Lara croft and the guardian of light обзор

Обновлено: 04.07.2024

Вот ведь ирония судьбы: игра, главным достоинством которой всю сознательную жизнь были, простите, сиськи главной героини (когда-то на них уходило больше полигонов, чем на создание половины уровня), превратилась в действительно интересное занятием только тогда, когда эти сиськи стало почти невозможно разглядеть.

Как, впрочем, и заветные «Tomb Raider» в названии. Более того, впервые игра в Лару Крофт из абсолютно интимного, личного опыта превратилась в лучшее на свете развлечение для двоих (из тех, которыми можно заниматься с геймпадами в руках). А ведь делов-то — взять обычный Tomb Raider, в десять раз увеличить ему темп и количество врагов, добавить второго персонажа-компаньона, сделать так, чтобы герои крепко зависели друг от друга, и подвесить камеру сверху, «как в Diablo».

Девочки сверху

Как ни странно, но чаще всего персонажам придется быстро-быстро от кого-нибудь убегать.

Заодно Lara Croft and the Guardian of Light своим примером объясняет, почему все нынешние сюжетные кооперативные экшены — страшная муть и ересь. Мы тут частенько пишем, что ту или иную игру гораздо лучше проходить в компании с живыми людьми, потому что так задумали сами разработчики. Но на практике попытка поиграть вот так оборачивается долгой и муторной подготовкой, поиском и настройкой хедсета, а самое главное — толкового напарника.

У далекого друга ко времени начала игры обязательно пропадет интернет или заболеет кошка, а проходить сюжетную игру со случайно подобранными китайскими подростками — сомнительное удовольствие. Все это — если играть на консолях, на PC еще обычно добавляются лаги и обрывы связи.

По сути, единственным настоящим и не омраченным ничем подобным мультиплеерным опытом всегда был сплит-скрин (как вариант — файтинги или Guitar Hero на двоих-четверых игроков). Но он давно уже вышел из моды, поэтому Crystal Dynamics сделали проще — они поместили обоих игроков на один нераздельный экран, как в старых изометрических RPG или аркадах типа Crimsonland.

Чувство прекрасного

Враги редко убиваются тупым кликаньем — для каждого уровня есть какой-нибудь хитрый способ упростить расправу.

Чувствуя, что после более-менее удачного перезапуска в 2006 году серия снова зашла в тупик и бесстыдно проигрывает нынешнему лидеру Uncharted 2: Among Thieves, а ни ресурсов, ни таланта, чтобы превзойти его, у Crystal Dynamics нет, Square Enix (новые владельцы Eidos) отложили решение судьбы Лары на долгий срок. Поэтому Guardian of Light — это не полноценное продолжение, а скорее спин-офф, который продается в Steam, XBLA и PSN за $10 и выглядит ровно на столько же. Но, как уже говорилось, такой вот эрзац-подход и оказался той самой струей свежего воздуха, которого серии так не хватало.

Внутренне игра тоже стала больше походить на изометрические аркады, чем на классический Tomb Raider: здесь почти нет сложных головоломок, физики, враги прут огромными толпами, а любая ловушка и комната устроена так, что пройти ее можно только совместными действиями обоих игроков. Напарник у Лары уже однажды был — вспомните Tomb Raider: Angel of Darkness, — но там для игры за него отводились отдельные, заточенные под экшен уровни (мало кто вообще увидел их — обычно игру бросали раньше). Сейчас напарником выступает двухметровый (и вроде бы восставший из мертвых) индеец с кольцом в носу и большим копьем, которое поначалу намного сильнее Лариных пистолетов. Лара носит с собой привычный по прошлым играм магнитный крюк, может цепляться за выступы, бегать по стенам и запрыгивать на воткнутые куда угодно копья. На вид — классический дуэт «сила против ловкости», но все оказывается не так просто, когда понимаешь, что огнестрельного оружия — вагон и маленькая тележка (есть даже огнеметы и ракетницы), а стреляет оно… магической энергией, которую нужно подпитывать по ходу игры.

После глупых, но серьезных Tomb Raider: Legend и Tomb Raider: Underworld в этот раз Crystal Dynamics, кажется, достигли апогея бессвязности: кроме мертвых и говорящих по-английски индейцев, здесь также встречаются ожившие огнедышащие динозавры. Зато разработчики наконец-то перестали заблуждаться, что всему этому хоть кто-то внимает всерьез: Лара разгуливает в классическом зеленом топике (увязки с предыдущими частями тут тоже особой нет) и подрывает очередную ловушку со словами «а вот это — моя любимая магия», произнесенными с милым аристократическим британским акцентом.

Если парень в горах не ах

В одиночку игру проходить тоже можно, но лучше сразу заманить к экрану напарника.

Тот факт, что к большинству ловушек с летающим стрелами (любимое блюдо Tomb Raider) можно просто подойти и взорвать их, обескураживает поначалу больше, чем смена вида камеры. Но взрывать и стрелять тут действительно нужно чаще, чем прыгать, — Лара и ее напарник таскают безлимитный запас мин с дистанционным управлением, а также сколько угодно оружия и апгрейдов к нему.

Случайный человек, посмотревший на экран во время прохождения любого из уровней, скорей всего, увидит сверкающие пятки персонажей, за которыми гонится толпа зомби, и решит, что перед ним как минимум Diablo 3. Это, как вы понимаете, комплимент. Экшен, который совершенно не работал в классических Tomb Raider (вспомните последние уровни Underworld), здесь необычайно веселит. Перерывы на головоломки бывают, но головоломками в привычном смысле это назвать нельзя — обычно попадаются интуитивно понятные задачки на взаимодействие персонажей: нажать удаленные кнопки, подсадить напарника и так далее.

А мы-то думали — почему Гробница пауков называется Гробницей пауков?

И хотя способ прохождения каждой комнаты, по сути, лишь один, таскать Лару Крофт на индейским щите и натягивать над пропастью веревку, на которой в это время осторожно балансирует напарник, интересно вплоть до самого финала. Проходить Guardian of Light можно, в принципе, и одному (тогда у Лары в дополнение к крюку и пистолетам появится еще копье), но некоторые бонусные локации и головоломки изначально рассчитаны строго на двух игроков.

В этом и заключается одна из прелестей новой Лары Крофт — если раньше с выбранного дизайнерами коридора было просто-напросто не свернуть, то сейчас — ради бога! На уровнях (а это обычные для серии гробницы, леса и катакомбы) полно развилок, скрытых мест и необязательных бонусов. Перепрыгнули реку по камушкам, не коснувшись воды, — получите ачивмент; то же самое — если не пожалеете патронов и убьете огромную королеву пауков (выглядит так же мерзко, как и звучит).

Самое главное, что количество гормонов счастья, которое вырабатывается при игре в новую Лару Крофт, намного выше, чем у многих более дорогих и ожидаемых игр сезона. Crystal Dynamics впервые пошли на риск, выпустив простую и короткую изометрическую аркаду, но почему-то нам кажется, что этот риск окупится десятикратно. Уже сейчас в разработке находятся пять DLC, а к моменту выхода этого номера игру можно будет проходить и в онлайне — заранее выбирайте себе пару.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 8

Дождались? В простой изометрический аркаде Лара Крофт чувствует себя так хорошо, словно всею жизнь обитала именно в таких играх.

К тому, что Ларочка не стареет, мы уже привыкли. К тому, что с каждым разом ее бюст меняет размер, — тоже. Это все характерно для серии. Как и то, что смотрим мы на расхитительницу гробниц с задницы со спины. И вот разработчики подсовывают нам что-то новенькое. Вид сверху, «кооператив», иной жанр… да приличия ради отсутствие Tomb Raider в названии.

Lara Croft and the Guardian of Light

Нынче приключения Лары Крофт выглядят так.

Другой взгляд

Вычеркнув основное «имя» игры и обозвав все альтернативной историей, авторы будто бы развязали себе руки. Что бы они ни придумали, это никак не отразится на серии. Как противостояния СССР и США из Red Alert не мешали развивать тибериумовую сагу.

Правда, Lara Croft and the Guardian of Light не очень-то и отличается по сюжету от предшественниц. Вновь в мире есть некий артефакт, который манит всех искателей приключений, и вновь его охраняют таинственные стражи да дикие звери. Так что снова Ларочке надо всех победить, модную побрякушку достать и потом на светских раутах ею перед людьми хвастать.

Только в этот раз героиня будет бегать не сама по себе. Компанию ей составит боец племени Майя Тотек. Он должен разделить с госпожой Крофт все невзгоды, а также помочь ей решить головоломки, ибо его копье — это не только много-много «дамага», но еще и отличная опора для прыжков, которая втыкается в любую стену.

Тотека, кстати, под контроль может взять ваш товарищ, но «кооператив», увы, рассчитан пока лишь на сидящих за одним компьютером. Соединение через Интернет обещали добавить, но позже. Насколько позже — черт знает. Потому говорить мы будем исключительно о «сингле».

Интересно, что это она такое представила, когда посмотрела на копье?

Новые условия

Жанр сменился. Новое пристанище Лары — боевик с видом сверху. Как в Alien Breed или Burn Zombie Burn!. Только если, например, в последней все строилось на безостановочном отстреле и отжоге очаровательных зеленокожих, то в Guardian of Light на первом месте приключения и загадки. Разработчики не смогли полностью изменить серию, она остается все еще очень узнаваемой.

С первых секунд мы оказываемся в склепах и гробницах. Пространство освещается вечно горящими на стенах факелами, Лара бежит по висячим над бездонными пропастями мостам и натыкается на разномастные магические артефакты.

Вот только если раньше нам приходилось детально изучать уровни, сквозь джунгли продираться к нужным рычагам, дабы запустить механизм открытия врат, разгадывать действительно сложные головоломки, то теперь любое препятствие проходится секунд за сорок.

Есть у нас в инвентаре пистолеты, копья, мины и трос, значит, при помощи одного из четырех предметов любую головоломку можно решить. Если куда-то надо забраться — втыкаем в стену копье и используем его как опору. Придется лезть гораздо выше? Значит, надо ухитриться еще одну «ступеньку» сделать, но вновь тем же предметом.

Минами мы взрываем преграды и «запускаем» всякие механизмы. Например, если нам необходимо открыть дверь на большом расстоянии, но мы не можем попасть в переключатель из пистолетов. Ну а трос нам просто пригодится всегда, когда мы увидим специальное кольцо, за которое он цепляется. Тут даже думать практически не надо. Видим, что что-то золотится вдалеке, нажали соответствующую клавишу, и госпожа Крофт сама все сделает.

Lara Croft and the Guardian of Light

Одна из классических ситуаций. Надо и загадку разгадать (как камень с шипов скинуть) и врагов перебить.

Занимательная алгебра

Из сказанного выше может показаться, что игра то ли для казуалов, то ли просто элементарна и скучна. Дескать, если думать не надо, то и загадки эти — в лес тропические джунгли на съедение тиграм.

Однако разработчики компенсировали простоту увлекательностью. Допустим, надо нам открыть дверь, дабы попасть в следующую локацию, но мешают решетки, что поднимаются из пола и втыкаются в потолок. Чтобы опустить их, необходимо нажать на переключатель, но он работает хитро — одну решетку опускает, другую поднимает. Потому надо умудриться быстро и точно выстрелить, сразу же перепрыгнуть через уже начавшее вылезать из земли препятствие и мчаться вперед.

Головоломки здесь… динамичные. Ходить кругами, долго думать и пробовать десятки вариантов — это не по нраву нынешней расхитительнице. Ей не нравится решать математически уравнения, аккуратно и неспешно выписывая формулы в тетрадку. А если под ногами пропадает земля, на Лару катится огромный каменный валун, а за спиной только пропасть, то вот поломать голову над такой непростой жизненной ситуацией уже стоит. Приходится все делать быстро и точно. Впечатления очень приятные.

К тому же есть этакая соревновательная часть. На каждом уровне куча дополнительных миссий. Как банальных «Собери 100 000 очков», так и изящных, которые появляются по ходу прохождения. Зашли в комнату, а там десять колонн, по которым надо пропрыгать. И тут же всплывает задание: «Прыгая по колоннам, ни разу не упади». И это еще более-менее простое. Есть сложные и даже скрытые, которые надо самому буквально случайно обнаруживать.

Все это делает приключения интереснее. И заставляет обследовать уровни тщательнее. Ведь собрать все призы на карте — это здорово.

Lara Croft and the Guardian of Light

Пожалуй, самые часто встречающиеся противники в игре.

Нести свинец и красоту в массы

Однако боевик с видом сверху располагает к большому количеству перестрелок. Головоломки — это хорошо, но они могут утомить. Как утомляли бессмысленные передвижения в Alien Breed или повторяющиеся действия в Alien Swarm.

И было сложно поверить, что разработчики справятся. То есть смогут сделать интересные поединки, а не скучную тягомотину, где нам приходилось бы нелепо убивать крокодилов пачками.

У Лары целый арсенал пушек за спиной, она палит с двух пистолетов, кидает копья, стреляет из автоматов, гранатометов, парных «Узи» и огнеметов. При этом еще и скачет в разные стороны, запрыгивает на возвышенности и изничтожает врагов сразу десятками.

Причем бои даже весьма разнообразны. На каждом уровне появляются новые противники. Так, в подземельях мы натыкаемся на пауков, которых лучше всего сжигать из огнемета. В болотистой местности есть крокодилы и особые демоны, источающие зловоние. Плюс окружение всегда своеобразное. А ведь территория диктует и тактику. И если в поле мы скачем и бегаем кругами, то в склепе, где только узенькие мосты и пропасти со всех сторон, драться надо очень аккуратно.

Ну и не забудем боссов, которые, как и принято, полностью отличаются друг от друга и ликвидируются как-нибудь хитро. Хотя есть и такие главари, которые просто дохнут от переизбытка свинца в организме.

В целом смесь перестрелок и приключений получилась очень неплохой. И действительно удивительно, что это сделали, во-первых, с Ларой Крофт, во-вторых, те, кто не занимался раньше такими проектами. Но помимо чисто геймплея у Lara Croft and the Guardian of Light есть и другие достоинства.

Lara Croft and the Guardian of Light

Вот такие загадки Ларе по нраву.

Красота, и не только женская

Вид сверху позволяет нам гораздо лучше рассмотреть локации. Раньше половину экрана занимала сама Крофт. Сейчас она — крошечная, едва заметная. Зато нам очень хорошо видна работа дизайнеров и художников. Не сказать, конечно, что графика суперсовременная — нет, чисто технически все весьма обычно. Но вот качество работы просто отменное.

Вы видите скриншоты. Статичная картинка хороша. В видеообзоре можете посмотреть, какова она в динамике. Все эти пропасти, мрачные склепы и гробницы, ночные джунгли и территории возле древних храмов. После обилия подобных игр про космос здесь просто не можешь нарадоваться нормальным пейзажам.

Lara Croft and the Guardian of Light

Пейзажи хороши. Все, что мы сейчас видим, будет нами использовано. Это не просто задники. Это часть уровня.

Все-таки редкий случай: альтернативная часть серии (да еще и в другом жанре) удалась. Это не просто попытка как-то заработать на поклонниках. И не предсмертное дыхание Tomb Raider. Lara Croft and the Guardian of Light — хорошая игра.

Плюсы: неплохие головоломки, которые интересно решать; дух приключений; бодренькие перестрелки; хороший внешний вид.
Минусы: порой затянутость игрового процесса; некоторое однообразие, свойственное жанру; убогий «кооператив».

Игра изначально была анонсирована как спин-офф основной серии. Для того, чтобы не возникало никаких лишних вопросов, авторы даже отказались от заголовка Tomb Raider. Тем не менее, проектом занимались те люди, которые работали над последними тремя официальными частями.

Помимо стандартных DLC с дополнительными картами, игра получила два дополнения: «Kane & Lynch Character Pack» и «Legacy of Kain Character Pack». Обладатели получали возможность играть не за Лару и Тотека, а за персонажей других игр.

Несмотря на то, что очередная Лара Крофт здорово «сменила ракурс» и стала изометрической, она все еще продолжила использовать тот же движок, что и в Tomb Raider: Underworld.

Однако теперь выход, похоже, найден. Слова Юлия Цезаря о том, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе, как нельзя лучше описывают новую политику разработчиков из Crystal Dynamics. С Олимпа коробочных продуктов Лару спустили в нишу загружаемых игр. По пути от названия отвалились слова «Tomb Raider», а игровая камера взлетела под потолок. Заявляем официально: ничего лучше авторы серии не придумывали со времен Anniversary.

Если бы мисс Крофт осталась в своем прежнем амплуа, новая игра с ее участием едва ли могла претендовать на звание продукта ААА-класса: в сравнении с Uncharted все последние инкарнации Tomb Raider выглядят как ржавая дрезина на фоне поезда «Сапсан». Разработчики, видимо, это понимали и решили в этот раз выступить скромно. Полноформатные игры о Ларе пытались с серьезным лицом рассказывать истории о пробудившемся древнем зле и/или поисках некоего могущественного артефакта; новая, «компактная» Лара не стесняется милых глупостей вроде огромных пауков и восставших из мертвых индейцев. Там — экшен с неуместными QTE и вялыми перестрелками; тут — толпы монстров, бесконечная взрывчатка, куча оружия и лихой шутер. Никаких больше экспериментов с физикой во время решения комплексных пазлов: все головоломки и препятствия в Guardian of Light преодолеваются при помощи минимума подручных средств.

Этот увалень очень неудобно встал прямо у прохода. Сам напросился.

Удивительно, но как только Crystal Dynamics перестали умничать, у них все неожиданно получилось. Головоломки и акробатика упрощены ровно настолько, чтобы выполнять свою главную функцию — разбавлять примитивный, но чертовски увлекательный экшен. Яростный отстрел оживших мумий плавно перетекает в скачки по уступам в какой-нибудь гробнице или дергание рычагов в ацтекских катакомбах. Игра ни капельки не напрягает, зато развлекает постоянно — взрывающимися кучками тараканов, причудливыми механизмами или невесть откуда взявшимися огнедышащими тираннозаврами.

Однако главным доводом в пользу покупки Guardian of Light остается образцово-показательный кооператив. Это первая игра в серии, которую можно и нужно проходить плечом к плечу с другом, взявшим под свое управление огромного индейца.

Начать хотя бы с того, что Тотэк (так зовут воскресшего стража света) и Лара — очень разные персонажи. Девушка достаточно легка, чтобы ее выдержало воткнутое в стену копье, а ее мускулистый напарник постоянно таскает с собой щит, чтобы в случае чего помочь Ларе забраться в какое-нибудь труднодоступное место. Некоторых участков уровней можно достичь только совместными акробатическими усилиями: скажем, Тотэк должен выстроить для Лары «лесенку» из копий, чтобы та открыла стражу проход на платформу. На уровнях есть и необязательные ответвления с особо ценными сокровищами, заполучить которые можно лишь при помощи напарника — синхронным поворотом рычагов на разных концах пропасти или поочередным открытием дверей-шлюзов. Да и бои становятся на порядок более осмысленными и живыми, когда рядом сражается второй игрок, появляются даже какие-то зачатки тактики: Тотэк, к примеру, может прикрывать Лару упомянутым щитом от всякой пакости, в то время как девушка поливает неприятеля огнем из любимых пистолетов.

Без напарника красавица справляется уже не так хорошо. Проблема в том, что в отсутствие мясистого товарища по оружию мисс Крофт — сама себе индеец: в этом режиме ей становятся доступны Тотэковы копья. В таком виде игра, помяните наши слова, становится ровно в два раза скучнее — ясно, что, хотя разработчики и старались сделать игру универсальной, самые интересные пазлы и игровые ситуации все равно рассчитаны на двух игроков. Так что даже если у вас нет второго геймпада — рекомендуем как минимум позвать друзей, чтоб поболели.

Как водится, за время своей экспедиции Лара умудрится разбудить целый легион мирно спящих чудовищ.

Безжалостная штука — прогресс. Копья и щиты устаревают, и древнему ацтекскому воину приходить учиться обращению с автоматом.

Пока неясно, что собственно такое Guardian of Light — побочный проект или новое направление эволюции Tomb Raider. Известно лишь, что нас ожидает пачка DLC, которая должна будет удерживать игроков до конца года. В любом случае, даже если это всего лишь передышка перед возвращением в высшую лигу, пропускать Lara Croft and the Guardian of Light не рекомендуется: в новой для себя среде королева индустрии смотрится просто здорово.

Что делать с Tomb Raider — главный вопрос, которым задавались в Square Enix после покупки Eidos. Нельзя не заметить, что японцы стараются работать с западным рынком: издали Order of War и Supreme Commander 2, анонсировали сиквел Kane & Lynch. А вот с играми про Лару Крофт все не так очевидно.

С одной стороны, понятно, что не делать новый Tomb Raider — упустить много денег. С другой, делать его по образу и подобию последних трех частей — глупо, в Underworld механика работала на последнем издыхании. Поэтому издатель выдержал многозначительную паузу, в ходе которой даже прошел слух о том, что следующая часть будет мрачной RPG — в подтверждение этому по Cети гулял престранный арт, на котором тощая Лара с грязными волосами хмуро смотрит вдаль. Ролевой игрой Tomb Raider, к счастью, не стал, зато сменил название и, скажем так, ориентацию.

В такие моменты индеец-новичок явно не у дел.

Lara Croft and the Guardian ofLight (кстати, первый за долгие годы проект про расхитительницу гробниц, в заголовке которого нет слов «расхитительница гробниц») — это маленькая игра, которая будет распространяться только через каналы цифровой дистрибьюции. Маленькая во всех смыслах: продолжительностью (5-6 часов), объемом и контентом. А чтобы не брать за основу старую механику, разработчики решили обратиться к очень старой — теперь это… легкая и приятная аркада в изометрии!

Соприкосновений с классическими ларакрофт-играми — раз-два и обчелся. Сюжет снова завязан на таинственном артефакте, на этот раз — неком Зеркале. Место действия, как обычно, какие-то джунгли и пещеры Центральной Америки. У мисс Крофт все еще есть пистолеты с бесконечным боезапасом. Останутся привычные головоломки: запрыгни, поверни, дерни. А вот дальше все сложнее.

Путешествует Лара не одна, а с индейцем по имени Тотек. От паренька никуда не деться: не хотите играть в кооперативе — управление возьмет на себя AI. Если Лара полагается на огнестрельное оружие, то Тотек орудует копьем, причем не только убивает врагов (а их будет много, обещают даже индейцев-зомби), но и помогает Ларе. Например, если ей нужно пересечь пропасть или взобраться по стене. На совместных головоломках тут вообще держится половина игровой механики: Лара, как всегда, быстрая, ловкая и высоко прыгает, а Тотек может, например, подсадить ее щитом.

Приготовьтесь к тому, что на PC в Guardian of Light будет, скорее всего, совершенно неудобно играть.

Дизайн уровней со времен Underworld, похоже, стал гораздо приятнее.

Ответ на вопрос, почему с Ларой Крофт происходят столь удивительные вещи, звучит просто — Uncharted. После знаменитой PS3-дилогии делать приключенческие игры надо или на том же уровне, или вообще никак. Crystal Dynamics — студия явно менее талантливая и способная, поэтому Guardian of Light видится нам правильной оценкой производственных возможностей (и ситуации на рынке). Несложная, короткая «аркада на двоих», за которую попросят всего пятнадцать долларов, — формула подсмотрена у индустрии чуть ли не двадцатилетней давности.

Будем ждать? Конец одиночеству: небольшая игра про Лару Крофт, где героиня наконец найдет себе пару, мужчину-индейца.

Читайте также: