Serious sam collection обзор

Обновлено: 03.07.2024

Четвёртую часть Serious Sam мы ждали целых девять лет. Нередко проекты, которые настолько долго томятся в разработке, сбиваются с пути, но «Крутой Сэм», напротив, вернулся на верную тропу. Лучшая часть со времён The Second Encounter? О да!

Идеальный баланс

Крутой Сэм явился публике в 2001-м, когда классические шутеры вроде Doom и Quake уже успели выйти из моды, оставив множество поклонников бессюжетных и динамичных шутеров обездоленными. Дюк Нюкем добавил к забойному геймплею остроумного протагониста, но тут же ушёл в 15-летний запой, из которого вернулся уже «не тем». На его место и пришёл Сэм, очевидно списанный с Дюка: сюжет в The First Encounter был очень условным (крутой спаситель Земли крошит инопланетных чертей в Древнем Египте), а значительную часть сценария составляли шутейки героя. Была у игры и собственная фишка – гигантомания. Километры открытых пространств, сотни врагов – Serious Sam всегда была куда более простецкой, чем модные ААА-шутеры, но она всё равно впечатляла.

Однако после первой части у «Сэма» случился кризис идентичности. Serious Sam 2 понесло в юмор настолько, что она вышла игрой максимально несерьёзной, по факту мультяшной. Затем разработчики развернулись на 180 градусов, и Serious Sam 3 стала очень серым и мрачным приквелом, рассказывающим о последних днях Земли.

Serious Sam 4 же наконец-то нашла золотую середину. Хронологически это первая игра в серии, её события предшествуют апокалипсису из третьей части. Земляне еле-еле отражают атаки инопланетных орд, захватчики уже превратили значительную часть населения планеты в кровожадных зомби, а от гибели не застрахован никто – ни члены местных ячеек сопротивления, ни коллеги Сэма Стоуна из элитного отряда по борьбе с агрессорами. По улицам летают дроны, сулящие каждому землянину по личному полипу, а глава местной оккупационной власти регулярно выступает с пространными монологами о бренности человеческой природы.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Пожалуй, никто – включая самих разработчиков – не думал, что «Крутому Сэму» нужен нарратив, но после четвёртой части сомнения в этом отпадают сами собой. Её сценарий (написанный соавтором The Talos Principle Йонасом Киратцесом и его женой Вереной) по объёму превосходит все остальные выпуски вместе взятые, но остаётся максимально ненавязчивым. В нём драматичные и комичные моменты представлены в максимально правильных пропорциях: игра и не даёт забыть, за что мы сражаемся, и при этом трещит по швам от всевозможных шуток, каламбуров и колкостей.

Если в предыдущих выпусках серии Сэм был единственной звездой, то тут компанию ему составляют множество ярких персонажей: от православного батюшки Михаила, осуждающего католическую ересь, до французского хипстера, перепутавшего захватчиков с мирной делегацией из дальнего космоса. Особенно удались коллеги Сэма; некоторых мы уже видели в третьей части, где они себя вообще никак не раскрывали, но в этот раз у коллектива есть настоящая химия. Вспоминать о существовании SS3 после концовки SS4 особенно больно.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Стреляй @ Не думай

В плане геймплея это всё тот же старый добрый «Сэм». Бегаем по огромным, просторным локациям, активируем невидимые триггеры – и из ниоткуда начинают появляться десятки монстров, которых мы распыляем в труху при помощи обширного арсенала. Берём ключ, открываем дверь, крошим очередную толпу. Никаких премудростей: геймдизайн, ИИ противников и даже структура самих уровней в «Сэмах» традиционно была крайне простой.


Бестиарий четвёртой части вобрал в себя лучших (не клоунских) врагов из предыдущих выпусков, но радует и новенькими – например, телепортирующимися вампирами

Арсенал Сэма не особо изменился, но пополнился апгрейдами – например, самонаводкой для ракет и преобразованием лазерных выстрелов в один мощный луч. Помимо пушек, Сэм теперь может использовать и гаджеты: карманную аптечку, атакующий врагов с воздуха дрон, берсерк-снадобье и даже портативную чёрную дыру, которая полностью зачищает арену. Всегда приятно иметь в кармане дополнительные тактические опции.

Плюс по всей игре раскиданы сирианские артефакты, дающие Сэму очки прокачки. С их помощью можно, например, усилить добивания в упор (впрочем, это не сделает из игры новую Doom, так что не рекомендую), научиться стрелять с двух рук из любого оружия или кататься на гнаарах и быках-оборотнях. Принципиальный момент: всё это абсолютно не обязательно.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Хотя локации в «Сэмах» всегда были обширными, их прохождение оставалось линейным. Тут никогда не надо думать, куда идти, а редкие развилки чётко помечены как побочные задания: за помощь разным ячейкам земного сопротивления Сэм получает улучшения для пушек и топовые гаджеты.

Линейность сохраняется даже на просторах Франции – на уровнях, площадь которых достигает десятков квадратных километров. Всегда можно добежать до «той горы вдалеке» (и с неё передать привет Тодду Говарду), но толку от этого будет мало. Чтобы бешеный темп игры не сильно проседал на таких огромных локациях, разработчики ввели разные средства передвижения – от простого квадроцикла до комбайна, способного перемолоть всех врагов на пути в фарш. Подобная техника в Serious Sam 4 используется крайне эпизодически и служит для того, чтобы просто немного разнообразить игровой процесс, – но не более того.

Единственное исключение – боевой мех; с ним беда. Главное качество самого Сэма – подвижность, а у робота её совсем нет. Когда в него одновременно палят десятки противников, здоровье меха падает очень быстро, и лечиться он не умеет. Причём взять и выйти из него (в отличие от других транспортных средств) Сэм не может – если игра велела сражаться в нём, то иного пути нет. К счастью, «залезать в грёбаного робота» надо всего пару раз за всё прохождение – и это, пожалуй, худшие сегменты Serious Sam 4.


Вместо триумфального завершения римской главы получилась одна фрустрация

Но в остальном это ровно тот же самый «Сэм», что покорил наши сердца в 2001-м, – нововведения, в основном, лишь косметические. Формула игры за прошедшие годы ничуть не состарилась – это чистый дистиллят FPS: быстрое передвижение, крутые пушки, разнообразные и многочисленные враги, забойная музыка и неослабевающий темп. Serious Sam – про то, как разум уступает инстинктам, про адреналин и драйв. Это коррида с десятками противников, где победа на каждой арене даётся потом и кровью, но приносит искреннее удовольствие.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Кривой Сэм

В техническом плане всё чуть хуже. Свойственный серии гигантизм в четвёртой части никуда не делся, и в вопросах графики она радует количеством, а не качеством. Иными словами, она выглядит довольно незамысловато, но при этом гораздо более живо, чем её предшественница. Городские пейзажи тут представлены не серым пыльным Каиром, а колоритным Римом с типичными для серии руинами. Добавьте сюда широкие поля, каменоломни и замки Франции, да ещё и заснеженную Сибирь с обязательной «Калинкой» – и Египет забудется сам собой.

Правда, прогулки по местным пейзажам могут испортить баги – мне их встретилось неприлично много. На DirectX 12 вообще было фактически невозможно играть: на одном из уровней ночное небо было залито ослепительно белым светом. В паре мест камикадзе пробрались за пределы карты и обречённо орали из-за стены. В другом я, думая, что нашёл секрет, вышел за пределы уровня и потом долго окольными путями возвращался назад по низкополигональным декорациям. В общем, ничего критического (если играть на DX11), но проблем много, и они видны невооружённым взглядом. Будем надеяться, что их в скором времени исправят.

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

В конце концов, ваше отношение к Serious Sam 4 напрямую зависит от любви к её первым выпускам. Если вы приняли их, со всем их примитивизмом, тролльскими ловушками, плоскими шутками и примитивным экшеном, то, скорее всего, полюбите и четвёртую часть. Эстетически и тематически она ближе к Serious Sam 3, но при этом выглядит как основательная работа над ошибками чрезмерно серой и постной «трёшки».

«Крутой Сэм» всё-таки про глупое веселье – а его в SS4 хоть отбавляй.

обзор serious sam collection ps4

История приключений «Серьёзного Сэма» от Croteam насчитывает уже четыре части, однако последняя получила не слишком высокие отзывы от геймеров и в СМИ. Тем интереснее вспомнить об оригинальной трилогии, где первые две игры – это классика жанра шутеров от первого лица, а третья – смелое переосмысление оригинальных идей.

Пишу обзор Serious Sam Collection для PS4, однако он справедлив для релиза под Xbox One и Nintendo Switch. Набор представил известный indie-паблишер Devolver Digital, ныне владеющий правами на франшизу.

Впервые информация просочилась через возрастное агентство ESRB, слив оказался достоверным. Дата выхода – 17 ноября, то есть буквально сегодня. Что же имеем внутри?

Трилогия включает две HD-игры (The First Encounter и The Second), а также SS3 BFE. Все официальные дополнения включены в состав цифрового дистрибутива. Разрешение подняли, хотя общее восприятие графики осталось неизменным.

Речи о ремейке не идёт, но картинка приятная, сочная, да и число объектов на экране вроде бы увеличилось. Мясистый шутер в 60 FPS смотрится великолепно, позволяя активировать спинной мозг на полную катушку.

serious sam collection обзор

Обзор Serious Sam Collection на PS4 – стоит ли играть?

Управление великолепно адаптировано, да и вибрация варьируется в зависимости от тряски на экране, числа врагов и прочих факторов. Уровней множество, виды оружия чувствуются на ура, а физика повреждений пусть и упрощенная, но достойная. Бодрый электронный саундтрек в сочетании с роковыми композициями создают идеальную атмосферу.

Ценник около двух тысяч рублей в PS Store может показаться высоким для переиздания, но поскольку в нём сразу три игры, предложение выглядит интересным. К Новому году наверняка выкатят скидки (или на «Чёрную пятницу» в конце ноября), поэтому можете дождаться акций.

serious sam collection ps4 обзор

Существует и вариант под Google Stadia, выпущенный весной. Однако там присутствовала ощутимая задержка, мешавшая получать удовольствие от геймплея.

Оценка сборника – 8 из 10. Собственными впечатлениями поделитесь в комментариях. Не хватает лишь четвёртки, которую Devolver Digital вполне могла перенести и сюда. Помешала Nintendo Switch?

Рецензии — Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.

Приключения Серьезного Сэма на любителя. Впрочем, как и всегда.

Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.

Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.
Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.
Обзор Serious Sam’s Bogus Detour. Ну, это уже несерьезно.

Золотые деньки пародийного боевика Serious Sam давно прошли, но серия не думает пропадать с радаров и время от времени о себе напоминает. Так, мы можем вспомнить Serious Sam: The Last Hope для очков виртуальной реальности, HD-ремастеры первых частей и даже Serious Sam 3: BFE, неожиданно вышедшую спустя аж шесть лет с момента выпуска второй игры.

Благодарить за возвращение культовой серии необходимо американского издателя Devolver Digital — эдаких добрых самаритян от игровой индустрии. Основанная в 2009 году компания взяла любопытный курс поддержки проектов инди-разработчиков и с тех пор успешно действует. Из-под крыла Devolver, помимо свежих частей «Сэма», вышли небезызвестные Hotline Miami, Shadow Warrior и The Talos Principle.

Serious Sam’s Bogus Detour — своего рода ответвление от основной серии, классический shoot‘em-up с видом сверху. С официального одобрения Croteam, авторов оригинала, за разработку взялись шведы из Crackshell, некоторым известные по пиксельному hack’n’slash Hammerwatch. Планета опять в опасности, враги готовы к бою, а Сэм все шутит — вроде все как всегда. Но хорошо ли это?

Пристрели их!


Так на карте обозначается маршрут наших новых приключений.

Сюжет в игре есть, но он предельно прост и, если опустить лишние подробности, сводится к выкашиванию орд врагов на локации. Перед каждой миссией вас ждет небольшой текстовый пролог, а сам Сэм по ходу действия может отпускать короткие комментарии по делу или просто шутить.


Одна из сюжетных вставок, предваряющих уровень. На этот раз у нас потонул корабль.

Словом, перед нами все та же игра с привычной мифологией и реками крови. Сэм, как всегда, в одиночку попадает на ту или иную локацию и при помощи самого разного оружия избавляет планету от сил зла. Помимо врагов, преградами для героя выступают двери, карточки доступа от которых вам и предстоит искать всю игру.

Ваши действия на локации ограничиваются поиском прохода, затем подходящей по цвету карточки, изничтожению противников, ее охраняющих, и переходом на следующий уровень. Иногда будут встречаться боссы, но, за редким исключением, много времени они у вас не отнимут.


Одна из ключ-карт, которые мы так отчаянно ищем. Что же может пойти не так?


И это все мне?!

Но несколько нудный сюжет с лихвой окупает разнообразие пушек и «плюшек».

Первый и самый главный ваш ствол — парные пистолеты а-ля леди Крофт. Патроны у них не заканчиваются, так что в ситуациях с дефицитом боеприпасов полагаться придется или на них, или на здоровенную кувалду.


Минные поля не составит труда пройти, если запастись терпением и не бежать напролом.

Оружия на самом деле очень много, и носить можно все и сразу. Для виртуальной мясорубки — идеал. Огнеметы, ракетницы, дробовики и автоматы к вашим услугам, берите и наслаждайтесь. Главное — следите, чтобы не кончались патроны и к битве с боссом вы не остались порожним и беспомощным.


Пройти мимо ядовитых луж до заветной звездочки не так просто, как кажется.

В игре есть простенькая система прокачки: убивая врагов, вы зарабатываете опыт, а достигнув очередного уровня, получаете особые звезды, которые можно тратить на разнообразные умения. Такие же звезды можно найти на локациях, но это будет непросто — многие очень хитро запрятаны.

Предоставленные на выбор навыки начинаются со стандартных прибавок к урону от оружия и заканчиваются весьма своеобразными, вроде «Рискованного дела», увеличивающего на 25% и наносимый, и получаемый урон. Веток навыков три — «Битва», «Выживание» и «Оружие», — так что настройку персонажа можно назвать вполне гибкой. Вы вольны создать «танка» с колоссальным количеством здоровья, но низким уроном, или безбашенного психа, выкашивающего противников целыми армиями, но умирающего от пары попаданий.


Навыков не так уж и много, но выбрать все же есть из чего.

Кто на новенького?

В плане врагов Bogus Detour тоже вас не обидит. Во-первых, их много. Даже если на вас собираются напасть однотипные гнаары, будьте уверены — наползет штук тридцать таких гадов. Но надеяться, что вся опасность исходит только от забавных круглых инопланетян, конечно, не стоит. Игра сведет вас нос к носу как с уже знакомыми противниками, вроде вопящих камикадзе, скелетов с Клира и биомеханоидов, так и с «новенькими» шипастыми черепахами и плюющимися растениями, напоминающими археспоры из серии The Witcher.


Вечеринка обещает быть слишком взрывной. Мы, пожалуй, дальше пойдем.

И, кстати, вам напомнят о тех монстрах из серии, кого вы могли подзабыть. Орки и лавовые големы из Serious Sam Classic встречаются не так уж и часто, но способны изрядно попортить нервы.

Впрочем, саму игру в целом нервной не назовешь. Хотя вроде и враги все разные, и атакует каждый как-то по-своему, и одних стоит бояться больше, других меньше, все равно все сводится к бесконечному крошеву. Стреляйте, стреляйте, стреляйте, и снова, под динамичную музыку, с красочными взрывами и морем крови из разрывающихся врагов.


Один из новых врагов — черепаха. Кусается, лягается, еще и шипами стреляет.

Bogus Detour — убийца времени, но он слишком быстро надоедает. Да, иногда игроку подкидывают любопытные ситуации вроде лишения всех пушек и выживания с голыми руками или сбору запчастей вертолета вместо приевшегося поиска карточек, но это происходит так редко, что тонет в общем однообразии геймплея.

Единственное, где вы можете отвести душу, — схватки с боссами. Боссы есть не на всех локациях, но каждая встреча запоминается. Тут игра ненадолго становится сложной, динамичной, веселой. Вы умираете, пытаетесь снова. И чуете, что схватка не совсем честная, но ровно настолько, насколько нечестно и играючи вы расправлялись с ордой простых врагов раньше. Только вот боссы-то заканчиваются, а игра продолжается.


Первый босс в игре. Он же самый простой. Единственный простой.

И если вам наскучит основная кампания, то в Bogus Detour припрятано еще несколько сюрпризов. Первый — это идущий в комплекте с игрой редактор карт, где вы сами можете создать свою локацию, расставить по ней чудищ и проверять себя на прочность. Второй — режим выживания, где необходимо выдерживать волны врагов столько, сколько сможете. Третий — мультиплеер.

Крутые парни не смотрят на взрывы

Что до оформления игры, то мы имеем дела с весьма типичным инди-проектом. Незатейливая пиксельная графика, простенький, но зажигательный саундтрек. Особых красот игра не подарит — нет в ее графическом стиле своей изюминки, не видно руки талантливого художника. И если аналогичная Hotline Miami могла похвастать кислотными цветами и оригинальным дизайном, то тут все кажется очень уж простым.

Некоторые враги выглядят слишком. непонятно. В основном это касается здешних клиров, которых в новом ракурсе никак не узнать, и их происхождение выдают только метательные боло. Анимация или примитивная, или отсутствует, а локации порой выглядят слишком монотонно.


Иногда вы будете натыкаться на временные бонусы. Тридцать секунд бессмертия или бесконечных патронов дадут вам здорово повеселиться.

И пусть игру есть за что ругать, она все равно цепляет. Ведь сочетание игрового процесса с такой картинкой заставляет нас ностальгировать по древним шутерам вроде True Lies на Sega Mega Drive 2. И в том вся суть Bogus Detour — это игра, всем своим весом давящая на нашу любовь к чему-то полузабытому. Графика и геймплей от старых консолей, сеттинг Serious Sam, изменяющаяся в зависимости от количества здоровья иконка с лицом персонажа, прямо как в Doom, — эта игра, очевидно, найдет своего ценителя.

А если говорить о музыке, то она идеально вплетается в здешнюю бешеную динамику. Все происходит настолько быстро, что мы едва успевали делать скриншоты для статьи, ведь упустишь драгоценную секунду, и Сэм уже мертв.


Перепачканный кровью и слизью пол, едва живой герой и еще дымящееся дуло минигана — самая привычная картина для этой игры.

Serious Sam’s Bogus Detour — это почти клон Hammerwatch, просто в другом антураже. Возможно, сделай Crackshell свой проект в какой-то оригинальной экшен-вселенной, мы на него даже не обратили бы внимание. Эта игра проста по всем фронтам, но в этом же и кроется ее обаяние.

Serious Sam 3 позиционируется как олдскульный шутер, где вместо стрельбы из-за укрытий герой носится по уровням, накачивая врагов свинцом и уворачиваясь от их атак. Автоматическое восстановление здоровья уступает место сбору аптечек, а фабула умещается на полях газеты, в которую заворачивали рыбу.

Зачем этой игре сюжет — умом не понять. Но он есть: на Землю напали инопланетяне, и теперь земному герою Сэму нужно добраться до найденного в Египте древнего артефакта, чтобы остановить вторжение. Поскольку BFE является приквелом оригинальной игры, Serious Sam: The First Encounter, мы уже знаем, что будет в конце: наш герой перенесется в прошлое и даст захватчикам по щам. Но сначала он наваляет им в настоящем — а там гори оно все огнем.

Serious Sam 3: BFE

На первый взгляд, игра по сравнению с предыдущими частями совершенно не изменилась: Сэм шествует по абсолютно линейным уровням, превращая врагов в фарш и изредка отвлекаясь на поиск тайников. Периодически героя запирают в условном помещении («условном», потому что это может быть и огромная равнина) и заваливают тоннами вражеского мяса. В порядке вещей одновременно уворачиваться от рогов разьяренного быка и одновременно садить из двустволки в лоб скелету. Удовольствие, надо сказать, не для всех: если вы выросли на Call of Duty, Serious Sam 3 вам вряд ли понравится.

Serious Sam 3: BFE

Иногда авторы дают передышку от бесконечных волн монстров и запирают нас в катакомбах, заставляя светить фонарем по сторонам, мыкаясь в поисках выхода. Зачем нам такой Half-Life, решительно непонятно — если истребление живности на открытых аренах приносит какое-никакое удовольствие, метание по темным коридорам только раздражает. Особенно это неприятно в кооперативной игре, когда напарники уже убежали, а ты пытаешься найти очередной неприметный коридорчик, чтобы их догнать. Какая радость шарить фонарем по черному экрану, когда знаешь, что друзья уже вовсю развлекаются?

Совместное прохождение — главное, ради чего стоит купить Serious Sam 3. BFE лишний раз подтверждает собственную олдскульность, в частности, и тем, что поддерживает до 4 игроков на одном PC (в режиме сплит-скрина), а по Сети могут играть до 16 человек. Но это уже чересчур — врагов на всех не хватает, поэтому такой большой компанией лучше зарубиться в PvP.

Serious Sam 3: BFE

На выбор представлены все классические режимы вроде дефматча и захвата флага. Проблема только с поиском серверов — то ли еще не все наигрались в кооператив, то ли желающих воевать друг с другом нет в принципе. К сожалению (или к счастью), верным кажется второй вариант. По динамике местный режим «все против всех» напоминает Quake 3, но сильно проигрывает последнему по дизайну карт. Да и с балансом оружия проблемы: ракетница и двустволка обычно убивают с одного попадания, а остальные стволы практически бесполезны. Бездумно сделан и респаун — нередко противники возрождаются прямо у тебя за спиной (быстро отправляя на тот свет) или прямо под носом (даря бесплатный фраг). Окончательно портит впечатление анимация — она тоже напоминает о третьем Quake: если монстры хоть как-то шевелятся, то вот персонажи, управляемые игроками, бегают, будто швабру проглотив.

Serious Sam 3: BFE

Не лучше и графика. Несмотря на нескромные системные требования, даже на ультранастройках графики Serious Engine 3.5 выдает картинку уровня Half-Life 2 или Modern Warfare. Очевидно, проблема в художниках: обратившись к более реалистичному стилю, им не удалось сложить из четырех известных букв слово «вечность». Если честно, мы очень скучаем по разудалому мультяшному Сэму образца 2001 года и яркой, веселой картинке.

Но ужаснее всего звук. Создается впечатление, что разработчики просто взяли озвучку монстров из первого Serious Sam. Хотя даже это не самое страшное. Звук абсолютно неинформативен: например, невозможно определить, откуда к вам приближается очередной безголовый камикадзе, по его крику. Кажется, будто толпа товарищей с бомбами поселилась прямо у Сэма в голове.

Serious Sam 3: BFE

Зато музыка подходит игре практически идеально: саундтрек от хорватских металлистов Undercode столь же старомоден, как и сама Serious Sam 3. Неплохо озвучен и сам Сэм. Хотя его шутки редко вызывают улыбку, образ беспредельного мачо бережно сохранен.

По иронии судьбы, из всех достоинств первой Serious Sam до третьей в целости и сохранности дожил только главный герой. Впрочем, даже несмотря на многие недостатки, BFE превосходит ближайшего конкурента — Duke Nukem Forever. Жаль только, что ни одна из них лучше от этого не становится. Еще одна легенда умерла.

BFE отлично поддерживает напряжение, каждая новая волна врагов отзывается адреналиновым пуском в печени. Очень скоро начинает казаться, что враг повсюду, и, скорее всего, именно так оно и есть, но вы стараетесь об этом не задумываться. Главное, чтобы прицел точно выцеплял на блекло-сером фоне цели, а указательный палец не свело судорогой. Проанализировать все можно будет потом. По-моему, это ценное умение вполне достойно похвалы.

Читайте также: