Витражи какого собора образуют календарь готики

Обновлено: 07.07.2024

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское Аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Сиенский собор, Сиена, 1215-1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже не свойственно французской готике.

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с Собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

3.1 Видео, изготовление витража по классической технологии

В видео не показаны все этапы старинной технологии, а приводится пример изготовления современного готического витража. Тем не менее, это видео даст вам визуальное представление о производстве.

Предыдущую статью я закончила на том, что главной городской достопримечательностью, средоточием общественной, культурной и духовной жизни города был собор.

Если в романский период собор часто становился крепостью и был частью монастырского (сельского) ансамбля, то в период готики предназначение и философия храмовой архитектуры существенно изменились.

Напомню, что термин "готика" происходит от слова "готсткий", т.е. "варварский" (по названию одного из древних германский племен). Так этот стиль назвал теоретик искусства эпохи Ренессанса Джорджо Вазари, сравнивая средневековые постройки с античной архитектурой.

Находясь внутри города, храм утрачивал свою функцию защиты и, в связи с этим, более не нуждался в толстых массивных крепких стенах.

Кроме того, городская жизнь диктовала свои требования – количество прихожан было внушительным (население среднестатистического европейского средневекового города составляло примерно 3 - 5 тыс. человек), поэтому возникала потребность в расширении внутреннего пространства собора. Однако, при очень тесной жилой застройке, храм не мог разрастаться вширь, его объём мог увеличиваться только в одном направлении - вверх. Следовательно, появилась необходимость в принципиальном изменении архитектурной конструкции храма.

Основной формой, по-прежнему оставалась римская базилика, однако готический храм с первого взгляда отличается от романского (о конструкции романского храма-базилики можно прочитать здесь ). Если главными признаками романских построек выступали «монолитность» всего облика здания, суровость, тяжесть и горизонтальные членения, то готическая архитектура – это преобладание вертикалей, лёгкости, ажурности, предельной детализации, дробности форм, обилия декора и орнамента.

Чтобы сделать стены более тонкими и расширить интерьер, архитекторы разработали новый тип арочных сводов и каркасную систему опор. В готических соборах вес крыш, башен и стен удерживается не только внутренними перегородками и колоннами. Он, посредством небольших полуарок - аркбута́нов , выходящих из-под сводов главного нефа, распределяется на внешние мощные опорные столбы – контрфо́рсы , которые подобно «костылям» подпирают тело храма снаружи.

Однако этот внешний «скелет» готических зданий не выглядит чем-то уродливым и тяжеловесным. Наоборот, «рёбра» контрфорсов, соединяющиеся со стенами арочными пролётами, декорированные заострёнными и затейливо украшенными, устремляющимися к самому небу, башенками- пина́клями , создают неожиданный эффект дополнительного декора. Многообразие конфигураций опор и арок, выступов и плоскостей, игра света и тени, усиливают впечатление исключительной лёгкости и ажурности.

Внутри готического собора, взамен массивных опорных столбов, стали использовать тонкие полуколонны, собранные в пучки. Они возносятся на головокружительную высоту и расходятся под самым потолком многочисленными выступающими рёбрами – нервю́́рами , которые, распределяя давление сводов между колоннами, образуют, подчас, сложный орнамент (веерообразный, цветочный, звёздчатый, сетчатый и т.д.).

Одной из главных характерных особенностей готической архитектуры становится новый тип арок и сводов. Они приобретают стре́льчатую (заострённую кверху) форму, которая многократно повторяется в разных деталях собора – пролётах между частями храма, оконных и дверных проёмах и т.д.

И теперь сам собор, весь его интерьер, каждая его деталь, теряя свою внешнюю массивность, устремляются ввысь, выражая тем самым стремление человеческого духа к Небу и Богу. Венчающие всю эту громаду собора высоченные башни и остроконечные шпили (например, высота башен кафедрального собора в Кёльне составляет 157 метров!), уходят под самые облака, теряя чёткие очертания и контуры.

Благодаря новой системе опор и сводов, стены храма утрачивают значение главных несущих конструкций, что даёт архитекторам возможность нарушить их монолитность, прорезав множеством ниш и окон.

Многочисленные оконные проёмы, пропускающие внутрь огромное количество света, заполнялись витража́ми – картинами, составленными из кусочков цветного прозрачного стекла.

Проходя, сквозь них, свет, льющийся в храм, преображается, придавая всему интерьеру фантастическую, радостную атмосферу, благодаря чему молящимся казалось, что здесь действительно пребывает Бог, и свет этот – свет потустороннего го́рнего мира.

Замечательным примером готической архитектуры является часовня Сен Шапе́ль в Париже, где создаётся впечатление, что стены выполняют лишь роль «оправы» для 146 витражных окон с 1359 изображёнными на них сюжетами.

Кроме того, все интерьеры готических храмов ярко раскрашивались.

Как писал монах Теофил, живший в XII веке: «Украшая потолки и стены храма различными изображениями и красками, ты тем самым являешь глазам верующего небесный рай, усеянный бесчисленными цветами… Поначалу человеческий глаз не знает, на чём остановиться: когда он глядит на потолок, расписанный цветами, то ему кажется, что он видит многоцветную ткань; когда он смотрит на стены, то они представляются ему подобными восхитительному саду; когда он ослеплён потоками света, проникающими сквозь окна, он восхищается безмерной красотой цветных стёкол и совершенством их изготовления».

В готический период, сама плоскость каменных стен теперь, словно, служила лишь материалом для применения талантов средневековых мастеров – резчиков по камню, декораторов и скульпторов. Собор «усеян» многочисленными ви́мпергами (остроконечные завершения окон, проёмов, входов), пина́́клями (небольшие башенки, украшающие все выступающие детали внешних стен храма), кра́ббами (резные каменные листья), крестоцве́тами (узоры в виде цветов) и т.д. Его стены теперь практически целиком покрывались декоративным орнаментом и скульптурным рельефом.

Ажурные, богато декорированные стены собора, все в скульптурном и рельефном убранстве, часто в литературе именуют «каменным кружевом». Теоретик искусства Фридрих Шеллинг называл готику «безмолвной музыкой». Гёте сравнивал великолепный Собор Парижской Богоматери с «огромной каменной симфонией».

Пожалуй, лучше всего выразил впечатление, которое производит готический собор на человека Николай Гоголь, который писал о готической архитектуре следующее:

«В ней всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами … эта легкая паутина резьбы, опутывающая его (храм) своею сетью, обивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный свет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим… - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

Строительство готических соборов было долгим и затягивалось даже не на годы, а на века. Например, начало постройки упоминавшегося Кёльнского собора относится к 1248 году, а завершён он был лишь в 1880 году! Надпись на его стене гласит «Зато тут поработали ангелы, а кто не верит, пусть сидит дома!»

Строители соборов – члены цеха (ложи) каменщиков, избегая конкуренции, свято хранили свои профессиональные секреты. Однако рядовые «вольные каменщики» (по-французски – масо́ны ) выполняли лишь технические задачи, не зная общего замысла и не владея общим планом постройки. Проектированием и руководством всех строительных работ занимался главный мастер ложи или цеха. Масоны весьма гордились тем, что в отличие от других ремесленников-горожан, они не были «прикреплены» к определённой местности (городу или феодалу), и могли свободно передвигаться по всей Европе.

Впервые новая готическая архитектура появилась во Франции, поэтому современники называли готику – «французским стилем». Первой готической постройкой стал амбулаторий в аббатстве Сен-Дени (создателем готики называют аббата этого монастыря - Сугерия).

Затем этот стиль архитектуры распространился по всей Европе. Назову лишь небольшое количество примеров готического храмового зодчества: многочисленные соборы Франции, среди которых особое значение имеют кафедральные (главные) соборы Парижа, Ре́ймса, Амье́на, Ша́ртра, храмы аббатств Мон Сен-Мише́ль, Клюни́, часовня Сент-Шапе́ль в Париже; яркие примеры готики в Германии – соборы в Ма́рбурге, На́умбурге, Кёльне; замечателен собор Святого Ви́́та в чешской Праге; выдающиеся памятники английской готики – соборы в Со́лсбери, Ке́мбридже, О́́ксфорде, Ве́стми́нстерском аббатстве; своеобразный вариант стиля был выработан в Италии сиенскими, миланскими и венецианскими мастерами.

Базилика Аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135-1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь Аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

1. Символическое значение витражей в готике

Готика – это, в первую очередь, стиль католических соборов, поэтому он насыщен разнообразной символикой. Практически все элементы декоративного оформления имеют религиозное значение. Средневековые монахи писали целые трактаты об истинном значении той или иной детали фасада собора или интерьера, подчёркивая связь символики со священным писанием. Поэтому, витражи – не просто элемент украшения.

Аббат Сугерий - автор первой значительной церкви (Церковь Сен-Дени в Париже), построенной в готическом стиле писал, что лучезарные окна необходимы, чтобы освещать разум людей, дабы они могли путешествовать, постигая свет Господа.


Несмотря на то, что в начале XIII века некоторые священники ещё спорили, не является ли богохульством размещение столь яркого декора в соборах, но эффект, который производили окна на зрителей был ошеломительным. Поэтому, очень быстро, сомнения рассеялись.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. В церковных трактатах писали, что разноцветные лучи, наполняющие храм – символ «фаворского света». Фаворский свет — согласно текстам Нового Завета, таинственный Божественный свет в момент Преображения Иисуса Христа. Фаворский свет описан во всех синоптических евангелиях: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Витражи, также, называли «Библией для бедняков» в средние века, так как они позволяли верующим, которые не умели читать по-латыни, изучать историю Евангелий. На самом деле подобное утверждение в высшей степени спорное. Даже в наши дни титулованные искусствоведы могут понять значение того или иного сюжета. Чтобы «читать» витражи необходимы обширные знания.


Сегодня, даже трудно себе представить, как много факторов учитывали мастера прошлого, работая со светом. Расположение витражных композиций в соборе планировалось таким образом, чтобы солнце, огибающее постройку в течении дня, подсвечивало в одно время одну группу изображений, а в другое время другую. Если войти в Шартрский собор сразу после восхода солнца в ясный день, глаза сначала будут обращены к восточным окнам, особенно к тем, которые находятся в подсобном помещении. Только они полностью оживут, а все остальные будут существовать в каком-то безмолвном сумраке. Постепенно по мере того, как солнце встает в небе, эти окна станут светлее. Тогда восточные окна начнут терять свой прежний блеск по сравнению с окнами на южном фланге собора, которые к полудню будут изрядно светиться от прямых солнечных лучей. Когда солнце заходит, весь собор снова погружается в глубокие сумерки, которые постепенно уменьшаются, пока не исчезают совсем.

3. Технология изготовления готического витража, этапы производства

Из всех видов живописи работа художников витражистов, пожалуй, самая сложная и трудоёмкая, оно гораздо сложнее обычной настенной живописи. Художник должен учитывать массу факторов: интенсивность внутреннего и внешнего освещения, способность материала пропускать свет, насыщенность красок, так как в разное время суток восприятие изображения может меняться, но в любое время суток цветовая гармония должна сохраняться. Поскольку витраж может считаться искусством рисования, его следует рассматривать, как искусство рисования светом. Какие бы методы или материалы не использовались, собственные уникальные эффекты витража всегда являются результатом окрашивания, преломления, затемнения и фрагментации света.


Витраж состоит из разноцветных стекол, а детали прорисованы, Сент-Шапель, Крещение, 13 в.

Производство витража – это сложный технологический процесс, состоящий из многих этапов. В производстве принимало участие одновременно несколько мастерских с мастерами узкого профиля. Мы перечислим в самом общем виде основные этапы.

Этап 1. Изготовление цветного стекла. Стёкла создавали стеклодувы в специальных мастерских. Стекло выдувалось с помощью трубки в сферический пузырь, который в горячем состоянии скатывался в цилиндрическую форму. Пока цилиндр был еще горячим, от него отрезали концы и деревянным шпателем расплющивали его в плоский прямоугольник.

Цвета были созданы путем добавления оксидов металлов; обычно оксид железа, медь и марганец к расплавленному стеклу. Красный был самым сложным для изготовления цветом, поскольку красный цвет пропускал очень мало света. В этом случае горячее выдувное стекло погружали в сосуд с красным красителем, который плавился со стеклом.

Этап 2. Разработка эскиза. На основе предварительного наброска художник по стеклу рисовал план металлического каркаса, скрепляющего стекло, и цвета каждой детали. Далее, выбирались цвета из образцов цветных кусочков, предоставленных мастером-стеклодувом. После утверждения плана точная копия плана в натуральную величину рисовалась углем на большом деревянном полотне, покрытом гипсом. Положение и цвет каждой фигуры были отмечены и пронумерованы.

Этап 4. Нанесение рисунка. Художник прорисовывал на кусочках стекла детали рисунка в соответствии с предварительным эскизом.

Художник прорисовывал лица, добавлял детали одежды, тени и другие элементы. В качестве краски использовали «гризаль» (специальную эмаль) - смесь оксида железа или порошка оксида меди с водой и гуммиарабиком, которая делала темно-коричневый или серый цвет. Его более или менее разбавили, чтобы изменить прозрачность. Цвет был смешан с «мягким» стеклом, своего рода стеклом с низкой температурой плавления, что позволяло добиваться сцепления смеси эмали с оконным полотном. Художники помещали витражную конструкцию на открытый мольберт, поставленный перед окном, или ставили стекло на прозрачный стол, чтобы видеть эффект света, проходящего через стекло. Важно понимать, что использовать гризаль – не значит рисовать по стеклу, т.к. эта эмаль имеет только несколько цветов (чёрный и серые оттенки), поэтому художник мог только прорисовать детали, а основой служило именно цветное стекло.

После того, как роспись была закончена, она запекалась в печи при температуре 600 градусов Цельсия, чтобы закрепить цвет и создать цельное изображение, способное сохраняться многие столетия.


Процесс реставрации средневекового витража из Вестминстерского дворца. Хорошо видны стыки стекол и свинцовый контур

Этап 5. Сборка. На завершающем этапе стёкла соединяли между собой свинцовыми H-образными профилями, которые удерживали их вместе. В целях гидроизоляции и прочности конструкции, промежутки между стеклом и свинцом были заполнены смолой, а края заделаны воском. Полоски свинца спаивались вместе, образуя единую законченную конструкцию.


Прорисовка деталей на белом фоне. Шартрский Собор, Житиё Святого Апполинария

Со временем технологии совершенствовались, что влияло на внешний вид витражей. Если в XIII веке мастера работали только с тремя цветами и небольшим количеством их оттенков (красный, синий и жёлтый), то к XIV веку палитра сильно расширилась. Хотя весь цветовой спектр с оттенками удалось полностью освоить только в XX веке. Ещё одним важным достижением была техника шлифовки и покрытия стекла серебряной эмалью. Благодаря этим новшествам мастера научились добавлять в витраж фоновый белый цвет. В результате к середине XIV века в моду вошло размещать один сюжет на стекле на фоне белого. К XV веку витражи перестали быть мозаикой разных цветов и стали намного ближе к станковой живописи.


Поздние витражи напоминают станковую живопись. Воскресший Христос, Монастырь в Ульме, 1480 г.

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394-1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Название "Мария ам Гештаде" переводится как "Мария на берегу", поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 метрах от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200-1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то, что после Второй Мировой войны большая часть города лежала в руинах.

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семиста лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее "отвернуться" от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, 1446 -1515

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют “перпендикулярной”. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

В Часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода — она получила распространение только в Англии. До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля — его войска использовали часовню как учебный полигон.

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226-1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала Церковь Святой Варвары в городе Кутна Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церквовь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495-1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит Костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. Своими стилистическими характеристиками он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь .

В предыдущей части статьи о готических витражах мы рассмотрели их общую характеристику: символическое значение, классификацию их по типам и подробно описали процесс изготовления (см. готические витражи, Часть 1). В этой, и последующих статьях, мы будем говорить о национальных традициях витражного искусства европейских стран, на примерах конкретных работ различных эпох. Начинаем мы наш обзор, естественно, с французского готического стиля.

Франция – это страна, в которой зародился готический стиль, именно здесь были сформулированы его основы и построены первые крупные соборы. На протяжении нескольких столетий, с XII века, стиль назывался французским (готика – это позднее название), а французские постройки считались эталоном, на них равнялись мастера других европейских стран. Витражное искусство во Франции пережило несколько этапов развития, постоянно совершенствовалось. В нашем обзоре вы увидите, как менялся облик витражей в разные века.

Важнейшие соборы и церкви средневековой Франции:

  • Церковь Сен-Дени – первая значительная постройка в готическом стиле. Именно в ней были созданы первые большие витражные окна. К сожалению, до наших дней дошли только отдельные фрагменты первых работ. Сейчас витражи Собора представляют собой обновлённые композиции, лишь напоминающие средневековые.
  • Шартрский собор – настоящий шедевр французской готики. В городе Шартр находились крупнейшие стекольные мастерские XIII века, поэтому его витражи считались лучшими творениями своего времени.
  • Капелла Сент-Шапель – часовня, построенная для хранения христианских реликвий в Париже. В ней было применено сплошное остекление, все её стены - витражные полотна.
  • Нотр–Дам– де-Пари – главный собор города Парижа. Его витражи не только уникальны, но и самые знаменитые.
  • Собор в Бурже. В нём сохранились не только средневековые композиции, но и добавлены витражи в неоготическом стиле XX века.
  • Собор в Труа. Большая коллекция витражных окон, выполненных в период с XIII по XVI века.

Застекление соборов витражами, зачастую происходило на протяжении нескольких столетий, поэтому многие храмы представляют собой настоящие музеи готических витражей. В одном здании можно найти витражные композиции совершенно разных периодов, выполненные в совершенно разных стилях. Крупнейшие готические соборы даже в XX веке обновляли окна в соответствии с новейшими стилистическими традициями живописи.

Реймсский собор, Рейм, 1208—1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в периоде ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 метров). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой Мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

2. Классификация, разновидности витражей

Признак

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «декоративный стиль»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период - пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрожденияXIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика). На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» - это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «переплётами». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

1. Ранняя готика: кон. XII в. – нач. XIII.

Технологии производства витражей существовали задолго до XII века, мастера предшествующего романского периода уже умели украшать окна стеклянными мозаиками. Поэтому французы не придумывали ничего нового, а полностью заимствовали знания предшественников. Принципиальное отличие новых построек заключалось в количестве и размерах окон, благодаря новой, каркасной системе возведения зданий, окна сильно увеличились в размерах. С определённого времени архитекторы начали рассматривать здание, как каркас для оконных проёмов. Таким образом витражи быстро стали основным элементом декоративного оформления интерьера, что дало импульс к развитию витражного искусства.


Окна романских зданий были узкими и высокими (ланцетные окна), если они закрывались витражами, то как правило, на них изображалась только одна фигура святого. Подобный стиль долго использовался готическими мастерами, но они стали располагать ланцетные окна рядами и образовывать целые композиции.

На примере, выше, показан ряд окон, высотой 7,5 м, в Шартрском соборе, размещённых под главным окном-розой (см. витраж Роза Франции в Шартре). На них изображено пять фигур христианских святых, в центре - Дева Мария в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны. По бокам находятся еще четыре таких же окна с фигурами из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.

Смотрите также описание знаменитого витража XII в. в Шартре: Богоматерь с младенцем (Окно голубой девы)


Другим новшеством стали витражи с глубокой детализацией и сложным сюжетом, они использовались для иллюстрации библейских сказаний. Витраж в Сен-Дени позволяет оценить цветовое разнообразие палитры мастеров того времени: красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XII века. Для изображения фигур используются также желтый, белый, зеленый, разные оттенки фиолетового и т.п. Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие формы тела сочетаются с довольно крупными головами, у которых своеобразно выдаются кости черепа. Композиция составлялась из цветных стекол, а детали лиц и складки на одежде прорисовывались отдельно чёрным или тёмно-серым цветами. К сожалению, на оригинальных средневековых витражах прорисовка сохранилась очень плохо.



Деталь витража Страсти Христовы, Собор в Бурже, 13 в.

Используя возможности нового стиля, мастера начали составлять большие сюжетные композиции. Каждое большое и важное окно в ранней готике имело тему, например, «Страсти Христовы», иллюстрированные десятками отдельных медальонов. В высоких стрельчатых окнах на каждом уровне было по одному-два медальона, максимум три, каждое размером не более квадратного метра. Круглые медальоны разделялись широкими каймами с геометрическим или растительным орнаментом. Сюжет можно было прочитать от медальона до медальона, обычно, снизу-вверх.


Особо исследователи отмечают решение складок на драпировках в готических витражах Буржа и Шартра. Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.



Июль - Сбор урожая, Эскиз одного из медальонов, Лозаннский собор

Ещё одно заимствование из романской архитектуры – это круглые окна розы, которые сильно усложнились и стали играть роль центральной витражной композиции здания. Розетки имели важное символическое значение для католической архитектуры, они символизировали вселенную и изменчивость нашего мира.

На центральной композиции розы в Лозаннском Соборе изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий. Перечисленные элементы символизируют Вселенную, а ход времени проассоциирован с тем, какие работы свойственно совершать человеку в разные месяцы года.


Застекление витражами, зачастую, продолжалось несколько столетий (из-за высокой стоимости производства), поэтому окна, для которых витражи не были изготовлены закрывались витражами с орнаментальным рисунком.

Технология изготовления витражей («картин-мозаик» из цветного стекла) была известна со времён античности, но широкое распространение она получила только с наступлением периода готики в средневековой архитектуре. Появление нового стиля было связано с появлением новаторской системы возведения зданий – каркасной системы. Инженеры научились рассчитывать нагрузку на опоры здания и планировать её распределение. На смену толстым стенами и массивным конструкциям романского периода пришли здания, построенные по новой системе. В них нагрузка распределялась на тонкий каркас здания, поэтому стало возможно возводить здания с большими оконными проёмами. Так как технологии изготовления прозрачного стекла большого размера не существовало, встала проблема застекления, именно это и побудило строителей и декораторов средневековья сосредоточиться на развитии витражного искусства.


В готических соборах и храмах нет настенной живописи, главным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, преломляется в храме целой радугой оттенков. Именно витражное искусство стало уникальным достижением эпохи, которая на долго определило облик новых зданий. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

Такое количество стеклянных элементов в зданиях требовало от архитектора совершенно новых умений работы со светом. За несколько столетий существования готического стиля появилась целая плеяда новых мастеров, создавших совершенно новые, невиданные до этого, способы оформления интерьеров. Архитекторы разных стран и городов соревновались друг с другом в искусстве витража. Поэтому, со временем окна становились все больше и больше, пропуская больше света через стекло, а детали расписного стекла становились намного тоньше, постепенно напоминая картины.

Характерные признаки готических витражей:

  1. Окна большого размера.
  2. Стёкла соединены H-образным профилем, а детали изображения (лица, складки одежды) прорисованы вручную.
  3. Сюжетные витражи: множество миниатюр, объединённых одной темой – характерно для ранней и зрелой готики.
  4. Активно применяется роспись по стеклу для детализации и прорисовки изображения. Витражи позднего периода (после XIV в.) напоминают живописные картины на стекле.


Витражи в Вашингтонском соборе, постройка XX века в стиле готики

Шартрский собор, Шартр, 1194-1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — "шартрская синь" (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Читайте также: