Road 96 обзор

Обновлено: 28.06.2024

Что есть жизнь, если не длинная тернистая дорога самопознания, полная странностей и чудес? Ниточка судьбы кружится, вьётся, выписывая немыслимые кульбиты и повороты, подчас обрываясь в самый неожиданный момент. Любое тело и разум неизбежно дряхлеют и тают, затухая как угасшая свеча. Однако, всякий жизненный путь действительно необычен, уникален и воистину бесценен своим влиянием на других. Road 96 – это настоящий монумент, любовное признание романтике дорожных путешествий, где, как и в жизни, случается разное, от радости до горя, от приторной боли расставаний до трепетного предвкушения новых встреч и знакомств.

Нашему взору предстаёт вымышленное государство – Петрия, впрочем, разрывающие его проблемы, к сожалению, вполне реальны и вызывают в памяти множественные ассоциации с особенностями современного мироуклада. Бедная Петрия, как раненый зверь, стенает под гнётом тоталитарной заразы, неумолимо и безысходно превращающейся в жестокую диктатуру. 9 сентября 1986-го у самой границы здесь прогремел жуткий теракт, став катализатором необратимых перемен, что рано или поздно захлестнут всю страну, ныне зрея под её тёмным покровом. Однако, будущее Петрии пока что неизвестно, а любые решительные действия требуют времени на подготовку и особенных условий, также как жаркое пламя не разгорится без мощной, яркой искры.
Прошло 10 лет. По миру громко и твёрдо шагает 1996-й. Близится годовщина местной трагедии. И вот на наши плечи выпадает участь одного из подростков, что массово бегут из страны, стараясь пересечь границу. Road 96, позиционируя себя, как процедурно генерируемое приключение, подобной формулировкой мгновенно выстраивает в головах заинтересованных ряд определённых вопросов и ожиданий. Впрочем, не стоит излишне волноваться или же напротив, питать завышенных надежд, касательно уникальности каждого прохождения. Сюжетное полотно, как и все, доступные к посещению места, спроектированы вручную, а особенности процедурной генерации преимущественно заключаются в том, что история, за исключением некоторых моментов, подаётся в произвольном порядке, при этом, на удивление, не вызывая какой-либо диссонанс. Уже в самом начале, задав парочку наводящих вопросов, игра незримо тасует карты, а затем резко кидает нас в самую гущу событий.

С переменным успехом проводя ребят через проклятый кордон тирании, мы двигаем временную шкалу, неумолимо приближая 9 сентября – день памяти и по совместительству очередные выборы президента. Новый кандидат – миссис Флоренс громко ратует за перемены и смещение нынешнего, разжиревшего от богатства и власти Тирака, чьё имя довольно точно передаёт всю его прогнившую суть. Достаточно только заменить одну букву. В наших руках изменить привычный порядок вещей, а решения, сделанные по мере прохождения, обозначат судьбу разваливающегося государства. Но всё же, как бы то ни было, доступные нам подростки, - отнюдь не основные фигуры, вокруг которых крутится повествование. По большому счёту – они лишь безымянный набор изначальных характеристик, пустые оболочки для реализации вашего внутреннего альтер-эго. А подлинные герои данного произведения – люди, встреченные на широких просторах страны. Неважно, как вы познакомитесь, – поймав автобус, в салоне жёлтого такси, зайдя в местную обветшалую забегаловку, или же по ошибке забредя в мрачный, казалось бы, полностью заброшенный дом. Перед нами предстают абсолютно разные архетипы, персонажи со сложной судьбой и своей мотивацией, своими причинами ждать перемен или же просто те, кто живёт моментом, извлекая выгоду из сложившихся обстоятельств. Стэн и Митч – неутомимые грабители и вечные раздолбаи, офицер Фанни – возможно, единственный нормальный полицейский в здешних местах, заложница кодекса чести, слишком преданная своей работе; компьютерный гений – подросток Алекс, создающий видеоигры прямо в дороге, неизменно угрюмый Джарод – психически неуравновешенный мизантроп, сломившийся после личной трагедии, тяжеловесный дальнобойщик Джон, бунтарка Зои, эксцентричная журналистка Соня, - всем им есть чем с вами поделиться и что рассказать.

Таким образом, все эти истории, причудливо переплетаясь, соединяясь между собой, как пазлы в яркой мозаике, образуют более подробный облик Петрии и людей, что её населяют. Однако увидеть целиком все линии судьбы попутчиков за одно прохождение, – задача довольно непростая. К тому же на мышление персонажей можно влиять, так или иначе, меняя его, возможно, в лучшую сторону, что надо признать, дополнительно подталкивает к повторному погружению в мир игры.
Cтоит также отметить, что Road 96, всецело выделяясь на фоне привычных симуляторов ходьбы, предусматривает немало интерактива и различных мини-игр от танчиков и сбивания банок, до простенького симулятора бармена и обслуживающего персонала автозаправки. Ещё одним несомненным плюсом игры, без которой Road 96 не была бы собой, является музыкальное сопровождение, всегда органично дополняя происходящее на экране и усиливая общий эмоциональный эффект, будь то лихая погоня с перестрелками или же умиротворяющие разговоры по душам под синеющим куполом ночного неба. Хотя, лично мне, слегка не хватило акустических композиций, в виду того, что саундтрэк имеет преимущественно электронную направленность.
Как бы это ни было грустно, но любые дороги и приключения, рано или поздно, подходят к концу, а финальная цель подчас оставляет нас с тяжёлой ношей разочарования. Но сам путь, - все те мириады событий, историй, радостей и переживаний, навеки меняют нас изнутри, трансформируя душу и разум, также как мелкая невзрачная гусеница медленно ползёт и сворачивается в куколку, чтобы, в конце концов, возродиться в виде прекрасного мотылька. А перемены – есть неотъемлемая часть нашей жизни. И все мы, пускай даже втайне, надеемся, ждём их, зазывая светлое завтра!

Лично для меня выход игры в жанре роуд-муви это всегда событие. Что может быть лучше чем наблюдать за путешествием персонажей через страну, обеда в дешёвом кафе, сна под открытым небом и романтики дальней дороги? И это все тут есть, НО. Но оказалось тут есть еще и тоталитаризм уровня подростковой антиутопии. И тут меня понесло.

Действие происходит в 1996 году, в вымышленной тоталитарной стране Арст… нет, Петрии, где правит жестокий тоталитарный тиран Тирак (да, сам проиграл), который выглядит как внебрачный сын Брежнева и Клинтона, а ведет себя как… А не понятно, как он себя ведет. Все что он делает в мире игры — это существует. Ну и еще в конце игры отдает приказ «Расстрэлять». Все. Еще нам известно, что он любит отправлять подростков в карьеры, чтобы их рабским трудом добывать руду. По сути это и является главным стимулом для главных героев к бегству из страны. В Петрии также вроде как существует оппозиция, в лице некой Флорес, которую мы за всю игру ни разу не слышим, а увидеть можем только на плакатах. Третьей стороной в мире игры является «Черная Бригада», радикальная террористическая группировка, мотивация которой: «Свергнуть власть, сломать стену, и будь что будет». По сути это все.

ROAD 96: Тоталитаризм, на который всем плевать

В мире игры не существует такого понятия как армия, спецслужбы, камеры наблюдения, паспорта и прочее. Единственный документ, удостоверяющий личность что я увидел за все прохождение, был техпаспорт в бардачке авто.

Зато есть полиция, которая и за порядком следит, и на границе покой стережет, ух какие молодцы.

А, еще на границе Петрии стоит стена, которую протагонистам необходимо перейти всеми правдами и неправдами.

По сути это все что нужно понимать про мир игры. Ну как, запахло тоталитарным тоталитаризмом?

ROAD 96: Тоталитаризм, на который всем плевать

Подростки перемещаются абсолютно спокойно, всем на них плевать, они даже могут спокойно снять номер в отеле

В жанре роуд-муви персонажи — одна из важнейших частей. Именно они влияют на главного героя, а он на них. Здесь же персонажи это просто болванчики, которые нужны для движения сюжета.

— Полицейская, которая или тупая или слепая, вроде и понимает что она делает плохие вещи, а вроде как и нет.

— Дальнобойщик, который не так прост как кажется, катается по всей стране на своей фуре (которая между прочим в розыске, и кругом плакаты с ней висят)

— Пропагандистка, которая бесит так, что хочется ей ее же камерой забить насмерть

— Два дебила-бандита, у которых ICQ на двоих равно числу их же хромосом

— Малолетний Билл Гейтс, который может как вычислить тебя по ip, так и подорвать вместе с половиной страны

- Девчонка-подросток, которая вроде как играет очень важную роль в сюжете, но на деле нужна просто для фансервиса.

— Таксист, который выглядит как маньяк, одет как маньяк и ведет себя как маньяк. Интересно кто же он?

ROAD 96: Тоталитаризм, на который всем плевать

А, ну и главный герой. Вернее герои. У них нет имен, характеров, мы не видим их лиц, только очертания профиля.

Игровой процесс

Задача игрока — пройти из рандомной точки до границы страны, а потом ее перейти. Если же умереть в процессе, игра от этого не закончится, вам просто дадут другого персонажа. На пути протагониста ему встречаются разные персонажи, в разных ситуациях, которые генерируются в случайной последовательности. Игрок может влиять на мир тремя путями: выбирая варианты в диалогах, выполняя определенные действия на локации и выбирая вариант выхода с локации (обычно дается несколько вариантов — угнать машину, уехать на автобусе, вызвать такси, уйти пешком или поехать автостопом). Выбор выхода с локации влияет на то, какая случайная встреча произойдет — например мелкого хакера вы можете встретить в автобусе, таксиста в такси, пропагандистку — путешествуя автостопом, и тп.

ROAD 96: Тоталитаризм, на который всем плевать

Три выбора что у вас обычно есть — радикальный, гуманный и нейтральный.

У главного героя есть два показателя — выносливость, которая тратится при переходе между локациями, и которая пополняется сном и едой, и деньги, которые можно потратить на проезд, еду, жилье и взятки.

Что касается перехода границы — тут все очень плохо. Есть пять вариантов:

- Пролезть в фуру, но ее обыщут, и надо сидеть тихо, а для этого нужна выносливость

— Перелезть через гору на границе (подъем на которую никто не охраняет), но нужна выносливость, иначе сорвешься

— Дать денег контрабандистке, чтоб она провела, но она на середине пути попросит еще, и тут как повезет, или трать деньги или выносливость

— И самое тупое — пройти тест на загранрабочего. Почему тупое — потому что тест максимально простой, ответы на вопросы висят прямо перед тобой, а для сдачи тебе не нужен даже паспорт. Видите тоталитаризм? А он есть.

— Последний вариант спойлерный, так что его опустим.

ROAD 96: Тоталитаризм, на который всем плевать

Вообще по сути главная претензия к игре в том, что она жутко наивная и простая. Если персонаж вызывает доверие — значит ему можно доверять. Да и тебе все доверяют, хотя видят впервые. Выжить тут не проблема в принципе. Вот пример: Залазишь на границе в фуру, ее начинают обыскивать, пускают внутрь собаку. В этот момент можно бросить собаке вкусняшку, и она тебя не спалит. Если вкусняшки нет, то главный герой залезает в люк в полу, и надо задержать дыхание, иначе тебя найдут и все, геймовер. Проблема в том, что к концу пути у тебя или будет полная выносливость, или куча денег, на которые можно купить всякой всячины буквально на границе. За все прохождение я умер только один раз, но насколько я понял это сюжетная смерть.

В игре как я понял есть три концовки — нейтральная, хорошая и плохая. Я получил хорошую, особо при этом не напрягаясь.

Игра откровенный проходняк, поиграл и забыл, попутно сблевывая от качества графики и анимаций. Хотя вот атмосфера лично мне понравилась, если б только не этот тоталитарный тоталитаризм, было бы вообще норм.

Когда я впервые узнал о Road 96, мне сразу вспомнилось интервью разработчиков Spec Ops: The Line – изучение тонны материалов об ужасах войны настолько их вымотало, что после релиза они решили заняться более душевной игрой о космических кораблях. Вот и здесь, судя по дебютному трейлеру и скриншотам, с прошлыми играми коллектива мало что связано.

«У нас были точно такие же чувства, – рассмеявшись, ответил Фаниз. – Мы создали две игры о Первой мировой войне, которые были очень серьёзными и грустными, и они очень для нас важны – нам важно предлагать что-то ценное для индустрии. Но после этих релизов, на которые мы потратили много лет, нам хотелось сделать нечто весёлое – чтобы и геймплей был приятным, и концовка всё равно что-то значила, имела какой-то посыл».

Опасный побег из страны — главное из интервью о Road 96 от создателя Valiant Hearts

Road 96 рассказывает о подростке, который пытается добраться до границы вымышленной страны, погрязшей в коррупции и переживающей экономический кризис. Вернее, о подростках – путь к границе очень сложный и опасный, так что герой может либо оказаться арестованным, либо погибнуть, либо попасть ещё в какую-то передрягу, и на следующий день на его место придёт новый персонаж. Действие игры разворачивается в период с июня по сентябрь 1996 года и заканчивается в день выборов – там игроков ждёт концовка, в которой многое зависит от принятых во время прохождения решений.

«Здесь очень много геймплея, это не просто сюжетно-ориентированная игра, где вы лишь выбираете ответы в диалогах. Эта механика там тоже есть, но это полноценное приключение», – добавил Фаниз. По его словам, пересечь границу может получиться и с первой попытки, но это будет трудно – придётся следить за количеством денег в кармане, за усталостью, за перегревом от жаркого солнца, за жаждой. Персонаж – путешествующий по всей стране одиночка, которому во многом приходится полагаться на себя.

Опасный побег из страны — главное из интервью о Road 96 от создателя Valiant Hearts


Начинать каждое прохождение с чистого листа не придётся. Во-первых, игрок с каждой новой попыткой обзаводится знаниями и начинает примерно представлять, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-вторых, он разблокирует способности вроде сообразительности, энергичности и так далее, которые останутся активны для всех следующих попыток, примерно как в «роглайтах» вроде Hades.

Неизвестное впереди

Какие же решения предстоит принимать?

В игре много ситуаций, которые повлияют на прохождение. К примеру, вы видите на стене портреты двух кандидатов, которые просят голосовать за них на выборах. Вы можете взять баллончик и закрасить один из них. Можете что-то уничтожить или разрушить. Можете поговорить с людьми и убедить их отдать голос за того или иного кандидата либо вовсе отговорить их от голосования и предложить устроить революцию. Таких решений очень, очень много, и игра всё запоминает (не сообщая об этом игроку), в результате чего как-то меняется концовка. Я даже не уверен, сколько вообще в игре возможных финалов.

Опасный побег из страны — главное из интервью о Road 96 от создателя Valiant Hearts

Повествование в Road 96 процедурно генерируемое – как утверждает Фаниз, у игры очень сложная структура, благодаря которой каждое прохождение получается уникальным:

Персонаж может попасть в огромное количество ситуаций, и одна будет плавно перетекать в другую. Например, вы садитесь в автобус – следующая сцена будет в автобусе. А одним из пассажиров окажется вот этот герой, потому что вы совершили ранее какое-то определённое действие. То есть не только порядок сцен процедурно генерируемый, но и то, что происходит в них. Вдобавок многое зависит от других факторов – днём и вечером сцены могут быть разными, в пустыне и в горах они тоже могут различаться.

Героев в игре много, но среди них есть несколько основных персонажей, которые особенно важны для истории. Их можно увидеть в трейлере: это бандиты-неудачники, пытающиеся заработать, обожающий игровые автоматы мальчишка, девушка-репортёр и некоторые другие люди, среди которых есть тесно связанные друг с другом. Благодаря им всем в игре сочетаются серьёзные и комичные темы – начало в Road 96 «очень смешное», а потом всё становится мрачнее, как в фильме «Паразиты». Тестировщики ранней версии были «шокированы» полученными концовками именно из-за их серьёзности.

Опасный побег из страны — главное из интервью о Road 96 от создателя Valiant Hearts

Разработка Road 96 началась сразу после релиза 11-11: Memories Retold, то есть коллектив занимается игрой уже больше двух лет. Сейчас она находится в «альфе» – всё можно пройти, работа над структурой закончена, и теперь авторы уделяют внимание графике, анимации, диалогам и другим элементам, которые сделают игру качественнее. Бета-тестирование внутри студии начнётся в феврале – DigixArt старается не спешить и тратит столько времени, сколько требуется. Пандемия на разработку повлияла не очень сильно – переход на удалённую работу занял лишь два дня, и сейчас группа из 15 человек каждое утро проводит видеоконференции и решает проблемы через Slack.

Игру создают на движке Unity, который, по словам Фаниза, «улучшается с каждым годом». Более того, создатели Unity впервые увидели проект несколько недель назад и были настолько впечатлены картинкой, что решили помочь команде с разработкой. Но на первых порах Road 96 выглядела далеко не так хорошо – очень много времени было потрачено на создание прототипов и структуры повествования, а графике DigixArt тогда не уделяла внимания:

Далеко не то, чего мы все ждали. Но всё еще неплохая игра на вечер-максимум два.

Амбициозное приключение, нелинейность которого осталась в трейлерах.

Facebook отклонил рекламу инди-адвенчуры Road 96 из-за «политического подтекста» Статьи редакции

Разработчик сперва подумал, что это шутка.

Стала известная дата релиза Road 96 на Nintendo Switch

Игра от создателей Valiant Hearts, в которой ваши решения имеют последствия, доберется до гибридной консоли уже 16 августа.

Читайте также: