Steins gate обзор

Обновлено: 07.07.2024

Steins;Gate - это научно-фантастический аниме сериал, завязанный на перемещениях во времени, но Врата Штейна это не адаптация манги, как бывает в большинстве случаев, здесь оригиналом послужила визуальная новелла 2009 года с аналогичным названием.

Также есть видеоверсия этой статьи с полноценным монтажом.

Образ безумного ученого знаком определенно всем. Это с одной стороны популярный вариант злодея, который ставит свои идеи и цели выше всего остального, с другой это образ положительного или нейтрального персонажа, у которого волеизъявления так же велики, но еще не перейдена грань в полное безумие.

Прародителем стериотипа "mad scientist" можно считать Виктора Франкенштейна из книги Франкенштейн, или Современный Прометей. Кстати, эта книга еще считается первым научно-фантастическим произведением. В общем автор Мэри Шелли принесла не мало безумия в этот мир, за что ей разумеется спасибо.

Главный герой из аниме-сериала Врата Штейна также наследние этого образа. Более-того молодой околоученый Окарин знает об этом стериотипе и живет ролью "mad scientist".

Он студент, который, имеет уже свою домашнюю лабораторию, создает гаджеты, делает эксперименты и как-то раз, неожиданным для него образом, он оказывается в эпицентре событий по созданию машины времени. Да, максимально абстрактно, но это моя попытка избежать спойлеров, так как события во Вратах Штейна действительно оригинальные в своем роде.Это не простой прыжок в будущее или прошлое, где настает время приключений! Здесь научная фантастика, которая все же намного больше фантастика, чем наука, но как сценарный инструмент она работает прекрасно. Здесь прямо необходимо постоянно концентрировать внимание над происходящим, чтобы успевать за динамикой сюжета и временными прыжками, иначе все превратиться в кашу.

Правда если с мыслительным процессом перестараться, найдуются дыры в сюжете и логике происходящего. Но эти дыры никогда не достигают критической массы, либо по-научному(по-заумному), не достигают точки сингулярности. Ты постоянно веришь в эту историю, отбрасывая погрешности, потому что все внимание будет тонуть в попытке понять устройство этого мира, запоминаниях временных скачков и самое главное, будешь переживать за главного героя и его команду.

На самом деле эмоциональные ощущения Окарина находятся в эпицентре всего сериала.

Близкие ракурсы, засветы камеры, искаженные углы: Врата Штейна находят разные способы показать негативные эмоции вплоть до ужаса, которые прогрессируют в голове Окарина. Более-того из-за сильной эмоциональной связи с главным героем, я сам начинал ощущать легкую паранойю из-за того, что мой мозг тоже кипел в сумме эмоций и всех мыслительных работ. Попытки понять вселенную, понять сюжет, хаос из-за случайности, которая может возникнуть благодаря эффекту Бабочки, ужас из-за столкновения со смертью. Все это создает иллюзию, будто ты сходишь с ума вместе с главным героем. Для меня это действительно новое ощущение, которое в искусстве до Врат Штейна я еще не испытывал.

Возможно, авторам вздумалось, что аниме будет слишком сложным и они решили разбавить это комедией и японским пошлым фансервисов. Комедия работает отлично, к ней претензий вообще нет, но вот пошлости.

Вторая проблема Врат Штейна это сомнительное зло, враги, антагонисты. Сама организация, представляющая угрозу максимальна абстрактна, цели которой все же ясны, но вот методы и действия, которыми они руководствуются остаются непонятными. Сериал в попытке раскрыть главного персонажа, что ему определенно удалось, подзабыл о врагах.

Но в целом просто чувствуется, что вселленная Стейн Гейт сделанна с молодым энтузиазмом и большой любовью. Сложная физика времени, в которой лично я не до конца разобрался. Эксклюзивный юмор интернет завсегдатаев. Куча разных культурных референсов: IBM 5100, DeLorean, Джон Тайтор - это самоправозглошенный на интернет-форумах с 2000-го по 2001-ый путешественник во времени. Его даже авторы смогли вплести в сюжет аниме, к тому же этот сюжет от части основан на теориях и рассказах этого Джона Тайтора.

Еще из референсов неожиданным для меня стал Акихабара, торговый район электроники. Во Вратах Штейна это не последнее место в значимости. Ну место и место, но после просмотра я случайным образом узнал, что это реальная торговая площадь в Токио, которая капец как похоже на аниме. Это фотографии. У японцев даже торговые площади получаются анимой.

«Вселенная имеет начало, но не имеет конца — безграничность.
Хотя звёзды тоже имеют начало, они гибнут под собственной силой — ограниченность.
История доказала, что самый мудрый человек является величайшим глупцом.
Рыба, живущая в море, не знает о мире на суше. Она бы так же погибла, если бы обрела это знание.
Человек, превысивший скорость света, — больший абсурд, чем рыба, начавшая жить на суше.
Можно сказать, что это последнее предупреждение бога для тех, кто сопротивляется»

Эти слова могут казаться по-философски интересными мыслями, а могут — пафосным бредом. О них можно точно сказать то, что они принадлежат студенту Токийского университета Денки (Tokyo Denki University). Несмотря на это, студент является основателем лаборатории Гаджетов Будущего, самопровозглашенным безумным учёным, цель которого — разрушение мирового устоя. Имя его: Хооин Кёма (Роковой Феникс). Его второе имя, по словам Кёмы, используемое для «обмана мира»: Окабе Ринтаро. Главный герой визуальной новеллы (романа) Steins;Gate, манги, её аниме-адаптации, продолжения и спин-оффов.


Steins;Gate относится к вселенной Science;Adventure, но в целом её история является самостоятельной. Вселенная S;A закладывает различные теории заговоров в основу сюжетов своих произведений. S;G является наиболее популярным среди них. Одна из причин этого — отличная аниме-адаптация, которая послужила для многих рекламой новеллы (романа). Другая кроется в главной теме произведения: «Путешествие во времени».

Придумать с такой концепцией что-то новое и, что важнее, интересное — задача сложная, но при достаточном опыте и желании вполне выполнимая. Авторы предоставляют необычную модель «времени», которая действительно работает в рамках вселенной, и строят вокруг неё весь сюжет. Персонажи в нём — обычные люди, которые подчиняются этой модели. Главному герою же представилась возможность повелевать временем. Но окажется, что эта возможность мнимая.


Двадцать восьмое июля две тысячи десятого года. Япония, Акихабара. Сумасшедший безумный учёный Хооин Кёма направляется в Центр Радио на конференцию доктора Накабачи. С ним отправилась его подруга детства Шиина Маюри, беззаботная добрая школьница, которая спросила о цели похода только в самом здании. Цель — тема презентации. «Путешествие во времени». Кёма, конечно, скептически относится к тому, что Накабачи может сказать, но всё равно решил: a) что это интересная информация; b) что нужно узнать о ней раньше Организации. Презентация не успела начаться, как всё здание затряслось на короткое время. Можно было подумать, что это землетрясение, но Кёма определил: источник тряски на крыше. Приоткрыв дверь туда, он обнаружил, предположительно, спутник.


В голове Кёмы появилось много вопросов, но найти на них ответы он не решился. Сотрудник здания увёл заинтересованных людей с крыши. После презентации, материал которой оказался плагиатом, разочарованный Кёма собрался с Маюри уходить, как вдруг по всему зданию проносится вопль полный боли. Хооин отправляет подругу на улицу, а сам идёт проверить источник крика.

Перед читателем/зрителем проносятся загадочные цифры, а перед Ринтаро предстаёт пустая улица, секунду назад бывшая многолюдной. Окабе бежит в поисках Маюри и остальных людей. Он находит её у Центра Радио и в недоумении расспрашивает о случившемся. По словам Маюри, она вместе с ним только подходила к Центру Радио. Окабе переводит взгляд на здание: спутник, бывший прежде на здании, теперь находился внутри него, будто упавший с высоты.


К этому моменту у читателя/зрителя возникает слишком много вопросов. Что за цифры? Куда пропали все люди? Что за спутник и почему он врезался в здание, хотя пару минут назад стоял на нём? Кто и почему совершил убийство? Что за Организация, про которую говорит Хооин? И почему он ведёт себя как самовлюблённый придурок-чунибьё (см. «синдром восьмиклассника»)?

Раскрывать весь сюжет не имеет смысла. В ближайшие несколько часов чтения/несколько серий просмотра ответы будут даны лишь на некоторые вопросы, но ничто в будущем не останется без ответа. А после одного сюжетного поворота тон повествования и вовсе изменится, и тогда откроется истинное лицо Steins;Gate.
Но в первую очередь это история о персонажах. Рассказать о них имеет смысл.



Окабе Ринтаро, a.k.a сотрудник лаборатории 001 и сумасшедший безумный учёный Хооин Кёма. Чудак, по мнению многих людей, но вполне безобидный, чтобы не вышвыривать его из арендованной однокомнатной квартиры. Её он и нарёк громким названием «Лаборатория Гаджетов Будущего». А так как Кёма — учёный, то он всё время носит лабораторный халат. К тому же он установил дресс-код в лаборатории, по которому все сотрудники должны носить лаб. халат, но почти никто ему не следует. Любит использовать названия из скандинавской мифологии в своих «операциях», даже если их цель — снижение стоимости говядины. При их проведении в экстренных и не слишком ситуациях Кёма пользуется своим помощником, с которым он совещается и делится информацией. Мобильным телефоном. Даже если он выключен. Но безумный учёный также знает, как нормально им пользоваться. Придумывает прозвища людям. Скрывается от Организации, про которую знает только он и больше никто, и ведёт борьбу со всем миром. Кёма не псих, он понимает, что говорит и делает. Но причина его поведения останется в тайне для читателя/зрителя до нужного момента.



Шиина Маюри, a.k.a Маюши и сотрудник лаборатории 002. Добрая, заботливая, беспечная, глупенькая девушка. С детства дружит с Окабе. Возможно, по этой причине она стала вторым сотрудником: в один из весенних дней Маюри просто пришла в лабораторию, чтобы проведать друга. С тех пор она каждый день посещает «лабу» как сотрудник, несмотря на то, что для работы над Гаджетами Будущего она не приспособлена умственно. Зато Маюри проводит время за шитьём костюмов для подруг-косплееров, но косплеить самой ей не хочется. Работает в мэйд-кафе MayQueenNyan².



Хашида Итару, a.k.a Дару, сотрудник лаборатории 003, супер-хака (как зовёт его Кёма), супер-хакер (как зовёт себя он). Специалист по программному, аппаратному обеспечению и японским мемам. Высокоуровневый отаку. Использует в своей речи устойчивые обороты, фразы, являющиеся отсылками на различные аниме/манги/игры. Завсегдатай японского имиджборда — @channel («@» читается как «at»). Стал сотрудником по нескольким причинам: a) в лабе можно свободно пользоваться компьютером; b) относительно недалеко идти до того самого мэйд-кафе.



Макисе Курису, a.k.a «The Zombi», «Celeb 17 (Семнадцатилетняя звезда)», извращённая гениальная девушка, американская девственница, «@chaneller», цундере, ассистент и Кристина. (Если смысл всех остальных никнеймов будет раскрыт по сюжету, то «Кристину» нужно объяснить. Кёма произносит «Курису-тина», что созвучно с «Кристина». Курису же в ответ всегда замечает, что в её имени нет «-тина».) Курису — молодая гениальная учёная. В семнадцать лет (во время действия сюжета ей уже восемнадцать) её статья была опубликована в научно-популярном журнале Science. Читатель/зритель, как и Кёма, ближе знакомится с Курису на её лекции. Тема лекции: «Путешествие во времени». Но точнее будет сказать: «Почему путешествия во времени невозможны». Её доводы логичны, аргументы тверды, а взгляды несокрушимы. Из-за такого непреклонного характера с ней очень трудно ладить.





Урушибара Рука, a.k.a Рукако. Помогает отцу, работая у него в храме мико (жрицей). Тренируется вместе с учителем Кёмой в обращении с Демоническим мечом Самидаре. Тихоня.



Фейрис Нян-Нян, a.k.a Фейрис. Заведует и работает в мэйд-кафе MayQueenNyan². Это кафе — райский уголочек для отаку, и Фейрис им очень дорожит. Она является объектом обожания Дару. Так как Фейрис чунибьё, она единственная, кто может свободно общаться с Кёмой (из-за этого Дару сильно завидует Хооину). Но учёный относится к общению с ней без особого энтузиазма и называет её не иначе как «лживая женщина».



Амане Сузуха, a.k.a Воин-на-полставки. Приезжая. Называет себя Воином и работает на полставки в магазине Тенноджи по продаже CRT-телевизоров (очень старых телевизоров).



Тенноджи Юго, a.k.a Мистер Браун. Сдаёт в аренду ту самую квартиру, в которой Кёма основал лабораторию. Находится она прямо над магазином CRT-TV. Отношение между Кёмой и Тенноджи немного напряжённые: арендодателю не нравится поведение безумного учёного, и на любую его выходку грозится поднять арендную плату. Воспитывает свою дочь Наэ.


Лаборатория Гаджетов Будущего, a.k.a Лаб. На лабораторию она совсем не похожа, но гаджеты есть, и на момент действия сюжета изобретено целых восемь штук. Например, самый первый — пульт от телевизора в виде игрушечного инопланетного пистолета. Его недостаток в том, что он переключает каналы только вперёд, а включать телевизор или даже настраивать звук нужно вручную на телевизоре. Такая тенденция прослеживается со всеми гаджетами. Их названия являются отсылками к аниме и играм (есть и Джо-Джо референс).


У некоторых людей, которые решили ознакомиться со Steins;Gate, есть две основные претензии: очень долго ничего не происходит и ничего не понятно. Такие заявления имеют место, поэтому нужно объяснить, почему авторы сделали так.

«Затянутое» вступление (чуть меньше половины всего сюжета до завязки) необходимо, чтобы игрок/зритель привык к персонажам и чтобы сюжет выстроился плавно, логично, без резких переходов. Ненужных сцен практически нет. Во вступлении также задаётся много вопросов, на которые дадут ответ намного позднее. На определённые из них — в самом финале.
Также есть, по большей части субъективная, претензия, что невозможно понять главного героя. «Несет какой-то надуманный бред шизофреника, который не вяжется с логикой и его действиями», «Гг такой мудак» и тому подобное. Как уже было написано: в Steins;Gate всему есть объяснение, но оно может не даваться очень долго. Это касается и главного героя.

С чего именно начать знакомство? Если быть честным, я советую для начала посмотреть аниме-адаптацию, а не прочитать новеллу. Не зря было сказано, что адаптация отличная. Она многие интересные моменты упускает и добавляет отсебятину, которой в оригинале не было; двух хорошо прописанных второстепенных персонажей из новеллы делает немного простыми. Но, несмотря на это, адаптация отлично передаёт дух оригинала и в основе своей следует новелле. Тем более что её просмотр занимает намного меньше времени.

1. Steins;Gate (новелла/сериальная адаптация)
2. Steins;Gate 0 (новелла/серия 23β + сериальная адаптация)
3. Steins;Gate The Movie — Load Region of Déjà Vu (полнометражный фильм)
4. Steins;Gate The Distant Valhalla (новелла) Про Steins;Gate: 24 серии + 25 OVA; есть сцены после титров, которые нужно посмотреть для понимания сюжета; русификатор для новеллы есть в руководствах Steam.
Про Steins;Gate 0: 23 серии + 24 OVA; серия 23β является приквелом событий «Зеро»; сюжет «Зеро» полностью строится на сюжете Steins;Gate (то есть для его понимания нужно знать события оригинала); также есть сцены после титров; русификатор для новеллы ещё не готов.
Про Steins;Gate The Movie: продолжение истории Steins;Gate.
Про Steins;Gate The Distant Valhalla: русификатор есть на просторах интернета; сюжет полностью строится на оригинале.


Steins;Gate — это необычный опыт. Многие люди согласны с тем, что это лучшее, что они видели. Но даже в ином случае человек не остаётся равнодушным. Основаны фанбазы, разгораются споры по теме «Хуже ли «Зеро» по сравнению с оригиналом/каноничен ли фильм», строятся фанатские теории о тех немногочисленных моментах, что Steins;Gate умалчивает. Некоторые продолжат своё знакомство со вселенной Science;Adventure и начнут читать другие произведения. А ещё меньшее число людей сразу же пойдут перечитывать/пересматривать Steins;Gate.
На этом заканчиваю доклад. Задание «Реверсивный Троянский конь» завершено. Используйте этот важный отчёт в борьбе с Организацией. Желаю удачи.

LabMem`у Shanti за помощь в редактировании текста и LabMem`у LastStepToHell за помощь в оформлении текста и гиф-анимацию

Массовая культура, преимущественно писатели-фантасты, жизни свои положили, чтобы мы могли знать, какова польза и даже вред от путешествий во времени. Но даже попытки что-то изменить в прошлом зачастую всегда не помогают переиначить судьбу. Возможно, сильно её отсрочивают, но не отменяют.

Ну, а как ко всему этому причастны мобильные телефоны и бананы, мы поговорим в данном блоге, посвящённом визуальной новелле Steins;Gate . Ниже будет видеоверсия данного материала, а пока — пристегните ремни, нас ждёт опасное путешествие между временными петлями.

А начнём мы, как обычно, с небольшой истории разработки. Хотя, конечно, она была бы куда более уместна, разбирай мы всю вселенную Science Adventure, куда, собственно, и входят «Врата Штейна». Жил да был в этой вашей Японии чувак по имени Тиёмару Сикура. Работал в музыкальном лейбле и в ус не дул, пока не понял, что хочет большего. Загоревшись идеей создать компанию, которая бы занималась издательством игр и выпуском музыки, он таки её создаёт. Именно в апреле 2005 года берёт своё начало история компании 5pb , она же, она же на сегодняшний день MAGES .

В 2006 году обанкротилась студия KID (создатели Ever17 ), и к 5pb присоединилась часть её участников. Среди них — композитор Такэси Або, написавших музыкальное сопровождение для большинства новелл «научной вселенной».

И естественно, что S;G не была первым детищем 5pb. Она была второй по дате выхода — ваш Кэп. А предварила создание Science Adventure новелла Chaos;Head 2008 года, выпущенная в тандеме с издателем Nitroplus. Основные черты каждой из игр вселенной — это пересечение персонажей из разных частей, единый мир, общий незримый антагонист в виде жидомасонской организации «Комитет 300, а также сочетание науки и, собственно, фантастики в соотношении 99% первого и всего 1% второго. Кстати, теории заговора тоже имеют место, поскольку глава 5pb к этому неровно дышит и считает, что любое явление хотя бы на уровне гипотезы можно проверить и даже доказать.

Но так как, по наблюдениям многих, именно «Врата» являются вселеннообразующим проектом, то речь сегодня пойдёт только про него. Если всё пойдёт удачно, и данный блог, а также его видеоверсия наберут внушительный рейтинг, лайки-просмотры и вот это всё, то продолжение разбора данной вселенной непременно выйдет.

Итак, полностью сюжет Steins;Gate можно осилить примерно часов за тридцать, что может вызвать определённого рода трудности при его кратком пересказе. Но я постараюсь акцентировать внимание только на ключевых моментах истории, а остальному уделим внимание между строк.

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Ошарашенный Окарин, пользуясь мобиловолновкой, пытается предотвратить гибель подруги детства, но все попытки не увенчиваются успехом. Девушка умирает при любом раскладе и разными способами, что очень сильно вымораживает её приятеля.

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Впрочем, не спешите расходиться. Мы разобрали лишь основную сюжетную линию, из которой по вполне понятным причинам выпала целая гора нюансов. Однако есть ещё немало событий, явлений и геймплейных аспектов, которые дополняют и без того очень сложную и запутанную историю «Врат Штейна». Например, так называемый «reading steiner», который есть у каждого человека, но проявляется по-разному. Благодаря этой особенности, прямо скажем, прокачанной до максимума, Ринтаро смог не только не потерять память о других мировых линиях при перемещении, но и успешно отменить все D-мэйлы дабы спасти Маюри.

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Также нельзя не отметить, что сама теория мировых линий предполагает, что все параллельные линии будут стремиться сойтись в особых моментах, несмотря на совершенно разный порядок и ход событий в каждой из них. Создать событие глобального масштаба искусственным путём, не задев поля аттрактора, нельзя, однако существует всего три подобных инцидента, случившихся в 1991, 2000-м и 2010-м году. Если конкретно, первое — либо конфликт в Персидском заливе, либо распад СССР , второе — наступление второго миллениума и проблема 2000-го года, когда большинство устройств того времени вместо перехода в двадцать первый век отсчитывали заново двадцатый. Третьим же моментом является создание «машины времени» Ринтаро и его друзьями.

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Ладно, наука наукой, а сюжет во «Вратах» строится не только на ней. В центре событий находится город Токио, вернее его вполне конкретный населённый район под названием Акихабара. Именно там Окарин живёт, именно там находится здание UPX, в которое влетает космический спутник, именно там находится магазин телевизоров, над которым арендует помещение «Лаборатория гаджетов будущего». Несмотря на свою, скажем так, декоративность, это тоже в какой-то степени персонаж истории, который в разных мировых линиях тоже имеет разные очертания, являясь, например, не «цитаделью моэ-культуры», а самым обычным городком электроники.

В Акибе существуют и работают многие из основных и второстепенных героев истории. Большинство из них собираются в кружке Окарина: это Маюри, Курису, Дару, Фейрис Нян-Нян , Судзуха, Рукако и Моэка. Магазином телевизоров заведует Юго Тэннодзи, который является агентом исследовательской компании SERN и действует под псевдонимом FB . Именно с его подачи журналистка Моэка проворачивает свою умелую многоходовку с окружением Окарина и убивает Маюри.

Также во вселенной упоминается отец Курису, Доктор Накабати, который, не стерпев достижений своей дочурки, послал её на три буквы и разорвал все контакты. А потом, как вы понимаете, убил её, из-за чего и начался весь сыр-бор. С ним тесно дружил ещё один учёный , приходящийся отцом для официантки Фейрис из местного мейд-кафе, также вхожей в окружение Окабэ. Правда, на момент событий новеллы он был уже десять лет как мёртв, но зато у него была та самая машина марки IBN 5100, которую он успел из альтруистических побуждений передать храму Янабаяси. В одной из мировых линий, в которой застревает дочь Дару из будущего, она становится профессором Токийского университета, доказывает возможность создания машины для телепортации живой материи сквозь время и пространство, а также помогает двум своим ученикам реализовать первый подобный механизм, опередив тем самым коварные планы SERN. Теми студентами были как раз Накабати и отец Фейрис.

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

Все эти сложноанализируемые хитросплетения на стыке науки и простых человеческих отношений уже не первый год терзают умы сотням, а то и тысячам фанатов «штаги» по всему миру, а периодически выходящие новые главы вселенной Science Adventure лишь запутывают читателей и вынуждают раз за разом перестраивать безумные теории об истинной сути новеллы. Что хотели сказать создатели, отправив нас вместе с Ринтаро путешествовать во времени и спасать его друзей от гибели и чего-то более масштабного? Вероятно, они сами успели уже запутаться, поскольку на этапе разработки новеллы какие-то из абстрактных «ружей Чехова» были выкинуты из общей канвы, и остались только самые действенные, стреляющие ближе к концу.

Но если говорить коротко и по делу, то «Врата Штейна» ставят нас перед целой горой морально трудных выборов. Чтобы спасти близкого человека, нам приходится отменять спасение другого, едва знакомого персонажа. Чтобы спасти всех, приходится бесконечно скакать по временным линиям, потерять много сил и даже рассудок. Тут, конечно, можно сказать, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но даже это вряд ли сможет хотя бы частично оправдать всё происходящее в течение тридцати часов геймплея, наполненного неповторимым литературным, геймплейным и визуальным стилем, приятным саундтреком и озвучкой, а также вполне себе богатым и интересным лором с кучей мелочей и нюансов, которые наиболее полно раскроются в других играх от 5pb.

А ещё там есть телефон, через который можно общаться с другими персонажами, в том числе с Курису, и даже менять обои и рингтон. Как тебе такое, Дримтейл?

Теперь точно всё. Про Steins;Gate 0 и прочие спин-оффы — как-нибудь в другой раз. Всем удачи и до встречи в новых блогах!

Махо улыбается

Я уже неоднократно отмечал, что 2018 год стал годом долгожданных сиквелов. Всё чаще студии решают не идти на дополнительные риски, создавая какие-либо новые оригинальные произведения, а возвращаются к истокам, выпуская продолжения своих наиболее удачных работ. И вряд ли кто-то может их осудить: в конце концов, у каждого любителя аниме есть тайтл, сиквел которого он бы желал увидеть, и студии наконец-то начали удовлетворять подобные желания. И самым долгожданным сиквелом, выпущенным в 2018 году, большинство фанатов по всему миру без сомнения назовут продолжение нашумевшего фантастического тайтла про путешествия во времени, которое пришлось ожидать целых семь лет. Это будет обзор на Steins;Gate 0 («Врата Штейна 0», «Steins Gate Zero»). Ждали, ждали, и наконец дождались.

Steins Gate 0

Краткие сведения

Персонажи

В персонажах заключалось 80% успеха первого сезона. Мало кому могли не полюбиться эти простоватые, но все же яркие и симпатичные герои на все цвета и вкусы. Среди подобного разнообразия каждый зритель мог разглядеть персонажа, которому он мог бы лично сопереживать или с которым бы себя соотносил. Это было особенно важно с учетом обилия драматичных моментов первого сезона. В случае с Steins;Gate 0 главной задачей сценаристов было на основании уже готовых, проверенных ресурсов построить что-то новое, при этом не сломав старое, и, как мне кажется, они с этим справились. Взяв множество знакомых персонажей, раскрыв их под иным ракурсом и добавив небольшое количество новых героев, им удалось пройти по проторенной дорожке без каких-либо неожиданных проблем. Зрители хотели вновь насладиться приключениями Окарина, Маюши, Макисэ и прочих сотрудников лаборатории – у них такая возможность появилась. С этой точки зрения Steins;Gate 0 справляется со своими задачами.

Хияджо Махо

Сузуха

Окабэ Ринтаро

Сюжет

Сузуха с пистолетом

Разумеется, были в нем и недостатки (которые я уже упоминал в обзоре на первый сезон), самые серьезные из которых кроются в динамике сюжета. Тайтлы бывают разные. Одни – как болото, в котором ты неизбежно вязнешь. Каждый новый шаг в таких произведениях дается с трудом, и просмотр одной серии можно назвать маленьким подвигом. Другие – как небольшая лужица. Вроде бы и переливается всем спектром красок на свету, однако перешагнешь её, и больше про неё и не вспомнишь. А бывают тайтлы, как океан. Да, порой в него бывает трудно войти, и некоторое время тело адаптируется в непривычной температуре, порой даже возникает желание поскорее выбраться на берег. Но стоит тебе чуть-чуть обжиться в незнакомой среде, и ты начинаешь чувствовать себя, как рыба в воде. Ты захлебом смотришь серию за серией, не замечая ничего вокруг, и так, пока не достигнешь закономерного финала. Так вот, воспользовавшись вышеприведенными метафорами, я бы сравнил Steins;Gate с океаном, окруженным болотом. Чтобы добраться до динамичного, интересного и насыщенного океана содержания, необходимо пройти сквозь труднопроходимое болото первых пяти-шести серий. Когда я впервые начинал просмотр первого сезона Steins;Gate, я также в нём завяз и довольно быстро забросил просмотр. Добраться до лучших частей тайтла мне удалось лишь со второй попытки.

Окабэ поражен

Steins;Gate 0 пошел по стопам предшественника. Это тоже океан, окруженный болотом. Вот только болото это кажется слегка менее глубоким, так как этап ознакомления с персонажами, столь тяжело преодолеваемый в первом сезоне, во втором является лишь формальностью. В результате уже спустя пару-тройку ознакомительных серий с демонстрацией повседневной жизни героев, Steins;Gate 0 начинает преподносить сюжетные неожиданности и резкие повороты. Примерно с шестой серии сериал приобретает те черты, за которые зритель так полюбил предшественника – это напряженная атмосфера и грамотно подогреваемая интрига. Интрига, которая заставляет тебя с нетерпением включать серию за серией – концовки каждого отдельного эпизода, обрываемые на самом интересном месте, тому лишь способствуют. Еще одной отличительной чертой сюжета Steins;Gate 0 можно назвать большое количество резких перепадов в темпе повествования, когда короткие кульминационные сцены резко сменяются неспешными диалогами, что позволяет держать зрителя в постоянном тонусе – ведь никогда не знаешь, что произойдет в следующей сцене. Минуту назад герои мирно беседовали на вечеринке, и вот уже к ним в квартиру врываются вооруженные неизвестные. Вот происходит драка, и всё вновь успокаивается, сменяясь размеренным расследованием с обилием диалогов.

Помимо слегка менее затянутого вступления, другим ярко выраженным плюсом Steins;Gate 0 я назову своевременное подбрасывание незначительных деталей, на которых практически не акцентируется внимание, однако благодаря которым можно начинать строить свои теории о происходящем. Причем некоторые из этих деталей противоречат друг другу, благодаря чему попытки разобраться становятся еще интереснее. Например, кажется, что достаточно легко угадать, кто же скрывается за мотоциклетным шлемом нападавшей девушки, заметив всего пару незначительных фактов. По крайней мере, так я думал, пока не появилась другая деталь, намекающая, что я был совершенно не прав. Подобных противоречивых эпизодов в Steins;Gate 0 огромное количество, и это здорово. Кроме того, хочется отметить очень ударную последнюю арку, от которой буквально исходит дух первого сезона. Ощущения от просмотра были абсолютно те же – столь узнаваемые и долгожданные. Концовка тоже получилась изящной – лично я подобного завершения никак не ожидал.

Не ожидал, что все так логично сведется к хэппи-энд концовке первого сезона. По сути, Окабэ делает огромную петлю, но все равно возвращается на круги своя. И вот тут подобная концовка выглядит намного более закономерно и логично!

Неожиданное заявление

Если с точки зрения достоинств Steins;Gate 0 оказался примерно на уровне предшественника, то с точки зрения недостатков всё стало немного хуже, так как недостатки первого сезона перекочевали во второй, и к ним добавились некоторые новые. Так, в первую очередь хочется отметить усиленные намеки на гаремник вокруг Окабэ. Во-вторых, это столь опостылевшая мне амнезия и какое-то чрезмерное количество «удачных» стечений обстоятельств, которые на самом деле совершенно случайны и на которых противопоказано строить развитие сюжетной линии. В-третьих, юмор, который оказался слишком сконцентрированным на извращенных шутейках толстячка Хару и подшучиваниях профессора над своей ассистенткой про отношения с Ринтаро. Подобное можно потерпеть раз, ну два, но никак не десятки повторений. Еще одним косвенным недостатком можно назвать обилие диалогов, толкающих сюжет вперед, хотя чего еще можно ожидать от тайтла, созданного на основе визуальной новеллы? Лично я большое количество диалогов никогда недостатком не считал, однако менее терпеливые зрители могут думать иначе.

Окабе доволен

Если быть лаконичным, то я бы охарактеризовал Steins;Gate 0 как неограненный алмаз. Вроде смотришь на него, и он сверкает и радует глаз, но тут и там натыкаешься на некие неровности, которые так и хочется сбить точным ударом долота. И если в первом сезоне они были сконцентрированы в первых и последних эпизодах, то в Steins;Gate 0 они равномерно разбросаны по всему сериалу. Вот в эпизоде проскакивает глупая шутка, которая пришлась совершенно не к месту. Вот на протяжении всего эпизода фигурируют лишь диалоги, которые неплохо было бы разбавить экшном. Вот персонажи на крыше лаборатории произносят излишне пафосные вещи, которые им совершенно несвойственны. А вот происходит драматичный момент, не подкрепляемый атмосферой, а потому не трогательный. А где-то девушка в одиночку почти кладет отряд подготовленных солдат, ага. И вроде бы всё это не критично, и достаточно быстро подобные моменты нивелируются достоинствами сериала, но все равно где-то в глубине души остается досадный осадок от осознания того, что можно было сделать лучше.

Кстати, небольшой оффтоп. В данном аниме активно фигурирует заблуждение, что Моцарт и Сальери были противниками и ненавидели друг друга. На самом деле не существует никаких исторических доказательств, что они были врагами – лишь то, что они сильно уважали друг друга и что часто конкурировали за внимание королевского двора, не более. Причем очень часто в этой борьбе, будучи талантливым автором опер, столь популярных во времена его жизни, выигрывал именно Сальери, в результате чего Моцарт на закате своей жизни испытывал немалые финансовые трудности. Пускай это и не относится непосредственно к Steins;Gate, однако столь явные заблуждения, преподносимые за правду, мое внимание изрядно резанули. Если не верите, почитайте биографию Моцарта и Сальери на Википедии – это прелюбопытное чтиво.

Рисовка

Я разочарован. Графическая составляющая осталась на уровне первого сезона, а ведь с момента его премьеры прошло, между прочим, уже семь лет. С точки зрения эволюции художественных возможностей – это очень большой срок. С одной стороны, в Steins;Gate 0 поддерживается тот же самый узнаваемый стиль, что и в первом сезоне. Дизайн персонажей остался на прежнем высоком уровне. Крупные планы так же впечатляют. С другой же стороны, детализация фоновых изображений на некоторых кадрах выглядит так, будто аниме рисовалось лет двадцать назад. Кроме того, смущает излишнее обилие статичных кадров. И если в случае с первым сезоном можно было сослаться на не самое большое финансирование и на необходимость экономить, то здесь это звучит глупой отговоркой. В продолжении одного из самых известных и успешных тайтлов последнего десятилетия лично я ожидал увидеть нечто более впечатляющее с точки зрения рисовки.

Музыка

В кафе

Оценки

Персонажи – 8.0. Уже знакомые персонажи, раскрываемые с новых ракурсов, и несколько неплохих новых героев. Почти на уровне первого сезона.

Сюжет – 7.5. Больше повседневности, меньше фантастики. Медленные две трети сюжета, но очень ударная последняя арка. Неравномерный темп повествования.

Рисовка – 7.0. По прошествии семи лет ожидаешь увидеть хоть какие-то улучшения в графике, однако их практически не заметно.

Музыка – 8.0. Четкость и минимализм. Приятные опенинг и эндинги.

Амадеус

Заключение

Я полюбил этих героев. И Окарина с его пустым взглядом и коронными фразочками. И Маюри с её ту-ту-ру. И Курису с её напускным высокомерием. Да и прочих второстепенных героев тоже. Именно поэтому я был рад ознакомиться с Steins;Gate 0. Не стоит ожидать увидеть в данном аниме клона предшественника. В конце концов, в этом не было бы никакого смысла. Здесь намного больше повседневности, позволяющей лучше понять персонажей, и намного меньше фантастики. А та фантастика, что осталась, получилась намного более противоречивой (кроме последней арки). Получилось ли хуже, или лучше, чем первый сезон – я не берусь утверждать. Получилось по-другому. И каждый должен решить сам, нравится ли ему это другое или нет. Если сравнивать по ощущениям, то новый сезон мне понравился немного меньше, чем старый – во многом из-за излишней затянутости. В каком же случае стоит смотреть Steins;Gate 0? Все зависит от того, понравился ли вам первый сезон. Если да, то смотреть, разумеется, стоит, ведь это новое произведение, которое позволяет взглянуть на уже знакомых героев с иного ракурса. Если же первый сезон вам не понравился, то нет смысла мучаться – слишком уж близок Steins;Gate 0 по духу и манере повествования к предшественнику. Даже при измененных акцентах Steins;Gate остается Steins;Gate – противоречивым, необычным, но оттого не менее притягательным. Лично я не был разочарован – думал, что все будет хуже.

Читайте также: