самая распространённая её среда обитания — грызуны. На них обитают блохи, питающиеся кровью своих хозяев, а вместе с ней всасывающие и клетки болезнетворной бактерии.

Под воздействием глобальных климатических изменений, разрушающих экосистему обитания Yersinia pestis, может происходить её выход из естественного резервуара в почву. Оттуда она проникает в растения или другие природные объекты, способствующие инфицированию грызунов и их паразитов.

Вследствие этого формируются вторичные резервуары чумы, также представляющие собой экосистемы, однако, менее устойчивые, чем почвенные. В них возбудитель может сохраняться десятилетиями, вызывая отдельные эпизоотии и вспышки болезни среди людей. Из – за небольшой устойчивости, вторичные экосистемы со временем разрушаются, и вспышки чумы прекращаются.

После распада новых экосистем остаются значительные территории — реликтовые природные очаги, в которых возбудитель продолжает сохраняться как паразит одноклеточных организмов, имея возможность нового перехода в другие формы под воздействием внешних факторов. Также необходимо выделить, что человек, как и другие теплокровные, не является естественным резервуаром Yersinia pestis. Поэтому его существование не имеет значения для поддержания паразита в природе и не ограничивает способность передачи бациллы необходимостью сохранения жизни своим жертвам. Этим можно объяснить крайне высокую летальность чумных эпидемий.

В Швеции найден древнейший штамм чумы

В древнем неолитическом захоронении на территории Швеции ученые нашли ранее неизвестный штамм бактерии Yersinia pestis - возбудителя чумы.

В известняковом могильнике сохранились останки 78 человек. Ученые провели генетический анализ скелетов и в зубах одного из них нашли обрывки ДНК чумной палочки с генетической мутацией, которая может вызывать чумную пневмонию - самую опасную форму чумы.

Останки принадлежат женщине, которая умерла в 20-летнем возрасте примерно 4900 лет назад - как раз во времена "неолитического спада" - периода, когда население во всей Европе резко уменьшилось. Находка подсказывает, что причиной такой тенденции могла стать пандемия чумы. Таким образом многочисленные случаи гибели людей от чумы были зафиксированы несколько тысяч лет назад.

Ученый-генетик Саймон Расмуссен обратил внимание, что кости женщины были найдены в массовом могильнике. По мнени С.Расмуссена, эпидемия стала причиной резкого сокращения населения Европы, а затем заболевание просочилось в Азию и на Восток (вероятно ошибка перевода!?).

По словам ученых из Гетеборгского университета, новые данные противоречат общепринятой версии возникновения чумы в Европе. Считалось, что ее принесли люди, мигрировавшие из евразийских степей. Однако теперь можно смело сказать, что болезнь бушевала еще до появления азиатских караванов.

Теперь ученые склоняются к мысли, что древний штамм чумы появился в многолюдных европейских поселениях численностью около 10-20 тыс. жителей, существовавших в Европе между 5400-6100 лет назад. Больше всего их было в Триполье - междуречье Дуная и Днепра, на стыке современной Молдовы, Украины и Румынии.

В этих древних "мегаполисах", очевидно, были плохие санитарные условия - как раз идеальные для развития новых патогенов. Оттуда чума могла легко распространиться по всей Европе благодаря торговле и колесному транспорту.

Ученые полагают, что чума может объяснить исчезновение ранних европейских скотоводов, представителей трипольской культуры. Ее представители жили в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший расцвет пришелся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. Однако около 5400 лет назад они стали строить гораздо меньше жилищ, а их геном значительно изменился. Вскоре их заместили представители других культур.

Не исключено, что у трипольцев кончились ресурсы и другие культуры просто их ассимилировали, но ученые полагают, что эпидемия чумы также могла сыграть свою роль.

Первая пандемия возникла в Северной Африке, где локально ограниченные вспышки заболевания случались задолго до этого. Например, греческий врач Руфус из Эфеса, живший во времена правления римского императора Траяна, в своих сочинениях описывал отдельные случаи бубонной чумы в Египте и Ливии. Эпидемия началась в 542 г. в городе Пелусий – крупном экономическом центре Византийской империи, расположенном на средиземноморском побережье, в восточной части дельты Нила. Оттуда она начала быстро распространяться по торговым маршрутам.

Болезнь сначала охватила Ближний Восток и Константинополь. В столице Византии чумой заболел даже сам император, но выжил. Затем через Дунайский водный путь инфекция проникла в Западную Европу. В Италии, где в это время шла война между Византийской империей и Остготским королевством, чума свирепствовала с самого начала пандемии. За несколько лет эпидемия охватила почти всю территорию тогдашнего цивилизованного мира и унесла более 100 миллионов жизней. В виде отдельных вспышек она проявлялась вплоть до 750 г. Болезнь протекала наряду с бубонной ещё и в септической форме, более молниеносной и летальной. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что чума, быстро уничтожив население на некоторых инфицированных территориях, не распространилась в сопредельные районы.

Климатический оптимум в начале XIV в. сменился Малым ледниковым периодом на территории Евразии. Он был вызван, предположительно, замедлением течения Гольфстрима около 1300 г. Этот период характеризовался наиболее холодными среднегодовыми температурами, дождями и заморозками. Прямым следствием изменений климата стал Великий голод 1315 – 1317 гг. в Европе. С похолоданием, видимо, было связано и возникновение второй пандемии. Она началась около 1320 г. в одном из природных очагов чумы – пустыне Гоби. Обитавшие там грызуны вынужденно покинули свои привычные места. Это было вызвано бескормицей, возникшей вследствие климатических изменений. Животные мигрировали поближе к человеческому жилью. Вскоре среди них началась чумная эпизоотия, следствием которой стало заражение местных жителей. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию. Затем с монгольскими войсками и торговыми караванами по Великому Шёлковому пути через Центральную Азию болезнь стала проникать всё дальше на запад.

Эпидемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. Осенью 1347 г. чума вместе с генуэзскими галерами проникла на Сицилию и в Марсель. Оттуда она распространилась по всей Европе, в течение нескольких лет производя опустошения и унося миллионы жизней. Затем через Псков, имевший тесные связи с землями Ливонского ордена, болезнь проникла в Россию, где свирепствовала до 1353 г. Но отдельные вспышки чумы продолжались и позже.

Единственным действенным средством для предотвращения заражения был карантин. Он впервые возник в середине XIV в. на венецианском острове Лазаретто, где корабли, прибывающие из охваченных чумой стран, должны были встать на якорь в течение 40 дней на некотором расстоянии от берега, перед тем как начать разгружаться.

В Новое время, в связи с развитием цивилизации и естественнонаучными достижениями, болезнь отступила. Например, третья пандемия, возникшая в 1855 г., ограничилась, в основном, территориями Китая и Индии. Но чума не исчезла окончательно. Её реликтовые очаги сохраняются на планете до сих пор. По данным ВОЗ, только в 1989 – 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев в 24 странах, причём летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Инфицирования фиксируются ежегодно. Поэтому пока нельзя говорить о полной ликвидации болезни.

На начало XXI в. случаи заболевания чумой отмечены в нескольких странах Африки, в Перу и США, а также в Китае, Индии, Казахстане и Монголии. Но самыми опасными в эпидемическом плане считаются Вьетнам и Мадагаскар, где сегодня продолжаются вялотекущие эпидемии. Поэтому перед туристическими поездками в эти страны — особенно если планируется тесный контакт с местным населением или с дикой природой — рекомендуется проходить противочумную вакцинацию в одном из авторизованных центров.

Грызуны и Гоби

Почему чума в Средние века то появлялась, то исчезала, и куда она пропала в XXI веке? Чума, Эпидемия, Болезнь, Эволюция, Медицина, Черная смерть, Юстинианова чума, Трипольская культура, Длиннопост

Крысиная южная блоха.

Москва и Лондон

Гигиена и стрептомицин

Доза и диагноз

Несмотря на стрептомицин и вакцинацию, нельзя забывать, что чума — заболевание исключительно опасное. Инфицирующая доза (то есть, минимальное количество жизнеспособных микробов, способное преодолеть защитные системы организма и вызвать болезнь) составляет единицы бактерий — для сравнения, частиц ВИЧ-инфекции требуется десяток тысяч, а холерных вибрионов — миллионы.

Воротами бубонной формы болезни являются кожные покровы. Палочка заносится в кровоток во время укуса блохи, сами же больные бубонной чумой для окружающих не заразны. Более тяжелая легочная форма развивается обычно уже в зараженном бубонной чумой больном, и способна передаваться воздушно-капельным путем. По словам Михаила Супотницкого, в отсутствие своевременного лечения смертность от легочной чумы составляет почти 100%, от бубонной — 50%.

Институты и станции

1. Чума никуда не исчезла.

2. Вероятно существует несколько природных очагов чумы.

3. Вероятно существует несколько штаммов чумы которые мутируют/эволюцинируют.



В той эпидемии видели гнев богов, обрушившийся на Афины. И даже сейчас трудно не увидеть в произошедшем что-то вроде рока, ведь именно тогда произошел перелом в войне, в афинской истории, в ходе развития античного мира. Среди тысяч безвестных жертв той «чумы» был главный на тот момент афинский государственный деятель, и именно его смерть повлекла за собой военный и политический кризис.

Война и начало эпидемии

Л. фон Кленце. Афинский Акрополь

Первая из эпидемий, описанных в истории, получила название афинской, или фукидидовой, чумы. Разразилась она в пятом веке до нашей эры, в весьма неподходящее время для Афин, для которых эта массовая болезнь оказалась роковой.
В те времена влияние Афинского государства достигло максимума, оно становилось сильнейшей державой Средиземноморья, и Спарта, могущественный сосед, издавна предпринимавший регулярные нападения на полисы, начал уже полноценную войну против Афин.

Руины античного города Платеи

Поводом к началу войны стало нападение фиванцев, союзников Спарты, на городок Платеи, входивший в афинский союз. Произошло это в 431 году до н.э. На помощь горожанам пришли афинские войска, фиванцы были разгромлены, и тогда силы спартанцев вторглись в Аттику, «Афинскую область».
До начала войны во главе Афинского государства почти единолично стоял Перикл, впоследствии именно с ним будут связывать расцвет города. Его авторитет и таланты полководца и государственного деятеля проявились и во время начавшейся Пелопоннесской войны. К началу военного противостояния он полтора десятка лет избирался на должность стратега – командующего войском и флотом. Благодаря оборонительной стратегии Периклу удавалось обеспечивать превосходство над Спартой. Тем временем, пока афинский флот шел с победами вдоль берегов Пелопоннесса, население Аттики сосредотачивалось в пределах афинских городских стен. А в 430 году до н.э. в Афинах началась эпидемия.

М. Свертс. Афинская чума

Наплыв жителей близлежащих полисов и беженцев, скученность и теснота в наспех созданных жилищах дали возможность болезни распространиться с огромной скоростью. В течение короткого времени «афинская чума», по разным данным, унесла жизни от 30 до 70 тысяч человек. Одной из жертв эпидемии стал сам Перикл.

Как повлияла «чума» на античный мир

Перикл

В Афинах начался хаос, о законе, о почитании богов забыли; постоянно горели погребальные огни, а умерших наскоро хоронили в братских могилах. За болеющими ухаживали лишь те, кому удалось излечиться, но таких было немного. Происходящее в городе вызывало у населения панику, она передалась и противникам: спартанцев вести об эпидемии отпугнули, планы по вторжению в Аттику были отменены.

Афинская чума определила дальнейший ход войны. Преемники Перикла избрали гораздо более агрессивную стратегию, которая себя не оправдала. Совокупность разных причин привела к тому, что Пелопоннесская война закончилась в 404 году до н.э. победой Спарты и ее союзников. Афины так и не восстановили своего довоенного могущества, им было запрещено иметь флот и заморские владения, сам город был разорен.

Фукидид

В истории эта эпидемия осталась как «фукидидова» чума, по имени историка, подробно описавшего происходившее тогда в Афинах. Фукидид, принадлежа к богатой и знатной фамилии, получил, как и Перикл, прекрасное образование, был влиятельным человеком в Афинах.
С началом Пелопоннесской войны Фукидид сразу принялся за свой труд, справедливо полагая, что происходящее представляет собой событие огромной исторической важности. Его работа по описанию хода войны считается первой в своем роде, в отличие от своих предшественников, Фукидид отказался от поэтических вымыслов, описывал лишь то, чему сам был свидетелем, а остальные данные подвергал тщательной проверке. «История Пелопоннесской войны» Фукидида не была поэтому развлекательным чтением, зато для историков этот труд стал документом огромной ценности. Немало в нем написано и об эпидемии.

Пелопоннесская война завершилась в 404 году до н.э. победой Спарты и разгромом Афин

Пелопоннесская война завершилась в 404 году до н.э. победой Спарты и разгромом Афин

По предположению автора, инфекция пришла из Эфиопии, а в греческий мир попала из Египта и Ливии. Непосредственно в Афины чума проникла через порт Пирей, куда прибывали корабли с заморских территорий.
Не обошла болезнь и самого Фукидида, который, в отличие от Перикла, выздоровел и оставил в «Истории» описание этого недуга. « Тело больного было не слишком горячим на ощупь и не бледным, но с каким-то красновато-сизым оттенком и покрывалось, как сыпью, маленькими гнойными волдырями и нарывами. Внутри же жар был настолько велик, что больные не могли вынести даже тончайших покрывал, кисейных накидок или чего-либо подобного, и им оставалось только лежать нагими, а приятнее всего было погрузиться в холодную воду ». « Некоторые, выздоровев, совершенно теряли память и не узнавали ни самих себя, ни своих родных ». Расстройство пищеварения, сыпь, сильная жажда, осложнения в виде потери конечностей, слепоты, амнезии – эти и другие симптомы, описанные Фукидидом, дали богатую пищу историкам и медикам для попыток поставить спустя многие века диагноз и установить, какая именно болезнь роковым образом сказалась на античной истории.

Что могло скрываться за фукидидовой чумой?

Реконструкция внешности девочки, умершей в результате чумы. Национальный музей Афин

Реконструкция внешности девочки, умершей в результате чумы. Национальный музей Афин

На звание действительной причины эпидемии «афинской чумы» претендуют почти три десятка болезней, включая собственно чуму, оспу, корь, даже лихорадку Эбола. Высказывались и мнения, что заболевание было вызвано не вирусом, а зерном, зараженным спорыньей, и жертвы эпидемии не подхватывали болезнь друг от друга, а просто употребляли ту же пищу. В 1994 году была обнаружена братская могила, отнесенная к 430 году до н.э., где оказались захороненными 240 человек, тела были сложены случайным образом, в течение одного-двух дней.

Молекулярно-генетический анализ останков выявил наличие в образцах следов бактерий, вызывающих брюшной тиф – правда, рядом ученых проведенные исследования оспариваются или ставятся под сомнения. Категоричный ответ о том, что представляла собой фукидидова чума, ученые дать не могут; возможно, что это заболевание и не знакомо современной медицине, оставшись достоянием ушедших в прошлое веков и цивилизаций.

Ксенофонт, древнегреческий историк, вырос во времена Пелопоннесской войны, после ее окончания примкнул к спартанцам, но продолжал труд, начатый афинянином Фукидидом

Ксенофонт, древнегреческий историк, вырос во времена Пелопоннесской войны, после ее окончания примкнул к спартанцам, но продолжал труд, начатый афинянином Фукидидом

Фукидид, благодаря которому афинская чума вошла в историю, работал над описанием Пелопоннесской войны до 411 года до н.э. Его «Историю» продолжили другие авторы – Ксенофонт, Кратипп. Считается, что благодаря Фукидиду античная наука вступила в «эпоху Просвещения», когда философы сделали своими лозунгами рационализм, отыскание истины – даже в ущерб художественной ценности своих трудов.

(греч. Apollon ) по древнегреческой мифологии - бог Солнца, мудрости, покровитель искусств. Колоннада Аполлона (арх. Ч. Камерон) установлена в парке Павловского дворца, скульптура выполнена Ф. Г. Гордеевым по античной модели. В римской традиции - ГЕЛИОС.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

сын Зевса и брат Артемиды, один из главных богов греческого пантеона, наделенный разнообразными функциями. Почитался как бог солнечного света, гармонии, духовной деятельности, искусств, охранитель, отвратитель бед, а также обладал даром предвидения и наделял этим свойством людей. Согласно мифам, он сделал в городе Дельфы святилище, в котором находился главный оракул Греции.

СОДЕРЖАНИЕ

Спарта и ее союзники, за исключением Коринфа , были почти исключительно наземными державами, способными собрать большие сухопутные армии, которые были почти непобедимы. Перед лицом совместной кампании Спарты и ее союзников на суше, начавшейся в 431 г. до н.э., афиняне под руководством Перикла проводили политику отступления в пределах городских стен Афин, полагаясь на афинское морское превосходство в снабжении, в то время как превосходящие Афинский флот преследовал передвижения спартанских войск. К сожалению, эта стратегия также привела к массовой миграции из сельской местности на Чердаке в уже густонаселенный город, что привело к перенаселению и нехватке ресурсов. Из-за тесного проживания и плохой гигиены Афины стали рассадником болезней, и многие граждане умерли. В истории эпидемий во время войны Афинская «чума» примечательна тем, что ограничивает поражение одной стороной, а также своим влиянием на конечный исход войны.

В своей « Истории Пелопоннесской войны» историк Фукидид , который присутствовал и сам заразился этой болезнью и выжил, описывает эпидемию. Он пишет о болезни, пришедшей из Эфиопии и перешедшей через Египет и Ливию в греческий мир и распространившейся по всему Средиземноморью; Чума была настолько сильной и смертоносной, что никто не мог вспомнить о ней, и врачи, не знающие ее природы, не только были беспомощны, но и сами умирали быстрее всех, больше всего контактировав с больными. В перенаселенных Афинах болезнь убила около 25% населения. Вид горящих погребальных костров Афин заставил спартанцев отвести свои войска, не желая рисковать контактом с заболевшим противником. Многие афинские пехотинцы и опытные моряки погибли. Согласно Фукидиду, только в 415 г. до н.э. Афины оправились в достаточной мере, чтобы начать крупное наступление - катастрофическую Сицилийскую экспедицию .

Первое подтверждение чумы не было обнаружено до 1994-95 гг., Когда при раскопках была обнаружена первая братская могила. После этого открытия отчеты Фукидида об этом событии, а также анализ останков были использованы, чтобы попытаться определить причину эпидемии.

Словарь греческой мифологии

Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Образ А.соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

А.родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — А.и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. Он рано возмужал, еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А.основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). А.поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы А.и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне А.стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании А.побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. А.боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Наряду с губительными действиями А.присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А.отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. — Феб указывает на чистоту, блеск, прорицание.

А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. A. — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей А.также были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс — сын А.и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов.

А. — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции А.связаны с мифами о служении А.людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А.Так, после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А.против Зевса А.и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы. Когда сын А.врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, А.перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

А. — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- имя многих знаменитых греческих риторов и грамматиков. - А. Дискол (серьезный, строгий исследователь) из Александрии, жил во второй половине II-го века после Р. Х. и действовал долгое время в Риме; позже он возвратился в Александрию, где и оставался до самой смерти. Особенно известен был как грамматик, первый приведший грамматику в систему. Из сохранившихся его сочинений самое значительное "De syntaxi", которое издавали старший Альдус (Венеции, 1495), Сильбург (Франкфурт, 1590), точнее и лучше Беккер (Берлин, 1817); переведено оно и снабжено комментарием Бутманом (Берлин, 1777). Из остальных сочинений А., которые большею частью известны нам лишь по заглавиям, Беккер напечатал также "De p ronomine" (Берлин, 1817), "De adverbus" и "De conjunctionibus" (в "Anecdota Graeca", т. 2-й). Эти же произведения заключает в себе первый том полного собрания сочинений А., изданного Шнейдером и Улигом в "Grammatici Graeci" (Лейпциг, 1878). - Сын А. был знаменитый грамматик Элий Геродиан (см. это сл.). А. - софист, родом из Александрии, жил в первом столетии после Р. Х. и составил "Словарь гомеровских слов", который, хотя сокращенный и интерполированный, сохранился; его издавали: де Вилдоазон (Париж, 1773), Толлий (Лейден, 1788) и Беккер (Берлин, 1833). - Один А., о котором мы ничего не знаем, написал "Mirabiles historiae", изданные впервые Ксиландром в 1568 году, а затем Келлером в "Rerum naturalium scriptores Graeci minores" (Лейпциг, 1877). - А., по прозванию Молонский, учитель риторики в Родосе, высоко ценился Цицероном и Цезарем, бывшими его учениками.


Чума Афин ( Древнегреческий : Λοιμὸς для взрослых Оффлайн секс Ἀθηνῶν , Loimos Ton Athênôn ) была эпидемия , которая опустошила город-государство в Афинах в Древней Греции во втором году (430 г. до н.э.) от Пелопоннесской войны , когда афинский победа все еще казалась в пределах досягаемости . Чума убила от 75 000 до 100 000 человек, около четверти населения, и, как полагают, проникла в Афины через Пирей , городской порт и единственный источник продовольствия и припасов. На большей части восточного Средиземноморья также произошла вспышка болезни, хотя и с меньшими последствиями.

Чума оказала серьезное воздействие на афинское общество, приведя к несоблюдению законов и религиозных убеждений; в ответ законы стали более строгими, что привело к наказанию неграждан, утверждающих, что они афиняне. Среди жертв чумы был Перикл , вождь Афин. Чума возвращалась еще дважды, в 429 г. до н.э. и зимой 427/426 г. до н.э. Было высказано предположение, что причиной чумы было около 30 патогенов.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

1. В античной мифологии бог солнца, покровитель искусств.

* ► И вдохновенья снова полный, Услышу ваш волшебный глас! Он свят для внуков Аполлона. // Пушкин. Евгений Онегин // *

2. Статуя Аполлона.

Энциклопедический словарь

Симптомы

Согласно Фукидиду, Афинской чуме, болезнь началась с проявления симптомов в голове, когда она распространилась по всему телу. Он также подробно описывает симптомы, пережитые жертвами чумы.

  • Высокая температура
  • Покраснение и воспаление в глазах
  • Боль в горле, приводящая к кровотечению и неприятному запаху изо рта
  • Чихание
  • Потеря голоса
  • Кашляющий
  • Рвота
  • Пустулы и язвы на теле
  • Сильная жажда
  • Бессонница
  • Понос

Античность от А до Я. Словарь-справочник

в греческой мифологии один из древнейших богов - бог поэзии, музыки и всех искусств. Юный Аполлон понесся по небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами. Те, кто пел гимн в его честь, от его имени учили смертных: «познай самого себя», «избегай излишеств», «лучшее - мера». Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в Олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей - замечательным пением. Но на острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивались празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Воздавали почести Аполлону не только греки, но и римляне. В Риме выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические соревнования, проводившиеся в Риме раз в сто лет, которые длились три дня и три ночи. Гомером был написан прекрасный гимн Аполлону.

Словарь духов и богов

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

Античный мир. Словарь-справочник

(лат. Apollo )

в греческой и римской мифологии бог солнца и света (Феб), мудрости (Дельфийский оракул) и искусства (предводитель муз), сын Зевса и богини Лето (Латоны), отец Орфея, Лика и Асклепия, брат Артемиды. Считалось, что культ А. заимствован из Малой Азии и что вначале он был богом дверей, который прогонял от дома или города несчастье. В Афинах и некоторых других городах Эллады А. почитался также как покровитель путешественников и мореплавателей. А. изображали высоким стройным юношей с лирой, кифарой или луком в руках.

Леви Е.И. К вопросу о культе Аполлона Дельфиния в Ольвии // Культура античного мира. М., 1966. С. 124-130; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 267-590.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Один из важнейших греческих богов, вечно юный и прекрасный бог Солнца, покровитель искусств, меткий лучник. По своим функциям культ Аполлона сливался с культами Гелиоса и Феба. Этимология имени Аполлона не раскрывается с позиций греческого языка, что свидетельствует о возможном малоазийском его происхождении. Аполлон - брат-близнец Артемиды, которых Лето (Латона) родила от Зевса. Гера запретила твердой земле давать приют Латоне, и поэтому рождение близнецов произошло на плавучем острове Делос. В благодарность за приют на острове возник Дельфийский оракул, посвященный Аполлону. Аполлон быстро возмужал и скоро расправился со страшным Тифоном, опустошавшим окрестности Дельф. Аполлон участвовал в битве олимпийцев с гигантами и титанами. Нет никаких сведений о супруге Аполлона, хотя многие нимфы и земные женщины пользовались его благосклонностью и имели от него детей; в то же время он часто бывает отвергнут (вспомним, например, Дафну). Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, которые, впрочем, рассматривались как ипостаси самого Аполлона. У Аполлона множество функций: он и пастух, и музыкант (кифару он получил от Гермеса в обмен на коров), и защитник от зла и болезней (считалось, что бог прекратил чуму во время Пелопоннесской войны).

Из греческих колоний культ Аполлона проник в Рим, император Август объявил его своим покровителем и учредил в честь него вековые игры.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Возможные причины

Историки давно пытались определить болезнь, стоящую за Афинской чумой. Заболевание традиционно считалось вспышкой бубонной чумы во многих ее формах, но пересмотр описанных симптомов и эпидемиологии побудил ученых выдвинуть альтернативные объяснения. К ним относятся тиф , оспа , корь и синдром токсического шока . Основываясь на поразительном описательном сходстве с недавними вспышками в Африке, а также на том факте, что афинская чума, очевидно, пришла из Африки (как записал Фукидид), была рассмотрена лихорадка Эбола или связанная с ней вирусная геморрагическая лихорадка .

Учитывая возможность того, что профили известной болезни со временем могли измениться или что чума была вызвана заболеванием, которого больше не существует, точная природа афинской чумы может никогда не быть известна. Кроме того, скопление людей, вызванное притоком беженцев в город, привело к нехватке пищи и воды и, вероятно, пропорционально увеличилось количество насекомых, вшей, крыс и отходов. Эти условия могли спровоцировать более одной эпидемической болезни во время вспышки.

В январе 1999 года Мэрилендский университет посвятил свою пятую ежегодную медицинскую конференцию, посвященную печально известным историям болезни, Афинской чуме. Они пришли к выводу, что греки убили тиф . «Эпидемический сыпной тиф - лучшее объяснение», - сказал доктор Дэвид Дурак, профессор медицины в Университете Дьюка . «Сильнее всего он поражает во время войны и лишений, у него около 20% смертности, он убивает жертву примерно через семь дней, а иногда вызывает поразительное осложнение: гангрену на кончиках пальцев рук и ног. Афинская чума имела все эти функции ". В случаях тифа прогрессирующее обезвоживание, истощение и сердечно-сосудистый коллапс в конечном итоге приводят к смерти пациента.

Это медицинское мнение подтверждается мнением А. В. Гомма , написавшего подробное аннотированное издание Фукидида и считавшего, что причиной эпидемии был тиф. Это мнение выражено в его монументальном труде «Исторический комментарий к Фукидиду» , завершенному после смерти Гомма А. Эндрюсом и К. Дж. Дувром. Ангелос Влахос ( Άγγελος Βλάχος ), член Афинской академии и дипломат, в своих замечаниях о Фукидиде ( Παρατηρήσεις στο Θουκυδίδη , [1992] I: 177–178) признает и поддерживает: в целом допустимо, чтобы это был тиф »(« Σήμερα, όπως γράφει ο Gomme, έχει γίνει από όλους παραδεκτό ότι ήταν τύφος »). Эта теория также нашла подтверждение в недавнем исследовании чумы, проведенном греческими эпидемиологами.

Брюшной тиф

Симптомы

Симптомы, обычно связанные с брюшным тифом, напоминают описание Фукидида. Они включают:

  • высокая температура от 39-40 ° C (102-104 ° F), которая поднимается медленно;
  • брадикардия (медленное сердцебиение)
  • миалгия (мышечные боли)
  • в некоторых случаях появляется сыпь из плоских розовых пятен, называемых « розовыми пятнами ».
  • Также возможны крайние симптомы, такие как перфорация кишечника или кровотечение , бред и спутанность сознания .

Некоторые характеристики брюшного тифа явно расходятся с описанием Фукидида. Животные-падальщики не умирают от инфекции брюшным тифом, начало лихорадки при брюшном тифе обычно медленное и незаметное, а брюшной тиф обычно убивает на более позднем этапе развития болезни. Поскольку брюшной тиф чаще всего передается через плохие гигиенические привычки и общественные санитарные условия в густонаселенных городских районах, это маловероятная причина возникновения чумы в менее урбанизированной Африке, как сообщает Фукидид.

Анализ ДНК

В 2005 году исследование ДНК пульпы зубов, извлеченных из древнегреческой могильной ямы, под руководством ортодонта доктора Манолиса Папагригоракиса из Афинского университета, обнаружило последовательности ДНК, похожие на последовательности ДНК Salmonella enterica ( S. enterica ), организма, вызывающего брюшной тиф. лихорадка .

Вторая группа исследователей, в том числе американский эволюционный молекулярный биолог доктор Бет Шапиро из Калифорнийского университета в Санта-Крус , оспорила выводы команды Папагригоракиса, сославшись на то, что они считают серьезными методологическими недостатками. В письме в Международный журнал инфекционных болезней Шапиро и др. заявил, что «хотя этот анализ ДНК подтверждает, что последовательность Афин, возможно, является сальмонеллой , он ясно демонстрирует, что это не брюшной тиф».

Метод, используемый группой Папагригоракиса ( ПЦР ), показал себя склонным к ложноположительным результатам, вызванным загрязнением, а место захоронения источника, как известно, в древности активно использовалось свиньями, носителями другого серовара сальмонелл, который мог иметь был перепутан с возбудителем брюшного тифа. Тем не менее, команда Папагригоракиса утверждает, что основание для этого опровержения ненадежно, и что методология, используемая командой Шапиро, исторически давала противоречивые результаты.

Вирусная геморрагическая лихорадка

Рассказ Фукидида указывает на повышенный риск среди лиц, осуществляющих уход, что более типично для контактного распространения вирусной геморрагической лихорадки (например, болезни, вызванной вирусом Эбола или вируса Марбург ), чем тифа или брюшного тифа. Необычно в истории чумы во время военных операций, осаждающие спартанские войска описываются как не пораженные болезнью, бушующей рядом с ними в городе. Описание Фукидида также предлагает сравнение с VHF по характеру и последовательности развивающихся симптомов, а также по обычному летальному исходу примерно на восьмой день. Некоторые ученые интерпретировали выражение Фукидида « lygx kenē » ( λύγξ κενή ) как необычный симптом икоты, которая теперь признана частым явлением при болезни, вызванной вирусом Эбола. Вспышки VHF в Африке в 2012 и 2014 годах подтвердили наблюдения о повышении опасности для лиц, осуществляющих уход, и о необходимости барьерных мер предосторожности для предотвращения распространения болезней, связанных с ритуалами горя и погребальными обрядами. Вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке в 2015 году отметила стойкое воздействие на гениталии и глаза у некоторых выживших, что и описано Фукидидом. С клиническим инкубационным периодом продолжительностью до 21 дня и недавно продемонстрированной инфекционной способностью до 565 дней инфекции, передаваемой через сперму, перемещение лихорадки Эбола через торговлю через Нил в оживленный порт Пирей представляется вероятным. Близость древних греков с африканскими источниками отражена в точных изображениях обезьян в искусстве фресок и керамики, в первую очередь генонов ( Cercopithecus ), типа приматов, ответственных за передачу марбургского вируса в Германию и Югославию, когда эта болезнь была впервые охарактеризована в 1967 году. заманчиво требование большого количества слоновой кости, использованной в двух монументальных статуях Афины и Зевса (одно из семи чудес ) афинского скульптора Фидия из слоновой кости и золота , которые были изготовлены в одно и то же десятилетие. Никогда еще в древности слоновая кость не использовалась в таких масштабах.

Второе древнее повествование, наводящее на мысль об этиологии геморрагической лихорадки, принадлежит Титу Лукрецию Кару . В I веке до нашей эры Лукреций охарактеризовал афинскую чуму как кровянистые выделения из телесных отверстий ( Книга 6.1146–47: «sudabant etiam fauces intrinsecus atrae / sanguine» - горло внутри потеет, черное от крови). Этот дескриптор мог быть получен в результате прямого наблюдения, потому что Лукреций цитировал научных предшественников в греческой Сицилии Эмпедокла и Акрона . Хотя никаких оригинальных работ Акрона , врача, не сохранилось, сообщается, что он умер c. 430 г. до н.э. после путешествия из Сицилии в Афины для борьбы с чумой.

К сожалению, идентификация на основе последовательностей ДНК ограничена неспособностью некоторых важных патогенов оставить «след», который можно извлечь из археологических останков через несколько тысячелетий. Отсутствие устойчивой сигнатуры РНК-вирусов означает, что некоторые этиологии, особенно вирусы геморрагической лихорадки, не могут быть проверены с использованием доступных в настоящее время научных методов.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Бог солнца (в древнегреческой мифологии).
    2. Покровитель искусств, а в поэтической речи XIX в. - покровитель поэзии.

    м.
    Крупная бабочка семейства парусников с черными и красными пятнами на белых
    крыльях.

    Гаспаров. Записи и выписки

    ♦ Восп. В. Белкина, художника: "…в "Аполлоне" все были какие-то умытые…" (В. Лукн., 95).

    ♦ "Слог пиитический и аполлиноватый" хотел видеть в поэзии В. Тредиаковский. См. АПОЛЛОН же.

    Социальные последствия

    Счета афинской чумы наглядно описывают социальные последствия эпидемии. Отчет Фукидида ясно описывает полное исчезновение социальной морали во время чумы:

    . катастрофа была настолько ошеломляющей, что люди, не зная, что произойдет рядом с ними, стали безразличными ко всем правилам религии или закона ».

    Воспринимаемое влияние афинской чумы на коллективное социальное и религиозное поведение перекликается с рассказами о средневековой пандемии, наиболее известной как Черная смерть , хотя ученые оспаривали ее объективную правдивость в обоих случаях, ссылаясь на историческую связь между эпидемией и необоснованной моральной паникой , граничащей с об истерии.

    Боязнь закона

    Фукидид утверждает, что люди перестали бояться закона, так как почувствовали, что уже живут под смертным приговором. Точно так же люди стали тратить деньги без разбора. Многие считали, что они не проживут достаточно долго, чтобы пользоваться плодами мудрых вложений, в то время как некоторые из бедных неожиданно разбогатели, унаследовав собственность своих родственников. Также записано, что люди отказывались вести себя достойно, потому что большинство из них не рассчитывали прожить достаточно долго, чтобы иметь для этого хорошую репутацию.

    Забота о больных и мертвых


    Α реконструированный внешний вид Миртис , 11-летней девочки, которая умерла во время чумы в Афинах и чей скелет был найден в братской могиле Керамейкос, Национальный археологический музей Афин

    Другой причиной отсутствия порядочного поведения была явная заразность болезни. Те, кто ухаживал за больными, были наиболее уязвимы для заражения. Это означало, что многие люди умерли в одиночестве, потому что никто не хотел рисковать, заботясь о них. Мертвых складывали друг на друга, оставляли гнить или бросали в братские могилы. Иногда те, кто нес мертвецов, наталкивались на уже горящий погребальный костер, бросали на него новое тело и уходили. Другие присвоили подготовленные костры, чтобы иметь достаточно топлива для кремации собственных мертвецов. У тех, кому посчастливилось пережить чуму, выработался иммунитет, и они стали главными опекунами тех, кто позже заболел.

    Братское захоронение и около 1000 гробниц, датируемых периодом между 430 и 426 годами до нашей эры, были обнаружены недалеко от древнего афинского кладбища Керамейкос. Братскую могилу окаймляла невысокая стена, которая, кажется, защищала кладбище от заболоченной земли. В этой могиле в форме шахты, раскопанной в 1994–1995 годах, могло быть в общей сложности 240 человек, по крайней мере, десять из них - дети. Скелеты в могилах размещались случайным образом, без слоев почвы между ними.

    Экскаватор Эфи Базиотопулу-Валавани из Третьей Эфореи (Управление) древностей сообщил, что «братская могила не имела монументального характера. Найденные нами подношения состояли из обычных, даже дешевых погребальных сосудов, черных отделанных сосудов. , некоторые маленькие краснофигурные, а также белые lekythoi (фляги с маслом) второй половины V века до нашей эры. Тела были помещены в яму в течение одного-двух дней. Эти [факторы] указывают на массовое захоронение в состояние паники, вполне возможно, из-за чумы ».

    За это время беженцы из Пелопоннесской войны иммигрировали за Длинные стены Афин, раздувая население как афинского полиса, так и порта Пирей. За это время население увеличилось втрое, что увеличило вероятность заражения и ухудшение гигиены.

    Религиозная рознь

    Чума также вызвала религиозную неуверенность и сомнения. Поскольку болезнь поражала безотносительно к благочестию человека по отношению к богам, люди чувствовали себя покинутыми богами, и казалось, что поклоняться им бесполезно. Сами храмы были местом огромного страдания, поскольку беженцы из афинской сельской местности были вынуждены искать жилье в храмах. Вскоре священные постройки были заполнены мертвыми и умирающими. Афиняне указали на чуму как на доказательство того, что боги благоволили Спарте, и это было подтверждено оракулом о том, что сам Аполлон (бог болезней и медицины) будет сражаться за Спарту, если они будут сражаться изо всех сил. Более ранний оракул предупреждал, что «придет дорийская [спартанская] война и принесет с собой эпидемию».

    Фукидид скептически относится к этим выводам и считает, что люди просто были суеверны. Он полагается на преобладающую в то время медицинскую теорию, теорию Гиппократа , и стремится собрать доказательства посредством прямого наблюдения. Он заметил, что птицы и животные, питавшиеся падалью, исчезли, хотя он оставляет открытым вопрос, умерли ли они после того, как съели трупы, или отказались есть их и были изгнаны:

    Все птицы и звери, охотящиеся на человеческие тела, либо воздерживались от прикосновения к ним (хотя многие из них лежали непогребенными), либо умирали, попробовав их. В доказательство этого было замечено, что такие птицы действительно исчезли; они не были связаны с телами и вообще не были видимы.

    Последствия

    Чума нанесла Афинам огромный ущерб через два года после начала Пелопоннесской войны, от которой она так и не оправилась. Их политическая сила ослабла, а моральный дух их армий и граждан значительно упал. Затем Афины потерпят поражение от Спарты и упадут из-под власти в Древней Греции.

    Астрономический словарь

    1) Бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Западной Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге.

    2) В греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. 4 в. до н. э., скульптор Леохар).

    3) Малая планета диаметром около 1 км, открыта К. Рейнмутом (Германия, 1932), обращается вокруг Солнца по вытянутой эллиптической орбите с периодом 1,81 года. Расстояние Аполлона от Солнца изменяется от 0,65 до 2,33 а. е. Сближается с Землей до 0,1 а. е.

    4) ("Аполлон") Литературно-художественный журнал, 1909-17, Санкт-Петербург. Был связан с символизмом, позднее с акмеизмом.

    Читайте также: