Аутласт обзор игры

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь отвратительна и ужасна сама по себе, и тем не менее на фоне наших скромных познаний о ней проступают порою такие дьявольские оттенки истины, что она кажется после этого отвратительней и ужасней во сто крат. Наука, увечащая наше сознание своими поразительными открытиями, возможно, станет скоро последним экспериментатором над особями рода человеческого — если мы останемся таковыми, ибо мозг простого смертного вряд ли сможет вынести изрыгаемые из тайников жизни бесконечные запасы дотоле неведомых ужасов. (Г. Ф. Лавкрафт)

«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя». Признанный мастер ужасов, Говард Филлипс Лавкрафт, видимо, считал, что хрупкий человеческий разум не способен выдержать этот взгляд. Но разработчики из Red Barrels развивают его теорию. Что, если секреты, сокрытые под оболочкой повседневности, невозможно объять силами скованного человеческого сознания? Что, если безумие — подарок бездны, ключ к познанию ее секретов? И, в конце концов, что, если бездна — внутри нас?

«Интересно, как они собирались выкачивать деньги из этой дыры, полной психов?»

Психиатрическая лечебница — крайне избитый антураж для хоррора. Холодные больничные коридоры, наполненные пациентами, у которых «чердак протекает», и без всяких ужасов вызывают у большинства людей неприятные ощущения. Впрочем, для исследования вопросов, поднятых разработчиками, это самая правильная площадка. Местные обитатели — материал мягкий и податливый. Их разум настолько рыхл, что с легкостью примет любую форму.

Outlast

Клиника «Маунт-Мэссив» уже успела засветиться в новостных лентах громким скандалом. Подробности неизвестны, но после этого лечебница пребывала в забвении более тридцати лет, а потом неожиданно возобновила свою работу благодаря финансовым вливаниям исследовательской компании «Меркоф», славящейся своими неоднозначными экспериментами.

Не удивительно, что выбор конторы пал именно на это место. Сюда отправляют только забытые души: ими не интересуется ни правительство, ни родственники. Здесь они пропадают и находят последнее пристанище. Никаких судебных исков, никаких проблем.

Свои опыты и эксперименты внутри клиники «Меркоф» тщательно скрывали. Но со временем нервы начали сдавать и у самих сотрудников компании. Система безопасности дала брешь, и информация о бесчеловечных опытах над пациентами дошла до Майлза Апшера.

«Вода пахнет кровью — я чувствую этот запах. Как вкус монетки во рту, в детстве. В шепоте все больше смысла. Ловлю помехи. Похоже на чесотку».

Апшер — амбициозный журналист, охотник за сенсациями, готовый сунуть свой нос в любую щель. В «Маунт-Мэссив» он отправляется без всякого содрогания — и не с таким сталкивались. Но увиденное заставит его забыть весь свой опыт и начать думать по-новому.

Майлз совсем не похож на коллег по жанру: он не теряет рассудок, глядя на расчлененные тела, как Джек Уолтерс, в отличие от Даниэля совсем не боится темноты, да и облить себя маслом и поджечь не торопится. Даже в самых безумных ситуациях (падение с трехметровой высоты в изрядно подгнившую кучу расчлененных трупов) старается мыслить трезво и сохранять какое-никакое спокойствие.

Outlast

Поначалу герой, «твердый как кремень», кажется довольно скучным типом. Но чем дольше он бродит по обветшалым коридорам, тем плотнее безумие обступает и его. Майлз, как герои Лавкрафта, просто не может понять всю эту темную науку на грани оккультизма, он из другого мира. И тем интереснее наблюдать за метаниями его личности под давлением происходящего.

После любого важного события Майлз обязательно черкнет пару строк в дневник. Его записи, выдержанные и прагматичные, все чаще и чаще расцветают эмоциями. Он начинает испытывать страх, ярость, он, как и немногие выжившие пациенты клиники, начинает слушать помехи и находить в них голоса.

«Я внутри. Повсюду трупы. Кровь. Ожоги. С потолка свисают мертвые ученые, головы в ряд — словно бутылки в баре».

Разруха и кровавое месиво — первое, что встречает нас в клинике. Оторванные конечности и изуродованные (при этом частенько еще живые) пациенты — вот что такое «Маунт-Мэссив». Но, несмотря на внешнюю схожесть с любым трэш-слэшером, здесь гипертрофированное насилие имеет вполне себе философское и даже научное обоснование.

Только под влиянием нестерпимой физической и душевной боли, на грани агонии, разум человека будет достаточно чист, чтобы в нем смогли открыться врата в бездну. Примерно такой теории придерживался «мертвый доктор» Вернике, разрабатывая проект «Вальридер» в сотрудничестве с корпорацией «Меркоф». Все безумства, что встретятся нам на пути, — во многом именно последствия реализации этого проекта: «Вернике говорит о спонтанных кровотечениях, опухолях, психосоматических реакциях душевнобольных. Ходит по грани, что отделяет науку от нацистского мистицизма».

Outlast

Впрочем, частично кровавая разруха — дело рук самих пациентов, не выдержавших опытов доктора.

Сталкиваться с ними придется постоянно, однако дать отпор герой не в состоянии (зато гибнет буквально после пары ударов). Единственный выход — убегать, прятаться под кроватями и в шкафах, молясь, чтобы очередной психопат, проверив соседний шкафчик, развернулся и ушел.

Можно и просто затаиться в темноте. Ни лампочками, ни свечками обитатели лечебницы не обременены, а у героя имеется видеокамера с инфракрасным фонариком. Но батарейки садятся в момент, а новые найти не так-то просто.

Outlast

Но агрессивные пациенты все же меньше пугают. Ими движут вполне понятные вещи — ярость, гнев. «Научные» опыты почти полностью уничтожили их сознание, сведя его до первобытного уровня. Как зараженные в «28 дней спустя», они просто не знают ничего, кроме насилия. Изувеченный великан, ветеран войны Крис Уокер, который будет преследовать героя всю игру, к примеру, просто любит отрывать людям головы. Но за этим ничего не стоит, его мотивы ясны — это просто ради удовольствия.

Другое дело — изуродованные пациенты, бьющиеся головами о стены, рыдающие под кроватями и молящиеся неработающему телевизору. При попытке представить, что творится у них в голове и что привело их в такое состояние, становится жутко.

«Я моргаю и вижу тест Роршаха. Пятна похожи на роящихся насекомых и воспаленные раны».

В остальное время мы просто бродим по клинике в надежде найти выход. Игра дает лишь элементарные указания в духе «найдите ключ от лифта», но никаких намеков, где может быть этот ключ, ждать не приходится.

Разработчики хотят, чтобы вы заблудились в бесчисленных коридорах. Подобные прогулки напугать могут не меньше, чем встреча с очередным психом. Тихие скрипы, приглушенные голоса из-за стены и звуки собственных шагов сливаются с гнетущей фоновой музыкой и давят на психику.

Тут же на помощь приходит и камера. Хоть единственное ее функциональное предназначение — быть фонариком, она способствует созданию очень липкой и тонкой атмосферы ужаса. Благодаря ей действительно вживаешься в шкуру героя, как когда-то в «Ведьме из Блэр».

Блуждая по клинике, Майлз Апшер находит многочисленные записки и личные дела. И это единственный способ разобраться, что здесь происходит, поскольку немногочисленные разговорчивые пациенты готовы поделиться лишь странными намеками, а дельную информацию из их потока сознания извлечь крайне трудно.


В сентябре 2013-го года журналист-одиночка пропал при загадочных обстоятельствах во время съемок документального фильма. Позже отснятые им материалы были найдены и обнародованы.

Скорость выхода обзоров зашкаливаэ!
Ну а если серьезно, то игра может напугать только малньких, если честно.

Вот если честно. Вас сделал обзор и юморнум, и полным, и атмосферным. Круто вышло!
Дай пять!

Ммм, у Васи есть замечательная черта — нетривиальность :) Спасибо за обзор, Вась.

Это офигенно =) Временами обзор очень и очень улыбнул ;)
Особенно «Я должен пойти дальше!» и «Ответ — пять»)))

Прошел игру на ютубе с PewDiePie. Надо сказать, игра меня впечатлила
Но концовка тут, конечно… Разочаровывает

А обзор мне очень понравился. Оригинальный и интересный. Посмеялся местами. Игра на самом деле по началу пугает, а под конец как то может надоесть.

Василий, огромное спасибо за обзор! Посмеялась.
P.S. игру давно прошла и есть желание снова побегать по этому милому местечку.

Кажется в видеообзор вылили весь сарказм по поводу происходящего в игре)))

Хочу олдскульный хоррор с хреновым управлением, фиксированной камерой и загадками про птиц с роялем и тысячей ключей, разбросанными по ОСОБНЯК(!!)у.

P.S. В конце обзора надеялся на скример :D

Думаю будет круто если Вася серьезно займется прохождением этой игры в стиле «Разум Фримена».
Плюс щепотку юмора и будет вообще шикарно!

Outlast: Whistleblower

Напомним, в оригинале мы играли за журналиста Майлза Апшера, который, получив информацию о нарушениях в психиатрической клинике «Маунт-Мэссив», приехал туда лично проверить эти слухи. И столкнулся с толпой психов, которые фактически захватили больницу. Сюжет, прямо скажем, не отличался особым изяществом (в отличие, например, от вышедшей в те же дни Amnesia: A Machine for Pigs), но безумие здесь было показано настолько натуралистично, жутко и неприкрыто, что про банальность и клишированность сценария думать было некогда.

Так вот, дополнение Whistleblower рассказывает предысторию — на этот раз мы играем за того самого человека, который, собственно, послал Майлзу информацию, нарушив договор о неразглашении. Вейлон Парк работал по контракту на компанию «Меркоф», что проводила в клинике бесчеловечные эксперименты над людскими мозгами. Проявив свою гражданскую позицию, он, по собственным словам, крупно облажался: Парк сам стал одним из подопытных. И теперь, чтобы выбраться из больницы и остаться в живых, он вынужден лично столкнуться с жертвами экспериментов. А эти встречи, мягко говоря, не из приятных.

Они убили Фрейда!

Впрочем, поначалу DLC скорее разочаровывает. Скудность игровых ситуаций в Whistleblower становится совсем уж вопиющей. По сути, всю первую половину двухчасового дополнения Вейлон Парк просто убегает от окровавленного голого мужика с пилой, который кричит ему вдогонку: «Накорми меня!»

Outlast: Whistleblower

Играть с полным желудком по-прежнему строго не рекомендуется!

Да, спору нет, презентация этого каннибала была впечатляющей: возможно, кому-то даже стало дурно при виде того, что он делает с еще живыми людьми. Да, постановка по-прежнему на высоте — мы наблюдаем малоприятные сценки с участием местных безумцев, смотрим на кровь, которой харкает герой, и шарахаемся, когда какой-нибудь псих вдруг выскакивает прямо перед носом и бьет Парка в лицо. Именно режиссура выгодно отличала Outlast от прочих инди-ужастиков, и в дополнении с этим тоже все в порядке.

Но все это работает лишь в первые 10 минут. Мы это уже видели в оригинале, а ничего нового Whistleblower не предлагает. Все та же видеокамера в руках, те же прыжки через поваленные столы, нервный поиск, куда бы убежать и спрятаться, как бы поскорее закрыть дверь и залезть в очередную вентиляционную шахту. И когда при этом вас преследует один и тот же мужик с пилой, хочется уже не прятаться от него под кроватью, а дать чем-нибудь тяжелым по голове и спросить: «Эй, ну ты угомонишься уже или нет?»

Спасает дополнение ее последняя треть. Здесь снова дает о себе знать, скажем прямо, нездоровая фантазия разработчиков. Сексуальные девиации и извращения и раньше были отличительной чертой Outlast, но здесь они вышли на первый план, а авторы, кажется, превзошли сами себя. Несчастный Парк попадает в логово местного сексуального маньяка, который устраивает такое, что одновременно хочется и плакать от страха и унижения, и смеяться от того, что он упорно нас называет… Впрочем, не будем разводить спойлеры.

Пожалуй, мы даже не будем комментировать, чем тут занимается этот псих.

В последней трети Whistleblower очень удачно сошлись все главные аргументы Outlast: и шикарная режиссура, и нездоровая фантазия авторов, и натуралистичность, и идеально переданное чувство затравленной, загнанной в угол жертвы, и доведенное почти до гротеска сумасшествие с сексуальным подтекстом. И все сплелось в безумный кровавый спектакль, от которого натурально стынет в жилах кровь. Вот и получается парадокс: Whistleblower еще короче и однообразнее оригинала, но при этом и страшнее.

Плюсы: еще больше жути и безумия.
Минусы: разнообразие игровых ситуаций по-прежнему оставляет желать лучшего.

Несмотря на коммерческий успех, высокобюджетная Санта-Барбара в лице таких именитых серий, как Assassin’s Creed, Far Cry и Splinter Cell, все же наскучила некоторым сотрудникам Ubisoft. Собрав вещи в коробку из-под принтера, радикально настроенные разработчики покинули стены знаменитой компании и основали студию Red Barrels.

Сам себе режиссер

Журналист Майлз Апшур получает письмо, в котором аноним делится тревожными наблюдениями о психиатрической лечебнице «Маунт-Мэссив». Если верить его словам, то некая владеющая клиникой Murkoff Corporation проводит над пациентами чудовищные эксперименты, зарабатывая на их страданиях много денег. Наш добропорядочный служитель пера и диктофона просто не вправе упустить сенсационный материал, поэтому, вооружившись камерой, он немедленно отправляется в зловещее учреждение.

Outlast

Видеосъемка, пожалуй, главная отличительная особенность Outlast. Если в объектив попадает что-то интересное, Майлз тут же делает любопытную заметку в дневнике (эти записи — единственное, что проливает свет на характер главного героя). Однако гораздо чаще нам придется пользоваться другой функцией камеры — ночной съемкой. После нажатия соответствующей кнопки реальность приобретает совершенно другой облик, а происходящее на экране начинает активно цитировать «Искателей могил» и «Репортаж». Прием для кинохорроров, конечно, не новый, но в рамках компьютерной игры смотрится достаточно свежо.

Outlast

Отдельного внимания заслуживает местный зум: заметив нечто подозрительное в противоположном конце коридора, мы достаем камеру и начинаем судорожно фокусировать изображение. По мере приближения картинка размывается, обрастая все новыми деталями. Так, из темноты появляются сначала горящие глаза, а затем их зловещий хозяин с палкой в руках и ненавистью в душе (если, конечно, она у него еще осталась). Нажимаем рычаг, возвращая объектив в исходное положение, — и перед нами опять всего лишь коридор, идти в который, правда, уже совсем не хочется. Таким образом, камера, как ошибочно кажется поначалу, вовсе не безобидная техника, а оружие запугивания в умелых руках разработчиков.

Больничные истории, прощай, пока, до скорого

Главными звездами нашего документального фильма станут пациенты лечебницы. Из них кто-то тихонько сходит с ума и не представляет опасности, кто-то, едва заметив не вписывающегося в привычный интерьер журналиста, спешит настучать по голове, а кто-то, вроде гигантского маньяка, трепетно называющего Майлза «поросеночком», обременяет своим вниманием всю игру.

Outlast

Драться наш герой не умеет, а какого бы то ни было оружия в клинике нет (сотням мертвых охранников, валяющимся на уровнях, табельные пистолеты, видимо, никогда не выдавали), поэтому надеяться остается лишь на свои ноги и смекалку: убегаем в лучших традициях Slender: The Arrival, прячемся в шкафах и под кроватями, запираем за собой двери. При этом Майлз активно реагирует на препятствия, хватается руками за стены, нервно дышит и не хуже Фэйт из Mirror’s Edge заставляет поверить в то, что происходящее на экране переживает не бездушная компьютерная модель, скроенная из нескольких тысяч полигонов, а живой человек.

Противники, в свою очередь, стараются активно изображать серьезную угрозу, но ждать продуманной тактики от них не стоит. Забежав вслед за вами в очередную комнату, преследователь обычно проверяет пару шкафчиков, в недоумении чешет репу и, плюнув на это бессмысленное занятие, уходит по своим делам. Правда, если монстр все-таки угадает и откроет дверцу, за которой прячетесь вы, можно ненароком, пардон, обделаться.

Тем не менее вид и поведение экспонатов местной кунсткамеры далеко не единственное, что призвано заставить ваше сердце быстрее гнать кровь по жилам. Как говорила Наташа Ростова, «ожидание праздника часто бывает лучше самого праздника», и авторы Outlast полностью поддерживают это высказывание. Угнетающая атмосфера грязной психушки, все эти потусторонние звуки, крики и нарастающие эмбиент-темы вместе с вечной неизвестностью и бессилием героя делают свою работу.

Outlast

Здесь действительно страшно, даже очень страшно, но… уже после нескольких уровней наступает полная адаптация, и даже скримеры вроде неожиданно выскакивающего из инвалидного кресла пациента предательски перестают пугать. Хоррор постепенно отходит на второй план, уступая место беготне по коридорам и поискам вентилей для какого-нибудь жизненно важного устройства, а догонялки с больными становятся обыденным мероприятием вроде похода за хлебом.

Интерес мог бы удержать хороший сценарий, но, увы, он целиком умещается на одном тетрадном листе и совсем не блещет изысками в подаче: сюжет рассказывается через разбросанные где попало документы и немногочисленные ролики. Единственное, что авторам действительно удалось, так это соорудить непредсказуемый финал в лучших традициях F.E.A.R. и Portal.

И все-таки Outlast никак не назвать провалом. Благодаря приему с камерой игра обрела удивительный эффект присутствия, который, в свою очередь, обеспечил тягучую, вязкую атмосферу кошмара, порой выбирающегося за виртуальные рамки. Даже после прохождения чувствуешь себя неуютно, когда сидишь вечером в пустой квартире. Так и хочется достать видеокамеру и посмотреть в объектив — ну, на всякий случай. Редкие игры настолько проникают в обыденную жизнь своего пользователя, и уже за это Outlast заслуживает внимания. Попытайтесь закрыть глаза на хроническую «Амнезию», и перед вами предстанет довольно бодрый, в чем-то даже инновационный хоррор, который запросто прибавит вискам пару седых волос.

Читайте также: