Настольные игры со скрытыми ролями

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня поговорим о маленькой коробочке с огромным потенциалом, которая сможет затянуть Вас на множество вечеров. Настольная игра "Нуар".

Основная отличительная черта данной настолки - содержание в себе целых шести игр, которые значительно отличаются друг от друга.

В статье я постараюсь поделиться впечатлениями и описать игры, которые есть в коробке. А в самом низу статьи Вы можете найти короткое видео по первой игре "Игра 1. Бандит против инспектора" (в котором описаны правила и разыграна быстрая партия).

По моему мнению данная маленькая коробочка очень удачно пригодится людям, которые играют вечерами вдвоем в небольшие и короткие настольные игры. Но игра отлично подойдет и для игры компанией побольше, тем более что игра поддерживает возможность играть до девяти человек.

В коробке находится шесть разных игр с разными ролями, которые интересно отличаются друг от друга. В коробке находится шесть разных игр с разными ролями, которые интересно отличаются друг от друга.

По моему мнению Нуар идейно хорошо продолжает игру в мафию, хоть и сильно отличается от нее механиками. Стоит заметить, что механика больше напоминает игру в "кошки мышки", когда у игроков есть скрытые роли и один пытается скрыться и затеряться "в толпе", выполняя свои цели, а другой играя за сыщика/инспектора пытается вычислить и поймать нарушителя.

Для игры вдвоем, есть целых три варианта, которые хорошо отличаются друг от друга. Прежде чем описать отличия этих игр, расскажу о том, как это играется. Противостояние друг против друга не утомляет, так как есть пространство для блефа, попытки просчитать другого игрока и понять ход его мыслей со временем рушат его тактику и вы вдвоем ищите новые возможности и тактики для победы. Это сильно добавляет реиграбельности. Когда мы купили эту игру, примерно пять дней подряд мы каждый вечер играли от пяти до восьми партий. Регулярно перебирая три варианта игры и расширяя поле дополнительными картами (базовое игровое поле состоит из колонок 5х5, внутри коробки есть вариант расширить поле и сделать его 6х6 или даже 7х7).

Чем же отличаются игры? Начну с первых трех игр на двоих.

Игра 1. Бандит против Инспектора

(2 игрока и около 15 минут на партию)

Это самая простая и базовая игра, которая поможет Вам освоиться в механиках игры. На игровом поле бандит столкнется с инспектором. В этой игре очень важно максимально скрыть свою личность и запутать противника. При этом скрывать свою личность важно не столько для бандита, сколько для инспектора. Если бандит в ходе игры может "замаскироваться" и сменить личность, то у инспектора такой возможности нет и ошибка, скорее всего будет стоить инспектору партии.

В игре все очень просто - бандит попытается убить либо 14 любых подозреваемых, либо убить инспектора. У инспектора цель - поймать бандита.

Мне в этой игре очень нравится играть именно за инспектора, так как постоянно сужая круг подозреваемых, очень интересно щекотать нервы бандиту и игра держит в напряжении. В домашних правилах мы расширяем поле до 7х7 и убийце уже надо убить 18 подозреваемых или инспектора, это увеличивает продолжительность партии и дает больше времени для поимки именно инспектором.

Игра 2. Убийца против сыщика

(2 игрока и около 20 минут)

В данной игре убийца будет действовать по специальному списку подозреваемых, которых он должен убить. Игра в корне меняет тактики и стиль игры, сыщик постоянно старается находиться рядом с жертвой, чтобы тут же обличить убийцу. Убийца же должен действовать по списку жертв и если он меняет личность или совершает ошибки - список жертв расширяется. При этом он всегда видит только одну следующую жертву. Так же тут не получится убить сыщика, так как у него также появляется возможность сменить личность (хоть и ограниченное количество раз).

Игра вроде бы и походит на первую, но ощущения полностью меняются. Стиль игры сильно меняется и игры разумов начинаются в совершенно другом ключе.

Игра 4. Вор-виртуоз против начальника полиции

(2 игрок и около 45 минут)

В этой игре кардинально меняется роль плохой стороны. Вор не может никого убить и его цель обокрасть все 25 сокровищ (которые обозначаются отдельными жетонами в комплекте с игрой). Самая сложная из всех игр, в которой не получится "огородиться трупами" и безопасно убивать жертв, потому тут приходится быть предельно осторожным, аккуратно обворовывать всех и маскироваться за новой личностью. У Начальника полиции, который ловит вора появляются помощники, которые помогут поймать вора.

Игра на порядок сложнее описанных выше и может с первой партии показаться "не очень". Но если поиграть побольше и выработать тактику, чтобы Вас трудно было прочитать - у Вас игра пойдет на ура. Но в любом случае, эта игра ощущается как испытание для Вора.

Игра 3. Шпионские игры

(3-6, 8, 9 игроков - 30 минут или меньше)

Игра для расслабления, умереть и выбыть никто не может, все имеют одну и ту же роль и пытаются разгадать, есть рядом чужие шпионы или нет. При игре от шести человек правила рекомендуют играть равными командами по 3-4 человека.

Я не буду заострять внимание на этой игре, так как она показалась мне наименее интересной из всех 6. Но для того, чтобы показать основную механику всей компании - годится.

Игра 5. ФБР против мафии

(6 или 8 игроков, партия от 40 минут)

По моему мнению наиболее интересная игра, которая отлично показывает разнообразие этой игры. В этой игре все делятся на две команды, ФБР и Мафия и каждому достается уникальная роль. Вы можете стать Агентом под прикрытием, Детективом, Оперативником или Криминалистом на стороне ФБР, в другой команде вы примерите на себя роли Бандита, Маньяка, Подрывника или Снайпера. Все эти роли имеют разные свойства, которые игроки будут применять против друг друга. Ну а целью игры у мафии убить 18/25 подозреваемых, а у ФБР поймать 4/5 мафиози.

Игра 6. Ограбление века

(5-7 игроков, партия около 30 минут)

В этой игре бандиты почувствуют себя "друзьями Оушена" и попробуют ограбить 4 хранилища. Умереть быстро никто не может, потому игра не заставит игроков сидеть и скучать, пока закончится партия. В этой игре двигать игровое поле очень опасно, так как Вас "замечают" офицеры.

У всех воров есть куча самых разных ролей, которые органично вплетены в ограбление, уникальными способностями пользоваться приходится с умом. Работать также придется в команде, понимая их и действуя в одном направлении.

Играя в эту игру Вы будете постоянно ощущать, как каждый игрок в команде является частью звена в большом ограблении. А победят те, у кого получится понять свою команду лучше всего.

По итогу могу сказать, что это очень компактная коробочка, которую можно прихватить с собой для игры в компании, или куда то в путешествие. Так же отлично играется по вечерам вдвоем. Игра не станет "основным блюдом" и "лучшей игрой" для компании или двоих, но простота правил и разнообразные роли позволят с интересом разыграть множество партий в нее. Универсальность игры не делает ее хуже и это не может не радовать. Как и относительно небольшая цена на данную игру.

Не пестрый дизайн карт и коробки не сильно напоминают нуарные детективы, но механика игры постоянно дает ощутить как Сыщик или Инспектор сидит на хвосте у Бандитов или Мафии, все ближе приближаясь к раскрытию личностей.

Для ознакомления предлагаю Вам ознакомиться с видео по данной игре, где мы быстро разыгрываем одну партию:

Пишите в комментариях, пробовали данную игру или какие игры со скрытыми ролями увлекают именно Вас?

Так же, за лайк и подписку на ютуб-канал вы получите "+" к вашей игровой карме и удачным броскам кубиков! Спасибо за прочтение и особенно если Вы посмотрели видео! До встречи!

Ролевые настольные игры затягивают не хуже компьютерных. Среди них есть и настоящие "ископаемые", издаваемые уже несколько десятилетий, и новинки, покорившие игровой мир своим уникальным оформлением и механикой. Давайте рассмотрим ТОП 10 ролевых настольных игр по версии Tabletop Gaming.

Подземелья и Драконы (Dungeons & Dragons)

Легендарная игра, которая издается еще с семидесятых годов прошлого века. Получила множество переизданий и дополнений. Игроки всегда найдут здесь что-то новое.

В рамках игрового процесса всем, кроме одного игрока, предстоит выбрать собственных персонажей, навыки, классы и другие характеристики. Арбитру же уготовлена роль ведущего и летописца.

По мере выполнения квестов, которые раздает ведущий, персонажи становятся сильнее, получают новые артефакты и доспехи. Это позволяет им еще эффективнее бороться со злом, брать задания посложнее и с большей наградой.

Несмотря на то, что игра кажется несколько замысловатой, ее правила просты и понятны.

Может играть компания до 6 человек, а партия может затянуться до двух часов и более.

Cyberpunk

Впервые выпущенный в конце 80-х годов, в разгар популярности научно-фантастического поджанра, Cyberpunk был полон адреналина, связанного с напряженностью во время игры.

Игрок может выбрать среди разнообразных персонажей. Это хакеры, наемники и другие члены предложенного в игре будущего. Они способны дополнять свои умения передовыми технологиями. В игре происходит размытие линий между человеком и машиной.

Тем не менее, персонажи все также остаются уязвимыми, и именно с этими уязвимостями им и предстоит бороться в ходе игры. Есть несколько дополнений, которые переносят игроков в 2020 и 2030-е года соответственно. Да, когда-то эти года казались весьма далеким и туманным будущем.

Игра имеет возрастное ограничение — 18 лет, а партия играется до 3-х часов.

Фиаско (Fiasco)

Эта игра отличается тем, что не требует подготовки. Кроме того, все игроки равны — здесь нет ведущего.

Безвыходных ситуаций не бывает? Бросьте! Игра докажет вам обратное.

Итак, игрокам предстоит перевоплотиться в самых обычных людей, с непомерными амбициями и лишенных самоконтроля. Из-за этого они попадут в невероятные жизненные ситуации, из которых им придется искать выход. Игра может отличными приключением для тех, кто ищет острых впечатлений.

Принимать участие в игре может до 5 человек в возрасте от 14 лет. Партия, в среднем, играется около двух часов.

Приключения в Средиземье (Adventures in Middle-earth)

Для фанатов фэнтези и тех, кому нравятся приключения озорных хоббитов, эта игра станет отличным вариантом интеллектуально-развлекательного досуга. Изначально геймерам нужно будет определиться со своими персонажами и скилами. Возможно, вы захотите заключить альянс, чтобы добраться к своей цели быстрее и эффективнее.

События разворачиваются во времена, следующие после смерти дракона. Вам и другим участникам нужно будет помочь королю восстановить обескровленные долгой войной земли. Для этого выполняйте задания, описанные в книге.

Зов Ктулху (Call of Cthulhu)

Игра перенесет вас в мир страшных чудовищ, которыми переполнены работы Лафкрафта. Зов Ктулху — классическая настольная игра с картами. Несмотря на то, что игра дебютировала около 30 лет тому назад, она все еще остается популярной. Здесь много зависит от удачи, ведь, разгадывая ту или иную тайну часами и приложив максимум усилий, игроки все же могут проиграть.

В последнем седьмом издании исправлены многие проблемы более ранних версий, в частности, окружающие боевые действия, а также множество побочных эффектов и дополнений, доступных для поклонников. Благодаря переизданию, игра обрела новую жизнь и теперь снова покоряет столы игроков во всем мире.

Разгадайте тайны, используя собственные умению и навыки, чтобы выйти победителем из этого состязания.

Игра игроков от 14 лет. Партия может длится до получаса и более.

Numenera

Находясь на нашей Земле, но в отдаленном будущем, примерно через миллиард лет, игрокам нужно изучить местность и получать опыт. Он пригодится в будущих битвах с врагами.

Научно-фантастическое творчество Монте Кука может похвастаться увлекательной обстановкой и утонченным геймплеем. Персонажи игроков и их характеристики создаются с использованием простой системы: его нужно описать одним предложением. Определяется не только тип воина, но и навыки.

Далее игрок отправляется в Девятый мир, в котором ему предстоит искать артефакты, становится сильнее, выносливее и умнее от битвы к битве. В целом, игра увлекательная, почти не надоедает, одна есть некоторые неучтенные моменты. К примеру, ряд персонажей получается слабыми для противостояния другим героям, в то время как другие — практически неуязвимы. Главное — правильно выбрать себе героя и его скилы.

GURPS

Это универсальная система, посредством которой можно играть в любые настольные игры типа RolePlaying System. Здесь вы найдете гибкий свод правил для создания собственного персонажа.

Навыки героя определяются набором базовых признаков, преимуществ и недостатков, которые помогают добавить персонажам реализм и равновесие. К примеру, особенно умный персонаж может также иметь проблему с алкоголем, а сильный воин может оказаться беззащитным перед магией.

Pathfinder

Основываясь на третьем издании Dungeons&Dragons (и, следовательно, будучи совместимым со многими его дополнениями), Pathfinder был первоначально разработан как преемник этой игры. Но настолка быстро проделала свой собственный путь, имея уникальный подход к созданию персонажа и прогрессии класса.

Игра отличается наличием нескольких отдельных эпизодов, которые можно проходит как все вместе, так и по отдельности. По мере прохождения миссий и компаний, колода умений каждого персонажа обновляется. Он становится сильнее, набирается новых навыков.

В каждом отдельном сценарии исходные данные отличаются. К примеру, имеются разные условия победы для разных локаций. Благодаря этому игра не наскучит, даже если играть в нее долго. На партию уходит около полутора часов, а одновременно принимать участие в ней может до 4 человек.

Игра постоянно получает обновления и дополнения, а благодаря совместимости с некоторыми эпизодами Dungeons&Dragons, в нее можно играть месяцами.

От Ghettopoly и Big Funeral до Capital Punishment и Don't Drop The Soap.

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Иногда хочется не с умным лицом разгадывать задумки какого-нибудь Кодзимы, а просто расслабить голову: налить чаю, натворить еды и усесться посмеяться от души над какой-нибудь особенно бредовой игрой. И если для ПК и консолей всегда есть Goat Simulator, I am Bread, Genital Jousting, Hatoful Boyfriend, Plug & Play и тому подобное, то с настолками сложнее — поди разберись, какую коробку выбрать. А удовольствия-то от них можно получить не меньше! Раньше мы уже составляли подборку из 24 классных настольных игр, в которых можно разобраться за один вечер, а в этот раз решили написать про самые забавные и странные настольные игры. Само собой, в нашем списке их гораздо меньше, чем на самом деле. Добавляйте свои варианты в комментариях!

Ghettopoly (2003)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Ghettopoly — это «Монополия» про афроамериканских гангстеров. Вместо отелей, аэропортов, автосалонов и стадионов игроки покупают нелегальные заведения вроде борделей, казино, стриптиз-клубов и точек продаж наркотиков. Традиционные фигурки шляпы, тележки и собачки здесь заменили на листик конопли, автомат и баскетбольный мяч, а вместо долларов выступают «баксы».

Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) и темнокожее духовенство Филадельфии обвинили игру в расизме и устроили митинг возле магазина Urban Outfitters, где продавалась игра. Но автор Ghettopoly Дэвид Чанг не хотел никого обидеть — он говорит, что хотел только посмеяться над стереотипами: «если мы не можем посмеяться над собой, мы так и будем жить в злобе и обиде».

В 2006 году Чанг заплатил компании Hasbro, владеющей правами на оригинальную «Монополию», 400 тысяч долларов за сходство Ghettopoly с их продуктом. Правда, к тому моменту Дэвид уже заработал на Ghettopoly 8,7 миллиона долларов — а игру продолжают продавать и до сих пор.

Big Funeral (1964)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Народная мудрость гласит: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Big Funeral не про катание на санях, но она тоже учит думать о будущем. В игре нужно готовиться к смерти — и буквально копить себе на похороны.

Игроки зарабатывают деньги, обмениваясь карточками и делая ставки: чтобы умереть со спокойной душой, надо собрать хотя бы 50 тысяч долларов. Победитель получает красивый гроб и надгробие на хорошем участке, куда его увозят на роскошном катафалке. А проигравшим достаются ящики из-под апельсинов и непримечательные холмики.

Capital Punishment (1981)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Получается «казнить нельзя помиловать», да ещё и с явным посылом в поддержку «казнить». В The Guardian игру прямо назвали «пропагандой правого движения, замаскированной под семейное развлечение».

Smokers Wild (1978)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Smokers Wild — антитабачная настолка. Она учит не курить и, как создатели шутят на коробке, «вызывает у игроков зависимость и вредит здоровью табачных компаний».

В начале игры участники набирают карты профессий — гробовщика, доктора, сборщика налогов, психиатра и других специалистов, — а дальше начинают двигаться по игровому полю, бросая кубики. На поле есть клетки перечисленных профессий, бонусов, а ещё — сигарет и перекура. Вдобавок у каждого участника есть шкала здоровья. Попадая на участок с конкретным специалистом, игрок платит деньги тому сопернику, чей герой на ней нарисован, или ничего не платит, если угодил на свою же профессию. Вставая на клетки с сигаретами, он откладывает себе в руку сигаретные карты. А на полях перекура теряет здоровье (из-за сигаретных карт) — и так продолжается до тех пор, пока табак в буквальном смысле не сводит героя в могилу. Цель — как можно дольше сопротивляться вредной привычке самому, одновременно склоняя к ней других игроков.

Adultery (1969)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

В отличие от других игр из списка, Adultery — игра только для взрослых. Хотя реальный интерес она вызовет скорее у подростков, да и то в основном за счёт эротики: обложка Adultery гласит, что участникам предстоит «хорошо провести время с двумя игроками противоположного пола», а на половине иллюстраций — обнажённые девушки.

Правила простые: есть игровое поле, где расставлены задания — например, поболтать с другом, поприветствовать нового соседа, починить телевизор и тому подобное. Но на самом деле всё это лишь сценарии для прелюдии к сексу: создатели Adultery рассчитывали, что каждый «раунд» будет заканчиваться именно им. Поэтому на заданиях написаны минуты — они обозначают, сколько времени должен длиться конкретный сценарий. Игроки крутят волчок три раза, получают задания и жетоны с минутами, а после выполняют «квесты» — объединяются в пары и прелюбодействуют себе на радость. А что такого? Сексуальная революция в 1969-м была в самом разгаре.

Blacks & Whites (1970)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Ещё одна модернизированная «Монополия» в списке. Blacks & Whites — «Монополия» про расовое неравенство. Игроки делятся на чёрных и белых, причём чёрные начинают с десяти тысяч долларов, а белые — сразу с миллиона. Чёрные могут покупать лишь определённую недвижимость (например, им недоступны участки в пригородной зоне), зато для белых открыты все здания. И, наконец, чёрные игроки получают за прохождение круга десять тысяч долларов, а белые — пятьдесят.

Игру разработал председатель департамента психологии Калифорнийского университета в Дейвисе Роберт Соммер. Он хотел, чтобы с помощью Blacks & Whites белые люди среднего класса смогли поставить себя на место темнокожих и представить, насколько тяжелее тем живётся. Но в изначальной версии настолки от Соммера чёрные не могли победить в принципе — и, чтобы у игры было немного больше смысла, редактор журнала Psychology Today Дэвид Попофф отчасти изменил правила. Обновлённая версия Blacks & Whites, в которой у темнокожих игроков всё-таки был шанс на выигрыш, стала бесплатным приложением к мартовскому выпуску Psychology Today 1970 года.

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

По словам разработчика игры Мартина Бруна Педерсена, в Don’t Drop The Soap нельзя выиграть — только проиграть. И да, она тоже под запретом для детей — как минимум до тех пор, пока они не узнают, почему так важно крепко держать мыло в руках в тюремном душе.

В начале раунда участники выбирают игрока с самой классной задницей — именно ему достаётся дополнительная «мыльная» карта, которая сулит поражение. А вся нехитрая механика отчасти напоминает игру в карточную «Пиковую даму»: цель Don’t Drop The Soap в том, чтобы как можно быстрее сбросить все свои карты и — самое главное — избавиться от того самого «мыла», если оно вдруг пришло тебе от соперника. Для этого карты можно сбрасывать, подкидывать другим игрокам или обмениваться ими. А проигрывает, как нетрудно догадаться, тот, кто последним останется с мылом в руке.

Exploding Kittens (2015)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

The Crazy Cat Lady Game (2008)

9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»
9 самых странных настольных игр. Про вредные привычки, смертную казнь и «сорок кошек»

Игра для тех, кто считает, что кошек много не бывает: в The Crazy Cat Lady Game их нужно собирать, прямо-таки вырывая усатых-полосатых из-под носа у других игроков, и делать это как можно быстрее. Словом, перед нами мем про «сорок кошек», воплощённый в виде полноценной настолки.

Некоторые из них — определённо развлечение на любителя, но сыграть в них (или провести в качестве мастера) хотя бы один раз всё равно стоит.

Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры

Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры
Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры
Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры

У большинства людей, которые хоть краем уха слышали о настольных RPG, они, как правило, ассоциируются с Dungeons & Dragons — прародительницей современных НРИ. Она знаменита своими историями о легендарных героях и всемогущих злодеях, о жутких подземельях, потерянных сокровищах, богах, демонах и неуёмных бардах, которые пытаются соблазнить всё, что движется. Все эти штампы уже давно милы сердцу любого ролевика, а потому немудрено, что они медленно, но верно просачиваются в поп-культуру: всё-таки классика не стареет, а популярность D&D сейчас как раз на подъёме.

Однако мир настольных ролёвок не ограничивается рамками фэнтези или, если уж на то пошло, любого другого жанра. С помощью бумаги, воображения и пары кубиков можно реализовать бесконечное множество самых разных идей, сеттингов и механик. Если D&D, Pathfinder или какая-нибудь другая популярная система уже порядком приелась и хочется слегка сменить обстановку, то почему бы просто не копнуть чуть глубже? В этом тексте я собрал четыре довольно необычные, крайне непохожие друг на друга настольные ролёвки. Некоторые из них — определённо развлечение на любителя, но сыграть в них (или провести в качестве мастера) хотя бы один раз всё равно стоит.

Blades in the Dark

В Blades in the Dark игрокам предстоит вжиться в роли профессиональных преступников, которые только-только сколотили собственную банду в Доскволе — городе в эстетике рубежа XIX и ХХ веков, где наступила вечная ночь. В далёком прошлом неизвестный катаклизм буквально расколол солнце на куски, погрузив весь мир во тьму, а вместе с ним уничтожил врата в загробный мир. Теперь единственное, что отделяет город от бескрайних пустошей, где скитаются души беспокойных мертвецов, — это электрический барьер, подпитываемый кровью морских чудовищ. Некогда «жемчужина Империи», Досквол балансирует на грани между технологиями и магией, неслыханной роскошью и абсолютной нищетой. Город вот-вот схлопнется под тяжестью классовой борьбы, распрей между политиками, грызущими друг другу глотки в погоне за властью, и уличными бандами, которые ищут свой уголок под погасшим солнцем. Никто не рад тому, что в преступном мире появился новый игрок: в этой пищевой цепи уже давно нет свободных звеньев. Но вас ведь это не остановит, правда?

Заглавная тема сериала «Острые козырьки» за авторством Ника Кейва идеально ложится на игру. Неудивительно, если учесть, что именно в нём Blades in the Dark и черпала вдохновение

Если многие НРИ предлагают мастеру вести игру по заранее подготовленному сценарию, Blades in the Dark практически целиком заточена под импровизацию. Она отдаёт в распоряжение группы большую, детально проработанную «песочницу», где игроки сами решают, с кем дружить, с кем враждовать и каким криминалом зарабатывать на жизнь — а из их действий постепенно складывается глобальный сюжет. В Доскволе есть тысяча и один способ подняться из грязи в князи, поэтому Blades in the Dark способна рассказывать захватывающие истории в самых разных жанрах: от боевиков до шпионских триллеров и даже космического хоррора. Игроки могут создать банду контрабандистов и переправлять незаконные товары по городским каналам. Могут основать традиционную мафиозную семью, промышляя рэкетом, «патронажем» бизнеса и другими на 100% легальными делами. Никто не мешает создать собственную гильдию воров, чтобы дерзко грабить банки, музеи и особняки зазнавшихся богачей, или учредить коллектив наёмных убийц со строгим кодексом чести. А можно, как моя группа, податься в дельцы и случайно обидеть опасных людей в попытке добыть ингредиенты для создания дизайнерского наркотика. По дороге в заговор оказались втянуты иностранное посольство, гильдия купцов, банда мелких воришек и одна лихая адмиральша китобойного корабля, хотя начиналось всё невинно. Кто ж знал, что в дополнение к грузу апельсинов ребята найдут запертых в клетках девушек?


Скриншот карты Досквола из кампании, которую я веду на Roll20. Каждый таймер (игра называет их «часами») — это чей-то коварный замысел, угроза или долгосрочный план. А рисунками игроки отметили памятные события там, где они произошли

Однако Blades in the Dark любопытна не только интригующим сеттингом и свободой действий — автор игры Джон Харпер также позаботился о том, чтобы геймплейные механики соответствовали антуражу гангстерского фильма с элементами мистики. Классов немного, зато среди них нет ни одного бесполезного или скучного: в банде найдётся место хоть бугаю с кастетами, хоть красноречивому дипломату, инженеру-алхимику или даже провидице, говорящей с духами. Каждое дело, на которое идёт группа, проходит динамично, как грамотно смонтированная серия телешоу. Игрокам не нужно подолгу планировать условное ограбление: столкнувшись с какой-нибудь внезапной преградой, они — в стиле «Одиннадцати друзей Оушена» — могут попросить у мастера коротенький флэшбек и разобраться с проблемой в прошлом. Подкупить охранника у входа на склад, подделать приглашения на благотворительный бал, подготовить диверсию — всё это уже было частью плана, просто «за кадром». Blades in the Dark даёт игрокам огромный простор для импровизации, но взамен вынуждает на каждом шагу рисковать и быть готовыми к последствиям своих действий, что делает игру по-хорошему напряжённой, непредсказуемой. А если вы не уверены в своих силах, всегда можно попросить у мастера настоящую сделку с дьяволом в обмен на дополнительный кубик — вопрос лишь в том, какую цену придётся за него заплатить.

City of Mist

City of Mist — это игра про обычных людей с необычными способностями. Она близка по духу «Американским богам» Нила Геймана и комиксу Fables (первоисточнику The Wolf Among Us), только здесь не сказочные создания пытаются жить нормальной жизнью, а наоборот: нормальные люди пытаются примириться с чем-то сверхъестественным внутри себя. Безымянный Город, где они обитают, похож на любой другой современный мегаполис: его жители ездят на работу, мечтают, мирятся, ссорятся, заводят друзей и находят любовь. Но мистический туман, будто бы обладающий сознанием и рассудком, скрывает от них шокирующую правду: Город — это место, где оживают легенды. Мифы, оставившие отпечаток на человеческой истории, пробиваются сквозь завесу тумана и находят воплощение в пробуждённых людях, которые становятся проводниками — обладателями сверхспособностей. В Городе топ-менеджер крупнейшего банка может владеть золотой дланью царя Мидаса, превращая всё, к чему он прикасается, в капитал, а боксёр, известный своей недюжинной выдержкой, запросто окажется инкарнацией Геракла или самого Рокки Бальбоа. А что? Фильмы, книги, игры и музыка — это тоже в каком-то смысле мифы, и они тоже хотят рассказать себя.

Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры

Где-то в паутине городских интриг и загадок обитают игроки: группа пробуждённых, объединившихся ради общей цели. Возможно, они захотели использовать свои силы во благо, чтобы бороться с преступностью, или, напротив, выполняют грязную работу для какой-нибудь сомнительной, но могущественной организации. Чем бы группа ни решила заняться, её в любом случае ждёт очень «комиксовая» детективная история в лучших традициях нео-нуара. Система City of Mist в первую очередь сосредоточена на нарративе: здесь нет чёткой классовой системы и ролевой прогрессии; действия персонажей и их результат часто зависят не от жёстко прописанных правил или свойств, а от того, как игроки и мастер их интерпретируют. В конце концов, понятие «мифа» в City of Mist настолько растяжимо, что ваш пробуждённый может служить проводником любого популярного образа, фольклорного персонажа или феномена. Боги и герои древних сказаний — это ещё цветочки. Как вам стоматолог, который по ночам подрабатывает охотой за головами, орудуя винтажными револьверами в стиле легендарного Дока Холлидея? Какими сверхсилами обладал бы проводник библейского Грааля или философского камня? А что насчёт знаменитых литературных персонажей: Гамлета, Виктора Франкенштейна (и его монстра) или Шерлока Холмса?

При этом, несмотря на фантастичность мира, персонажи City of Mist остаются людьми с простыми человеческими привязанностями. У них есть отношения с близкими, работа, дорогие сердцу пожитки и воспоминания, травмы прошлого, надежды на будущее — вещи, которые можно в одночасье потерять, полностью отдавшись во власть своего мифа. Расследуя бесчисленные тайны Города и сталкиваясь с другими проводниками, герои постоянно рискуют утратить собственную человечность, но цепляться за отголоски «нормальной» жизни с чрезмерным упорством тоже нельзя — иначе влияние мифа ослабнет. City of Mist мастерски деконструирует поп-культурные стереотипы о супергероях, причём делает это совершенно ненавязчиво, вручая всю свободу творчества игрокам.


The Quiet Year

The Quiet Year сложно назвать настольной ролёвкой в привычном смысле слова, потому что никакие роли в ней отыгрывать, в общем-то, не придётся: в ней нужно рисовать. Игроки сообща ведут летопись одного года из жизни маленького поселения, пережившего апокалипсис, с помощью импровизированной карты на листе А4. Поверьте, на практике это работает куда проще, чем на словах: партия всегда начинается с того, что группа коллективно набрасывает общий ландшафт. Скажем, один игрок может изобразить лесок где-нибудь в углу, другой разделит карту надвое длинной рекой, третий нарисует несколько хижин вдоль берега — в итоге получится небольшая рыбацкая деревушка. Затем в свой ход игроки тянут карту из стандартной игральной колоды и, подглядывая в книгу правил, смотрят, что на этой неделе произошло в поселении. Может, в деревню прибыл караван беженцев — местные жители приняли их с хлебом и солью или прогнали от греха подальше? А может, по деревне прокатилась волна погромов — что разрушили погромщики и почему они решили прибегнуть к насилию?

Прелесть The Quiet Year в том, что на эти вопросы нужно отвечать не словом, а делом — точнее, рисунком. Любое принятое решение, любое событие обязательно отмечается на карте, пускай даже и одним крохотным символом. Если к деревне подступает стая волков, то вокруг неё для защиты можно нарисовать частокол; внезапный урожай ягод создаст милую поляну по соседству, а похороны старейшины оставят после себя погребальный костёр с дымком-завитушкой. Некогда абстрактное поселение постепенно обретает всё более чёткие очертания, а у схематичных закорючек и пиктограмм появляется смысл. Опираясь на рисунки, игроки инстинктивно додумывают уклад быта несуществующих людей, их традиции, даже отдельных важных персонажей — не зря ведь старейшину хоронили с такими почестями.



С каждым следующим кризисом на карте появляется всё больше деталей, которые постепенно сплетаются в единое целое и рассказывают на удивление яркую историю. Не всегда стройную или глубокомысленную, зато от начала и до конца уникальную, понятную лишь художникам, которые её нарисовали. Совместное творчество дарит поистине волшебные эмоции, пускай коллаборация и не всегда бывает продуктивной: всё-таки карту рисует несколько человек, и у каждого могут быть свои идеи касательно сюжета. Тем не менее The Quiet Year послужит отличным досугом для вечера в компании друзей: минимум правил, доступный, крайне занятный игровой процесс, максимум впечатлений. Вдобавок получившийся маленький мир можно утащить в какую-нибудь другую НРИ в качестве сеттинга или просто важной локации для будущей кампании!

A Thousand Year Old Vampire

A Thousand Year Old Vampire, пожалуй, немного странно смотрится в этой подборке: это не традиционная ролевая игра, а скорее гибрид настолки и книги-игры, рассчитанный на одного человека (хотя при желании можно играть и группой). Игроку предстоит вести дневник от лица, как можно догадаться по названию, тысячелетнего вампира, повествующий о событиях от его смертной жизни и обращения в нежить до неизбежной гибели. Сам по себе игровой процесс донельзя прост: нужно лишь бросить два кубика, перепрыгнуть на выпавший параграф текста и выполнить его предписание. Иногда игра может задать вопрос: скажем, придя в ужас от своего превращения в монстра, персонаж избегает человеческого общества — где он прячется, чем он питается? В другие моменты A Thousand Year Old Vampire хладнокровно ставит перед фактами, которые меняют персонажа и его окружение: обезумев от голода, ваш вампир убил близкого ему человека, или, ещё хуже, обратил в кровопийцу против его воли. В первом случае персонаж получит навык «кровожадный», а во втором — «муки совести».

Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры

Описывать эти события в личных записях можно настолько подробно, насколько душе угодно: кто-то обойдётся одним коротким предложением, а кто-то начнёт вести полноценную хронику, вжившись в роль. Ведь на самом деле A Thousand Year Old Vampire — игра вовсе не о вампирах, а о забвении и неумолимом течении времени. Каждый пройденный параграф оставляет в памяти персонажа эмоциональное переживание, а разные переживания постепенно объединяются в воспоминания, связанные общим лейтмотивом. К сожалению, с этими воспоминаниями рано или поздно придётся расставаться: вампиры физически не в силах помнить всё, что произошло с ними за сотни лет бурной жизни. Поэтому у них нет другого выбора, кроме как забыть. Забыть о своём прошлом до обращения в нежить: о давно погибшей семье, друзьях, первой любви, даже собственном имени. Забыть о тяжком грузе вины и загубленных судьбах людей, убитых в приступе ярости, жажды крови или первобытного любопытства. Забыть, наконец, лицо таинственной леди или джентльмена, когда-то подаривших вам бессмертие и шрам от клыков на шее, который никогда не перестанет болеть.

Если надоела D&D. Ещё 4 нестандартные ролевые настольные игры

До своей смерти персонаж сохранит лишь несколько самых дорогих сердцу воспоминаний, заботливо выписанных в отдельный дневник, но какими они будут и чем ради них придётся пожертвовать — решать игроку. A Thousand Year Old Vampire показывает бремя бессмертия с неожиданно человечного ракурса, полного меланхолии, светлой грусти и чёрного юмора. Она бесконечно далека от историй о гламурных детях ночи, плетущих интриги в роскошных готических замках и VIP-залах престижных ночных клубов. Игра даёт крайне специфический опыт, который придётся по вкусу не всем, но впечатление от него останется надолго. Возможно, на ближайшую тысячу лет.

Ну и на этом, наверное, пока остановимся. В дополнение к этим четырём играм я также хотел включить в подборку 10 Candles (хоррор, в который нужно играть строго при свечах) и Bluebeard’s Bride (переложение сказки о Синей бороде на новый лад), но буду честен: даже после чтения правил я не особо понял, как о них лучше написать. Если вдруг поиграю, то обязательно поделюсь впечатлениями в следующем материале.

А что насчёт вас? Какие необычные НРИ вам понравились, в какие довелось сыграть? Буду рад услышать ваши рекомендации в комментариях!

Читайте также: