Splinter cell double agent обзор

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время у нас с серией Splinter Cell сложились вполне себе простые и понятные отношения. Раз в год Ubisoft, поднатужившись, выдает очередную часть этого шпионского блокбастера про трехглазого шпиона на все руки. Раз в год мы ее покупаем, осматриваем, заключаем, что список нововведений, небрежно начертанный размашистым почерком, уместился бы на салфетке, отмечаем, что графика сделала очень внушительный шаг вперед и некоторое время играем, периодически мурлыкая от удовольствия или непечатно высказывая свое мнение по поводу геймплея. Правда, Splinter Cell лишь единожды вызывал чисто негативные эмоции: это было в период Pandora Tomorrow, которую склепали разработчики из подразделения Ubisoft Shanghai.
Новая игра - Double Agent – клятвенно обещала удивить нестандартными сюжетными поворотами. Дескать, и Сэм станет настоящим подонком, и разобраться в перипетиях повествования сумеет лишь член Академии Наук. Мы охотно верили и подставляли свои развесистые уши, дабы умудреные PR'щики Ubisoft намотали на них еще килограммчик-другой лапши, многократно вываренной в сладчайшем сиропе. Однако лично у меня натурально разбились розовые очки, когда было сообщено, что основной кусок четвертой итерации (за исключением рудиментарного сетевого компонента) разрабатывается упомянутой Shanghai. Ничего хорошего я не ждал от единожды провалившей задание команды. И, увы, оказался прав.

"Потрясающий сюжет", значит? Дайте две!

Солидин Фишер Снейкович

Благополучно внедрившись в JBA, Сэм Фишер окажется меж двух огней, и во власти игрока на протяжении получаемых заданий предпринимать те или иные действия, которые оказываются выгоднее для одной из группировок. Чем больше угождаем NSA, тем больше доверяет нам Ламберт, и тем меньше появляется под светлы очи невыносимая опция "Load". Стараемся вылезти из штанов, чтоб впечатлить Эмиля, и NSA начинает прозрачно так намекать, что сваливаться на темную сторону не стоит, и в случае необходимости подкрепит свои слова все тем же незабвенным "Лоадом". Скажем, активный отстрел гражданского населения, находящегося в поле зрения, может понравиться Эмилю, или же он отнесется к этому с должным пофигизмом. А вот Ламберт примется писать кипятком и вразумлять заигравшегося агента крепкими выражениями.

Для того, чтобы играющему было проще въехать в сложности взаимоотношений NSA и JBA, к интерфейсу прикручены две шкалы. Одна показывает отношение к вам террористов, другая, соответственно, радетелей чистоты звездно-полосатого флага. Для успешного прохождения игры важно соблюдать баланс между двумя этими ревнивцами, и решать для себя, будем ли мы расстреливать этих совершенно неповинных грузчиков или вытащим бестолкового ЦРУ'шника с линии огня.

Подогревая интерес к исследованию разных вариантов принятия решений, авторы подготовили аж целых три концовки, одна из которых смазанная и непонятная - она появится в том случае, если вы так и не определились, в чей огород кидать кирпичи. Вторая - хорошая и засыпанная розовыми лепестками, ее можно увидеть, только если по минимуму выполнять нечеловеколюбивые требования Эмиля. Третья - исключительно нехорошая, и такую получится лицезреть, если регулярно корчить из себя инфернальное создание и резать всех, из-за кого не заставят перезагружаться. Но я бы, тем не менее, не стал советовать вам изучить их все. Дело в том, что ни одна из них не завершает повествование, облегчая мозговую деятельность девелоперов при создании следующей части (Conviction, к слову, ее официально заявленное название).

Самое масштабное огорчение - это, конечно, дизайн и проработка уровней. Начнем с того, что их тут мало. Десять миссий расположились на семи уровнях. Почти все они насквозь вторичны и наглым образом стянуты из предыдущих частей. Больше всего позаимствовано из Chaos Theory. Конго, охваченный перманентной гражданской войной - это, практически, один в один Сеул. Корабли, которых на сей раз завезли, руководствуясь хорошим принципом, две штуки, тоже были в третьей части. Четыре миссии вообще располагаются на одной и той же локации, а именно, в штаб-квартире Армии Джона Брауна, с той лишь разницей, что с каждым новым пришествием в этот оплот мирового анархизма становятся доступны новые коридорчики и комнаты. Крайне некультурно, уважаемая Ubisoft Shanghai, заявлять очередной туристический поход по уже проторенной тропке в логово зверя как полноценную вылазку в стан врага с целью смешать ему все карты. Совсем обидно то, что две на совесть проработанных и атмосферных миссии - побег из тюрьмы в Канзасе и путешествие по исландским сопкам - до неприличия коротки и пробегаются за чашкой утреннего кофе. Апофеозом бредятины является вмерзший в ледяной шурф отечественный танкер "Рублев", на бортовой обшивке которого запечатлено жизнерадостное "ОТСУТСТВИЕ КУРИТЬ". Эту фразу надлежит высечь на мраморной доске и повесить в холле центрального офиса Ubisoft, а нерадивых гейм-дизайнеров перво-наперво высечь, а потом научить пользоваться помощью консультантов или вменяемых словарей, а про кривые онлайновые переводчики забыть раз и навсегда.

Набор поручений стандартен. Проникнуть в офис, поиграться с компьютером и извлечь из него некоторое количество ценных байтов. Прокрасться на вражью базу и стянуть пакет с секретными документами. Тихо ликвидировать какого-нибудь человека, мешающего нормальной жизнедеятельности одной из организаций. Я вот пишу по старой привычке "проползти, прокрасться", но в четвертой части эти слова примерно в половине миссий просто-напросто обессмысливаются, поскольку проходят они при свете дня.

Совсем бестолковыми являются и типичные наборы шпионских гаджетов, а также трюки, которым научился Фишер. Вам нравится возможность пробить лед кулаком, ухватить за ляжку охранника, утопить его в студеной водице, а потом еще и дорезать ножичком? Мне тоже нравилась бы, коли не жесткая ее привязанность к той самой миссии с танкером, расписанным двоечниками. Вопреки слезным просьбам поклонников, в серию не вернулся знаменитый фокус-покус с зависанием между двумя стенами на шпагате и последующим свержением прямо на тыкву охранника. Вырезан и выброшен целый шматок Тактического Дисплея, который отвечал за указание освещенности Сэма. Теперь, когда изрядная доля миссий проходит под палящим солнышком, в нем просто отпала необходимость, а в тех случаях, когда спрятаться все-таки нужно, фирменная полоска ("При нуле ты похож на тень призрака. " (с)Ламберт) заменяется лапотно-черноземным "светофором", подвешенным для надежности и в интерфейс, и на тушку главгероя. Горит зеленый - нас не видно, загорается желтый - стоит побеспокоиться и убраться в более надежное место, ну а если уж огонек стал красным - пиши пропало, близорукие неприятели, наверное, натолкнулись на сидящего в уголке Сэма и, несомненно, сообразили, что это не тумбочка.

Как это выглядит и звучит?

Я думаю, в последнее время самое частое высказывание, которое вам случалось читать в адрес новой игры - это "всяческое отсутствие оптимизации". Появились очень мощные графические технологии, которые меж тем еще и постоянно развиваются, а вот руки так и не разучились быть кудрявыми. Результат - божественно красивая картинка + наистрашнейшие тормоза даже на топовых машинах. Double Agent полностью соответствует вышеприведенному описанию: его графический движок умеет работать с мягкими тенями, наконец-то отмеряет грамотные дозы блюра, а в сердце игры - физический моторчик Havok. Даже не пробуйте запустить капризный Splinter Cell без видеокарты с поддержкой шейдеров третьей версии.
Всему этому великолепию не хватает для комфортной работы гигабайта оперативной памяти и видеокарты GeForce 7800 GTX - порой происходящее подозрительно напоминает походовую стратегию.
Традиционно не подкачала озвучка: актеры говорят именно такими голосами, какими нужно, не переигрывая ни в малейшей степени. Хочется надеяться, что локализаторы не испортят единственный полностью удавшийся на твердую "пятерку" элемент новой игры.

Отдав серию Shanghai на поругание, Ubisoft исправляется и пятую часть препоручает уже подразделению U. Montreal. И это, без сомнений, правильно, поскольку Splinter Cell: Double Agent - тускловатая, глючная, не первой свежести пародия на настоящий шпионский боевик. Ситуацию никоим образом не спасает движок нового поколения - сначала в словаре разработчиков должно прописаться нехитрое слово "оптимизация". Плохо, одним словом. Одно сплошное недоразумение, которое, кстати, купят многие - уж очень франчайз популярен.

Жизнь секретного суперагента — нелегкая штука. Раз за разом, из года в год все одно и то же: собираешь свои манатки, поправляешь три зеленых глаза на лбу, вздыхаешь, и вперед — спасать мир от злодеев, обезвреживать бомбы и подправлять финансовую отчетность Ubisoft. Жизнь постоянного рецензента серии Splinter Cell, если честно, немногим лучше. Раз за разом, из года в год. ну, дальше понятно, да? Прошлой зимой, подводя итоги 2005 года, редакция «Игромании» даже выдумала специальную номинацию «Сплинтерцелл года» — чтобы страдалось поменьше.

Так вот, Tom Clancy’s Splinter Cell: Double Agent — это типичный «Сплинтерцелл года». Родной и милый, с привычным геймплеем, выверенной дозой нововведений и на удивление прорывным сюжетом. Более того, из него запросто могла бы получиться лучшая игра серии. Однако компания Ubisoft пала в краснознаменные китайские объятья и все пропало…

Зэк специального назначения

Про китайскую любовь мы еще поговорим, только не надо думать, что Double Agent не получилась — совсем нет! Это отличная игра, и в ней есть набор совершенно замечательных вещей.

Картина «Он хочет украсть пончик».

Первая — это сюжет. Помните интернет-возню годовалой давности? Тогда разработчики подсунули фанатам серии плакат с коротко остриженным Сэмом Фишером, а игровые журналисты «нашли» несколько документов, рассказывающих о былых подвигах супергероя: грабил банки, брал мирных жителей в заложники, устроился в одну из самых крутых тюрем Америки, стал там авторитетом. Накалив страсти до нужной температуры, Ubisoft тут же внесла ясность: нет, Сэм Фишер не рехнулся. Вся эта чехарда — часть специальной операции по внедрению двойного агента в ряды «Армии Джона Брауна». Тут же раздались обиженные возгласы: зачем, мол, вы убили всю интригу, заранее раскрыв главный секрет сюжета.

Сейчас уже можно сказать точно — интриги никакой и не задумывалось. Splinter Cell: Double Agent рассказывает вовсе не о трудной судьбе Сэма Фишера, его душевных муках, переживаниях и тяжелой жизни в тюрьме. Все это, конечно, есть в сюжете, вместе с полагающимися роликами и миссиями, но играет отнюдь не самую важную роль. Во главу угла поставлена именно история двойного агента с его двойными проблемами. Сэм оказывается как раз в той точке, где лбами сталкиваются интересы могущественной «Армии Джона Брауна» и американского правительства. Пресловутая нелинейность тут же выползает наружу и скалит злобную морду: в некоторых миссиях задания от разных работодателей сыплются одно за другим — мы только начали втираться в доверие к негодяям, а бывшее начальство уже требует заразить их сервер вирусом. Наготове и две шкалы, символизирующие отношение сторон к вам. Радуете террористов? Смотрите, в АНБ могут забеспокоиться — не переметнулись ли вы на чужую сторону? В итоге свободный геймплей, конечно, сводится к банальному балансированию между сторонами. Но делать это можно настолько по-разному, что от принятых вами решений будет меняться даже развитие некоторых миссий. Да и концовок в игре несколько — отличаются они уровнем «хорошести».

Месье Фишер очень быстро приспособился к тюремным порядкам.

Удержаться и не свалиться в пропасть не так уж и просто — Double Agent по праву может гордиться качественной атмосферой и вниманием к деталям. В итоге «Армия Джона Брауна» вышла не просто набором необходимых по сюжету статистов, а интересной и самобытной организацией. Это, конечно, фанатики, преследующие совершенно сумасбродные цели, но к ним, по правде сказать, привязываешься. Привязываешься к героям и к заданиям, которые вы выполняли вместе. Навсегда запоминается, например, первая встреча с Моссом, сразу же после побега из тюрьмы.

И так повсюду. Самое первое «разминочное» задание Сэм выполняет вместе с молодым, но очень амбициозным напарником. Ни о каком свободном геймплее в духе тактических экшенов речи не идет — все действия коллеги заранее прописаны скриптами, и повлиять на них никак нельзя. И тем не менее сразу осознаешь, что действуешь ты не один — появляется некое чувство локтя. Атмосфера на любом задании здесь полностью соответствует его названию. Массовый бунт в тюрьме — это самый натуральный массовый бунт в тюрьме, с хаосом, обещанием запечь директора в духовке столовой, тщетно сопротивляющимися охранниками и запоздало прибывающим на помощь спецназом.

На совершенно другой уровень вышла и подача сюжета. Традиционно роскошную озвучку с метко подобранными актерами и формирующим атмосферу саундтреком (последний, наверное, можно назвать почти идеальным — ничего подобного за всю историю Splinter Cell вы еще не слышали), здесь дополняют отменные заставки — аккуратно срежиссированные и очень качественно нарисованные.

Единственное, что чуточку разочаровывает, — неожиданно пропавший юмор. В предыдущей части, Chaos Theory, шутили метко, удачно и без переборов. Double Agent, увы, не продолжила эту традицию. Неужели из Ubisoft уволился главный весельчак?

Подледная охота

Суперагент, годы подготовки, стальные нервы, экипировка на миллион долларов, а парашют раскрываться не хочет. И такое бывает.

Строго соблюдая основные правила геймплея, разработчики тем не менее в каждой части стараются чуточку разнообразить жизнь игрока. В Double Agent количество нововведений осталось «средним по палате» — чуточку здесь, немножко там.

Хит сезона — это подводная охота в экстремальных условиях Крайнего Севера. Очень приятно, знаете, выбраться так с утреца в «рыбный» район, проломить лед под ногами скучающего охранника и зарезать беднягу, предварительно искупав его в прохладной водичке.

В тот год конкуренция между рыбаками была особенно жесткой…

Другая отличная идея — научить Сэма прятаться, например, под столами. Очень помогает, особенно если учитывать увеличившееся количество дневного света. Впрочем, выпрыгнуть из-под стола и тут же огреть по затылку невнимательного оппонента — сложная задача. Искусственный интеллект в Double Agent всеми силами старается избегать опасных мест и не ходить, например, под карнизами, с которых, как известно, на голову то и дело сваливаются стокилограммовые шпионские тушки. Враги стали более зоркими (ничего удивительного — миссии ведь теперь разворачиваются днем) и внимательными. Приходится даже закрывать за собой двери — иначе могут заметить и поднять шухер.

Набор оружия и гэджетов изменился мало. Зато, по консольной традиции, часть устройств теперь заблокирована, и чтобы получить к ним доступ, приходится выполнять дополнительные задания. Идея, если честно, сомнительная, да и реализована явно по остаточному принципу: большинство «покупных» гэджетов практически не упрощает прохождение игры.

Второе консольно-сомнительное нововведение — это обилие мини-игр. Большинство из них просты до смеха (как, например, взлом разнообразной электроники), но вот головоломке с расшифровкой писем самое место в каком-нибудь квесте. Кроме того, создается впечатление, что Сэма на этот раз сглазили, — то при десантировании стропы парашюта запутаются, то пилот, перевозящий героев на вертолете, вырубится. Решается проблема и в том, и в другом случае быстрым перебором нескольких клавиш.

Ну и последний «приставочный» вестник — это переработанный интерфейс. Отставить панику — в отличие от большинства портов, с управлением в Double Agent нет никаких проблем. Надо лишь немного привыкнуть к новому меню выбора экипировки — и вы поймете, что оно очень даже удобно.

Узнаю вас в гриме

Многие из нас вот уже как пятый год замирают сердцем, наблюдая за очередными похождениями заслуженного зеленоглазого такси, но так и не знают имени того, кто заставляет их отказываться от питания и личной жизни. Речь не о Сэме Фишере, а о человеке, ответственном за его голос. Без фирменных интонаций Майкла Айронсайда такого выпуклого персонажа, конечно, не случилось бы. Ну и совсем уж мало кто знает, что до счастливого романа c Ubisoft Айронсайд небезуспешно обслуживал все голливудские сектора. Во-первых, это патентованный злодей, которого вы просто обязаны помнить в «Сканерах» Кроненберга (1981), втором «Горце» (1991) или вот даже во «Вспомнить все» (1990) Верховена.

Кроме того, Айронсайдова лысина приглянулась всем сериальным продюсерам — от «Скорой помощи» до, извините, «Крутой Уокер: техасский рейнджер». Ну и, наконец, самая выдающаяся роль — лейтенант из «Звездного спецназа». То есть если верховеновский опус отложился у вас в памяти исключительно криком «вперед, обезьяны, или вы хотите жить вечно?!», то знайте — это как раз Айронсайд и кричал.

Начиная со второй половины девяностых у него, правда, отчего-то не заладились отношения с большим кино. Он взялся обслуживать сериалы и игру Splinter Cell. Кроме собственно Айронсайда, в микрофон вместе с ним говорят различные телевизионные актеры, один из которых примечателен тем, что сыграл роль в нашем любимом мультсериале Family Guy. Но это, конечно, не так интересно, как тот факт, что Майкл уже подписан в качестве одного из актеров, занятых на Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Он исполнит роль генерала GDI Джека Грэнджера.

В общем, по описанию получается просто отличная игра — прямо-таки претендент на твердую девятку с «выбором редакции» в комплекте. Ну а теперь — пояснение, почему Double Agent не получает эту самую девятку, а Ubisoft в самом начале статьи была обвинена в сомнительном увлечении Китаем.

Все дело в несколько странном распределении обязанностей между внутренними студиями компании. Так, Double Agent для консолей предыдущего поколения делала Ubisoft Montreal — и в их игре можно встретить оригинальную систему выбора экипировки для главного героя, а также несколько уникальных локаций и огромный набор дополнительных заставок. А вот для владельцев PC и Xbox 360 старалась Ubisoft Shanghai. Так что нам остается лишь радоваться «графике нового поколения», то есть повысившейся детализации да паре новых спецэффектов. Ну и совсем эксклюзивно PC достался крайне неоптимизированный движок, поддерживающий исключительно шейдеры третьей версии. Здесь также нельзя включать сглаживание вместе с HDR, что, наверное, к лучшему — картинка тормозит даже на очень мощных конфигурациях. Ну и отдельное спасибо за радикально упрощенный мультиплеер. Его-то зачем ломать надо было — вроде бы совсем неплохо работал?

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей : 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 10.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Качественный сюжет, отличная атмосфера, интересные нововведения — у Double Agent были все шансы стать не просто очередной игрой в серии. Увы, небрежность Ubisoft Shanghai мешает нам расписаться в беззаветной любви.

В последнее время у нас с серией Splinter Cell сложились вполне себе простые и понятные отношения. Раз в год Ubisoft, поднатужившись, выдает очередную часть этого шпионского блокбастера про трехглазого шпиона на все руки. Раз в год мы ее покупаем, осматриваем, заключаем, что список нововведений, небрежно начертанный размашистым почерком, уместился бы на салфетке, отмечаем, что графика сделала очень внушительный шаг вперед и некоторое время играем, периодически мурлыкая от удовольствия или непечатно высказывая свое мнение по поводу геймплея. Правда, Splinter Cell лишь единожды вызывал чисто негативные эмоции: это было в период Pandora Tomorrow, которую склепали разработчики из подразделения Ubisoft Shanghai.
Новая игра - Double Agent – клятвенно обещала удивить нестандартными сюжетными поворотами. Дескать, и Сэм станет настоящим подонком, и разобраться в перипетиях повествования сумеет лишь член Академии Наук. Мы охотно верили и подставляли свои развесистые уши, дабы умудреные PR'щики Ubisoft намотали на них еще килограммчик-другой лапши, многократно вываренной в сладчайшем сиропе. Однако лично у меня натурально разбились розовые очки, когда было сообщено, что основной кусок четвертой итерации (за исключением рудиментарного сетевого компонента) разрабатывается упомянутой Shanghai. Ничего хорошего я не ждал от единожды провалившей задание команды. И, увы, оказался прав.

"Потрясающий сюжет", значит? Дайте две!

Солидин Фишер Снейкович

Благополучно внедрившись в JBA, Сэм Фишер окажется меж двух огней, и во власти игрока на протяжении получаемых заданий предпринимать те или иные действия, которые оказываются выгоднее для одной из группировок. Чем больше угождаем NSA, тем больше доверяет нам Ламберт, и тем меньше появляется под светлы очи невыносимая опция "Load". Стараемся вылезти из штанов, чтоб впечатлить Эмиля, и NSA начинает прозрачно так намекать, что сваливаться на темную сторону не стоит, и в случае необходимости подкрепит свои слова все тем же незабвенным "Лоадом". Скажем, активный отстрел гражданского населения, находящегося в поле зрения, может понравиться Эмилю, или же он отнесется к этому с должным пофигизмом. А вот Ламберт примется писать кипятком и вразумлять заигравшегося агента крепкими выражениями.

Для того, чтобы играющему было проще въехать в сложности взаимоотношений NSA и JBA, к интерфейсу прикручены две шкалы. Одна показывает отношение к вам террористов, другая, соответственно, радетелей чистоты звездно-полосатого флага. Для успешного прохождения игры важно соблюдать баланс между двумя этими ревнивцами, и решать для себя, будем ли мы расстреливать этих совершенно неповинных грузчиков или вытащим бестолкового ЦРУ'шника с линии огня.

Подогревая интерес к исследованию разных вариантов принятия решений, авторы подготовили аж целых три концовки, одна из которых смазанная и непонятная - она появится в том случае, если вы так и не определились, в чей огород кидать кирпичи. Вторая - хорошая и засыпанная розовыми лепестками, ее можно увидеть, только если по минимуму выполнять нечеловеколюбивые требования Эмиля. Третья - исключительно нехорошая, и такую получится лицезреть, если регулярно корчить из себя инфернальное создание и резать всех, из-за кого не заставят перезагружаться. Но я бы, тем не менее, не стал советовать вам изучить их все. Дело в том, что ни одна из них не завершает повествование, облегчая мозговую деятельность девелоперов при создании следующей части (Conviction, к слову, ее официально заявленное название).

Самое масштабное огорчение - это, конечно, дизайн и проработка уровней. Начнем с того, что их тут мало. Десять миссий расположились на семи уровнях. Почти все они насквозь вторичны и наглым образом стянуты из предыдущих частей. Больше всего позаимствовано из Chaos Theory. Конго, охваченный перманентной гражданской войной - это, практически, один в один Сеул. Корабли, которых на сей раз завезли, руководствуясь хорошим принципом, две штуки, тоже были в третьей части. Четыре миссии вообще располагаются на одной и той же локации, а именно, в штаб-квартире Армии Джона Брауна, с той лишь разницей, что с каждым новым пришествием в этот оплот мирового анархизма становятся доступны новые коридорчики и комнаты. Крайне некультурно, уважаемая Ubisoft Shanghai, заявлять очередной туристический поход по уже проторенной тропке в логово зверя как полноценную вылазку в стан врага с целью смешать ему все карты. Совсем обидно то, что две на совесть проработанных и атмосферных миссии - побег из тюрьмы в Канзасе и путешествие по исландским сопкам - до неприличия коротки и пробегаются за чашкой утреннего кофе. Апофеозом бредятины является вмерзший в ледяной шурф отечественный танкер "Рублев", на бортовой обшивке которого запечатлено жизнерадостное "ОТСУТСТВИЕ КУРИТЬ". Эту фразу надлежит высечь на мраморной доске и повесить в холле центрального офиса Ubisoft, а нерадивых гейм-дизайнеров перво-наперво высечь, а потом научить пользоваться помощью консультантов или вменяемых словарей, а про кривые онлайновые переводчики забыть раз и навсегда.

Набор поручений стандартен. Проникнуть в офис, поиграться с компьютером и извлечь из него некоторое количество ценных байтов. Прокрасться на вражью базу и стянуть пакет с секретными документами. Тихо ликвидировать какого-нибудь человека, мешающего нормальной жизнедеятельности одной из организаций. Я вот пишу по старой привычке "проползти, прокрасться", но в четвертой части эти слова примерно в половине миссий просто-напросто обессмысливаются, поскольку проходят они при свете дня.

Совсем бестолковыми являются и типичные наборы шпионских гаджетов, а также трюки, которым научился Фишер. Вам нравится возможность пробить лед кулаком, ухватить за ляжку охранника, утопить его в студеной водице, а потом еще и дорезать ножичком? Мне тоже нравилась бы, коли не жесткая ее привязанность к той самой миссии с танкером, расписанным двоечниками. Вопреки слезным просьбам поклонников, в серию не вернулся знаменитый фокус-покус с зависанием между двумя стенами на шпагате и последующим свержением прямо на тыкву охранника. Вырезан и выброшен целый шматок Тактического Дисплея, который отвечал за указание освещенности Сэма. Теперь, когда изрядная доля миссий проходит под палящим солнышком, в нем просто отпала необходимость, а в тех случаях, когда спрятаться все-таки нужно, фирменная полоска ("При нуле ты похож на тень призрака. " (с)Ламберт) заменяется лапотно-черноземным "светофором", подвешенным для надежности и в интерфейс, и на тушку главгероя. Горит зеленый - нас не видно, загорается желтый - стоит побеспокоиться и убраться в более надежное место, ну а если уж огонек стал красным - пиши пропало, близорукие неприятели, наверное, натолкнулись на сидящего в уголке Сэма и, несомненно, сообразили, что это не тумбочка.

Как это выглядит и звучит?

Я думаю, в последнее время самое частое высказывание, которое вам случалось читать в адрес новой игры - это "всяческое отсутствие оптимизации". Появились очень мощные графические технологии, которые меж тем еще и постоянно развиваются, а вот руки так и не разучились быть кудрявыми. Результат - божественно красивая картинка + наистрашнейшие тормоза даже на топовых машинах. Double Agent полностью соответствует вышеприведенному описанию: его графический движок умеет работать с мягкими тенями, наконец-то отмеряет грамотные дозы блюра, а в сердце игры - физический моторчик Havok. Даже не пробуйте запустить капризный Splinter Cell без видеокарты с поддержкой шейдеров третьей версии.
Всему этому великолепию не хватает для комфортной работы гигабайта оперативной памяти и видеокарты GeForce 7800 GTX - порой происходящее подозрительно напоминает походовую стратегию.
Традиционно не подкачала озвучка: актеры говорят именно такими голосами, какими нужно, не переигрывая ни в малейшей степени. Хочется надеяться, что локализаторы не испортят единственный полностью удавшийся на твердую "пятерку" элемент новой игры.

Отдав серию Shanghai на поругание, Ubisoft исправляется и пятую часть препоручает уже подразделению U. Montreal. И это, без сомнений, правильно, поскольку Splinter Cell: Double Agent - тускловатая, глючная, не первой свежести пародия на настоящий шпионский боевик. Ситуацию никоим образом не спасает движок нового поколения - сначала в словаре разработчиков должно прописаться нехитрое слово "оптимизация". Плохо, одним словом. Одно сплошное недоразумение, которое, кстати, купят многие - уж очень франчайз популярен.

В 2002-2003 гг. далеко не самое крупное и не самое известное издательство Ubisoft, главным достижением которого была серия Rayman, совершило самый мощный рывок в своей истории. За короткий срок «убики» выпустили сразу несколько тайтлов, один лучше другого — Prince of Persia: The Sands of Time, Beyond Good & Evil, Tom Clancy’s Splinter Cell. Beyond Good & Evil особых денег не принесла, а вот две другие игры прописались в хит-парадах всерьез и надолго. Дабы закрепить успех, Ubisoft последовала примеру Electronic Arts и поставила производство сиквелов на поток, но так перестаралась, что затмила в этом деле даже самих «электроников». В трех частях Prince of Persia (по одной каждый год) путаются уже сами создатели, а чтобы отличить один Splinter Cell (тоже по экземпляру в год) от другого, не обойтись без помощи патентованного специалиста. Какая жестокая ирония судьбы: всего три года назад Ubisoft считалась самым прогрессивным издательством, которое не боится идти на эксперименты, а сегодня это всего лишь еще одна фабрика сиквелов.

В этом году «убики» наконец-то спохватились и начали принимать меры. Президент компании Ив Жильмо пообещал, что они каждый год будут выпускать как минимум две абсолютно новых игры, а разбросанным по всему миру «колониям» Ubisoft (Франция, Канада, Китай, Румыния, США, Германия) была дана четкая установка: продолжения нужно делать максимально непохожими на предыдущие игры той или иной серии. Результаты этого шага заметны уже сейчас: новый «Принц» до сих пор не анонсирован (а значит, в этом году его и не будет), а Splinter Cell: Double Agent сделал такой скачок вперед, какого не было со времен первой части.

В Double Agent нашлось место даже для love story. Дамочку справа зовут Энрика Виллибланка, и она террористка.

«На одной из фокус-групп мы спросили у игроков, как они воспринимают Сэма Фишера, — говорит Мэтью Ферланд, продюсер Double Agent. — Их ответ нас несколько ошарашил: геймеры считают, что Фишер просто солдат. Натренированная, засекреченная от всех и вся, обвешанная гаджетами машина для убийства. Тогда мы и решили, что новый Splinter Cell должен быть. э-э-э. новым».

Начать было решено с облика главного героя. Новый Сэм Фишер не имеет почти ничего общего с тем американским ниндзя, которого мы знали раньше. Выбритая «под ноль» башка, колючий взгляд исподлобья, полупрезрительная ухмылка, дающая понять, что этому человеку уже никто и ничего не страшны, — таким мы его еще не видели. В чем причина столь резкой перемены?

Splinter Cell явно идет по пути Metal Gear Solid: роликов в разы больше, чем прежде.

А причина проста: новое задание, несравнимо более сложное, чем предыдущие. После гибели дочери по вине пьяного водителя Сэм сначала впадает в затяжную депрессию, а потом словно сходит с ума: грабит банки и берет заложников. В скором времени Фишер попадает в исправительное учреждение Ellsworth Prison, где знакомится с Джейми Вашингтоном, членом террористической организации John Brown’s Army. Вместе с Джейми они поднимают бунт в тюрьме и, пользуясь суматохой, бегут из нее. Оказавшись на свободе, новый напарник предлагает Фишеру вступить в ряды John Brown’s Army, и Сэм его предложение принимает. Ему ведь только это и надо было: на самом деле вся затея с грабежом банков была спланирована Третьим Эшелоном, чтобы помочь Сэму внедриться в John Brown’s Army. У нас есть сильное подозрение, что гибель дочери тоже была инсценирована, дабы обезопасить ее, на случай если Фишер допустит какую-то ошибку и террористы узнают о его истинных целях.

Впрочем, с целями-то все как раз очень и очень непросто. Чтобы выйти на руководство John Brown’s Army, Сэму нужно исправно выполнять задания террористов — убивать невинных, добывать оружие и информацию. С другой стороны, ему нельзя забывать о поручениях Третьего Эшелона (контачит с ним по-прежнему Ламберт, только наушника в ухе больше не будет) и стараться, чтобы ущерб от его действий был минимальным. По мере сил придется служить и вашим, и нашим, вот только сделать это не всегда возможно. Если задания террористов и Третьего Эшелона противоречат друг другу, выбор придется делать игроку. И выбор этот даст о себе знать в финале игры: концовок у Double Agent целых две.

Представители Ubisoft нигде не говорят об этом открыто, но, судя по всему, террористическая организация John Brown’s Army была названа в честь реального Джона Брауна — одного из самых ярых противников рабства в США середины XIX века. Браун участвовал в нескольких вооруженных стычках с работорговцами и даже организовал нападение на арсенал Harpers Ferry, чтобы вооружить свой отряд. Войска генерала Ли поймали и повесили Брауна, но его смерть получила широкую огласку и ускорила начало Гражданской войны в США (казнили Брауна в 1859 году, за 16 месяцев до начала конфликта).

Все это наводит на мысль, что террористы в Double Agent окажутся совсем не такими, какими мы их привыкли видеть в Splinter Cell. То есть не закомплексованными шахидами, озлобленными на весь мир, а самыми что ни на есть хорошими парнями. В то время как работодатели Сэма, наоборот, выступят в роли отрицательных персонажей. Возможно, это и есть главная интрига Double Agent.

Как и всякий шпион, Сэм Фишер предпочитает не распространяться о себе. За спиной уже четыре игры (с учетом Splinter Cell: Essentials для PSP) и две книги, еще одна игра на подходе, а мы по-прежнему почти ничего не знаем об этом человеке. Вот вся информация, доступная на данный момент:

— Его полное имя Сэмуэль Лео Фишер;

— Его рост 175 см, вес 68 кг, возраст — 50 лет («полтинник» ему стукнуло в Chaos Theory, события в Double Agent происходят сразу после этого, в том же 2008 году);

— До того как попасть в Третий Эшелон Агентства национальной безопасности, Фишер служил в ЦРУ (об этом он вспоминает с большим неудовольствием) и в спецназе американского флота (US Navy SEALs), если быть точным, в отряде №3. Судя по всему, это было в начале 90-х: Фишер однажды упоминал про Кувейт, а ведь именно из-за Кувейта в 1991 г. началась война США с Ираком;

— Сэм живет в городе Таусон, штат Мэриленд. В этом же штате (в городе Форт-Мид) находится и штаб-квартира АНБ;

— Со своей женой Сэм познакомился в 80-х гг. во время службы на базе ВВС США в Германии. 16 июня 1985 г. у них родилась дочь по имени Сара, а в 1989 г. жена умерла от овариального рака;

— Согласно «библии» Splinter Cell (детальное описание всех персонажей и вселенной серии), Фишер старше своего непосредственного начальника в Третьем Эшелоне — полковника Ирвинга Ламберта. В книгах Tom Clancy’s Splinter Cell (2004) и Tom Clancy's Splinter Cell: Operation Barracuda (2005) Ламберт действительно младше Сэма, а в играх, наоборот, старше;

— Из все тех же книг известно, что Сэм владеет боевым искусством крав-мага, разработанным в спецназе Израиля;

— По признанию Мартина Кая, главного художника по персонажам, во времена Холодной войны Сэму доводилось служить в Афганистане, а также в ГДР и других странах Восточного блока;

— Фишер прекрасно понимает, что его занятие — дело в высшей степени грязное и не поступиться некоторыми моральными принципами при такой работе просто невозможно. Не менее отчетливо он понимает и то, что кто-то должен делать эту работу.

Во время побега из тюрьмы напарником Сэма будет Джейми Вашингтон, один из террористов. Когда нужно взломать запертую дверь или забраться на какое-то высокое место, без его помощи не обойтись.

На фоне таких изменений в сюжете логично было бы ждать чего-то подобного и в отношении геймплея, но здесь, увы, практически все по-старому. Сэм все так же осторожно передвигается вприсядку, деликатно нейтрализует охранников, обезвреживает охранные системы и прячется по темным углам. Есть, правда, свои нюансы — но именно что нюансы.

Перво-наперво Сэма лишили всех его гаджетов. Знаменитый прибор ночного видения, главный фетиш Splinter Cell, выброшен в море, игру мы начинаем полностью «голыми», как какой-нибудь Риддик. Сходство первых уровней Double Agent с The Chronicles of Riddick вообще поразительное: Сэм щеголяет в такой же оранжевой робе, Сэм поднимает восстание, чтобы сбежать из тюрьмы, Сэм голыми руками выводит из строя охранников — как видите, совпадения наблюдаются сразу по нескольким пунктам. Но если Риддик оставлял за собой трупы и ничего, кроме трупов, то Фишеру (вернее, нам в его лице) придется выбирать между двумя вариантами — убить охранника или вырубить на время? Будет и классическая ситуация, когда террористы попросят Сэма застрелить ни в чем не повинного человека, чтобы проверить его благонадежность. Можно отказаться, но это лишь вызовет у них подозрения. Заложника убьют в любом случае, а вот у Сэма второго шанса не будет — в случае провала АНБ станет отрицать всякую связь с ним.

В версии для PC и Xbox 360 полет на парашюте будет управляемым (в виде мини-игры), в версии для старых консолей будет просто показан ролик.

Как только Фишер покинет пределы тюрьмы и присоединится к John Brown’s Army, игра частично вернет себе прежний облик. Террористы не располагают такими ресурсами, какие есть у спецслужб, поэтому выбор оружия и гаджетов у них невелик. А то, что есть, сильно уступает игрушкам, с которыми мы имели дело в предыдущих частях, — например, прибор ночного видения будет давать куда менее четкую картинку, чем прежде. С всесезонным латексным костюмчиком придется временно распрощаться, извольте одевать то, что дают.

Интерфейс с экрана исчез подчистую (опять же, как в «Риддике»), степень маскировки Сэма теперь отображается на специальном индикаторе, который крепится к его оружию. Зеленый свет — вас не видно и не слышно. Желтый — есть вероятность, что вас заметят. Красный — срочно ищите укрытие.

Игра разрабатывается под РС, Xbox 360, Xbox, PS3, PS2 и GameCube. Самую продвинутую в техническом плане версию получат владельцы компьютеров и консолей нового поколения. Сама графика изменилась не сильно, но благодаря обильному использованию спецэффектов (заблюрено все, что только можно) игра смотрится вполне современно.

Темные очки не несут никакой практической пользы, но их можно снимать и одевать, подобно прибору ночного видения. Впрочем, в Конго этот прибор ни к чему: действовать приходится при свете дня, а в тепловизор все равно ничего не увидишь — слишком жарко.

По старой традиции, версия для каждой из платформ будет иметь свои особенности. В варианте для Xbox будет дополнительная концовка и новые ролики (общей продолжительностью в восемь минут), в версии для PS2 и GameCube — все то же самое плюс несколько новых миссий под общим названием Sam Fisher Flashback. Самое вкусное достанется тем, кто играет на РС и Xbox 360: два дополнительных уровня, а также сражения под водой и в центре песчаной бури.

Те миссии, что есть во всех вариантах игры, тоже различаются по исполнению в зависимости от мощности той или иной платформы. Шанхай, к примеру, существует в двух вариантах: в версии для PC и Xbox 360 действие происходит днем (причем в канун китайского Нового года, когда по улицам шарашатся толпы пьяных людей), а главной достопримечательностью этого уровня является 40-этажный небоскреб, на котором придется оттачивать свои альпинистские навыки. На PS2, Xbox и GameCube день сменится ночью — мощности этих приставок просто не хватит на то, чтобы отрисовать все как положено. В секрете пока держатся особенности версии для PlayStation 3, но по логике вещей она должна мало отличаться от PC/Xbox 360.

Желтый огонек на автомате сигнализирует, что противники могут заметить Сэма, хоть и с трудом.

Кроме Шанхая, Сэму предстоит посетить Антарктику, Конго (в разгар гражданской войны) и даже штаб-квартиру John Brown’s Army, находящуюся на территории США. По наблюдениям разработчиков, наибольшей популярностью среди игроков пользовался уровень из оригинального Splinter Cell, где надо было проникнуть в штаб-квартиру ЦРУ (да-да, в знаменитом Лэнгли!), поэтому штаб-квартиру террористов было решено сделать по его образу и подобию. Это не только самый большой, но и, наверное, самый интересный уровень в игре. Как и некогда в ЦРУ, Сэм должен действовать предельно осторожно: с одной стороны, убивать террористов нельзя (могут еще пригодиться), с другой, если кто-нибудь из них заметит и узнает Сэма, волей-неволей придется идти на жертвы.

Сами уровни проходятся разными способами. Наткнувшись на систему безопасности, вы можете попытаться отключить ее (легкий путь) или пойти напрямик, ничего не отключая (вариант посложнее). Каждый второй противник хранит у себя в черепушке какие-нибудь сведения, которые можно вытрясти из него в ходе экспресс-допроса. Если же гад успел поднять тревогу, его можно ткнуть носом в интерком и потребовать, чтобы он успокоил своих товарищей. Когда Сэма пытаются взять живьем, существует возможность вырвать оружие у врага и застрелить его. Правда, времени на это дается немного — действовать нужно быстро.

Реиграбельность у Double Agent будет повыше, чем у первых трех Splinter Cell. Предыдущие части все до единой были исключительно одноразовыми: чтобы пройти уровень, нужно было скрупулезно заучить места гнездования и маршруты движения охранников. Теперь при каждой перезагрузке места их дислокации будут меняться. Вряд ли это многое изменит, но и то хлеб.

Майкл Айронсайд (звезда фильмов «Звездный десант» и «Вспомнить все») говорит, что его редко узнают в лицо, зато очень часто узнают его голос. «Черт побери, да вы Сэм Фишер!» — эту фразу Айронсайд слышал ровно 754 319 раз.

Дальше случилась совсем уж курьезная штука: уже в декабре 2005-го Paramount купила DreamWorks и таким образом вернула себе права на Splinter Cell. В данный момент фильм по-прежнему находится в подвешенном состоянии: режиссер не утвержден (а значит, актеров еще не подбирали), не названа даже примерная дата выхода.

Некоторую ясность внес Рэймонд Бенсон, автор книг по Splinter Cell (он писал их под псевдонимом Дэвид Майклз). По его словам, фильм будет не экранизацией, а оригинальным произведением со своим собственным сценарием. С играми и книгами его роднят только общие герои и вселенная.

Что больше всего расстраивает в Double Agent, так это его полная предсказуемость. Первоначально Ubisoft объявила, что в четвертой части Сэм перейдет на ту сторону баррикад, а потом сама же и раскрыла главную интригу. Возможно, какой-то сюрприз в игре все-таки будет (подробности см. во вставке по соседству), но надежды на это немного. Как все-таки жаль, что Хидео Кодзима (автор Metal Gear Solid) работает на благо Konami: если соединить его безумные идеи с игровым процессом Splinter Cell, получился бы шедевр на все времена. Ну а так мы имеем две одинаково неидеальные серии: Metal Gear Solid со сногсшибательным сюжетом и атмосферой, но убитым геймплеем и Splinter Cell — с хорошим геймплеем, но банальным до дрожи в коленках сюжетом.

Читайте также: