Рембрандт ночной дозор описание

Обновлено: 02.07.2024

Наверное, самый занимательный факт про картину Рембрандта «Ночной дозор» состоит в том, что никакой он не ночной. Огромное полотно 3,5 на 4,5 м в оригинале даже называется по-другому: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Темные краски на холсте тоже не краски вовсе, а многолетняя копоть от свечей. А действие на самом деле происходит ярким солнечным днем. Как же так получилось, что полотно, для которого в Рейксмюсеуме отведен собственный зал, совсем не то, чем кажется?

По задумке, это был парадный портрет, который Стрелковое общество Амстердама заказало нидерландскому живописцу. Что сказать? Надо знать, у кого заказывать! Когда Рембрандт презентовал заказчикам финальную работу, все были шокированы.

Во-первых, кроме 18 стрелков на холсте оказались еще 16 неизвестных человек. Во-вторых, от «парадности» не осталось и следа: перед нами — разношерстная городская толпа, бредущая в неизвестном направлении. В-третьих, среди военных, прямо в центральной точке золотого сечения, затесалась какая-то девочка в белом платье с мертвой курицей на поясе. В общем, работу сначала даже не хотели оплачивать — настолько она не соответствовала изначальным требованиям.

И это было только началом злоключений «Ночного дозора». 200 лет полотно провисело в здании Стрелкового общества, которое в XVIII веке перестало существовать. Тогда его перетащили в городскую ратушу, но дверной проем оказался узковат, а разбирать стены ради такой ерунды было накладно. Решили просто обрезать картину со всех сторон. До середины XX века бесхозный шедевр провисел в зале напротив камина: коптился, пылился и в итоге настолько почернел, что сегодня его невозможно полностью восстановить.

Но и этого мало горемычному творению Рембрандта! Два раза неадекватные посетители музея кидались на холст с ножом — следы от «ранений» остались до сих пор. А в 1990 году злодей попробовал залить его кислотой, которую принес с собой в банке. Хорошо, что охрана вовремя среагировала, поэтому повредился только верхний слой лака. Кроме того, во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов и хранилась в свёрнутом виде в пещерах горы святого Петра в Маастрихте.

Сегодня полотно находится в Государственном музее (Рейксмюсеуме) в Амстердаме. Будете проездом — не пропустите! Увидеть вживую другие картины Рембрандта вы можете в основной экспозиции Пушкинского музея, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.

Мне хотелось бы вернуться к творчетву РЕМБРАНДТА ван Рейна 1606-1669гг и познакомиться поближе с одной из самых знаменитых его картин "НОЧНОЙ ДОЗОР"1642г.Картина имела и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»

ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ

Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.

Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.
Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).

Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

«Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.

СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА или Дневного?
Картине не повезло с самого начала.

Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.


Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.


Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор» .
Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении .О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.


Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.

Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.

После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.
В 1990-м еще один безумец обрызгал полотно кислотой, но и тут все более или менее обошлось: пострадал только слой лака.

КАКИЕ ЗАГАДКИ ХРАНИТ НОЧНОЙ ДОЗОР?

Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде.

Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.

Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?

В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.

Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.

Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.
Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.

Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.


Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.

Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.

В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.

Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.


Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.

Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».

Картина написана в период 1639-1642 гг. В самый разгар Тридцатилетней войны.

Согласно Нидерландским энциклопедиям на картине Рембрандта изображен лейтенант Виллем ван Рейтенбург (очень известная в народе личность), причем он отдал душу Богу в 1657 г., нарожав к этому времени и вырастив пятерых детей - 3 мальчика, 2 девочки.

Один из предполагаемых организаторов убийства, изображенный на картине, капитан Франсис Кок согласно тем же энциклопедиям умер в 1655 г., на два года раньше "жертвы".

Нигде в нидерландской или англоязычной литературе я не нашел хотя бы строчку об убийстве Рейтенбурга.

Ради Бога, объясните о чем речь? Откуда появилась такая информация? Ведь это очень-очень интересно.

Только не сочтите мои вопросы за подначку. Мне и в самом деле очень любопытно. Если что-то не то и не так, не обращайте внимания на мои вопросы. Просто напишите, что ответа сейчас дать не можете.

Буду Вам искренне благодарен.

Виктор,я поищу и обязательно вам отвечу. Эту статью я писала давно.Потом ссылку откуда эти сведения.

Об этом событии нет подробных архивных данных,но рассказы об этом факте встречаются во многих статьях. Лучше всего конечно узнать на сайте (Rijksmuseum) в Амстердаме. Там будут точные сведения.

Спасибо!
Попробую выяснить.
С уважением.

Спасибо, почти ничего из этого я не знал (знал, что картина была плохо принята заказчиками).
К великому сожалению, до "Ночного дозора" мы в Rijksmuseum не дошли. Буду ли я ещё в Амстердаме? не знаю.

В доме его мы были, буквально в последний день. Это весьма поучительно.
А мой пессимизм - попаду ли я ещё раз в Амстердам - объясняется просто, возрастом.

Вам же не сто лет. Мне тоже уже много,но я только начинаю жить.Очень люблю путешествовать.А в доме меня прежде всего удивило,что они спали в шкафах и кровать такая короткая.

А дом, между тем - скромный по площади. И вообще не роскошный.
А у этого дома ещё есть САМЫЙ последний этаж - там, где рисунок Рембрандта сравнивается с рисунком Рубенса и других.

Да,везде там побывала,сделала много снимкоов. Там внизу статьи есть ссылка.До сих пор под впечатлением.
Для того времени дом был роскошным. Рембрандт так и не смог выплатить долги и вынужден был продать его.

Я посмотрел статью и фотографии по ссылке. Вообще, читаю Ваши заметки - и убеждаюсь, что я втуне посетил Амстердам. Почему я не прочёл Ваших очерков до того, как поехал туда?

Вы живёте не просто в Италии, а в Венеции, а это - особая цивилизация, хотя и в рамках итальянской цивилизации. У нее даже язык другой.
Что до Нидерландов - их язык знать и не надо, они все говорят по-английски. Как я понял, в Нидерландах надо ездить по мелким городкам (а) провинций Голландия; (б) юга.
Люблю Италию, все ее концы, включая и Меццоджорно. Точно знаю - в Италии я ещё буду.

Когда соберётесь в Венецию,я вас повожу по особенных местах. Я часто там бываю.
В основном езжу смотреть живопись,архитектуру,праздники: регату,карнавал.
Да,это особенный мир,больше нигде такого не встретишь.По Италии я тоже уже изрядно поездила,но всё равно ещё многое не видела. Вся страна,как музей.

После создания «Ночного дозора» жизнь Рембрандта приняла не благоприятный оборот. Крупные заказчики отвернулись от художника, денег становилось все меньше. В итоге ван Рейн кончил жизнь в нужде и всеми забытый.

Изначально картина носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кука и лейтенанта Виллема Рейтенбюрга», спустя некоторое время за картиной закрепилось народное название «Ночной дозор».

Гильдия голландских стрелков, решив украсить стены нового штаба картинами, прославляющими мушкетёров, заказали шесть групповых портретов. Шесть стрелковых рот, шесть групповых портретов. Все картины писали разные художники.

Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана" Франс Хальс. " Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана"

Рота капитана Кука, состоящая из восемнадцати человек, обратилась с заказом к популярному и всеми облюбленному Рембрандту ван Рею. Каждый из стрелков заплатил почти по сто флоринов. Сумма внушительная и, конечно же, заказчики ждали соответственной работы.

Групповой портрет был в моде; компания людей размещалась на переднем плане, все они разодеты в лучшие наряды и блещут тщеславием и важностью. Конечно же, каждый стрелок из роты капитана Кука, заплативший равные суммы, ожидал увидеть себя во всей красе. Но Рембрандт размышлял иначе и сделал все по-своему.

Несмотря на всю патриотичность сюжета и мастерскую работу со светом, заказчики остались не довольными картиной. Вместо статичного парадного портрета, мушкетёры увидели разношерстную толпу людей, выходящих из темной арки. Мало того, что никто не смог узнать себя, так художник еще умудрился добавить на полотно шестнадцать неизвестных человек, которые даже не платили.

Картину все же повесили в здании стрелкового общества, где она провисела до 1750 года. Потом общество распалось и картину перевесили в здание городской ратуши. Полотно оказалось слишком большим для выбранного места, пришлось обрезать его с нескольких сторон.( Сохранилась старая копия, на которой можно увидеть не обрезанную картину). «Ночной дозор» занял на стене не самое завидное место, прямо напротив камина. Долгое время картина покрывалась сажей, копотью и пылью. Со временем она потемнела, собственно, поэтому картину и стали называть «Ночной дозор».

До 1808 картина регулярно меняла свое местоположение, пока не оказалась в государственном музее Амстердама. Во время Второй мировой войны картину хранили в свернутом виде в пещере горы св. Петра.

После войны картину решили отреставрировать и почистить. Убрав вековой слой копоти, обнаружилось, что это вовсе не ночной, а дневной дозор. Вся эта пыль и грязь создавали впечатление полумрака. Кажется, что все действие происходит ночью, но на самом деле дозор выходит из арки, судя по теням, часа в два пополудни.

На долю «Ночного дозора» выпало немало покушений.

В 1911 году неизвестный полоснул пару раз картину сапожным ножом. Спустя шестьдесят с лишним лет произошло второе злоключение. Безработный учитель пришел в музей и несколько раз проткнул полотно ножом. Спустя полгода учитель покончил с собой, а «Ночной дозор» восстанавливали четыре года. Третий инцидент произошёл в 1990 году. Неизвестный облил картину кислотой. Охрана среагировала быстро и успела смыть кислоту, пострадал лишь небольшой слой лака.

На протяжении многих лет искусствоведы ломают головы над главной загадкой картины – кто эта девочка в центре картины?

Читайте также: