Mass effect 3 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Mass Effect 3 — завершающая часть фантастической трилогии от BioWare, повествующей о приключениях капитана корабля «Нормандия». Как и положено в жанре космооперы, прославленном телесериалом Star Trek, герой вместе с командой летает от планеты к планете, посещает космические станции и борется со злом. Там, где не помогает сила убеждения, в ход идут большие пушки, магия силовых гравитационных полей и «радиоэлектронная борьба». Попутно Шепард (или «женошепард», если игроку больше по вкусу герой-женщина) ведет задушевные беседы или крутит романы с товарищами.

С сюжетной точки зрения, Mass Effect — ролевая игра, но правила сражений в ней сильно смещены в сторону боевика с перестрелками, укрытиями и всяческой беготней. В финальной части трилогии — особенно, и причины тому вполне убедительны: если дремлющее зло проснулось и творит всякую жуть, его нужно остановить любой ценой.

Как вы помните, в первой части Шепард сражался в основном с армией кибернетических врагов и их предводителем Сареном, чьим разумом овладел жнец — исполинский, разумный и очень злой корабль, первый вестник будущего нашествия. В Mass Effect 2 главными врагами стали «коллекционеры» — искусственно выведенная жнецами раса похитителей людей.

Третья часть сразу же поднимает ставки — жнецы явились массово, и на наших глазах спустившиеся с неба корабли уничтожают земную цивилизацию. Другим расам, дружественным и враждебным, тоже приходится туго. Катастрофа разворачивается по всей галактике. Обитающие на отшибе батарианцы уже уничтожены, милитаристы-турианцы с их самым мощным флотом терпят полный разгром, беженцы наполняют столицу галактики — пятикилометровую станцию Цитадель.

Mass Effect 3

Это начало цикла уничтожения жнецами разумной жизни. Это — апокалипсис, который, кажется никто не в силах остановить. Последней слабой надеждой цивилизаций остаются лишь чертежи «вундерваффе» — абсолютного оружия, которое может остановить нашествие. Но, чтобы построить и применить его, нужно объединить силы всех рас. Этим-то и займется команда корабля «Нормандия» во главе с Шепардом.

Как это часто бывает в последнее время, мнение рецензентов разошлось с мнением игроков. В случае с Mass Effect 3 это вылилось в настоящий бунт в форумах.

Mass Effect 3

Игре поставили в вину слабый финал, дыры в сюжете, ухудшившуюся анимацию, мутные текстуры на PC и мужские гомосексуальные романы на всех платформах.

Кроме того, настоящий гнев вызвало то, что вместе с игрой (и прямо на дисках) было выпущено «дополнение первого дня», в котором за 9,99 долларов можно было, вопреки канону, заиметь в команде настоящего живого протеанина (которого, к слову, можно активировать, просто покопавшись в файлах игры, — в сети уже появилась видеоинструкция). Это, конечно, издатель сделал не подумавши, ведь такого рода шаги — самый легкий способ убедить игроков в недобрых намерениях на них нажиться и наплевать на всеми любимую вселенную.

Общий тон сильно изменился. Если раньше он был оптимистичным, то сейчас в нем прорезались совсем другие ноты — во всей галактике царит атмосфера обреченности. Новые сценаристы оказались весьма кровожадными — целые миры гибнут налево и направо, почти в духе «Гипериона» Дэна Симмонса. Мрак и пессимизм нагнетается стандартными приемами — мрачная музыка, гибнущие соратники, тяжелые сны с мертвыми детьми. Художники подливают красок в общую картину: повсюду хаос и разруха, и даже на «Нормандии» не уйти от этой атмосферы: на жилой палубе корабля стоит мемориал погибшим членам команды, а в освещении коридоров преобладают красный и оранжевый цвета.

Mass Effect 3

Геймплей по большей части остался прежним. Из игры напрочь пропали хакерские головоломки, и по ним едва ли будут скучать — они лишь замедляли действие. Разработчики убрали еще и занудную охоту за ресурсами. Правда, оставили не менее утомительную охоту за артефактами, с периодическим сбеганием от налетевших в систему кораблей-жнецов. Хорошо еще, что побочные квесты разыскивать по планетам уже не нужно — они даются в диалогах, а все указатели тут же появляются на карте.

Система развития героев снова была переработана. Как и прежде, в нашем распоряжении несколько умений, в которые можно вкладывать получаемые с уровнями очки. Однако ж комплект умений и классов просто не узнать, да и выбор из двух вариантов дается уже не единожды, а трижды. Кроме роста в уровне, усилить героя могут найденные на терминалах результаты исследований. Поговорив же по душам с подчиненными, мы получим возможность выбрать один из дополнительных навыков, которые можно менять по вкусу — правда, только на «Нормандии», перед боем.

Mass Effect 3

Сражения стали жестче — в них намного чаще приходится судорожно бегать по укрытиям, отчаянной пальбой «скусывая» хорошо защищенным и очень опасным паршивцам полоску брони. В бой вернулись гранаты, а с ними — связанные умения. Прибавились возможности для ближнего боя — тут вам и классовые навыки, и штыки, которые при желании навинчиваются на оружие. Насадки на пушки из первого Mass Effect вернулись, и это радует — хорошо, когда можно нарастить снайперской винтовке обойму, а автомату увеличить кучность.

К сожалению, класс тяжелого оружия пропал — лишь пару раз по сюжету дают попользоваться огнеметом или ракетометом. Зато комплект пистолетов, пистолетов-пулеметов, автоматов, дробовиков и снайперских винтовок стал куда как разнообразнее. Некоторые разновидности настолько необычны, что лишь приблизительно вписываются в свою категорию: есть, например, специальный противодроидный пистолет и автомат, выпускающий мини-гранаты, которые отскакивают от стен и пола.

Mass Effect 3

Что до биотических и технарских умений, то первые стали намного сильнее, а вторые чуть-чуть сдали позиции. Биотики отлично справляются с толпами врагов: они могут и крутить вражеских бойцов вокруг миниатюрной черной дыры, и засовывать в стазисный пузырь. Технарям приходится хуже, так как врагов-дроидов в игре почти нет. Правда, это отчасти компенсируют усиленные защитные дроны и возможность перегревать и отключать орудия вражеских тяжелых шагоходов.

При этом главному герою любого класса доступны все разновидности оружия. Но вряд ли биотик захочет нагружать себя пушками — новая система «веса», который теперь есть у каждого ствола, замедлит перезарядку обладателям больших арсеналов. Ограничения для спутников остались прямыми — размахивать автоматами и снайперскими винтовками могут далеко не все.

Тайна истинной внешности кварианки Тали мучила игроков еще с первого Mass Effect. Во второй части у Шепарда появилась возможность закрутить с загадочной девушкой роман, и в постельной сцене Тали сняла маску — но камера показала ее со спины и в полном облачении. В Mass Effect 3 Тали снова снимает маску — и снова не для нас.

Mass Effect 3

Тем не менее разработчики все-таки показали нам портрет Тали — портрет, стоящий в капитанской каюте Шепарда. Оказалась гражданка весьма симпатичной и вполне человекообразной. И все бы хорошо, но бдительные игроки вскоре обнаружили, что портрет Тали не нарисован художниками BioWare, а взят с фотографических стоков и лишь чуть-чуть подретуширован. Ненаказуемо — но очень обидно для преданных ценителей вселенной. Для любителей всего кварианского, многие из которых рисовали собственные варианты внешности Тали, такой халтурный подход к одной из главных тайн игры стал большим разочарованием.

Спутники по «Нормандии», как и прежде, помогают Шепарду не только в бою, но и в личной жизни. Если учесть, что в Mass Effect 3 мы встречаем вообще всех наших старых знакомых (плюс несколько новых), ясно, что в старых и новых пассиях можно запутаться. Хоть ныне наша боевая команда и невелика, в качестве объектов для романа годятся и экс-нормандцы, и «условные спутники» — такие, как пилот десантного бота Кортес, шустрая бортовая журналистка с наглыми глазами или новая первая помощница.

Стоит, впрочем, признать, что лучше всего разработчики проработали новый роман с Лиарой: только в сцене с ней есть то, что можно назвать обнаженкой. Нет, мы не требуем раздевать Гарруса (поцелуй с ним — уже зрелище, которое многим захочется стереть из памяти), но за какие заслуги только Лиаре дозволено щеголять синими прелестями?

Кроме того, на борту развивается и параллельный с нашим роман: пилот Джокер обихаживает блестящую металлом роботессу. Постельных сцен, увы, нет, зато комических, с обсуждением возможных проблем и переломами таза, — сколько угодно.

Несмотря на огрехи анимации и текстур (их разрешение на PC урезали), Mass Effect 3 уверенно держит планку и в истории, и в сражениях, и в графике, и в озвучке, и, конечно же, в музыке, которая частенько вытягивает даже не самые сильные сцены. И хотя кому-то будет не хватать вольных заездов по планете из первой части, а кому-то — тяжелого оружия из второй, эволюция неизбежна, и она свершилась.

Mass Effect 3 — история о любви, дружбе и смерти. Здесь горят планеты в пламени войны. Здесь спасать нужно уже не мир, а тысячи миров. Здесь даже Шепард под неимоверной нагрузкой порой теряет душевное равновесие, когда на его глазах гибнут лучшие друзья. Это последнее приключение капитана, и оно удалось.

Mass Effect 3

Что всерьез разочаровало нас — финал. Он оторван от сюжета, он не закрывает сюжетных дыр, он серьезно навеян финалом первого Deus Ex, и, что самое странное, чтобы открыть самые оптимистичные его варианты, от игрока требуется игра в мультиплеер, который, скажем честно, неоригинален, да и не нужен. Три версии окончания, плюс мелкие подробности (Земля спасена/нет, герой выжил/нет) — это мало. Ради завершения могучей трилогии о похождениях капитана Шепарда можно было постараться и получше.

Мрачный мир, яростные сражения, новые и старые романы — со всем этим багажом Mass Effect 3 оказался очень достойным завершением трилогии. Конечно, финал мог бы быть и лучше, но на самом деле финал — это вся игра, ведь в ней мы вспоминаем былые приключения, встречаем всех старых друзей и многих теряем вновь.

В 1907 году в Польше вышла книга российского этнографа Валентина Александровича Мошкова «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики». В ней утверждалось, что историю человечества можно разделить на повторяющиеся 400-летние циклы, каждый из которых, в свою очередь, поделен на четыре вековых цикла.

Мошков называл их соответственно «золотым», «серебряным», «медным» и «железным» веками. По его мнению, начало большого цикла знаменовалось общественным и нравственным расцветом, а окончание — упадком. Нам точно не известно, знакомы ли создатели Mass Effect с трудами Валентина Александровича, но сюжет своей научно-фантастической трилогии они построили на очень похожих принципах.

Что посеяли

Суть его, напомним, такова. Раз в пятьдесят тысяч лет из-за пределов Млечного пути являются огромные разумные машины — Жнецы, — которые перемалывают органическую жизнь по всей галактике в труху, после чего с чувством выполненного долга исчезают. Действие всех трех Mass Effect разворачивается в самом конце «железного века», а финальная часть сериала — высшая точка эпического конфликта между органикой и синтетикой.

Авторы с первых минут задают истории нужную интонацию: игра начинается, ни много, ни мало, вторжением Жнецов на Землю. На наших глазах разворачивается эпическая битва, в которой машины (кажущиеся почти непобедимыми) быстро и решительно одерживают верх. Теперь, пока остатки человечества организуются в партизанское движение, нам предстоит объединить разумные расы галактики в борьбе против общего врага.

Mass Effect 3

Если в первых двух Mass Effect даже само существование Жнецов было не больше чем смехотворной теорией, из-за чего главному герою капитану Шепарду пришлось выслушать немало насмешек и упреков, то теперь поводов сомневаться в реальности угрозы нет ни у кого. Поэтому обитатели галактики в кои-то веки не компостируют нам мозги, а сразу переходят к делу: да, Жнецы настоящие. да, нам всем, кажется, конец. но как же помочь общему делу, когда на родной планете происходит примерно то же самое? Короче говоря, потенциальных союзников по-прежнему приходится долго уламывать, но они хотя бы не смеются вам в лицо.

Единая галактика

Mass Effect 3 — совершенно точно самая масштабная часть трилогии. Это заметно даже по наградам, которые вы получаете за выполнение обязательных и необязательных заданий. В осажденной роботами-убийцами галактике Шепарду приходится жить по принципу «все для фронта, все для победы», а потому очередной закрытый квест означает в первую очередь еще пару щепочек в топке священной войны. Выполненные задания приносят вам не только деньги, опыт и новую экипировку: в ужасном новом мире вознаграждение за услуги исчисляется в первую очередь подразделениями и флотами. Это, кстати, здорово работает на атмосферу: появляется ощущение, что действительно делаешь жизненно важное дело.

Mass Effect 3

Это чем-то напоминает эпизод в конце первой Mass Effect, когда нам приходилось выбирать между двумя членами команды, — но только помноженный на миллиард. И какое бы решение вы ни приняли, игра наградит вас без шуток эпической сценой и горьким осадком в душе. В этом смысле разработчики полностью выполнили свои обещания: именно такие ситуации они и описывали во время нашего прошлогоднего визита в студию.

Mass Effect 3

Чистой правдой оказалось и еще одно их заявление, сделанное во время пресс-тура в Стокгольме этой зимой. Тогда, напомним, нам посулили, что Mass Effect 3 в смысле диалогов будет насыщеннее обеих предыдущих частей. Правда, в гонке за количеством пострадало качество. Диалоги написаны. скажем так, неровно. Временами они напоминают лучшие образцы из Mass Effect 2, но бывают и моменты, когда хочется, чтобы персонажи закрыли рты. Попадаются и логические нестыковки. Скажем, за всю игру никто так и не объяснит вам, как получилось, что через считанные часы после первого нападения Жнецов у каждой их разновидности появились собственные кодовые наименования, известные каждому живому существу в галактике. Кто придумал называть Каннибала Каннибалом, а Харвестера — Харвестером, и почему представители всех разумных рас с ним немедленно согласились? Ответа на этот вопрос мы, видимо, уже не узнаем.

Второй марсианский

Mass Effect 3

Мало того, чем дальше в лес, тем активнее ME3 прессует игрока, заставляя его не просто отсиживаться в окопе, а перемещаться от укрытия к укрытию. В результате битвы получились гораздо увлекательнее, чем даже во второй части, — тем паче разработчики сделали все возможное, чтобы сражаться было не только интересно, но и удобно. Шепард стал еще ловчее — и между укрытиями нынче перемещается в одно мгновение. Предусмотрительные авторы даже отвели специальную кнопку для случаев, когда вы хотите не перескочить за соседнюю бетонную тумбу, а быстро проскользнуть за угол текущего укрытия. Бывает очень полезно, когда против вас выходит кто-нибудь очень настырный и бронированный, вроде «Атланта» — боевого робота «Цербера».

Новые враги — еще один повод полюбить Mass Effect 3. Авторы игры много и с удовольствием рассказывали о том, как Жнецы перекраивают органическую материю для своих нужд, но пока не увидишь все своими глазами, не поймешь, что именно они имели в виду. Вам противостоят не просто безликие синтетики Геты (Mass Effect) и не напоминающие тараканов Коллекционеры (Mass Effect 2), а фактически — вчерашние товарищи по оружию. В первый раз поймав в снайперскую оптику Мародера, вдруг понимаешь: господи, это же. турианец. Только исковерканный, напоминающий злобное привидение. А когда видишь, во что Жнецы превращают красавиц асари, хочется перекреститься.

Mass Effect 3

Враги не только выглядят эффектно — с ними интересно сражаться. Например, в третьей части (по субъективным ощущениям) стало несколько больше противников, защищенных броней и/или энергетическими щитами, так что вкачивать в них патрон за патроном попросту неэффективно: приходится вспоминать про дополнительные виды патронов и спецспособности. А когда на поле боя появляются Бэнши — адски мощные, да еще и способные телепортироваться бойцы Жнецов, — без грамотного использования всего доступного вам арсенала просто не обойтись.

Mass Effect 3

Наконец, в Mass Effect 3 вам периодически противостоят сами Жнецы. И битвы с ними — это почти всегда восхитительно эпические сцены. В одном из эпизодов вам, чтобы уничтожить очередную махину, придется направлять залп целого флота — десятков, если не сотен, космических кораблей, ждущих на орбите координат для выстрела. Со Жнецом же, правда, связана одна очень непродуманная сцена, в которой вы, отмахавшись от четырех-пяти Громил (гигантских бронированных зверюг, способных убить вас двумя ударами), можете погибнуть даже не по глупости, а просто случайно — некстати оказавшись в том месте, куда наблюдающий за схваткой Жнец решил поставить ногу.

Свет в конце

Ну а грандиозный финал и вовсе искупает все недостатки игры. Не скатываясь в спойлеры, скажем лишь, что даже по меркам сериала это нечто абсолютно невероятное. И по масштабу, и по смелости авторов, которые не стали юлить, подобно многим коллегам по цеху, а действительно взяли и закончили начавшуюся в 2007 году историю.

Нельзя сказать, что Mass Effect 3 стал всем, на что мы надеялись. Местами ему не хватает банальной шлифовки — особенно в части диалогов, — но это мелочи. Гораздо важнее другое: на наших глазах подходит к концу одна из лучших космоопер в истории индустрии. История войны со Жнецами, может быть, и завершена, но напоследок они так хлопнут дверью, что у вас от грохота заложит уши.

Разработчик Mass Effect 3 рассказал о пасхалке, которую не нашли за девять лет

Заключительная часть трилогии Mass Effect.

Сюжетные колодки Mass Effect 3 расположились буквально в двух шагах от финала «Прибытия» (The Arrival) – контент-пака для Mass Effect 2. В свете событий, произошедших во время этого самого «Прибытия», командир Шепард был отдан под суд и отправлен прямиком на Землю. Однако во время первого слушания на родину человечества нападают пресловутые «Пожинатели» (Reapers) и начинают резво истреблять людскую расу. Шепард времени зря не теряет, берет в руки оружие и отправляется уничтожать неверных, которые встречаются на его пути к сияющей «Нормандии» и будущему спасению Земли. Теперь задача Шепарда – найти союзников среди рас, готовых дать отпор «Пожинателям», и спасти человечество от неминуемой гибели. Прямо скажем, задачка не из простых, так как не все хотят встревать в дела «Пожинателей». Ведь есть шанс, что после Земли они отправятся уничтожать планеты отважных «союзников».

В игре имеется несколько концовок. Как плохих, так и хороших – финал во многом будет зависеть от того, с кем Шепард заключит союз, а с кем продолжит негласно воевать. «Судьбоносные решения», принятые вами в предыдущих играх, также повлияют на вселенную ME3. Скажем, убитые напарники вроде Гарруса навсегда исчезнут из мира игры. Если же сохранений из ME и ME2 у вас нет и импортировать в ME3, стало быть, нечего, то вам позволят в начале игры определиться с тем, как развивались события в предыдущих играх, - оформлены все решения будут в виде комикса, как в PS3-версии Mass Effect 2.


Не многим удалось отправится в далекое путешествие в галактику Андромеда, а всем остальным предстояло лицезреть как “сказочки” капитана Шепарда оживают и проводят геноцид галактического масштаба. Всем привет, с вами Kakp и давайте вспомним те былые деньки, когда вся галактика объединилась под предводительством легендарного капитана и дала отпор безжалостным и беспощадным машинам жнецам.

Они явились быстро и неожиданно. Не взирая на предупреждения Шепарда, никто не был готов к войне с таким сильным противником. В первые дни вторжения счет погибших шел на миллионы.

У нас появилась надежда… Горн. С его помощью мы надеялись оставить весь этот кошмар, но на его смену пришли однообразные концовки з разными цветовыми фильтрами…

Лиара Т'Сони, 2187 год

Сюжет

Не хочу банально пересказывать его, однако игра придерживается стандартной формулы супергеройских фильмов в духе Марвел. Это когда главный герой подавлен, его друзья тоже, враг силен как никогда, но в конце он все равно проиграет нашем героям, ибо а как иначе. Тогда в чем заключается весь секрет гениальности будь то фильма, книги или игры? А все очень просто - в подаче. Именно то, как искусно сценаристы могут довести сюжет персонажа будто главного или второстепенного до кульминации в их созданном мире, опираясь на правила, логику, которыми они наполнили его, и заключается весь секрет погружения и веру происходящего у игрока перед глазами.


Игра очень даже не плохо набирает обороты. Сюжет подается в виде различных проблем и ситуаций, которые мы должны решить, дабы в конечном счете мы могли выполнить наше основное задание, а именно спасти Землю. По мимо глобального продвижения по сюжету игра усеяна различными небольшими историями и событиями, которые мы не видим, но можем о них узнать из собственного терминала, приятными встречами со старыми знакомыми, небольшие, но все же последствие наших принятых решений из предыдущих частей и более подробным знакомством с историей и взаимодействием той или иной расы с другой. Это все больше заставляет игрока поверить в то, что мир, который он видит и изучает сложный, запутанный, а самое главное живой.

Атмосфера

Один из главных аспектов любого художественного произведения. ME3 на фоне других частей выделяет атмосферу обреченности. Уже с первой минуты игры, игрока погружают в эту пучину. Нам показывают растерянность правителей, безжалостных врагов. Даже сам главный герой, некогда вселяющий оптимизм и решимость с непоколебимой волей, поддается простым человеческим чувствам при гибели ребенка у него на глазах. Его мучают кошмары, терзают сомнения. Дабы поддерживать мрачный тон на одну нашу победу приходится несколько поражений, что в глобальном смысле привод осуществление планов жнецов в реальность. Любая победа над врагом дается очень дорогой ценой. Тучи сгущаются над главным героем и это очень хорошо передано в игре. Также дополняют картину геноцида галактического масштаба локации и музыка. Но об этом дальше.


Дизайн и музыка

Сюжет и общая концепция мира является локомотивом произведения. Однако локомотив никуда не поедет без рельсов, а именно без музыки и общего визуала игры.

В МЕ3, я считаю, самые классные треки, которые отлично дополняют, как и мрачные, эпические так и романтические моменты игры. Чего только стоит эпическое прибытие объединённого галактического флота. Думаю, у многих на этом моменте мурашки пробежали по телу и все благодаря не только хорошо срежиссированной сцене, а и хорошо подобранному треку. Музыкальное сопровождение отлично подхватывает настроение той или иной сцены и органично дополняет.

Визуальная составляющая в игре тоже на высоте. На протяжении всей игры мы видим, как некогда процветающие планеты превращаются в ожесточенные поля сражений, как галактический центр Цитадель стал местом для беженцев из всей галактики, баррикады, горы убитых. Нашлось место и для баров. Однако, если во всей этой заварушке во время битвы остановиться, видно как все происходящее вокруг нас циклично и не продолжается без взаимодействия игрока. Это немного разрушает веру в живой мир.


Протагонисты

Немало важной составляющей игры является персонажи, которые всячески мешают достичь нашей цели. В отличии от недавно вышедшей Mass Effect: Andromeda с ее клишированным злодеем, который является карикатурным злом, в Mass Effect 3, помимо главного зла в лице жнецов, нам всячески будет мешать некий Призрак. Причем он делает это не просто потому, что злой, а он имеет свое видение и решение сложившейся ситуации, и мотивирован тем, что любыми средствами добьется своей цели. Таким образом, его путь пересекается с дорогой нашего главного героя и на этой почве возникают конфликты, споры, переубеждение сменить сторону.


Мотивация жнецов на протяжении трех частей пряталась за ширмой непонимания их намерений живыми существа. Эта недосказанность сильно подкупала. Однако, когда раскрыли все карты, стало немного грустно, ибо даже простые догадки и теории простых обывателей выглядели более убедительны.

Геймплей

Тут пара слов. Он стал лучше, чем в МЕ1 и в МЕ2. Но в основном, серия Масс Еффект не славилась своей шутерной составляющей. Персонаж бегает, стреляет, перекатывается и на том спасибо. Даже завезли ветки с умениями.


Плюсы и минусы игры

  • Эпический масштаб происходящего
  • Показан геноцид галактического масштаба
  • Отличные диалоги с сопартийцами, которые благодаря им раскрываются к концу игры
  • В игре присутствуют моменты, которые разжалобят даже самые каменные сердца
  • Не так сильно, как хотелось, но все же мы влияем на ход сюжета
  • Неплохой геймплей

Я считаю, что только благодаря атмосфере, которую создали сценаристы, художники и саундезайнеры и хорошей подачи сюжета игра смогла достойно завершить трилогию. Mass Effect 3 смогла достучаться до сердец игроков, не взирая даже на весьма спорную концовку и прочие сюжетные косяки и вознести данную вселенную на ряду с такими титанами как Звездные Войны и Star Trek.

Читайте также: