Сколько лет прожила богородица в земной жизни после смерти христа
Обновлено: 25.04.2024
О жизни этой прекраснейшей из Женщин Священное Писание говорит не много. По своей скромности Пресвятая, скорее всего просила Евангелистов больше писать о Сыне, чем о Матери. Христиане знают о Благовещении и посещении Девой Марией праведной Елизаветы, о Рождении Христа и бегстве в Египет. А как жила Мать после Распятия Сына.
Женщины в древнем Израиле не зарабатывали на жизнь. Они существовали только на средства мужчин. Богоматерь с другими женщинами стояла у Распятия. Ее сердце страдало, «оружие прошло душу», Дева плакала, не думала, как жить дальше.
Думал любящий Сын, умирал на Кресте, но заботу о Пресвятой Богородице поручил любимому ученику. Иоанн — теперь ее сын (Ин.19:26-27) и вместе с ним весь род человеческий усыновлен Матерью.
Кто такая Пресвятая Богородица
8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов.
Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?
Уникальная Мария
Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.
Успение Богородицы
Под конец жизни Приснодева сильно скучала о Сыне, молилась и просила забрать Ее. Богоматерь пребывала в молитве, когда перед очами как в юности появился Архангел, и обрадовал : «Через три дня Господь исполнит просьбу». В руках Гавриил держал райскую ветвь от финикового дерева.
В день погребения ветвь, что сияла неземным цветом, понесли перед гробом Царицы Небесной. По ее молитве, силой Божией, апостолы из разных концов мира оказались у смертного одра. Божии избранники получили напутственное благословение Матушки, увидели неземное чудо . Сам Христос в окружении Небесных сил пришел за душой Своей Матери. Предание говорит, что это было в третье четверти века.
Во время погребения иудейский священник Афония попытался одр с Телом перевернуть. Вмиг руки иудея отсекла невидимая сила, на некоторых иконах «Успения» это видно. После покаяния Афония принял христианство и исцелился. Господь не привел апостола Фому к погребению, тот лишь на третий день прибыл в Иерусалим и в открытом для прощания гробе не нашел Тела Царицы Небесной!
Так говорит Евангелие
Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.
Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.
Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.
Дышу Православием
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Родители Богородицы
Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.
Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.
Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.
Жизнь после Распятия
Об этих событиях известно из Священного Предания. На иконах Вознесения Христова, Сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы в центе Пресвятая Богородица. Пречистая стала сердцем молодой Церкви, стояла у истоков.
- Богоматерь стала свидетельницей первого мученичества за Христа. Молилась, чтобы дал Бог сил устоять в вере архидиакону Стефану. Сама прославилась верой и чудесами
- Апостолы пошли с проповедью, когда Дева еще не ушла из этого мира, ей выпал жребий просветить Иверию. Но явился Ангел и возвестил: Грузия примет Христа позднее.
- Богородица жила в Иерусалиме, в галилейском доме Иоанна Богослова, посещала опустевший Гроб Господень.
- Божья сила скрывала Богоматерь от иудеев, которые охотились за Девой повсюду, потому что Пречистая неустанно рассказывала о Сыне, утешала, помогала.
- В морском путешествии на Кипр к епископу Лазарю Четверодневному корабль, после шторма, оказался у Афонского полуострова. Матушка Божия обратила жителей в христианство, уничтожила языческие культы острова и благословила Афону быть молитвенным, Ее уделом.
- За любимым учеником Христа Отправилась в Эфес, там даже почитались развалины дома, где они жили.
Как произошло Успение Богородицы ?
Как произошло Успение Богородицы? Сколько было лет Богоматери на момент Ее Успения?
В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.
Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.
Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).
Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?
Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.
Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.
Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.
Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.
Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.
Сколько лет было Богородице, когда Она окончила земную жизнь
События земной жизни Спасителя достаточно подробно описаны в Новом Завете, и они хорошо известны каждому верующему. Евангельский рассказ упоминает о Марии как бы вскользь, делая Ее участницей только нескольких эпизодов. Такое молчание евангелистов вполне понятно — центром благой вести и всей христианской веры был, есть и будет Христос, и только Христос. Но без знания дальнейшей судьбы Богородицы все же непонятна та честь, которая и поныне воздается Ей Церковью.
После событий Рождества и довольно продолжительного пребывания в Египте святое семейство вернулось в свой город Назарет. Тайну непорочного рождения Христа знали только сами супруги и еще несколько священников, которые вскоре умерли. Для остальных людей, в том числе и для старших детей Иосифа, Иисус был его родным сыном. В этом не сомневался никто, поскольку мнимый муж Богородицы имел настолько безупречную репутацию, что иных вариантов даже и не предполагалось.
Рождение Богомладенца мало повлияло на семейный уклад Марииного дома — все так же Обручник продолжал ходить по окрестностям, строя и ремонтируя жилища; все так же Богородица несла на Себе груз женских забот по дому. Изменилось разве отношение мужниных родичей — они с прохладой приняли Иисуса, не желая признавать дополнительного наследника. Поначалу хорошо относился к Нему лишь самый младший из детей Иосифа — Иаков. Он полюбил Марию как вторую мать и как старшую сестру, а Младенца Христа сразу признал братом, разделив с ним свою долю наследства. Иаков же стал помогать Марии, когда она овдовела, а Спаситель был еще слишком юн, чтобы зарабатывать самостоятельно.
Достигнув совершеннолетия, Иисус взял инструмент отчима и стал добывать на пропитание Себе и Матери. Так прошло более десяти лет, пока однажды Он не вышел на проповедь, которая и была одной из главных целей Его земной жизни. Мария с самого начала знала, что именно для этого Господь пришел на землю, и как мать не препятствовала Ему. Более того, практически сразу после выхода на общественное служение Ее Сына, Пречистая присоединилась к числу женщин-учениц, следовавших за Христом вместе с апостолами.
Спутницы Иисуса взяли на себя все тяготы по созданию для Учителя и учеников элементарных бытовых условий — покупали и готовили пищу, стирали и чинили одежду, старались всячески поддержать своих сыновей, братьев и мужей. Все трудности проповеди Пресвятая делила со Христом вплоть до того момента, когда Его арестовали, осудили на смерть и распяли на Голгофе. Как и прочие женщины, Она ни на минуту не отошла от страждущего Сына в часы крестных мук и в минуту смерти. По Преданию, она же была и среди мироносиц, первыми получивших радостную весть о Светлом Христовом Воскресении. Присутствовала Она и тогда, когда Господь окончательно покинул землю и вознесся в небесную славу.
Знала ли Богородица о том, что дала плоть Самому Творцу вселенной? Церковь однозначно говорит: Да! Но это знание развивалось в Ней постепенно, зародившись сначала как некая духовная интуиция и лишь со временем развившись в твердую уверенность в божественном достоинстве Ее Сына. Она, как пишет евангелист Лука, слагала в своем чистом сердце все слова и события, связанные со Спасителем и бережно соединяла эти части в единую мозаику, которая полностью стала явной в день Воскресения. После победы Иисуса из Назарета над грехом и смертью ни у кого из учеников не возникало и тени сомнения, что Мария — Мать Господа и Спасителя мира.
Предание рассказывает, что Она прожила оставшиеся годы Своей земной жизни вместе с апостолом Иоанном Зеведеевым — любимым учеником Иисуса, которому Тот незадолго до кончины на кресте поручил всячески заботиться о Ней как о родной матери. Большую часть времени Мария, и Иоанн прожили в Иерусалиме. Вторым родным городом для них стал Эфес, где подолгу бывал апостол.
Несмотря на уже немолодой возраст, Пречистая не сидела без дела — Она продолжала проповедовать, утешать, наставлять, поддерживать и помогать всем, кто приходил к Ней. Для апостольской общины Она сделалась живой памятью об Учителе, совестью Церкви, Матерью и Молитвенницей. Ее благословение старались получить все обращавшиеся в христианство люди, и Мария никого не отвергала. Ее сердце было горячо, любовь — безмерна, молитва — пламенна.
Пресвятая Богородица мирно отошла в Вечность в третьей четверти первого столетия. Под конец Своего земного пути Она очень тосковала по Сыну, много молилась и просила забрать Ее к Себе. Во время одной из таких молитв перед Девой, как и в далекие годы юности, предстал архангел Гавриил и сказал, что Она может радоваться, ибо Господь через три дня исполнит Ее просьбу.
Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по отдаленным провинциям Римской империи на проповедь. Трех дней было слишком мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну. Она ничего не требовала — Она просто попросила — смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, Он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
И вот настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, как сам Христос в окружении небесных сил приближался к Своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, светившееся благодатью. Казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну. Согласно Преданию, к этому времени Деве Марии исполнилось 72 года.
Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого были погребены Ее родители и супруг Иосиф. Тело Приснодевы торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские священники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные старейшинами, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально не позволил ему прийти вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и моля Бога указать им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за ужином апостолам явилась Сама Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Читайте также: