Crusader kings 2 way of life обзор

Обновлено: 04.07.2024

Среди нескольких сотен персонажей Crusader Kings 3 каждый по своему уникален — и сыграть можно за любого (почти)! Проведя в игре уже больше 170 часов, выудил для вас несколько особо примечательных.

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Король Эдмунд Этельвердсон.
Титул: Малое королевство Восточная Англия.

Ах, восточная Англия. Фенские болота, глухие леса, песчаные пляжи Ипсуича. Представьте себя сидящим в башне своего прибрежного замка и любующимся чудесным видом тихой водной глади, покой которой нарушает лишь… огромная флотилия драккаров, которые несут на себе дружины желающих отомстить за своего отца сыновей Рагнара Лодброка.

Наш герой, принимающий на себя главный удар Великой языческой армии. Не обнадёживайте себя указанным размером войск соперника — через некоторое время он удвоится

Ваше ополчение размером в несколько сотен человек явно не рады таким гостям. Даже объединившись с союзниками отбить вы сможете разве что пару первых высадок, а после будете сметены ордой яростных северян.

А самое главное — проигрыш недопустим. Если ваши союзники и даже раздираемое надвое северное королевство Нортумбрия смогут пережить поражение и, собравшись с силами, нанести ответный удар, то ваше государство является целью войны, а поражение в ней несёт лишь мгновенный конец игры.

Сможете ли вы устоять перед лицом неминуемой гибели? Объединить защитников Англии и сбросить викингов назад в море? Или хотя бы протянуть больше игрового года? Судьба Восточной Англии в ваших руках.

Невероятно удачный сценарий — один из внуков Рагнара угодил ко мне в плен после единственного выигранного мной сражения. Теперь его можно использовать как аргумент на переговорах. Ну, а потом и бросить в яму со змеями

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Шейх Мунис.
Титул: Шейхство владения Акра.

Как мы уже с вами знаем, Crusaders Kings 3 — это игра не про страны и государства, а про династии персонажей. Все ваши устремления должны быть направлены на усиление вашей династии — или в определённый неприятный момент игра может внезапно закончиться. Но что же делать, если вы единственный представитель своей династии и… у вас не может быть потомков.

Наш следующий, лишённый достоинства герой — шейх Мунис, последний представитель династии Бейрут

Во второй части игры за этого персонажа можно было заработать достижение, захватив более 100 провинций и став императором до конца жизни. Сможете совершить подобное и в новых реалиях? А может захотите сделать Муниса самым богатым на Земле? Успеть создать новую религию и перекрестить как можно больше народу? Поставить цели можно даже самые невероятные, только не забывайте следить за здоровьем вашего героя.

Мунис — мастер соблазнения. Несмотря на невысокий навык дипломатии, языком работать он мастер Султанат Рум — на 200 лет раньше и в правильном месте

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Эмир Савдан.
Титул: Савданидский эмират на юге Италии.

Италия — оплот христианства, место пребывания главы католического мира, страна на севере, контролируемая внуком императора запада Карла Великого, а на юге подчиняющаяся императору востока… и терпящая присутствие исламского эмирата на своей территории. По крайней мере, терпевшая до этого момента — кампанию в Кампании вы начнете в состоянии войны с королем Италии Людовиком II, стремящимся выгнать мусульман с полуострова.

Но войну эту можно и проиграть — цена поражения лишь одно графство Бари. Хотя, конечно, лучше постараться отстоять свой домен, ведь франки не единственная жаждущая ваших земель сила. Вся южная Италия де-юре находится во владения Византийской империи, которая уже ведёт войну с вашими единоверцами на Сицилии, а завершив её — с большой вероятностью примется за вас.

Двадцать лет назад, в 846 году Рим уже был разграблен мусульманами, а прибывший на подмогу король Италии был разбит и был вынужден бежать. Настало время выступить с лозунгом «Можем повторить!». Задайтесь целью, объединившись со всеми возможными союзниками, отбить все атаки язычников и покорить Аппенинский полуостров, вытеснив оттуда и франков, и ромеев, и Папу Римского во славу халифата. И, преодолев все препятствия, заслужите себе титул Султана Рума!

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Хрольв Регнвальдссон.
Титул: Безземельный, сын и наследник Регнвальда Тренде, вождя Тренхейма.

Норвегия в 867 году полностью раздроблена — объединится она только через 5 лет, а её первому королю, Харальду Прекрасноволосому, всего 17 лет. Ещё меньше нашему следующему герою — Хрольву «Пешеходу» Регнвальдссону, вошедшему в историю под именем Ролло — первого герцога Нормандии.

В реальной истории братом Рагнара Лодброка Ролло не был, да и герцогом Нормандии он станет через 50 лет после его казни — простите, фанаты «Викингов»

Повторить успех Ролло будет нелёгкой задачей — Каролинги могут оказаться крепким орешком, особенно если вашему противнику улыбнется удача удержать несколько королевских титулов или хотя бы не развалиться в первые пару десятков лет. Перед вторжением и захватом Нормандии неплохо будет укрепиться в родной Норвегии, заключив пару союзов с собратьями викингами.

После захвата Нормандии можно сразу попробовать воплотить в жизнь успехи ваших потомков — покорите Англию, став Ролло I Завоевателем, или направьтесь в Средиземное море и покорите Сицилию на 150 лет раньше Роберта Лиса.

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Аль-Хусейн ибн Аль-Касим.
Титул: Безземельный, находится при дворе случайного эмира в Йемене.

В 867 году в мире есть более десятка живых наследников пророка Мухаммеда — их легко отличить по особому наследуемому свойству «Сеид», и если просмотреть древо их династии до самого верха, то рано или поздно доберетесь до дочери Мухаммеда Фатимы и его самого.

Изображения пророка Мухаммеда запрещены в исламе — и чтобы никого не оскорблять, в игре он единственный персонаж без портрета

В их числе и текущие халифы Аббасиды, и будущие — Фатимиды. Но почему бы не выбрать самого старшего из них — номинального главу рода, 57-летнего Аль-Хусейна из рода Рассидов или его сына. Найдя его с помощью поиска и дав ему землю, можно переключиться за него и начать свой путь к восстановлению Арабского халифата, управляемого прямыми потомками Пророка.

Отличает Рассидов и редкая конфессия — Зейдизм, которой следуют всего пара графств в Йемене. Они верят, что наследник Пророка может мечом доказать свое право стать имамом — что и можно сделать целью кампании. Объедините Йемен, подчините священные города на севере, соберите силы и бросьте вызов Аббасидам. Создайте зейдитский халифат и сокрушите всех, кто встанет у вас на пути!

В реальной истории потомки династии Рассидов объединили Йемен и правили там до 1962 года. На этот раз их наследие в ваших руках

Стартовая дата: 867 г.
Персонаж: Рас Дэвыт Гидеон.
Титул: Графство Дэмбийя в Абиссинии.

В Эфиопии, на стыке борьбы трёх религий — ислама, христианства и местных язычников, расположился домен нашего следующего героя — предводителя эфиопских евреев, иудея Дэвыта Гидеона. Проблемы возникнут уже на старте, ведь ваш сюзерен ваших верований не разделяет.

Земля обетованная далеко. А единственные независимые иудеи — принявшие иудаизм хазары — ещё дальше

Обрести независимость будет сложно, но и это не станет для вас абсолютной победой — все ваши соседи также не испытывают к вам никакой симпатии, а в ополчении у вас всего несколько сотен человек. Почему бы не попробовать использовать более пацифисткую тактику и сыграть за династию миссионеров? Обратив ваших соседей и сюзеренов в свою религию, вы лишите их поводов для очередной священной войны в вашу сторону, а также откроете для себя возможности заключения браков и союзов с ними.

Укрепив свой домен в Эфиопии, рано или поздно любым путём можно будет добраться до Иерусалима и создать Израиль на 1000 лет раньше (или позже? как посмотреть), а после и распространить своё влияние на весь остальной мир. ZOG не дремлет!

Династия крестителей-похитителей. Моссад тихо завидует в сторонке

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Всеслав Брячеславович из Рюриковичей.
Титул: Великое вождество Полоцк.

В Полоцке в 11-м веке правила обособленная ветвь Рюриковичей, идущая от князя Владимира Святославовича и его наложницы, полоцкой княжны Рогнеды. История их отношений была, так сказать, не очень красивой, и с тех пор у властителей Полоцка с остальными Рюриковичами взаимная ненависть. В игре это также отражается, модификатор -100 к отношениям не даст вам наслаждаться добрососедством.

Наш герой тоже фигура неоднозначная — в летописях его называют колдуном, приписывают способности оборотня и предвидения будущего. Несмотря на постоянные походы на балтийские языческие племена, для борьбы со своими родственниками он призвал одно из них на помощь, а языческих волхвов использовал как агитаторов для дестабилизации и поднятия восстаний в соседних княжествах.

Циничный, мстительный и бесчувственный. Даваемая ему игрой характеристика «Злой Злодей» выглядит заслуженно

Конечно, все его способности были выдумкой, да и язычником он не был, но в реалиях Crusader Kings 3 вам никто не помешает воплотить всё это в жизнь. Порвите все связи со своей династией, прогоните христианских священников с полоцких земель, верните веру своих предков и распространите её на свой домен. Славянское язычество так и не было реформировано к 1066 году, и заняться этим придется вам. Примите путь теологии и заручившись помощью своих волхвов отбейте все священные для славян места!

Не забудьте выбрать догмат «Эзотерика» для своей религии, а также разрешить ведовство и братоубийство

После можно и отомстить остальным потомкам Владимира Крестителя — путём интриг или грубой силы отберите у остальных Рюриковичей их земли и обратите их в вашу новую старую веру. Рано или поздно у вас произойдет событие Пути образования на обретение «магических способностей», в конце которого вы получите свойство «Ведьма» (прим. автора: Перевод на русский язык в игре сильно хромает. Хорошо что на DTF все знают английский в совершенстве и смогут играть в оригинале.) и сможете объединить выживших членов династии в своем личном ковене ведьм. Станьте настоящим «Всеславом Чародеем»! В какой ещё игре у вас будет такая возможность?

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Вернер фон Габсбург.
Титул: Графство Аргау в СРИ.

Наверное, самая могущественная династия в истории Европы в середине 11 века ещё не представляет из себя ничего необычного. Ни признания, ни богатств — в домене у них всего одно графство, и даже находится оно не в Австрии, а в Швейцарии. Девизу династии это точно не соответствует.

Всего 5 членов династии?! Да ещё и не женаты друг на друге? Нонсенс!

Помогут вам в этом навыки интриг и дипломатии. Заключайте браки, соблазняйте потенциальных наследников и наследниц. Когда убедитесь, что один из ваших родственников может заполучить в наследство какую-нибудь землю — при помощи интриг убедитесь, что все остальные претенденты на этот титул благополучно исчезнут.

Заполучите для вашей династии как можно больше престижных титулов — а как только сможете установить тип наследования без разделения владений, принимайтесь уже за самих счастливых родственников. Заключайте браки внутри семьи, и как только вы окажитесь в линии наследования — избавляйтесь от всех, кто находится в ней перед вами. Начать конечно же рекомендую с герцогства Австрия. Создайте Австрийскую империю, изо всех сил стараясь избегать войн и свойства «Плод кровосмешения» у наследников!

Выполнение достижения «Идеальный круг» отлично впишется в тематику партии

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Фридрих фон Гогенцоллерн.
Титул: Безземельный, находится при дворе случайного феодала в Германии.

Не отходя слишком далеко, обратим своё внимание и на главных соперников Габсбургов. Будущие объединители Германии находятся в ещё более незавидном положении — единственному представителю династии всего 16 лет, а земель в домене нет вообще. Что странно, в реальной истории Фридрих стал графом Цоллерна в 1061 году, при этом уже наследуя своему отцу. В игре же Цоллерном владеют Эльзасские герцоги Этихониды.

Поиск в игре чувствителен к регистру — всегда печатайте любой запрос с заглавной буквы!

Пригласив Фридриха к своему двору или начав за его сюзерена отбейте и даруйте ему в домен замок Цоллерн. Теперь можно переключиться за него и начать свой путь к объединению Германии. Усиливайте свой домен в Швабии и расшатывайте (не)Священную (не)Римскую (не)Империю изнутри, а когда почувствуете что готовы — уничтожьте её.

Отбросьте тактики Габсбургов — встаньте на путь военного превосходства. 125% дисциплины у вас, к сожалению, не будет, но выбирая достоинства пути «Военного дела», делая акцент на военных постройках и профессиональной армии, создать подобие «прусских спейсмаринов» все-таки можно. Железом и кровью объедините осколки империи в своё собственное государство, и пусть папа Бисмарк вами гордится!

Примерные границы Германской империи к началу XX века. Сможете повторить на несколько веков раньше?

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Ландольф VI из Ландольфидов.
Титул: Герцогство Беневенто.

За теократии в Crusaders Kings 3 сыграть не выйдет, что и логично, играем то мы за династии. Поэтому за самого Папу Римского начать играть не получится, как нельзя будет и стать им во время партии. Но вот быть вассалом Папы вам никто не мешает — именно таким вассалом и является в 1066 году герцог Беневенто.

Можно, конечно, и добиться независимости, но тогда вся уникальность персонажа пропадёт. Почему бы вместо этого не остаться в подчинении Ватикана до самого конца? Создайте династию верных служителей церкви и защищайте Святой престол от всех, кто на него посягает.

А таких будет немало с самого начала партии. C севера уже наседает немецкий император, готовящийся начать борьбу за инвеституру. На юге же расположились вы в окружении совсем уж разнообразных правителей — в соседях у вас и захватчики-сарацины, и недавно разбившие их норманны, и итальянские княжества, и осколки Византийской империи. Скучать точно не придется — любой из них с радостью включит ваши владения в свою державу.

Роберт Гвискар исторически вышел победителем в борьбе за Южную Италию, создал Сицилийское королевство и сжёг Рим в 1084 году. Он же и станет вашим главным соперником

Обязательно участвуйте во всех Крестовых походах, а отлучённых от церкви и еретических феодалов расположите в самом верху списка своих целей — враги Наместника Бога на земле должны быть уничтожены. Помогите Папе создать Царство Божие, оставаясь верным ему и Церкви до самого конца!

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Омар Хайям.
Титул: Безземельный, находится при дворе случайного персидского феодала.

Для разнообразия можно отвлечься от великих воинов и правителей и сыграть партию за выдающегося персидского ученого, философа и поэта. Так же, как и со всеми безземельными персонажами, чтобы сыграть за него, нужно пригласить его ко двору и даровать ему земельный надел, а после переключиться играть за него.

В качестве плана на партию можно поставить создание династии образованных правителей с фокусом на образе жизни «Учёный» и «Теология». Делайте упор на параметр «Учёности» у наследников и супругов, выбирайте наследия династии из ветки «Эрудиция».

Развивайте свой личный домен, достигните 100-го уровня развития самым первым в мире. Создайте свою конфессию, утвердив догматы, нацеленные на образованность, такие как «Буквализм», «Фетва» и «Эзотерика». А многочисленные события пути жизни, связанные с написанием книг и переводами, придадут вашему прохождению историчности.

Стартовая дата: 1066 г.
Персонаж: Ирина (?) Мономах.
Титул: Безземельная, жена Принца Всеволода из Рюриковичей, Великое княжество Переяславль.

Возвращаясь на Киевскую Русь, обратим внимания на ещё одного интересного персонажа — греческую принцессу из династии Мономахов, мать будущего киевского князя Владимира Мономаха. Интересна она в первую очередь тем, что обладает претензией на трон Византийской империи.

Претензия на Византийскую империю заявленная, но дети почему-то её не унаследовали. Овладеть Византией нужно до смерти Ирины

Восточная Римская Империя в этот период времени разрывается на части постоянными дворцовыми переворотами (после смерти отца нашей героини Константина IX и его соправительниц Зои и Феодоры за 30 лет сменится около 10 императоров), а на момент старта игры она переживает ещё и турецкое вторжение. Подобрав удачный момент для вторжения, заполучить Византийский престол можно просто заняв Константинополь и пару ближайших крепостей.

Конечно, никто из греческих феодалов видеть Ирину на престоле не захочет — готовьтесь к долгой череде восстаний. Усугубляет ситуацию и то что контролировать Империю напрямую вы не будете — трон получит сама Ирина, а искусственный идиот может наломать дров. Заключайте с женой союз и помогайте ей в войне с фракциями, а за её спиной готовьте покушение на её жизнь.

Руководство к покупке dlc звучит как потенциальный контент для Boring Dystopia, и наверно шла бы речь о любой другой игре, смысла в подобном материале практически не было. Но не в случае Crusader Kings 2.

На данный момент вышло 15 крупных дополнений, а также несколько десятков мини-dlc, общей стоимостью 6600 рублей при покупке по отдельности или 5700 при покупке полной коллекции. Конечно, с постоянными распродажами до 50% ценник заметно уменьшается. Но сэкономить можно просто проигнорировав не интересующие вас дополнения. А таких скорее всего будет много. Поэтому разбираемся что стоит покупать, а какие dlc можно оставить на потом.

Одна из причин популярности Crusader Kings 2 — ее ролевой элемент, и дополнение Way of Life нацелено именно на расширение РПГ потенциала игры. Персонажи получают возможность выбрать одну из десяти сфер интереса (focus). Выбор того или иного интереса дает постоянный пассивный бонус и открывает дополнительные возможности взаимодействия с персонажами, а на протяжении кампании будут случатся различные тематические события. Так, при выборе военного интереса ваш подопечный помимо дополнительных очков к военному делу сможет вызывать гнусных имбецилов на дуэли, а в свободное время начнет ходить в качалку и наслаждаться величием гравюр с Александром Великим.

Way of Life расширяет возможности взаимодействия с миром игры. Хотите ли Вы со своей игровой сестрой ввести моду на габсбургские подбородки, или охотиться без риска испортить шкуру по пути в Сент-Дени — это дополнение помогает сделать каждую кампанию уникальной.

Конечно, Sons of Abraham в первую очередь dlc про авраамические религии. С покупкой данного dlc игрок получает возможность взять под контроль персонажа еврея. Или занять у еврейских торговцев огромную сумму, а потом изгнать их из своих земель и конфисковать все их имущество, лишая себя необходимости выплачивать долг. Party like it's 1939 и все такое.

Расширение экономических возможностей этим не ограничилось, и с этим dlc игрок может занимать деньги у священных орденов или наоборот давать им пожертвования ради хороших отношений с религиозными лидерами.

Полностью переработана система отношений с Папой Римским. Теперь вы можете номинировать своего священника на позицию кардинала, а после продвинуть его и до позиции Папы. Это особенно полезно, учитывая что Папа научился санкционировать разводы, войны против неправильных католиков, а также давать материальную помощь правильным (и если вы ожидали шутку про священников-педофилов, читайте дальше).

Коллегия Кардиналов крайне эффективный инструмент порабощения соседствующих стран, но в большинстве случаев требует слишком много внимания, при этом напрямую на исход выборов получается влиять лишь посредством скучной механики увеличения бюджета кампании кардиналов.

На релизе механика болезней начиналась и заканчивалась на негативных эффектах в окошке персонажа. Это немного не тот уровень проработки, который ожидаешь от самого смертоносного фактора средневековья. Поэтому с выходом Reaper's Due была полностью переработана система болезней.

Инфекционные заболевания начинаются с пандемии какого-то региона, и болезнь постепенно ползет по карте. Особенно подвержены заражению портовые города, торговые центры, в то время как бедные провинции болеют реже. И тут Исландия побеждает. Зараженные регионы приносят меньше налогов, а игрок не досчитается солдат в армии и гарнизонах

При этом вы можете избежать ужасов эпидемии за стенами своего замка. По крайней мере пока не закончатся припасы. Или крысы в подвалах.

Но если уж так случилось, что ваш подопечный или член его семьи заболел, можно всегда позвать придворного врача. В средние века было трудно определить болезнь, а потому лечить сначала будут от постепенно появляющихся симптомов. Эффективность работы врача зависит от его показателя Обучения, а методы от специализации и Вашей решимости. Кто знает, вдруг ампутация гениталий спасет вас от чумы?

Если болезнь ушла, и вам удается избегать войны (такое возможно?), ваши провинции начинают процветать, т.е. все их параметры улучшаются. Но какая игра без смертей, поэтому Reaper's Due вводит 31 вид казни. Хотите замуровать в стене нежеланного сына, может что-то экзотичное вроде казни бамбуковым стеблем, скафизм или кровавый орел? Любители классики же точно оценят обезглавливание и распятие. Я уже написал, что у всех видов казни есть сопровождающий уникальный звуковой эффект?

В далеком 2012 году выбор был невелик: играть за католиков, ортодоксальных христиан, либо христианских еретиков. Постепенно Paradox давали доступ к персонажам других религиозных/этнических групп, и на данный момент со всеми приобретенными dlc под контроль можно взять почти любого персонажа. Выход dlc каждый раз сопровождается бесплатным патчем, а потому основными механиками дополнений даже если Вы ими не обладаете будут пользоваться ИИ-соперники.

Стоит ли покупать следующие dlc зависит от того собираетесь ли вы играть за персонажей этих религиозных/этнических групп. Приведем краткий обзор и мнение по каждому из них, а также советы с какими дополнениями их лучше брать комплектом.

Многими геймплей за мусульман воспринимается как easy-mode. Мусульманин может иметь до четырех жен, а потому проблем с наследниками почти никогда нет. Джизъя, налог на веру, дает необоснованно много ресурсов. Эксклюзивные для мусульман формальные поводы войны позволяют уверенно захватывать соседствующие страны, и проблемы вызывает лишь захват других мусульманских государств из-за штрафов на войну с единоверцами. Кампания за мусульман — лучший способ познакомиться с ключевыми механиками игры.

Мусульмане начинают игру с эффективной системой наследования, когда все титулы после смерти передаются самому влиятельному сыну, а потому нет риска постоянного дробления государства. Эту систему наследования нельзя изменить, а это само по себе устраняет проблемы с назойливыми фракциями.

Сообществом Crusader Kings 2 это dlc принято считать обязательным к покупке. Помимо богатых механик язычников дополнение отодвигает стартовую дату кампаний до 867 года. Это позволяет застать завоевания Рюрика и сыновей Рагнара Лодброка, а на Пиренеях вытеснить мусульман в море. Также дополнение перерабатывает систему мятежей, разделяя их на несколько категорий, и увеличивая их угрозу — вплоть до узурпирования титулов восставших провинций.

Игра за язычников это лихие налеты, кража женщин и обращение в наложницы, быстрые завоевания. и распад государств из-за отсутствия адекватной системы наследования. В принципе все как в настоящей жизни.

Чтобы избежать междоусобиц, придется за жизнь одного персонажа захватить три из пяти святых мест его языческого верования, что в свою очередь позволит реформировать язычество в полноценную религию. Предприятие не самое простое, ведь святилища разбросаны по всей карте, поэтому кампании за язычников новичкам лучше избегать.

С чем брать: Holy Fury

Одно из крупнейших дополнений, Horse Lords в первую очередь оказалось испытанием для движка игры. Игрокам позволяют взять под контроль владения кочевников, а их основная механика - отсутствие привязанности населения и, соответственно, армии к провинциям. Вы управляете не провинциями, а ордами. Провинции же служат лишь как лимит на размер вашей орды. В теории можно установить иго над несколькими государствами, потерять все свои владения, но все еще находится в игре со своей странствующей ордой.

Поскольку теряется менеджмент провинций и уменьшается роль феодалов, на замену им приходит управление кланами. Как бы это круто не звучало, в большинстве случаев игроку предстоит всего лишь побрататься с самым могущественным кланом и лишь изредка принимать решения в всплывающих событийных окошках.

На карте также появится Великий Шелковый Путь, а с ним возможность установить торговые посты на его протяжении. Сам Путь дает ощутимые бонусы к экономике провинции, но торговые посты приносят постоянные доходы таких размеров, что невзрачный городок может достаточно быстро разрастись до огромной торговой империи.

До полноценной республики еще сотни лет и отдельная покупка Europa Universalis 4, а пока остается довольствоваться аристократическими государствами. The Republic дает возможность взять под контроль дом одной из семи торговых республик.

Геймплей республик очень размеренный. Глава республики не сможет раз за разом захватывать окружающих его феодальных лордов. Ему труднее собрать армию, и труднее начать войну. Не помогает и стартовое положение республик: и геополитическое расположение, и географическое вынуждают создавать отдельный плацдарм для последующих действий.

Будучи главой знатного дома, Вам придется поддерживать как свое имя, так и авторитет (respect value) вашего наследника. Титул главы торговой республики передается самому авторитетному аристократу государства. Система схожа с системой Коллегии Кардиналов - если авторитет кандидата-наследника меньше оппонентов, игроку также предстоит вливать деньги в его кампанию. Но на исход кампании можно повлиять косвенно. Если устранить конкурирующего кардинала обычно трудно из-за его нахождения вне вашей дипломатической зоны, аристократы всегда рядом. Вы можете их запугать, бросить в тюрьму (для снижения накопления авторитета). Или нож в печень, никто не вечен.

Торговые республики могут устанавливать торговые посты в прибрежных провинциях. На старте кампании за торговую республику начинается гонка торговых постов. Нужно выстроить сеть торговых постов, создающих общую торговую зону. К тому же будут стремиться ваши соперники, потому иногда будет приходиться устанавливать саб-оптимальные посты, чтобы расстроить планы конкурентов. В идеале лучше всего захватить конкурентов, чтобы обезопасить себя от эмбарго-войн.

Республики в принципе дружелюбны к новичкам: даже если Вы не передадите правление своему наследнику, у него останется поместье. Поместье — подконтрольное только вашей линии владение, дающее существенные пассивные бонусы и дополнительные военные отряды. Кусачие цены улучшения поместий вполне посильны для патриция торговой республики, учитывая заработок от торговых постов.

С чем брать: Horse Lords, Jade Dragon

Одно из самых спорных дополнений, с релизом Rajas of India увело карту далеко на восток, добавляя регионы Центральной Азии, Индии и Сибири. Можно похвалить Paradox за амбициозность, но реализация оставляет желать лучшего. До сих пор среди игроков этот регион не пользуется популярностью.

Дополнение позволяет играть за персонажей, исповедующих индуизм, джаинизм и буддизм. Каждая из них предлагает определенный стиль игры: воинственные индуисты геймплейно схожи с язычниками-завоевателями, миролюбивые джаинисты напротив фокусируются на стабильном режиме и, благодаря получаемым бонусам, реформам. При этом каждая из них делится на несколько полноправных сект — полноправных относительно ересей других религий.

Помимо приверженности к определенной секте, все персонажи относятся к одной из трех каст: жрецы брахманы, благородные кшатрии и разношерстные торговцы и ремесленники вайшьи. Paradox тактично решила не добавлять низшую касту шудра, что странно, ведь с самого начала игры регион был представлен в виде странствующих торговцев, дарящих правителям слуг-евнухов.

С чем брать: Jade Dragon, Horse Lords

Дополнение о Карле Великом оказалось. мелким? Оно еще дальше отодвинуло стартовую дату до 769, и игроки получили возможность сыграть за ключевых персонажей того времени с уникальными историческими событиями. Вот только сверх этого это dlc едва ли дает что-то новое.

Charlemagne дает возможность создавать неисторические кастомные королевства и империи, а также упрощает менеджмент империй с вводом механики вицевассалов, позволяя пожизненно давать управление над владениями выбранным вассалам.

Перед покупкой дважды подумайте заинтересованы ли вы в удлинение кампаний и не наскучит ли вам ваша династия за семь долгих веков.

Хоть Византия и была доступна с выхода игры, ей не хватало уникальных механик и событий. Любителям второго Рима Paradox предлагают Legacy of Rome. Быть бастионом христианства становится веселей с варяжской гвардией, ослеплениями и кастрациями. Хотите вернуть былое величие Рима? Или обернуть вспять Великую Схизму? Все это здесь. И не забывайте про ослепление и кастрацию.

Для всех тех, кто не переваривает управление разбросанными по всему миру провинциями dlc также добавляет механику дружины (retinue). В отличии от обычного войска, дружину игрок собирает сам, выбирая какие юниты он хочет в нее включить. Дружина собирается постепенно, но всегда находится на карте, и ее не придется расформировывать перед объявлением войны.

Кампании за Византию всегда отличались повышенной сложностью, и потому это дополнение никак нельзя посоветовать новичкам. Если же Вы уверены в своем управленческом мастерстве, это dlc нельзя не посоветовать . И берегитесь Венеции.

Если же просто восстановить Рим вам мало, Holy Fury предлагает вернуться к римскому пантеону богов. Противостояние христианства и язычества — ключевая тема дополнения, и Paradox в равной степени уделили внимание обеим сторонам конфликта.

Отличившихся непоколебимой верой, моральными качествами и распространением христианства после смерти могут причислить к лику блаженных и в последствии канонизировать. Умершему это уже не поможет, а вот представители династии получат бонусы.

В Crusader Kings наконец-то вспомнили про крестовые походы, и теперь появились сценарии реконкисты, вытеснения мусульман из Андалусии, и северных крестовых походов. Правители могут возвать к Папе римскому или орденам тамплиеров за помощью в противостоянии иноверцам.

Также введена процедура коронации королей и императоров. Теперь после смерти правителя право наследника на трон перед Богом должен подтвердить представитель церкви. Если же отношения с церковью у вас не очень — а кто не любит побаловаться с черной магией? — подданные начнут вас презирать.

Язычники над такими проблемами только смеются. Они объединяются в Воинские Ложи, и тренируются военному делу вместе с братьями по оружию. Ложа открывает огромное количество тематических событий, а ее члены постепенно становятся внушающими страх всему живому берсерками.

Holy Fury позволяет игрокам реформировать языческие верования. Реформированная религия складывается из четырех блоков, что позволяет подобрать веру на любой вкус. Так что теперь почти любой народ можно превратить в инцест-культ, можно прекращать играть за зороастрийцев.

Теперь не придется страдать из-за того у вашего легендарного полководца родился сын имбецил! Влиятельные персонажи и исторические фигуры основывают родословные, что дает династиям бонусы к параметрам, соответствующим их достижениям. Ну или можно подделать документы и объявить себя прапрапраправнуком Александра Великого, никто ведь не будет проверять. скорее всего.

Paradox снова подглядывают у Rockstar, и потому в Holy Fury игроку дают две новые возможности взаимодействия с персонажами: сказать что-то хорошее и сказать что-то плохое, улучшая или ухудшая их мнение о вас. Полезная механика, которую фанаты просили уже давно.

Вы смотрели Зверополис? Ну вот Paradox точно знакома с мультфильмом, ведь с этим dlc появилась возможность начать кампанию на карте, где весь мир будет представлен разными животными королевствами. Сможет ли Граф Мурлыка дать отпор Хану Бобику? Кто родится от брака осла и дракона? Сколько пройдет времени, когда на ResetEra появится скриншот с обезьянами в Африке? Ответ на эти и другие вопросы в Holy Furry.

Будьте осторожны с Monks and Mystics. На словах это dlc обещает невероятные преображения игры, но по сути мало что меняет.

Четвертое сообщество сильно выделяется уклоном в магию. Если гороскоп алхимика улучшает его настроение, сатанисты насылают на ненавистных им персонажей болезни. Если мольбы монахов могут избавить их от депрессии, сатанисты отращивают потерянные руки и глаза. Если ассассины отправляют братьев ордена убить оппонента, сатанисты для тех же целей вызывают демонов. Не поймите неправильно, это сильно разбавляет монотонные часы размеренного завоевания мира, но для многих это портит погружение в игру и обесценивает реалистичные элементы.

Monks and Mystics тут и там раскидывает фэнтези-элементы. Квест по получению эликсира вечной жизни вполне реален, и бессмертные персонажи не такая большая редкость. То и дело один из придворных оказывается конем или медведем, а прогулка по берегу может обернуться смертью от пробудившегося Ктулху. Все это можно отключить в меню запуска кампании, но стоит ли тогда дополнение своих денег?

Если убрать все сообщества, остается лишь несколько нововведений. В первую очередь советники получают по четвертой способности. Таким образом советники могут взаимодействовать с механиками, добавленными в игру другими дополнениями. Также союзным войскам во время войны можно давать указания — хоть что-то, чтобы компенсировать их слабый ИИ.

На самом деле на протяжении всей истории абсолютной монархия почти никогда не была. Правителям всегда приходилось принимать решения, ориентируясь на мнения влиятельных подданных.

Conclave пытается сделать игру более реалистичной, ограничив возможности правителей. Важнейшие решения в управлении государством обсуждает совет, и от результатов его голосования будет зависеть объявите ли вы войну, вступите ли в союз и т.д. И хоть это добавляет новую динамику в игру за вассалов, монархи оказываются сильно ограничены. Полностью меняется темп игры.

Сообщество фанатов восприняло это как попытку превратить Crusader Kings 2 в копию Europa Universalis. Игра действительно стала ощутимо сложнее, а нагромождение механик отпугивает даже матерых крестоносцев.

После волны негативных рецензий, вызванных слабой проработкой новых регионов из Rajas of India, Paradox решили не вводить Китай. Пока.

Вместо этого Китай представили в виде Китайского Протектората на востоке Тибета, а взаимодействие с самой империей ограничили несколькими диалоговыми окнами и системой даров и просьб. У императоров есть свои предпочтения, в соответствии с которыми надо приносить дары. Накопив определенное количество "милости" (grace), можно попросить образованного советника, воина или даже вторжение императорского войска.

Хоть Китай и не отображается на карте, в нем происходят различные события, влияющие на активность Китая заграницей и поток Шелкового Пути. Так, Китай может уйти в изоляцию, полностью прекратив контакт с внешним миром и перекрыв Шелковый Путь. Или наоборот начать экспансию, атакуя соседние провинции.

Главная причина почему стоит взять Jade Dragon никак не связана с Китаем. Это новые казус белли, поводы начать войну. Возможность захвата соседствующих провинций, освобождение притесненных народов, насильная вассализация и др. — то что фанаты просили с выхода игры реализовано в платном dlc. Paradox явно не были уверены в Китае.

Да, это почти что лошадиная броня. Да, Paradox должны были делать бесплатные апдейты портретов. Но большую часть игры вам предстоит смотреть на эти портреты. Так почему бы не заменить уродливые спрайты из 2012 года на новые и приятные глазу?

Дополнение для тех, кто считает, что Пиренеям слишком повезло с монголами и турками. Из Нового Света на Европу надвигается армада ацтеков. Нет смысла дальше объяснять. Вы либо уже побежали покупать, либо записали дополнение в мысленные черный список.

Paradox пообещали еще как минимум два крупных дополнения, а это значит что список будет обновлен. Удачи в крестовых походах, здоровых наследников!

This content requires the base game Crusader Kings II on Steam in order to play.

WEEK LONG DEAL! Offer ends 18 October

An Heir is Born in Crusader Kings III

About This Content

Face up to the toil, struggle, pain, strife and hardships of leadership in the latest expansion for Crusader Kings II.

Developed by award winning Paradox Development Studios. The latest iteration to the franchise follows in the proud tradition of introducing defining new game elements to the narrative.

Crusader Kings II: Way of Life allows you to live life the way you like, be it as a peaceful mystic, a family man or a master of war. Each chosen focus will tell a different tale and presents an opportunity to forge your path to success by setting your focus and shaping the destiny of your empire.

Для запуска требуется Steam-версия игры Crusader Kings II.

СКИДКА НА ВСЮ НЕДЕЛЮ! Предложение заканчивается 18 октября

An Heir is Born in Crusader Kings III

Информация о дополнении

Face up to the toil, struggle, pain, strife and hardships of leadership in the latest expansion for Crusader Kings II.

Developed by award winning Paradox Development Studios. The latest iteration to the franchise follows in the proud tradition of introducing defining new game elements to the narrative.

Crusader Kings II: Way of Life allows you to live life the way you like, be it as a peaceful mystic, a family man or a master of war. Each chosen focus will tell a different tale and presents an opportunity to forge your path to success by setting your focus and shaping the destiny of your empire.

Читайте также: