Ночной дозор существа

Обновлено: 05.07.2024

Всероссийская популярность вселенной Дозоров, созданной Сергеем Лукьяненко при участии Владимира Васильева, началась летом 2004 года с премьеры фильма «Ночной дозор» по одноименному роману. Книги, фильмы и игры описывают секретную магическую изнанку нашего мира, где сражаются Иные — люди и нелюди со сверхъестественными способностями. Одно из ключевых понятий мира — Сумрак, многослойное «отражение» нашей реальности, доступное только Иным.

С точки зрения беспристрастной науки, любой Иной сразу после посвящения перестает быть человеком и становится кандидатом в бестиарий мира «Дозоров». Не верите? Достаточно взглянуть на сумеречный облик любого Светлого или Темного. Впрочем, все зависит от точки зрения. Светлые, конечно, этого не афишируют, но мир Иных неоднороден. Зачастую зыбкая и невидимая граница пролегает уже в именованиях. С одной стороны — нейтральные «маг», «волшебница», «колдун», «ведьма». О них и о магии «Дозоров» в целом мы поговорим в другой раз. С другой — вампиры, оборотни, загадочные бескуды и даже политкорректные «боевые маги-перевертыши». Про этих Иных, а также о специфических тварях Сумрака читайте на следующих страницах.

Сумрак — мой дом родной

Побывать в Сумраке под силу многим. В сущности, способность входить в Сумрак и отличает человека от Иного. Но даже если вы простой человек, можете попросить знакомого мага устроить вам экскурсию на иные слои бытия. Или понаблюдать за кошками: они одновременно находятся на всех уровнях реальности. Похвастаться же тем, что обитают в Сумраке постоянно или даже родились в нем, могут немногие. С этих редких экземпляров и начнем.

Сумрак — место пребывания развоплотившихся (или развоплощенных) Иных — попросту говоря, навсегда покинувших наш солнечный мир. Достоверно узнать, как там пребывается, мы не в состоянии. Случаи ревоплощения (насильного возврата из Сумрака) крайне редки, причем ревоплощенные Иные ведут себя так, будто только что умирали — и не помнят, что было с ними после смерти. Можно, конечно встретиться с развоплотившимися на их территории, но в Сумраке они крайне необщительны: в лучшем случае покажут тебе пару двусмысленных жестов и оставят в недоумении. Впрочем, чем дальше в лес, тем толще партизаны: немногие Великие маги, умеющие забраться на самые глубокие слои Сумрака, знают куда больше о своих ушедших коллегах. Ну да это знание лежит в основе интриги «Последнего дозора», поэтому не станем портить удовольствие тем, кто еще не прочитал четвертый роман цикла.

Случается так, что волшебник призывает в реальный мир давно развоплощенного мага, накачивает его силой и пытается использовать для своих целей. Ничего хорошего из этой операции не выходит: пришелец быстро сходит с ума и начинает маниакально уничтожать все вокруг — пока его самого не упокоят обратно. В обиходе таких возвращенцев называют Тенями Владык. Неудивительно, что с момента подписания Договора разрешение на ревоплощение может дать только беспристрастная Инквизиция.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

Появятся ли в фильме «Дневной дозор» представители нечисти, чудовища и прочие сумеречные обитатели, которых не было в книгах?

Да, появятся. В финале фильма будет присутствовать целый бестиарий Темных в их Сумеречном (отвечающем внутренней сути) воплощении. Зрелище довольно жуткое. Даже автор узнал не всех присутствующих монстров.

Синий мох жирует на человеческих (и Иных) эмоциях.

Зеркальный маг или попросту Зеркало — еще одно стихийное порождение Сумрака. Это наглядная иллюстрация того, что мироздание стремится к равновесию. Зеркало появляется там, где Свет или Тьма получают быстрый и существенный перевес над противником, — и становится на сторону проигрывающих. Исходным материалом служит неинициированный Иной, который не склоняется ни к Свету, ни к Тьме. После преобразования в Зеркало он теряет память и начинает стремительный карьерный рост. Зеркальный маг отражает любую атаку противника и быстро набирает Силу, пока не нанесет врагу урон, достаточный для восстановления баланса, — и сразу самостоятельно развоплощается. За всю историю Дозоров Зеркало появлялось девять раз: семь у Темных и два у Светлых. Предугадать появление Зеркального мага нельзя, можно только на его приход надеяться. Воистину, неисповедимы пути сумеречные.

Пушечное мясо Тьмы

О кровь! Ты — жизнь!

На стороне Темных традиционно выступают существа, к которым больше всего подходят определения «нечисть» и «нежить». Сами Темные называют их низшими Иными и относятся к ним соответственно — как к рабочим скотинкам. Главное отличие вампиров и оборотней от прочих Иных — ими может стать любой представитель человечества, вне зависимости от умения входить в Сумрак. После инициации — классического укуса другого вампира или оборотня при обоюдном согласии как «инициатора», так и жертвы, — они теряют человеческую сущность, зато получают долгую жизнь, иммунитет к болезням, физическую мощь и «животный магнетизм». Ну и, разумеется, «Зверя внутри» — что пьющий кровь вампир, что перекинувшийся оборотень контролируют себя слабо. Именно поэтому Дозоры требуют регистрации низших Иных — как постоянной, по месту обитания, так и временной, если они остаются в чужом городе на ночь. Метка регистрации выглядит как синий сгусток энергии на груди Иного, и в случае необходимости дозорные могут с ее помощью остановить зарвавшегося нечеловека. Интересно, что и вампиры, и оборотни не любят сильных запахов — они мешают им охотиться, а охота на простых смертных необходима им для существования.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

В фильме «Дневной дозор» появляется любовная линия между вампиром Костей и ведьмой Алисой. Насколько вообще возможны и распространены подобные «межвидовые» связи во вселенной Дозоров?

Вполне возможны. Им препятствуют лишь предубеждения Темных против «низших Иных», однако порой романы все-таки заводятся. Куда реже встречаются романы между Светлыми и Темными. Как правило, их результат глубоко трагичен: кто-то из влюбленных должен «изменить цвет», а это могут безболезненно совершить лишь Высшие Иные, с гибкой, хорошо тренированной совестью. Впрочем, Высшие редко поддаются такой слабости, как любовь.

Ничего хорошего из любви Кости к Алисе не выйдет.

Кровососы

Вампиры — без сомнения, самые популярные существа в современном городском фэнтези. В одной гламурной газете даже назвали «Дневной дозор» фильмом про то, как выясняют отношения добрые и злые вампиры. Впрочем, кровососы мира Дозоров — далеко не могущественный стокеровский Дракула, не романтические одиночки из «Вампирских хроник» Энн Райс и даже не засекреченная организация из «Мира Тьмы». А просто — далеко не самые сильные Иные, к тому же безнадежно мертвые.

В обыденной жизни вампиры почти неотличимы от простых людей. Разве что не пьют даже по большим праздникам: алкоголь для упырей — сильный яд, разрушающий их метаболизм. Зато в Сумраке вампиры — трупы трупами: лобастая звериная морда, землисто-серая кожа, редкие волосы, впалые щеки, мертвые глаза. За собой «гемоглобинозависимые» оставляют «вампирскую тропу» — серый след, который некоторое время держится в Сумраке.

Кровь — единственная форма энергии, которой могут подпитываться вампиры. В современном мире они существуют в основном на консервированной донорской крови, однако время от времени получают лицензии на убийство людей. Свежая кровь, в частности, необходима вампирам-подросткам: без нее не пройдет их половое созревание, — а также только что инициированным кровососам для перестройки организма. Жертвой, как правило, становится человек противоположного вампиру пола, если только последний не обладает гомосексуальными склонностями. Приманивая жертву, упырь испускает гипнотический Зов — и человек подставляет шею, чувствуя себя абсолютно счастливым. В «рабочем режиме» вампир преображается: удлиняются клыки, отрастают когти. Клык вампира имеет весьма своеобразное строение, поэтому знающему Иному довольно просто отличить упырский укус от дешевой подделки. Укус происходит не обязательно в горло: на теле человека есть пять возможных для этого точек. Впитывать кровь вампиры могут всей поверхностью тела. Сам процесс «питания» занимает три-четыре минуты, в крайних случаях можно уложиться в несколько секунд. Но уже через четверть часа кровь будет полностью переработана в энергию, и вампир снова почувствует голод, терзающий его на протяжении всего посмертного существования.

Ну вот, опять в горло.

Способности вампира зависят от его личного могущества и опытности. Всем кровососам в той или иной мере присущи физическая сила, нечеловеческая ловкость, быстрые рефлексы. Со временем они приобретают способность к оборотничеству: чаще всего в классическую летучую мышь, но встречаются и другие варианты. Магические умения упырей незначительны и, как правило, требуют контакта взглядов. Несмотря на то, что вампиров не так много, между ними идет борьба за продвижение по внутренней иерархии. Высшее место в ней занимают локальные Мастера вампиров — самые сильные кровососы, никогда не терпевшие поражений. Большинство слухов об упырях — боязнь солнечного света, чеснока, осины, серебра — не более чем суеверия. Впрочем, они всегда отражаются в зеркале — даже если этого не хотят — и нуждаются в приглашении, чтобы зайти в чужой дом. После инициации вампиры сохраняют способность к деторождению, хотя по невыясненной причине «посмертный» ребенок у «гемоглобинозависимого» может быть только один. При этом он не станет по умолчанию вампиром — его придется специально инициировать.

Далеко не все вампиры готовы примириться с тем, что они уже мертвые.

Заслуги вампиров перед медициной и, в частности, донорством, неоспоримы.

Совершенно отдельная статья — Высшие вампиры, по уровню Силы сравнимые с магической элитой Иных. Наиболее правильный путь для вампира стать Высшим — питаться кровью молодых девственниц. Впрочем, подойдет и «пропись Саушкина» — коктейль из крови двенадцати доноров. Помимо высокого положения во внутренней иерархии, Высший вампир получает доступ к части магического арсенала Темных — ну и, разумеется, сильно продвигается во всех специфических способностях кровососов.

Бескуды

Меняющие шкуры

Оборотни — существа не менее классические, чем вампиры. В мире Дозоров они ведут обычную человеческую жизнь — за исключением трех-четырех ночей в месяц, которые им необходимо проводить в зверином облике. Это не обязательно волк: в книгах упоминаются оборотни-ящеры, оборотни-пантеры и даже древний-древний оборотень-смилодон (доисторический саблезубый хищник). Оборотни всегда превращаются в существо одного и того же биологического вида, максимум — двух родственных. Время, проведенное в зверином теле, они используют для охоты: как и вампирам, им выдаются соответствующие лицензии, и, как и вампиры же, перекидыши получают жизненную энергию из человеческих жертв.

В фильм «Дневной дозор» проникли даже оборотни-вороны.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

Придумывали ли вы для книг и фильмов сверхъестественных существ, которые по каким-либо причинам не попали в финальные версии?

Практически нет. Разве что некоторые необычные виды оборотней: оборотни-ящеры, оборотни-лошади и т. д. Дело в том, что Иной-оборотень способен «перекидываться» в то животное, с которым себя наиболее ассоциирует. Поэтому, помимо обычных волков-оборотней и медведей-оборотней, существует целый ряд редких, экзотических перевертышей.

Наиболее интересное в оборотнях — разумеется, само превращение. Откуда эти существа берут дополнительную материю для звериного облика (и куда она исчезает потом) — непонятно. Зато известно, что после трансформации им требуется много мяса — очевидно, чтобы восстановить затраченную энергию. Помимо этого, процесс превращения пробуждает в них сильное сексуальное желание. «График трансформаций» никак не привязан к лунному циклу, однако в полнолуние оборотни обычно испытывают прилив сил.

В компьютерной игре оборотня (в человеческом облике, разумеется) можно опознать по капюшону.

Оборотень и перевертыш.

На службе Ночного дозора состоят боевые маги-перевертыши. Считается, что это те же оборотни, только Светлые. Впрочем, судя по косвенным данным, они проходят инициацию «в общем порядке», а потому могут быть исключены из числа низших Иных. В компьютерной игре «Ночной дозор» перевертышам доступно заклинание «Зов» (не имеет ничего общего с одноименной вампирской способностью), вызывающее зверя-помощника.

Грянулась красавица оземь и стала тигрицею.

Инкубы и суккубы

В Средние века инкубами и суккубами называли два обличья Дьявола, которые тот принимал для совокупления с ведьмами и колдунами. В Дневном дозоре так зовутся маги узкого профиля, специализация которых — соблазнение соответственно женщин и мужчин. В какой-то мере инкубом можно назвать и главного ловеласа Ночного дозора Игната.

Игнат, светлый «инкуб».

Рукотворные существа

Если сам Сумрак не отличается особой активностью в плане сотворения живых существ, то разнообразные маги часто создают себе живых (или почти живых) сверхъестественных помощников. Иногда в качестве исходного материала берутся люди — например, некромант может поднять из могил воинство нежити. Другой вариант — создание могущественного артефакта, который приобретает черты живого существа.

Лукьяненко много времени прожил в Казахстане, поэтому восточный колорит в его книгах не редкость.

Яркий пример первого пути — девона, помощник великих магов. Это не Иной, а обычный человек, чаще всего умственно отсталый, которого под завязку «накачивают» Силой. Девона становится преданным слугой волшебника, в буквальном смысле слова превратившего его из грязи в князи, но при этом требует постоянной «подпитки». В народе такого спутника мага, понятное дело, считают одержимым духами.

В арабской мифологии девона — что-то вроде европейского фамилиара, дух, вселившийся в физическое тело. Причем чаще всего это тело птицы или зверя, а не человека. По-узбекски слово «девона» означает «юродивый».

В прошлом европейские маги нередко прибегали к услугам големов — кукол, оживленных магией. Наиболее подходящий материал для голема — глина, она пластична и хорошо «держит» Силу. Можно соорудить и деревянного «буратино», и металлического «самоделкина» — вот только работать они будут недолго. А из пластика голема не получится. Интеллектом глиняные человечки обделены, поэтому чаще всего служили для охраны, хотя попадались и «рабочие» экземпляры, и даже големы «для развлечений и забав». В соответствии с учением еврейских каббалистов, для активации голема необходима пластинка с волшебным словом, впрочем, иногда ее заменял камень, на котором начертана руна.

Ведьминская кукла-помощница Маша — тот же голем, только резиновый.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

В фильме «Ночной дозор» мы встретились с куклой Машенькой. Насколько распространено среди ведьм заводить таких питомцев-фамилиаров и какими они бывают?

Это очень распространенное явление. Однако обычно ведьмы используют животных (чаще всего — котов или сов), реже — предметы быта (веники, котлы, лопаты). Подобные питомцы, помимо функции магического друга, еще и выполняют полезную работу по дому. Ведьма из фильма, очевидно, из ностальгических соображений, использовала детскую игрушку. Свою? Своей дочери? Скорее всего, дочери, и, вероятно, погибшей. Но это уже только предположения автора.

Волшебники Востока научились создавать себе помощников из чистой Силы, безо всякой материальной основы. Их называли дэвами или джиннами. Поскольку никакого «выключателя» у дэвов не предусмотрено, довольно сложной задачей было подчинить их создателю. Джинны видны только в Сумраке, причем их облик может быть самым разным. В «Последнем дозоре» описывается дэв с человеческим торсом и хвостом змеи, а также обезьяноподобный дэв с шерстью и почему-то очень резким запахом.

Артефакт под названием кот Шредингера относится к тем сущностям, о которых нельзя точно сказать, живые они или мертвые. Он выглядит как пушистая удавка и используется для конвоирования особо опасных преступников. Если Иной, на шее которого висит кот Шредингера, пытается применить магию, артефакт моментально убивает его. В названии есть некоторый юмор: физик Шредингер вошел в историю благодаря мысленному эксперименту, где описывал кота, который, в согласии с положениями квантовой механики, одновременно и жив, и мертв.

Сам Сергей Лукьяненко опознал далеко не всех существ из фильма «Дневной дозор».

Владимир Васильев в «Лике Черной Пальмиры» описывает ментор-артефакты. Эти предметы, в которые вложены частичка создателя и Сила многих веков, нередко обладают подобием собственной воли. Ментор-артефакты действуют самыми невероятными способами, но почти всегда «продвигают» использующего их Иного на пару уровней вверх.

Мир Дозоров — место, где могут соседствовать самые непохожие друг на друга существа: оборотни, дэвы, кот Шредингера, резиновые куклы-фамилиары. Эта вселенная — умелый сплав древних легенд и мифов с традициями современной мистики и реалиями, когда-то бывшими частью нашего реального мира. Пожалуй, именно это смешение стилей и есть то, что привлекает многих в мире Дозоров — как в оригинальных романах, так и в фильмах и играх по их мотивам.

Сумрак - собирательное название шести параллельных вселенных (Слоев), существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним. Время на каждом слое движется быстрее, чем в реальности (на 1-ом Слое скорость пули из реального мира похожа на скорость мухи, время на 2-ом Слое движется быстрее времени 1-ого Слоя, во столько раз, во сколько времянной поток 1-ого слоя быстрее временного потока обычного мира, такая зависимость есть между остальными Слоями (с 3-его по 6-ой). Мерлин считал, что каждый слой Сумрака — это то, что могло случиться с нашим миром, возможность, не ставшая данностью, тень, отброшенная на Бытие. 1-й, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты. Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие. Например, боевая граната — в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба. Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева. Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники). Любые измения в обычном мире отражаются и в Сумраке (взорви атомную бомбу в реальности выжгет и 6-ой Слой).

По сути, Сумрак - это "совокупность всех человеческих сознаний. Сознание живущих ныне людей – это аналог его воли. Память умерших людей – это аналог памяти Сумрака. Если мир склоняется к злу – Сумрак становится более суровым. Если мир тянется к добру – то и Сумрак добреет."

Первый слой - Этот Слой похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт быстрее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из обычного мира из этого слоя видны, как неясные тени. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти. К примеру, если взглянуть из Сумрака на газетную статью, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.

Второй слой - он выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.

Третий слой - В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями. В небе плывут сверкающие облака («будто взвесь стальных опилок в глицерине»). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве.

Четвертый слой - В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих очень трудно находиться. У каждого на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.

Пятый слой - в пятом слое находиться гораздо легче — он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию. Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе — Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо).Но если всмотреться — можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы — бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные. Этому пространству не хватает «натуральности».

Шестой слой - Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый. Есть Солнце и луна, но нет звёзд

Седьмой слой — это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом — в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (то есть спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только Нулевые Иные.

Магическая система «Дозоров»

По своей силе большинство Иных подразделяются на 7 уровней: от седьмого (низшего) до первого (самого высокого). Подавляющее большинство магов принадлежит к уровням с четвёртого по седьмой. Магов третьего уровня значительно меньше, а магов первых двух уровней единицы даже в таком большом городе, как Москва.

Есть и маги, более сильные, чем маги первого уровня. Они называются Высшими магами. Сила Высших магов, за исключением Нулевых, примерно одинакова. В Москве есть семь Светлых и четыре Тёмных Высших мага:

Гесер, глава московского Ночного Дозора

Антон Городецкий. Стал высшим в «Сумеречном дозоре».

Светлана, жена Антона, в Дозорах не работает.

Надя, дочь Антона и Светланы, нулевой маг. Инициирована в «Последнем Дозоре».

Завулон, глава Дневного Дозора

Юрий, заместитель Завулона по оперативной работе. В романе «Новый Дозор» сообщается, что он перебрался в Минск.

Николай, сотрудник Дневного Дозора. Упоминается в книгах «Дневной дозор» и «Лик черной Пальмиры». В романе «Новый Дозор» сообщается, что он «в отставке».

Эдгар, призванный маг из Таллинского дозора, впоследствии ставший Инквизитором, Высшим стал благодаря действию заклинания из книги "Фуаран"

Арина, ведьма, впоследствии стала Светлой

Самые сильные из высших магов — нулевые, или абсолютные, маги. В книгах упоминаются:

Светлый, а затем Тёмный маг Мерлин,

Светлая Надежда Городецкая

"Магическая температура"

В Сумеречном Дозоре раскрывается природа силы Иных. Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает. Чем ниже магическая температура, тем сильнее Иной и тем выше его уровень. Самыми могущественными являются маги с нулевой температурой — Абсолютные, или Нулевые маги. За всю историю вражды Света и Тьмы известны несколько подобных иных: Надежда Городецкая (светлый маг), Мерлин (светлый, затем тёмный маг) и Костя Саушкин (тёмный маг и вампир).

Инициация и стороны Силы

Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является Светлым или Тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от душевного расположения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевное состояние инициируемого, зачастую без его ведома. Но бывает так, что неинициированный Иной с самого начала склонен к какой-то стороне Силы.

До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. Такие маги называются неопределившимися или неинициированными. После инициации маг обычно проходит обучение и определяется его категория.

Для Светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые», радостные переживания. При этом Светлые могут забрать все «светлые» чувства, что может пагубно повлиять на психику людей. Поэтому «тотальный» забор «светлых» эмоций используется только в самых крайних случаях. Светлый Иной, без особой причины совершивший поступок, несоответствующий этике Светлых, развоплощается, если не сумеет убедить себя, что его поступок был этически оправдан. С другой стороны, Светлые часто совершают сомнительные поступки: так, глава московского отделения Ночного Дозора Гесер часто жертвует своими подчинёнными ради победы над Тёмными.

Для Тёмных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Питаются Тёмные Иные тёмной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «тёмные» переживания — страх, злобу удовольствие и т. д., что зачастую ведёт к кратковременному улучшению самочувствия людей. Затем негативные переживания возвращаются с двойной силой, в отличие от позитивных, которые не возвращаются. Тёмная сторона гораздо менее склонна к сочувствию к своим «пешкам». Так, за весь цикл Завулон успел «разыграть» огромное количество слабых тёмных, отдавая их ради различных целей (ради отвода глаз, ради устранения мешающих светлых и т. д.).

Дозоры и Инквизиция

Чтобы не уничтожить друг друга, Светлые и Тёмные Иные подписали Великий Договор о перемирии. Ночной Дозор, состоящий из Светлых магов, следит за Тёмными, а Дневной Дозор состоит из Тёмных магов и следит за Светлыми. Дозоры часто интригуют друг против друга, каждая сторона старается усилить себя и ослабить противника.

Не все маги входят в Дозоры. Часть предпочитает вести свою жизнь, не участвуя в войне между Светлыми и Тёмными.

Инквизиция, состоящая как из Тёмных, так и из Светлых магов, следит за соблюдением договора и карает магов, его нарушивших. Авторитет Инквизиции непререкаем. Хотя Инквизиция, вероятно, слабее как Ночного, так и Дневного Дозора, но при попытке Ночного Дозора взбунтоваться против Инквизиции, на сторону Инквизиции встанет Дневной Дозор и наоборот.

Большинство магов не понимают, что необходимы оба Дозора. Без Дневного Дозора Светлые (или некоторые из них) попытались бы «осчастливить» людей с катастрофическими результатами. Без Ночного Дозора Тёмные захотели бы поработить людей. Можно сказать, что оба дозора — в действительности инструменты Инквизиции.

В критических ситуациях, когда опасность угрожает всему магическому сообществу или всему миру, светлые и тёмные маги действуют совместно, иногда обмениваясь информацией и оказывая друг другу оперативную помощь, а иногда даже формируя единую группу из светлых и тёмных магов (как произошло в «Сумеречном Дозоре»).

По количеству сотрудников Инквизиция значительно уступает Дозорам, но входят в неё очень сильные маги — обычно, не ниже второго-третьего уровня, однако не обязательно. Кроме того, сотрудники Инквизиции имеют в своём арсенале сильные артефакты. Вампиров и оборотней в Инквизиции очень мало. Упоминаются только вампир Витезслав (убит Костей Саушкиным в «Сумеречном Дозоре»), и оборотень Хена, обращающийся в смилодона, один из самых старых Иных на Земле («Лик чёрной Пальмиры»).

В случае объявления открытой войны между Дозорами сотрудники Инквизиции присоединятся к одной из сторон, но в этом варианте развития событий Инквизиция скорее будет уничтожена, пытаясь предотвратить войну.

Заклинания

Артефакты/амулеты

Так же Иные способны создавать амулеты/жезлы, «заряжая» в них известные себе заклинания. Сила амулета зависит от длительности создания и «зарядки», ибо даже слабый Иной, потратив много времени и сил, может создать относительно сильный артефакт.

Артефакты/амулеты являются основным способом работы Ведьм и Целительниц с Сумраком. Для магов же всецело полагаться на амулеты/жезлы было, мягко говоря, зазорно, ибо «Сила мага — в умелом использовании Сумрака и заклинаний», однако их использовали повсеместно.

В более древние времена очень популярны были посохи — «гибрид обычного жезла и длинной дубины. Некоторые, скажем честно, владели дубинкой куда лучше, чем магией». Как рассказывается в «Последнем Дозоре», во время похода на премьеру фильма «Властелин Колец» сотрудники Ночного Дозора не смогли удержаться от смеха при виде сцены битвы посохами между Гэндальфом и Саруманом.

Всероссийская популярность вселенной Дозоров, созданной Сергеем Лукьяненко при участии Владимира Васильева, началась летом 2004 года с премьеры фильма «Ночной дозор» по одноименному роману. Книги, фильмы и игры описывают секретную магическую изнанку нашего мира, где сражаются Иные — люди и нелюди со сверхъестественными способностями. Одно из ключевых понятий мира — Сумрак, многослойное «отражение» нашей реальности, доступное только Иным.

С точки зрения беспристрастной науки, любой Иной сразу после посвящения перестает быть человеком и становится кандидатом в бестиарий мира «Дозоров». Не верите? Достаточно взглянуть на сумеречный облик любого Светлого или Темного. Впрочем, все зависит от точки зрения. Светлые, конечно, этого не афишируют, но мир Иных неоднороден. Зачастую зыбкая и невидимая граница пролегает уже в именованиях. С одной стороны — нейтральные «маг», «волшебница», «колдун», «ведьма». О них и о магии «Дозоров» в целом мы поговорим в другой раз. С другой — вампиры, оборотни, загадочные бескуды и даже политкорректные «боевые маги-перевертыши». Про этих Иных, а также о специфических тварях Сумрака читайте на следующих страницах.

Сумрак — мой дом родной

Побывать в Сумраке под силу многим. В сущности, способность входить в Сумрак и отличает человека от Иного. Но даже если вы простой человек, можете попросить знакомого мага устроить вам экскурсию на иные слои бытия. Или понаблюдать за кошками: они одновременно находятся на всех уровнях реальности. Похвастаться же тем, что обитают в Сумраке постоянно или даже родились в нем, могут немногие. С этих редких экземпляров и начнем.

Сумрак — место пребывания развоплотившихся (или развоплощенных) Иных — попросту говоря, навсегда покинувших наш солнечный мир. Достоверно узнать, как там пребывается, мы не в состоянии. Случаи ревоплощения (насильного возврата из Сумрака) крайне редки, причем ревоплощенные Иные ведут себя так, будто только что умирали — и не помнят, что было с ними после смерти. Можно, конечно встретиться с развоплотившимися на их территории, но в Сумраке они крайне необщительны: в лучшем случае покажут тебе пару двусмысленных жестов и оставят в недоумении. Впрочем, чем дальше в лес, тем толще партизаны: немногие Великие маги, умеющие забраться на самые глубокие слои Сумрака, знают куда больше о своих ушедших коллегах. Ну да это знание лежит в основе интриги «Последнего дозора», поэтому не станем портить удовольствие тем, кто еще не прочитал четвертый роман цикла.

Случается так, что волшебник призывает в реальный мир давно развоплощенного мага, накачивает его силой и пытается использовать для своих целей. Ничего хорошего из этой операции не выходит: пришелец быстро сходит с ума и начинает маниакально уничтожать все вокруг — пока его самого не упокоят обратно. В обиходе таких возвращенцев называют Тенями Владык. Неудивительно, что с момента подписания Договора разрешение на ревоплощение может дать только беспристрастная Инквизиция.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

Появятся ли в фильме «Дневной дозор» представители нечисти, чудовища и прочие сумеречные обитатели, которых не было в книгах?

Да, появятся. В финале фильма будет присутствовать целый бестиарий Темных в их Сумеречном (отвечающем внутренней сути) воплощении. Зрелище довольно жуткое. Даже автор узнал не всех присутствующих монстров.

Синий мох жирует на человеческих (и Иных) эмоциях.

Зеркальный маг или попросту Зеркало — еще одно стихийное порождение Сумрака. Это наглядная иллюстрация того, что мироздание стремится к равновесию. Зеркало появляется там, где Свет или Тьма получают быстрый и существенный перевес над противником, — и становится на сторону проигрывающих. Исходным материалом служит неинициированный Иной, который не склоняется ни к Свету, ни к Тьме. После преобразования в Зеркало он теряет память и начинает стремительный карьерный рост. Зеркальный маг отражает любую атаку противника и быстро набирает Силу, пока не нанесет врагу урон, достаточный для восстановления баланса, — и сразу самостоятельно развоплощается. За всю историю Дозоров Зеркало появлялось девять раз: семь у Темных и два у Светлых. Предугадать появление Зеркального мага нельзя, можно только на его приход надеяться. Воистину, неисповедимы пути сумеречные.

Пушечное мясо Тьмы

О кровь! Ты — жизнь!

На стороне Темных традиционно выступают существа, к которым больше всего подходят определения «нечисть» и «нежить». Сами Темные называют их низшими Иными и относятся к ним соответственно — как к рабочим скотинкам. Главное отличие вампиров и оборотней от прочих Иных — ими может стать любой представитель человечества, вне зависимости от умения входить в Сумрак. После инициации — классического укуса другого вампира или оборотня при обоюдном согласии как «инициатора», так и жертвы, — они теряют человеческую сущность, зато получают долгую жизнь, иммунитет к болезням, физическую мощь и «животный магнетизм». Ну и, разумеется, «Зверя внутри» — что пьющий кровь вампир, что перекинувшийся оборотень контролируют себя слабо. Именно поэтому Дозоры требуют регистрации низших Иных — как постоянной, по месту обитания, так и временной, если они остаются в чужом городе на ночь. Метка регистрации выглядит как синий сгусток энергии на груди Иного, и в случае необходимости дозорные могут с ее помощью остановить зарвавшегося нечеловека. Интересно, что и вампиры, и оборотни не любят сильных запахов — они мешают им охотиться, а охота на простых смертных необходима им для существования.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

В фильме «Дневной дозор» появляется любовная линия между вампиром Костей и ведьмой Алисой. Насколько вообще возможны и распространены подобные «межвидовые» связи во вселенной Дозоров?

Вполне возможны. Им препятствуют лишь предубеждения Темных против «низших Иных», однако порой романы все-таки заводятся. Куда реже встречаются романы между Светлыми и Темными. Как правило, их результат глубоко трагичен: кто-то из влюбленных должен «изменить цвет», а это могут безболезненно совершить лишь Высшие Иные, с гибкой, хорошо тренированной совестью. Впрочем, Высшие редко поддаются такой слабости, как любовь.

Ничего хорошего из любви Кости к Алисе не выйдет.

Кровососы

Вампиры — без сомнения, самые популярные существа в современном городском фэнтези. В одной гламурной газете даже назвали «Дневной дозор» фильмом про то, как выясняют отношения добрые и злые вампиры. Впрочем, кровососы мира Дозоров — далеко не могущественный стокеровский Дракула, не романтические одиночки из «Вампирских хроник» Энн Райс и даже не засекреченная организация из «Мира Тьмы». А просто — далеко не самые сильные Иные, к тому же безнадежно мертвые.

В обыденной жизни вампиры почти неотличимы от простых людей. Разве что не пьют даже по большим праздникам: алкоголь для упырей — сильный яд, разрушающий их метаболизм. Зато в Сумраке вампиры — трупы трупами: лобастая звериная морда, землисто-серая кожа, редкие волосы, впалые щеки, мертвые глаза. За собой «гемоглобинозависимые» оставляют «вампирскую тропу» — серый след, который некоторое время держится в Сумраке.

Кровь — единственная форма энергии, которой могут подпитываться вампиры. В современном мире они существуют в основном на консервированной донорской крови, однако время от времени получают лицензии на убийство людей. Свежая кровь, в частности, необходима вампирам-подросткам: без нее не пройдет их половое созревание, — а также только что инициированным кровососам для перестройки организма. Жертвой, как правило, становится человек противоположного вампиру пола, если только последний не обладает гомосексуальными склонностями. Приманивая жертву, упырь испускает гипнотический Зов — и человек подставляет шею, чувствуя себя абсолютно счастливым. В «рабочем режиме» вампир преображается: удлиняются клыки, отрастают когти. Клык вампира имеет весьма своеобразное строение, поэтому знающему Иному довольно просто отличить упырский укус от дешевой подделки. Укус происходит не обязательно в горло: на теле человека есть пять возможных для этого точек. Впитывать кровь вампиры могут всей поверхностью тела. Сам процесс «питания» занимает три-четыре минуты, в крайних случаях можно уложиться в несколько секунд. Но уже через четверть часа кровь будет полностью переработана в энергию, и вампир снова почувствует голод, терзающий его на протяжении всего посмертного существования.

Ну вот, опять в горло.

Способности вампира зависят от его личного могущества и опытности. Всем кровососам в той или иной мере присущи физическая сила, нечеловеческая ловкость, быстрые рефлексы. Со временем они приобретают способность к оборотничеству: чаще всего в классическую летучую мышь, но встречаются и другие варианты. Магические умения упырей незначительны и, как правило, требуют контакта взглядов. Несмотря на то, что вампиров не так много, между ними идет борьба за продвижение по внутренней иерархии. Высшее место в ней занимают локальные Мастера вампиров — самые сильные кровососы, никогда не терпевшие поражений. Большинство слухов об упырях — боязнь солнечного света, чеснока, осины, серебра — не более чем суеверия. Впрочем, они всегда отражаются в зеркале — даже если этого не хотят — и нуждаются в приглашении, чтобы зайти в чужой дом. После инициации вампиры сохраняют способность к деторождению, хотя по невыясненной причине «посмертный» ребенок у «гемоглобинозависимого» может быть только один. При этом он не станет по умолчанию вампиром — его придется специально инициировать.

Далеко не все вампиры готовы примириться с тем, что они уже мертвые.

Заслуги вампиров перед медициной и, в частности, донорством, неоспоримы.

Совершенно отдельная статья — Высшие вампиры, по уровню Силы сравнимые с магической элитой Иных. Наиболее правильный путь для вампира стать Высшим — питаться кровью молодых девственниц. Впрочем, подойдет и «пропись Саушкина» — коктейль из крови двенадцати доноров. Помимо высокого положения во внутренней иерархии, Высший вампир получает доступ к части магического арсенала Темных — ну и, разумеется, сильно продвигается во всех специфических способностях кровососов.

Бескуды

Меняющие шкуры

Оборотни — существа не менее классические, чем вампиры. В мире Дозоров они ведут обычную человеческую жизнь — за исключением трех-четырех ночей в месяц, которые им необходимо проводить в зверином облике. Это не обязательно волк: в книгах упоминаются оборотни-ящеры, оборотни-пантеры и даже древний-древний оборотень-смилодон (доисторический саблезубый хищник). Оборотни всегда превращаются в существо одного и того же биологического вида, максимум — двух родственных. Время, проведенное в зверином теле, они используют для охоты: как и вампирам, им выдаются соответствующие лицензии, и, как и вампиры же, перекидыши получают жизненную энергию из человеческих жертв.

В фильм «Дневной дозор» проникли даже оборотни-вороны.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

Придумывали ли вы для книг и фильмов сверхъестественных существ, которые по каким-либо причинам не попали в финальные версии?

Практически нет. Разве что некоторые необычные виды оборотней: оборотни-ящеры, оборотни-лошади и т. д. Дело в том, что Иной-оборотень способен «перекидываться» в то животное, с которым себя наиболее ассоциирует. Поэтому, помимо обычных волков-оборотней и медведей-оборотней, существует целый ряд редких, экзотических перевертышей.

Наиболее интересное в оборотнях — разумеется, само превращение. Откуда эти существа берут дополнительную материю для звериного облика (и куда она исчезает потом) — непонятно. Зато известно, что после трансформации им требуется много мяса — очевидно, чтобы восстановить затраченную энергию. Помимо этого, процесс превращения пробуждает в них сильное сексуальное желание. «График трансформаций» никак не привязан к лунному циклу, однако в полнолуние оборотни обычно испытывают прилив сил.

В компьютерной игре оборотня (в человеческом облике, разумеется) можно опознать по капюшону.

Оборотень и перевертыш.

На службе Ночного дозора состоят боевые маги-перевертыши. Считается, что это те же оборотни, только Светлые. Впрочем, судя по косвенным данным, они проходят инициацию «в общем порядке», а потому могут быть исключены из числа низших Иных. В компьютерной игре «Ночной дозор» перевертышам доступно заклинание «Зов» (не имеет ничего общего с одноименной вампирской способностью), вызывающее зверя-помощника.

Грянулась красавица оземь и стала тигрицею.

Инкубы и суккубы

В Средние века инкубами и суккубами называли два обличья Дьявола, которые тот принимал для совокупления с ведьмами и колдунами. В Дневном дозоре так зовутся маги узкого профиля, специализация которых — соблазнение соответственно женщин и мужчин. В какой-то мере инкубом можно назвать и главного ловеласа Ночного дозора Игната.

Игнат, светлый «инкуб».

Рукотворные существа

Если сам Сумрак не отличается особой активностью в плане сотворения живых существ, то разнообразные маги часто создают себе живых (или почти живых) сверхъестественных помощников. Иногда в качестве исходного материала берутся люди — например, некромант может поднять из могил воинство нежити. Другой вариант — создание могущественного артефакта, который приобретает черты живого существа.

Лукьяненко много времени прожил в Казахстане, поэтому восточный колорит в его книгах не редкость.

Яркий пример первого пути — девона, помощник великих магов. Это не Иной, а обычный человек, чаще всего умственно отсталый, которого под завязку «накачивают» Силой. Девона становится преданным слугой волшебника, в буквальном смысле слова превратившего его из грязи в князи, но при этом требует постоянной «подпитки». В народе такого спутника мага, понятное дело, считают одержимым духами.

В арабской мифологии девона — что-то вроде европейского фамилиара, дух, вселившийся в физическое тело. Причем чаще всего это тело птицы или зверя, а не человека. По-узбекски слово «девона» означает «юродивый».

В прошлом европейские маги нередко прибегали к услугам големов — кукол, оживленных магией. Наиболее подходящий материал для голема — глина, она пластична и хорошо «держит» Силу. Можно соорудить и деревянного «буратино», и металлического «самоделкина» — вот только работать они будут недолго. А из пластика голема не получится. Интеллектом глиняные человечки обделены, поэтому чаще всего служили для охраны, хотя попадались и «рабочие» экземпляры, и даже големы «для развлечений и забав». В соответствии с учением еврейских каббалистов, для активации голема необходима пластинка с волшебным словом, впрочем, иногда ее заменял камень, на котором начертана руна.

Ведьминская кукла-помощница Маша — тот же голем, только резиновый.

Слово творца: Сергей Лукьяненко

В фильме «Ночной дозор» мы встретились с куклой Машенькой. Насколько распространено среди ведьм заводить таких питомцев-фамилиаров и какими они бывают?

Это очень распространенное явление. Однако обычно ведьмы используют животных (чаще всего — котов или сов), реже — предметы быта (веники, котлы, лопаты). Подобные питомцы, помимо функции магического друга, еще и выполняют полезную работу по дому. Ведьма из фильма, очевидно, из ностальгических соображений, использовала детскую игрушку. Свою? Своей дочери? Скорее всего, дочери, и, вероятно, погибшей. Но это уже только предположения автора.

Волшебники Востока научились создавать себе помощников из чистой Силы, безо всякой материальной основы. Их называли дэвами или джиннами. Поскольку никакого «выключателя» у дэвов не предусмотрено, довольно сложной задачей было подчинить их создателю. Джинны видны только в Сумраке, причем их облик может быть самым разным. В «Последнем дозоре» описывается дэв с человеческим торсом и хвостом змеи, а также обезьяноподобный дэв с шерстью и почему-то очень резким запахом.

Артефакт под названием кот Шредингера относится к тем сущностям, о которых нельзя точно сказать, живые они или мертвые. Он выглядит как пушистая удавка и используется для конвоирования особо опасных преступников. Если Иной, на шее которого висит кот Шредингера, пытается применить магию, артефакт моментально убивает его. В названии есть некоторый юмор: физик Шредингер вошел в историю благодаря мысленному эксперименту, где описывал кота, который, в согласии с положениями квантовой механики, одновременно и жив, и мертв.

Сам Сергей Лукьяненко опознал далеко не всех существ из фильма «Дневной дозор».

Владимир Васильев в «Лике Черной Пальмиры» описывает ментор-артефакты. Эти предметы, в которые вложены частичка создателя и Сила многих веков, нередко обладают подобием собственной воли. Ментор-артефакты действуют самыми невероятными способами, но почти всегда «продвигают» использующего их Иного на пару уровней вверх.

Мир Дозоров — место, где могут соседствовать самые непохожие друг на друга существа: оборотни, дэвы, кот Шредингера, резиновые куклы-фамилиары. Эта вселенная — умелый сплав древних легенд и мифов с традициями современной мистики и реалиями, когда-то бывшими частью нашего реального мира. Пожалуй, именно это смешение стилей и есть то, что привлекает многих в мире Дозоров — как в оригинальных романах, так и в фильмах и играх по их мотивам.


Ведьма 3-4 уровня, любовница Завулона, полюбившая Игоря, Светлого иного, во время дуэли с которым она и погибнет (в фильме — влюбленная в вампира Костю).

Светлый Иной, представитель сил Света в предыдущем Шестом Дозоре.


Вампир-парикмахер, погиб от руки Городецкого, когда пытался выпить Егора.

Боевой маг пятого уровня, стажёр Ночного Дозора, близкий друг и любовник Тигрёнка. Умер, случайно наткнувшись на охранное заклинание Кольцо Шааба чрезмерной силы, поставленное Виталием Рогозой.

Персонаж книги «Дневной Дозор».


Сотрудник Ночного Дозора, светлый иной.

Ведьма вне категорий. Хранительница книги Фуаран.

"Зеркало" из книги Дневной Дозор.


Темная иная-оборотень, убитая Максимом.

Сотрудник Ночного Дозора.


Отец Кости, вампир, сосед Городецкого.


Руководитель Ночного Дозора (Москва), маг вне категорий.


В книге "Дневной дозор" просто ведьма невысокого уровня, нарушившая договор. В фильме ведьма, которая собиралась провести ритуал по возвращению жены Городецкого.


В фильме: сын Антона, иной, который чуть не погиб по вине Антона 12 лет назад.

В книгах: неопределившийся иной, который мог стать, как светлым, так и темным, но осознанно отказался от инициации.


Маг вне категорий, шеф Дневного Дозора Москвы.


В фильме — золотой человек, хранитель мела Судьбы.


Сотрудник Ночного дозора, инкуб.

Сотрудник Ночного Дозора, светлый Иной, возлюбленный Алисы Донниковой, во время дуэли с ним она погибнет, а он добровольно уйдет в Сумрак.

Сотрудник Ночного Дозора. Маг первого уровня.

Молодой пророк, потенциально высший иной, светлый. За ним охотился Тигр — воплощение сумрака — в Новом дозоре. В Шестом дозоре Кеша дружит с дочерью Антона, Надей.


Сотрудник Ночного дозора, маг-перевертыш.


Вампир, сосед Городецкого. В фильме — возлюбленный Алисы, погибший от руки Завулона.

Темный Иной, представитель сил Тьмы в предыдущем Шестом Дозоре.


Вампирша, девушка Андрея, которую он же и обратил (в книге — она безымянная).

Маг седьмого уровня, сотрудник Ночного Дозора Москвы. Родился обычным человеком. Стал Иным после того, как Костя Саушкин воздействовал на него заклинанием из книги «Фуаран». Непрофессиональный музыкант, большой любитель розыгрышей. Ученик и протеже Антона Городецкого.


Дикий Светлый Иной, "палач", убивавший Тёмных по внутренним убеждениям. Впоследствии — Инквизитор (в фильме — сразу Инквизитор).


Сотрудник Ночного дозора, маг-перевертыш.

Дочь Светланы и Антона, Абсолютная Светлая волшебница.


Великая Светлая волшебница, некогда провинившаяся, лишенная всех способностей и на долгие годы запертая в теле совы, любовница Гесера.


Великая Светлая волшебница, жена Антона Городецкого.


Сотрудник Ночного Дозора.

Одно из воплощений сумрака. Приходит в мир чтобы убить пророка пока тот не скажет свое главное пророчество. Появляется в книге Новый дозор и под влиянием Антона Городецкого остается жить в мире людей.

Самый старый оборотень. Оборачивается смелодоном. Предположительно самый древний из ныне живущих иных.

Читайте также: