Главный герой щит и меч

Обновлено: 04.07.2024

Поскольку трудно предположить, что среди моих читателей, хоть кто-то не смотрел фильм «Щит и меч», то скорее всего многие на вопрос, вынесенный в заголовок, смогут ответить сами.

Сначала, Вайс попал в разведшколу, где готовили агентов для заброски в советский тыл, а затем стал крупным чином в СС. В фильме всё показано предельно кратко. А вот если взять одноимённый роман Вадима Кожевникова, который, как я полагаю, мало кто читал, то там автор гораздо более подробно описывает, где именно служил Вайс.

Интересно, что иногда автор действительно сообщает интересную информацию, хотя гораздо больше встречается странностей. Как вы, наверное, помните, Йоганн начал службу в качестве шофёра майора Штейнглица. В книге есть такое:

Вайс … за приличную сумму приобрел здесь же, в цейхгаузе, кожаный мундир эсэсовского самокатчика.

Я специально просмотрел множество фотографий самокатных эскадронов дивизий СС, а также просмотрел книги по униформе эсэсовцев, но нигде не нашел упоминания про какую-то их специальную кожаную униформу. Впрочем, всё, что касается формы войск СС, да и многое другое, связанное с этой структурой Третьего Рейха в Советском Союзе всегда содержало множество ляпов. А вот как мог шофёр майора Абвера носить эсэсовскую форму? Учитывая и строгие правила ношения, особенно в германской армии, и ненависть армейцев к СС? Тут Кожевников явно перестарался.

Про разведшколу, в которой оказался Вайс в романе написано много и подробно.

Варшавская школа немецких разведчиков, как и некоторые ее филиалы, была организована в октябре 1941 года. Она находилась в непосредственно подчинении действовавшего на Восточном фронте разведывательно-диверсионного органа, условно именуемого "штабом Вали". Дислоцировалась школа в двадцать одном километре восточнее Варшавы, близ населенного пункта Ромбертово и железнодорожной станции Милосна, в местечке Суленовек, по улице Падаревского.

Описываемая в романе организация действительно существовала. Что интересно, то ли Кожевников использовал какие-то источники нашей разведки, то ли потом с него списывали современные авторы, но, интересно, сравнить строки романа с книгой Сергея Чуева «Спецслужбы Третьего Рейха», выпущенной в 2003 году.

Для обеспечения агентуры, забрасываемой в тыл советских войск, фиктивными документами при "Вали-1" создана специальная команда "1 Г". В ее составе четыре-пять немцев — граверов и графиков и завербованный Абвером русский военнопленный, знающий советское гражданское и военное делопроизводство.
Для обеспечения агентов, забрасываемых в советский тыл, фиктивными документами, при «Валли-1» существовала особая команда 1Г. В это подразделение входили немцы-граверы и несколько военнопленных, знавших делопроизводство в РККА и советских учреждениях.
"Штабу Вали" придан специальный авиационный отряд из четырех— шести самолетов, предназначенных для заброски агентуры в советский тыл.
При необходимости штабу «Валли» придавалась специальная авиаэскадрилья майора Гартенфельда, имевшая на вооружении 4–6 самолетов для переброски агентуры в советский тыл.
Отдел "Вали-3" руководит контрразведывательной деятельностью. На него возложена борьба с советскими разведчиками, партизанским движением и антифашистским подпольем в зоне армейских и дивизионных тылов на оккупированной советской территории.
Отдел «Валли-3» руководил всеми контрразведывательными Абверкомандами и Абвергруппами. В их задачу входили борьба с советской разведкой, партизанским движением и подпольем на оккупированной территории, а также в прифронтовых районах.

Мне кажется, или кто-то просто списывал?

Единственное, что изменил в своём романе Кожевников, это убрал одну букву из названия организации Абвера Штаб «Валли» ( Stab Walli ), в результате чего оно стало как-то забавно звучать для русского человека.

Бывшая дача Пилсудского в пригороде Варшавы, где в годы войны располагался «Штаб Валли» Бывшая дача Пилсудского в пригороде Варшавы, где в годы войны располагался «Штаб Валли»

«Штаб Валли» руководил всей деятельность Абвера на Восточном фронте, кроме разведшколы, ему подчинялись Абверкоманды на всех участках фронта. Личный состав действительно набирался среди военнопленных, реже из жителей оккупированных территорий. Так же агенты вербовались из местных жителей в советском тылу заброшенными туда агентами.

Здания разведшколы «Штаба Валли» в Калининградской области Здания разведшколы «Штаба Валли» в Калининградской области

Действовали Абверкоманды на самом деле намного успешнее, чем описано в романе и показано в фильме. Надо заметить, что и советская разведка тоже работала успешно. В состав Абвергруппы-102, действовавшей на южном участке, был внедрён советский разведчик П. И. Прядко. Он трижды забрасывался немцами на советскую территорию и возвращался обратно, при этом снабжая немцев очень качественной дезинформацией. Потом работал в группе, занимавшейся созданием фальшивых документов. По данным упомянутой выше книги «Спецслужбы Третьего Рейха»:

За время своей работы П. И. Прядко сообщил установочные данные на 101 агента, собрал материалы на 26 сотрудников органа, информацию о методике подготовки агентуры.

Так что, у Йоганна Вайса были вполне реальные прототипы. А дальше автор романа просто дал «немного» волю фантазии.

Конечно, головокружительную карьеру, описанную в романе, советский разведчик совершить не смог бы. Да и не только разведчик. Начать с простого водителя, пусть и в Абвере, а потом стать доверенным агентом высшего руководства СС, дослужиться до чина гауптштурмфюрера СС, что соответствует армейскому капитану. Такое в принципе невозможно, и подобных примеров нет. Даже если толковых унтер-офицеров и производили в офицеры, то крайне редко, за особые заслуги, да и всё-таки их старались обучить.

Не говоря уж о том, что доверия между СС и Абвером не было, и даже если бы Вайса и взяли в СД, то едва ли полностью доверяли. Однако наш разведчик достигает просто «заоблачных» высот в структуре спецслужб. Конечно, со Штирлицем не сравнить, чин пониже существенно, но и Вайс тоже раскрывает тайные сепаратные переговоры фашистов с американцами. Причём не только Гиммлера, но и всех прочих. Сходство с Штирлицем ещё и в том, что в романе и фильме в качестве начальства Вайса фигурирует некий бригадефюрер СС Вальтер Зонненберг. Явно изображающий Вальтера Шелленберга, коего теперь в нашей стране воспринимают лишь с замечательной улыбкой Олега Табакова.

Таким образом, Вайс переходит из одной службы внешней разведки в другую. Впрочем, в СД он уже занимается работой курьера особой важности.

В целом же, несмотря на большое количество недостатков (а может и из-за них) роман Кожевникова почитать стоит. Это позволит понять некоторые моменты фильма, которые в сценарии отображены не совсем понятно.

И маленькое объявление в конце:

Я хочу расширить свою деятельность, возможно сделав ещё один канал в Дзен, посвященной более древним периодам нашей истории, вплоть до динозавров. А так же возобновить работу своего сайта, который сейчас заморожен.

Для этого ищу себе партнёров, которые либо имеют хорошие орг.способности, умеют работать по монетизации и продвижению сайтов, либо увлечены историей (любого периода) и готовы писать. Ну и, конечно, имеют желание и возможности полноценно работать и неплохо зарабатывать.

Так же, приглашаю других авторов каналов в Дзене или владельцев групп в социальных сетях с исторической или военной тематикой к сотрудничеству и совместной деятельности: вместе можно гораздо больше достичь.

Культовый фильм "Щит и меч" режиссера Владимира Басова вышел на советские телеэкраны в 1968 году, и одним легендарным киногероем стало больше.

В основу ленты лег одноименный роман Вадима Кожевникова. За четыре серии страна влюбилась в главного героя фильма Александра Белова, которого блистательно сыграл Станислав Любшин. Честное слово, казалось, что это он, а не его герой под видом репатрианта Йоганна Вайса достиг солидного места в Абвере, получил затем чин гауптштурмфюрера СС и служил в Берлине. Басов — воевавший, сам в своей картине снявшийся — собрал для этой ленты уникальную команду. Любшин, совсем молодой и, собственно, после этого фильма прославившийся Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Алла Демидова, Юозас Будрайтис, Валентина Титова.

Так что лента получилась непроходной и оказала на общество колоссальное влияние — во всяком случае, президент Владимир Путин не раз говорил, что именно после ее просмотра он решил пойти в разведку. Но романтизм романтизмом, а ведь на самом деле канва у фильма была самая что ни на есть реальная. И к юбилею фильма грех не вспомнить того, кто был прототипом Александра Белова — скромного человека и героя настоящего, Александра Святогорова. Конечно, о его жизни можно было бы написать роман толще «Щита и меча». Но Александра Пантелеймоновича уже нет.

Саша Святогоров родился в Харькове. У его деда была украинская фамилия Святыгора, «обрусевшая» благодаря какому-то писарю. Семья Святогоровых была простой, рабочей, и Сашка пошел тем же путем. Его страстью были домены и мартены — стихия огня. После шамотного техникума он отправился на комбинат «Запорожсталь», дорос там до начальника цеха, стал стахановцем. Ни о каких переменах в жизни он и не думал.

Во время оккупации в здании квартировался новый военный комендант Харькова генерал Георг фон Браун. Немецкие саперы без особого труда нашли в подвале «блесну» — мину неглубокого залегания. Но о том, что на глубине трех метров дремлет в ожидании своего часа мощнейшая радиоуправляемая мина, они и не догадывались. Фантастика, конечно, но изобретатель Илья Старинов, тоже человек-легенда, привел ее в действие, находясь в Воронеже! Делом рук Святогорова стала и ликвидация Вальтера Файленгауэра, личного представителя адмирала Канариса. Умудрившись завоевать доверие штурмбанфюрера гестапо Аккхардта, он получил и переправил в Москву полный список выпускников Люблинской разведшколы. На его счету — и раздобывание секретных шифров Моссада, и охота на гауляйтера Коха, сорвавшаяся по вине предателя. Одно время именно Святогорову приписывали и организацию убийства Степана Бандеры, но это не так. Богдан Сташинский, осуществивший ликвидацию лидеров украинского нацдвижения Бандеры и Ребета, никогда не был агентом Святогорова. А было бы иначе — сидеть бы Святогорову после побега Сташинского в тюрьме.

Кто снимался в фильме «Щит и меч»: Станислав Любшин, Георгий Мартынюк, Валентина Титова, Наталья Величко, Юозас Будрайтис, Алексей Глазырин, Вацлав Дворжецкий, Олег Янковский, Кристина Лазар, Всеволод Сафонов Сюжет фильма «Щит и меч» Великая Отечественная война. Советский разведчик Александр Белов под видом коренного немца по имени Иоганн Вайс втирается в доверие к уважаемой семье Шварцкопф. Сначала он подрабатывает водителем в автомобильной мастерской, а затем его, благодаря дружбе с Генрихом Шварцкопфом, отправляют в Германию. Здесь, опять же благодаря связям, ему удается получить тепленькое местечко водителя в специальном гараже абвера. Шаг за шагом в течение пяти лет Иоганн пробивается в высшие чины рейха. За год до окончания войны ему дают звание обер-лейтенанта и отправляют в Берлин на службу в рядах СС, где он получает доступ к сверхсекретным данным. Интересные факты о фильме «Щит и меч»:

Фильм стал дебютом в кино для актера Олега Янковского. На роль Генриха Шварцкопфа пробовался Валентин Смирнитский, который к тому моменту уже сыграл несколько ролей в кино, но досталась она новичку. В кинотеатрах фильм посмотрели 68.3 млн зрителей. "Щит и меч" занимает 10 строку рейтинга самых кассовых фильмов СССР. Фильм снят по одноимённому роману Вадима Кожевникова. По разным данным, прототипами Александра Белова-Йоганна Вайса были советские разведчики Александр Святогоров и Вильям Фишер. Картина снималась в городах Калининград, Берлин и Краков.

Одной из самых ярких его киноработ стала роль советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса) в фильме «Щит и меч». Еще за 5 лет до появления на экранах легендарного Штирлица мальчишки во дворах играли в разведчика Вайса, который стал культовым киногероем.

На самом деле у него был реальный прототип, благодаря которому удалось разрушить стереотипные представления о разведчиках. Знаковым этот фильм был и для Олега Янковского, ведь он стал переломным моментом в его судьбе.

1967-й год в советском кинематографе должен был стать знаковым: 50-я годовщина революции не могла остаться без внимания, и практически все фильмы так или иначе были связаны с этой темой. Кроме того, в декабре был еще и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки, и к этой дате кинематографистам поручили выпустить фильм о военных разведчиках. В Госкино пересмотрели десятки сценариев, но всем им не хватало масштабности.

Как Владимир Басов зажег звезду Олега Янковского

Басов обладал поразительной режиссерской интуицией и редко ошибался, выбирая актеров на те или иные роли. Его безусловной творческой победой стало решение доверить роль Генриха Шварцкопфа на тот момент никому не известному 23-хлетнему актеру Саратовского драмтеатра Олегу Янковскому. И это произошло благодаря счастливому случаю. Однажды в ресторане Басов обратил внимание на юношу, который, по его мнению, внешне был очень похож на молодого арийца.

Жена режиссера, актриса Валентина Титова, сыгравшая в фильме «Щит и меч» главную лирическую героиню, сказала, что именно так и должен выглядеть Генрих. На что режиссер ей ответил: « Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог ». Возможно, если бы не эта случайная встреча, Олег Янковский никогда бы не стал всесоюзно известной звездой кино.

Узнав о том, что этот молодой человек – все-таки актер, Басов тут же утвердил его на роль. На съемках неопытному актеру было очень непросто: он неумело держался в кадре, у него были большие проблемы с дикцией, из-за чего режиссер постоянно кричал ему: « С такой кашей во рту ты никогда не будешь актером! » Во многом благодаря такой суровой школе он активно принялся работать над собой – и с «нелегкой» руки Басова попал в большое кино. После триумфального дебюта его актерская карьера стремительно пошла на взлет, и с тех пор он сыграл около 100 ролей.

Как Владимир Басов не оправдал ожиданий высокого руководства

До юбилея оставался всего год, в течение которого нужно было успеть написать сценарий, выбрать натуру для съемок, собрать съемочную группу и успеть завершить работу над фильмом до конца 1967 г. Экранизировать роман поручили актеру и режиссеру Владимиру Басову – так быстро, как он, на тот момент никто не снимал. Он мгновенно решал режиссерские задачи, молниеносно принимал решения и, приступая к работе над фильмом, уже четко представлял себе конечный результат.

Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Они оба с самого начала понимали, что в такие сжатые сроки снять фильм вряд ли получится. Они даже не надеялись на то, что их сценарий будет утвержден – Басов и Кожевников не хотели, чтобы образы врагов выглядели карикатурно, и изобразили немцев из Абвера сильными противниками, умными и образованными, что противоречило существующим в советском кино традициям. Сценаристы опасались того, что после многочисленных правок останется очередной схематичный героический сюжет о превосходстве советских разведчиков над недогадливыми и недалекими фашистами. К их удивлению, первый же вариант сценария утвердили без исправлений.

На «Мосфильме» распорядились немедленно приступать к съемкам. Однако Басов не хотел гнать лошадей и халтурить – он понимал, что совместить «быстро» и «качественно» в создании серьезного фильма о разведчиках просто невозможно. Его постоянно вызывали к руководству, подгоняли, отчитывали за срыв сроков, грозили снять картину с производства, но все же дату премьеры пришлось отложить. В результате с поставленной перед ним задачей режиссер не справился: первые две серии фильма вышли гораздо позже юбилея спецслужб, только в августе 1968 г. Зато результат превзошел все ожидания: «Щит и меч» попал в десятку самых кассовых фильмов за все время существования советского кинематографа, первые же серии посмотрело больше 68 млн зрителей!

Прототипы главного героя

И тут кинематографисты вспомнили об опубликованном в 1965 г. романе писателя и главного редактора журнала «Знамя» Вадима Кожевникова «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 г. выехал в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 г. внедрился в службу СС. Поначалу Кожевников планировал написать роман о разведчиках, работавших под прикрытием в Америке.

Он даже попросил в КГБ устроить ему встречу с легендарным советским разведчиком Рудольфом Абелем. Но после того, как тот прочитал первые главы, наотрез отказался использовать факты своей биографии в романе и стать прототипом главного героя – он показался ему авантюристом в духе Джеймса Бонда. В итоге единственное, что осталось от него в литературном герое, – это имя: Абель – А. Белов.

Тогда писателю посоветовали писать не о современной разведке, а о времени Второй мировой войны, и познакомили его с разведчиком-диверсантом Зоричем – Александром Святогоровым. В годы войны он занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях, был заброшен в немецкий тыл, где провел ряд блестящих операций, внедрился в немецкую разведшколу и участвовал в ликвидации одного из шефов СС. Именно он и стал главным прототипом героя фильма, хотя этот образ был собирательным – создатели фильма ориентировались не только на личность Святогорова, как это было в романе, но и на Рихарда Зорге, Николая Кузнецова и др.

Неказистый герой

Многих удивил сделанный режиссером выбор актеров – на главную мужскую роль Басов пригласил Станислава Любшина, который внешне совсем не был похож на стереотипного «героя». В Госкино его кандидатуру тут же забраковали – мол, уж слишком невзрачный и неказистый, мягкий и спокойный, недостаточно мужественный и фактурный. Как же так, главный герой фильма серый и неприметный, а его враги – умные, сильные и яркие! Тут на помощь режиссеру пришел сам Святогоров – он убедил комиссию, что именно так и должны выглядеть настоящие разведчики: внешне ничем не примечательные, не запоминающиеся с первого взгляда, растворявшиеся в толпе.

Впрочем, назвать Любшина недостаточно мужественным все же никак нельзя – при всей внешней интеллигентности, в нем чувствовалась внутренняя сила. Сам актер был очень рад возможности сыграть подобную роль, ведь он с детства мечтал стать разведчиком. Когда началась война, ему было всего 8 лет, но он так хотел попасть на фронт, что сбежал из дома. Его разыскали, вернули и посоветовали подумать о другой профессии, а для начала немного подрасти.

Этот фильм разрушил стереотипы о разведчиках, и зрители это оценили. Кинокритик Александр Шпагин писал: « Щит и меч» появился в 1960-е годы, когда было развенчание советского пафоса, который был характерен для кинематографа 30-х и 50-х годов. Поэтому, когда появлялись такие пафосные картины про разведчиков, как, например, «Вдали от Родины» или «Без вести пропавший», над ними уже смеялись – пафос раздражал. Разумеется, к реальной работе реальных разведчиков все наши картины не имели никакого отношения ». Одним из главных достоинств фильма стал намеренный уход от штампов, пафоса и бравады.

Читайте также: