Call of duty 1 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Чувство «дежа вю» возникает, учат нас братья Вачовски, когда вы дважды спотыкаетесь на лестнице об одну и ту же черную кошку. Детище студии Infinity Ward расширяет это определение: «дежа вю» — это когда вы вновь оказываетесь в окружении до боли знакомых пейзажей, снова видите характерную «рваную» анимацию, полукарикатурные лица солдат и выполняете выученные наизусть боевые задания.

Call of Duty to Clone Medal of Honor

«В разработке игры принимал участие весь авторский коллектив Medal of Honor Allied Assault», — гордо сообщают рекламные ролики Call of Duty. «Пиарщики» не врут. Infinity Ward почти целиком состоит из бывших сотрудников студии 2015, полтора года назад выпустившей MoHAA. В какой-то момент компания раскололась надвое: одна половина отправилась под крыло Activision, другая заключила контракт с Vivendi Universal Games на издание шутера Men of Valor: Vietnam, общение с которым предстоит нашей редакции в 2004 году.

Скриншоты 9

Мы не зря совершили этот экскурс в историю. Глядя на шумный успех MoHAA, нетрудно было догадаться, что вскоре по горячим следам военного блокбастера последует целая кодла подражателей. Но мы и представить себе не могли, что столкнемся с абсолютным, стопроцентным клоном. Call of Duty запросто мог бы сойти за простой аддон, ибо не содержит ни одной cвежей идеи и живет исключительно за счет готовых наработок. Наши робкие надежды на то, что Infinity Ward попытается глубже развить концепцию или хотя бы устранить недочеты, оказались напрасными. «Фабрика грез» против скриптовых фрицев, дубль n-цатый. Встречайте.

When you live on celluloid

Героиня этой рецензии, как, впрочем, и весь сериал Medal of Honor, вообще не появилась бы на свет, не обратись мейнстрим-кинематограф к теме Второй мировой войны. «Спасти рядового Райана», «Враг у ворот», мини-сериал «Отряд братьев» — Call of Duty черпает идеи не пластиковым ведерком, но экскаваторным ковшом. 24 линейных миссии аккуратно разрезаны на три последовательных кампании: американскую, британскую и советскую. Все крупные операции союзников в событиях полувековой давности известны наперечет, поэтому содержимое первых двух «эпизодов» предугадать нетрудно. Армия США марширует в направлении, проложенном вышеупомянутыми «Братьями», — от десанта в немецкий укрепрайон у берегов Нормандии до финальной атаки в Арденнском лесу. Англичанам достались «зачистка» лагеря военнопленных, бодрый променад по палубам линкора «Тирпиц»1, саботаж немецкой гидроэлектростанции и уничтожение «Фау-2». Взорвать N артиллерийских установок, захватить Y документов, расстрелять Z единиц бронетехники… Аркадные катания на танке, очередная вариация на тему «Паратрупера», неизбежная сцена погони на грузовиках и восхитительно объемные взрывы прилагаются.

Через самые крупные грабли сценаристы кое-как перешагнули. В отличие от раскритикованного нами в пух и прах MoHAA: Breakthrough, CoD не пытается взрастить супермена, совершающего в одиночку столько подвигов, что их хватило бы на всю 101-ю воздушно-десантную дивизию. Почти в каждой миссии рядом с нами толпятся товарищи по отряду, худо-бедно помогающие в отстреле гитлеровцев и выполнении заданий, хотя патриотического глянца и тут хоть отбавляй.

Последняя треть игры преподносит сюрприз — битву за Сталинград2! Переправа через Волгу и последующая массовая атака на позиции фашистов, обороняющих близлежащие многоэтажки, заслуживает бурных аплодисментов за отличную постановку. Оглушительный пулеметный стрекот сливается с криками десятков солдат, бегущих вверх по склону к полуразрушенным остовам домов; по реке приплывают новые подкрепления, из колонки в колонку с ревом проносятся немецкие Ju-87, выплевывающие одну за другой смертоносные очереди. Пафосные оркестровки Майкла Джаккино поддерживают боевое настроение, от масштаба событий захватывает дух, а ведь перед нами — всего лишь виртуальный римейк сцены из псевдоисторической мелодрамы «Враг у ворот», демонстрирующий талант художников и виртуозную работу людей, отвечавших за расстановку триггеров. Магия кино, не иначе.

Враг в подворотне

Людям, которые, в отличие от дизайнеров Infinity Ward, не понаслышке знакомы с историей XX века, настоятельно рекомендуется оставить биты у порога и сдать яд на лечебные цели — в CoD цветет такая «клюква», что обсуждать ее бесполезно. Мы не станем высмеивать позорные ляпы, грубые ошибки и просто глупости, допущенные разработчиками во время слепого копирования ленты Жан-Жака Анно и прочих голливудских творений. Мы не будем издеваться над уморительно карикатурными офицерами НКВД, которые все как на подбор — «метры с кепкой» (с изображением пропорций у разработчиков явные проблемы), и порицать навязший в зубах «русский» акцент актеров.

Гораздо хуже другое: батальная роскошь не предусматривает нашего активного участия. Едва оправившись от кратковременной контузии а-ля Rainbow Six 3 (много «блюра», приглушенный звук, замедленные движения — Спилберг может гордиться), безоружный протагонист начинает метаться от одной баррикады к другой в надежде найти, цитируем текст задания, «более знающего офицера». Тем временем скриптовая массовка дружно бросается в атаку, рвутся снаряды, а мы… просто смотрим. По сути, все наше взаимодействие с уровнем свелось в итоге к банальной пешей прогулке из точки А в точку Б.

Screenplay

Увы, эта формула идеально подходит к большинству миссий. Герой любуется природой и методично истребляет врагов, не забывая поглядывать на суперкомпас, точно указывающий местоположение очередной цели. Окружающий его мир мертв от рождения. Деревья не колышутся на ветру, бочки не простреливаются, ящики при попадании в них разлетаются в щепки только в особых случаях. В давно заброшенных домах ярко горят зажженные кем-то лампы и светильники. Иллюзия пребывания на открытом пространстве — не более чем обман чувств: таблички «Minen» четко ограничивают вашу свободу передвижений. Шаг вправо, шаг влево, металлический щелчок — бум! — цинковый гроб. Более-менее правдоподобный фон, лишенный мелких деталей, — вот что такое «вселенная Call of Duty».

Порой дело доходит до абсурда — при попытке войти в запертый коттедж на одном из первых уровней нас встречают огромные белые буквы: «Вам не следует пытаться открыть двери. Все нужные двери будут открыты». Наш путь — это рельсы, а мы — вагонетка. Как и в Medal of Honor, здесь почти с самого начала складывается впечатление, будто чья-то рука ставит действие на «паузу» и терпеливо ждет, пока главный герой соизволит забраться в окно или завязать шнурки. Вы поднимаетесь из окопа, и огонь всех без исключения пулеметов в округе мигом переключается на вашу скромную персону. Как приятно быть в центре внимания!

Неприятельские «подкрепления» материализуются в наглухо закрытых помещениях, а перестрелки в городах напоминают школьный тир, когда на месте одной картонной «уточки» тут же возникает другая. Супостаты знают, как правильно менять диспозицию, но достаточно глупы, чтобы не забыть высунуть из укрытия какую-нибудь конечность. Процесс курощения гадов здорово облегчает функция «взгляд через перекрестье», взятая напрокат у Operation Flashpoint.

Лишь дважды авторы отступают от придуманных ими же правил и вносят в меню «оборонительные» миссии. Не важно, что мы защищаем: стратегически важный мост или печально знаменитый «Дом Павлова», цель все равно одна — прикончить как можно больше «репопящихся» врагов и продержаться указанное количество минут. Со стороны выглядит презабавно. Пока игрок носится, словно белка в колесе, пытаясь разорваться между отстрелом прущих со всех сторон танков и оравой бешеных фрицев, остервенело колошматящих его прикладами по затылку, напарники, ведомые пришибленным ИИ, бесславно дохнут. Фельдшера под рукой нет, аптечками, кроме нас, никто пользоваться не умеет, за метание гранат парням впору ставить жирный «кол»…

Винтовка на троих

Недостатки дизайна отчасти компенсируются зрелищностью и добротным техническим исполнением. Перебравшись к Activision, сотрудники Infinity Ward получили доступ к сильно модифицированному движку Quake 3, который уже успел зарекомендовать себя в Return to Castle Wolfenstein3. Результат — даже на пересеченной местности, у берегов речек, где плещется симпатичная шейдерная вода, и в местах большого скопления техники действо никогда не превращается в просмотр слайд-шоу. Ваш корреспондент испытал нечто подобное во время штурма Красной площади в Сталинграде, но, к счастью, пытка была короткой.

Будь в CoD только «сингл», итоговая оценка вряд ли поднялась бы выше 70% — линейные овечки Долли, у которых за душой нет ничего, кроме 5-6 часов геймплея да пресловутой «киношности», порядком надоевшей за последние месяцы. За высокий балл следует поблагодарить multiplayer-режим. Интересные карты, традиционно качественная поддержка пользовательских модов, сбалансированное оружие вызывают исключительно приятные эмоции. Настораживают лишь подозрительно квейковская прыгучесть бойцов да отсутствие меню выбора «шкурок», но это, равно как и пониженную «кровавость», вылечат если не патчи, то оч.умелые ручки фанатов — точно.

Корн-поп

Вот так они и живут под одной крышей: яркий, одноразовый симулятор камеры «Стедикам» для любителей незамысловатых развлечений и умело изготовленный «мульти», не дотягивающий, впрочем, до высоких стандартов Battlefield 1942. Даже если вам нравится что-то одно, заплатить придется за весь комплект.

И не забудьте купить попкорн.

Примечания

1Эта миссия — чистейшей воды выдумка. В реальности на борту «Тирпица» не было и ноги британских коммандос. Никто не крал оттуда документы и уж тем более не взрывал ценное оборудование. Линкор был уничтожен 12 ноября 1944 года эскадрильей «ланкастеров», сбросивших на корабль три шеститонные бомбы. Рассказ о том, как это было, можно прочитать здесь.

2А в финале наши войска возьмут Рейхстаг, водрузив на крышу флаг с полотнищем, прикрепленным к древку шиворот-навыворот.

3По всей видимости, именно из-за Call of Duty была отправлена в утиль РС-версия «сингла» Wolfenstein: Enemy Territory — имея на руках потенциальный клон Medal of Honor и сомнительную бодягу о проделках оживших египетских мумий, Activision выбрала первое.

 Снова экшен про Вторую Мировую, но уже несколько иной направленности. Если быть более точным, Call of Duty — очередная интерпретация темы Medal of Honor . Что, впрочем, неудивительно — над игрой работают бывшие авторы Allied Assault. Удивительно другое: от фирмы 2015 Inc ., разработавшей вышеупомянутый шедевр, отпочковалось уже столько команд, что впору загибать пальцы второй руки двадцатого гражданина в третьем ряду. Откуда они взялись? Видимо, любая контора, имеющая в своем штате бывшего сотрудника 2015 Inc. (будь он даже уборщицей), считает себя вправе писать на коробке с игрой "от авторов Medal of Honor".  

 Но это так, к слову. Если приглядеться, то в Call of Duty можно обнаружить все признаки хитового экшена. Наш альтер-эго — отнюдь не герой, он всего лишь жалкий, напуганный солдатик, не способный и шагу ступить без помощи товарищей по оружию.

 С кампаниями тоже все не так, как обычно. Ну да, конечно, без перепаханных всеми кому не лень пляжей Нормандии и прогулок "behind the enemy lines" в шкуре британских коммандос не обошлось и здесь. Но в Call of Duty есть и кампания за СССР, более того — она проработана куда тщательнее всех прочих!

 Начинается русская кампания в Сталинграде. Играя за кое-как одетого и едва вооруженного новобранца, нам придется первым делом форсировать Волгу на понтоне вместе с сотней будущих трупов. Политрук, обводя притихших желторотиков ледяным взглядом, обещает расстреливать трусов и дезертиров на месте. Но уже через несколько минут про его слова забывает большая часть солдат: оказавшись под обстрелом немецкой артиллерии, подрезаемые очередями "Мессершмиттов", обезумевшие люди прыгают в воду, пытаясь добраться до спасительного берега. А там, в руинах до неузнаваемости обезображенного города, затаились сотни фашистов. "Счастливчиков", доплывших до противоположного, "нашего" берега, ждет еще более страшная участь — заградотряды НКВД не дремлют. Повода для эйфории все-таки нет: авторы явно не корпели над историческими талмудами, ограничившись просмотром х/ф "Враг у ворот", о чем свидетельствуют забавная, наполовину латинская кириллица и прочие огрехи. И тем менее — Омаха Бич отдыхает без вопросов.  

 После сталинградских кошмаров детская возня союзнических войск вызывает лишь снисходительную улыбку. Американский вояка должен подготовить плацдарм для высадки десанта в приснопамятный D-Day, ну а британские SAS'овцы займутся подрывом дамбы "Эдер" и саботажем на крупнейшем немецком линкоре "Тирпиц".

 В отличие от все того же Medal of Honor, в Call of Duty почти не будет единоличных геройств — большую часть заданий нам предстоит выполнять бок о бок с нашими AI-коллегами. Для этого разработчикам пришлось изрядно попотеть над искусственным интеллектом бойцов: каждый из них способен на такие осмысленные действия, как прыжки из окон и через препятствия, а также грамотное использование особенностей местности (в E3-ролике они прятались даже за живой коровой!).

 А вот графика несколько разочаровывает. Движок Quake 3, несмотря на многочисленные подтяжки, нынче стал настоящим анахронизмом. И все же не пропустите Call of Duty — если авторы не наделают глупостей, нас ждет весьма качественная игра.

Разработчик: Infinity Ward
Жанр: FPS
Год релиза: 2003.

Шутеры про Вторую мировую войну в начале 2000-х обрели просто-таки невероятную популярность, что породило их бесконечные потоки на прилавки магазинов и компьютеры игроков. Хотя критики по всему миру беспощадно ругали разработчиков за отсутствие свежих идей и банальный перенос основных театров боевых действий из одной игры в другую, всем на это было наплевать - и игры про Вторую мировую войну всё больше и больше заполняли игровое пространство. Вышедшая в 2002 году Medal of Honor: Allied Assault вывела популярность жанра на новый пик, ну а геймеры того времени проглотили не задумываясь и оба дополнения к ней (Spearhed и Breakthrough), не оглядываясь на критиков, попросив к тому же ещё добавки. Спрос порождал предложение, и многие пытались переплюнуть детище 2015 Inc. на стезе шутеров про Вторую мировую войну, однако сделать это так никому и не удалось. За исключением, конечно же, самих выходцев из 2015 Inc., которые смогли сбросить короля с престола своей новой франшизой, которой суждено было стать Call of Duty.

22 бывших сотрудника 2015 Inc. в 2002 году покинули студию и основали собственную под названием Infinity Ward, анонсировав вскоре свой первый проект - шутер про Вторую мировую войну под броским заголовком Call of Duty, который должен был стать идейным наследником MoHAA, превзойдя "родительницу" по всем параметрам. В общем, ребята из Infinity Ward взялись за разработку того, что умели и что приносило прибыль. Проект сразу приковал к себе внимание общественности, поскольку народная любовь к MoHAA была весьма сильна, да и у разработчиков был определённый кредит доверия. К концу 2003 кода CoD добрался до релиза, собрав сдержанно хвалебные рецензии, однако потопом наводнив компьютеры популярных на тот момент игровых клубов и чуть менее популярных домашних ПК ещё одним постояльцем.

Пока любители RPG наслаждались свежими Star Wars: Knights of the Old Republic и Gothic 2: Nights of the Raven, стратеги осваивали скирмиш C&C: Generals и постройку чудес света в Rise of Nations, а любители весёлых покатушек знакомились с прелестями тюнинга NFS: Underground, ценителям FPS оставались напрочь консольный Halo, футуристичный Tron 2.0 и серьёзные Vietcong с Hidden & Dangerous 2. Однако к концу 2003 года, как бальзам на сердце, грянул CoD - с такой хорошо знакомой темой Второй мировой войны, высадкой союзников в Нормандии и другими давно знакомыми бывалым ветеранам шутеров о ВМВ местами боевых действий. Радости многих не было предела.

Встречает нас CoD старым добрым Quake 3 Engine (который ныне в дань моде называют id Tech 3), затёртым до дыр ещё в MoHAA. Конечно, косметически игру изрядно приправили, но в целом, если не заострять внимание на видоизменённом компасе, перепутать картинку CoD и MoHAA проще простого. Тут впору пожурить разработчиков за некоторую отсталость в плане графики, особенно если сравнивать её с мэтрами индустрии, явившимися миру незадолго до релиза героя статья. Графически CoD ни в какое сравнение не идёт с тем же Max Payne 2 - не первая свежесть движка даёт о себе знать. Но в CoD играли совсем не для услады глаз, нет. Игрокам нужно было бесконечное тратататата, коим раньше в обилии снабжал MoHAA, но в ещё большем количестве предоставил CoD. Фактически отличий от MoHAA у CoD практически нет - то же оружие, практически та же графика, такой же геймплей и схожие игровые эпизоды. Есть при этом, конечно же, несколько нововведений, отличающих CoD от толп безликих шутеров о ВМВ и вознесших его над предшественником. Первым из таких моментов, безусловно, являются союзники, которые мало того что будут сопровождать игрока практически всегда, так ещё и оказывают реальную помощь, хотя и не в каждом эпизоде. Порой можно просто наблюдать, как в ходе перестрелки между нашими бравыми вояками и не столь бравыми вояками вермахта последние начинают сдавать позиции даже без помощи нашего альтер эго. Приятно, чёрт побери, наблюдать подобные эпизоды! Однако и в этом моменте без ложки дёгтя не обошлось, ибо зачастую в вышеописанных эпизодах на стороне наших бойцов сражается великий и могучий респаун союзников, видимый столь очевидно, что начинаешь слышать скрежет собственных зубов. Компенсирует сей досадный момент периодически случающийся респаун противников, тормозящий сюжетные рельсы, пока игрок не додумается угробить офицеров, имеющих радиосвязь непосредственно с самим фюрером, который, по мнению ребят из Infinity Ward, смог разработать некую вундервафлю, способную бесконечно поставлять партии свежего "мяса" на поле брани.

Перестрелки, на мой взгляд, выполнены очень качественно - оружие хорошо чувствуется и реалистично стреляет, будь то отечественный ППШ или заокеанский M1 Garand. Ну а возможность стрельбы непосредственно через прицел оружия, а не через перекрестие на экране стала прямо-таки визитной карточкой игры. Про интеллект противников трудно что-то сказать, поскольку они очень серьёзно заскриптованы, и, пробегая уровень повторно, внимательный игрок заметит, что враги расположены вновь на тех же позициях и делают ровным счётом то же самое, что и при предыдущей встрече. Если об этом особо не задумываться, то бой проходит весело, задорно и местами совсем не просто. Стреляют противники весьма неплохо, а нашему протагонисту вне зависимости от нации хватит небольшого количества свинца, чтобы поскорее увидеть окно загрузки. Периодически геймплей разбавляют развлекухами, многие из которых знакомы по MoHAA, вроде покатушек на танках и автомобилях с попутной стрельбой из них, дабы беготня с автоматом наперевес не успела приесться. Есть также и миссии "под прикрытием" - опять-таки сродни оным из MoHAA, есть и поиск зениток с их последующим уничтожением, а также стрельба из оных, - в общем, не заскучаете.

Возможность игры за солдат трёх разных стран даёт возможность взглянуть на происходящие события немного под разными углами, да и дизайн уровней слегка изменяется. Пока американцы с англичанами воюют на территории противника, советским солдатам приходится отбивать фашистских неприятелей от стен родного Сталинграда. Сюжетно кампании никак не связаны, поскольку каждая из них фактически представляет собой набор миссий, связанных разве что одними героями. Кампания американцев представлена этакими грамотными тактическим операциями, уничтожением оборонительных сооружений и укреплений. Британцы, в свою очередь, проводят спецоперации глубоко в тылу врага, вехой в которых является уничтожение немецких ракет Фау-2. Ну а в советской кампании Красная Армия представлена совсем уж оголтелыми комрадами, бросающимися в самое пекло с криками "За Сталина!", имея за пазухой только пяток патронов. Понятно, что источником вдохновения по крайней мере советской кампании был уже упомянутый "Враг у ворот", которому до исторической достоверности как ползком до Китая, но выглядит всё страшно реалистично. Кругом крики, бессмысленные смерти, паника и комиссары, готовые при первых признаках дезертирства угомонить нерадивых товарищей очередью из пулемёта. Советская кампания - самая зрелищная из всех, и война в ней представлена наиболее отвратительно. Сцены штурма Рейхстага и битвы за Сталинград надолго врезаются в память, легко затыкая за пояс несколько схожую по накалу страстей высадку союзников в Нормандии из MoHAA. В американской и британской кампаниях ничего подобного попросту нет.

Подводя итоги, можно констатировать, что Call of Duty - отличный шутер о Второй мировой войне, главными козырями которого является динамичность, зрелищность и драйв. Немного устаревшая на момент выхода графика, копирование идей MoHAA, а также тотальная заскриптованность и линейность, хотя и несколько портят впечатление от игры, не способны затмить собой отличные перестрелки, атмосферу и неплохой дизайн уровней.

Обложка Call of Duty 1

Call of Duty – именно с этой игры стартовала одна из самых известных серий шутеров от первого лица. Первая часть рассказывает о событиях второй мировой войны, где вы, в качестве разных героев, посетите большинство из основных полей сражения славной войны и приложите свою руку к ее положительному исходу. Новинка была создана одним из ведущих представителей разработчиков, который специализируется именно на играх о Второй мировой войне. Во всех элементах шутера прослеживается тонким мотивом предыдущая часть, над которой вели работу практически весь авторский состав - Medal of Honor: Allied Assault. Здесь мы увидим все то, что разработчики только начали пробовать на предшественнике – лихие автомобильные заезды с попутными обстрелами блок-постов и полусонных немецких солдат, управление зенитными орудиями и зимние снайперские задания.

Особенности игры

  • "Кал оф Дьюти" не зря стала одним из эталонов военных шутеров от первого лица, отражающих действия второй мировой войны. В игре отражены самые важные моменты войны, которые были реализованы на высочайшем уровне.
  • Графика не отличается оригинальностью и изготовлена на стареющем квейковском движке, пускай многие ругают игру за излишнюю аркадность, но ни один человек не сможет осудить разработчиков в отсутствии динамичности. Каждая из миссий построена с особой тщательностью.
  • Главное, сделать прохождение максимально интересным, но в то же время напомнить игроку об ужасах и страхах войны. Гарантирую, что в процессе прохождения, у вас несколько раз будет меняться о ней мнение, порой даже на диаметрально противоположное.

Сюжет и события

Разнообразие действия игры напоминает стремительный калейдоскоп и позволяет в мгновение ока пронестись по всем значимым военным событиям второй мировой, будь то зачистка немецких тылов в Нормандии американцами, штурм нацистских укрепленных районов или резвая погоня на только что угнанном трофейном «Мерседесе» высунувшись из окна и поливая свинцом из автомата. Далее эстафетную палочку принимают английские освободительные войска, которые тут и там проводят диверсионные операции на территории оккупированной Франции, взрывая дамбы, захватывая мосты и расстреливая вражеские самолеты из зенитного орудия на подлете к военному аэродрому. Пиком сюжетной лини станет советская часть компании, где разработчики приготовили настоящий сюрприз, показав военные действия в непокорном советском городе во всей красе, реалистично и пугающе. По сравнению с уровнем, где вам предстоит совершить переправу через Волгу, пресловутая высадка на Омаха-Бич, реализованная в Medal of Honor, сущая забава.

Итог об игре

Один из самых удачных игровых продуктов на тему Второй мировой, это можно сказать смело. Если графическая составляющая не вызывает высоких восторгов, то геймплей и антураж, в сочетании с многочисленными спецэффектами и ярким музыкальным и звуковым сопровождением, сделает впечатление более полным. В некоторых особенно ярких моментах, вы оцените ее незыблемую комплексность, когда недостатки графики будут с лихвой компенсированы всем остальным. Серьезная и сильная игра, пусть даже она не отличается реалистичностью, заставит взглянуть на жанр шутеров по новому и не ошибусь, если она стала основателем нового направления компьютерных стрелялок от первого лица.

Читайте также: