Как писать киберпанк

Обновлено: 03.07.2024

Не хотите пахать на дядю? Хотите стать крутым киберпанком? Нет ничего проще!

Допустим скажите, что в женском вопросе пол все же важен. Самое прекрасное, что вы можете это сказать когда угодно, хоть в 1982 году! С современными технологиями вам не нужно напрягаться, чтобы urbs et orbis узнал про это! Опуститесь на дно общества! Купите крутое мачете и убивайте крыс на помойках! Жарьте их на печке из алюминиевой банки, которую будете топить "Трояром". Красота!

Вот возьмем Хелен Льюис. Она была хорошей либералкой, всегда говорила правильные вещи, но вот незадача, не обновила прошивку и одна из вещей, что она сказала, не соответствует актуальной версии сборника директив LibCuck.545.235.a1! И что же с ней стало?

Ubisoft ее уволило и замеморихолило! Теперь она никогда не найдет работу с волчьим билетом! Сестра-киберпанк родилась!

Спасибо статье на ДТФ, которая обратила мое внимание на это.

Вы знаете, есть такой журнал Rock Paper Shotgun. Один из его писателей, Тим Стоун, посмел написать что он феминист и пол важен! И еще посмел, скотина, заступиться за, теперь неназываемую, Хелен Льюис. Он думал, что если сделает это в комментариях на Rock Paper Shotgun, то это никто не заметит!

ТРИГГЕРЯЩЕЕ СОДЕРЖИМОЕ - ТР*НСФОБИЯ. НЕ ЗАБУДЬТЕ УБРАТЬ ОТ ЭКРАНА БЕРЕМЕННЫХ КОШЕК.

И. Тим Стоун присоединяется к нам, отвратительным киберпанкам!

Подходящий конец для этого преступника!

Занатар прощается с вами, у меня в моей канализации еще много дел.

Я вообще не понял, о чем текст. Слишком иронично для меня, видимо.

Я вообще не понял, о чем текст.

Об экзистенциальном ужасе пребывания в мире, где муравью, который неправильно постучал своими лапками - отрывают голову.

Чересчур драматично. Уволили парочку журналистов со словесным недержанием за то, что они не уважают мужебаб и бабомужей. Та ещё трагедия. Интернет этим и страшен, что каждый теперь считает нужным поделиться своим мнением с окружающими, а потом обижается на последствия. Даже мы этим занимаемся здесь.
Мне вообще нравится наблюдать, как либеральная демократия с развитием социальных сетей и прочих коммуникаций превращается в подобие гремучей деревеньки, где правильное мнение только одно - коллектива. Иронично. ред.

Я бехолдер-кин. Мои прононсы orb/orbs/orbself. Ты меня угнетаешь и, бигот, не используя их, совершаешь акт макроагрессии и бехолдерофобии. Я напишу в твиттер Спортлото. ред.

бехолдер говоришь? Звучит по демонски

Я всё ожидаю когда в противовес этому всему родится новая контркультура. Даже не знаю что она будет из себя представлять, но очень интересно.

Альт-райты, не? Насколько бы эфемерными они не были.

Пока нет. Попозже. Даже учитывая ускорение - лет 5 минимум. Сначала "это все" начнет дробиться (это уже), потом передел пирога, формирование нового центра.
Есть еще вариант крайней радикализации, конечно, но тут не угадаешь (если не специалист).

Прикинь, какими будут носители противоположных текущим взглядам масс, ценностей - они и будут.
Какие-нибудь нео-традиционалисты, это если пальцем в небо.

однобокое у вас виденье, никому не охота ударяться в традиционализм, я ставлю на нигилизм, будут нео-панки отрицающие разом всю эту хуергу с тысячей гендеров и угнетением

Пфф, очередные маргиналы. Развлечение для молодежи, не более.

отрицающие разом всю эту хуергу с тысячей гендеров и угнетением

Вуаля! Традиционалисты! :)

Скорее всего будет склонение к мягкой изоляции, возрождение национализма.
А вот где отверженные будут кормиться - сложно пока сказать. ред.

Ну какой в баню национализм, я хочу что-нибудь веселое, а не очередную хероту со скрепами.

Не, это так не работает. :) Будут скрепы. Расслабься и наслаждайся зрелищем.

впизду, я начинаю строить Империум Человечества

Хехехе, тут дальневосточный гектар как раз раздают. Самое то для основы Империума. На худой конец секта выйдет. :)

после прочтения этих вот новостей, довольно забавно заходить в игру и смотреть, как сотрудники альбиона троечкой в рыло и с вертухи вырубают бабу во время "проверки айди"

Попытка номер два! Ведь к ИНДУСТРИИ совсем не имеет отношение ни Unisoft, ни RPS.

Быстро работают, однако. Я даже страницу обновить не успел — уже перенесли.

Яничегонепонил, но, если что, киберпанки - это писатели, которые писали киберпанк.

P.S.: не мог этого не написать. :3
P.S.S.: а ситуация страшная. ред.

киберпанки - это писатели, которые писали киберпанк.

Не совсем - если открыть книгу правил Cyberpunk 2020, то можно прочитать:

Кажется, уважаемый пользователь, вы вышли из себя, жаль :)
Also
urbs et orbis

urbis. А вообще Urbi et orbi.

Кажется, уважаемый пользователь, вы вышли из себя, жаль :)

Нет, мне просто очень понравилось как журналиста уволили за два дня.
urbis. А вообще Urbi et orbi.

urbs - именительный падеж. Urbis - генетив.
Третье же склонение, не? ред.

Не буду спорить, я латынь изучал только готовыми выражениями на курсе Международного права. Так что вполне вероятно, что я неправ.

urbi et orbi - это именно "городу и миру". Дательный падеж.

Ну а сама ситуация, конечно, уже не удивляет.

Мне их совсем не жаль(раньше было, а сегодня - нет). Миллион новостей о скандалах и увольнениях на почве словесного недержания, но люди упорно продолжают нести своё охуительно важное, но спорное мнение с именных аккаунтов.

Киберпанк история возникновения

Киберпанк история возникновения Киберпанк, Длиннопост, История

Среди технических элементов, характерных для киберпанка, числятся тотальная компьютеризация, искуственный интеллект, активное развитие кибернетики, робототехники и киборгизация человека, на подьеме находятся биоинженерия и евгеника, происходит освоение околоземного космического пространства; в социальном же аспекте для киберпанка характерны черты антиутопии и постапокалипсиса: колоссальное классовое неравенство, упадок культуры общества в целом на фоне технологичного прогресса и власти элиты — мегакорпораций и мирового капитала, разгул кибер-преступности и хакеров, активность криминальных синдикатов и мафиози всех мастей, процветающий черный рынок со всеми вытекающими; и все это на фоне экологического кризиса, постепенных климатических изменений и катастроф, локальных и глобальных военных конфликтов.

RememberMe — слешер, полностью раскрывающий эту вашу дополнительную реальность. Показанные в игре технологии не так уж далеко ушли от нынешних. Кроме фапабельной глав-героини, можно полюбоваться на Новый Париж и потрясающую проработку мира, порой даже более достоверную, чем в этих ваших DeusEx. Увы, из-за унылой боёвки и одноклеточной акробатики играть в это скучно.

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action — простой симулятор бармена в анимешной стилистике. В сам бар наведывается множество интересных личностей, вроде журналиста, говорящей собаки, работа-проститутки или фулл-тайм стриммера, которые не прочь поделиться историями из своей жизни.

Beneath a Steel Sky — классический киберпанковый квест от автора Broken Sword, с глобальными заговорами, мегаполисами и заправляющим всем злым супер-компьютером. С 2003-го года стал бесплатным.

Shadowrun — РПГ по мотивам одноимённой настолки (о которой ниже). Винрар винраров. Один из единичных гармоничных (sic!) сплавов киберпанка + фэнтэзи. Особенно 1994 года под Сегу Мега Драйв (Genesis) и наполовину квест 1993 года под SNES. Тру олдскул с текстовым диалогами, великолепными кибер-боями, хаками, кучей железа и софта, магией, критерием Дозуа (хай теч, лоу лайф)… Аж скупые мужские слезы льются от эпичности. Смело можно считать одними из лучших игр времен четвёртого поколения игровых приставок. Настоятельно рекомендуется как всем ценителям жанра, так и просто олдфагам скучающим по шедеврам, вроде Фоллаута и Плэйнскейпа.

Shadowrun Returns — долгожданное продолжение от оригинального создателя, сделанное на бабле с Кикстартера. Ждали 20+ лет, но дождались немного не того. Ролевую систему подогнали поближе к настолке (до кучи переведя бои из реалтайма в пошаговку) и накидали годных текстовых диалогов, но при этом сюжет основной кампании короток и упорот в плохом смысле этого слова, а половину возможностей ролевой системы просто-напросто негде использовать. Как и следовало ожидать, олдфагами игра была принята несколько прохладно, ньюфагами потеплее, но в целом тоже без восторга. Впрочем, разработчики не стали опускать рук, и за последующие два года напилили целых джва масштабных аддона, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong, в которых эти недостатки по мере сил поправили. В аддонах стало больше сюжета, кошерных квестов с возможностью разностороннего подхода и дополняющего это дело геймплея, ну и годные диалоги никуда не делись, разве что потолстели в несколько раз. Теперь это вполне законный вин, рекомендуемый для ознакомления фоннатам киберпанка в целом и вселенной Шэдоурана в частности.

Shadow Watch, повествующая о буднях отряда спецназа, расследующего темные дела, творящиеся вокруг построения первой в мире международной космической орбитальной базы. В наличии корпорации, триады, якудза, мрачная атмосфера и несколько финалов.

Syndicate — одна из первых эталонных киберпанк игр вообще, разработанная студией Bullfrog, замечательная тактика, в которой силами отряда киборгов предстоит захватить мир. По кусочкам, для чего нужно похищать, убивать, саботировать, красть, набигать, воровать и опять же убивать. Есть версия для Sega MegaDrive, причем по геймплею уклоняющаяся в экшен. В идеале, посмотреть стоит обе. В 2012 по игре был выпущен провальный ремейк в виде шутера. Не забудем, не простим.

Satellite Reign - моральное продолжение Синдиката с кикстартера. Неплохая тактика с отличной графикой и уёбищным (но истинно киберпанковским) сюжетом. Сильно страдает от бюджетности, из-за которой игрока гоняют в каждую локацию по много раз.

Hard Reset — шутер состоящий из штампов киберпанка целиком и полностью. Если бы не убийственная серьёзность и пафос — мог бы стать первой годной пародией на жанр, но увы: авторам сего неведомо чуйство йумора. Доставляет кучей стандартных и не очень стволов, в остальном — уныл.

Transistor — инди-RPG от Supergiant Games, лютый вин и квинтэссенция посткиберпанка. Посткиберпанк — потому, что антиутопией и low life тут и не пахнет, а царит абсолютная демократия, толерастия (спойлер: если очень внимательно читать файлы функций, можно найти аж целых двух ахтунгов (состоящих в законном браке) и одну лесбиянку, а бойфренд ГГ - вообще то ли нигра, то ли индус) и торжество наук и искусств. Игра отличается шедевральным саундтреком, мозговыносящим нелинейным стилем повествования, интересным подходом к битвам и финалом, который заставит любую ванильку и ТП утонуть в собственных слезах.

Стоит упомянуть и о многочисленных симуляторах хакера, в которых ГГ занимается подбором паролей, трассировкой пакетов, удалением логов, проникновением в локальные сети, использованием аппаратных и программных средств защиты от обнаружения, пиздингом данных и другими развеселыми вещами. Приводить примеры нет смысла, ищите и обрящите.

SR5 City Neo Tokyo.jpg

Первым воплощением киберпанка в PnP RPG стала выпущенная в 1988 году система, незамысловато называющаяся Cyberpunk. Она, однако, более известна по названию своей второй редакции, Cyberpunk 2020, завоевавшей заметную популярность. Сеттинг у системы классический, со зловещими корпорациями (включая SovOil — наследника Роснефти), заменившими правительства, и игроками-киберпанками, пытающимися в этом мире выжить. Система классовая, но безуровневая. Кроме PnP, сеттинг породил три романа, серию комиксов, и пару CCG. К концу девяностых, впрочем, его популярность стала падать, и третья редакция, Cyberpunk V3.0, прошла почти незамеченной. Надежды на возрождение сеттинга связаны с анонсированными в 2012 году планами CD Projekt RED выпустить компьютерную игру по нему, Cyberpunk 2077

В 1993 выходит Underground, система, персонажи которой — ветераны войны, вернувшиеся к мирной жизни. Единственная проблема — каждый из них наделен сверхспособностями, используя технологии, полученные из НЛО, и научен пользоваться ими в виртуальной симуляции-комиксе Серебряного Века. Персонажи живут молодостью и ебут систему в рот, пытаются не сойти с ума, и в целом наслаждаются посттравматическим синдромом. Несмотря на аллюзии к опыту ветеранов Вьетнамской Войны, деконструирование жанра супергероического комикса и замечательные иллюстрации, система не нашла признания, ограничившись всего лишь девятью книгами одной редакции, и загнувшись к середине 90ых.

В середине и конце двухтысячных к жанру пытаются вернуться и перезапустить его, создавая поделия типа Corporation (перемещающей киберпанк в будущее) или Corporia (добавляющей к нему Рыцарей Круглого Стола), но эти проекты проходят едва замеченными.

Глотком свежего воздуха стала Eclipse Phase, система, близко подобная Shadowrun, но использующая д100 с модификаторами вместо шэдоурановских пулов из десятков д6 (возможно, это как-то связано с тем, что система создана в том числе авторами, работавшими над Shadowrun до описанного выше провала). Eclipse Phase отходит от классических киберпанковских канонов, перенося действие на просторы Солнечной Системы, где человечество (трансчеловечество) пытается восстановиться после локального апокалипсиса, устроенного суперразумными ИИ, подхватившими космический триппер. Сеттинг во многом фокусируется именно на трансгуманизме, где цифровой аплоад и смена тела — типичный способ путешествовать между космическими станциями, а от создания собственных дублей из записей мозга удерживают лишь традиция и отсутствие ресурсов. Земля разорена ИИ и населена агрессивными роями наноботов, оставшимися после того, как ИИ достигли Сингулярности и ушли через открытые ими межзвездные врата. Внутренняя Система, от Солнца до Марса — более классически киберпанковская часть сеттинга, управляемая гиперкапиталистическими мегакорпорациями. Внешняя Система за орбитой Марса — место, где каждый может экспериментировать с любыми формами государственного устройства; в результате либертарианская безгосударственная Экстопия соседствует с Титаном, на котором восторжествовал шведский социализм, и Юпитером, луны которого захвачены биоконсервативной военной хунтой. Игроки же — члены тайной организации Firewall, которая ставит своей целью борьбу с любыми угрозами, которые могут поставить под вопрос выживание трансчеловечества. Сознание персонажа отделено от его тела, а тел доступно множество: от классических едва геномодифицированных людей и гуманоидных киборгов до чисто цифрового существования, осьминогов с повышенным интеллектом, китов, приспособленных плавать в плазме Солнца, роев роботов, или даже продуктов генной инженерии из инопланетных генов. Полдюжины книг системы распространяются по лицензии Creative Commons. Стоит отметить, что несмотря на интересную задумку, реализация довольно провальна - сеттинг вышел унылым франкенштейном из кучки идей из различных произведений, тут тебе и Гибсон, и Бэнкс с его Культурой, и корковая память прямиком из "Видоизменённого углерода" Ричарда Моргана, и куча прочего, которое вместе работает чуть лучше, чем никак. Кроме того, книги системы написаны просто отвратительно как в плане компоновки, так и в плане языка, и читаются сложно. Тот факт, что "повествование" идёт от лица персонажа, явно разделяющего идеалистические взгляды разработчиков, люто фапающих на анархию, ситуацию не улучшает. Система в целом работает, но криво, и требует массивной доработки и жёсткого надзора за игроками со стороны ГМа. В особенности с учётом того, что игра привлекает фурфагов и прочих девиантов всех мастей. В целом, со своей ролью - Delta Green в космосе - игра справляется, но не более того.

Приятным дополнением послужит Paranoia — среднее между классическим киберпанком — роботы, киборгизация, клонирование, всемогущий ИскИн; постапокалипсисом — действие разворачивается в Комплексе Альфа — подземном бункере на несколько миллионов человек, управляемой Нашим Другом Компьютером, за пределами Комплекса — радиоактивные пустоши (предположительно); и антиутопической сатирой на все, что можно — от Церкви Иисуса Христа, Первого Программиста до титанической бюрократии, бессмысленных корпораций и лестницы подчинения, в которой единственный метод продвижения — подставлять других. Паранойя прилагается.

Карточная ЖКИ Android:Netrunner (жива с 2012 по сию пору). Содержит массу отсылок к Гибсону, тут вам и транснациональные корпорации-дзайбацу, и айсы с айсбрейкерами, и даже Армитидж упоминается на какой-то из денежных карт.

XXI век

В 90-х жанр активно развивался — а вот потом как отрезало. За последние 20 лет мы не видели, кажется, ни одного по-настоящему значимого киберпанк-произведения. (Update: в комментариях неоднократно отметили сериал «Видоизменённый углерод» — каюсь, вот его не смотрел.)

Были сиквелы («Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах 2», две «Матрицы»), ни один из которых не сравнился с оригиналом. Были какие-то фильмы, которые можно причислить к киберпанку со скрипом: «Википедия» включает туда «Район 9» и «Робота по имени Чаппи» Нила Бломкампа, где показана южноафриканская low life, но инопланетяне и роботы появились в фантастике задолго до 80-х и персональных компьютеров.


В 2010-х тему хакерства развивала игра Watch Dogs, тему искусственного интеллекта — фильмы «Her» и «Ex Machina», а пугать людей технологиями стал сериал «Чёрное зеркало». Но в связи с ними всеми слово «киберпанк» особо не звучало.

Так что, кажется, главное заявление за эти годы пришло не из кино или книг, а из автопрома. Cybertruck Илона Маска — это киберпанк-автомобиль во всём, начиная с названия и заканчивая тем, какие время и место выбрали для его премьеры («ноябрь 2019-го, Лос-Анджелес» — это вступительный титр из «Бегущего по лезвию»).


В сообществе закреплена запись «Киберпанк умер. Не потому, что жанр плохой — наоборот, великий жанр, пророческий. Просто он перестал быть фантастикой. Мы уже живём в киберпанке. "High tech, low life" — это наша жизнь, все эти смартфоны и дополненная реальность вперемешку с жареным супом и отклеивающимися обоями».


А теперь вот у нас есть Cyberpunk 2077 — первое за долгое время большое высказывание. Но в обзорах замечают, что при всём масштабе оно вторичное: использует уже сложившийся киберпанк-канон, а не добавляет к нему что-то принципиально новое. Причём канон за эти годы успел устареть (появились те же смартфоны, толком не предсказанные в классическом киберпанке), а ему продолжают следовать. Получается уже не «будущее», а «будущее, каким его представляли в прошлом».

И аудитория воспринимает это соответственно. Если когда-то неоновые вывески ассоциировались с будущим, то теперь для людей это эстетика 80-х. Сейчас никто уже не считает, что хакеры завтра захватят весь мир — зато можно повспоминать времена, когда это казалось реальным. Отчасти на подобном основан музыкальный феномен vaporwave/synthwave, тоже переосмысляющий 80-е и использующий киберпанк-образы.

То есть, хотя в название Cyberpunk 2077 вынесен год из будущего, интерес людей к нему — это во многом ностальгия по прошлому.

Что такое «киберпанк»?

Для начала надо определиться с терминологией. Что мы вообще понимаем под словом «киберпанк»? И тут мы сталкиваемся со сложностью: строгого определения нет, люди десятилетиями спорят, что является им и что не является.

Есть распространённое определение, которому вторит и Википедия: это субжанр фантастики с сочетанием «high tech, low life». Технологии стали более развиты, но счастья всем даром это не принесло. Наоборот, социальный договор сломался, и получился мрачный мир, где выживает сильнейший.

Определение хорошее, но всё-таки неполное. Например, киберпанк — это ещё и узнаваемая визуальная эстетика: урбанистические картинки, где в полутьме сияют вывески с иероглифами, и всё выглядит одновременно футуристичным и трущобным.

Интересно, что эту эстетику порой вспоминают при виде обычных спальных районов в формате «ночь, улица, фонарь, аптека»: вроде тут и особых технологических прорывов не видно, и социальный договор как-то по-новому не ломался, а слово всё равно так и вертится на языке:



Вот, например, киберпанк района Западное Дегунино

Думаю, есть и ещё одна важнейшая составляющая, которую часто забывают упомянуть (например, в словах «high tech, low life» про неё ничего напрямую не сказано): киберпанк плотно связан с IT.

Вот смотрите. Слова «high tech» означают вообще любые развитые технологии. И тогда, скажем, «Футурама» с её космическими полётами или «Довод» с поворотами времени вспять — это тоже про хайтек. Но никто не увязывает космос с киберпанком. С ним ассоциируются другие понятия, так или иначе связанные с компьютерами: «хакеры», «киберпространство», «виртуальная реальность», «искусственный интеллект». Его герои не бороздят космические просторы, зато часто сидят за клавиатурой (или подключены к виртуальным мирам напрямую, так что клавиатура уже не нужна). Они не в старой аналоговой фантастике с инопланетянами и механическими роботами, а в цифровой, где можно за пару секунд загрузить себе в голову навык пилотирования вертолёта.

По-моему, весь киберпанк возник как попытка человечества осмыслить компьютерную революцию. В 80-х было очевидно, что происходит что-то большое, и по всему миру на мониторах возникает новый мир, способный составить конкуренцию «реальному» — но совершенно непонятно было, к чему это приведёт. Что произошло в итоге спустя десятилетия, когда мы уже знаем, к чему привело? Давайте посмотрим на то, как это развивалось.

В 1982-м вышло сразу два основополагающих фильма, которые ещё не были полностью киберпанком в его нынешнем понимании, но многое для него сделали: «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) и «Трон» (Tron). Ни один не оказался суперуспешным в кинопрокате, но оба стали культовыми и впоследствии на многое повлияли.



Один из самых известных кадров «Бегущего по лезвию»

«Бегущий по лезвию» довольно далеко ушёл от исходного романа Филипа Дика — и соединил фантастику с эстетикой нуар-фильмов, где никому нельзя верить. Получилось мрачное будущее, где автомобили научились летать, но приземляются они на тёмных улицах среди азиатских забегаловок. Все люди поудачливее уже сбежали с Земли, а оставшиеся живут в опустевших небоскрёбах, на стенах которых светится гигантская реклама. В этом мире, где не найти человеческого тепла, рассчитывать на историю с хеппи-эндом особо не приходится. Этими образами активно вдохновляются до сих пор — в том числе в «Cyberpunk 2077», где есть прямые отсылки.

«Трон» не был настолько мрачным, здесь сразу можно понять, что всё закончится хорошо. Но он важен в другом отношении. Во-первых, здесь заходила речь о взломе компьютерной системы, причём во имя благих целей, и возникал образ «хорошего хакера». (Стоит вспомнить, что слово «хакер» тогда вообще было лишено нынешних негативных коннотаций «взломщика-злоумышленника» и означало нечто вроде «компьютерный умелец».)

Во-вторых, здесь героя затягивало внутрь компьютерного мира. Стирание грани между реальным и виртуальным мирами — это позже на разный лад будет в «Матрице» и «Газонокосильщике», «Нирване» и «Лабиринте отражений». И хотя по сегодняшним меркам здешний виртуальный мир выглядит нарисованным в Paint, в нём есть свои яркие образы: сцена со световыми мотоциклами так запоминается, что из неё позже выросла отдельная игра Armagetron Advanced.

Годом позже, в 1983-м, возникает само слово «киберпанк» благодаря писателю Брюсу Бетке, назвавшему так свой рассказ. Он целенаправленно захотел соединить в одном слове два корня, первый из которых был бы про технологии, а второй — про подростковое наплевательство на правила. Его мысль была в том, что на смену хулиганам-байкерам должно прийти поколение бунтарей, владеющих компьютером с детства — и их родители совершенно не будут знать, что с ними делать.

В середине 80-х вообще происходит расцвет «книжного» киберпанка. Писатель Уильям Гибсон после рассказов вроде «Джонни Мнемоника» берётся за дебютный роман «Нейромант», и он становится главной киберпанк-книгой всех времён.


Я прочитал её в начале нулевых, когда ей было около 18 лет, и уже тогда её собирались экранизировать. С тех пор прошло ещё 18, а фильм так и не снят, но вроде бы по-прежнему собираются. Может, хоть хайп вокруг Cyberpunk 2077 на это сподвигнет? В любом случае, если «Бегущий по лезвию» был ещё «про андроидов», а не «про компьютеры», то вот тут IT-специфика развернулась во всю ширь: этот роман популяризировал слово «киберпространство».

А ещё в 80-х происходит заход на территорию с другой стороны. В Японии появляются «Акира» и «Призрак в доспехах», сначала в формате манги, а позже обе получат аниме-экранизации — тут возникает свой киберпанк.


Если в 80-х происходило становление жанра, а интересовалась им нишевая аудитория, то в 90-х жанр уже зрелый и более мейнстримовый.

Взять, например, фильм «Джонни Мнемоник» о человеке, который перевозит данные в своей голове.


Оригинальный рассказ Гибсона в 80-е читали гики, а вот экранизация 1995 года получила ощутимый бюджет и звёздного Киану Ривза, так что вышла на более широкую аудиторию, хоть и не понравилась критике. (Любопытная маленькая деталь: у героя Киану Ривза объём для хранения данных составлял 80 гигабайт, и тогда казалось, что это безумно много. А теперь Cyberpunk 2077, где в числе прочего есть новый персонаж Киану, требует скачать больше 100 гигабайт.)

В том же 1995-м вышли «Хакеры» с первой заметной ролью Анджелины Джоли. Они не оправдали кассовых ожиданий, но показали, что само слово «хакер» пришло в массы. И что массы однозначно увязывали его со взломом, а не просто с компьютерными способностями.

Но пик популяризации киберпанка — это 1999 год и «Матрица». Фильм об искусственной реальности осмыслял, кажется, сразу всё сделанное до него — узнаваемые зелёные символы позаимствовал из «Призрака в доспехах», на главную роль взял того же Киану. А в итоге стал и суперпопулярным (так что сейчас готовится к выходу уже третий сиквел), и культовым, и высоко оцененным критикой.


Любопытно, что в том же 1999-м появился ещё и «13-й этаж», где герой тоже с удивлением обнаруживает себя внутри виртуального мира, годом ранее их предвосхитил «Тёмный город», а ещё на год раньше Сергей Лукьяненко опубликовал «Лабиринт отражений». Вопрос о «настоящести» мира и способности заметить подмену в то время явно владел умами.

И параллельно жанр развивался как раз в «ненастоящих мирах» — компьютерных играх. На рубеже веков вышли две игры, которые связывают с киберпанком в первую очередь: System Shock 2 и Deus Ex.


Если уже поговорили о фильмах, книгах, аниме и играх — а бывает ли киберпанк-музыка? Сложно сказать, что это такое: понятно, что тут напрашивается электроника, но её есть много всякой, не всю же в киберпанк определять. Поэтому в первую очередь вспоминаются случаи, когда музыкант сам прямо обозначает связь — например, Билли Айдол, который сначала был просто панком без всяких кибер-приставок, в 1993-м выпустил концептуальный альбом «Cyberpunk». Но у меня лично с киберпанком ассоциируется в первую очередь альбом The Future Sound of London «Dead Cities» (1996). По-моему, вот так и должен звучать мир, который напичкан инновациями, но при этом разваливается.

Все что нужно знать о Киберпанке

С конца 90-х, вплоть до 2013, общий культурный жанр Киберпанка для меня вроде как существовал, но находился в одной лодке с тем же Стимпанком, Миддлпанком, Сандалпанком и другими производными захватившими практически все возможные направления от ретрофутуризма и фентезийных, до неофутуризма и совсем узких направлений, как то Аэропанк и Силкпанк. И если сам киберпанк, как полноценный жанр в нескольких видах искусств все это время не так чтоб сильно отвечал текущим веяниям, то что говорить о его производных ? Сразу хочу отметить свою минимальную вовлеченность в культурные тренды, что никак не мешает их оценивать, по-простецки делая срез на том уровне, который доступен мне. Следовательно, цель этой жанровой персоналии не в навязывании мнений, а об ознакомлении с вопросом и неких субъективных мыслишек.

Думаю, вполне очевиден ответ на вопрос, почему эта тема вылезла (для меня) из тени только недавно. Во всем виновата CD Project RED, которая так же, в свое время, открыла для меня мир Ведьмака и погрузила на долгие, долгие часы. До первого тизера Cyberpunk в 2012 году, я интересовался жанром только в отношении артов. !! По запросу в гугле "киберпанк арты" есть такое количество визуального контента, что просмотреть их все - забей. Элементы киберпанка, конечно же, в большем объеме вплетены в современную культуру, поэтому как обособленный жанр антиутопического настроения он встречается не очень часто (хотя это спорное заявление, если брать во внимание только кино). Предугадывая потенциал CDPR, я, и без Е3-шного ролика возложил на Cyberpunk 2077 процент доверия обратно-пропорциональный желанию зачищать "знаки вопроса" на островах Скеллиге. Делать предзаказы, в отношение остального, не в моем стиле, но кроме РДР2, это единственная игра, которой я готов заплатить фулл прайс за какой нибуть "супер делюкс голд спешл едишн плюс сизн пасс" заранее. И для этого мне не нужны геймплейные ролики, обещания Кичиньского, и сравнении графики. Со стороны - это конечно же глупость, однако есть в этом мире вещи, которые найдут место в твоем виш листе просто потому что. Ну и, как это для меня случилось перед Ведьмаком 3, я хочу создать для себя максимально глубокий уровень бэкграунда, погрузиться в кибер-спейс, зарядиться некой новой для себя энергией, и конечно же to find a new fucking experience.

Для начала нужно выяснить откуда ноги растут. Уверен, что большинству известно имя Айзека Азимова, дедушка с мощнейшими бакенбардами, который кроме всего прочего - крутой фантаст, автор тех самых трех законов робототехники, автор великолепной гепталогии "Фундация". Так вот, он издавал фантастическое издание "Amazing Stories", где печаталась практически вся тогдашняя фантастика, обычно в виде рассказов и коротких повестей. в 1983 году выходит рассказ "Киберпанк" от писателя-фантаста Брюса Бэтке, который, не очень-то считает себя писателем. Рассказ не имел ничего общего с прилагательными жанра кроме панка и компьютеров, однако словечко зацепилось за другого писателя-фантаста (уже настоящего) Брюса Стерлинга, который и обозначил его в границы новообразованного поджанра. (Что не совсем истина, которую я обозначу ниже). Если описать киберпанк в двух словах, причем касаясь любых его проявлений - то это сай-фай-нуар-антиутопия. Просто, да ? Золотые годы пришлись на восьмидесятые, начало девяностых, а потом жанр как бы начал смешиваться с действительностью, от чего стал менее востребованным. Как и в любой другой жанровой культуре - есть определенный костяк, сообщества которые как могут поддерживают эти направления, но массовой или трендовой культурой сегодня, киберпанк уж ни назвать.. (Собственно вплоть для Е3 2018). С 1983 года как минимум, а то и раньше существует несколько этапов развития этого направления, для которой именно литературное всегда задавало эдакий вектор, однако, с появлением игры такого масштаба, эта направляющая видимо сместится в сторону игры. Конечно Cyberpunk 2077 не первая попытка возродить тему, с начала 10-х делают много ремейков на подобную тематику как в кино, так и в играх, но такого резонанса как-то не случалось, чаще по причине высокого уровня говняности оных. Для примера - "Вспомнить Все" "Трон: Наследие" "Призрак в доспехах" "Судья Дредд" "Робокоп". Из игр могу выделить только Deus Ex, хотя это 100% посткиберпанк, конечно если я правильно понимаю разницу между ними.

Киберпанк 2020: как развивался жанр с появления до наших дней


Обычно в этом блоге появляются посты про наши конференции, но ничто айтишное нам не чуждо — и в эту пятницу, когда весь мир обсуждает Cyberpunk 2077, захотелось отвлечься.

Выход этой игры вызвал новый всплеск интереса ко всему жанру киберпанка, поэтому захотелось отрефлексировать: что произошло с жанром за всё время его существования? Как он взаимосвязан с IT, и как на нём сказалось развитие IT? Почему громких киберпанк-произведений так давно не появлялось?

Я люблю киберпанк уже почти двадцать лет (с тех пор, как в школе попался в руки журнал «Навигатор игрового мира» с текстом про него), когда-то зачитывался Уильямом Гибсоном — поэтому теперь захотел собрать воедино всё, что знаю и думаю по теме.

Что всё это значит

Почему жанр, активно развивавшийся в XX веке, зачах в XXI? Могу ошибаться, но мне видятся следующие причины.

А во-вторых, я вижу принципиальное изменение в следующем. Чтобы эффективно пользоваться компьютером в 80-х, требовалось быть гиком-«хакером». Появились новые устройства, обещающие какие-то принципиально новые возможности (мгновенно общаться с людьми по всей планете!), но подвластны эти возможности только части людей. Это создавало вокруг них романтический флёр, возникал образ «всесильного хакера». И поэтому, скажем, в мире «Матрицы» ключевое умение — способность читать код. Главный герой, ещё находясь внутри Матрицы, связал свою жизнь с кодом, а потом вышел на новый уровень, научившись видеть код самой Матрицы. Даже номер его квартиры, 101, можно считать числом в двоичной системе.

Теперь же всё иначе. Главные возможности (вроде того же мгновенного общения) попали в руки всем и уже не требуют каких-то особых умений: бери да пиши в мессенджере, делов-то. Айтишник может получать root-права на телефоне, чтобы «выжимать из него больше», но с точки зрения простого пользователя что от рута изменится, кроме того, что «Сбербанк Онлайн» откажется работать? «Хакерство» и умение читать код стали чем-то вроде умений автомеханика: ну, круто разбираться в том, что под капотом, но большинство людей может спокойно ездить на машине и без этого, а когда что-то сломается, есть автосервисы. Где в чистке карбюратора романтика и будущее?


Интересно, что фильм 2018 года «Первому игроку приготовиться» по формальным критериям вроде как киберпанк. Развитие технологий? Да. Люди живут в трущобах? Да. Герой со шлемом на лице шляется по виртуальным мирам? Да. Почему тогда слово «киберпанк» к этому обычно не применяют? Помимо оптимистичности Спилберга, мне кажется, дело вот в этой разнице: герой не хакер, а геймер. Не программист, а пользователь. В настоящем мире VR сейчас тоже развивается и шлемы всё лучше, но купить и использовать Oculus Quest 2 может кто угодно, тут нет никакого хакерства — в чём тогда киберпанк?

Водораздел около 2000 года, после которого новый важный киберпанк перестал появляться — это, по-моему, массовое распространение интернета. Всё главное, что можно получить от компьютера, стало доступно рядовому пользователю, ничего не понимающему в номерах пойнтов FIDO. И можно прямо заметить, как вместо гиков осмыслять особенности интернета тогда принялись «обычные люди»: например, Земфира в 2002-м выпустила песню «Webgirl», где интернет играет важную роль для пользовательницы. А сегодня и такая песня не нужна — интернет стал слишком привычным и само собой разумеющимся.

В общем, Хабр, время нашей романтики прошло, теперь IT — не обещание удивительного будущего для избранных, а просто индустрия сродни любой другой.

Но мы можем в последний раз как следует прикоснуться к этой романтике, запустив Cyberpunk 2077.

Читайте также: