В каком году появилось цветное телевидение sgm

Обновлено: 04.07.2024

Стандарты: PAL, SECAM, NTSC
При оцифровке я часто сталкиваюсь с разными стандартами аналоговой видеозаписи, а именно PAL, SECAM, NTSC. Что это значит и в чем их различия, об этом я расскажу в этой статье.

PAL, SECAM, NTSC- системы аналогового цветного телевидения. PAL, SECAM, NTSC- системы аналогового цветного телевидения.
PAL (англ. Phase Alternating Line — построчное изменение фазы) — система аналогового цветного телевидения, разработанная инженером немецкой компании «Telefunken» Вальтером Брухом и принятая в качестве стандарта телевизионного вещания в 1966 году в Германии, Великобритании и ряде других стран Западной Европы. В настоящее время система PAL является самой распространённой в мире. В конце 1990-х годов передачи по этому стандарту смотрели в 62 странах 67,8 % телезрителей всего мира.

Технические особенности
Как и остальные системы цветного телевидения, PAL совместим с чёрно-белым телевещанием. Созданная в качестве альтернативы NTSC с присущими последней недостатками, система PAL может рассматриваться, как её удачная модернизация. Вместо непосредственной передачи основных цветов система предусматривает передачу сигнала яркости Y, как в чёрно-белом телевидении, и двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y, несущих информацию о красном и синем цветах соответственно. Недостающая информация о зелёном цвете G восстанавливается в приёмнике вычитанием цветоразностных сигналов из яркостного. В случае просмотра программы на чёрно-белом телевизоре используется только сигнал яркости, ничем не отличающийся от видеосигнала чёрно-белого телевидения. Сигнал цветности, который содержит информацию о цветоразностных сигналах, чёрно-белыми телевизорами не принимается.

Он передается в высокочастотной области спектра сигнала яркости при помощи вспомогательной несущей частоты — поднесущей, которая принимается блоком цветности цветных телевизоров.

SECAM (от фр. Séquentiel couleur avec mémoire, позднее Séquentiel couleur à mémoire — последовательный цвет с памятью; произносится [сека́м]) — система аналогового цветного телевидения, разработка которой началась во Франции в конце 1950-х годов. В 1965—1966 годах совместно с СССР была доработана, став первым европейским стандартом цветного телевидения. В результате дальнейшего совершенствования, проходившего в процессе эксплуатации, система приобрела окончательный вид и название SECAM—IIIB. Регулярное вещание в этом стандарте было начато 1 октября 1967 года одновременно в Москве и Париже.
Технические особенности Так же, как в других системах цветного телевидения — NTSC и PAL — для совместимости с чёрно-белым телевизионными приёмниками вместо непосредственной передачи трёх сигналовосновных цветов осуществляется передача сигнала яркости Y, соответствующего чёрно-беломуизображению, и двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y, несущих информацию о красном и синем цветах соответственно. Недостающая информация о зелёном цвете G восстанавливается в приёмном устройстве вычитанием суммы цветоразностных сигналов из яркостного. Технические особенности Так же, как в других системах цветного телевидения — NTSC и PAL — для совместимости с чёрно-белым телевизионными приёмниками вместо непосредственной передачи трёх сигналовосновных цветов осуществляется передача сигнала яркости Y, соответствующего чёрно-беломуизображению, и двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y, несущих информацию о красном и синем цветах соответственно. Недостающая информация о зелёном цвете G восстанавливается в приёмном устройстве вычитанием суммы цветоразностных сигналов из яркостного.
NTSC (от англ. National Television System Committee — Национальный комитет по телевизионным системам) — система аналогового цветного телевидения, разработанная в США. 18 декабря 1953 года было начато цветное телевизионное вещание с применением этой системы. NTSC была принята в качестве стандартной системы цветного телевидения в США, Канаде, Мексике, Японии, Южной Корее, Тайване, на Филиппинах и в ряде стран Южной Америки.
В настоящее время в большинстве стран вещание по системе NTSC прекращено, так, например, в США большинство передатчиков были отключены в 2009 году, в Канаде и Японии — в 2011 году, и в Южной Корее и Мексике — в 2012 году. В этих странах произошёл переход на цифровые стандарты телевидения, в том числе, высокой чёткости.

Технические особенности
Базовая система NTSC, применявшаяся в США (т. н. NTSC-M), основана на использовании предыдущего стандарта чёрно-белого телевидения, принятого в 1941 году, со стандартом разложения 525/60. Для обеспечения совместимости вместо непосредственной передачи сигналов основных цветов используется передача сигнала яркости Y, соответствующего чёрно-белому изображению, и двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y, несущих информацию о красном и синем цветах соответственно.

Проще говоря, PAL, SECAM и NTSC - это системы передачи цвета. При их несовпадении (у источника сигнала и телевизора) картинка на экране будет черно-белой, бывает зауженной или вообще полоски, вместо картинки. Сам сигнал, который обрабатывает схема телевизора, содержит в себе информацию о яркости(черно-белой картинке) и цветности (о том, как ч/б картинку нужно раскрасить).

И, конечно, сегодня надо понимать, что система SECAM уже практически не используется. В нашей стране использовалось только аналоговое SECAM-вещание и передатчики до 2014 года. С 2014 года начался переход на цифровое вещание в системе DVB-T2 .

И самое главное надо помнить, что в системе NTSC видео записывается 30/60 кадров в секунду, а в системе PAL 25/50 кадров в секунду. Большинство телефонов пишут видео 30/60/120 кадров в секунду и при совмещении с цифровой камерой в системе PAL (25к/сек), возможно расхождение видео и звука при совместном монтаже видео из разных систем!

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

Наверняка вы слышали или сами рассказывали кому-то о том, что телевизоры не всегда были плоскими и цветными. Мы разобрались, с какого изобретения началось развитие телевидения и как эти устройства стали частью нашей жизни.


Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — п арад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое цветовое пространство. Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.

Цветной телевизор Витязь 722

Работы по ЦТВ велись в Советском Союзе с начала 1950‑х годов.

В 1953‑1955 годах в Москве и Ленинграде (ныне - Санкт‑Петербург) проводилось опытное вещание, а к июню 1956 года был разработан комплекс телевизионной передающей и приемной аппаратуры в макетном исполнении.

К началу 60‑х годов более чем в десяти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного ТВ, многие из которых прошли проверку опытным вещанием. К середине 60‑х годов выявились два фаворита: система РАL, предложенная немецкой фирмой "Телефункен", представляющая собой модификацию системы NTSC, и система SЕСАМ, разработанная во Франции.

В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, была создана межправительственная комиссия по цветному телевидению.

1 октября 1967 года в Москве в студии Московского телецентра на Шаболовке было открыто регулярное цветное телевизионное вещание по совместимой советско‑французской системе SЕСАМ на 625 строк. Открытие цветного ТВ было приурочено к 50‑летию Октябрьской революции.

В этот же день началась продажа населению цветных отечественных телевизоров.

Преимуществом системы SЕСАМ была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи, недостатком ‑ усложнение аппаратуры при микшировании сигналов.

Систему SЕСАМ, кроме СССР и Франции, также приняли многие франкоговорящие страны Африки, страны "социалистического лагеря" и Иран.

Ведущие страны Западной Европы выбрали систему РАL. 1 июля 1967 года цветное телевизионное вещание началось в Англии, 27 августа 1967 года ‑ в ФРГ, 1 января 1968 года ‑ в Голландии.

Аппаратура цветного телевидения была разработана, изготовлена и затем установлена в студиях Общесоюзного телецентра в Москве в Останкино, и программы цветного телевидения передавались в составе первой программы Центрального телевидения в другие города по сетям междугородных линий связи. Для режиссеров, редакторов, операторов и художников были организованы специальные обучающие курсы по работе с цветным телевидением. Постепенно телецентры по всей стране переходили на создание и передачу программы цветного телевидения.

К 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

В конце 80‑х годов у населения работало уже более 50 миллионов цветных телевизоров.

Увеличение объема цветных программ происходило медленно, а многочисленные предложения о закупке зарубежных телепрограмм для поддержки цветного вещания проходили через инстанции редко и только по особым случаям (высокий визит, юбилейная дата).

Трудно формировался "парк" цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно‑белые телевизоры, но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности.

Важную роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы "Орбита", "Экран", "Москва", высокие параметры трактов передачи которых позволяли доносить высококачественный цветной сигнал в любую точку страны.


Хотя телевизоры впервые стали доступны штатовским потребителям в конце 1930-х, существенных продаж не было до окончания Второй Мировой Войны. В следующем, 1946 году лидер отрасли, компания RCA (Radio Corporation of America) представила модель телевизора 630-TS, черно-белую модель с десяти-дюймовым экраном. RCA было продано около десяти тысяч единиц телевизоров в первый год выпуска, по цене $ 385 каждый. В 1947 году продажи выросли уже до двухсот тысяч единиц. На самом деле, 630-TS был настолько популярен, что он часто упоминается как телевизор “Model T” (по аналогии с очень популярным автомобилем Форд-Т).

Телевизионная промышленность САСШ быстро росла в послевоенные годы. Количество владельцев ТВ увеличилось с 10 % домо-владений в 1950 году до 67 % в 1955 году, а затем достигло 87 % в 1960 году и 94 % в 1965 году. Число коммерческих телевизионных станций быстро росло, с девяти сразу после окончания войны в 1945 году, до пятисот в 1960 году при одновременном постоянном совершенствовании технологии телевидения, в том числе развитии цветного телевидения, использовании систем спутниковой связи, изобретении пленочных видео-технологий, а также внедрение телевидения высокой четкости.


Дебют цветного телевизора

Первый реальный прорыв в цветном ТВ состоялся незадолго до того, как штаты вступили в ВМВ (1939-45), в 1941 году главным фигурантом развитием цветного ТВ являлся Питер Голдмарк (1906-1977), инженер, работавший в компании Columbia Broadcasting (CBS). CBS была создана в 1927 году путем слияния двух компаний индустрии развлечений. Под руководством Уильяма С. Палея (1901-1990), CBS выросла в сильную сеть вещательных радиостанций к середине 1930-х годов. Примерно в это же время, Голдмарк уговорил Палея на создание небольшого исследовательского отдела в CBS, специализировавшегося на экспериментах в новой технологии телевидения.

Голдмарк впервые заинтересовался добавление цвета к телевидению в начале 1940 года, когда он увидел блокбастер “Унесенные ветром”. “Для меня это был однозначно волнующий опыт, повлиявший не из-за талана исполнителей или интересной истории, а потому, что это был первый цветной фильм, который я видел, и цвет был великолепен”, он вспоминал в ТВ-передаче “Изобретение телевидения”. “Я едва ли мог воспринимать фильм, возвращаясь мысленно к образам обычного черно-белого телевидения. Через длинные, четыре часа фильма, я был уже одержим мыслью о применении цвета в телевизоре”.


Вернувшись в свою лабораторию в CBS, Голдмарк провел следующие шесть месяцев, лихорадочно разрабатывая систему цветного телевидения. Метод, который он придумал, стал известен как “field-sequential” технологией цветного ТВ. Механизм технологии включал в себя два диска с красными, синими и зелеными фильтрами, один за объективом телевизионной камеры и один в передней части электронно-лучевой трубки внутри телевизора. Диск в камере формировал сигнал цветного изображения, а диск в приемнике воспроизводил цвета в последовательности, соответствовавшей оригинальной сцене. В сущности, цветной телевизор “рисовал” черно-белое изображение в трех цветах в быстрой последовательности. Технология цветного ТВ Голдмарка была комбинацией механической и электронной телевизионных систем, поскольку она использовала механический диск, для формирования цвета в электронной системе телевидения.

Голдмарк усовершенствовал свою систему цветного телевидения до уровня готового продукта к августу 1940 года, и в этом же месяце компания CBS послала его в качестве представителя в NTSC (National Television System Committee). Эта группа ученых и инженеров изучала технологии телевидения, и создавала рекомендации для федеральной комиссии по связи (FCC), устанавливавшей национальные стандарты электросвязи. (FCC Federal Communications Commission, правительственное учреждение, было создано в 1934 году для контроля и регулирования всех видов связи, включая радио, телевидение, телефон и телеграф). Так как технология электронного черно-белого ТВ недавно была усовершенствована, FCC была готова установить инструкции и правила для производителей и вещателей.


По мере того как в NTSC обсуждалось преимущество различных черно-белых систем, Голдмарк впадал в уныние. Он считал, что его система цветного ТВ намного превосходит любые существующие черно-белой технологии, поэтому он чувствовал, что было бессмысленно тратить много времени, обсуждая черно-белые телевизионные стандарты. В конце концов, он заявил группе NTSC, что усовершенствовал цветное телевизионное вещание. “Я объявил, что мы могли бы передавать изображение в цвете, и предложил продемонстрировать трансляцию из лаборатории CBS в Chrysler Building (Нью-Йорк)”.

Демонстрация цветного устройства Голдмарка впечатлила представителей FCC и побудила председателя FCC Лоуренса Флая пересмотреть выпуск черно-белых стандартов. “Если мы можем предложить зрителям цветное изображение, вместо черно-белого шоу, то оно будет иметь более широкое признание у публики”, заявил Лоуренс Флай. Хотя FCC признала большие потенциальные возможности системы цветного телевидения CBS, в конечном итоге решила, что цветной телевизор все же требует дальнейшего тестирования и доработки. И когда FCC выпустил свои первые технические стандарты для коммерческого телевизионного вещания в апреле 1941 года, правила были определены только для черно-белых телевизионных систем. FCC предложила компании CBS начать экспериментальные цветные передачи, но дальнейшее развитие этой технологии была приостановлено на время Второй Мировой Войны.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых телевизоров в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941, первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Читайте также: