Пираты в реальной жизни существуют ли

Обновлено: 05.07.2024

Знаменитые пираты Карибского моря.


Долгое время Карибские острова служили яблоком раздора для великих морских держав, поскольку здесь таились несметные богатства. А где богатство – там и разбойники. Пиратство на Карибах расцвело махровым цветом и превратилось в серьезную проблему. В действительности морские разбойники были намного более жестокими, чем мы себе представляем.

В 1494 г. Папа Римский разделил Новый Свет между Испанией и Португалией. Все золото ацтеков, инков и майя Южной Америки досталось неблагодарным испанцам. Другим европейским морским державам это, естественно, не нравилось, и конфликт был неизбежен. А их борьба за испанские владения в Новом свете (в основном это касалось Англии и Франции) и привела к возникновению пиратства.

Знаменитые корсары


В самом начале пиратство даже одобрялось властями и имело название каперство. Капер или корсар - это пиратский корабль, но с государственным флагом, предназначенный для захвата кораблей противника.

Френсис Дрейк

Сэр Френсис Дрейк (1540-1596)

Будучи корсаром, Дрейк обладал не только обычными для них алчностью и жестокостью, но был также крайне любознательным, и, стремясь побывать в новых местах, с большой охотой брался за выполнение заказов, поступающих от королевы Елизаветы, в основном касающихся испанских колоний. В 1572 году ему особенно повезло – на Панамском перешейке Дрейк перехватил «Серебряный караван», следовавший в Испанию, на котором везли 30 т серебра.

Однажды он, увлекшись, даже совершил кругосветное путешествие. А один из своих походов он завершил с невиданной прибылью, пополнив королевскую казну на 500 тысяч фунтов стерлингов, что более чем в полтора раза превысило ее годовой доход. Королева лично прибыла на корабль, чтобы пожаловать Джеку рыцарский титул. Помимо сокровищ, Джек привез в Европу и картофельные клубни, за что в Германии в городе Оффенбург ему даже поставили памятник, на постаменте которого написано: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе».

Памятник Фрэнсису Дрейку

Генри Морган

Генри Морган (1635-1688)

Морган был известным во всем мире продолжателем дела Дрейка. Испанцы считали его самым страшным своим врагом, для них он был даже страшнее, чем Фрэнсис Дрейк. Приведя к стенам в то время испанского города Панамы целую армию пиратов, он безжалостно разграбил его, вывезя огромные сокровища, после чего превратил город в пепел. Во многом благодаря Моргану, Британия смогла на некоторое время перехватить у Испании контроль над Карибами. Король Англии Карл II лично посвятил Моргана в рыцари и назначил губернатором Ямайки, где он и провел свои последние годы.

Золотой век пиратства


Начиная с 1690 года между Европой, Африкой и Карибскими островами была налажена активная торговля, которая повлекла за собой необыкновенный расцвет пиратства. Многочисленные корабли ведущих европейских держав, перевозящие ценный товар, в открытом море становились лакомой добычей для морских разбойников, расплодившихся во множестве. Настоящие морские разбойники, стоящие вне закона, которые занимались откровенным грабежом всех проходящих судов без разбора, в конце XVII века они пришли на смену корсарам. Давайте вспомним некоторых из этих легендарных пиратов.

Стид Бонне

Стид Бонне

Стид Бонне был вполне благополучным человеком - преуспевающий плантатор, работал в муниципальной милиции, был женат и вдруг надумал стать грабителем морей. А Стид просто очень устал от серых будней с вечно сварливой женой и рутинной работой. Самостоятельно изучив морское дело и поднаторев в нем, купил себе десятипушечное суденышко под названием «Месть», набрал экипаж в 70 человек и отправился навстречу ветру перемен. И вскоре его рейды стали довольно успешными.

Стид Бонне стал известен также тем, что не побоялся поспорить с самым грозным в то время пиратом – Эдвардом Тичем, Черной бородой. Тич на своем корабле с 40 пушками, напав на корабль Стида, легко захватил его. Но Стид не мог с этим смириться и постоянно докучал Тичу, твердя, что настоящие пираты так не поступают. И Тич отпустил его на свободу, но всего лишь с несколькими пиратами и полностью разоружив его корабль.

Тогда Бонне отправился в Северную Каролину, где недавно пиратствовал, покаялся перед губернатором и предложил стать их корсаром. А, получив от губернатора согласие, лицензию и полностью оснащенный корабль, тут же отправился вдогонку за Черной бородой, но безуспешно. В Каролину Стид, конечно же, не вернулся, а продолжил заниматься грабежами. В конце 1718 года его поймали и казнили.

Эдвард Тич

Эдвард Тич Черная борода

Неукротимый любитель рома и женщин, этот знаменитый пират в неизменной широкополой шляпе имел прозвище «Черная борода». Он действительно носил длинную черную бороду, заплетенную в косички, в которые были вплетены фитили. Во время сражения он их поджигал и от одного его вида многие моряки сдавались без боя. Но, вполне возможно, что фитили – лишь художественный вымысел. Черная Борода, хоть и имел устрашающий вид, но особо жестоким не был, а брал врага лишь устрашением.

Черная борода

Так, свой флагманский корабль "Месть королевы Анны" он захватил, не выстрелив ни разу - команда противника сдалась, лишь увидев Тича. Всех пленников Тич высадил на острове и оставил им шлюпку. Хотя, по другим источникам, Тич действительно был очень жестоким и своих пленных никогда в живых не оставлял. В начале 1718 года за ним числилось 40 захваченных судов, а под командованием находилось около трехсот пиратов.

Англичане всерьез озаботились его поимкой, на него была объявлена охота, завершившаяся успехом в конце года. В жестоком поединке с лейтенантом Робертом Мэйнардом Тич, будучи раненым более чем 20 выстрелами, сопротивлялся до последнего, убив при этом многих англичан. А погиб от удара саблей – когда ему отрубили голову.

Сражение на палубе

Чарльз Вейн

Чарльз Вейн

Британец, один из самых жестоких и бессердечных пиратов. Не испытывая ни малейшего сострадания к своим жертвам, он также совершенно не считался и с членами своей команды, постоянно обманывал их, стараясь присвоить себе как можно больше прибыли. Поэтому о его погибели мечтали все - и власти, и сами пираты. Во время очередного бунта пираты сместили его с капитанской должности и высадили с корабля на шлюпку, которую волны во время шторма вынесли на необитаемый остров. Спустя некоторое время проходящее мимо судно его подобрало, но нашелся человек, который его опознал. Судьба Вейна была решена, его повесили у входа в порт.

Джек Рэкхем

Джек Рэкхем

Был прозван «Калико Джек» за то, что любил носить широченные штаны из яркого ситца (calico). Не будучи самым успешным пиратом, он прославил свое имя тем, что первым разрешил находиться на корабле женщинам, вопреки всем морским обычаям.

Энн Бонни и Мэри Рид

В 1720 году, когда корабль Рэкхема встретился в море с кораблем губернатора Ямайки, к удивлению моряков, яростное сопротивление им оказали только два пирата, как оказалось потом, это были женщины - легендарные Энн Бонни и Мэри Рид. А все остальные, включая и капитана, были пьяны в стельку.

Энн Бонни и Мэри Рид разбираются с пиратами 1720 г.

Энн Бонни и Мэри Рид разбираются с пиратами 1720 г.

Кроме того, именно Рэкхэм придумал тот самый флаг (череп с перекрещенными костями), так называемый «Веселый Роджер», который сейчас у всех нас ассоциируется с пиратами, хотя многие морские разбойники ходили под другими флагами.

Бартоломью Робертс

Бартоломью Робертс

Высокий красавец-щеголь, он был довольно образованным человеком, знал толк в моде, соблюдал этикет. И что совершенно не характерно для пиратов - не переносил алкоголь и наказывал за пьянство других. Будучи верующим, носил на груди крест, читал Библию и устраивал на корабле службы. Неуловимый Робертс отличался необычайной смелостью и, вместе с тем, был очень удачлив в своих походах. Поэтому пираты любили своего капитана и готовы были следовать за ним куда угодно – ведь им обязательно повезет!

За короткий период Робертс захватил более двухсот судов и около 50 млн фунтов стерлингов. Но однажды госпожа удача все же изменила ему. Команда его корабля, занятая дележкой добычи, была застигнута врасплох судном англичан под командованием капитана Огла. При первом же выстреле Робертс погиб, картечь угодила в шею. Пираты, опустив его тело за борт, долго сопротивлялись, но все же были вынуждены сдаться.

Эдвард Лоу

Эдвард Лоу

Уже с малых лет, проводя свое время среди уличных преступников, он вобрал в себя все самое худшее. А будучи пиратом, превратился в одного из самых кровожадных садистов-изуверов. И хотя его время пришлось уже на закат «Золотого века», Лоу за короткое время, проявляя необычайную жестокость, захватил более 100 кораблей.

Закат «Золотого века»

К концу 1730 года с пиратами было покончено, всех их переловили и казнили. Со временем о них стали вспоминать с ностальгией и неким налетом романтизма. Хотя на самом деле для своих современников пираты были настоящим бедствием.

Что же касается всем известного капитана Джека Воробья, то такого пирата не существовало вовсе, нет и какого-то конкретного его прототипа, образ целиком выдуманный, голливудская пародия на пиратов, причем многие харизматичные черты этого колоритного и обаятельного персонажа были на ходу придуманы Джонни Деппом.


Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.

Пираты

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».

В XVII — начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно — пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.

Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) — их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.

Художник: Говард Пайл

Экипаж пиратского судна — это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы. Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле. Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.

Женщина пират

Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.

Чёрная метка

Чёрная метка

Галеон

Художник: Виллем ван де Велде Младший

Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером — и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы — чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.

Пиратский флаг

На вершине мачты обязательно развевался флаг — но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.

Художник: Говард Пайл

Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью. Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи. Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.

В морских сражениях джентльмены удачи тоже участвовали неохотно, ограничиваясь предупредительным выстрелом и поднятием пиратского флага — испугавшись, противник обычно сдавался. Пираты подходили к делу рационально: обстрел торгового судна мог уничтожить потенциальных союзников и ценный груз. Поэтому они предпочитали бескровные методы: предлагали поделиться четвертью добычи и заодно приглашали вступить в свои ряды — чем обеспечивали себе репутацию благородных и справедливых бандитов.

Мифы о Чёрной Бороде

Говорят, у Чёрной Бороды было 14 жён. Отчасти это правда — на палубе «Мести королевы Анны» не раз проходили псевдобракосочетания. Но Мэри Ормонд была единственной его «настоящей» супругой — молодых обвенчали под покровительством самого губернатора Северной Каролины.

Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.

Заблуждения о пиратах

Художник: Говард Пайл

Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам — всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах — они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.

Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.

Пираты

Фото: Eric L. Beauregard

Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв. Самые горячие точки — Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков — автоматы Калашникова и ракетные установки. Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.

Всё, что мы знаем о пиратах, — плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней — и самих разбойников, и их жертв.


Истории о современных пиратах время от времени всплывают в прессе, вызывая недоумение у обывателя: неужели они все еще существуют? Между тем, меньше 10 лет назад у африканского побережья ураганили сомалийские пираты. До 2013 года флибустьеры-исламисты успели захватить 170 судов с суммарным экипажем 3400 человек, а убытки от них составили миллиарды долларов. Не так давно об одном из захватов той эпохи рассказывала «Медуза»: в плену у сомалийцев несколько месяцев провели моряки с украинского судна «Фаина». Мы же решили вспомнить о самом явлении в целом: откуда появились пираты в Сомали, как и сколько зарабатывали, как озолотили страховые компании — и где пребывают сейчас.

Изначально все организовывалось «с благородными целями»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В отличие от большинства пиратских сообществ, которые придумывают себе благородную предысторию и соответствующие мотивы, сомалийское пиратство действительно начиналось с целей, которые можно назвать благородными. Океан вокруг Африканского Рога кишит рыбой и тысячилетиями кормит местное население. В начале 2000-х здесь случилась экологическая катастрофа, причем совсем не по вине сомалийцев. Сначала «ничейные» воды наводнили браконьеры из соседних стран, которые не только вылавливали рыбу самым скотским образом, но еще и стреляли по сомалийским рыбакам, чтобы отпугнуть их от рыбных мест. Потом итальянские промышленники при поддержке мафии захоронили у берегов Сомали токсичные отходы, которые еще сильнее ухудшили ситуацию. Море перестало кормить рыбаков, и рыбаки пошли на отчаянный шаг: они начали создавать группы по противодействию браконьерам.

Надо полагать, поначалу они и вправду верили в свою миссию. Их сообщества носили названия в духе «Национальные волонтеры береговой охраны», а все вместе они называли себя не иначе как «стражники моря». Выходя в океан с советскими AK-47, они сражались с теми, кто, как им казалось, был виновен в уничтожении рыбы. Но очень скоро дух возмездия и романтика улетучились. Вчерашние рыбаки начали просто грабить: сначала браконьеров, потом уже всех без разбора. Первые подобные набеги пришлись на 2004 год.

Сомалийские пираты считаются детьми анархии, но почву для них подготовило государство

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомали и части на которые распалась страна. Пунтленд — темно-синим, на северо-востоке

Развал Сомали, разрушение государственных институтов и последовавшая за этим неспособность защитить свои территориальные воды выступили важнейшими факторами появления пиратов. Тем ироничнее, что само государство некогда подготовило почву для его появления. После того, как Сомали рассорилось со своим бывшим протектором, Великобританией, лидеры страны склонились к союзу с СССР. Тот не остался в долгу и вложил огромные средства в инфраструктуру страны. А еще Советы предоставили Сомали массу оружия — хоть и устаревшего. Потом разразилась война с Эфиопией, Советский Союз поменял свои приоритеты и выступил против Сомали. Война привела к хаосу и экономическому коллапсу. В результате на месте Сомали мы наблюдаем гражданскую войну между несколькими квазигосударствами, которые грызутся за ресурсы.

С завалами оружия и анархией все понятно, но есть еще одна относительно малоизвестная деталь. Задолго до своего краха Сомали по примеру СССР пыталось создать нечто вроде колхозов, только для рыбаков. Их собирали в артели и в меру своего понимания социализма приучали к коллективизму и дисциплине, а также учили работать и жить сплоченными группами. Спустя десятилетия это привело к неожиданному результату: на счет роста эффективности рыболовства мало что известно, но подобные артели оказались хорошей основой для зарождения пиратства. Те самые артельные рыбаки, которые худо-бедно приучились к дисциплине и субординации, сумели пережить годы хаоса, потом взяли на себя роль народных мстителей браконьерам, а дальше вы уже знаете.

Иерархия сомалийских пиратов была выстроена по типу «Макдональдса»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В 90-е годы улицы Чикаго наводнили уличные банды, которые контролировали продажу крэка. Молодой социолог Судхир Венкатеш, рискуя жизнью, сумел наладить контакт с одной из банд, «Черными королями», и выяснил любопытнейшую деталь. Оказалось, что с экономической и иерархической точек зрения эти группировки были устроены по тому же принципу, что и «Макдональдс» (и прочие подобные сети фастфуда). Низшие звенья, «солдаты», постоянно рисковали свободой и жизнью, продавая наркотики и участвуя в разборках, получая сущие гроши. Возможно, даже пойдя в тот же «Макдональдс» на кассу, они получали бы столько же. Но тогда зачем они занимались этим? Все дело в перспективах: рядовой боец был нищим, но стоящий над ним «менеджер» получал в разы больше. А тот, кто был еще выше рангом, в разы больше, чем менеджер. Бойцов на своих местах держали не деньги, а перспективы.

Сообщество сомалийских пиратов было построено по тому же принципу. По сравнению с «лейтенантами» рядовые бойцы получали сущие гроши (от 15 до 30 тысяч долларов за одно «дело»). Но их удерживала возможность отличиться и самому продвинуться в иерархии. Естественно, самих «лейтенантов» подстегивала возможность продвинуться дальше — до организатора набега или даже инвестора. Большую же часть (от 70 до 85% прибыли) получали вовсе не пираты, а инвесторы — воротилы, которые вложились в дело, купив или арендовав пиратам снаряжение и оружие и снабдив их данными о возможных целях. В конечном итоге каждый нищий рыбак, пошедший на абордаж, мечтал стать инвестором. И их система всячески поддерживала эту мечту (насколько бы иллюзорной она ни была): тот, кто первым забрался на судно, получал денежные бонусы и шанс быть замеченным, как и те, кто приходили на дело со своим оружием и снаряжением.

Сомалийские пираты старались обращаться с заложниками хорошо. Правда, понимали это своеобразно

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Изначально сомалийские пираты вели себя довольно благородно по отношению к атакованным. Старались во что бы то ни стало свести жертвы к минимуму, а захваченных в плен не казнили и не пытали. В этом был исключительно практический подход: чем больше проявляешь жестокость, тем больше шансов, что однажды кто-то из больших игроков не выдержит и решит вторгнуться в Сомали (в итоге так и вышло). Чем меньше жертв — тем больше свободы. Правда, следовать этому кодексу безоговорочно не получилось: в какой-то момент начались и пытки, и убийства заложников. Однако до 2011 пиратам удавалось обходиться без смертей. Судя по всему, первое (по крайней мере, первое громкое) убийство заложников произошло 22 февраля 2011 года, когда пираты, захватившие американскую яхту, столкнулись с американскими военными. Военные начали преследование захваченной яхты и сомалийцы расстреляли четырех американских граждан, которые находились на ней.

Всего сомалийским пиратам приписывают убийства как минимум 25 моряков (как во время абордажа, так и казня заложников), и еще 37 смертей в плену по разным причинам — от голода до самоубийства. Не так уж много, учитывая, что в общей сложности пираты захватили 3400 человек. Но и этих жертв хватило, чтобы стать изгоями даже в своей стране. Кроме прочего, сомалийские пираты отличались избирательным расизмом: к европейским и американским пленным относились относительно хорошо, к азиатам — практически как к рабам, зачастую обрекая на голодную смерть.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Майкл Скотт Мур — американский журналист, написавший книгу The Desert and the Sea — о том, как провел 977 дней в плену у сомалийских пиратов

Члены экипажа украинского судна «Фаина», захваченного пиратами в 2008 году, рассказывают, что пираты поначалу вели себя агрессивно и недружелюбно. Но в какой-то момент обе стороны осознали, что полностью зависят от третьей — которая готовит выкуп — и отношение улучшилось. Морякам пришлось несколько месяцев прожить в одной каюте, но их выпускали для прогулки, кормили козлятиной и рисом, разрешали готовить из собственных припасов, даже закрыли глаза на то, что пленники приспособились варить самогон из сахара. Никаких пыток и избиений — только тягостное ожидание в сорокаградусную жару в переполненном помещении. Однако морякам повезло: их судно перевозило военную технику и сомалийцы надеялись на хороший выкуп.

Пиратские пристани Сомали контролировали шариатские суды и «бизнесмены»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Хобьо, пиратская пристань

Строго говоря, пиратов Сомали правильнее называть «пиратами Пунтленда». Подавляющее их большинство базировалось в отколовшемся от Сомали квазигосударстве Пунтленд. Сейчас Пунтленд уже выступает за присоединение к Сомали на правах автономии, но до этого там нередко случались вооруженные столкновения с Союзом исламских судов («судов» от слова «судья», а не «судно»). Повстанцы-исламисты захватили портовый город Хобьо, который стал столицей сомалийского пиратства. Здесь сложился диковинный симбиоз из пиратской республики и шариатских судей.

Любопытно то, как работала эта ключевая пристань в Хобьо. Простые пираты захватывали судно и приплывали на нем в порт. Дальнейшее было уже не их заботой. Связью с судовладельцами и выкупами занималась уже иная «структура», а обеспечением жизни заложников — третья. Всю эту систему из уважаемых, но разрозненных пиратских бизнесменов разного профиля связывали воедино инвесторы и местные боссы. Шариатские суды тоже имели свою долю. Люди, занимавшиеся обеспечением жизни заложников, получали свой процент в зависимости от того, как долго пришлось кормить и охранять захваченных. Процент был небольшим, но и работа, в общем-то, халтурная. Однако простые пираты заниматься ей не хотели.

Больше всего на пиратстве нажились страховые компании

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомалийские пираты получали лишь малую часть от выкупов и награбленного, большая часть оседала в карманах инвесторов. Однако и пираты, и инвесторы вместе не заработали и десятой доли того, что заработали страховые компании. Сравните: в 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов в качестве откупа, тогда как страховые компании заработали дополнительные 1.85 миллиарда на K&R (kidnap and ransom insurance) — страховании судов и экипажа от похищения. Еще 1.4 миллиарда пошли на установку охранного оборудования. Неудивительно, что из этого многие сделали вывод о том, что загадочные инвесторы пиратов — никто иные, как агенты страховых компаний. Впрочем, доказательств тому не нашлось, но предполагается, что организация набегов отлично мотивирует клиентов оформлять страховку по пунктам, которые ранее он считал незначительными.

Чтобы отпугивать сомалийских пиратов, использовали песни Бритни Спирс

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Результат антипиратского рейда индийского ВМФ в ноябре 2008 года. Не имеет никакого отношения к Бритни Спирс, но зато какой кадр!

Сомалийские пираты по ошибке атаковали даже военные суда

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Одним из (сомнительных) доказательств того, что за сомалийскими пиратами стоят страховые компании, называли тот факт, что пираты никогда не нападали на вооруженные корабли и знали, какие суда наиболее беззащитны. На самом деле, это не так. На поздних этапах , когда паника из-за пиратов была уже ощутимой, пираты часто сталкивались с вооруженным сопротивлением вроде бы мирных судов — стало быть, знали не все и не про всех. Это нередко стоило разбойникам жизни.

Еще забавнее в этом смысле их попытки захватить военные суда. Происходило это по ошибке — сомалийцы принимали их за мирные. В одном только 2010 году сомалийские пираты в разное время напали на американские военные суда Ashland и Nicholas, а также на голландское военное судно Tromp. Во всех случаях команда давала ответный залп (несколько пиратов погибли), а затем сама захватывала нападавших и брала под стражу. В 2009 году пираты атаковали французский флагман La Somme, а также на немецкий корабль снабжения Spessart. Нетрудно догадаться, что ни в одном из случаев их попытки не увенчались успехом.

Многие пираты легализовались и стали законопослушными бизнесменами и рантье

Побороть сомалийских пиратов удалось не только с помощью силовых методов, но и благодаря легализации. Значительная часть пиратских боссов не только осталась в живых, но и процветает — они просто вложились в недвижимость в соседних странах. Сколотив стартовый капитал на пиратстве, они стали уважаемыми бизнесменами и рантье за рубежом. Особенно в этом плане примечательна столица Кении, Найроби, где есть целые кварталы, населенные исключительно выходцами из Сомали. И значительная часть недвижимости там построена на пиратские деньги.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Мухаммед Абди Хасан — миллионер, филантроп, пират

Некоторых из боссов сомалийских пиратов удалось подкупить. Например, одиозный пиратский капитан Мухаммед Абди Хасан по прозвищу «Большой рот» ушел в отставку и распустил свою группировку за выплаченные ему приличные отступные. Правда, в конечном итоге это не спасло его от наказания: в 2013 году его арестовали в Бельгии за организацию нападения на судно «Помпеи», которое произошло в 2009 году. Ловили не без выдумки. Хасана пригласили в Брюссель для помощи в создании документального кино о сомалийских пиратах, где его истории уделялась бы особая роль. Пирата удалось поймать на тщеславии — он действительно приехал, но только чтобы обнаружить, что все это было подставой бельгийских спецслужб. Мухаммеда Абди Хасана упрятали за решетку на 20 лет: это первый и единственный случай, когда главарь сомалийских пиратов предстал перед судом.

Вслед за сомалийскими пиратами пришли камерунские

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

К 2013 году сомалийских пиратов удалось прижать благодаря международному военному вмешательству (в том числе России), а также высадке на территорию Пунтленда частной армии Academi (до 2009 года известна как Blackwater). Однако уже вскоре после этого пиратство перекочевало на другой конец Африки — в Гвинейский залив.

Камерунские и нигерийские пираты действуют не так нагло, да и не стараются захватить экипаж (в отличие от сомалийцев, у них нет своей базы, где они могли бы безопасно держать суда и заложников). Судя по всему, корабли они просто грабят и лишь изредка просят выкуп за угнанные. Проблем от них меньше, но оцените динамику роста их бизнеса: в 2014 году они совершили 28 нападений, в 2018 — 72, а в 2019 число их нападений выросло еще на 50%, перевалив за сотню (хотя точное число неизвестно). В 2019 году 90% всех захваченных в плен моряков приходилось на Гвинейский залив — как минимум 121 человек. Так что, судя по всему, после разгрома сомалийских пиратов их инвесторы, оставшиеся на свободе, просто переместили свое внимание на запад Африки.


Что представляется при упоминании пиратов? Обычно это классический образ – ветер в парусах, широкополая шляпа, попугай на плече, классическая пиратская песня «йо-хо-хо, и бутылка рома». Другой вариант – популярный образ Джонни Деппа из фильмов «Пираты Карибского моря».

Пираты существуют и в XXI веке, в самых различных образах:

  • Пиратство контента (музыки, фильмов, игр и т. д.) и программного обеспечения.
  • Контрабанда сигарет и поддельных медикаментов.
  • Морские пираты.

Оставим в стороне кражу авторских произведений и контрабанду, в XXI веке существуют настоящие морские пираты. Это – результат плохой жизни в проблемных и мало контролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.

Большую известность за последнее десятилетие получили сомалийские пираты, которые промышляют на морских путях, пролегающих из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал. Пиратство в этом регионе расцвело в 2005 году, после гражданской войны в Сомали.

Регион был перенаселен, гражданская война разрушила местную экономику, а в соседнем Йемене без проблем продавали оружие. Идеальные условия для появления бандитских группировок, в данном случае – пиратов. Опасным морским промыслом занялись преимущественно молодые люди 20–30 лет. Большинство из них бывшие моряки, но к пиратам примкнуло немало бывших полицейских и военных, которые умеют обращаться с оружием.

Несмотря на примитивность методов и вооружения, они несут реальную угрозу судоходной отрасли. И хотя морские пути, которыми пользуется PACIFIC ASIA GROUP, пролегают далеко от опасных регионов, само по себе пиратство, как проявление реалий прошлой жизни в современности, заслуживает внимания.

Главная причина современного пиратства – бедность

Пират с автоматом на фоне ржавого корабля

Так выглядит современный пират

Новые флибустьеры появляются в бедных регионах в силу множества причин: нет достойной работы, прокатились войны, перенаселение, доступность оружия. Классический пример – Сомали. Централизованное государственное управление здесь пало в 1991 году, началась гражданская война, которая фактически уничтожила страну, развалив ее на части.

Расположенные рядом государства воспользовались ситуацией и принялись активно «помогать» ослабевшему соседу – рыбачить и хоронить токсичные отходы в сомалийских водах. Сомалийские пираты возникли как реакция на эти действия. Первое время они даже называли себя «береговой охраной» для защиты прибрежных вод Сомали. Но парни быстро оценили новые возможности и превратили вроде бы благое начинание в криминальный бизнес.

Используют огнестрельное оружие

Современные пираты вооружены не пушками, мечами и саблями. Минимальный набор нынешних морских разбойников – пистолет или автомат (чаще всего старый Калашников). Иногда они вооружены пулеметами, минометами и гранатометами. По международным законам, торговые суда ходят без оружия на борту, поэтому не могут полноценно дать отпор.

Фактически торговое судно может защититься двумя способами:

  • Наличие частной охраны на борту судна со своим оружием.
  • Распыление воды из пожарных шлангов, чтобы помешать приблизиться пиратским лодкам.

Рисунок нападения пиратов на торговое судно

Способы защиты от пиратов в одном рисунке

Необъективная оценка сил

Бывший африканский рыбак, купив автомат, уже чувствует силу. Плюс нынешние флибустьеры часто злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В результате пираты частенько неадекватно оценивают свои возможности и пытаются атаковать военные корабли. Ничем хорошим для них это обычно не заканчивается.

Например, в 1993 году в районе Персидского залива на российский большой десантный корабль «Николай Вилков» напали несколько катеров пиратов. Морские разбойники дали очередь из пулемета в сторону корабля, но оттуда им ответила 57-мм автоматическая корабельная пушка. Пиратский план провалился, даже не начав толком осуществляться.

В 2009 году пираты напали на два американских боевых корабля: крейсер «Кейп Сент Джордж» и эсминец «Гонсалес». Итог атаки нескольких ржавых катеров на два боевых судна предсказать нетрудно – он был плачевен для нападавших.

В 2010 году в Аденском заливе пираты напали на танкер ««Московский университет». Команда спряталась в машинном отделении и попросила помощи у находившегося поблизости большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Чтобы не связываться с «самым справедливым сомалийским судом», неудачливых флибустьеров отпустили, слив топливо с их лодок.

Мем про слабоумие и отвагу

Девиз пиратов XXI века

Редко убивают заложников

Цели разбойных нападений бывают разными: наличные деньги и ценности, груз, корабль и команда. Есть морские разбойники, которым хватает наличных денег и ценностей, но чаще пираты стараются заработать по максимуму – помимо награбленного на судне, требуют выкуп за команду и сам корабль.

Поэтому заложников обычно не убивают. Если из команды захваченного судна никто не погиб, правительства не хотят наносить серьезный ответный удар, предпочитают решить вопрос с помощью денег. А средний размер выкупа за команду – в районе 120 тысяч долларов.

Часто остаются безнаказанными

О многих случаях пиратства попросту неизвестно. Каждый торговый корабль получает страховку. Если судно заявило о пиратском нападении, страховые тарифы вырастут, плюс начнут расследование. Зачастую 1 день такого расследования стоит 1000 долларов. Поэтому большое количество нападений просто не регистрируется и пираты остаются абсолютно безнаказанными.

Карта нападений пиратов в 2016 году

Годовой убыток от пиратства измеряется в миллиардах долларов

В 2013 году Всемирный банк оценил глобальные экономические убытки от пиратства у побережья Сомали в 18 миллиардов долларов США. Это приблизительная оценка только в одном очаге пиратства. Морские разбойники активно промышляют в водах Карибского моря, у берегов Индонезии и Нигерии.

Нашим импортерам беспокоиться за груз не стоит. Пиратство в основном сосредоточено в нескольких проблемных регионах. Если PACIFIC ASIA GROUP осуществляет доставку морским путем, то обходит стороной проблемные маршруты.

Читайте также: