Stronghold warlords обзор

Обновлено: 04.07.2024

Ключ к победе в любой RTS – научиться как можно скорее собирать ресурсы и создавать новых юнитов. В Stronghold: Warlords следует позаботиться о том, чтобы добывающие здания и склад были размещены как можно ближе к источникам четырех типов ресурсов:

– Древесина – ищите леса, деревья, которые можно выделить при наведении курсором (некоторые заросли в игре не выделяются, а значит, ваши рабочие не смогут их срубить). Требуется для строительства зданий.

– Камень – добывается на каменоломнях и используется преимущественно для возведения защитных сооружений вокруг крепости (стен, башен и так далее).

– Железо – необходимо для крафта оружия и брони, без которых невозможно нанять специализированных, более могущественных юнитов. Добывается на железных залежах.

– Селитра – первое звено в пороховой цепочке. Из нее создается порох, а из пороха – различные осадные орудия. Добывается на селитровых залежах.

Поскольку у вас есть только один склад, на который рабочие приносят добываемые ресурсы, постарайтесь разместить его таким образом, чтобы он оказался в центре всех источников полезных ископаемых. Для некоторых добывающих зданий потребуются упряжи с буйволами. По-другому доставить ресурсы до склада не выйдет. Эти вьючные животные понадобятся для транспортировки камня и железа.

Примечание. Самое интересное, что в Stronghold: Warlords любые постройки появляются на карте моментально, как только вы их установите (убедившись, что достаточно ресурса для строительства). Аналогичная ситуация с юнитами. Единственное, на что тратится время – на саму добычу ресурсов. Вы можете увеличить запасы древесины, камня, железа или любой пищи, захватив военачальника и потребовав у него очередные поставки (за очки дипломатии). Но это – тема для отдельного руководства!

Популярность среди крестьян – счастье, рабочие, жилье, налоги, еда

В Stronghold: Warlords не нужно самостоятельно обучать/создавать/нанимать рабочих. Вместо этого они автоматически придут в ваше поселение, если его популярность (уровень счастья) будет на высоком (положительном) уровне. В правом нижнем углу экрана перечислены основные параметры, запасы и расход еды. И возвышается над всем этим уровень счастья, показанный в виде зеленой, серой или красной рожицы. Зеленая рожица с улыбкой указывает на положительный уровень счастья, серая – на нулевой (значит, население не растет и не убывает), а красная – на отрицательный (люди начинают уходить, вскоре вам попросту не хватит рабочих и некоторые здания перестанут функционировать).

Stronghold: Warlords: Гайд и советы для новичков

Еда – основной источник существования, а также источник повышения популярности и налогов!

Ваши действия могут привести к росту или спаду популярности. Все зависит от настроек на панели под уровнем счастья.

Факторы, влияющие на популярность:

– Налоги – вы можете повышать или понижать налоги, заставляя крестьян платить больше или меньше. Более того, налоги можно полностью отключать или переводить в отрицательный баланс. Последний вариант – отличный способ за счет определенного количества золота подкупить обиженных крестьян, вернув их на рабочие места.

– Еда (рис, овощи, мясо) и одежда. Раздавая больше еды, вы повышаете уровень счастья. По умолчанию крестьяне едят одну порцию риса, но вы можете разнообразить их рацион. Помните, что еда помещается в амбар, а не на склад.

Идея заключается в том, чтобы найти хороший баланс между расходами еды (обеспечить ее прирост за счет полей, свиноферм или военачальников), повысив уровень счастья населения, а затем воспользоваться этим, чтобы увеличить налоги и собрать как можно больше золота. При помощи последнего можно напрямую нанимать специализированных юнитов из военной академии. Для них требуется только золото (никакого оружия).

Кроме того, не забывайте про жилье и его качество. Под уровнем счастья показано текущее количество населения и максимальное число жилых мест. Текущее население может уменьшиться, когда вы нанимаете воинов для своей армии. Но при этом растет и потребление пищи. Максимальное число жилых мест можно повысить за счет строительства новых домов. Кроме того, практически все дома дают по 8 жилых мест, но отличаются качеством жилья. И чем выше это качество, тем выше бонус счастья будет предоставлен через жилую площадь. То есть со временем я рекомендую сносить худшие жилые постройки и на их месте возводить улучшенные версии.

Дополнительные бонусы – бонус духа и фактор страха

Вы можете получить дополнительные бонусы к уровню счастья за счет строительства различных храмов. Чем больше построек находятся в зоне действия храма, тем выше будет популярность лидера. Кроме того, есть здания с фактором страха:

– Положительный фактор страха увеличивает вашу популярность и урон войск, но снижает эффективность рабочих.

– Отрицательный фактор страха снижает популярность и урон войск, но повышает производительность рабочих.

Создание мощной армии

Хотя в Stronghold: Warlords говорится о том, что на поле боя лицом к лицу сошлись лидеры разных наций, игра совершенно не ограничивает вас в типаже нанимаемых юнитов. Вам доступны абсолютно все войска: от воинов-монахов, самураев, солдат Империи до ниндзя и огненных копейщиков. Свободные рабочие, которые есть в вашем поселении, автоматически становятся военными, как только вы нанимаете любого юнита.

Начинать нужно с казарм, хотя по умолчанию доступны самые слабые юниты в виде племенных отрядов. Затем нужно будет построить арсенал и несколько мастерских для создания разнообразного оружия и доспехов. Разместите их как можно ближе к складу, поскольку рабочие идут за ресурсами именно туда, а затем относят готовые предметы в арсенал. Для оружия и доспехов нужны древесина и железо. Эта цепочка зданий в конечном счете позволит нанимать высокоуровневых юнитов, включая воинов, знаменосцев Империи, арбалетчиков и так далее.

Не стоит забывать про конюшни, которые открывают доступ к кавалерии (ближнего и дальнего боя), а также о военной академии, откуда выходят спецвойска исключительно за золото (дорогое удовольствие). От казарм военная академия отличается следующими принципами:

– Для всех юнитов в казармах требуется немного золота и оружие с доспехами.

– А для юнитов военной академии требуется только большое количество золота.

Осады – защита замка и осадные орудия

В осадном лагере можно создавать осадные башни, баллисты, мортиры, катапульты, требушеты и многое другое. Вы даже можете нанимать ракетные войска, которые способны запускать единичную ракету и наносить огромный урон вражеским постройкам или армиям.

Для большинства осадных орудий требуется огромное количество золота, а в редких случаях – свободные рабочие. Для других типов потребуется еще и порох, который производится из селитры, добываемой на аналогичных шахтах. Поскольку речь идет об игре из серии Stronghold, то осады и захват территорий – незаменимая часть игрового процесса. Вы сможете захватывать территории, но то же самое попытается делать и AI. Окружайте свою крепость стенами, для которых необходимо много камня. Создавайте лестницы, бастионы, ловушки, баррикады, защитные платформы и прочие оборонительные сооружения.

Если хотите защитить лучников на стенах, старайтесь размещать их внутри малых, средних и больших башен.

Быстрый старт в любой миссии

Пройдите через эти 5 шагов независимо от выбранной миссии, и сможете максимально быстро развить свою базу:

– Шаг 1 – размещение склада. Это самое первое здание, которое вы должны разместить на карте, поскольку именно в нем будут храниться все добываемые и покупаемые ресурсы. Таким образом, первое, что нужно сделать – разместить склад в таком месте, чтобы он был расположен на равноудаленном расстоянии от основных источников древесины, камня, железа и селитры. Впрочем, все зависит и от удачи, поскольку на одной карте ресурсы могут оказаться поблизости, а на другой – далеко друг от друга.

– Шаг 2 – добывайте как можно больше древесины. Основные запасы древесины следует потратить на создание лесопилок, на которых будут работать крестьяне, добывающие древесину. Естественно, разместить их следует как можно ближе к бамбуковым деревьям.

– Шаг 3 – жилье. В зависимости от преднастроек ресурсов перед запуском игры у вас будет определенное количество древесины, камня и так далее. В большинстве случаев всем доступно достаточное количество древесины, чтобы потратить его на строительство парочку обычных домов. У жилья есть шесть уровней качества, и его следует учитывать для того, чтобы добиться высокой популярности среди населения и повысить налоги для получения максимума золота. Как правило, никогда не пытайтесь строить жилье ниже обычного дома. Если только этого не требует отчаянная ситуация, когда вам внезапно понадобился существенный скачок населения.

– Шаг 4 – возводим стены. Опять же, все зависит от настроек ресурсов, но у вас, вероятно, будет достаточно камня, чтобы поставить стены. По крайней мере, вокруг цитадели, где находится лидер. Постройте эти стены как можно раньше, поскольку AI будет довольно-таки агрессивен в своих стремлениях.

– Шаг 5 – расставить приоритеты в арсенале. Без строительства арсенала (оружейной) вы сможете нанимать только два типа юнитов. И это самые простые воины, которые практически бесполезны в бою против специализированных войск. Они намного слабее топорщиков и лучников, не говоря уже о более серьезных войсках. Создайте оружейную в паре с различными мастерскими, чтобы создавать оружие и доспехи, необходимые для специальных отрядов. Вероятно, начинать нужно с мастерских луков и топоров, но в дальнейшем обратите внимание и на другие постройки.

Быстрые советы и подсказки

– Не забывайте про функцию ускорения времени. Для этого нажимайте клавишу «+». Или замедления при помощи клавиши «-».

– Если решите захватывать крепости полководцев силой, убейте всех врагов вокруг, а затем расставьте по кругу лучников или арбалетчиков. Пусть они атакуют военачальника, в таком случае вы не потеряете ни одного юнита.

– Если на здании появляется маркер «зеленых следов с красным перечеркиванием», значит, ваши рабочие не могут до него добраться. В таком случае либо уберите с пути преграду, либо демонтируйте здание и постройте его в другом месте.

– Рисовые и овощные поля не могут преградить путь вашим рабочим, однако свенофермы и остальные постройки делают это. Учитывайте данную информацию, особенно в некоторых миссиях сюжетной кампании.

– Иногда выгодно демонтировать лишние постройки (стены, башни), доступные в начале миссии, чтобы получить ресурсы и потратить их на что-то другое. Или продать и получить золото, если в нем есть необходимость.

– Никогда не позволяйте вашей популярности опускаться до отрицательных значений. Крестьяне начнут покидать поселение, совсем скоро пропадут рабочие места, и вы даже не сможете обеспечить людей пищей. Это может привести к полной капитуляции. Если что-то идет не так, лучше пожертвуйте золотом и установите отрицательные налоги, чтобы подкупить крестьян.

«Warlords прошли долгий путь с момента нашего анонса во время E3. Мы уделяем пристальное внимание отзывам поклонников и внесли ряд графических улучшений, а также добавили новые боевые единицы и осадные орудия. Наша команда улучшила общие впечатления от системы Warlords, которая будет доступна для полноценной игры во время PAX West», — отметил директор по маркетингу студии Firefly Ник Таннахилл (Nick Tannahill).


Stronghold: Warlords — первая игра Firefly, которая обещает воссоздать замковую экономику Востока. В ней можно будет командовать монгольскими ордами, имперскими воинами и самураями во время осады японских замков и укреплённых китайских городов при помощи классических воинов и смертоносного порохового оружия. Также впервые в серии Stronghold: Warlords позволит набирать ИИ-военачальников, обновлять и командовать ими на поле боя, используя уникальные преимущества и характеристики. Устранение вражеских военачальников также станет одной из ключевых целей.


Эпоха, которую описывает игра, охватывает исторические кампании Китая с 3 века до н. э. и продолжается вплоть до подъёма сёгуната и монгольской империи. По мере прохождения предстоит добиваться расположения подданных, предлагая им средневековые развлечения или же вселяя страх с помощью налогов и пыток. Если игрок наберёт достаточно много очков дипломатии и сформирует правильные альянсы, он сможет добиться победы, даже не используя свои собственные войска в бою.


Stronghold: Warlords планируется выпустить на ПК в 2020 году. Более точная дата не называется. На странице в Steam обещана полная русская локализация.

Серия Stronghold хоть и самобытна, но звёзд с неба никогда не хватала: действительно значимой была лишь первая номерная часть, но в дальнейшем что у прямых продолжений, что у ответвлений вроде Legends или Crusader проявлялись те или иные несуразицы. То удручающая нехватка свежих идей и безынтересное топтание на месте, то мучительные технические проблемы и скверная реализация задумок мешали «Твердыне» закрепиться в стане выдающихся представителей жанра. А семь лет назад она и вовсе ушла на продолжительную паузу (разве что причудливая онлайн-забава Stronghold Kingdoms скрашивала досуг самых преданных фанатов). Поэтому и на Warlords особых чаяний возлагать не стоило. Хотя всё же теплилась надежда на пусть и не великий, но неплохой RTS-проект…

Пусть огород и не очень эстетично смотрится у здания правительства, зато лидер может смело заявлять, что он близок к народу.

Пусть огород и не очень эстетично смотрится у здания правительства, зато лидер может смело заявлять, что он близок к народу.

Фундамент Stronghold: Warlords — сугубо классический, хоть и переехал с туманных британских островов на дальние азиатские земли. Повелителю (увы, вы больше не «милорд») предстоит поставить на поток добычу важных ресурсов и параллельно возводить неудержимую машину войны, что сокрушит неприступные вражеские стены. А на случай если неприятельские отряды выдвинутся в нашу вотчину, и свой замок отстроить и защитить будет не лишним.

Для усиленной фортификации потребуется, конечно, камень, который можно раздобыть в каменоломне, а по соседству, на железных рудниках — сырьё для острых катан и крепких доспехов. Однако добыча дерева, пожалуй, будет в приоритете — ведь это и дома для крестьян, и рабочие места трудягам, и луки с топорами — простым солдатам. И конечно, не стоит забывать, что у народа есть базовые человеческие потребности. Для жизни подданным, как ни удивительно, надо питаться, а нам, соответственно, умело управлять ресурсами и не позволять провианту иссякнуть.

Рис — основа рациона; овощи и мясо — приятное разнообразие к опостылевшей крупе; зелёный чай — практически местный элемент роскоши

Рис — основа рациона; овощи и мясо — приятное дополнение к опостылевшей крупе; зелёный чай — практически местный элемент роскоши

Ведь главный ресурс нашей империи, конечно же, — сами подданные. Крестьяне выполняют всю работу — от добычи материалов и выращивания культур до превращения селитры в порох или создания луков, топоров и мечей для войска. А ещё простой люд — основа этого самого войска. Так что граждан лучше не злить — иначе пострадает репутация, а с ней и прирост населения. Зато если у каждого есть чашка риса, кров, да ещё и конфуцианский храм за окном, то и престиж властителя будет соответственно высоким, а популяция — прибывающей.

Чтобы поддерживать хрупкий баланс народного довольствия и успешного развития, придётся научиться жонглировать разными аспектами в зависимости от сиюминутных необходимостей — поднять, например, налоги, но и увеличить порцию риса с чаем на человека. Или же в голодный сезон, когда все потуже затянули поясные верёвки — отменить сборы и, наоборот, выдавать людям золотые монеты в надежде, что осознание материального достатка перекроет разочарование пустой тарелкой. А если нет — популяция стремительно сократится, оставив нас с простаивающим производством, без армии и, соответственно, открытыми любым интервенциям.

Пожар на рисовых плантациях опасен не только гибелью урожая, но и вообще всего живого в округе

Пожар на рисовых плантациях опасен гибелью не только урожая, но и вообще всего живого в округе

Конечно, восточные правители были склонны к баталиям не меньше британских лордов. И разные кампании отразили своеобразие лидеров и их военно-политические амбиции: Тоётоми Хидэёси пытается объединить Японию; Чингисхан занят безостановочной экспансией; Цинь Шихуанди стремится прервать затянувшееся кровопролитие в Китайской империи, а Тхук Фан старается отстоять независимость своего народа. Сами же миссии предлагают стандартную военную рутину — захват вражеских укреплений, оборону против безостановочно прибывающих сил противника или, например, штурм фиксированным отрядом без возможности тактического отступления и пополнения рядов на базе. Увы, интересных ситуаций, разбавляющих одни и те же исходные условия, крайне мало, а богатый исторический материал подаётся несвязными отрывками, которых с трудом хватает для мотивированного прохождения. За одним исключением…

Единственная по-настоящему примечательная кампания новой Stronghold — «мирная». Без преувеличения это алмаз Warlords. Здесь вместо утомительных осад и опостылевших набегов предстоит «идти путём мира и процветания». Задания соответствующие: восстановить разрушенный город, повысить культурный статус Империи или, например, совершить технологический прорыв. Или собрать внушительный арсенал, но лишь защиты ради! Ведь полностью стычек избежать не выйдет — окружение всё же весьма воинственно, но оборона — лишь малая часть местных увлекательных социо-экономико-стратегических головоломок.

По картам расставлены мини-поселения, союз с которыми сулит разные бонусы: от поставок дополнительных ресурсов до военной помощи. Договориться с ними можно как путём дипломатии, так и банально захватив

По картам расставлены мини-поселения, союз с которыми сулит разные бонусы: от поставок дополнительных ресурсов до военной помощи. Договориться с ними можно как путём дипломатии, так и банально захватив

В каждой мирной миссии есть временной лимит, и, чтобы успеть выполнить пункты задачи, необходимо скрупулёзно рассчитать все переменные: расстояние от лесов и ресурсных точек до склада, порядок постройки важных зданий, скорость прироста населения и возможные факторы его падения. И даже так игрок не застрахован от непредвиденных событий: то обильные осадки затопят низины, погубив людей и здания, то рой насекомых уничтожит урожай, то тигры заглянут в поселение на огонёк. И каждый подобный инцидент грозит провалом всей миссии. Но когда справишься с напастью, возникает небывалое чувство гордости за себя и спокойствия — за народ…

Словом, экономическая кампания вышла насыщенной, интересной и в меру напряжённой. Да и посыл у неё получился прекрасный: созидание сильней меча, и только мирным путём можно достигнуть процветания и гармонии. Жаль, она одна такая во всей игре.

Главный и очевидный промах Stronghold: Warlords ярко проявляет себя не в исторических кампаниях (хотя тревожные нотки заметны уже там), но на полях свободных сетевых схваток или боёв против искусственного интеллекта. И выражен он в том, что стороны конфликта различаются между собой… только названиями, именами правителей и их модельками. Что Япония, что Китай, что Монголия — все они обладают идентичными постройками, военными единицами и набором тактических мер. Даже по архитектурно-визуальному подходу стороны едва ли можно различить.

Тут особенно обидно за монголов, чей кочевой метод ведения войны весьма посредственно отражён в кампании и совсем никак не воплощён во фракционных особенностях сетевых / одиночных матчей. Ключевые постройки Чингисхана отвечают эстетике китайских зодчих, а войска монгольского лидера можно пополнить отрядом смертоносных ниндзя и могучих самураев. С другой стороны — явно ордынские, конные, лучники выступают «легионерами» у Китая и Японии.

Естественно, говорить о балансе сторон в такой ситуации не имеет смысла — технически он, конечно, безупречен, а исход каждого матча зависит исключительно от умений игрока и выбранной тактики. Будь то истощение противника набегами конных войск, игра через защиту и контрнападение или создание разрушительных артиллерийских дивизий, которым что стены, что люди — всё одно. Жаль, биться в таких матчах скучно до безобразия.

Чтобы понять и изучить Warlords вдоль и поперёк, много времени не понадобится, в ней не припасено ни интересных находок, ни неожиданных стратегических возможностей. Разве что в меню строительства есть интригующая вкладка «фактор страха», знакомая всем любителям установить в мире Stronghold тиранию. Здания в этой категории — своеобразная вариация концепции «кнута и пряника», где предлагают строить либо развлекательные заведения, либо пыточные устройства. «Отрицательные» бонусы повысят производительность рабочих, но ослабят армию, «положительные» — наоборот, поддадут прыти войскам, но усилят прокрастинацию крестьян. Мало того, что такое функциональное деление несколько нелогично, так на деле же — бонусы для одних оказываются слишком незначительными, чтобы жертвовать ради них другими, не менее важными аспектами управления государством.

Вблизи схватки выглядят ужасно неказисто

Вблизи схватки выглядят ужасно неказисто

В боях не стоит ждать откровений — ни в тактическом, ни в исключительно зрелищном смысле. Замки рушатся блекло, а куски стен расщепляются прямо в воздухе, солдаты в пылу битвы вяло почёсывают оружием своих оппонентов, и даже артиллерия не создаёт на поле боя хоть какой-то эффектной картины войны. Выглядит всё это безжизненно, о погружении в мир военных междоусобиц нет и речи. Добавить к этому глуповатый искусственный интеллект, который позволяет обстреливать себя с фланга и даже не пытается что-то с этим сделать или спокойно подводит рукопашные отряды без поддержки под защищённые стены — и получается совершенно посредственная стратегия, пусть и с неплохими задатками.

Достоинства:

  • неплохо проработанная экономическая система;
  • увлекательная мирная кампания…

Недостатки:

  • …но преимущественно занудные военные миссии;
  • отсутствие игровых различий между сторонами конфликта;
  • не самый сообразительный искусственный интеллект;
  • слабое визуальное воплощение боевых действий.

Графика

Визуальный аспект получился невыразительным: эффекты не впечатляют, камеру к воюющим моделькам лучше не приближать, да и эстетику разных азиатских цивилизаций неловко слепили воедино. Зато удались пейзажи и общий восточный колорит.

Звук

Звучит Warlords лучше, чем выглядит: в боях уместно позвякивает сталь и играют фоновые мелодии, в деревнях крестьяне выражают своё недовольство налогами и радость от фешенебельных лачуг, да и советник вполне справляется со своей ролью и даже порой пытается острить.

Одиночная игра

По-настоящему захватывающая экономическая кампания и невыгодно контрастирующие с ней военные миссии, которые, скорее всего, будут заброшены на середине, если не раньше. Стандартные же сражения, в силу начисто отсутствующей фракционной идентичности, увлекут, в лучшем случае, на один-два матча. Также в игре представлен режим «песочница» — для медитативного возведения своей империи без войн и суеты.

Коллективная игра

Сетевые баталии, как и бои против ИИ, надоедают после пары схваток. Тем не менее, игру найти пока что можно: в лобби в среднем присутствует двадцать-сорок сессий.

Общее впечатление

Stronghold: Warlords, увы, не привносит ничего примечательного ни в серию, ни в жанр. А кроме прекрасной мирной кампании, ничто здесь не удержит у экрана дольше чем на пару часов.

Firefly Studios у себя в микроблоге опубликовала официальное заявление в связи с переносом премьеры своей новой стратегии в реальном времени Stronghold: Warlords на следующий год.


Напомним, до последнего времени релиз Stronghold: Warlords ожидался 29 сентября текущего года на ПК (Steam). Теперь же у игры появилась чуть более отдалённая дата выхода — 26 января 2021 года.

Как и в случае с другими недавними задержками, причиной для переноса Stronghold: Warlords послужили последствия пандемии COVID-19, чересчур сильно повлиявшей на процесс разработки.

В Firefly Studios заявили, что решение повременить с релизом Stronghold: Warlords далось команде крайне нелегко. Несмотря на неизбежное недовольство фанатов, вызванное анонсом, студия в своём выборе уверена.

«Мы не можем передать словами, насколько нам жаль разочаровывать вас, но поймите, что мы пытаемся подарить сообществу наилучшую Stronghold», — заверили поклонников в Firefly Studios.


Разработчики также призвали всех заинтересованных в Stronghold: Warlords следить за активностью на официальном YouTube-канале студии, где авторы будут рассказывать о том, на что тратят дополнительное время производства.

Главной особенностью Stronghold: Warlords называют управляемых искусственным интеллектом военачальников, которых игрок сможет набирать и контролировать на поле боя.

Читайте также: