Batman the enemy within время прохождения

Обновлено: 07.07.2024

Конечно, ещё по первому сезону интерактивных приключений Бэтмена мы знали, что Telltale предпочитает по-своему смотреть на историю культового суперзлодея, а не следовать проторенной дорожкой из штампов и клише. Там нам рассказывали о молодом ещё Брюсе Уэйне, который переживал личную драму, выясняя подробности о своих погибших родителях, и постоянно разрывался между масками супергероя в обтягивающем костюме и успешного бизнесмена.

В Batman: The Enemy Within сомнения вроде бы остались позади, а впереди Брюса ждёт тяжёлая схватка с суперзлодеями во главе с Загадочником. Те готовят очередную пакость, грозящую навредить не только Готэму. Однако вместо постоянных драк и эффектного избиения злыдней (хотя и это, конечно, тоже присутствует) мы видим удивительные вещи.

Бэтмен вступает… в ряды своих противников, пытаясь в образе Брюса Уэйна доказать, что он такой же преступник, готовый на всё ради обретения полной власти в Готэме, — иными словами, работает под прикрытием. Это приводит к тому, что герой вынужден совершать не самые приятные вещи, ставя под удар свою и без того неидеальную после событий первого сезона репутацию.

Но самое главное, весь сезон Бэтмен выстраивает отношения с Джоном Доу, который в финале превратится в Джокера. И именно от наших действий зависит, какой это будет Джокер — привычный маньяк и линчеватель, который с шутками и прибаутками мучает, издевается и убивает, или человек хоть и ненормальный, но при этом сомневающийся, искренне пытающийся стать добрым и хорошим героем.

Джокер на распутье

Дело в том, что Джон на самом деле считает Брюса другом, ищет его поддержки и участия. А Бэтмена и вовсе называет своим кумиром, собирая его фотки и радуясь совместному селфи. По сути, он представляет собой чистый лист, на котором мы своими действиями рисуем портрет будущего суперзлодея. Личность Джокера тут проходит становление, развивается на наших глазах. Да и с Харли Квинн он ведёт себя не как доминантный самец-садист, а как влюблённый школьник.

Batman: The Enemy Within - The Telltale Series обзор игры

Такие разные, но всё-таки они вместе.

Фактически Уэйн на протяжении всего сезона Batman: The Enemy Within выступает в роли этакого личного психотерапевта Джона. Как вести себя с Харли, как обуздать внутренних демонов, можно ли отвечать на зло злом, стоит ли отдаться ненависти и мести, или лучше следовать внутреннему кодексу, подсказывающему, что герои никогда не убивают?

От наших слов зависит многое, но ещё важнее, станет ли ваш Брюс Уэйн настоящим другом Джону или нет. Поначалу дилемма кажется надуманной — мы сознательно используем Доу, чтобы проникнуть в банду суперзлодеев, а словами о дружбе прикрываемся как ширмой. Но где-то в четвёртом эпизоде лично у меня уже возникло чувство реального сопереживания будущему Джокеру, и вечные его вопросы уже не казались пустой формальностью или поводом для чисто научных изысканий в стиле «что будет, если ответить по-другому».

«Я его слепила из того, что было»

Ну а в пятом эпизоде Batman: The Enemy Within случается совсем уж неожиданная и очень приятная вещь — здесь мы видим реальные, а не мнимые последствия того, как вели себя с Джоном Доу и что закладывали в его чокнутую башку. Понятно, что в некоторых ситуациях он всё равно поступает по-своему — авторы это иронично обыгрывают, сообщая, что «Джокер совершенно забыл это запомнить». Но ключевые развилки определяются именно нашими действиями.

Джокер, как я уже сказал, может стать совершенно разным. И в зависимости от этого вы получите реально два разных эпизода, где различается всё — события, диалоги, ситуации и загадки. На моей памяти это первый случай, когда в играх Telltale Games фраза «сюжет меняется в зависимости от ваших поступков» полностью соответствует своему содержанию.

Batman: The Enemy Within - The Telltale Series обзор игры

Бьёт, значит, любит?
Естественно, вариант с Джокером-линчевателем во многом получился ярче — там он предстаёт во всём своём безумном великолепии, устраивая нашим героям виртуозную западню. Но и возможность увидеть знаменитого клоуна в образе супергероя, летающего вместе с Бэтменом на крыльях ночи, согласитесь, стоит многого — не говоря уже о чувстве глубокого удовлетворения от того, что вы хотя бы попытались уберечь его от окончательного падения в бездну.

Драчный сезон

Множество важных решений нужно принимать и вне рамок занимательной психиатрии с «человеком, который смеётся». Стоит ли перечить Харли Квинн, или лучше играть по правилам? Нужно ли сотрудничать с Агентством, пытающимся использовать злодеев в своих целях? Стоит ли быть жестоким, или обойтись без тяжких телесных повреждений?

Наши действия влияют на отношения с кучей персонажей (резюме прилагается в конце каждого эпизода), на то, удастся ли в какой-то ситуации обойтись без жертв или нет. И снова, как и в первом сезоне, за всем этим встают вопросы об ответственности Бэтмена за то, что происходит в Готэме.

А что если его фанатичное стремление избавить город от преступников и является источником всех бед, невольно навлекая на него и на всех, кто окружает Брюса Уэйна, беду? Это не пустые размышления, призванные заполнить вакуум между драками и подвигами. Всё логично подводится к тому, что в финале возникает совсем уж декадентская дилемма…

Такое насыщенное сюжетное содержание подкрепляется и отточенным игровым процессом. Как и в первом сезоне, про новый нельзя уже сказать, что это типичный для Telltale примитив с рудиментарными квестовыми элементами и QTE-драками. Тут есть и интересные загадки (особенно в пятом эпизоде с Джокером-линчевателем), и возможность использовать разные режимы зрения, реагирующие на тепло и холод. Хотя, если бы в игре были только драки, я был бы не против — настолько феерично они поставлены, словно боевой балет, где прямо во время полёта или уворота нужно решить, какой гаджет использовать, чем огреть врага и кому спасти жизнь.

Смех Джокера будет преследовать вас весь сезон.

В Batman: The Enemy Within Telltale сделала ещё один шаг вперёд. Авторы практически избавились от технических проблем, придумали множество интересных ситуаций, ещё выше задрали уровень хореографии в боях и очень нестандартно взглянули на противостояние Бэтмена и Джокера. А главное, чуть ли не впервые позволили нам реально влиять на сюжет. Что ж, лично я с нетерпением буду ждать третьего сезона, жирный намёк на который в финале был так же ожидаем, как и улыбка Джокера.

Плюсы: увлекательная история; проработанные персонажи; отлично написанные диалоги; возможность реально влиять на сюжет; нестандартный взгляд на противостояние Бэтмена и Джокера; сбалансированный геймплей; выразительная озвучка; симпатичная графика.

Минусы: некоторые линии отношений с персонажами так и остались нераскрытыми — как минимум до следующего сезона.

По мере выхода новых частей мы расскажем о них в этом же материале. Буквально: статья будет время от времени дописываться, а в финале сезона мы выставим окончательный рейтинг игре.

Обзор Batman: The Enemy Within. Наши впечатления от эпизодов

Обзор Batman: The Enemy Within. Наши впечатления от эпизодов
Обзор Batman: The Enemy Within. Наши впечатления от эпизодов
Обзор Batman: The Enemy Within. Наши впечатления от эпизодов

Близкие по духу

Некоторые игроки удивлялись анонсу второго сезона Batman: The Telltale Series в конце июля. Сделать достойное продолжение всего за несколько месяцев — задача непростая. Скажем сразу: все обошлось. Первый эпизод «Загадка» стал одним из лучших в истории Telltale. По мере выхода новых частей мы расскажем о них в этом же материале. Буквально: статья будет время от времени дописываться, а в финале сезона мы выставим окончательный рейтинг игре.

Предупреждение: в тексте упомянуты некоторые детали сюжета, поэтому, если боитесь спойлеров, лучше сначала поиграйте сами.

Официальный трейлер первого сезона.

Riddle me this, Batman



Как же без новых гаджетов.

Все происходит спустя год после финала первой части. Узнав страшную тайну о своих родителях, Брюс Уэйн потихоньку восстанавливает репутацию и старается больше помогать родному городу. Но во время слежки за крупнейшим торговцем оружием Готэма герой сталкивается с новым опасным противником: Загадочником.

Злодею сохранили знакомые черты: трость, преобладание зеленого цвета в одежде и безумную любовь к загадкам и головоломкам. Создатели лишь заменили шляпу на капюшон, а самого персонажа сделали настоящим садистом, что отразилось на его хитроумных ловушках. Последние напоминают изобретения Джона Крамера из серии фильмов «Пила». Только в игре персонажи лишаются конечностей и получают ожоги за неправильные ответы.

Скажи мне, кто твой друг


Агент Авеста одержима Бэтменом и мечтает залезть к нему в голову

Увидим мы и привычного архиврага Бэтмена: Джокера. Брюс Уэйн задолжал ему услугу, и теперь все снова строится вокруг зеленоволосого клоуна. Интересно то, что своими решениями игроки сами создадут будущего Джокера.

Появляются на шахматной доске и новые фигуры, в числе которых влиятельная Аманда Уоллер. Она возглавляет правительственную организацию «Агентство», занятую охотой на Загадочника. Решая, согласиться ли на ее помощь, помните: в дальнейшем именно она должна собрать команду отъявленных головорезов, также известную как «Отряд самоубийц». И что-то нам подсказывает, что случится это в ближайших эпизодах.



Мы по-прежнему можем выбирать между Брюсом Уэйном и Бэтменом.

Одна из главных особенностей первого сезона — акцент на истории Брюса Уэйна, а не его альтер эго. Здесь мы продолжаем наблюдать, как отражаются на бизнесмене его ночные похождения. Впервые Брюс сталкивается с трагическими последствиями своего образа жизни, которые постепенно, но неумолимо повергают Готэм в хаос. А разобраться с новыми напастями нам поможет усовершенствованный костюм.


«У меня есть начало, но нет конца. И я конец всему, что имеет начало. Кто я?»

Боевой стиль летучей мыши

После битвы с Леди Аркхэм в финале прошлого сезона броня заметно потрепалась, и технический гений Люциус Фокс решил ее обновить. Теперь в перчатки супергероя встроен «Якорь». Работает он точно как «Управляемый коготь» из Batman: Arkham Origins: выбираете цель, отмечаете, куда хотите прикрепить «Якорь», и отправляете героя в полет. Сами сражения стали еще эффектнее, хотя иногда чувствуется переизбыток slo-mo. Кроме того, исчез тактический режим, в котором игрок мог заранее проработать внезапную атаку. Зато теперь прямо в бою можно выбрать, как именно обезвредить преступника.


Не забыли создатели и о расследованиях: вместе с комиссаром Гордоном Бэтмен отправляется в предполагаемое логово Загадочника. Там он обнаруживает новую ловушку маньяка, а также угодившего в нее сотрудника «Агентства». Чтобы выбраться, игрокам нужно выяснить, как работает машина смерти и какие ошибки совершила жертва.

Детективная механика почти не изменилась: отмечаете важные места, изучаете их и стараетесь связать между собой. Единственное, что добавили, — необходимость расставлять события в хронологическом порядке. Совершенно ненужная функция, которая раньше выполнялась автоматически.

Не хочу учиться!


Джон Доу может вновь стать вашим союзником.

К сожалению. разработчики снова умудрились наступить на любимые грабли. Такое ощущение, что они либо не умеют, либо не хотят использовать сильные стороны проекта. После анонса появления Загадочника игровое сообщество надеялось принять участие в битве двух умов, предвкушая множество трудных испытаний. В итоге мы получили пару-тройку простеньких загадок.

Проблему с одинаковыми лицами врагов удалось решить с помощью масок, а вот оптимизация все еще страдает. На открытой местности и при наличии нескольких персонажей игра заметно притормаживает, из-за чего Бэтмен иногда терпит неудачу. Еще один бич Telltale — скверная локализация. Фразы до сих переводятся дословно, некоторая информация утеряна, а в названиях локаций постоянно значится «Башня Уэйна».

Обзор Batman: The Enemy Within. Наши впечатления от эпизодов

Несмотря на эти оплошности, первый эпизод стал не только самым ярким в серии Batman: The Telltale Series, но и одним из лучших в истории игр компании. Именно таким должен был быть предыдущий сезон: отлично срежиссированным, богатым на события и ни секунды не дающим скучать. Финал же обещает достойное продолжение, в котором игрокам предстоит столкнуться с целой группой знакомых злодеев и стать свидетелями становления главного врага Бэтмена.


Telltale продолжает удивлять нас качеством своих сериалов. Да, мы слышали о неоднозначной обстановке внутри студии, о каких-то жестких дедлайнах и очень узком пространстве для творчества разработчиков. Правда это или нет, доподлинно неизвестно, однако в любом случае авторы сделали практически невозможное. На фоне откровенно штампованного первого сезона Batman: The Telltale Series вышел сиквел, который мы очень рекомендуем к прохождению. Последний эпизод под названием Same Stitch только подтверждает это.

Финал сезона The Enemy Within, в отличие от других сериалов Telltale, действительно опирается на действия, которые вы совершали в прошлых сериях. В предыдущих играх студии концовка сериала определяется каким-то выбором посреди пятого эпизода, а посмотреть альтернативный вариант событий можно было на YouTube. Второй сезон «Бэтмена» опирается на последствия третьего эпизода и полностью зависит от развития сюжета четвертого. При этом, как мы уже писали в рецензии на What Ails You, нарративная развилка прячется в диалогах. Зазевались или решили поиграть в сурового папочку, и ситуация резко выйдет из-под контроля.


Джон Доу, которому так или иначе суждено стать Джокером, крайне нестабилен в психическом плане. В каком-то смысле он обречен — он в любом случае станет врагом, и это никак нельзя изменить. Но не спешите ругать Telltale: несмотря на то, что они не позволят вам сделать из Джокера очередного Робина в долгосрочной перспективе, они выложились по-максимуму в рамках дозволенного. Разработчики сделали двух абсолютно разных Джокеров. Если вы действительно прониклись симпатией к Джону, то он до последнего будет верен вам. Даже если для этого ему придется изо всех сил подавлять голоса в голове. Ну а для любителей классического противостояния «супергерой-суперзлодей» авторы приготовили серию экшен-сцен со взрывами и ударами. Джокеры настолько разные, что Same Stitch, по сути, — это два совершенно разных эпизода, которые повторяют друг друга лишь в одной сцене перед титрами.

Первая версия Джокера несет под собой глубокую обиду на самого Уэйна. Джон перестает верить Летучей мыши и полностью погружается в ту темноту одиночества, в которой прячется маньяк-психопат. Сюжет развивается очень быстро: герои, злодеи, предательства. Джокер-злодей одержим местью, и количество жертв на его пути не имеет значения. Чего уж там, даже романтические чувства отходят на второй план — ради того, чтобы поиграться с Уэйном, Джокер спокойно предаст свою пассию Харли Квинн. Самое время для гомоэротических теорий и фанфиков, если вы понимаете, о чем мы. Иногда в этой версии возникают вопросы: почему Джокеру стало скучно, и он стал убивать всех направо и налево? Как может месть к конкретному человеку пересекаться со скукой ко всему остальному? Складывается ощущение, что этот момент авторы подсмотрели из других сюжетов DC, однако он очень не вяжется с основной историей мести.


Другой вариант развития событий гораздо свежее. Уэйну удается удержать внутреннего монстра Джона и склонить того на свою сторону. Начинается интересное сотрудничество: у Бэтмена появляется напарник, за которым приходится тщательно приглядывать. Доу из всех сил старается подражать своему учителю, нехотя соглашается с супергеройским кодексом и копирует элементы снаряжения Летучей мыши. Некоторое время боевик превращается в комедию, где все перешучиваются друг с другом, а клоун постоянно падает или во что-то врезается. Конечно, это длится недолго, однако в рамках серьезной вселенной DC второй сезон Batman выглядит весьма свежо.

Впрочем, Same Stitch не спешит надолго оставаться легким и беззаботным приключением. В отличие от остальных эпизодов, в последнем авторы решили немного поиграть в Дэвида Кейджа и с удовольствием увечат героев. В буквальном смысле. Не сильно, конечно — до отрезания пальца на камеру дело не дойдет. Однако приготовьтесь к не самым простым моментам. Тут живот разрезать, тут осколок из руки достать. В конце концов, в Бэтмена будет регулярно втыкаться какой-нибудь острый штырь — в руку или под ребро. Мультяшная графика сглаживает ситуацию, но ненамного.


Различия в сюжетных концовках затрагивают не только отношения Бэтмена и Джокера, но и остальных персонажей. К примеру, офицер Гордон — птица не слишком большого полета, и ваши действия повлияют только на личные отношения. То же самое и с Харли Квинн: да, она лидер преступной группировки и являлась основной целью в завязке сезона, но к финалу она превратилась в обычную преступницу. Пусть и весьма импозантную. Другое дело ваши отношения со спецагентами — они очень влияют на то, как именно закончатся истории многих героев. Кто попадет в тюрьму, а кто останется работать в «Уэйн Энтерпрайзес». А вот про романтическую линию Бэтмена хоть с кем-нибудь авторы забыли. Селина Кайл, главная женщина Уэйна в сезоне, просто исчезает к концу сериала. Даже при самом удачном раскладе она говорит что-то в духе «найди меня, когда все это закончится», но все равно о ней как-то не вспоминают. Судьбы остальных персонажей очень различаются от концовки к концовке и, судя по всему, будут сильно влиять на завязку третьего сезона.

Same Stitch, конечно, далеко до разнообразия событий какой-нибудь Heavy Rain, которая старалась подловить тебя в каждой сцене. Половина QTE здесь по-прежнему не требует участия игрока, а развилки в повествовании встречаются очень редко. Тем не менее, в рамках игр Telltale The Enemy Within — это огромная работа над ошибками и просто отличная вещь во вселенной Batman.

Batman: The Enemy Within - Episode 5: Same Stitch

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Сюжетная вариативность.

Минусы:

  • Классические для Telltale.

Оценка: 9.5

Вердикт: Same Stitch подвел идеальную черту под событиями второго сезона Batman. Сериал получился настолько хорошим, что о неудачном первом сезоне лучше просто забыть.



С самого первого эпизода Batman: The Enemy Within Telltale Games дали игрокам понять, что второй сезон интерактивного сериала о Рыцаре Готэма будет отличаться от первого. Уже после «Загадки», в одночасье уложившей на лопатки все пять предшествовавших ей серий, я понял, что определенно хочу знать, чем закончится вся эта история. Вопрос был лишь в том, сможет ли «Внутренний враг» до самого конца сохранить весь тот драйв, что мы видели пилоте?

И вот момент истины наступил. 27 марта состоялся релиз последнего эпизода интерактивного комикса под названием «Same snitch». Так что теперь можно отбросить в сторону все домыслы и, наконец-то, оценить всю историю целиком.


Бэтмен: Год второй

Сюжет Batman: The Enemy Within стартует вскоре после событий первого сезона. Террористическая организация Дети Аркхема престала быть угрозой для Готэм-Сити и в город вернулось относительное спокойствие. Днем Брюс Уэйн потихоньку восстанавливает подмоченную репутацию под личиной миллиардера-плейбоя-филантропа, а по ночам вершит уличное правосудие в образе Бэтмена.

Размеренной жизни конец, когда в мегаполисе объявляется Эдвард Нигма по прозвищу Загадочник. Когда-то он был первым готэмским преступником, облачившимся в яркий костюм и провозгласишим себя суперзлодеем. Преступления Загадочника поражали своей дерзостью, а незаурядный интеллект позволил ему долгое время водить полицию за нос, а после бесследно исчезнуть, избежав правосудия.


Темного рыцаря возвращение Загадочника, разумеется, не радует ни капли. Наш герой бросает все силы и средства обоих своих личин на то, чтобы окончательно избавить родной город от выходок супостата в зеленом, но фатально недооценивает злодея и эта ошибка, в конечном итоге, уносит жизнь одного из союзников Бэтмена/Уэйна. Подливает масла в огонь некая правительственная организация, именуемая Агентством. Возглавляет ее суровая дама внушительных габаритов по имени Аманда Уоллер. Поймать Загадочника для нее дело принципа, и ради этого женщина не побрезгует ничем. В том числе и помощью таинственного мстителя из Готэма. Правда, для Уоллер Бэтмен вовсе не является загадкой. Аманда прекрасно знает, физиономия какой готэмской знаменитости скрывается под маской Человека-летучей мыши, а потому ее просьба о помощи больше походит на шантаж.

Объединив усилия, Агентство, городская полиция и Бэтмен дают отпор Загадочнику, но тут на горизонте появляется более серьезная проблема. Дело в том, что Нигма действовал не один. Вместе с ним в Готэм прибыла целая шайка отнюдь не законопослушных граждан, именующая себя Союзом. Помимо Эдварда в Союзе числятся такие ветераны DC, как Харли Куинн, Мистер Фриз, Бэйн, Женщина-кошка и Джон Доу, которому еще только предстоит стать Джокером. Последний при этом сразу же наведывается в гости к Брюсу Уэйну с просьбой помочь его товарищам в борьбе за «правое дело». Пораскинув мозгами, миллиардер и Уоллер решают использовать представившуюся возможность для раскрытия мотивов суперзлодейского синдиката.


Как и первый сезон супергеройского сериала, «Внутренний враг» фокусируется на фигуре Брюса Уэйна. Бэтмен же здесь выступает в качестве альтер-эго некогда любимого сына Готэма. Разработчики не упускают ни малейшей возможности показать вам, что их гораздо больше интересует не маска, а человек, который за ней скрывается. Достигается это путем самых разных приемов: от изображения супергероя в костюме, но без маски до обращений в духе «Мастер Брюс» или «Уэйн» регулярно звучащих в адрес Темного рыцаря, облаченного в полную боевую экипировку. Нечто похожее мы уже видели в кинотрилогии Кристофера Нолана. Но из-за разницы в форматах Telltale все же смогли наделить и богача-альтруиста, и его второе я примерно одинаковым количеством экранного времени. А вот британскому режиссеру, как вы помните, для достижения похожего эффекта пришлось снимать трехчасовой фильм о Бэтмене, где самому герою отведено меньше половины хронометража.

Еще одним, бесспорно, крутым моментом в Batman: The Enemy Within является внезапная смена жанра игры во втором эпизоде сериала. С того самого момента, когда Брюс Уэйн становится «кротом» Агентства в рядах Союза, второй сезон из супергеройского комикса с налетом драмы превращается в крепкий шпионский триллер в лучших традициях Splinter Cell: Double Agent. Продвижение по сюжетной ветке начинает напоминать прогулку по минному полю. Чтобы выйти живым изо всей этой передряги, миллиардеру под прикрытием в буквальном смысле придется стать своим среди чужих и чужим среди своих. Только сделать это не так уж и просто. На протяжении всей «шпионской» части сюжета игра то и дело будет испытывать вас на прочность, предлагая непростой выбор между легендой и моральным кодексом. Вот за Брюса поручается один из бойцов Бэйна, а час спустя босс уже вовсю ломает бедолаге кости, требуя сознаться в предательстве. Разумеется, вам предложат попытаться спасти несчастного, рискнув собственной шкурой. И таких моментов действительно много, но рассказать о большинстве из них без серьезных спойлеров просто невозможно.


Интересно выстроено и переключение между Брюсом Уэйном и Бэтменом. Если первому, как уже было сказано, во втором сезоне работать приходится по большей части мозгами, то второй здесь играет роль «командных мускулов». Как только Брюс собирает достаточно информации об очередной операции Союза, Темный рыцарь вступает в игру, чтобы помешать злодеям претворить эти планы в жизнь. В основном такая перемена ролей не зависит от воли игрока и происходит чисто по скрипту. Но и старый добрый выбор, в каком обличии добиться той или иной цели, никуда не делся. В определенные моменты игра все же позволяет вам решить, кого лицезреть на экране в ближайшие 10-15 минут: человека или же Человека-летучую мышь. К сожалению, таких моментов в Batman: The Enemy Within преступно мало. Пересчитать их можно буквально по пальцам одной руки.

Канон трещит по швам

Если в момент, когда лидер Детей Аркхема снял маску, у вас не возникло желания поскорее напиться, дабы забыть об увиденном, а приятельские отношения Бэтмена и Пингвина не вызвали вопросов в духе «Да что за…?!», то смело можете запускать продолжение. В противном случае от прохождения второго сезона я бы все же рекомендовал воздержаться, ибо понижать градус отсебятины Telltale даже и не думали.


В этот раз наиболее сильное желание поработать напильником у разработчиков вызвал образ Джокера – главного врага Человека-летучей мыши. Сколько метаморфоз претерпел самопровозглашенный Клоун-принц Готэма за почти что 80 лет своего существования, точно не скажет, наверное, никто. В разное время он был и гангстером, и анархистом, и татуированным метросексуалом. Джокер то вымахивал до трех метров в высоту под действием опасного мутагена, то переносился в средневековую Японию, то срывал кожу со своего лица, а затем носил ее как маску. И все же Telltale здесь умудрились перещеголять если не всех, то определенно многих.


Стоит сказать, что одной лишь трансформацией главного злодея дело не ограничилось. О нет, в этот раз пресловутому канону от разработчиков досталось ничуть не меньше, чем в предыдущий. Начать, пожалуй, следует с того, что Telltale, во время производства интерактивной «Игры престолов», явно увлеклись идеями Джорджа Мартина. Персонажи во втором «Бэтмене» умирают гораздо чаще. Некоторым не помогает выжить даже статус завсегдатаев комиксной вселенной. Пост первого злодея Готэма отошел Загадочнику, но это определенно плюс. Стараниями «тейлов» игроки, привыкшие к несуразному ботанику с пунктиком на вопросительных знаках из серии «Batman: Arkham» и фильма «Бэтмен навсегда», вспоминают о том, что на самом деле Нигма – это не какой-то фрик в зеленом, а расчетливый, хладнокровный педант, стремящийся доказать свое интеллектуальное превосходство над всем миром во что бы то ни стало. Нашлось место и для Отряда самоубийц. Разумеется, без кадровых перестановок в нем не обошлось. Напоследок создатели второго сезона решили как следует наступить на больную мозоль нетолерантной части геймерского сообщества и сменили пол Робину. Ну а дабы пронять особо стойких индивидов, «отбомбивших» свое еще во времена «Возвращения Темного рыцаря», протеже Бэтмена/Уэйна поменяли еще и цвет кожи.

Но давайте не будем раньше времени хвататься за вилы. Да, в своей истории Telltale действительно нарушили несколько постулатов, которые любому фанату оригинальных комиксов DC раньше казались незыблемыми. Но разве они первые, кто до этого додумамался? Вовсе нет. Женская версия Робина? Та же Кэрри Келли стала помощником Темного рыцаря еще в 1986-ом. Джокер сменил амплуа? Так и Бэйн в заключительном фильме трилогии Кристофера Нолана Веномом не баловался. Да и в тюрьме, как потом оказалось, не сидел. Детей Аркхема возглавлял… Ну, в общем, тот самый персонаж? А давайте-ка лучше вспомним, кто в итоге оказался Джеком-потрошителем в Gotham by Gaslight (я тогда себе чуть лоб фейспалмом не отбил, между прочим). И не надо оправданий, что это всего лишь спин-офф. The Enemy Within тоже на звание истины в последней инстанции не претендует.

Статус адаптации тем и хорош, что позволяет изменять старую историю, дабы ее было интересно слушать и в сотый, и в тысячный раз. Другое дело, что Telltale порой уж очень увлекаются этой игрой в имитацию и словно перестают следить за качеством переосмысленных сюжетных арок.

Брюс Уэйн весьма органичен в роли двойного агента. Его дворецкий Альфред, испытывающий проблемы со здоровьем, хорош в драматическом амплуа. К месту пришелся и снедаемой жаждой мести Загадочник. А вот ребрендинг романтической линии между Джокером и Харли Куинн уныл чуть более, чем полностью. В век победившего феминизма история о психиатре Харлин Квинзель, сошедшей с ума от любви к «прекрасному клоун-принцу», превратилась в скучный рассказ о жалком подкаблучнике на побегушках у сильной и независимой женщины. Здесь нет той неопределенности, что была присуща отношениям героев Джареда Лето и Марго Робби в «Отряде самоубийц». Все предельно ясно: он ее любит, а ей на него пофиг. Нет и той изящной манипуляции, что была в серии «Batman: Arkham». Она, вроде бы, его использует, но дальше заурядных «подай то» и «принеси это» дело не заходит. На что-то вроде «Устрой массовый бунт заключенных в “Блэкгейт”» или «Пронеси мою грязную бомбу в “Аркхем”» даже и надеяться не стоит.


В результате таких вот сценарных оплошностей, сюжет Batman: The Enemy Within становится похож на чашку чая, в которой сахара на одну ложку меньше, чем вы привыкли класть. Пить можно. Да только вот насладиться в полной мере не получается.

Работа над ошибками

Поскольку первый сезон саги о Бэтмене у Telltale получился весьма «сырым», в сиквеле разработчики решили проделать работу над ошибками. Получилось ли у них это? На мой взгляд, скорее да, чем нет. Но давайте обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза после запуска Batman: The Enemy Within – это увеличившийся градус брутальности происходящего на экране. Очевидно, вдохновившись собственной адаптацией The Walking Dead, «тейлы» в этот раз решили сделать ставку на натуралистичность. Уже в первые минуты игра крупным планом демонстрирует, что бывает с теми, кто неверно отвечает на вопросы Загадочника. Используя всякие атрибуты рейтинга «R» разработчики, показывают, насколько жестокими могут быть преступники Готэма, что в конечном итоге объясняет суровость методов Бэтмена. И хотя Кристофер Нолан в своем «Темном рыцаре» смог добится похожего эффекта, не отрубив в кадре ни единого пальца, назвать тейловский подход насилием ради насилия все же нельзя.


Похорошела и механика экшн-сцен. Камера куда охотнее берет зрелищные ракурсы, хореография боев стала сложнее, а их общий темп повысился за счет упразднения тактического режима. Попрощайтесь с сидением в укрытии. Теперь выбирать кого, чем и куда бить приходится прямо в пылу сражения.


Техническое исполнение если не на высоте, то, как минимум, на очень достойном уровне. За все прохождение на PS4 я так и не встретил ни единого бага.

А вот локализаторы закинуть ложку дегтя в бэтменовскую бочку меда все же не поленились. Как и все прочие сериалы от Telltale Games, «Внутренний враг» просто не мог не пасть жертвой трудностей перевода. Что-то переведено неточно, что-то, наоборот, слишком дословно, а что-то и вовсе осталось без перевода. Отдельно стоит отметить и «оперативность» выхода русских субтитров, сопоставимую с оперативностью выхода данной рецензии. Запустив пятый эпизод на своей консоли через несколько часов после релиза, я с ужасом обнаружил, что обновление русской локализации стремится к завершению не больше «Дома-2». После получаса безуспешных попыток начать прохождение финальной серии с субтитрами на великом и могучем, я вспомнил слова известного философа Вааса Монтенегро о том, что повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на иной исход событий есть не что иное, как самое настоящее безумие, и принял решение играть на английском. Не скажу, что это помешало мне вникнуть в тонкости сюжета. Batman: The Enemy Within это все же не какой-нибудь L.A. Noire, но осадок все равно остался.


Вердикт

Batman: The Enemy Within – это еще один пример сиквела превзошедшего оргинал. Здесь есть все то, чего так недоставало раньше: больше драйва, больше старых знакомых из комиксов и при этом гораздо меньше технических проблем.

Разумеется, игра не лишена недостатков. И хотя некоторые из них нельзя назвать пустяковыми, смотрится второй сезон все равно очень и очень здорово. За бодрым началом следует размеренная середина, обстоятельно расставляющая все точки над «ё», которая со временем уступает место бескомпромиссному финалу.

Кроме того, "Внутренний враг" оставляет большой простор для дальнейшего развития истории Темного рыцаря. Лично я с нетерпением жду третий сезон и надеюсь на главного злодея в лице Пугала, предстающего «способным учеником» Томаса Уэйна, или же Черной маски, мстящего Брюсу Уэйну за банкротство своей компании «Янус-Косметикс». А еще лучше сразу обоих: Пугало для Бэтмена, Черная маска – для Брюса. И пусть никто не уйдет обиженным. Ну а пока мечты лишь остаются мечтами, можно перепройти второй сезон, дабы увидеть, как все сложится, если в ключевых моментах действовать по-другому.

Читайте также: