Падал прошлогодний снег dvd

Обновлено: 06.07.2024

Знаменитый мультфильм «Пластилиновая ворона» (1981), о котором я писал в предыдущей статье , прославил на весь Советский Союз, как режиссёра Александра Татарского, так и автора песен Григория Гладкова. И в 1983 году они снова объединились, чтобы произвести на свет ещё один пластилиновый шедевр. На этот раз это была абсурдная феерия про непутёвого мужичка, которого жена послала в лес за ёлкой, а лес оказался волшебным.

Мультфильм «Падал прошлогодний снег» произвёл на меня в детстве такое неизгладимое впечатление, что порою мне казалось, что это, вообще, мой самый любимый мультфильм. Вот и перед написанием этой статьи я пересмотрел его в энный раз и снова испытал тот же самый восторг. Невзирая на то, что помню сюжет почти наизусть, а множество фраз главного героя давно перекочевало в мой лексикон.

  • «Маловато будет! О! Вот это мой размерчик»
  • «Ладно скроен. ловко слеплен — ну, вылитый я в молодости»
  • «Уж послала — так послала»
  • «Снесу-ка его на ярмарку. Тута дураков много, а зайцев, поди, мало»
  • «Мы бояре — народ работящий. Такая уж наша боярская доля»
  • «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду»
  • «Иди, говорит, и без ёлки не возвращайся. А зато с ёлкой, говорит, возвращайся»
  • «В теле такая приятная гибкость образовалась… Только в себя превратиться не могу»
  • «Отпустите меня, тётенька… Я волшебное слово знаю — «Пожалуйста»»
  • «Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники»
  • «Конец-конец… Концы в воду!»

Помню, как одной моей знакомой — бывшему музработнику — подарили старое пианино. Хотя девушка уже работала в другой сфере и жила на съёмных квартирах, от подарка она не отказалась и при каждом переезде таскала за собой этот громоздкий инструмент (на котором, к тому же, почти не играла). Как тут было не процитировать фразу: «Как царём заделаюсь, первым делом — пианину! А то что это за жизнь без пианины?» .

Трудно поверить, что поначалу в этом мультике текст не планировался вообще — присутствовали лишь одни восклицания «Ох» и «Ах». Однако руководство студии попросило сделать сюжет более конкретным – как оказалось, не зря. Татарский призвал на помощь сценариста Сергея Иванова, и они вместе стали придумывать фразочки, ставшие потом крылатыми. В работе над образом мужичка (этакого «активного бездельника») помогли и телефонные розыгрыши, которыми режиссёр баловался ещё в киевский период своей жизни.

«У Татарского и Ковалева была магнитофонная пленка под названием «Дегенераты у телефона», на которую они записывали самых высокопоставленных чиновников. Специально для этого придумали забавного персонажа — тупого водителя по имени Семён Швырь, который разговаривал на суржике. Потом точно так же — «Маловато будет!» — заговорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег»».

Изрядный вклад в образ мужичка внёс и голос Станислава Садальского. Кстати, поначалу мультик позвали озвучивать Лию Ахеджакову, но её работа Татрскому не понравилась. Садальский же, недолго думая, решил повторить манеру своего героя из к-ф «Место встречи изменить нельзя» — шепелявого карманника Кирпича. Правда, в титрах актёра не указали. Перед выходом мультфильма он был застигнут в гостинице с иностранной гражданкой, а тогда такие связи не поощрялись.

Название мультика тоже менялось. Первым было то ли «Ёлки-палки, лес густой», то ли «Раз — мороз, два — мороз» (тут «показания» Гладкова в разных интервью расходятся). Но однажды музыкант сыграл Татарскому свою очередную песню «Падал снег» (на стихи А. Кушнера), и режиссёра осенило. Он добавил туда слово «прошлогодний», решив, что такое парадоксальное название идеально подходит мультфильму. На поверку, оно оказалось не таким уж парадоксальным…

«…одна девочка написала в Сети, что явление «прошлогодний снег» существует. Это снег, который выпадает 31 декабря. Пересекая черту нового года, к земле он уже приближается прошлогодним».
«Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: «Падал прошлогодний снег».
Мне он долго пытался объяснить:
— Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?».

Песня «Падал снег» в мультфильм не вошла – музыку для него Гладков писал специально. Композитору очень хотелось, чтобы звучала одна гитара и забавный инструмент казу (это когда дуют на бумажку и получается звук похожий на треск расчёски). Сегодня это покажется смешным, но руководство студии подобному лаконизму долго противилось — тогда было принято обязательно приглашать оркестр…

Большая часть музыки Гладкова вполне соответствовала общему настрою мультфильма — была мажорной и забавной. Однако, к концу в сюжете стали проскальзывать нотки грусти. Несмотря на то, что мужичок – откровенный дурачок и хвастун с головой, набитой пошлыми и глупыми мечтами — нам почему-то становится его жалко. Особенно, когда он усаживается на мостик, достаёт флейту и начинает играть финальную тему — красивую, пронзительную, щемящую… Татарский сознательно стремился к этому неожиданному контрасту, чтобы придать своему мультфильму «феллиневское» чувство трагикомедии.

«Это был один из самых весёлых дней в жизни, мы были на даче Успенского, было много шуток, веселья. Сочиняли сценарий. Очень весёлый день был. И Александр Татарский говорит — сочини в конце такую мелодию, чтобы нас под неё хоронили. И я сел один, так нашёл место на веранде и вот эту мелодию сочинил».

(полную версию мультфильма можно посмотреть по ссылке )

По словам Татарского, этот мультфильм, как и «Пластилиновая ворона» подвергался постоянным придиркам и нападкам.

«Этот фильм вообще был запрещен, положен на полку, и формулировки были гораздо более гадкие. Если «Ворона» — просто безыдейная глупость, то это уже русофобия, издевательство над советским человеком. Потому что в фильме всего один герой, и он русский (он же в шапке, мужик), и при этом он идиот».

Подобные рассказы творцов о цензуре и притеснениях советской эпохи звучат с такой регулярностью и постоянством, что поневоле вызывают ряд недоумённых вопросов.

1) Каким же образом эти произведения всё-таки выходили и обретали массовую популярность? Неведомым Божьим промыслом? По блату? Продавались на «чёрном рынке»?

2) Много ли фильмов, положенных на полку, оказались действительно талантливыми? Я вот могу вспомнить только «Проверки на дорогах» Германа и «Пропавшую грамоту» Ивченко.

3) Почему в постсоветскую эпоху творцы не завалили нас шедеврами, «свободными от тисков цензуры», а вылили (и продолжают выливать) на головы зрителей ушаты псевдохудожественного дерьма?

4) Да и разве цензура куда-нибудь исчезала? Тогда она была идеологической, а теперь вам просто не дадут денег (причём и «идеологическая» составляющая осталась — только сменила знак на противоположный).

5) И, наконец, неужели вы думаете, что творцы других стран и эпох не сталкивались с похожими трудностями?

В этом контексте весьма показателен ещё один рассказ Татарского:

«Я хотел снимать «Прошлогодний снег», а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, — говорю, — Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» — «Я известный режиссер, хочу про Ленина«. Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег»».

Скажите, вы верите, что всё было именно так? А если верите, то понимаете, насколько «крут» был Татарский?

Как вы уже поняли, премьера «Прошлогоднего снега» всё-таки состоялась — причём прямо накануне Нового 1984-го года. Более того — мультфильм выиграл приз «Серебряный Кукер» на Международном кинофестивале в Варне (Болгария). Пишут, что Татарского даже не поставили в известность, что «Прошлогодний снег» участвует в конкурсе – о своей победе он узнал по телевизору.

Казалось бы, чего ещё желать Татарскому? Однако с концом советской эпохи (о котором режиссёр даже снял сатирический мультик «Путч») оказалось, что денег на выпуск мультфильмов найти крайне трудно — приходилось снимать рекламу и клипы (надо признать, даже в этой сфере Татарский работал привычно талантливо).

Последним достижением режиссёра стал, созданный под его руководством, многосерийный мультипликационный цикл «Гора самоцветов», основанный на сказках народов России. Лично для меня, этот блестящий цикл стал неким прощальным реквиемом по советской мультипликации — её разнообразию и своеобразию. К сожалению, в нынешних мультфильмах я вижу только попытки копировать западные образцы, не привнося ничего нового. Этакий обречённый бег за чужим паровозом…

«Чьи мультфильмы дети смотрят, гражданами той страны они и являются».

В 2007 году Александра Татарского не стало. Слова режиссёра, сказанные когда-то Гладкову, не были пустыми — хоронили его под ту самую музыку из «Прошлогоднего снега». С этого момента жена Татарского больше никогда не будет смотреть знаменитый мультфильм — теперь с ним будут связаны слишком тяжёлые воспоминания…

Что касается Григория Гладкова, то он до сих пор продолжает сочинять песни и выступать перед детьми. Хотя о былой славе времён мультфильмов Татарского и группы КУКУРУЗА ныне остаётся только мечтать…

«…так называемое детское творчество, о котором мы сейчас говорим, будь то детский композитор, поэт, художник, писатель – это человек, который с помощью искусства пытается, наверное, оставить ребёнка в себе. То есть, это детский метод в творчестве взрослого. Также, как есть импрессионизм, абстракционизм, реализм, есть и детский метод – когда взрослый сочиняет, как ребёнок. И «детское» здесь условно».

И ЕЩЁ.

Летом 2021 года издательство Ридеро выпустило биографию Григория Гладкова под названием "Грустный Клоун с гитарой" , написанную Павлом Сафоненковым. Заинтересованные могут заказать книгу в электронном или бумажном варианте здесь или здесь .

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями.

Падал прошлогодний снег.
Анимационный фильм, снятый в 1983 году советским кинорежиссером Александром Татарским по сценарию Сергея Иванова. Выполнен при помощи техники пластилиновой анимации. В основе сюжета — забавная новогодняя сказка про мужичка, отправившегося на поиски ёлки.
Мультфильм выделяется тем, что афористичные реплики персонажей мультфильма, полные абсурдистского юмора, превратились в народные поговорки.

Пластилиновая ворона.
Мультипликационный фильм 1981 года Александра Татарского. Мультфильм разделён на три независимые части, иллюстрирующие песни: «О картинах», «Игра» и «А может, а может…».

Великолепный Гоша.
«Великолепный Гоша» — популярный советский десятисерийный мультсериал, проект А. Курляндского. Выпущен киностудией «Экран».

Пиф-паф ой-ой-ой.
«Пиф-паф, ой-ой-ой!» — мультипликационный фильм, театральная пародия.
Пародия на театральные штампы, разыгранная на сюжет популярного шуточного стихотворения. Для взрослых.

Крылья, ноги и хвосты.
«Крылья, ноги и хвосты» — советский мультипликационный фильм. По свидетельству Александра Татарского был снят в 1985 году для альманаха «Кубик», но не понравился директору студии «Экран» Б. М. Хессину. На экран вышел лишь в следующем году.
Мультфильм о том, как гриф учил страуса летать. Приобрёл значительное количество поклонников из-за своеобразной манеры рисунка и из-за достаточно циничного сюжета, с фразами, ставшими «крылатыми»

Пластилиновые персонажи одинаково любимы как создателями мультфильмов, так и зрителями самых разных возрастов. Тем более если речь идет о героях смешной и остроумной ленты режиссера Александра Татарского «Падал прошлогодний снег». Кто эти герои? Самый обычный мужичок-подкаблучник, мнящий себя орлом-мужчиной, а на деле ─ шепелявый недотепа и разиня, да его жена, суровая гренадер-баба, едва ли не вдвое превосходящая объемами щуплого супруга. Вот такого «орла» посылает эта внушительная дама в лес за елкой к Новому году. Но даже к столь простому делу герой непригоден: попав в лес, он немедленно забывает, за чем пришел, мысли в его голове постоянно перескакивают с одного на другое, что особенно гармонично сочетается с пластилиновыми перевоплощениями ворон в зайцев, зайцев в слонов, и так без конца… Жадность мужичка, мечтающего, как продаст он на базаре зайца, да разбогатеет, да сменит избу на царские хоромы, да приведет в них новую жену, забавна и трогательна…Ведь, как говорит сам герой ─ жадничает он «от чистого сердца». Чем закончатся его похождения ─ догадаться несложно, но лучше доставьте себе удовольствие просмотром этого подлинного шедевра отечественной мультипликации.

Приглашаем посмотреть мультфильм «Падал прошлогодний снег» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Сюжет

Начинается эта история не сразу: сначала автор хочет рассказать о щуке, потом о мельнике, потом о гражданине, который любил арбузы. Но оказывается, что все это была только присказка. А сказка о том, как давным-давно в одной пластилиновой местности жил да был один Мужик. Был он ладно скроен, ловко слеплен – орел, а не мужчина. Правда, он не выговаривал некоторые буквы и цифры, а еще очень любил побездельничать. С женой Мужику повезло – попалась ему дама строгая и авторитетная. Как-то раз под Новый год послала она мужа в лес за елкой. Увидел в лесу Мужик елочку, но она показалась ему маловата – надо бы повыше да попышней. Нашел Мужик другую ель, ель-царевну. Но тут ему подвернулся заяц, которого Мужик решил поймать. Он замечтался о том, как понесет его на ярмарку, продаст и получит большие деньги. Мужику начала грезиться ярмарка и ворона, которая не только озолотила его, но еще и зайца вернула, а все потому, что Мужику «маловато будет». А если он весь из себя такой купец, то и жена ему нужна соответствующая. На глазах у Мужика его худая жена превращается в красотку с пышными формами. А раз такое дело, то и дом Мужику нужен под стать – не избушка на курьих ножках, а многоэтажный дворец. И чем вычурней, тем лучше, ведь Мужику, как всегда, «маловато будет». А вместо чахлой лошадки ему нужен… слон. Да и сам Мужик вдруг обнаруживает, что он как-то маловат – нужно ему подрасти и, желательно, до небес. Но все же приходится вернуться на землю: Мужик понимает, что все это только мечты, а сам он до сих пор так и не срубил ель, за которой пришел.

Читайте также: