The last of us обзор

Обновлено: 01.07.2024

Но ирония в том, что студия Naughty Dog, методично и с маниакальным упорством забирая надежду у своих героев, дарит ее игрокам и заодно всей индустрии в целом. Надежду, что после The Last of Us видеоигры станут совсем другими.

Размышляя над феноменом The Last of Us, неизменно наталкиваешься на мысль, что это не просто игра в привычном понимании. Это история, произведение, путешествие, полотно или гимн — но только не очередная «видеоигра». Поэтому и рассуждать о ней хочется не игровыми категориями вроде «игрового процесса» или «геймдизайна», а в совершенно другой парадигме: драматургии, кинематографа, этики, культуры. Впрочем, это не значит, что как игра, как совокупность механик, технологий и методов вовлечения, The Last of Us не представляет интереса. Все ровным счетом наоборот.

Это одно из самых продуманных, увлекательных, оригинальных и выверенных произведений цифрового искусства за все время существования индустрии.

В The Last of Us вас ждет путь, полный приключений, приобретений и потерь, безвыходных ситуаций и редких моментов покоя и гармонии. Истрия в том, что весь мир оказался завоеван спорами кордицепса однобокого, который внезапно научился поражать не только насекомых, но и людей.

Большая часть цивилизации погибла за считанные дни, люди обратились в отвратительных созданий. Первая стадия — «бегуны», агрессивные «люди», в которых гриб просидел более 24 часов и захватил мозг. После пары дней наступает вторая стадия — «кликеры», которые из-за проросшего из черепа гриба ориентируются исключительно на слух. Во что мутируют люди после месячного ношения вируса — узнаете сами.

Будьте готовы к тому, что повествовательная колея позволит вам взять контроль над несколькими героями, но центральным всегда останутся двое. Джоэл, крепкий мужчина за сорок, трагически потерявший дочь в первые часы распространения инфекции и уже второй десяток лет выживающий как приходится: грабежами, контрабандой, вымогательством. В какой-то момент он и его «партнер по бизнесу», женщина по имени Тесс, отправляются разобраться с предавшим их поставщиком — и в итоге у них в руках оказывается второй герой — четырнадцатилетняя девочка Элли, сирота, родившаяся после эпидемии и не видевшая мира до нее. Нехотя, они соглашаются доставить Элли к секретной базе «Светлячков» — оппозиционной группировки, которая отказалась от убежища в карантинных зонах и решила выживать самостоятельно. Для Джоэла, Элли и Тесс это становится началом приключения, которое займет больше года.

Как и любое продуманное произведение, The Last of Us затрагивает сразу несколько тем, поднимает множество вопросов. Это игра не о том, как доставить «груз» из пункта А в пункт Б, по пути вырезав половину и так немногочисленного населения США в целях мести или чего-то там еще. Это история про поиск человечности в нечеловеческих условиях. Про взаимоотношения отца и дочери, или, если смотреть шире, про связь поколений (в этом аспекте игра часто перекликается с другим знаковым произведением — BioShock Infinite).

Джоэл все время старается дистанцироваться от Элли, но постепенно уделяет ей все больше времени и внимания, проявляет больше сострадания — или тоuj, что от него осталось. В какой-то момент он срывается и злобно шепчет: «Ты не моя дочь, а я уж точно никакой тебе не отец». Иногда Элли, веселый и энергичный ребенок, уходит в себя и не реагирует на команды Джоэла (это, кстати, найдет отражение даже в игровом процессе). Но в итоге, Элли становится нужна Джоэлу не меньше, чем Джоэл — самой Элли.

Элли для Джоэла — попытка искупить грехи, возможность примириться с прошлым. Джоэл для Элли — шанс впервые в жизни оказаться нужной и заполучить хоть чуточку детства, которого у нее никогда не было.

Два сломанных человека — один без семьи и смысла жизни, другая — без родителей и близких — находят надежду и утешение друг в друге, живя в мире, где люди убивают людей, чтобы съесть, а последние очаги цивилизации рушатся под напором инфицированных.

По пути им встретятся множество персонажей: помимо отчаянно цепляющейся за угасающую надежду Тесс, будет и озлобленный на мир отщепенец Билл, и два брата, очень похожих на самих главных героев, и, собственно, брат Джоэла Томми, который нашел себе невесту и пытается вернуть прошлую жизнь. У всех разные истории, мотивации и страхи, но каждый — своего рода испытание для Джоэла и Элли, в результате которого взгляд на мир становится чуточку другим, а прежние убеждения рушатся.

Из написанного выше может сложиться впечатление, что The Last of Us будет пестрить слезливыми фразами, недомолвками, нелогичными поступками, ненужным геройством и неоправданно театральными сюжетными поворотами, а все сцены насилия будут неумело сглаживаться резкой сменой ракурсов. Но это не так. The Last of Us — невероятно жесткая, приземленная. Гораздо больше, чем Gears of War или GTA.

Если ты попался особо инфицированному — тот буквально разорвет твое лицо на части. Если ты стреляешь в упор в бандита, у того вываливаются наружу внутренности. Если ты душишь врага, который минуту назад был тебе другом, ты видишь его выпученные, налитые кровью, полные ужаса глаза. Naughty Dog не стушевались и даже включили эпизод, в котором напуганная Элли в состоянии аффекта кроит череп насильнику.

И еще одно очень важное качество — игра на удивление логична. Вы никогда не пойдете в темный неосвещенный коридор, если рядом есть светлый и на вид спокойный. Вы никогда не откажетесь от безопасной машины или лошади, чтобы «срезать путь» через блокированную автостраду или канализацию с инфицированными. Иногда, конечно, игра сама ставит вас в крайне затруднительное положение — но в то, что именно так все должно произойти, веришь. Поэтому и игра заканчивается так, как заканчивается. Без пафоса, недомолвок или нелепых сюжетных поворотов. Самые яркие истории — всегда самые простые. В конце концов, это игра о людях.

Naughty Dog приписывают The Last of Us к жанру survival action. Это не шутер, как Doom, это не приключения, как Tomb Raider, это не ужасы, как Resident Evil. Это все вместе — и что-то неуловимо новое, чего мы еще не видели и не испытывали. Это работа колоссальных масштабов и невероятной проработки, в которой, тем не менее, всегда знали меру.

Игра скупа на эффекты и предпочитает тихо намекнуть игроку, нежели орать ему в ухо. Первое, что стоит уяснить человеку, запустившему The Last of Us — она очень требовательна. Не только в плане сложности управления и постоянной концентрации внимания. Чтобы прочувствовать воссозданный до мелочей мир, нужно его добровольно исследовать: смотреть на вывески и слушать замечания Элли, собирать записки, слушать диктофоны, ходить и разглядывать. Вокруг не осталось практически никого, кто бы смог рассказать историю — поэтому ее рассказывает сам мир. Главное — желание и терпение.

Исследование также несет в себе практическую пользу — ты ищешь припасы, патроны, оружие, инструменты, детали, медицинские препараты. Все, что пригодится для выживания. А если учесть, что припасы придется собирать по крохам, то это становится критическим для дальнейшего продвижения пунктом. Если нашел почти допитую бутылку алкоголя, это не значит, что ты сразу же можешь сделать себе аптечку. Найди хотя бы еще три-четыре бутылки — и тогда, через час или два игры, будет тебе аптечка. Если, конечно, внезапно не понадобится сделать коктейль Молотова. Игрок постоянно находится в состоянии мучительного выбора, он никогда не будет чувствовать себя комфортно и слишком уверенно.

Ресурсов, как и патронов, в The Last of Us очень мало. Первые пять-шесть часов радуешься полусломанной заточке и двум пулям в барабане револьвера. Ближе к концу счастьем считается баллон для огнемета, немного дымовых бомб и аптечка. И все это может быть потеряно за минуту, когда впереди послышится рев зараженных.

The Last of Us жонглирует десятками разнообразных ситуаций и локаций: затонувшее железнодорожное депо, запутанная полуразрушенная гостиница, заставленный заржавевшими машинами школьный двор, заросшая вирусным грибом канализация, лачуга в заснеженных горах. Игра позволяя человеку по ту сторону экрана решать, как нужно действовать. Первое желание — сделать все тихо и незаметно. Элементы скрытного прохождения в The Last of Us играют важную роль, и при этом сделаны крайне продуманно. Практически любая стычка происходит на больших открытых (или, напротив, крайне запутанных и закрытых) пространствах, оставляя место для маневра и вариативности прохождения. Люди в основном вооружены, видят и слышат отлично, не стоят на месте и постоянно общаются, поэтому в большинстве случаев прохождение «по стэлсу» оборачивается пальбой со всех сторон, бешеному спринту от одного укрытия к другому и метанием кирпичей.

Как только игрок решает достать из кобуры огнестрел, правила резко меняются. Темп игры ускоряется: Джоэл начинает двигаться быстрее, наносить удары поувесистее и выкрикивать команды Элли. В зависимости от вашей подготовки, смекалки и реакции, перестрелка может длиться от 30 секунд до 20 минут (проверено!) — и это при том, что практически любой человек умирает после одного-двух попаданий.

С инфицированными совершенно другая история. Теперь испытанию подвергаются именно навыки скрытности. Битва превращается в головоломку, где одна ошибка может стоить жизни — кликеры убивают Джоэла с одного укуса. Любой выстрел или взрывное устройство мгновенно привлекут всех вокруг, а припасов на оружие ближнего боя постоянно не хватает — да и топора или палки под рукой может не оказаться.

Сложности добавляет то, что «бегуны», «кликеры» и другие виды зараженных чаще всего ходят группами, а к каждому применимы свои методы выслеживания и расправы. «Бегуны» отлично видят, слышат и реагируют на свет фонарика, в то время как «кликеры» практически вас не видят, но могут услышать случайно опрокинутую бутылку.

В итоге, каждая встреча с зараженными оборачивается не одной смертью, растратой множества припасов и миллионов нервных клеток, но затем — эйфорией, когда удается выбраться живым.

Не стоит думать, что всю работу приходится выполнять Джоэлу. Элли, управляемая очень смышленым ИИ, сначала приносит припасы и предупреждает о местоположении врага, потом обзаводится пистолетом и самостоятельно вступает в бой. За время прохождения я не раз выходил из потасовки живым только благодаря метко брошенному Элли кирпичу или тому, что она всаживала свой маленький карманный нож в горло схватившего меня «кликера».

Вся прелесть игрового процесса в целом — и боевой системы в частности — в том, что Naughty Dog выстроили невероятно деликатный баланс между силой и слабостью, между уверенностью и уязвимостью. Сейчас ты охотник, а спустя секунду — растерянная жертва с одним патроном в кармане. Ты понимаешь, что можешь убить практически всех, если все сделаешь правильно — но в то же самое время, и тебя может убить абсолютно любой враг, от обычного бандюгана с голыми кулаками до еле волочащего ноги монстра.

Но главное достоинство The Last of Us не в том, что это невероятно красивая, продуманная, увлекательная и в меру сложная игра. Главное — что средства технические используются для результата идеологического и художественного.

Naughty Dog не делают игры, как Nintendo, Valve или Blizzard. Они рассказывают истории в игровой форме. И если раньше баланс не всегда удавалось соблюсти, то теперь разработчики освоили в совершенстве не только художественный язык, но и игровой. Получилась невероятно яркая и личная история, которая требует полной отдачи и эмоционального вовлечения.

The Last of Us — кульминация развития видеоигр на текущем этапе. Тот редкий случай, когда ты говоришь не «прошел игру», а «пережил все, что в игре». Бескомпромиссное высказывание невероятной силы, созданное невероятно талантливыми людьми. Эмоции, бережно собранные практически всеми возможными на данный момент выразительными средствами. Такого мы не увидим еще очень долго. И, тем не менее, надежда есть всегда.

The Last of Us. Одна из самых высокооцененных игр. Является, наверное, одним из самых главных эксклюзивов компании Sony. Много наград, высокие оценки критиков. Заслуги этой игры можно перечислять очень долго. Но мне хочется написать о впечатлениях с точки зрении человека, игравшего долгое время на ПК. Который, спустя столько лет, смог поиграть в это «произведение искусства». Запретный плот всегда сладок и тем сильнее было желание сыграть в данный продукт.


Сюжет

Начну пожалуй с сюжета, ведь это действительно лучшая сторона игры. Понятное дело, что большинство людей уже давно прошли ее и знают события происходящие в игре. Но есть люди как я, которые поиграли в нее недавно, а может только собираются. Главный герой игры Джоэл — человек, который занимается контрабандой в мире апокалипсиса. Второй главный герой игры, за которого нам дадут немного поиграть — это Элли, девочка с иммунитетом к страшному вирусу. И вот нашему контрабандисту дают задание доставить девочку к группе ученых, на что он не сразу, но соглашается. Обстоятельства вынуждают его пройти этот нелегкий путь.

Тут и начинается главное повествование игры, нам предстоит преодолеть большое расстояние, до точки назначения. Мир постапокалипсиса жесток: бандиты, мародеры, военные, все хотят вас убить. Еще одна проблема — это «Щелкуны», они довольно опасны и с ними тоже, придется бороться. Знаю, есть разные споры на эту тему, но будем считать, что это местный вид зомби. Поодиночке особой угрозы не представляют, а вот несколько особей, легко вас разорвут на куски.



Сюжет, как я уже писал выше, самая сильная сторона игры. Очень интересно наблюдать за героями повествования, за развитием их отношений. На мой взгляд, Джоэл очень быстро привык и смягчился в отношении Элли. Я понимаю, кого она ему напомнила, но как то очень быстро он из сурового контрабандиста превратился в заботливого опекуна. Интересно было слушать их разговоры, так как потом при прохождении «God of War 4» был некий резонанс, «Элли посмотри, нет ли здесь чего интересного, да Джоэл, конечно» и «Атрей заткнись», хотя и Джоэл и Кратос довольно суровые дядьки.



Несколько интересных историй, которые вплетены в основную сюжетную линию. Второстепенные персонажи, каждый со своей нелегкой судьбой. Есть очень сильные эмоциональные моменты. И в принципе придраться особо больше не к чему.

Геймплей

Вот тут, у меня есть несколько вопросов «зачем?». Это классное линейное приключение и все с этим согласны. Тогда возникает вопрос: «зачем в этой игре крафт?». Сам спросил, сам и отвечу — чтобы растянуть геймплей и все. Никакого плюса в атмосферу игры и интереса данная механика не предоставляет. Если бы все эти предметы можно было просто находить, никто не разочаровался бы. А так, нас заставляют делать отмычки, потом открывать двери, собирать ресурсы и делать несколько «плюшек» и еще больше отмычек. Зачем?


Прокачка персонажа. Ну конечно, куда без нее в линейной, коридорной, шутерной игре. Очень важный элемент, который заставит вас побегать по локации. Что потерял бы наш герой, будь он обычным мужиком без таблеток увеличивающих здоровье? Есть игры подобного типа, где нет этих элементов растягивания игры и это прекрасно. Мне на ум пришло «Metro», первая или вторая без разницы. Линейное приключение, что-то находишь по пути, что-то у торговцев покупаешь и нормально. И только в третьей части серии, где появились очень большие локации, они добавили крафт предметов и прокачку оружия, а не персонажа. Исследовать локации было бы интересно и без этих механик. Ради лута, а так же записок, раскрывающих этот мир. Поэтому, зачем?



Еще один момент, в котором я сомневаюсь или возможно даже заблуждаюсь, это попытка реализма в игре. Не уверен, но многие моменты игры, в том числе повествование, делают события в этом мире, как бы реалистичными. И на протяжении всего сюжета им это удавалось, все было довольно логично. Но в конце, мы должны убить очень много военных. Контрабанда дело опасное и меняет человека, который давно этим занимается, но он не становиться супер-солдатом. Можно было лучше обыграть момент, просто чуть меньше противников и все, даже придумывать ничего не нужно. Есть одна уловка — это обойти всех противников. Это работает как в этом моменте, так и во всей игре, беги к концу локации и ты прошел. Но это тоже минус и по сути «полом механики». В итоге, зачем?


На основании всех «зачем», было бы гораздо меньше претензий, к геймплею в целом если бы этих механик не было. И это я молчу, про десяток моментов с преставлением лесенки, переходом по доске, переместить Элли на поддоне через воду. Как шутер игра конечно работает, плюс элементы стелса и немного ближнего боя, все это неплохо. Ничего инновационного, но и ничего такого к чему можно придраться.

В целом впечатления от игры, конечно, положительные. Мне нравится, когда есть хороший сюжет. Только вот, для того чтобы, увидеть этот сюжет, нужно пройти игру, в которой геймплейная часть, оставляет желать лучшего. И когда тебе становиться скучно убивать болванчиков, и повторять одни и те же механики, то крутые сюжетные моменты и драма ситуации не исправят.

Я удивлен оценкам критиков, ведь это игра, не книга или кино (хотя в кино, сюжет тоже не всегда на первом месте). И оценивать продукт нужно как игру, учитывать все факторы: сюжет, геймплей, проработку мира игры, графику. Нельзя ограничиваться чем-то одним. Любую вещь выбирают на основании нескольких факторов, а тут, сюжет впечатлил, значит «Игра года», неправильно это.


И на основании всего перечисленного, данный продукт, выглядит не так уж хорошо. Сюжет цепляет, геймплей растянут и обычен, постановка моментов порой выглядит смешно. Какой уж тут шедевр, максимум неплохая игра.

Доброго времени суток дорогие друзья, я думаю, что многие из вас заметили такую особенность: тема постапокалипсиса сейчас широко применяется в массовой культуре, как способ показать все прогнившее нутро человечества даже в самых, казалось бы, жутких условиях. У кого-то это получается сделать на уровне, у кого-то не очень.

Сегодня я решил разобрать эксклюзив для консолей «Playstation», разработанный небезызвестной студией «Naughty Dog», под названием «The Last Of Us».


Сюжетная канва такова: действие разворачивается после глобальной катастрофы — пандемии, вызванной мутировавшим грибом кордицепс. Согласно сюжету игры, кордицепс, попадающий в человеческий организм через вдыхание спор гриба, кровь или слюну зараженного, вызывает необратимые изменения в человеческом организме, заставляя жертву потерять разум и превращая её в некое подобие зомби. Пандемия привела к падению цивилизации, гибели большей части населения США и всей Земли; часть выживших проживает в изолированных карантинных зонах, охраняемых военными. Города за пределами карантинных зон превратились в опасные руины, населённые безумными зараженными, бандитами и каннибалами. Террористическая организация «Цикады» пытается поднять население карантинных зон на восстания против военных, а также не оставляет попыток разработать вакцину против инфекции. Они нанимают контрабандиста Джоэла, чтобы он сопроводил девочку Элли, у которой иммунитет к вирусу, к условной точке, девочка нужна «Цикадам» для синтезирования той самой вакцины – «Цикады» верят, что ее иммунитет и есть ключ к спасению. С этого момента и начинается долгое приключение. Это все, что необходимо знать о сюжете данной игры. С виду он прост и даже немного клиширован (иммунитет, все дела), но это лишь вершина айсберга.

Игровой процесс представляет собой action-adventure от третьего лица, с элементами крафта и прокачки персонажа. Он несколько спокойнее, нежели игровой процесс «Uncharted» — другой популярной серии от разработчиков, оно и понятно, ведь в нашем распоряжении не молодой и прыткий авантюрист с жаждой наживы, а побитый жизнью мужчина, чьей силы духа едва хватает на то, чтобы не упасть под грузом прошлого.

Я не буду заострять внимание на типах врагов, скажу лишь только, что существует четыре вида: Люди, обезумевшие зараженные, набегающие толпой, щелкуны, которых лучше убивать скрытно, т.к они реагируют на шум и представляют большую опасность, если они доберутся до вас, то это сразу означает смерть. Последний вид – огромные существа, кидающие в вас грибковые споры и так же убивающие с одного удара, благо встречаются они крайне редко.

Драматургия в игре действительно поражает, чтобы ощутить разницу, необходимо будет провести небольшой анализ, сравнив «The Last Of Us» с предыдущем творением студии – серией «Uncharted» (сравнить в плане подхода к понятию «приключения» и его реализации, а не игрового процесса, ибо схожих черт он практически не имеет), уже упомянутую мной выше.


По своей сути — и серия «Uncharted» и «The Last Of Us» являются приключенческими играми, но вот только подход к выстраиванию геймплейной и повествовательной частей у них совершенно разный. «Uncharted» — это голливудское приключение со взрывами, кинематографичностью, никогда не унывающими героями, отпускающими шутки даже в самых опасных ситуациях, положа руку на сердце, осмелюсь сказать, что в приключениях Нейтана Дрейка сюжет используется лишь как подспорье для зрелищных сцен (за исключением четвертой части, о которой речь пойдет в следующий раз), призванных удивить игрока своей масштабностью и динамикой, но это ни разу не означает, что данная серия плоха.


В «The Last Of Us» все немного иначе — здесь на передний план выкатывается личная драма героев, усугубленная пугающей атмосферой окружающей безысходности, постоянного напряжения и страха за собственную жизнь, несмотря на то, что трагедия, произошедшая в мире игры поистине масштабна – история здесь камерная и сфокусирована в первую очередь на человеческих взаимоотношениях, в частности на химии между Джоэлом и Элли, крепчающей все сильнее по мере повествования игры. Разработчики не раз говорили о том, что одним из источников вдохновения для них стал фильм «Дорога», являющийся экранизацией одноименной книги Кормака Маккарти и это заметно, советую всем ознакомиться, в свободное время.


Погружение в мир игры осуществляется так же, за счет мельчайших деталей, встречающихся на локациях, некоторые из которых довольно-таки обширны, по меркам линейного продукта. Местность открыта для исследования: можно зайти в каждый дом, закоулок, здание, открыть секретные двери, в которых помимо патронов, всяческих деталей для прокачки и крафта, можно найти письма, аудиозаписи и дневники, рассказывающие собственные, трагичные и интересные истории. Казалось бы – типичный прием в реалиях современной игровой индустрии, но подход кропотливый, помогающий ощутить ту тревогу и неведение, охватившее авторов этих самых заметок. В их содержание я углубляться не буду, так как не хочется спойлерить даже малую долю того, что ожидает вас в игре.


Однако, самый главный элемент, позволяющий почувствовать удивление от простых, знакомых нам с вами вещей — девочка Элли. Да, да, именно наша маленькая спутница. Родившаяся во время апокалипсиса, она поражается простым вещам, которым мы, в повседневной жизни, не уделяем должного внимания, по причине того, что они для нас являются обыденными. Ее поражает красота леса, она расстраивается, когда видит неработающий автомат с видеоиграми, потому что давно мечтала сыграть в них (эта тема очень интересным приемом раскрывается в дополнительном сценарии «Left Behind»), но самое главное, что в антураже игры она формирует собственную систему ценностей, отличную от нашей, в одной из сцен она говорит: «Это правда все, что их волновало? Парни, кино, какую бы лучше маечку надеть, так странно». Через эти детали ты осознаешь, что окружающая действительность сама формирует твои взгляды и ориентиры.

Подводя черту, следует сказать, что «The Last Of Us» действительно стоящая игра и попробовать ее стоит самому, дабы ощутить весь букет эмоций, который она способна преподнести.

Если затронуть степень влияния таких игр на индустрию, то можно заявить, что такие произведения двигают ее вперед, рассказывая серьезные истории, несущие в себе определенный смысл. Побольше бы таких.

The Last of Us: Part 2

Именно история — главное, что есть в The Last of Us: Part 2. Только ради нее студия Naughty Dog взялась за вторую часть — она посчитала, что продолжить «Одни из нас», еще больше раскрыть знакомых персонажей было крайне важно. При этом продолжение не просто так называется Part 2 — это и впрямь вторая часть той же самой истории. Воспринимать новую игру без предыдущей невозможно: мотивация героев, их отношения друг с другом, то, как они между собой общаются, и то, как они друг на друга смотрят, — все это результат того, что произошло в The Last of Us.

Кроме того, The Last of Us: Part 2 с самого начала спойлерит финал первой игры и в дальнейшем полагается на то, что вы с сюжетом оригинала знакомы. Если же не знакомы, то сейчас самое время познакомиться — дальше будут спойлеры к финалу предыдущей игры.

С того дня, как Джоэл помешал Цикадам умертвить Элли ради вакцины от кордицепса, прошло четыре года. Девушке, которая, похоже, единственная в мире обладает иммунитетом к инфекции, превращающей людей в жутких тварей, уже 19 лет — она стала сильнее, выносливее… и куда холоднее к Джоэлу, человеку, который заменил ей отца. Бывший контрабандист же лишь сильнее помрачнел и, кажется, смирился с таким отношением к себе — ведь главное, что Элли жива.

За те четыре года между ними произошло многое, в том числе и ссоры. Одна из них случилась незадолго до начала второй части — как раз после того поцелуя Элли и Дины, который показали в одном из трейлеров.

Как бы ни складывались отношения Элли и Джоэла, в целом жизнь у них стала проще и безопаснее. Вместе с Томми, братом Джоэла, они осели в Джексоне, небольшом поселении, окруженном высокими стенами. Мирный народ, садоводство, вечеринки и все такое — обычная такая община в постапокалиптическом мире. О кордицепсе напоминает только тот факт, что жители Джексона вынуждены часто патрулировать окрестности и зачищать их от зараженных.

Тем не менее кое-что обрисовать в общих чертах можно — без имен и деталей. Если же вы боитесь даже легких спойлеров, пропустите следующие три абзаца.

Легкие спойлеры к The Last of Us: Part 2

Элли отправляется в Сиэтл мстить за гибель близкого человека. И дело даже не в том, что это за человек, а в том как разработчики подают его смерть — с невероятной, запредельной жестокостью. Так, что и у вас как игрока не остается никаких сомнений — эти твари должны поплатиться за то, что сделали.

В Сиэтле героиня оказывается в самый разгар ожесточенного противостояния между двумя группировками — «Волками» (отчасти — бывшие военные, дисциплинированные и с массой оружия) и «Шрамами» (фанатики и сектанты, которые в знак верности своему лидеру режут себе лица). Поначалу Элли узнает об этих фракциях из многочисленных записок, раскиданных по уровнях, затем — видит последствия их сражений. После этого она и с теми, и с другими «познакомится» лично, но вплоть до середины The Last of Us: Part 2 вся эта ветка с двумя группировками будет казаться лишней и надуманной.

Naughty Dog, впрочем, не была бы собой, если бы использовала эти фракции только для того, чтобы сделать противников-людей разнообразнее. Нет, разработчики ловко вписали их в сюжет и грамотно использовали, чтобы сделать рассказанную историю еще глубже, еще правдоподобнее и понятнее. И куда более жестокой.

Конец легких спойлеров к The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2 — великолепно написанная, гениально поданная и насыщенная событиями история. В ней хватает и неожиданных сюжетных моментов, хотя акцент Naughty Dog все-таки делает на том, как и в каком порядке (что тоже очень важно) показываются ключевые события второй части. Скорее всего, о большинстве главных сюжетных поворотов вы догадаетесь заранее, но легче от этого не станет — продолжение The Last of Us намерено удивлять в первую очередь эффектной постановкой, вниманием к деталям и персонажами с редким для видеоигр уровнем проработки.

Работа с героями в The Last of Us: Part 2 и впрямь достойна хороших книг. Инфекция и катастрофа вообще отошли на второй план — с условиями новой жизни в мире игры все давно смирились и принимают зараженных как должное. На первом плане — люди, у которых после поступка Джоэла, судя по всему, не осталось надежды на спасение. Вот они и пустились во все тяжкие — за мир уже бороться бессмысленно, он давно погиб, поэтому они просто грызутся между собой.

И вот здесь возникает главная, на мой взгляд, проблема The Last of Us: Part 2 — ее история слишком ярко написана, а к персонажам очень просто привязаться — даже к тем, которые на первый взгляд кажутся кончеными ублюдками. А к тем, кто до этого казался чуть ли не единственными борцами за правду, со временем начинаешь относиться совсем по-другому — пусть и не без сожаления. Потому что у всех своя правда — в том числе и у тех, кто причиняет другим боль.

Почему я считаю это проблемой? Потому что The Last of Us: Part 2 — интерактивное произведение, где ты сам участвуешь во всех событиях, сам жмешь на кнопки в моменты, когда кому-то нужно перерезать горло, и сам творишь всю ту жестокость, которой эта игра преисполнена. Не выйдет, как при просмотре фильмов Балабанова или прочтении «Преступления и наказания», отстраниться от происходящего. Если главной героине нужно найти и убить человека — значит, это тебе предстоит найти и убить его. Ну… или помочь персонажу сделать это — от того, что в игре ты — участник событий, не наблюдатель, никак не избавиться. А что, если человек, которого надо убить (или который погибает по твоей вине) — это беременная женщина? Что, если у этого человека есть друзья, которые затем придут за тобой? Что, если у него есть пес, с которым он незадолго до твоего прихода играл в мяч и которого ты жестоко пырнул заточкой в горло?

Прежде видеоигры редко такие вопросы задавали. Продолжение The Last of Us их не только задает, но и отвечает на них. Все будет плохо — у тебя, у беременной женщины, у ее пса. У всех.

The Last of Us: Part 2 знакомит тебя чуть ли не с самыми «живыми» персонажами в играх, «привязывает» к ним — после чего заставляет их руками совершать ужасные поступки. И нет, это не плохо подобранный глагол — она именно заставляет, если ты продолжаешь играть. Не раз я отказывался нажимать на кнопки в ходе ключевых сюжетных QTE, и это приводило к экрану загрузки.

Страдание, боль, безысходность, грусть и лишения — вот о чем история The Last of Us: Part 2. В ней есть и крайне редкие светлые моменты, когда персонажи хоть чему-то радуются, но и они сделаны лишь для того, чтобы усилить эффект невероятной жести, которая уже произошла до этого или еще произойдет. Всякий раз, когда тебе кажется, что жизнь героев налаживается (например, появляется персонаж, которого ты считал погибшим), авторы тут же уничтожают любые надежды, сжигают их дотла и делают ситуацию еще хуже. Странно говорить такое про столь потрясающую с точки зрения геймплея игру, но такая драматургия, насколько бы талантливой она ни была, — перебор.

Есть у сюжета The Last of Us: Part 2 еще одна, куда более простая проблема — очевидно, что Naughty Dog с огромным трудом далась концовка. Финал занимает часа три или четыре (!) — и все из-за того, что разработчики не смогли вовремя остановиться. В конце второй The Last of Us есть действительно хорошие и добрые (насколько это слово вообще применимо к происходящему) моменты, но ни один из них не заканчивает игру. Ее заканчивает эпизод, который оставляет у вас внутри пустоту. Эпизод, после которого становится очевидно, что герои потеряли все, за что боролись.

Вероятно, в этом и заключается посыл The Last of Us: Part 2 — важно не просто простить и отпустить, но и сделать это вовремя. Занятно, что это касается не только персонажей игры, но и ее разработчиков.

The Last of Us: Part 2 как игра о выживании

Согласен, оценка, которая стоит в конце этой рецензии, едва ли соответствует тому, что сказано выше — но это лишь на первый взгляд. Есть две причины, по которым я оценил The Last of Us: Part 2 так высоко. Во-первых, история, рассказанная в продолжении «Одни из нас», — и впрямь одна из самых сильных и взрослых, что я видел в играх. Эта история может вызвать негативные эмоции, может вогнать вас в депрессию, ее хочется забыть — по крайней мере, мне, — но это все еще выдающаяся сценарная работа, достойная высочайшей оценки.

Во-вторых, The Last of Us: Part 2 — просто отличная игра.

Не секрет, что в основе своей вторая часть «Одни из нас» едва ли заметно отличается от первой — это снова экшен от третьего лица с акцентом на стелс и элементы survival horror. Другое дело, что разработчики улучшили буквально каждый элемент геймплея и каждую механику настолько, что после The Last of Us: Part 2 очень сложно смотреть на игры с похожим игровым процессом.

60% времени во второй части мы с кем-нибудь сражаемся, и в битвах особенно заметно то, как Naughty Dog доработала анимацию, контекстные действия героини во время боя, механику стелса. У Элли нет фиксированного положения, при котором она может стрелять или использовать предметы, нет четких правил по поводу того, где и как надо прятаться от врагов. Все работает максимально логично: высокая трава скроет героиню, но не сделает ее невидимой — врагам просто труднее будет заметить ее издалека.

А стрелять можно в том числе и лежа на животе — полезно не только в том случае, если надо спрятаться под машиной и выстрелить врагу в ногу, но и в моменты, когда Элли сбивают с ног выстрелом с близкого расстояния. Я понимаю, что тот факт, что героиня может упасть в ходе перестрелки, — это не революционное геймплейное нововведение, но как раз такими вот мелочами и рисуется общая картина. Со стороны The Last of Us: Part 2 выглядит как кино, героем которого можно управлять — при этом каждая эффектная сцена создается не скриптами, а усилиями игрокам.

Элли заметили враги, и вот она уже бежит со всех ног к укрытию, но не добегает и падает в траву — есть пара секунд, чтобы сменить оружие, ранить пару человек. Или бросить дымовую гранату — тогда можно будет добежать до машины и спрятаться за ней. Одна секунда, вторая, Элли бежит, но ловит пулю и снова падает: здоровье почти на нуле, она дрожащими руками достает револьвер с одним патроном — у нее есть ровно полсекунды, чтобы прицелиться и выстрелить. Как-то так выглядят все сражения в The Last of Us: Part 2.

Вне перестрелок с людьми и сражений с зараженными Элли, как и Джоэл делал прежде, исследует игровой мир, чтобы отыскать патроны, аптечки и ресурсы для крафта гранат, коктейлей Молотова, а также таблетки для прокачки собственных навыков и запчасти для улучшения оружия. И вот исследование мира — еще один элемент, который в целом оставили прежним, но заметно улучшили в деталях.

Отдельная история — тайники, куда не попасть просто так. Надо решить головоломку, отыскать скрытый проход или воспользоваться веревкой — ее можно, к примеру, перекинуть через балку и затем забраться по ней в недоступное ранее место. В таких тайниках зачастую можно отыскать или новое оружие, или просто очень много ресурсов.

Польза от всех этих нововведений очевидная — слегка изменить геймплей, но не слишком — чтобы фанаты первой части без проблем разобрались. Напомню, что Part 2 в названии неспроста — речь идет о продолжении игры, с которой, как предполагают разработчики, вы уже знакомы.

The Last of Us: Part 2 — одна из лучших в индустрии. Запредельно качественная и невероятно дорогая. Это также попытка Naughty Dog продолжить историю, которая, на мой взгляд, продолжения не требовала. Ее авторы с этим, очевидно, были не согласны, поэтому и решились на вторую часть. Хуже они совершенно точно не сделали, и, я уверен, многие решат, что разработчики даже сделали лучше, чем было. В конце концов, теперь мы знаем и о судьбе Элли и Джоэла, и о том, во что превратился мир, пораженный инфекцией, после финала первой части. Стоило ли оно того? Я все еще убежден, что не стоило.

Читайте также: