Greedfall gold edition обзор

Обновлено: 04.07.2024

Меньше чем за год после старта GreedFall разошлась тиражом свыше миллиона копий. Это самая или, во всяком случае, одна из самых успешных игр студии Spiders — до GreedFall компания, кажется, не хвасталась подобными результатами.

При разработке игры студия Spiders черпала вдохновение из огромного количества источников. Аборигены, живущие на острове Тир-Фради, созданы под впечатлением от полнометражного аниме Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) «Принцесса Мононоке». Сложная дипломатия и политические интриги навеяны сериалом «Игра престолов», дух приключения — литературой отца и сына Дюма (Alexandre Dumas), а визуальный стиль — фильмом «Братство волка» и картинами Яна Стена (Jan Steen), Франса Халса (Frans Hals), Яна Вермеера (Jan Vermeer) и других живописцев.

Лучше, чем предыдущие проекты Spiders, но все еще неиграбельно.

Обзор GreedFall. Паучье чутьё вновь подвело

Обзор GreedFall. Паучье чутьё вновь подвело
Обзор GreedFall. Паучье чутьё вновь подвело
Обзор GreedFall. Паучье чутьё вновь подвело

Первые пару часов в GreedFall кажется, что всё будет хорошо. Что наконец получится! Не зря ведь французы из студии Spiders столько лет бьются головой о стенку в попытках создать по-настоящему хорошую и большую ролевую игру. Должны же они были чему-то научиться после провала The Technomancer!

В этот раз у них было всё, чтобы сделать хорошую игру. Но корабль снова дал течь и медленно пошёл ко дну.

Пираты мутного моря

Мир GreedFall — скопище всех возможных штампов про эпоху Великих географических открытий, хотя и полностью вымышленный. Главный герой, господин (или госпожа) де Сарде, — дипломат, посланный на загадочный остров Тир-Фради, куда стекаются авантюристы со всех континентов, в поисках лекарства от смертельной болезни малихор. Или, по-нашему, чумы. Аллюзия на колониальную Америку подкрепляется тем, что на острове живут аборигены (похожие, конечно же, на индейцев), которые знают, как обезопасить себя от страшной заразы.

Собственно, наша цель — помочь новому наместнику острова, ставленнику гильдии Торговцев и, по совместительству, нашему кузену и другу детства, уладить конфликт с местным населением, в который вовлечены сразу несколько фракций. Помимо аборигенов и торговцев в политику играют навты (местные пираты), наёмники, пришедшие просто «срубить бабла», учёные, изучающие местную флору и фауну, и загадочные сектанты — им вообще непонятно что нужно.


Одно из несомненных достоинств игры — отличная постановка сюжетных роликов. Если бы ещё лицевая анимация не была такой топорной.

Когда разработчики рассказывали, что игра, кроме произведений Дюма (отца и сына), вдохновлена аниме «Принцесса Мононоке», они не врали: влияние Хаяо Миядзаки чувствуется в дизайне мира, подаче сюжета и вообще во всём.

Эльфоподобные аборигены поклоняются лесным силам, полагаясь на их помощь в боях. Через всю сюжетную кампанию тянется характерный мотив вмешательства в естественный миропорядок, а один из ключевых персонажей, дочь владычицы лесного народа, даже внешне вызывает ассоциации с самой принцессой Мононоке. На такой богатой основе можно было бы построить неординарный и яркий сюжет о борьбе Нового света и Старого — борьбе, в которой нам отведена непосредственная роль. Но, как это обычно и бывает, всё губит вмешательство человека… То есть, простите, вмешательство разработчиков из Spiders, снова запоровших отличную идею посредственным исполнением.


Самый первый город — самый красивый. На Тир-Фради таких видов будет гораздо меньше

Вариативность бессмысленных решений

С точки зрения геймплея GreedFall напоминает все игры BioWare разом, но в первую очередь, конечно же, серию Dragon Age. Ходим-бродим от локации к локации, в перерывах рубим монстров, выполняем квесты и изредка общаемся со своей партией. В группе с главным героем могут одновременно находиться до двух компаньонов; с ними, по идее, нужно даже выстраивать отношения, в том числе и романтические: есть возможность завести интрижку с любым товарищем по оружию. Правда, на игру это почти никак не влияет, да и эротики в духе «Ведьмака» не завезли.

В этом и кроется основная проблема GreedFall: большая часть фишек здесь либо «для галочки», либо работает не так, как надо. Вот простой пример: на острове к группе прибился капитан корабля, принадлежащий к касте местных моряков — навтов. По ходу одного из квестов мне нужно было проникнуть на их склад, чтобы пометить там ящики с контрабандой.


Вот так тут выглядит стелс. Трое громил с тяжеленным оружием расхаживают за спиной одного-единственного охранника, а он даже не думает оглянуться

На первый взгляд, вариативность налицо: можно переодеться в форму навтов и пройти внутрь по-умному, можно проникнуть скрытно либо вступить в схватку, перебить всех и зайти, открыв дверь с ноги. По идее, лучший путь — первый: так и задание выполнишь, и отношения с моряками не испортишь, но я, чисто из принципа, выбрал стелс. По логике вещей это должно было настроить капитана против меня, но куда там — его отношение не изменилось ни на йоту. Более того, диалогом ранее он сам оправдал возможное убийство однополчан тем, что «они меня, гады такие, оставили на суше, а душа рвётся в море — если что, это будет месть!». И это событие никак не повлияло на обстановку в городе. Ну вы поняли, да? Игра сама развязывает нам руки, и мнимая вариативность оказывается попросту ненужной: можно ведь выбрать самый лёгкий вариант и не париться.


Кстати, давно не видел ролёвок, где, чтобы продвинуться по сюжету, нужно просто прощёлкать все возможные реплики в диалоге. Вот это, я понимаю, вариативность!

Подобных моментов в духе «Клементина это запомнит» в GreedFall воз и маленькая фура. Номинально мы можем повлиять на мир, а помогая одной из группировок, рискуем испортить отношения с другой. Но на деле этого, как правило, можно избежать без особых усилий. Достаточно загрузить сохранение и нащупать самый безболезненный вариант. Даже на квесты со строгой привязкой ко времени можно спокойно опаздывать. Допустим, по условиям нужно дождаться, когда местные стражники-коррупционеры придут к торговцу взимать дань. Но вы не можете провалить эти поручения по истечении срока — мордовороты будут бесконечно ждать, когда вы соблаговолите навалять им за мздоимство.


Графика в игре оставляет двоякое впечатление: несмотря на красивые виды дикой природы, местные города иногда навевают мысли о Morrowind (нет, это не Вивек, и мы не в 2002 году)

Остров бесполезности в океане есть

Ладно, дипломатия и разветвлённые диалоги в игре не удались. Так, может, реализована интересная боёвка, ради которой следовало бы тщательно подбирать компаньонов и следить за их синергией? Увы, нет. В GreedFall есть тактическая пауза, но нужна она лишь чтобы поставить ловушку или выбрать подходящую цель самому — командовать сопартийцами тут нельзя. В итоге каждый бой превращается в кучу малу: кто-то пуляет в кого-то заклинанием, стреляет или рубит шашкой с плеча.

С местной фауной разбираться чуть поинтереснее. На Тир-Фради обитает целый паноптикум фэнтезийных тварей, у которых есть свои повадки. Не стоит забывать и про хранителей леса, услугами которых пользуются аборигены: некоторые из них выступают в качестве мини-боссов. Сражения с ними — самая увлекательная часть игры, да и выглядят они внушительно. Правда, остальной зверинец довольно тривиален: какие-то медведоволки, гарпии, ящерицы с рогами и прочий классический монстрятник средней руки. Иногда они различаются лишь цветом и размерами — в остальном даже анимация у одних и тех же моделек одинаковая.



Небрежность исполнения — основная проблема творчества Spiders. Просто посмотрите, как за секунду меняется палитра цветов, когда мы заходим в помещение

Ещё в игре есть крафтинг — и, прямо скажу, с ним тоже не задалось. Оружие можно модифицировать, что даёт всякие бонусы, но реализовано это странно: скажем, усовершенствовав гарду кинжала, вы почему-то получаете прибавку к урону. Можно заняться зельеварением: ингредиенты в изобилии разбросаны по локациям, почти каждый сундук дозволяют обыскать на предмет полезных вещей (забрать можно что и где угодно — никто и слова не скажет, если вы не на запретной территории).

Но куда проще купить зелья у торговца. Ассортимент у всех почти одинаковый, а мотаться за каким-то редким корешком ради прибавки к здоровью — сомнительное удовольствие. Золотые монеты сыплются из каждого встречного-поперечного, так что недостатка в них просто не испытываешь. Оружие и доспехи можно собирать у кузнецов, а можно и самому, но смысла в этом нет: всё равно не получится создать ничего уникального. При этом самой экипировки довольно много, и она реально меняет внешний вид персонажа — тут разработчики не соврали.


«Войти» в NPC можно только вот так. Конечно, так себе романтика, но уже что-то

Ролевая система тоже не претендует на оригинальность. Каждый уровень мы можем вложить очко в одну из трёх категорий — навыки, характеристики и таланты. Первые нужны, чтобы сильнее бить, лучше стрелять или наложить заклинание позабористее, вторые позволяют использовать более мощное снаряжение, а третьи открывают дополнительные возможности (новые ветки диалогов, например).

По факту получается, что мы в любом случае выбираем одну из веток развития (условно говоря, воин, инженер или маг) и до конца игры делаем персонажа выше, сильнее, нажористее. Сделать необычный гибрид вроде алхимика, который бросается и заклинаниями, и бомбами, скорее всего не получится: на выходе вас ждёт персонаж, который умеет всё, но не умеет ничего. При встрече с особо жирным монстром такой универсал не сможет ему ничего противопоставить.

Короче говоря, выбрал класс — и пошёл качаться до посинения. Как думаете, дипломату нужна харизма, чтоб с помощью хорошо подвешенного языка обводить всех вокруг пальца? Нет, не нужна. В большинстве случаев можно откупиться от любой проблемы — денег и скарба на продажу в игре, как я уже говорил, навалом.


Паркур (к счастью или сожалению) не завезли, эти конструкции здесь просто для красоты

Ну, может, если в игре скучные бои, примитивная дипломатия и никакой крафтинг, то хоть сам мир интересно исследовать, проникаясь сюжетом? И да и нет. С одной стороны, в GreedFall есть крайне любопытные локации, а в некоторые места можно попасть, лишь прокачав определённые таланты (без нужного уровня ловкости вы не сможете заниматься скалолазанием).

С другой — реально запоминающихся и атмосферных мест тут мало, а исследовать их свободно не получится: встречаются области, в которые просто невозможно попасть, потому что упираешься в невидимую стену. И наоборот: видишь закрытую комнату? Не торопись уходить и качать навык взлома, возможно, ключ к ней лежит… в соседнем помещении! А за дверью — просто ящик с новым топором и горсткой монет. Вот такие сальмагунди… простите, пироги.


Кстати, местная вода выглядит ужасно: даже в приснопамятных «Корсарах 3» она была не так похожа на море энтеросгеля

Куда ни ткни — обязательно попадёшь в недочёт. Иногда прямо обида берёт. Какую идею загубили! Какой потенциально непростой конфликт слили в никуда! Какой мир мог получиться! Но, когда заходишь во дворец предводителя очередной группировки и видишь, что он выглядит точь-в-точь как дворец, где ты был пять минут назад, — задумываешься. Студии правда не хватило таланта, или просто лень было дорабатывать свои задумки до конца?

GreedFall, простите за каламбур, пала жертвой амбиций своих создателей и стала очередной поделкой с огромным, но нереализованным потенциалом. Замах был на дублон, а удар вышел на эскудо.

Разработчики из Spiders представили релизный трейлер «золотого» издания GreedFall с различными улучшениями и контентом.

  • Дополнение «Заговор Де Веспе»
  • Новая локация Тир Фради
  • Улучшенная графика
  • Поддержка 4K
  • Ускоренные загрузки
  • 60 FPS в режиме производительности.

Кроме того, владельцы игры на PS4 и Xbox One смогут бесплатно обновиться до Gold Edition для PS5 и Xbox Series. Но, правда, это не относится к тем пользователям, которые получили игру в ходе раздачи для PS Plus. При этом обладатели Xbox Game Pass с такой проблемой не столкнулись.

  • PS Store — 3219 рублей
  • Microsoft Store — 40 долларов
  • PC (Steam) — 1599 рублей.

При этом сейчас в Steam, как отмечают в комментариях к ролику, выгоднее будет приобрести оригинальную версию игры и отдельно DLC. Сейчас на стандартную версию проекта действует скидка 70%, а её цена составляет 509 рублей (вместо 1699 рублей), тогда как DLC обойдётся в 279 рублей.

Лучшее, что есть в GreedFall — это, как всегда, сюжет и квесты. Сценаристы придумали отличную фабулу. Есть две враждующие нации — Мостовой союз и Телема, которые фактически находятся в состоянии войны. Есть нейтральное Торговое содружество. И есть чума неизвестного происхождения, которая без разбора выкашивает всех. И тут обнаруживается остров, на котором все надеются найти долгожданное лекарство от болезни.

Естественно, на остров устремляются все, а там в бурлящий котёл непростых отношений между разными нациями подмешиваются ещё и интересы аборигенов, которые для полного комплекта разделены на разные племена и по-разному относятся к колонистам и друг к другу. И посреди всего этого — наш герой (или героиня) в роли нейтрального дипломата Торгового содружества, посланника нового губернатора острова (нашего кузена).

Господа, вы звери!

То есть, как вы понимаете, это идеальная позиция для отыгрыша. Изначально вы нейтральны, перед вами все (ну, почти все) двери открыты, со всеми можно общаться, вы вольны решать, как именно и что делать в конкретных ситуациях. Именно поэтому у персонажа отдельно высчитывается репутация для каждой фракции.

GreedFall обзор игры


Тут же авторы показывают, что в этом мире нет однозначно хороших и плохих — у всех своя правда и у всех рыльце в пушку. Вот, скажем, нас просят расследовать дело о похищении юнги с корабля. В процессе выясняется, что похитил его собственный отец — в своё время он фактически продал дитя в рабство по некоему соглашению между нашим Торговым содружеством и фракцией местных моряков. А теперь он и его жена заскучали по сыну и заперли его на складе, как заключённого, — юноша ведь толком не знает родителей и не в восторге от происходящего, он хочет обратно, на корабль, в свою семью. Уже за один этот квест сценаристам хочется аплодировать. Тем более что разрешить ситуацию можно разными способами — убить отца, договориться или вообще оставить всё как есть.

Нелинейность для галочки?

Другое дело, что в дальнейшем, когда мы приплываем на остров, концентрация подобных ситуаций снижается. Они случаются, но оказываются размазаны по просторам большого мира, где много городов, поселений, лесов, полей и рек, но квесты чаще всего имеют один финал. Зато к нему всегда можно прийти разными путями — использовав харизму или интуицию, запугав, подкупив или дав слово напарнику. Во многих случаях есть выбор: идти напролом и драться, ухудшив репутацию у той или иной фракции, или действовать скрытно, переодеться в костюм этой группировки? А можно и вовсе подсыпать снотворного и всех усыпить.

Да, нелинейность тут во многом показная и примитивная. Если дверь закрыта, а ваш навык взлома слишком мал, рядом обязательно есть слабенькая стена, которую можно взорвать при наличии других навыков. Или в соседней комнате найдётся ключ. Если в механизме, открывающем дверь, не хватает детали, то в паре метров лежит сундук с её чертежом. А чуть подальше торговец продаёт деталь за небольшие деньги.

Стоит прокачать хоть немного харизму да надеть почти что халявный плащ, дающий бонус к ней, и уже с самого начала игры практически все сложные ситуации получится разрешать именно силой слова — шанс успеха почти всегда на уровне 75—100 %. А хотелось бы, чтобы механика использования разговорных навыков была более сложной и интересной.

GreedFall обзор игры

В каждом городе у героя есть своя резиденция, где можно хранить вещи и сразу выходить на глобальную карту.

Спешу друзьям на помощь

С другой стороны, чего брюзжать? Понятно, что Spiders — это не BioWare в её лучшие годы. Но студия снова очень старается. И делает это лучше, чем раньше. Тут главное, что в GreedFall много интересных, больших квестов, которые можно решать разными способами, иногда даже получая разные финалы.

Мы защищаем торговцев от рэкета, устраиваем переговоры между туземцами и колонистами, а потом между разными племенами, обыскиваем дома инквизиторов, помогаем аборигенам вернуть своих соплеменников из плена, занимаемся контрабандой и чёрт знает чем ещё.

Особенно удались персональные поручения напарников — GreedFall ведь партийная RPG. Покрытый татуировками капитан корабля; наш наставник и учитель боевых искусств из Стражи; священник из Телемы, возомнивший себя серым кардиналом; дочка королевы одного из местных племён; учёная из Мостового союза — у каждого есть своя интересная история, которая никогда не ограничивается простым поручением.

Например, с Куртом, наставником, желающим расследовать гибель одного из своих рекрутов, нам вообще пришлось пойти против порочной системы, действующей в рядах Стражи. А выполнять все эти персональные поручения нужно — напарник, ставший другом, даёт бонус к какому-нибудь таланту вроде интуиции, харизмы, ловкости и так далее.

Таланты и возможности

Это особенно важно, так как очки талантов в GreedFall выдают по очень большим праздникам. Чаще приходится полагаться на помощь напарников или на экипировку, дающую бонусы к талантам. Или же на верстаке добавлять в оружие или броню соответствующие апгрейды.

GreedFall обзор игры

Из всех зелий, что привязаны к горячим клавишам, по-настоящему нужно только зелье здоровья.

Также есть характеристики (сила, ловкость, выносливость и другие), влияющие в том числе на возможность что-то на себя надеть или использовать пистолеты/ружья/шпаги/двуручные клинки/длинные мечи или магические кольца. Плюс система навыков, с помощью которых можно улучшать своё мастерство во владении тем или иным видом оружия, а также открывать новые боевые способности вроде метания бомб или продвинутого уклонения.

Базовых классов при этом три — условные воин, стрелок и маг. Но мы вольны свободно развивать персонажа. Главное — это как раз учитывать характеристики, которые определят, каким оружием вы сможете пользоваться. В целом ролевая система не выдающаяся, но и не самая простая. Нормальная, я бы так сказал.

Мир как декорация. Но красивая

Примерно то же можно сказать и про большой мир. Он, безусловно, далеко не самый живой и открытый. Здесь много «копипаста» (особенно в городах) и даже за пределами поселений, среди живописных лесов и лугов, полно коридоров и невидимых стен, за которыми начинается выход на глобальную карту. Монстры и бандиты, попадающиеся во время исследования территории, намертво привязаны к одной точке и просто стоят (или спят) и ждут, когда мы окажемся в зоне действия. Вышли из неё — и они тут же возвращаются.

Понятно, что Spiders, пожалуй, впервые показала в своей игре такие масштабы, но ресурсов на полноценную реализацию именно живого мира по большому счёту не было. Однако и говорить о том, что изучать этот мир совсем уж скучно, нельзя. Там можно найти ещё один сундук или алтарь с бонусным очком умений, наткнуться на тело путешественника, а рядом подобрать записку с указанием, где спрятано сокровище. Или набрести на доску с контрактами на убийство кого-нибудь. В общем, остров создаёт нужную иллюзию масштаба и атмосферу приключений — и с ним, даже с таким, лучше, чем без него.

Бей первым, Фредди. А лучше — стреляй!

Главная моя претензия к GreedFall, как и к прошлым играм Spiders, связана с балансом. В сражениях даже на уровне сложности Hard я редко получал от игры внятное сопротивление. Нет, сильные враги, конечно, попадаются, особенно боссы и на более поздних этапах, но воспринимаются они скорее как исключение из правила.

А всё потому, что тут присутствует явный перекос в сторону огнестрельного оружия. Мало того что выстрелы сносят много здоровья, так они ещё и отбрасывают врага на землю. И так можно быстро перестрелять даже толпу сильных противников. Да, патроны имеют свойство заканчиваться, поэтому упавших лучше добивать мечами. Но и с боеприпасами редко испытываешь проблемы — в огромном количестве всяких ящиков и сундуков найдутся и зелья, и патроны, и деньги.

В итоге дошло до того, что девать финансы мне было уже некуда. Ничего, кроме патронов, я не покупал, потому что крутое оружие и броню всегда можно или найти, или получить в награду — например, за то, что вы стали дружны с какой-нибудь фракцией. Единственное, что действительно имеет значение (ну, помимо поиска патронов), — это крафт улучшений для экипировки. Ресурсов для этого опять же почти всегда в избытке.

Всё это тем более обидно, что сама по себе боевая система в GreedFall неплоха. Уклонения, пинки, необходимость сначала с помощью тяжёлого оружия снести броню, а потом уже бить основным, возможность копить ярость и проводить особенно мощные удары — и всё это с активной паузой и убедительной хореографией. Но вот этот перекос в сторону «огнестрела»… Шутка ли — я вообще ни разу не пользовался паузой. Ни разу. На «харде». Выводы о балансе делайте сами.

Конечно, можно написать очевидное — в Spiders опять очень старались, но у них снова не всё получилось. Потому что почти на каждый плюс в GreedFall найдётся свой минус, все механики реализованы с тем или иным упущением или упрощением. Но при этом перед нами действительно большая, симпатичная и достаточно разнообразная RPG с интригующим сюжетом и кучей интересных квестов и событий.

И в конце концов, играя, я не раз ловил себя на мысли о том, что всё это похоже на Dragon Age (особенно на «Инквизицию») — недотягивает, понятно, до того же уровня, но тем не менее. И вот вдумайтесь: если сегодня, когда таких игр почти не делают, мы получаем классическую и пытающуюся быть нелинейной RPG в духе Dragon Age, то нужно ли её гнобить за недочёты и бюджетность, или лучше всё же дать ей шанс, расслабиться и просто играть? Ответ, мне кажется, напрашивается. Только играть лучше сразу на высоком уровне сложности.

Плюсы: интригующий сюжет; масса интересных квестов, которые можно выполнять разными способами; харизматичные напарники со своими проблемами; работающая система репутации; неплохая ролевая система; полезный крафт; большой и красивый мир.

Минусы: дисбаланс в сражениях; нелинейность в квестах зачастую реализована слишком примитивно и очевидно; мир слишком статичен; слабая лицевая анимация; деньги тратить не на что, кроме патронов; музыка слишком пафосная и навязчивая.

Читайте также: