Тайная вечеря леонардо да винчи описание картины

Обновлено: 07.07.2024

Фреску «Тайная вечеря» мастер писал по сухой штукатурке, разрисовывая стены Церкви Санта-Мария дель Грациа одного из Миланских монастырей. Леонардо да Винчи писал порошковыми водорастворимыми красками «темперой», из за необычного стиля росписи стен, работу можно приравнивать к картинам.

По сюжету — это последняя вечеря преданного Иисуса Христа вместе с двенадцатью своими учениками и последователями перед распятием. Фреска расположена на дальней стене монастырской трапезной. К великому сожалению, техника росписи по сухой штукатурке оказалась очень недолговечной, она и до сир пор подвержена дальнейшему разрушению.

На полотне изображена группа людей, сидящих за длинным обеденным столом, в большой комнате, похожей на трапезную с картинами на стенах и окнами за спинами сидящих.

В центре — сам Иисус Христос. Он провозглашает речь своим верным ученикам. Спаситель извещает последователей о том, что один из апостолов предал его. Уже видна реакция слушающих речь Христа. Во время своего обращения Иисус протягивает вперед руку ладонью вверх. На фреске видно, что Иуда застывает в точно таком же вопрошающем жесте.

Освещение росписи выставлено таким образом, как будто дневной свет падает на персонажей слева, а не изображенных за спинами сидящих, окон.

Во всем полотне просматривается тройственность, как «Святая Троица»:

  • ученики сидят по три человека;
  • за их спинами виднеются три окна;
  • фигура Спасителя изображена, как бы треугольной.

На столе стоит в чаше вино и лежит хлеб, на эти предметы направлен жест Христа.

Иуда изображен чуть отклонившимся от остальных учеников. Он, как будто жарко оправдывается и что-то отрицает. Но, тем не менее, мешочек с тридцатью сребрениками он уже получил за предательство Спасителя. Об этом говорит и его вынужденная отстраненная поза. Остальные апостолы внимательно слушают Христа, не веря ушам своим.

Тинторетто был великолепным художником со своеобразной манерой письма. Его талант лучше всего раскрывался в грандиозных драматичных полотнах и классических сюжетах. Картина «Тайная вечеря» стала заключительной работой мастера, в поэтому в ней воплотился весь приобретенный художественный опыт и мастерство.

В Библии нет точных указаний о том, где проходила последняя трапеза Христа с его учениками, поэтому все художники по-разному трактуют этот вопрос: одни изображают великолепный зал, другие маленькую темную комнатку. Тинторетто выбрал для пасхального обеда полутемное помещение, похожее на скромную таверну или постоялый двор. Кроме этого, его произведение отличается необычным композиционным решением: длинный обеденный стол расположен перпендикулярно плоскости холста, что придает картине глубину и объем. Благодаря тонущим в полумраке стенам, пространство таверны кажется бесконечным.

В центре стола возвышается фигура Христа с ярким светящимся нимбом вокруг головы. Художник изобразил его в тот момент, когда Иисус преломлял хлеб со словами «Сие есть тело мое». Все присутствующие обернулись к Учителю, внимая ему с любовью и уважением. Весь стол озарен мерцающим божественным светом, а под потолком кружатся ангелы – это создает ощущение, что прямо на глазах зрителей происходит настоящее чудо.

Чтобы усилить это впечатление, Тинторетто прибегает к художественной антитезе и прописывает окружающую обстановку в преувеличенной реалистичностью. Так, на первом плане изображены кувшины с вином и корзины с едой. В одну из корзин пытается забраться кошка, чтобы стащить кусок мяса, а рядом лохматая собака грызет кость.

Вокруг снуют люди, обслуживающие трапезу Христа и апостолов: служанки с блюдами, работники и сам хозяин таверны. Благодаря этому противопоставлению, произведение можно четко разделить на две части: мир божественный и мир человеческий.

Сложная композиция, множество персонажей, тонкая мастерская работа со светом – все это отличает работу Тинторетто среди других произведений, изображающих ключевой библейский сюжет.



Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» - монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.

Иоанн может быть Марией Магдалиной

Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.

справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн

справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн

Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине - женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).

Леонардо да Винчи, набросок «Тайной вечери».

Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.

Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.

«Тайная вечеря»

В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.

Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.

Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.

Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».

Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных

Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») - единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.

Картина, как она выглядела в 1970-х до реставрации.

Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.

Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.

Признаюсь, «Тайная вечеря» Леонардо сыграла важную роль в моей жизни: думаю, с нее и началась моя страсть к искусству. Увидела я ее… в «Коде да Винчи» 2006 г. Затем скупила все доступные книги о Леонардо и прочитала их от корки до корки.

Это одно из самых важных произведений в истории искусства, и его хрупкость лишь усиливает чувство благоговения перед ним. Давайте вместе разберемся, как оно было создано, что на нем изображено и что всё это значит.

image

История создания
Эту роспись для свежепостроенной трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане заказал Леонардо его покровитель Лодовико Сфорца. Работа над ней шла в период 1495-1498 гг.
Что за сюжет?
Тайная вечеря – последняя трапеза Иисуса с учениками, во время которой он объявил, что один из них предаст его. Сюжет этот был очень популярен среди художников: его можно найти в мозаике, книжной миниатюре, витражах, шпалерах и и, конечно, живописи.

В XV в. фрески на эту тему были очень популярны в монастырских трапезных. Поскольку монашеские обители были обителями молчания, это диктовало и настроение фресок: вместо драматизма (как у Тинторетто) – состояние глубокой задумчивости. Что мы видим и у Леонардо.

Композиция
Фреска гениальна и своей композицией. Во-первых, точка схода перспективы приходится ровно на фигуру Иисуса. Во-вторых, Леонардо собрал фигуры апостолов в группы по 3, что имеет и символическое значение: в истории Христа всюду фигурирует эта цифра – Троица, 3 волхва, 33 года и т.д. Важно отметить, что все фигуры изображены по одну сторону стола, в то время как Иуду до этого было принято изображать сидящим напротив остальных.

Кто изображен?
Фреска показывает нам ровно тот момент, когда Иисус произносит слова о будущем предательстве. Его лицо смиренно, апостолы же глубоко взволнованы этой новостью: кто же предаст Учителя?

Справа от Христа – Фома (с поднятым пальцем, символом его будущего неверия в воскрешение Иисуса), Иаков ст. и Филипп.


Замыкают композицию Матфей, Фаддей и Симон, бурно обсуждающие новость между собой.

Обратите внимание: Иисус и Иуда одновременно тянутся рукой к тарелке. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус предсказывает, что предатель протянет руку к еде вместе с ним.

image

Сохранность фрески
Эта роспись – пример того, как могут ошибаться даже лучшие умы человечества. Ее некорректно называть фреской, поскольку эта техника предполагает работу красками по сырой штукатурке. Леонардо она не устраивала, поскольку фреска требует быстрой работы без возможности вносить существенные исправления.
Художнику было важно работать неспешно, используя фирменный прием сфумато, который требовал наложения множества полупрозрачных слоев. Поэтому он работал по сухому слою из смеси смолы, гипса и мастики.

Это его и подвело. Фреска начала разрушаться очень быстро. Уже во 2-й пол. XVI в. говорили, что произведение практически разрушено.

Также вы наверняка обратили внимание, что на месте ног Христа – след замурованного дверного проема. Это монахи однажды решили устроить в этом месте стены дверь, уничтожив тем самым часть изображения.

Во время войны в 1943 г. в здание попала бомба: стена с фреской устояла лишь благодаря чуду.

Масштабную реставрацию фрески начали лишь в 1978 г. Длилась она 21 год. (см. карусель). Будем надеяться, что ее получится сохранить еще на многие столетия.

Читайте также: