Гта обзоры для детей

Обновлено: 04.07.2024

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, Saint’s Row давно оставила бы Rockstar North без работы. В Grand Theft Auto V вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий: названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно. »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события San Andreas, — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде, можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся.

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной Forza Horizon, но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty.

А Тревор. Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет. И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг!» с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор.

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка.

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда и оттуда), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и. убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис.

Но вот загвоздка: ограбления неизбежно приносят очень много денег, а тратить их почти не на что: после смерти оружие не исчезает, а вертолет проще угнать, чем заказать в интернете. Здесь сильнее всего чувствуется, что финансы нужны только тем, кто хочет выжать из игры всё. В конце концов, самая дорогая недвижимость в игре — гольф-клуб — обойдется в полторы сотни миллионов долларов!

Ну а иное применение деньгам наверняка найдется в онлайновом режиме, который запустят первого октября. Там же, скорее всего, шире раскроется тема ограблений, побочных занятий и всего такого. Мультиплееру мы посвятим в отдельный материал.

Следуя логике великого социал-дарвиниста Тревора, выживание — главное, за что нужно бороться, и именно способность к выживанию определяет эволюцию (чем меньше людей вокруг, тем легче дышится). В серии Grand Theft Auto революция случилась лишь однажды — с переходом от 2D к 3D в GTA 3, когда появились более или менее серьезный сюжет и твердая внутриигровая логика. В остальном же серия эволюционирует, и не слишком-то охотно. К пятой части эта ее эволюция своего пика явно не достигла — многие стандартные для серии проблемы остались, есть еще над чем работать. Но в своем виде GTA по-прежнему безоговорочно доминирует.


В это сложно поверить, но GTA 5 вышла семь лет назад. За эти годы Rockstar Games успела порадовать фанатов отличным вестерном Red Dead Redemption 2, а также выпустила множество крупных обновлений для GTA Online. Но фанаты ждут анонса совершенно другой игры. Понимая это, разработчики продолжают подкармливать поклонников намёками и неочевидными отсылками к следующей части.


Например, за выполнение одного из испытаний 100 Billion Heist Challenge, которое проходило ещё в ноябре, геймеры стали получать в подарок куртки с необычным дизайном под названием Panther Varsity. На её спине расположилась надпись Hostes Ad Pulverem Ferire, которую примерно можно перевести как «испепели своего врага».

Казалось бы, ничего примечательного, да только эта надпись уже появлялась в серии, на одном из зданий в GTA Vice City 2002 года. Теперь ещё больше геймеров уверены в том, что в GTA 6 мы вновь отправимся в неоновый клон Майами.

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Впрочем, гадать — это не подход VGTimes. В этой статье мы решили вспомнить все утечки, слухи, предположения, которые намекают на главного героя (или героев) следующей части, возможный сюжет и место, где будут разворачиваться события. Пристёгивайтесь и погнали, будет интересно.

Кто станет главным героем GTA 6?

Начнём с персонажей. Несколько лет назад на страницах китайского таблоида Yibada появилась информация о том, что главного персонажа в следующей номерной части озвучит Ева Мендес (Eva Mendes).

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Да, вы всё правильно поняли. Согласно слухам, большую часть геймплея мы будем любоваться женской… красотой. Ещё одного ключевого персонажа, по мнению всё того же издания, озвучит Райан Гослинг (Ryan Gosling). Однако мы бы не стали доверять этим слухам, поскольку Rockstar не любит обращаться к голливудским актёрам, отдавая предпочтение малоизвестным артистам.

Впрочем, есть и другое предположение, которому мы склонны доверять гораздо больше. В мае 2020-го пользователь Reddit под ником MrSkarKasm обнаружил на 4chan огромное количество слитой информации от якобы бывшего сотрудника студии. Разработчик уверял, что в игре будут сразу четыре главных героя: Уолтер Уоллес (ему передастся способность Франклина замедлять время за рулём), Томас Браниган, Маркус Берк и один пока безымянный персонаж. Вполне возможно, что последним будет девушка. На это указывает ещё один слух. 28 декабря 2019 года появилась информация, что два героя будут братом и сестрой. Сказать, насколько это соответствует действительности, сложно. Но с большой долей вероятности можно быть уверенным, что персонажи или сюжет будут довольно тесно связаны с латиноамериканскими странами. Поговаривают, что одного из персонажей озвучит Джон Легуизамо (John Leguizamo). Согласно всё той же утечке, главную злодейку по имени Валерия Мадрина сыграет Роселин Санчес (Roselyn Sanchez).

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Что ж, с персонажами разобрались. Перейдём к месту действия.

Место действия новой GTA — Vice City?

Начнём с того, что точно не появится в игре. В далёком 2012 году Лесли Бензис (Leslie Benzies), бывший руководитель Rockstar Games в одном из интервью рассказал, что у него есть мечта создать игру, в которой геймеры смогут перемещаться по всем ранее созданным городам. Очевидно, что и тогда, и сейчас эта мечта остаётся неосуществимой. Создать заново несколько городов, наполнить их активностями, персонажами — работа не на один десяток лет даже для такой крупной компании. Год спустя Дэн Хаузер (Dan Houser) признался в любви к Лондону, пообещав, что когда-нибудь студия обязательно создаст игру про этот город. Но однозначно можно заявить, что это точно случится не в GTA 6.

С большой долей вероятности мы вернёмся в Майами, точнее — в Вайс-Сити. Об этом говорят сразу несколько источников, включая упомянутую куртку. Скажем, несколько лет назад на YouTube-канале Inside Gaming вышел ролик. В нём журналисты высказали предположение о возвращении в мегаполис.

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Вновь вспомним и утечку с 4chan. Её автор уверяет, что местом действия игры станет Флорида, а самым крупным городом будет Вайс-Сити. Впрочем, эта локация будет не единственной, которую нам предложат посетить во время прохождения. Названия населённых пунктов пока не раскрываются, но известно, что один был вдохновлён курортным американским городом Форт-Лодердейл, второй — Боготой, столицей Колумбии. В последнюю, впрочем, геймеры заглянут только ради сюжетных миссий. Также по локации раскидают около десяти мелких населённых пунктов, как в GTA: San Andreas. Сама же карта по размеру будет сопоставима с картами GTA 5 и RDR 2 вместе взятыми.

Ещё в сюжете будет фигурировать некий безымянный остров в Центральной Америке.

А что с сюжетом?

Никаких официальных комментариев от Rockstar Games касательно событий GTA 6 не поступало. Тем не менее, сразу несколько источников в один голос уверяют, что всё будет строиться вокруг наркобизнеса.

Похоже, события GTA 6 будут разворачиваться сразу в нескольких временных эпохах. Инсайдер с 4Chan утверждает, что мы вернёмся в 80-е годы и, возможно, даже встретим кого-то из знакомых персонажей, а уже затем дойдём до наших дней. Конечно, путь длиной в 40 лет — достаточно интересная идея сюжета. Мы могли бы наблюдать, как стареют герои, видеть, как меняются их жизненные ценности, что они приобретают, и что теряют. Поговаривают даже о том, что нам позволят поиграть за детей.

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Другой инсайдер сообщает, что сюжет игры будет нелинейным. Третий — что в игре будет переключение между персонажами. Но происходить оно будет не за секунды, как в пятой части: якобы разработчики решили подать эту фишку оригинальнее. Как именно — пока неизвестно.

Утечка, опубликованная на Pastebin, сообщает, что мы начнём с продажи веществ в тёмных переулках, а закончим крупнейшим наркобароном в городе. На это указывает и город, в котором развернутся события (кто не смотрел «Плохих парней?»), и время, и карта, по словам инсайдера, спроектированная специально под авиаперелёты. Естественно, у одного из главных героев должен быть даже личный самолёт, на котором нам предстоит доставлять контрабанду (привет, Тревор Филлипс!).

Геймплей GTA 6

Напоследок — буквально несколько слов о геймплее. Ожидается, что он будет очень схожим с Red Dead Redemption 2. Личный транспорт позволят приобретать в автосалонах. Оружие теперь будет храниться в багажнике, так что посреди миссии достать миниган из-за пазухи уже не выйдет. Полицейскую систему тоже должны переработать и вернуть шестую звезду розыска. Теперь за «известным» в определённом регионе персонажем будут гоняться охотники за головами — совсем как в RDR 2.

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

В игре даже появится паркур. Конечно, залезть по стене дома на крышу, как в Assassin's Creed, не получится, но перемещаться по городу теперь будет интереснее. Также из RDR позаимствовали боевую систему. Драться с NPC станет удобнее.

Есть ещё маловероятный слух, что новая GTA 6 будет полностью от первого лица. Но, честно признаться, верится в это с трудом.

Что мы знаем о GTA 6 на начало 2021 года: персонажи, город, сюжет и геймплей

Последний слух о GTA 6 появился несколько дней назад. Инсайдер Yann2295 написал у себя в Twitter, что игра действительно находится в разработке. Однако до анонса ещё очень далеко — и это единственная вещь, на которой сходятся все аналитики.

***
C 1 апреля 2023-го по 31 марта 2024 года у Take-Two Interactive запланирована крупнейшая PR-кампания. А значит, за ней последует и релиз долгожданной игры. Конечно, издатель поспешил опровергнуть слухи, отметив, что данные относятся только к контрактам со сторонними компаниями и не отражают маркетинговый бюджет внутренних студий вроде Rockstar Games. Но ранее таким же образом удалось предсказать релиз Red Dead Redemption 2, так что делаем выводы — и ждём официального анонса.


Можно ли ребенку играть в кровавые шутеры? Не вырастет ли моё чадо преступником после игры в GTA? Как контролировать, в какие игры играет ребёнок? Подобными вопросами рано или поздно задаются все родители. Чтобы ответить разом на все, мы поговорили с Алексеем Панихидиным — детским психологом и нашим коллегой, который поделился своим мнением.

Как не навредить ребенку?

Какие видеоигры подойдут для ребёнка в качестве первых и не навредят его психике?

Лучше всего смотреть на возрастные ограничения, которые указывают на обложке игры. В таком случае точно исключена ситуация, где кровавый ужастик «16+» попадает в руки ребёнку пяти лет.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Многое зависит от возраста, когда ребёнок впервые получает видеоигру. Например, до шести-семи лет всё, что происходит на экране, дети воспринимают как реальность. То есть даже самое безобидное существо или момент в игре может вызвать эмоциональный шок, который перерастёт в дальнейшую психологическую травму. В таком возрасте лучше всего играть во что-то с юмором и развивающее. Следует выбирать головоломки, обучающие игры, «песочницы».

Самый лучший, но утопический вариант — вообще не давать ребёнку видеоигры до десяти лет. Тогда он сможет развиваться на собственном опыте, всё трогать, пробовать на вкус, падать, получать ушибы, везде лазить, заводить реальных друзей, учиться строить социальные связи, что пригодится во взрослой жизни. Без видеоигр намного лучше развивается воображение. Как вариант, стоит купить ребенку конструктор, и он сможет собрать всё что угодно, его действия будут ограничены только фантазией. В то время как в игре существуют прописанные алгоритмы, что можно сделать и что — нельзя.

Есть ли разница между тем, чтобы пилить монстров в фантастической Doom и давить пешеходов в реалистичной GTA? Или в обоих случаях для ребёнка это просто игра?

В этом вопросе следует начать с того, что эти игры идут с рейтингом «18+», то есть ни в коем случае не должны быть доступны аудитории младшего возраста. В восемнадцать лет человек уже обычно сознательно выбирает игры, и повлиять на психику они не должны.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Однако, если такие игры попали к ребёнку, например 13-15 лет, то особой разницы, давить ли пешеходов или пилить монстров, для него не будет. В этом возрасте уже приходит осознание нереальности происходящего. И там, и там это больше влияет на воображение и то, в каком направлении будут складываться его фантазии, игры со сверстниками, разговоры и творчество.

Например, после игры в Doom ребёнок может на уроке рисования изобразить кровавую расчленёнку с монстрами. После чего состоится серьёзный разговор с родителями и поход к психологу. Здесь следует помнить, что психолог может и не быть знаком с современными технологиями, отчего родители получат рекомендации, не соответствующие тому, что на самом деле происходит с их чадом (в самом худшем случае им посоветуют обратиться к психиатру). Поэтому не нужно забывать про возрастной рейтинг на обложке игры.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Но игры в таком возрасте являются средством коммуникации среди подростков и способом определения социального статуса. То есть, если все в классе обсуждают, как лучше давить пешеходов в GTA, то это сплотит коллектив и сделает его более крепким. Но если находится человек, который в это не играет, то он постепенно отстраняется, и может даже стать изгоем в классе. А это, опять же, приведёт ко многим психологическим проблемам.

Во что нельзя играть?

Стоит ли запрещать ребёнку какие-либо игры?

Если брать ребёнка до десяти лет, то игры запрещать не нужно, лучше их ограничить. В таком возрасте часа в день вполне хватит. К тому же родители должны следить за тем, во что играет их ребенок. А ещё лучше, если родитель сам поиграет в эту игру и сделает вывод, может ли она затянуть слишком сильно или вызвать негативные реакции. В любом случае, до десяти лет нужно взаимодействовать с ребёнком в реальности как можно больше, стараясь давать видеоигры только в самых крайних случаях.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Следует отметить, что слишком сложные (Dark Souls, Bloodborne), требующие быстрой реакции (Superhot, Mortal Kombat) или стратегического планирования (Civilization) игры вообще не стоит давать детям до 16-18 лет. Это может способствовать уходу в себя, развитию неврозов и игромании в самом худшем смысле этого слова.

В возрасте 12-14 лет следует опираться на то, во что играют сверстники ребёнка и что он с ними обсуждает. Игры не должны становиться единственным развлечением. Очень важно, чтобы помимо виртуальной реальности дети учились строить отношения и в настоящем мире, как с родителями, так и со сверстниками.

А вот запрещать видеоигры полностью никогда не стоит. Во-первых, это бесполезно, а во-вторых, ухудшит эмоциональный климат в семье и научит ребенка скрытности и обману. Лучше всего договориться о том, что играть можно после того, как ребёнок, к примеру, сделал все уроки. Но в таком возрасте это уже не один час в день, а, например, время от конца обязательных занятий и до сна (лучше заканчивать за час до постели, чтобы организм успел настроиться на отдых).

Как лучше всего следить за новинками, чтобы точно знать, в какие игры ребёнку разрешить играть, а с какими повременить пару лет?

Самый лучший вариант — если родители сами играют в игры и любят их. Тогда не должно возникнуть возникнуть вообще никаких проблем. Однако большинство родителей относятся к видеоиграм если не негативно, то нейтрально, и предпочитают либо совсем не смотреть, во что играют дети, либо высказываться о таком виде досуга пренебрежительно.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

В этом вопросе следует смотреть на возрастные ограничения, указанные на игре, и на то, чем интересуются друзья ребёнка. Если дети 12-17 лет, играя даже в самые кровавые и страшные игры, их обсуждают, это снимает психологический груз и эмоциональную тревогу, в результате чего игры воспринимаются в правильном ракурсе — как виртуальные развлечения. Важно помнить, что как бы вы ни старались оградить своего ребёнка от игр, которые ему не подходят, рано или поздно он всё равно их запустит. Родительская тактика «всё запретить и ничего не покупать» выльется во многие психологические проблемы в дальнейшем, причем не только в школьном возрасте, но и во взрослом. У ребёнка появятся свои дети, и модель поведения будет передаваться уже им — в результате число психологически безоружных и подавленных людей только вырастет.

Ребёнок семи лет спрашивает: «Мама, меня дразнят в школе, потому что я не играл в новую игру. Почему мне нельзя?» Что ему ответить?

В таком случает следует обсудить эту игру с вашим ребёнком, но не с позиции всемогущего взрослого родителя. Лучше выслушать, почему его дразнят, спросить, что это за игра, про что она, что там можно делать. Не нужно запрещать ему играть в то, во что играют всего его одноклассники. Быть может, ему самому не понравится эта игра, но он хотя бы будет знать о ней и сможет включаться в разговор со сверстниками, не оставаясь белой вороной в классе.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Самое важное — это понять эмоции, которые испытывает ребёнок при игре. Вы должны обсуждать, как он играет, что делает, насколько далеко прошёл, из какого оружия убивает боссов. Если у ребёнка есть выход для эмоций, испытанных в игре, и он видит, что его поддерживают друзья и родители, что они разделяют его интересы, то никаких психологических проблем у него не возникнет. Ведь он будет понимать, что это игра и не нужно воспринимать всё как реальность.

Не забывайте, что игры — один из основных способов коммуникации в современном обществе и обсуждение геймплея может перерасти в крепкую дружбу.

Насколько деконструктивные игры вроде GTA влияют на то, что в будущем ребёнок вырастет хулиганом?

Никак не влияют. Модель поведения в обществе ребёнок перенимает от родителей, так как они являются для него авторитетами.

Но если рассматривать влияние GTA на детей по возрастам, то получим следующую картину:

— 5-7 лет — в этом возрасте сам игровой процесс будет очень сложен, поэтому большинство детей выберут какой-то один вариант действий. Например, быстро ездить на машине по городу, избивать пешеходов или летать на вертолёте. Дети не будут переносить варианты поведения главных героев в реальный мир, но могут попытаться разговаривать так же, хоть это и будет выглядеть комично. Будут обсуждать со сверстниками, кто куда доехал и насколько быстро разогнался.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

— 12-16 лет — в этом возрасте подростки могут копировать поведение главных героев. Но обычно дальше грубых разговоров это не идёт. Угона машин или избиения людей стоит бояться только в том случае, если ребёнок уже связан с плохой компанией или у него есть какие-то психические отклонения, которые мешают оценивать собственные поступки.

Как привить любовь к спорту и знаниям?

Могут ли тематические игры, например, спортивные или исторические, привить детям любовь соответственно к спорту или истории?

Однозначно могут. Обычно, в школьном возрасте дети уже знают, что такое футбол или хоккей, но если им не удавалось поиграть на настоящем поле, то с геймпадом в руках они смогут увидеть и почувствовать эмоции от игры, узнать правила, выиграть чемпионаты. Такие проекты позволяют родителям и самому ребёнку понять, к чему у него есть интерес.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Стоит обратить особое внимание на те спортивные игры, которые могут перерасти в реальное увлечение. Например, практически везде есть детские футбольные клубы. Родителям нужно лишь дать ребёнку FIFA и посмотреть, насколько ему интересно. А может, в школе открылась секция баскетбола — тогда стоит познакомить ребёнка с NBA, чтобы он прочувствовал всю мощь профессионального спорта. К тому же первые занятия в спортивных клубах не отличаются особым накалом страстей и эмоциональностью, а порой бывают просто скучными. Если интерес ребёнка подогреть игрой, то он не пропадёт сразу же.

Исторические игры способны развить в ребёнке юного ученого, главное, выбирать интересные и правдоподные проекты. Взять хоть Assassin's Creed Origins: в этой игре историю Древнего Египта подают и текстом, и в детально воссозданном окружении того времени. Конечно, интересный сюжет потребовал авторской фантазии, но без этого игра превратилась бы в унылый урок.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Поэтому важно выбирать увлекательные и достоверные исторические и спортивные игры, которые созданы известными игровыми студиями и получили высокие оценки игроков и критиков. Только в этом случае у ребёнка будет развиваться интерес к соответствующим дисциплинам.

Правда ли, что, играя в стратегии, можно увеличить свой IQ?

На самом деле это очень сложный вопрос. С научной точки зрения, уровень интеллекта заложен в каждом человеке с рождения и имеет определённый порог, выше которого развить его не получится. Но уровень IQ — это лишь цифры, которые человек показывает в различных методиках по его определению. Соответственно существуют разные шкалы и разные цифры — и на них зацикливаться не стоит.

Важнее, что игры помогают развить навыки, которые очень пригодятся в реальной жизни. Скажем, играя в стратегии, можно улучшить тактическое мышление, научиться планировать действия на несколько шагов вперед, просчитывать варианты поведения противника, одновременное следить за многими параметрами, от которых зависит успешное прохождение игры. А если взять шутеры, то они помогут развить быструю реакцию, внимание, координацию движений, способность ориентироваться на местности.

Игры могут помочь расслабиться?

Я взрослый, уставший от работы человек. Во что мне стоит играть вечером, чтобы не злиться на мир ещё больше?

Здесь всё просто: нужно играть в то, что вызывает только положительные эмоции. Кому-то нравятся головоломки, потому что человек целый день занимался физическим трудом и хочется расслабить тело, но мозг любит нагрузку, поэтому логические игры помогают приятно провести время. Кому-то нравится взять оружие и нестись вперед, убивая всё на своем пути, не думая о сюжете: в такие моменты мозг способен отключаться от окружающего мира и просто расслабляться.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

В последнее время стал популярен жанр визуальных новелл («Бесконечно лето») и интерактивного кино (Until Dawn, The Dark Pictures Anthology: Man of Medan), такие игры можно посоветовать тем, кто любит смотреть фильмы, но не может найти что-то интересное. Здесь важен сюжет, а концовку вы выбираете сами. Но однозначно следует отказаться от онлайновых соревновательных игр, типа GTA Online или CS:GO и сложных проектов, которые требуют большой концентрации и нервного напряжения ( Dark Souls, Sekiro: Shadows Die Twice, Flappy Bird).

Если в семье оба супруга любят видеоигры, то посиделки вечером после работы за игрой для двоих, типа A Way Out или LittleBigPlanet, не только позволят отдохнуть и провести время с любимым человеком, но и создадут уютную семейную атмосферу дружелюбия и согласия.

Влияет ли фотореалистичная графика на восприятие игры?

Если говорить о психологическом плане, то фотореалистичная графика влияет на наше эмоциональное состояние, вызывая бурю различных эмоции, после которых, неминуемо следует удовлетворение, иначе такая графика никого бы не смогла зацепить. В любом случае, как и ко всему хорошему, к такой графике быстро привыкаешь и перестаёшь ей восхищаться, а следовательно, включаются те же механизмы психики, что и с любыми другими играми.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Можно провести аналогию с фильмами. Возьмем, к примеру, «Пилу»: после этого хоррора не увеличилось количество маньяков. Фильм «Оно» точно так же не способствовал появлению убийц в костюмах клоунов. Про игры с фотореалистичной графикой можно сказать то же самое: они нам нравятся и вызывают эмоциональный отклик, пока действие происходит внутри. А когда игра выключается, мозг перестраивается и рациональная действительность берёт верх.

Можно ли делить игры на «детские» и «взрослые» по графике?

Опять же, рекомендую вспомнить про возрастной рейтинг, который присваивается каждой игре вне зависимости от графики. Бывает, что в мультяшной игре наподобие Cuphead сносит голову от сложности даже самым хардкорным взрослым игрокам, а уж детям обеспечено развитие как минимум неврозов.

Дети убивают из-за GTA? Могут ли игры сделать из ребёнка маньяка или трансвестита? Отвечает психолог

Многие игры, которые выполнены в рисованном стиле и напоминают детские, таковыми совсем не являются. В них могут присутствовать сложные головоломки, недоступные для восприятия ещё неокрепшим умам; насилие с кровавыми эффектами, которые напугают ребёнка; скрытый сексуальный подтекст, который детское сознание, может, и не воспримет, но подсознание закрепит и в дальнейшем, во взрослом возрасте, выдаст соответствующую реакцию: скажем, возбуждение от сцен изнасилования или желание стать транссексуалом.

Топ-5 игр от психолога, которые помогут привести в норму ментальное здоровье?

В этом списке окажутся совсем не топовые и даже малоизвестные игры. Но все они способны уравновесить эмоциональное состояние и вызвать чувство расслабления:

Релиз, по сведениям инсайдера, может состояться через 2 месяца.

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

На этой неделе Rockstar анонсировала Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition с ремастерами Grand Theft Auto III, Vice City и San Andreas. И в британском магазине Base уже заметили стоимость трилогии для консолей.

Вероятно, цена предварительная, и на PS4, Xbox One и Nintendo Switch она, по предположениям, составит $60 (в России, вероятно, от 5000 рублей), а на консолях текущего поколения — $70 (от 5500 рублей). На сайте указаны цены в фунтах стерлингов (£54,85 и £64,85) и евро (€65 и €76,85).

Напомним, ремастеры на Unreal Engine должны выйти в этом году на PC, PS4, Xbox One, Switch, PS5 и Xbox Series (возможно, 11 ноября) и на мобильных устройствах — в 2022-м.

Обновлённые Grand Theft Auto будут содержать визуальные и геймплейные улучшения, сохраняя дух оригинальных проектов. При этом текущие версии Grand Theft Auto III, Vice City и San Andreas удалят из цифровых магазинов на следующей неделе.

Читайте также: