Age of wonders 3 обзор

Обновлено: 05.07.2024

AoW3 Полностью провалилась. Сперли кучу идей из цивилизации + слизали моба стилистику из LoL и Доты. Разве это ТА САМАЯ AoW, а ля Властелин Колец? Это та сказочная история с мрачным и жизненным сюжетом? Вовсе нет. Теперь вы не Властитель магии, правитель собственной империи. Просто очередной «герой», который как полный идиот носится по чужим землям, бросив управление собственной страны кучке идиотов. Теперь вы не можете осадить ЦЕЛЫЙ город, со всех сторон, а куцый участок стены. Теперь у вас на выбор не 13(!) рас, а лишь жалкие 5. В общем слив полный. Лучше бы и ни не выпускали, не травили душу, хороня мои детские мечты далекого прошлого. Самое главное, пострадала САМОБЫТНОСТЬ данной игры. Отчаянная попытка угодить всем УГРОБИЛА игру напрочь.

Как жалко что Notch, который дал денег на разработку игры, отказался от последовательного контроля за разработкой игры.

За столь хвалебный комментарии этом хламу и надругательству над вселенной игры ВАМ однозначный дизлайк!

Если вы никогда не слышали ни о Master of Magic, ни о предыдущих играх серии Age of Wonders — почитайте наш недавний материал с бета-теста, там подробно написано, что это такое.

Если же вы этот момент пропустили, напомним в двух словах. Age of Wonders — это помесь ролевой игры, глобальной стратегии и пошаговой тактики. Этакая фэнтезийная «Цивилизация», в которой мы строим и развиваем города, расширяем свои границы, проводим исследования и двигаем по карте целые армии — а если найдем врагов, то разбираемся с ними на тактической карте в пошаговом бою, в духе «Эадора» и King’s Bounty.

В отличие от той же «Цивилизации», здесь путей для мирного развития не предусмотрено — мы не развиваем ни культуру, ни искусство, а исследуем в основном заклинания и улучшения для войск. Однако глобальных стратегических нюансов здесь побольше, чем, скажем, в «Героях», — нужно следить не только за логистикой и перемещениями армий, но и за производством, за отношениями с соседями и нейтральными городами, за настроениями в империи, за наукой.

В начале каждой партии у нас есть главный герой — он же правитель нашей будущей империи, — горстка солдат и, вероятно, небольшой городок. И наша задача проста и незамысловата — смести с карты всех конкурентов.

Рас здесь шесть — для серии это очень мало. Это беспрецедентно мало, даже в первой части было вдвое больше. Но однообразной игра все равно не становится. У каждого из народов свои особенности, ярко выраженные достоинства и недостатки. Эльфы быстры, но хрупки, а их лучники — самые меткие в игре. А вот гномы, наоборот, медлительны, зато бронированы по самое никуда. Люди славны своей кавалерией, а орки — тяжелой пехотой.

Age of Wonders 3

Кроме этого, у каждой расы свои предпочтения по части ландшафта и климата. Построили город на болотах? Одно из двух — или вы правите гоблинами, или жители будут больше ныть, чем работать. Войско бодро топает по пустыне, а солдаты так и светятся энтузиазмом? Не иначе как дракониды идут — что им жара, у них каждый второй огнем дышать умеет. Игнорировать такие особенности нельзя, доведенные до ручки солдаты могут и дезертировать, а рабочие в городах — поднять бунт.

В военное время это подбрасывает немало дилемм. Положим, ваши эльфийские войска захватили гномий подземный город — и что теперь с ним делать? Можно просто присоединить к своей империи, но гномы едва ли будут довольны новообретенным правителем. Можно депортировать их к чертовой бабушке и заселить город «родными» эльфами, но тем будет неприятно жить в темноте тоннелей. Наконец, можно просто разорить крепость и удалиться восвояси — но тогда не надейтесь, что в будущем кто-нибудь из соседей согласится сдать вам замок по-хорошему.

Тактические бои здесь могут быть очень и очень массовыми. Когда мы атакуем армию, стоящую на каком-нибудь гексе глобальной карты, в бою участвуют войска со всех соседних гексов — и свои, и чужие. Так что при осаде какого-нибудь города вместо цепочки дуэлей получается настоящее побоище, в котором участвуют семь армий.

Age of Wonders 3

Сражения, в сравнении с предыдущими играми серии, особо не изменились — гексагональная карта, расставленные по клеточкам бойцы, пошаговый режим. Никаких заигрываний со всякими линейками инициативы — сначала мы двигаем своих солдат, потом то же самое делает противник.

ЭТО ЗАБАВНО: в третьей части Age of Wonders армия комплектуется не отдельными солдатами, а целыми отрядами — в тактическом бою, вместо, скажем, одного пехотинца, клетку занимает целый строй. Чем ниже здоровье отряда, тем меньше в этом строю солдат. Но изменение исключительно косметическое — даже если оставить отряду всего одно очко здоровья, остальные характеристики никак не изменятся. И когда одинокий лучник сшибает каждой стрелой по десять вражеских пехотинцев, выглядит это очень забавно.

Если вы раньше не играли в Age of Wonders, механика боя может показаться довольно мудреной. Скажем, у каждого стрелкового отряда здесь есть максимальная дальность стрельбы и область видимости, и, если цель загорожена препятствием, стрелки вряд ли смогут нанести ей хоть сколько-нибудь приличный урон. Притом линию огня преграждают не только деревья и стены — загородить лучникам цель запросто могут даже спины союзных солдат.

С войсками ближнего боя другая тонкость — они могут проводить «свободные атаки», как в ролевых играх по системе D&D. Когда враг, находящийся на дистанции рукопашного боя, пытается просто пройти мимо бойца или отойти от него, боец получает право безнаказанно ему врезать. Так что если, скажем, какой-нибудь кавалерист заблокирует ваших лучников, те не смогут просто отступить и продолжить стрельбу — точнее смогут, но определенно понесут при этом маневре потери.

Age of Wonders 3

Третья часть добавила к боям типичный прием из варгеймов — фланговый обход. Удары с флангов и тыла наносят повышенный урон, и враг на них не отвечает — только поворачивается лицом к атакующему. Это несколько развязывает руки «сильным, но легким» бойцам из категории «стеклянных пушек». А вот старую механику «уворотов», при которой у каждого бойца был шанс в случайном порядке увернуться от атаки и избежать урона, убрали. И пусть ее — не жалко, только бои зазря затягивала.

Участвуя в боях, солдаты зарабатывают опыт и получают уровни. Правда, больше пяти уровней на отряд не положено, но этого хватает с лихвой — за одного битого здесь не то что двух, а и трех небитых иной раз стоит отдать. Ветераны и здоровьем крепче, и бьют больнее, и защищаются лучше, и специальными умениями обрастают.

Age of Wonders 3

Таких умений, навыков и модификаторов у каждого бойца может быть не один десяток — они зависят от расы, от рода войск, от класса главного героя, от исследованных технологий, от того, какие строения были в городе, где наняли солдата. Кто-то умеет лазать по стенам, кто-то умеет эти стены разрушать, а кто-то сквозь них проходит. Одни наносят физический урон, другие — электрический, третьи вообще ядом плюются. Но на любой прием всегда найдется свой контрприем. Набрали огнедышащую армию — рискуете напороться на парочку высокоуровневых гномов, которые у своих горнов такого натерпелись, что им на ожоги всей душой наплевать.

Умения и модификаторы играют роль не только в бою, но и на глобальной карте. Кавалерия будет лихо носиться по равнинам, но завязнет в лесах. Армии, составленные только из летающих отрядов, будут летать — и чхать им на реки, горы и пропасти. Человеческие солдаты через болота поползут с черепашьей скоростью, а гоблинам по грязи бегать только в охотку. Поэтому комплектовать армии нужно очень аккуратно — учитывать не только то, как войска проявят себя в бою, но и то, что отряд движется со скоростью самого медленного бойца.

Словом, герой — серьезное подспорье для любой армии. Да и волшебная поддержка никогда не бывает лишней — без личного присутствия на поле боя колдовать умеет только правитель, причем тратит на это грабительское количество маны.

Заклинаний здесь, как и прежде, видимо-невидимо, и для использования их нужно исследовать. Некоторые предназначены для применения в бою — это всевозможные волшебные стрелы, проклятья, благословения, ускорения и все в таком роде. Другие используются на стратегической карте, и здесь выбор куда шире. От привычных «приложить вражескую армию покрепче» до экзотики вроде превращения пустынь в цветущие сады, и наоборот. Есть и совсем глобальные эффекты — как насчет устроить «глобальное потепление», запустив процесс постепенной смены климата и ландшафта по всей империи? Правда, стоит такое счастье изрядное количество маны и произносится несколько ходов.

Age of Wonders 3

Набор доступных исследований разнится от предводителя к предводителю, и здесь разработчики шагнули куда дальше, чем в предыдущих частях. Раньше у правителя была лишь специализация в определенной сфере магии, теперь же у него, как и у любого другого героя, есть полноценный класс. Но если у обычных героев класс влияет только на личные навыки, то правителю он открывает доступ и к специальным войскам, и к уникальным глобальным заклинаниям, и к целым веткам особых технологий.

К примеру, воры могут набрать в армию бандитов и убийц, снарядить их отравленным оружием и научить прятаться от чужих глаз на глобальной карте. Дредноуты сильны своей машинерией — их специальные отряды вооружены насквозь стимпанковыми мушкетами и аркебузами. Теократы знают десятки способов поднять боевой дух солдат и исцелить их раны, а в их войсках служат поборники веры — херувимы, мученики, святые.

Достоинствами класса очень удобно перекрывать недостатки расы. У драконидов, положим, почти нет толковых стрелков — то, что у них есть, никак не подходит под понятие «толковые». Но правители-друиды могут исследовать технологии, которые позволяют тренировать охотников и шаманов — замечательных бойцов дальнего боя. Друид-драконид не будет чувствовать себя ущемленным ни в чем — недаром до выхода игры разработчики демонстрировали этот класс именно на его примере.

Кроме ключевых достоинств серии третья часть унаследовала от предшественниц и ключевой недостаток — продолжительность партии. Обычно претензии к длительности игр заключаются в «очень уж короткая», но с Age of Wonders всё и всегда было ровно наоборот — любая игра этой серии затянута. Первая часть была «кошмар, как вообще можно было так затянуть», вторая слегка исправилась и стала просто «что-то сильно уж затянуто», а в третьей осталось только «эх, а ведь все-таки затянуто».

Age of Wonders 3

Примерно в середине любой партии обычно вспоминаешь, чем страшны войны более или менее развитых стран в «Цивилизации». К этому моменту под контролем обычно полтора десятка городов и столько же армий — пока набьешь очереди строительства, пока раздашь всем приказы. Когда играешь против компьютера, это не особо важно, но в сетевой игре динамика проседает довольно сильно. Не спасает даже концепция одновременных ходов для всех игроков — кто-то влез в тактический бой и командует отрядами, а кто-то уже давно ткнул «Конец хода» и теперь зевает с риском вывихнуть челюсть.

Age of Wonders 3

Впрочем, скучных и однообразных моментов здесь все равно куда меньше, чем во второй части. Секрет прост: и с глобальной карты, и из тактических боев убрали львиную долю пустого пространства. Никаких больше долгих путешествий по чистому ровному полю, только чтобы приблизиться к врагу на горизонте. Карты стали поменьше (само собой, не до такой степени, чтобы там сделалось тесно), но богаче деталями. Поэтому даже долгие бои держат в напряжении, и даже в самой затянувшейся партии, которая длится уже десятый час, всегда остается желание сделать «еще ход, теперь уж точно последний на сегодня».

Другая «наследственная» болячка — сюжетные кампании, которые трудно назвать образцовыми. Они здесь есть, их целых две, но сюжет вписан в глобальную стратегию с грацией парящего в облаках чугунного утюга, потому как сюжетные скрипты почти никак не связаны с игровым процессом. Запросто можно, скажем, пройти какую-нибудь миссию, не встретив ключевого персонажа, — он просто появится в следующем задании, как ни в чем не бывало. Или, например, выполнить сюжетное задание на убийство врага еще до его получения — компьютерные оппоненты могут покрошить друг друга без всякой помощи с вашей стороны. Не то чтобы такие ляпы встречались слишком часто или были критичны, но они здесь есть, и это неприятно.

Age of Wonders 3

Но куда неприятнее неряшливое техническое исполнение. Художники поработали превосходно, пейзажи дивно хороши, и на картинках игра выглядит замечательно. Но вот анимация в бою все портит. Движения солдат слишком быстрые и дерганые, а визуальный эффект атаки не всегда синхронизирован с реальным. Поначалу почти невозможно понять, что произошло на ходу соперника. Кто-то куда-то побежал, кто-то кого-то стукнул, ой, а почему мечник умер, эй, а с какой стати вот этот лучник выстрелил два раза, а тот — три, стоп, что значит, грифон с одного удара слег, он же только что полностью здоров был. По счастью, здесь можно замедлить скорость анимации, но не меньше, чем вдвое, — и тогда войска, наоборот, начинают ползать катастрофически ме-е-е-е-е-едлен-н-н-н-но-о-о-о-о-о.

Конечно, спустя какой-нибудь час в игру ухаешь с головой и вообще перестаешь обращать на такие мелочи внимание. Но проблема в том, что новичок в серии (а то и в жанре) рискует вообще не втянуться. Игра сложная, обучение проясняет только базовые моменты, по любому поводу нужно лезть в справку — и корявая визуализация, при которой в боях все мельтешит, совсем-совсем не облегчает попыток разобраться в происходящем.

Age of Wonders 3

Однако Age of Wonders 3 стоит простить и технические ляпы, и тяжелый «холодный старт». Потому что взамен она предлагает куда больше. Глубокую и продуманную боевую систему. Глобальную стратегию с асимметричным балансом и без всякой принудительной уравниловки. И огромный простор для повторной игры, для новых и новых партий. Простор, ограниченный разве что небольшим набором рас и классов.

Да и эти ограничения наверняка будут сниматься с выходом дополнений — никто ведь не сомневается, что будут и новые расы, и другие классы, и неожиданные заклинания, и расширенные игровые механики. Едва ли такие дополнения заставят себя ждать.

Age of Wonders III

Ради Age of Wonders 3 Triumph Studios даже отложила разработку новой части Overlord. Студия решила тряхнуть стариной и несколько переосмыслила свою главную стратегию, с которой она дебютировала 15 лет назад.

Две части Age of Wonders вместе с дополнением Shadow Magic, вышедшие с 1999-го по 2003-й годы, сформировали своеобразную концепцию игры. Это такая смесь «Героев Меча и Магии» и Master of Magic: мы в роли одного из могущественных магов исследовали глобальную карту, завоевывали и развивали города, копили ресурсы, нанимали войска и участвовали в пошаговых сражениях на пересеченной местности. Изюминка в том, что при этом игрок постоянно изучал кучу разнообразных заклинаний на все случаи жизни. Одни чары разрешалось использовать в бою, поливая врагов огнем с небес, другие — и это куда интереснее — применялись на стратегической карте, чтобы, например, призвать себе на помощь адскую гончую или узнать, что творится во вражеских городах.

В третьей части основы этой механики остались нетронутыми. Мы по-прежнему управляем авторитетным волшебником, которого хлебом не корми — дай только покорить мечом и магией соседние земли. Он все так же ход за ходом исследует, нанимает, отстраивает и изучает. И то же самое делают его оппоненты, с которыми, впрочем, можно вести переговоры: предложить им союз, свободный проход по землям, а также золотишко или заклинание в придачу. Или, наоборот, объявить войну.

В завоеванных или основанных вашими поселенцами городах все так же нужно возводить разные постройки, казармы, магические башни и укрепления. По мере роста населения они укрупняются, расширяют зону влияния (особенно приятно, если в нее попали источники ресурсов) и получают новые статусы — от деревни до метрополии. В городах нужно готовить и нанимать «юнитов» разных рас: если вы взяли штурмом поселения орков или гоблинов, то и выпускать там будете соответствующих зеленокожих вояк.

Впрочем, как и раньше, никто не запретит вам заселить город родной расой вашего героя, например эльфами или людьми. Хотя истинные маги при желании могут собирать целые армии из призванных существ, животных и всяких чудищ. Главное, чтобы хватило на это маны (на найм обычных войск, понятно, идет золото). Правда, максимальный размер одной армии чуть сократился — теперь это 6 отрядов, а не 8, как раньше.

Age of Wonders III

Природа против технологий

Куда важнее другие изменения, произошедшие с серией в третьей части. Понятно, что авторы привели игру в соответствие с современными трендами. Здесь появилась трехмерная и очень даже симпатичная картинка, новый интерфейс. А сражения теперь напоминают о Total War: вместо сиротливых двухмерных фигурок мечника или рыцаря, которые тыкают во врага пикселями, мы управляем целыми отрядами хорошо анимированных бойцов — они эффектно атакуют, врезаясь в группу противников, или лихо забрасывают их заклинаниями.

Особенно здорово теперь выглядят штурмы, которым игра по-прежнему уделяет повышенное внимание. Мы видим действительно огромные города и крепости, на стенах которых расположились защитники. Поэтому приходится активно использовать тараны и требушеты, заставлять пехотинцев ползать по лестницам и посылать на передовую летающих бойцов.

Как и Heroes 6 или Disciples 3, новая Age of Wonders сделала ощутимый шаг в сторону сюжетной ролевой игры. Помимо многочисленных сценариев авторы придумали две кампании, где куда больше текстов, диалогов, режиссуры и квестов, в том числе побочных. Обе кампании с разных точек зрения освещают историю противостояния прогресса, технологий с одной стороны и природы — с другой. Первую представляет Содружество во главе с людьми, вторую, естественно, неспокойные и вечно всем недовольные эльфы.

Причем сюжетные миссии местами очень напоминают все ту же Disciples 3: мы точно так же сопровождаем важных персонажей в их поисках или стремлении добраться до важных артефактов, чтобы, например, омыть в священном источнике яйцо (слава богу, драконье). Это, конечно, не высокая литература, но следить за сюжетом достаточно интересно.

Age of Wonders III

Объявление войны теперь приравнивается к злым делам и тут же сказывается на вашей репутации.

Классная магия

Что касается ролевой составляющей, то теперь в игре появилась полноценная система классов. Если раньше на набор доступных вашему лидеру заклинаний влияла только раса и выбранная магическая сфера, то теперь это в основном определяется именно классовой специализацией. Всего их, как и рас, шесть — теократ, бесстрашный, архидруид, чародей, военачальник и плут. И если, например, бесстрашный делает ставку на машины, пушки и технологии (он даже может производить огненные танки), то чародей предпочитает призывать множество разнообразных монстров себе в подмогу. А теократ обожает называть своих врагов еретиками и спускать на них толпы фанатиков и крестоносцев.

Кроме того, все ваши лидеры и присоединяющиеся к ним герои, способные вести за собой армии, не только получают уровни и примеряют разную экипировку, но и изучают множество активных и пассивных умений на все случаи жизни — многие из них опять же доступны только представителям определенного класса. Так, на новом уровне можно увеличить защиту или здоровье персонажа, обучить его лечению или, например, способности забрасывать подопечных прямо за стены обороняющейся крепости.

Все открытые навыки действуют только в пределах одной миссии — на новой карте приходится начинать все сначала. И с этим связаны новые настройки сложности. Если раньше мы могли осложнить себе жизнь, наделив героя каким-нибудь отрицательным качеством, дающим разные штрафы, то теперь перед началом каждой миссии нас просят определиться, сколько навыков будет доступно герою для изучения изначально: чем их больше, тем, понятно, легче.

Age of Wonders III

Каждому классу доступны уникальные улучшения для своей Империи.

И настроение улучшилось

Поначалу кажется, что вместе с этим, вслед за двумя вышеупомянутыми играми, новая Age of Wonders тоже потеряла в сложности и глубине. Первые миссии проходятся одной левой, искусственный интеллект практически не оказывает сопротивления, и нам остается только копить, изучать и собирать армии, чтобы потом пройтись по врагам.

Но стоит выкрутить сложность на максимум и чуть дальше продвинуться по сюжету, как все становится на свои места: маги-оппоненты начинают нещадно прессовать, стремительно развиваться, совершать дерзкие вылазки, сеять бунты в ваших городах и наказывать за малейшие ошибки. Стоит вам, например, слишком рано поссориться с предводительницей местных гоблинов, как за нее тут же заступится грозный предводитель-орк, и вы узнаете, почем фунт лиха. То есть длинный язык и дипломатия в Age of Wonders 3 имеют значение.

К тому же теперь приходится учитывать настроения, которые царят как в отдельных ваших городах, так и в целом в Империи. Это влияет и на отношения с другими фракциями, и на доходы, и на моральный дух, боеспособность войск. Довольные подчиненные вместо бунтов будут устраивать праздники в вашу честь, собирая дополнительное золотишко, а морально устойчивые «юниты» никогда не дезертируют.

Настроения зависят от многих факторов — от того, проиграли вы или выиграли сражение, уничтожили завоеванный город, разграбили, присоединили к своей Империи или переселили туда свою родную расу. И даже от типа ландшафта, на котором расположены ваши войска и города — гномы, например, обожают горы и не любят вулканические поверхности, а люди не переваривают холод и арктические земли.

Age of Wonders III

Война престолов

Кроме того, сотрудники Triumph Studios придумали систему добрых и злых дел. То же разграбление или уничтожение города — это зло, присоединение — добро. Вы можете либо преследовать отступающего противника, либо пощадить — это тоже влияет на вашу положительную или отрицательную репутацию, а значит, и на настроения в Империи, и на отношение к вам соперников.

Ну и вообще, в Age of Wonders 3 появилось больше разных стратегических примочек. Например, авторы придумали систему столиц. В первом основанном вами городе устанавливается трон Империи. Если ее предводитель погибнет в бою, то игра не заканчивается сразу же, как раньше: через несколько ходов лидер возрождается в «тронном» городе. Главное, чтобы за это время враги не захватили столицу — вот тогда точно провал. Впрочем, в случае опасности вы можете перенести трон в другой город, на что потребуется определенное количество ходов.

А еще в игре появился новый тип ресурсов: к золоту и кристаллам «маны», которые тратятся на глобальные заклинания, прибавились «знания» — именно они расходуются на изучение чар. Чем больше знаний «вырабатывает» ваша держава, тем меньше тратится ходов на обучение волшебству. К слову, этот ресурс нужен еще и для изучения особых пассивных умений: некоторые, например, позволяют строить в городах порты, другие превращают плутов-новобранцев в опытных ассасинов.

Как и раньше, на эффективность дальнобойных атак влияет наличие препятствий перед стрелком. А вот расстояние до цели в прошлых играх серии не учитывалось.

Как видите, Age of Wonders 3 стала солиднее, больше, красивее и разнообразнее предыдущих частей. Здесь появилось много новых возможностей и условий. Это не значит, что играть теперь сложнее. Повторим, в некоторых сюжетных миссиях все сводится к постепенно надоедающей зачистке и накоплению ресурсов. Да и ИИ раньше был поумнее. И все-таки мы получили очень интересную и разнообразную игру, которая сочетает в себе дух «олдскула» и новые тренды и способна вырвать вас из реальной жизни на пару недель. Особенно если вы запустите какой-нибудь из многочисленных «скирмиш»-сценариев или мультиплеер, где разрешают подробно настроить своего лидера и условия игры. А ведь именно в таких режимах проявляется истинная стратегия.

Плюсы: проверенная временем, дополненная новыми возможностями механика; приятные графика и музыка; более интересный сюжет; любопытная ролевая система; эффектные сражения.
Минусы: не во всем удобные интерфейс и управление; временами слишком пассивный ИИ.

За последние несколько лет медленно и как-то очень незаметно отечественные разработчики практически подмяли под себя жанр пошаговых стратегий.

450x240 54 KB. Big one: 999x533 152 KB

Так, разработку Heroes of Might and Magic V взяла на себя Nival Entertainment, ее прародитель, серия King’s Bounty, уже обзавелся тремя играми из-под пера Katauri Interactive (сугубо онлайновый Legions, для чистоты эксперимента, в расчет брать не будем), и даже серия Disciples попала под каток под названием «отечественный игрострой» (назвать по-другому судьбу третьей части сериала со всеми ее перипетиями как-то не получается).

450x253 52 KB. Big one: 1920x1080 243 KB

Набор юнитов для всех рас в целом одинаков. Правда, есть и уникальные образцы, и свои особенности. Об этом вам поведает обзор Age of Wonders III.

Но любой человек, хоть немного посвященный в экономику, скажет вам, что монополия – это не есть хорошо. Особенно это видно по King’s Bounty: после «Легенды о Рыцаре» вышла «Принцесса в Доспехах», основой которой, по сути, стала та же игра с незначительными изменениями (как и «Воин Севера» с дополнением «Лед и Пламя»). С другой стороны, с ходу назвать хоть сколько-нибудь приличного конкурента этим трем сериям довольно сложно.

Мегаслив топовой 3070 Gigabyte Aorus дешевле любого Палит

450x253 50 KB. Big one: 1920x1080 242 KB

Минималистично, не находите? Так начинается одна из местных кампаний.

И тут вдруг, ни с того, ни с сего, люди из Triumph Studios (те самые, которые сваяли Overlord) при поддержке Маркуса «Нотча» Перрсона (того самого, который сваял Minecraft) вспомнили об игре, с которой начался их путь в игровой индустрии – Age of Wonders.

Малой кровью

Age of Wonders III в чем-то повторяет судьбу Tropico 3. Спустя более десяти лет (двенадцать, если быть точным) после выхода двух более-менее удачных первых частей и массы других важных дел, авторы возвращаются к своему давнему творению, чтобы повторить его на современных технологиях.

А теперь – все то же самое, но в три слова: Age of Wonders III – дословный ремейк второй части. Все та же карта, все те же города, дозорные башни, крепости, да что там – даже количество очков передвижения на одну клетку осталось прежним (а именно – четыре).

реклама

450x253 52 KB. Big one: 1920x1080 270 KB

В лучших традициях Civilization, здесь вам придется малость почитать. Ну, самую малость.

У человека непросвещенного в начале игры сразу возникает ассоциация с Heroes of Might and Magic – карта, конь в чистом поле да кучка золота рядом. Проекция маршрута движения на карте, активные объекты, привычный звук топота лошадиных копыт – и на кой я это скачал купил? – в какой-то момент спрашиваете вы себя.

Ответ на этот вопрос найдется в первой же битве. Для начала, хочу настоятельно порекомендовать – забудьте о кнопке «автоматический бой» в принципе. Во-первых, значительно сократите потери (а армию здесь беречь очень надо), а во-вторых – не пропустите лучшую часть этой игры.

450x253 64 KB. Big one: 1920x1080 325 KB

Соседи здесь – очень несговорчивые личности. Никогда ничего не сделают просто так. Эти, например, попросили вынести ближайший замок.

На первый взгляд, отличий от других подобных игр, можно сказать, и нет: гексагональное поле, ровные строи солдат, вертексные шейдеры в знаменах – все обычно, если не шаблонно.

Отличия находятся в процессе. К примеру, выбираете вы случайный отряд и замечаете, что гексы вокруг него окрасились в три цвета: зеленый, желтый и оранжевый. Дело в том, что за один ход одним отрядом можно провести также три атаки, вопрос только в том, что вы выберете: ударить первого подвернувшегося, но три раза, или кого надо, но единожды. Вот вы выбрали цель для удара, отправили войско. Оно проходит рядом с другим вражеским отрядом. и получает удар пикой в печень. Потом еще один. И наконец, на третьем ударе падает замертво.

450x253 39 KB. Big one: 1920x1080 162 KB

Дипломатия, на первый взгляд, очень похожа на серию Civilization. Да и на второй, честно говоря, тоже.

А объяснение простое – местных воинов совсем не нужно самолично тыкать во врага моськой – при удобном случае они сами проткнут его мечом без малейших колебаний. Поэтому внимательно смотрите не только кем, но и как вы ходите.

На этом построена тактика кругового обхода – если вы бьете врага с фланга или сзади, то очки действия, которые он мог бы потратить на атаку, он потратит на то, чтобы повернуться к вам лицом.

450x253 63 KB. Big one: 1920x1080 385 KB

За местными препятствиями очень удобно прятаться. А вот отстреливаться – уже не настолько.

А еще отряд расходует очки действия не только на свои атаки, но и на отражение вражеских. Заставив какой-нибудь особо опасный вражеский отряд трижды ударить в ответ, вы оставите его без очков действия на следующий ход. Поэтому тактика «свяжем этого гада пехотой, чтобы он одним заклинанием не вынес всех остальных» в Age of Wonders III работает лучше, чем где-либо еще.

Да, и еще – внимательно следите за героями (они, как в Heroes of Might and Magic IV, лично присутствуют на поле брани). Они, хоть и не чужды прокачке (как, впрочем, и простое воинство), поначалу, будучи хлипкими и ничего не умеющими, доставляют дичайшую головную боль. И если потерять героя, например, в обычном сценарии не так страшно, то в кампании его смерть ведет к немедленному проигрышу.

450x253 30 KB. Big one: 1920x1080 141 KB

Не хотите портить себе нервы, но желаете получить от Age of Wonders III максимальное удовольствие? Тогда вам сюда.

И таких вот нюансов здесь – вагон и маленькая тележка. Несмотря на очень узнаваемые черты геймплея, играется все это действительно свежо и интересно. В каждом здешнем бою вы открываете для себя все новые тонкости и хитрости, и это увлекает так, что за Age of Wonders III можно сидеть, натурально, неделями. Динамично, красиво, умно – все это здесь.

450x253 72 KB. Big one: 1920x1080 446 KB

Грамотное использование лучников – одно из главных слагаемых местных побед.

реклама

Правда, совсем уж без странностей не обошлось. Например, отряд с одной единицей здоровья (проще говоря, с единственным оставшимся бойцом) бьет ничуть не хуже, чем полностью здоровый. Ждем, видимо, патча.

Большие цели

Кстати, о кампании. Крайне советую вам обойти ее стороной (несмотря на все рекомендации игры). Во-первых, как уже упоминалось выше, смерть героя фатальна и для вас тоже, что будет очень сильно раздражать (пока не приучитесь атаковать им издалека или не атаковать вообще).

Во-вторых, не очень веришь, что ее сделали те же люди, которые сделали Overlord. Сюжет очень серьезен (даже, можно сказать, надрывен), диалоги – соответствующие, а персонажи – безликие и картонные (особенно если сравнить с Overlord). От людей, создавших игру с веселыми чертями, в которой можно безнаказанно пинать детей, ждешь чего-то большего.

И, в-третьих, карты кампаний слишком большие – слишком много времени приходится уделять глобальной стратегии, нежели локальной тактике.

реклама

450x253 61 KB. Big one: 1920x1080 309 KB

Максимальное число отрядов в армии – шесть. Поэтому героев лучше таскать парой.

Кстати, о глобальной стратегии. На этом месте игра начинает пародировать уже Sid Meyer’s Civilization – нужно следить не только за самими городами (которые вам также придется основывать собственноручно), но и за прилегающей территорией, а в процессе игры всегда приходится выбирать между постройкой здания и производством юнита. Вы точно так же развиваете город, расширяете его границы (правда, не культурой, а численностью населения), если необходимо – меняете ландшафт вокруг специальным заклинанием, чтобы жители были довольны (не всякий эльф захочет, подобно гоблину, жить в болоте). Собственно, все.

В этой системе уравнений слишком мало переменных, чтобы заставить вас забыть про Civilization. Там, где Сид Мейер предлагает строить пирамиды и Сикстинские капеллы, одновременно ведя в бой варваров с дубинками и изобретая читерский порох, Age of Wonders III может предложить лишь крепости, дозорные башни, да притоны с разбойниками.

450x253 48 KB. Big one: 1920x1080 213 KB

Неизведанные земли на краю мира. Мечта пилигрима прям.

Если же ваши рефлексы годами натачивались на Heroes of Might and Magic, тут возникнет другая сложность – «на кой ляд мне все это сдалось?»

реклама

Для такого игрока Age of Wonders III, наоборот, будет слишком перегруженной, и ему будет совсем не интересно искать ответы на такие вопросы, как «Почему я должен ждать несколько ходов, чтобы получить в свою армию очередного солдата?», «Почему все заклинания надо исследовать?» и вообще, «Почему здесь столько текста?»

450x281 61 KB. Big one: 1440x900 173 KB

Заклинания, хоть и нужно исследовать, но главная головная боль для ваших ученых все-таки заключается не в них.

А главное – у тактического режима есть одно, но решающее преимущество перед глобальным – динамика. Местные бои столь интересны (хоть при этом и очень скоротечны), что остальная игра воспринимается как долгая и не очень нужная прелюдия. Особенно при игре на больших картах, когда под вашим началом может находиться десятка два городов и армий.

И если в одиночке это еще не так страшно, то в мультиплеере это затягивает партию на долгие часы.

Sid Meyer’s Heroes: Total War

реклама

Но у глобального режима есть одна безапелляционно положительная черта – он дает в полную силу раскрыться местному сеттингу. Пусть это и обязанность подобных игр – выдавать на-гора десяток рас и пару сотен юнитов, заклинаний и артефактов, здесь чувствуется скорее подход больших стратегий в реальном времени (например, серии Total War), когда все отличия между расами не заканчиваются на том, что и так лежит на уровне интуиции, а носят настоящий глобально-стратегический характер.

Есть, конечно, условности вида «стрелки эльфов стреляют из нормальных луков, а дракониды просто плюются огнем» и сходные виды юнитов (мечники в том или ином виде есть у всех представленных рас), но в целом отличия довольно существенные.

450x281 51 KB. Big one: 1440x900 142 KB

Одно из главных преимуществ гномов – способность проредить буром чуть ли не всю карту.

450x281 56 KB. Big one: 1440x900 165 KB

. попутно сделав вам короткий путь к городам конкурентов.

Начнем с того, что почти во всех подобных играх реализованы так называемые «уязвимости» и «сопротивляемости», довольно логично вытекающие из всеобщих представлений о конкретном существе (почему гномы не боятся огня, думаю, объяснять не надо). В King’s Bounty (новом) достаточно было лишь следить за тем, чтобы люди не делили лагерные шатры с нежитью (если только вы не паладин). В Heroes of Might and Magic в довесок ко всему этому нужно было еще и следить, куда вы наступаете – нормально передвигаться, например, по снегу, кроме гномов и хоббитов, там не умел никто.

реклама

В Age of Wonders III пошли еще дальше: добавили боевой дух войск и счастье населения. Основание человеческого города на болотах или под землей чревато почти немедленным бунтом (а вместе с ним – потерей войск и денег), а марш изнеженных эльфов через раскаленную пустыню – массовыми побегами и дезертирствами.

450x253 102 KB. Big one: 1920x1080 297 KB

Рискну предположить, вы не знали, но в Triumph Studios умеют рисовать не только чертей.

450x253 82 KB. Big one: 1600x900 279 KB

. хотя с ними, как раз, не все так гладко.

Все это звучит, как неутешительный диагноз, но здесь приходит на выручку традиционный козырь Age of Wonders – ролевая система. Не буду перечислять все классы и их особенности, скажу одно – их просто огромное количество, и каждый раз складывать пасьянс из расы, класса, особенностей и заклинаний – отдельного калибра головная боль (в хорошем смысле этого слова). Получается эдакий своеобразный покер – почти никогда неизвестно, какая карта сыграет на этот раз, но в какой бы комбинации они вам не выпали, шанс на победу есть всегда.

Хотите собрать сильную армию из солдат разных рас? Легко, просто выберите теократа. Нужно устроить врагу диверсию с массовыми бесчинствами и разрушениями? Не вопрос, плут вам в помощь. Одна «карта» настолько легко либо дополняет, либо нивелирует другую, что простор для реиграбельности открывается просто колоссальный. За что мы, собственно, стратегии и любим. В данном случае осталось только определиться, какую именно.

реклама

450x281 55 KB. Big one: 1440x900 162 KB

Технически Age of Wonders III сделан очень даже хорошо.

450x281 56 KB. Big one: 1440x900 166 KB

. если забыть про анимацию.

Заключение

Именно в этом и состоит главная проблема Age of Wonders III – ее авторы попытались усидеть на двух стульях, решив сделать одновременно и хорошую локальную пошаговую тактику, и хорошую глобальную стратегию, преобразив игру несколькими оригинальными находками и испортив ее ненужными упрощениями.

450x281 55 KB. Big one: 1440x900 152 KB

Будьте внимательны: эти решетки на полу не так безопасны, какими кажутся на первый взгляд.

С другой стороны, именно такой была Age of Wonders II. И это, наверное, самое правильное в этой игре – для любого старого фаната получить ее же, но в современном виде – все равно, что получить билет в далекое, беззаботное детство, когда пиксели были большими, текстуры – восьмибитными, а контроллером – геймпад без триггеров и аналоговых стиков.

А все сказанное мною вначале, про монополию российских разработчиков и гегемонию серий Heroes of Might and Magic и King’s Bounty, для него – не более чем пустопорожняя болтовня, только отвлекающая от прикосновения к ней.

450x281 55 KB. Big one: 1440x900 157 KB

Местные соседи при всей своей несговорчивости товарищи на редкость скромные.

Age of Wonders III в этом контексте – почти воплощенная мечта. Но для простого, среднестатистического игрока эта игра – не более чем очередной, ничем не примечательный пункт в списке релизов 2014 года, у которого на поверку нет больших преимуществ перед всеми упомянутыми выше сериями игр. Сейчас не 1990-е, когда в «Героев» резался каждый второй. Все эти люди уже давно завели семьи, жен, детей, а бессонные ночи за компьютером остались для них в далеком прошлом.

Но за одно это потерянное чувство, что ты все это помнишь, все это знаешь, и для тебя все это – не пустой звук, Age of Wonders III можно очень многое простить. Она рождает чувство, очень редкое для современных игр – чувство того, что все это было не зря. И таких игр слишком мало, чтобы пропускать их.

450x253 95 KB. Big one: 1920x1080 246 KB

Да, вы правы, кадр постановочный. Хотя набрать такую массовку особых трудов не составляет.

Вердикт: Age of Wonders III так и не смогла определиться, кем ей быть – быстрой, умной, но скоротечной тактикой или сложной, проработанной (вширь, но не вглубь) и вариативной стратегией. Может, вы ей в этом поможете?

Читайте также: