Был ли франкенштейн в реальной жизни

Обновлено: 04.07.2024

В 1818 году человек по имени Эндрю Юр провел тот же эксперимент, что и доктор Виктор Франкенштейн в бессмертном произведении Мэри Шелли. И он был не единственным в своем стремлении оживить труп с помощью электричества: в те времена многие ученые были вдохновлены идеей того, что электричество могло бы вернуть тело к жизни. Эти эксперименты ужасали и восхищали многих современников Юра и Шелли. А что думаете об этом вы? Оставляйте свои ответы в комментариях.

Почему Карл Маркс не любил Россию

Это были образованнейшие люди, воспитанные идеями века Просвещения. Все они были убежденными атеистами. Их богом был Разум и Духом Его Святым — Воображение. Идеи свободы и социального равноправия, за которые они боролись, кажутся нам естественными. Сегодня они составляют суть европейской цивилизации. Во Французской революции 1789 года эти люди увидели начало великих преобразований и открыто ее приветствовали. Чтобы стать свидетелем того, как идеи воплощаются в жизнь, Мэри Уолстонкрафт отправляется через Ла-Манш. По законам республики внебрачному ребенку можно дать имя отца, а Мэри беременна. В поездке ее сопровождает гражданский муж-американец.

В 1794 году Уильям Годвин публикует эссе, сделавшее его знаменитым в среде нескольких поколений английских интеллектуалов. Это эссе в защиту осужденных по делу "Корреспондентских обществ" — кружков, где обсуждались идеи демократических преобразований в Англии. Те, кто состоял в подобных обществах, обвинялись в государственной измене, но после публикации, в которой Годвин разоблачал доводы обвинения, подсудимые были оправданы.


Фото: PA Images via Getty Images

Два лучших ума своего времени, они встречаются, когда обоим под сорок. Опыт личной жизни Мэри Уолстонкрафт был к тому времени далеко не безоблачным. Ее внебрачный союз распался, американец ушел к любовнице. Мэри убеждает себя, что "лучше разделить, чем потерять", но американец отказывается жить втроем. Разум бессилен перед любовью и предательством, и тогда Мэри принимает решение N 2 — покончить с разумом. Ее спасают, случайный прохожий вытаскивает утопленницу из Темзы. По количеству внезапных смертей и самоубийств эта история и вообще сопоставима с апофеозом смерти во "Франкенштейне".

Мэри и Уильям поселяются в Polygon. Уважая "личное пространство" друг друга, они живут в разных корпусах. Их дом — это салон, здесь бывают Сэмюэл Кольридж, Чарльз и Мэри Лэм, Роберт Саути. 30 августа 1797 года в этом доме появляется на свет будущая Мэри Шелли. Если идеи Уолстонкрафт опережали время, то умирала она сообразно эпохе: во хмелю (родильную горячку лечили вином) и обложенная щенками (которые отсасывали молоко). Через 10 дней новорожденная Мэри осиротела.

В романе "Франкенштейн" есть эхо этой трагедии: мать Виктора выхаживает от скарлатины приемную дочь, заражается и умирает. Эта смерть формирует внутренний мир девочки. Горе внутри, внешне оно будет проявляться длительными приступами меланхолии. Как и лаборатория Франкенштейна, комната, где умерла мать, притягивает и отталкивает. Смерть смотрит с портрета над камином, и это портрет молодой красивой женщины, причиной гибели которой стала она, Мэри. Образ матери она "сшивает" из рассказов отца и книг, которые написала мать. Этот образ — ее первое самостоятельное произведение.

8. Несмотря на неудачу, Юр нажился на эксперименте.

Пусть он не собрал никаких полезных данных в результате эксперимента, кое-что Юр все-таки получил: он написал и продал памфлет с результатами исследования.

Российские ученые зарядили телефон лазерным лучом с расстояния 1,5 км

Российские ученые зарядили телефон лазерным лучом с расстояния 1,5 км Ученые, РКК Энергия, Беспилотник, Лазер, Зарядка, Электричество, Экосевер

Весь процесс чем-то напоминал стрельбу по мишени из снайперской винтовки, где роль винтовки отводилась лазерной предающей установке, которую специалисты установили на шестом этаже одного из зданий подмосковного Королева.

Вот уже два века будоражит сознание монстр, созданный Виктором Франкенштейном, однако мало кто знает, кто был прототипом героя романа.

Реальный Франкенштейн - кто он?

Два столетия тому назад свет увидел удивительный роман анонимного автора "Франкенштейн, или Современный Прометей" ("Frankenstein: or, The Modern Prometheus") с посвящением английскому журналисту и беллетристу Уильяму Годвину (William Godwin). Сей анархист в своем труде "Исследование о политической справедливости и ее влиянии на нравы и благополучие" ("Enquiry Concerning Political Justice and its Influence on Morals and Happiness") призывал человечество освободиться от тирании государства, Церкви и столь почитаемой на Западе частной собственности. Посвящение Годвину написала любящая дочь Мэри.

Авторство моментально ставшего бестселлером коротенького произведения, которое вызвало смертельную скуку у критиков, было установлено спустя пятилетку. В 1831 году Мэри Шелли, урожденная Мэри Уолстонкрафт Годвин (Mary Wollstonecraft Godwin), опубликовала под своим именем значительно переработанное издание книги.

Не подумайте, что мы стебаемся! Высшее английское общество распускало в свое время пакостные слухи о Мэри, Байроне и Шелли. Надо ли нам опускаться до уровня британских джентльменов и их злоречивых кумушек?

За неимением гаджетов, компания развлекалась чтением вслух страшных немецких сказок на более понятном просвещенным англичанам французском языке. В какой-то момент Байрон предложил всем присутствующим самим написать по страшной сказке.

В головке Мэри смешались дорожные впечатления от рассказов о насельниках замка Франкенштейн (Burg Frankenstein) в горах Оденвальда (Odenwald), разговоры об опытах доктора Дарвина (деда основателя дарвинизма) и зловещий сон об ожившем искусственном существе. Однако кое о чем Мэри все же умолчала.

В 1975 году румынский историк Раду Флореску (Radu Florescu, 1925-2014), одним из первых указавший на связь между вымышленным "Дракулой" Брэма Стокера и реальным господарем средневековой Валахии Владом Цепешем, разоткровенничался насчет одного немецкого алхимика. Написанная им книга так и называлась "В поисках Франкенштейна" ("In Search of Frankenstein").

Будущий анатом, врач, алхимик, теолог и мистик Иоганн Конрад Диппель (Johann Konrad Dippel) родился в семье священника 10 августа 1673 года в замке Франкенштейн. С детства он проявлял интерес к религиозным вопросам, изучал теологию в Гиссене, а философию — в Виттенберге. Однако в Страсбурге юный студиозус вел настолько разгульную жизнь, что, как поговаривают, был изгнан из города за какой-то кровавый дебош.

В 1697 году молодой проповедник, читавший лекции по астрономии и хиромантии, опубликовал опус Orthodoxia Orthodoxorum, а год спустя из-под печатного пресса вышел его очередной труд, в котором 25-летний Диппель громил папистов, отвергая догмат католического искупления и эффективность церковных таинств.

Свои произведения он подписывал разными псевдонимами: большую часть Christianus Democritus — в честь древнегреческого философа Демокрита, Ernst Christian Kleinmann и Ernst Christoph Kleinmann.

Нельзя не отметить, что немецкая фамилия Kleinmann (в буквальном переводе "маленький человечек") напоминает латинизированную форму Parvus, то есть "малыш". Такой псевдоним избрал для себя социал-демократ и тучный русский еврей Израиль Лазаревич Гельфанд, сыгравший загадочную роль в русских революциях столетней давности.

Подобно русскому философу из малороссийских казаков Григорию Сковороде, Иоганн Диппель вел бродячую жизнь. Свое имущество этот "европейский дервиш" растратил на алхимические эксперименты, а затем отправился за медицинским дипломом в Лейден (Leyden).

Но стоило только этому практикующему медику в 1711 году опубликовать в Амстердаме трактат "Alea Belli Muselmannici", как его тотчас же изгнали из Голландии. Перебравшийся в Данию Диппель вскоре вынужден был покинуть и ее, поскольку вновь принялся слать филиппики в адрес святош. Правда предварительно ему пришлось посидеть на тюремной баланде.

Свои земные дни он закончил в Швеции, где с большим успехом лечил больных и успел опубликовать еретический памфлет.

Наиболее точную характеристику ему дал главный авторитет русских мистиков начала XIX века Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг (Johann Heinrich Jung-Stilling, 1740-1817): "Диппель был большим умницей, но в то же время упрямым, гордым, амбициозным и желчным Зоилом (по имени древнегреческого недоброжелательного критика. — Ред.); он не боялся ничего во всем свете; возможно, он хотел стать служителем культа, и мне кажется, что в этом статусе он мог бы превратить низменное в высшее. Таким образом, он объединил мистическую мораль с вероучением нашей новейшей теологии и вместе с ней всевозможные причуды. По сути, он представлял собой диковинную смесь!"

Несмотря на то, что в различных научно-популярных книгах о жизни Мэри Шелли Диппель упоминается как прототип Виктора Франкенштейна, большинство литературоведов склонны считать связь между алхимиком и героем романа надуманной.

В дневнике, который Мэри Шелли вела во время своего путешествия по Германии в 1840 году, когда вновь проезжала по дороге из Дармштадта в Гейдельберг, где за 22 года до этого якобы слышала рассказы о Диппеле, писательница ни разу не вспоминает ни о нем, ни о Франкенштейне.

Монстры Франкенштейна существуют?

"Франкенштейн", или Сказка, рассказанная ночью

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Франкенштейн Мэри Шелли один из самых популярных историй ужасов. Это произведение искусства не подвластное времени. Но что вдохновило молодую писательницу на создание столь зловещего романа? Каким образом в ёё воображении возник образ Виктора Франкенштейна?

В Бодлианской библиотеке Оксфорда рукописи Мэри Шелли помогают нам открыть источники, из которых писательница черпала вдохновение для своей ужасающей истории. Лето 1816 года было необычным из-за своего невероятного холода, дождя и сырости (после извержения гигантского вулкана в Азии произошёл выброс миллионов тонн пепла в атмосферу, затмив солнце, вулканический пепел принёс с собой губительные штормы и тёмные облака, затянувшие Европу на целый год.).

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Мэри Шелли и её муж их ребёнок, а так же её сводная сестра писательницы прибыли на Женевское озеро, там они встретились с Байроном и его личным врачом Джоном Уильямом Полидори. Именно в это время Байрон предложил своим гостям поделиться вымышленными, леденящими кровь, историями.

В своей рукописи Мэри Шелли описывает момент, когда мысль о Франкенштейне впервые пришла ей в голову. Этот тревожный образ посетил её во время ночного кошмара. То, что прообраз её знаменитого персонажа явился Мэри Шелли во сне – это известный факт. Она увидела молодого учёного, явно одержимого.

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Краткое содержание романа.

Молодой студент Виктор Франкенштейн решает попытаться победить старуху-смерть и оживить мертвое тело. Он тайно собирает куски невостребованных тел и даже старается подобрать красивые черты лица. В оригинале чудовище не было небрежно сшито нитками из разноцветных кусков: создатель бережно подбирал части, стараясь, чтобы куски кожи не отличались по цвету. Способ оживления (попадание молнии и огромный заряд электричества, которые запустили сердце) тоже неверны: Мэри Шелли избегала любых упоминаний о способе оживления.

И наконец, оживший монстр в оригинале не был тупым и покорным исполнителем приказов хозяина. Он обладал познающим разумом, который учился и очень быстро разбирался в окружающем мире, понимая, что люди не станут терпеть возле себя собранного из кусочков мертвеца. Даже сам Виктор признавался, что не мог смотреть на творение рук своих, но убить его не мог. Поэтому он сбежал, не соизволив даже не дать имя своему творению. Но созданное им существо не смирилось с таким положением вещей: оно бросается в погоню за студентом, возлагая на него ответственность за свое существование.

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Роман получил высокую оценку знаменитых современников писательницы. Байрон отметил, что это произведение “удивительное… для девочки девятнадцати лет. Нет, тогда ей ещё не было девятнадцати” , — уточнил поэт. Скотт, вначале приписавший книгу поэту Шелли, то есть мужу романистки, отметил: “Это необычный роман, в котором автор, как нам кажется, обнаруживает редкую силу поэтического таланта” . Узнав позже о своей ошибке, он писал в “Эдинбургском обозрении”: “Для мужчины это превосходно, а для женщины удивительно”.

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Наибольшую популярность готический монстр приобрёл благодаря кинематографу первый из которых — 16-минутная немая короткометражка — появился в 1910 году.

А самый узнаваемый образ монстра Франкенштейна создал на экране актер Борис Карлофф в экранизации 1931 года режиссера Джеймса Уэйла из классической серии фильмов ужасов студии Universal. Грим монстра, права на который до 2026 года принадлежат Universal, придумал Джек Пирс. Создание с огромной квадратной головой, продольным шрамом на лбу и болтом в шее двигается как деревянная кукла, в нем сила десяти человек, но оно способно лишь произносить нечленораздельные звуки и скалиться как дикий зверь. Монстр в исполнении Карлоффа не имел практически ничего общего с персонажем книги, но именно от его образа отталкивались многие последующие экранизации, а имя Франкенштейн все чаще стало использоваться по отношению к монстру, а не его создателю.

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Джек Пирс, автор грима: "Грим не был плодом моей фантазии. В 1931 году, прежде чем заняться дизайном, я три месяца изучал анатомию, хирургию, медицину, криминологию и криминальную историю, древние и современные погребальные обряды, электродинамику. Исследования анатомии дали мне представление о шести возможных способах вскрыть череп, чтобы вынуть мозг или же поместить его внутрь. Я предположил, что Франкенштейн как ученый, но не практикующий хирург выберет самый легкий способ. Он бы отрезал верхнюю часть черепа в виде крышки горшка, поднял ее, всунул бы мозг и плотно прижал. Именно по этой причине я сделал голову монстра квадратной и плоской и прорезал шрам вдоль лба с металлическими зажимами, скрепляющими две части головы".

Франкенштейн. Франкенштейн, Борис Карлофф, Мэри Шелли, Длиннопост

Экранизация Universal дала жизнь нескольким распространенным клише, не имевшим места в книге: оживление мертвой плоти под воздействием электрического разряда, использование мозга "неполноценного" человека, горбатый помощник с безумным взглядом, а также заброшенная мельница (башня), в которой работает ученый.

Вызванная к жизни силой авторского воображения фигура Виктора Франкенштейна приобрела удивительную свободу существования, не только породив целую литературную плеяду героев-учёных, но, что более важно, акцентируя проблему гуманистической результативности научного эксперимента.

Дубликаты не найдены

Когда пишете пост о литературном произведении, постарайтесь писать без ошибок, они портят всё впечатление.

Франкенштейн Мэри Шелли один из самых популярных историй ужасов.

Перестал читать. Статьи о мировой классике с таким правописанием? Спасибо, не надо.

Да, жаль, потому что роман действительно легендарный и история его создания редко обсуждается.

но, на грамотность,местами,стоило бы обратить внимание. ни в коем случае,не в обиду)


Апостолы свободы


Отец Мэри Шелли, Уильям Годвин (1756-1836), был известным романистом и интеллектуальным кумиром поколения

Фото: Culture Club / Getty Images

Вспомним полное название романа Мэри Шелли: "Франкенштейн, или Современный Прометей". Миф о герое, который дарит людям огонь. Этот миф вмещает в себя множество толкований. Для меня, например, этот миф применительно к "Франкенштейну" — история об искушениях. Наукой, которая всегда вне морали и поэтому требует гуманитарной оценки. Светлым будущим, где нет смерти. Искусством как попыткой преодолеть и себя, и смерть. Абсолютной аморальностью любой абсолютной власти. Все эти искушения можно свести к одному знаменателю, и этим знаменателем будет мысль. Роман Шелли — это метафора силы и слабости интеллекта. Главное свойство мысли — это свобода, это она искушает и власть, и творчество, и науку. Очарованные силой этой свободы, английские романтики стали первыми ее апостолами. Они проверяли ее свойства собственной жизнью. В рамках своего времени они попытались устроить если не общество, то хотя бы свою судьбу на основах, в которые верили. Но где находится граница, за которой свобода мысли, подобно созданию Франкенштейна, оборачивается против себя? Зайти далеко — это насколько далеко? Вот вечный и вечно современный вопрос. Ответить на него можно лишь экспериментально, другого способа распознать границы просто не существует. К тому же с ходом прогресса они раздвигаются, поэтому мы вынуждены спрашивать снова и снова: далеко — это как далеко? С той стороны стекла в освещенное окно рассудка на нас всегда смотрит монстр. Каждый из нас может назвать себя Франкенштейном. Плата за познание — это перемена участи, так было со времен Адама и Евы. И смерть — одна из форм этой перемены. Однако если бы этого не было, человек вряд ли бы вообще выбрался из своей пещеры. "Франкенштейн" — это роман-катастрофа, в нем погибают все. Историю жизни Мэри Шелли на первый взгляд тоже не назовешь счастливой. Но в чем счастье ума, отказавшегося от идеи Бога? В самосознании границы собственной свободы и эта граница — свобода другого человека.

Мэри Шелли пережила всех участников этой драмы. Опыт жизни привел ее к тому, к чему стремилась ее мысль: она стала свободной настолько, насколько это было возможным в "высокоморальную" эпоху королевы Виктории. Она больше не вышла замуж и одна воспитывала единственного из выживших детей от Шелли — Перси Флоренс. Она занималась литературным наследием мужа — это ей мы обязаны тем, что в историю он вошел не как радикальный экспериментатор в области общественной морали, а как тонкий лирический стихотворец. Ее заработок составляли литературные труды и журналистика, хотя все последующие романы, которые она написала, остались в тени "Франкенштейна". Неудивительно, ведь такие книги пишутся сами собой и при отчаянном стечении обстоятельств; они пишутся судьбой и жизнью. Думаю, мать Мэри могла бы гордиться такой дочкой.

4. Юр тоже использовал тело казненного убийцы для создания своего чудовища Франкенштейна.

В августе 1818 года пьяный Мэттью Клайдсдейл убил своего товарища по шахте – 80-летнего старика – киркой для угля. Мужчину приговорили к казни через повешение. После этого его тело оказалось на экспериментальном столе, а ученый попытался вернуть его к жизни.

Школа разума

В 10-х годах XIX века жизнь в семействе Годвинов изменились. Теперь Polygon представлял собой зрелище, не без юмора описанное Диккенсом в "Холодном доме": "Из решетки, ограждавшей нижний дворик, вывалилось несколько прутьев; кадка для дождевой воды была разбита; дверной молоток едва держался на месте; только грязные следы на ступенях указывали, что в этом доме живут люди". Начало века — эпоха разочарования для интеллектуалов из окружения Годвина. Разумное переустройство общества оказалось невозможным. "Время надежд" 90-х завершилось крахом. Французская революция потопила себя в крови и породила Наполеона.

Когда на трон вернулись Бурбоны, стало ясно, что исторический цикл замкнулся. Иллюзий, что общество может жить разумно, больше не было. Герои 90-х стали изгоями, их время проклято и забыто.

Годвина не печатают, его семейство бедствует; из пасторального Polygon они перебираются в грязный и тесный центр города. На первом этаже их жилища они открывают книжную лавку. Новая жена Годвина интеллектуально несопоставима с Уолстонкрафт, но девочкам нужна мать, и в семью входит новая Мэри — Клермон. От предыдущих браков у нее сын и дочка Клэр, которая через несколько лет будет втянута в скандальную историю с бегством Мэри и Шелли, а затем и с Байроном. Годвину Клермон рожает сына, и теперь перед нами довольно странное семейное образование из единоутробных, единокровных и сводных сестер и братьев. Только у одной девочки в этом семействе нет ни отца, ни матери. Это Фанни, дочка Мэри Уолстонкрафт от американца. Как и будущий монстр из книги Шелли, в этом мире она чувствует себя абсолютно никому не нужной.

Уильям Годвин не знал, как воспитывать дочь, и поступил с ней, как с мальчиком,— открыл двери домашней библиотеки. История девочки как бы проверяла теорию о женском образовании. Когда Мэри встретилась с Шелли, интеллектуально она была ему почти что равной, и это не могло не произвести впечатления на молодого поэта. То, что обсуждали друзья Годвина, их разговоры об открытиях в области химии и физиологии; гальванизм и электричество и вообще романтическая завороженность природой, в науке о которой мистика еще не отделена от практики,— все это становилось пищей для воображения и потом откликнулось в романе Мэри. К 16 годам ее внутренний мир составится из прочитанных книг и подслушанных историй, например "Старого морехода", которого зачитывал Кольридж, а также из морских пейзажей Шотландии, куда Мэри отправляли на лето. Мистика северных широт, с которой начинается "Франкенштейн", родилась из портовых сказок, рассказанных китобоями. Мэри "прозревает" точно так же, как созданный ее воображением монстр — путешествуя и читая. "Странная вещь — познание! — пишет она.— Однажды познанное нами держится в уме цепко, как лишайник на скалах". Для того чтобы оживить это "странную вещь", ее требовалось "гальванизировать".

. Для Перси Биши Шелли Уильям Годвин был легендой старшего поколения. Молодой поэт и романтик-радикал вырос на его идеях и вошел в дом учителя, надо полагать, не без трепета. Он увидел Мэри мельком в дверном проеме и запомнил только ее платье — в шотландскую клетку. Оно было вызывающе не по моде; это была форма юношеского протеста.

На тот момент Шелли был таким же, как Годвин, изгоем. За эссе "Необходимость атеизма" юного баронета отчислили из Оксфорда, к тому же он женился без родительского согласия; его Гэрриет была дочка ростовщика и трактирщика; Шелли просто решил освободить ее, вытащить из "мещанского болота". Они венчались в Шотландии, где это было возможно сделать без согласия родителей. Но чудес не бывает, в душе человек остается тем, кто он есть — дочкой трактирщика. К тому же дети, двое — а Шелли совершенно не готов стать отцом семейства. Он приходит с визитом к Годвину по рекомендации старших поэтов Озерной школы. В Мэри, которая на пять лет его младше, он находит то, что безуспешно (подобно Франкенштейну в своем подопытном) пытался найти в Гэрриет,— единомышленника. Шелли поражен ее интеллектуальной независимостью; они влюбляются друг в друга; Шелли предлагает бегство в Европу и жизнь коммуной в Швейцарии, Мэри согласна; в дорогу с ними увязывается сводная сестра Мэри — Клэр, хотя конечной целью этой "взбалмошной особы" будет не Шелли, а Байрон, от которого она даже родит дочку. Это и вообще история о бешеной сексуальной энергии молодости, когда, словно назло общественной морали, все спят со всеми, абсолютно не заботясь о репутации и контрацепции. Эти вчерашние подростки хотят строить свою жизнь так, как считают нужным.

5. У Эндрю Юра не было опыта в обращении с электричеством, но настоящего ученого не остановить.

Юр был профессором химии, и очень хорошим. Однако в области электричества у него опыта не было. Впрочем, он много чем интересовался, а при подготовке к эксперименту даже работал ассистентом у профессора анатомии Джеймса Джеффри.

1. Электричество в то время считалось "квинтэссенцией жизни", что и побудило ученых использовать его для того, чтобы вернуть к жизни человеческое тело.

Издревле ученые пытались постичь загадку жизни. Одно время они думали, что электричество могло стать той самой «искрой», дающей жизнь. На такое понимание во многом повлияло то, что религия постепенно начинала утрачивать свое значение, и люди смотрели на мир в основном через призму науки. А раз перестали верить в Бога, значит пора было искать источник зарождения жизни в другом месте.

Российские учёные нашли способ получать электричество из человеческой крови

Российские учёные нашли способ получать электричество из человеческой крови Электричество, Кровь, Ученые, Tesla, Юмор, Лентач

Многоугольник

Мэри Шелли родилась в 1797 году в окраинном районе северного Лондона в доме под названием Polygon ("Многоугольник") — новомодном сооружении из 32 корпусов, соединенных по кругу. Из огромных окон открывался вид на поля и фермы. Здесь селились в основном англичане среднего достатка и беженцы-католики из Франции (при церкви Святого Панкратия разрешалось хоронить католиков). Отец Мэри, Уильям Годвин, был известнейшим романистом и философом, интеллектуальным кумиром поколения людей, мечтавших уничтожить сословное неравенство в Англии. Мэри Уолстонкрафт, мать, была из таких же мечтателей. Она была автором эссе "В защиту прав женщин" (1792), где впервые под собственным именем (что для Англии того времени было немыслимо) поднимала вопросы женского образования, избирательного права и финансовой независимости. Эссе принесло Мэри Уолстонкрафт славу первой феминистки Англии.

Почему Карл Маркс не любил Россию

Соль жизни


Реальная жизнь автора "Франкенштейна" Мэри Шелли не менее захватывающа, чем придуманная ею история

Фото: Fine Art Images / DIOMEDIA

Последующие несколько лет жизни Мэри Шелли умещают события, которые составят центр тяжести ее судьбы. Теоремой жизни, которую она будет решать, когда потеряет всех. Ну или почти всех. Череда смертей и интеллектуальных озарений, словно связанных друг с другом, становится жутким лейтмотивом истории с того момента, как Мэри и Шелли впервые пересекли границу. Связь дочери с женатым человеком — та черта, за которой свободомыслие отца заканчивается. Тень позора не должна омрачить судьбу остальных детей, и Годвин отказывает Мэри в доме. Ее первый ребенок рождается на съемной квартире недоношенным и через две недели умирает. Она рожает снова, но в условиях бесконечных странствий дети гибнут. Реальная смерть собирает урожай с жадностью литературного монстра. Через три года после бегства Шелли покончит самоубийством его жена Гэрриет. Ее тело найдут в речке Гайд-парка; вскрытие покажет, что она была беременна. Буквально за месяц до этого добровольно уйдет из жизни Фанни, незаконнорожденная дочь Мэри Уолстонкрафт и единоутробная сестра Мэри Шелли. Никому не нужная и всем чужая, лишенная из-за выходки сестры шансов обзавестись собственной семьей, она принимает дозу опиума в провинциальной гостинице. Труп долго будет неопознанным. Мэри узнает о смерти сестры из описания в местной газете.

Когда Мэри и Шелли официально женятся, Годвин открывает для новобрачных двери своего дома. Но лондонский суд не разрешает взять в семью детей Шелли от Гэрриет. В глазах общества этот поэт — распутник и вольнодумец, ему грозит лишение прав даже на детей от Мэри. Как раз вовремя к травле подключаются и "собратья по перу". Журнал Blackwood's Magazine клеймит "молодых поэтов" Шелли и Китса за "аморальность" и "пошлятину". Издатели отказываются печатать их книги. Опасаясь суда, Мэри и Шелли снова вынуждены эмигрировать. Несколько последующих лет они будут вести образ жизни изгнанников-интеллектуалов, лучшее место для которых во все времена была Италия. Все это время Мэри следует за Шелли, совершенно не задумываясь (так Цветаева шла на гибель за Эфроном). В череде эмиграций снова мелькает Швейцария. 1817 год, хрестоматийная история — Мэри и Шелли живут по соседству с Байроном на Женевском озере; кормящая мать, она пишет "Франкенштейна" "на спор", который в один из пасмурных дней придумал Байрон. Швейцария и вообще станет точкой, где судьбы этих людей пересекутся, но только с тем, чтобы разойтись в пугающе разные стороны. Через год Мэри станет автором "Франкенштейна". Через шесть лет жизнь Байрона прервется в Греции. Его маленькая дочка от Клэр умрет от холеры в монастыре, куда он ее отправит. Чуть раньше, в 1822 году, погибнет и сам Шелли, утонет во время морской прогулки из Ливорно в Специю. Его тело, изъеденное морской солью, друзья опознают по томикам Софокла в карманах. Как и во "Франкенштейне", история заканчивается, казалось бы, полным провалом. Но так ли это?

6. В результате эксперимента труп жутковато двигался в течение часа. Кое-кто из аудитории даже упал в обморок.

Юр посылал электрический ток к надрезам в кончиках пальцев, бедрах, шее и пятках. В результате этого ученый смог заставить диафрагму трупа подниматься и опускаться, как будто он дышит, а еще он делал так, чтобы труп указывал пальцем на присутствующих. Многие из очевидцев не на шутку испугались, а один даже упал в обморок. Также, по словам Юра, на лице убийцы сменялись выражения гнева, ужаса, отчаяния и боли.

Франкенштейн крупным планом

Франкенштейн крупным планом

Экранизаций романа Мэри Шелли о Франкенштейне, а также снятых по его мотивам фильмов, сериалов, мультфильмов за более чем 100 лет — около сотни. "Огонек" вспомнил некоторые из них

Кто такой Франкенштейн, наверное, знает каждый. Все слышали жуткую, леденящую душу историю, про ученого одержимого идеей победы над смертью. Про ученого, который укрывшись ото всех в своей мрачной лаборатории, проводил над трупами чудовищные исследования. И вот однажды ученый добивается успеха: его мертвое создание оживает. А дальше – ужасные последствия этого эксперимента, над которым так трудился Франкенштейн.

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Верится с трудом, но этот зловещий роман сочинила совсем молодая девушка - восемнадцатилетняя писательница Мэри Шелли. Он был написан в 1816 году. Но, как оказалось, доктор Франкенштейн – это не просто воображение юной писательницы. Эта зловещая история имеет вполне реальные корни, а образ ученого – вполне определенных прототипов.

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Именно научно-технический прогресс стал вдохновением для юной Мэри Шелли. А во главе этого научного прогресса стояли вполне реальные конкретные личности. Итак, кто такой Франкенштейн на самом деле?

Луиджи Гальвани

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Ученый был очарован молниями и статическим электричеством. В своих научных трудах он пришел к тому, что животное электричество не похоже на то, которое производится при помощи машин. И тогда ученый загорелся идеей воскрешения мертвых. Он начал проводить опыты на лягушках, пропуская через них ток. Затем в ход пошли, лошади, коровы, собаки и даже люди.

Джованни Альдини

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Конрад Диппель

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Кем был доктор Франкенштейн? Франкенштейн, Ученые, Длиннопост, Электричество

Найдены дубликаты

классный фильм был "готика" 1986 года, про то как байрон с поэтом перси шелли и его женой, -автором "франкенштейна" баловались спиритизмом и прочей оккультной хренью. надо пересмотреть перед сном.

интересно. но добавлю. не от себя.

"В истории романтизма особую роль сыграла одна устроенная лордом Байроном готическая вечеринка. Более значительные события англо-германского бунта вспомнить, конечно, можно. Более символические - едва ли. Летом 1816 года Байрон, сопровождаемый своим личным врачом Джоном Полидори, снял виллу Диодати, расположенную на берегу Женевского озера. В десяти минутах ходьбы от виллы Диодати поселился Перси Шелли с двумя спутницами - Мэри Годвин, впоследствии вышедшей за него замуж и прославившейся под именем Мэри Шелли, и Клэр Клермонт, сестрой Мэри и любовницей Байрона."

ну и так далее. там много интересного. )))

"по сей день применяется шоковая терапия, которая очень эффективна при многих заболеваниях"

Ты только врачам профиля НЕ карательная психиатрия про это не говори.

кстати, очень классный роман. рекомендую почитать. сюжет закручен очень лихо.

Электрошоковая терапия? Вроде как она запрещена. И не при многих заболеваниях ее использовали а только при психических расстройствах.

И никто не вспоминает рассказ Лавкрафта "Герберт Уэст - реаниматор", который не менее жуток, чем любой фильм о Франкенштейне. О последствиях воскрешения мертвых тел и об этичности проводимых экспериментов.

Иллюстрация к комментарию

А я про Монстра Франкенштейна даже песню написал)

Дефибриллятор НЕ ВОЗВРАЩАЕТ к жизни. Он помогает сердцу восстановить сбитый ритм - и всё. Если у тела нет сердечного ритма, то и восстанавливать нечего.

Интересно, остальные факты подобраны с такой же внимательностью к деталям.

9. Кстати, роман "Франкенштейн" Мэри Шелли увидел свет в том же году.

В том же 1818 году, когда Юр провел свой эксперимент, был опубликован "Франкенштейн" Мэри Шелли. Однако это, вероятно, всего лишь совпадение, ведь многие ученые тогда экспериментировали с гальванизмом. Несмотря на драматичность сюжета, роман в целом описывает то, что происходило в то время в кругах ученых.

3. Благодаря одному закону у ученых появился шанс использовать человеческие останки для своих экспериментов.

В 1751 году в Англии вышел закон, по которому тела людей, казненных за убийство, разрешалось использовать для научных экспериментов. Этот закон имел множество преимуществ. Во-первых, анатомам крайне не хватало тел, и они могли получить больше материала для исследований, а, во-вторых, это считалось дополнительным наказанием для преступников, ведь считалось, что если разрезать тело, то шансы человека воскреснуть в загробной жизни уменьшались.

2. Сперва ученые ставили опыты на животных, включая лягушек и котят.

Процесс, в результате которого мышцы начинают двигаться под воздействием электрического тока, называется гальванизмом. Свое название он получил от человека, который впервые продемонстрировал его – Луиджи Гальвани. Для своих опытов этот ученый использовал лягушек. Были и те, кто использовал котят. Живодеры обезглавливали здоровых котят и заставляли их тела двигаться под действием электричества. Кое-кто даже подвергал экспериментам крупнорогатый скот.

10. Вскоре эксперименты с человеческими трупами вышли из моды.

Несмотря на ажиотаж вокруг гальванизма вначале, вскоре общество изменило свое отношение к подобным экспериментам. Они вышли из моды, кое-кто даже предположил, что по натуре они были сатанинскими. Впрочем, Юр еще долго читал лекции на тему своего опыта с гальванизмом.

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.


Титульный лист романа Мэри Шелли "Франкенштейн". Лондон, 1831

Фото: Mary Evans / DIOMEDIA

На вопрос, кто такой Франкенштейн, большинство из нас ответит неверно — это не гомункулус, а молодой ученый-химик, "собравший" гомункулуса из мертвой плоти и ожививший электричеством. Сам же гомункулус безымянен. В оригинале у Мэри Шелли он часто обозначается как daemon — даймоний, или внутреннее, скрытое "я". Альтернирующая, сказали бы в то время, личность.

Роман о Франкенштейне напоминает экран, на который вот уже 200 лет мы проецируем свои иллюзии и страхи, причем в разных жанрах. Однако проще всех выразил главную проблему "Франкенштейна" герой из другой книги, и этот роман называется "Бесы". "Бессмертный Бог,— говорит самоубийца Кириллов (кстати, инженер),— существует, пока человек смертен, и умрет, как только они с человеком поменяются местами". Виктор Франкенштейн и его опыты по превращению мертвое в живое предсказывают эту его мысль.

За чередой бесконечных реинкарнаций "Франкенштейна" мы почти перестали различать автора этой книги. Все, что мы помним, это что Мэри Шелли не было и двадцати, когда она его написала, и что к тексту якобы приложил руку ее муж, поэт Шелли, если не сам Байрон. Между тем история самой Мэри Шелли, ее семьи и того исторического фона, на котором пишется книга, поразительна; поскольку история ученого есть еще и метафора жизни и творчества, давайте представим, из кусков чего сшивала Мэри Шелли своего "Франкенштейна".

7. Успех эксперимента рассматривался бы как нечто плохое.

И это понятно, ведь в этом случае он вернул бы к жизни убийцу. Однако с этим мало что можно было поделать – ведь законопослушные граждане не очень-то охотно завещали свои тела науке. В общем, вряд ли Юр потерял сон, когда эксперимент не удался. Что же касается критики его техники, он заявил, что эксперимент не удался потому, что Клайдсдейл умер насильственной смертью.

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов"

Когда-то Мэри Шелли соединила научное и сверхъестественное, и написала "Франкештейна", первый в мире сай-фай-роман.

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов" Перевод, CreepyStory, Мэри шелли, Франкенштейн, Длиннопост

Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года. Полная напряжения сцена встречи монстра, которого сыграл Борис Карлофф (справа) со своим создателем. Источник изображения JOHN KOBAL FOUNDATION/GETTY IMAGES.

"Франкештейн, или Современный Прометей", потрясающее произведение жанра ужасов, родился одной тёмной штормовой ночью как история-страшилка из тех, что рассказывают у камина, а в итоге стал феноменом мирового масштаба. Девушка, которую потом все будут знать как Мэри Шелли, черпала вдохновение в собственных кошмарах, чтобы создать сюжет столь сложный, сколь и пугающий.

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов" Перевод, CreepyStory, Мэри шелли, Франкенштейн, Длиннопост

Портрет Мэри Шелли работы Ричарда Ротвелла, 1840, Национальная портретная галерея, Лондон. Источник изображения PRISMA/ALBUM

Разумеется, эти метеорологические странности оставили неизгладимый след в культуре и в литературе в частности.

На вилле Диодати близ Женевского озера обосновалась компания молодых англичан, желавших провести летние месяцы в приятном обществе. Среди них были лорд Байрон, его личный врач Джон Полидори, поэт Перси Биш Шелли - и его юная пассия, урождённая Мэри Уолстокрафт Годвин. Ей было всего семнадцать в 1812, когда она познакомилась с Перси, к тому моменту уже женатым человеком и отцом двоих детей. Но любовников это не остановило, и в 1814, в попытке сбежать от осуждения отца Мэри, пара уезжает в Европу. В 1818 они поженились, после того как первая жена поэта совершила самоубийство.

От ночных кошмаров к новелле

Надежды на активный отдых на свежем воздухе, которого жаждали постояльцы виллы, смыло безостановочными ливнями. "Это было водянистое, некрасивое лето, - писала Мэри спустя годы. - и непрекращающийся дождь порой на несколько дней запирал нас в доме". Среди тех, кто оказался в погодной ловушке, многие были сторонниками романтизма, движения, которое зародилось в конце 18 века как противовес беспристрастному рационализму эпохи Просвещения. Романтисты ценили естественность, страсть и индивидуальные переживания.

Чтобы скрасить досуг, друзья часто и бурно обсуждали современные научные теории. Особенно их восхищали опыты с электричеством, которые в конце прошлого века проводил Луиджи Гальвани, наблюдая подёргивания ног мёртвой лягушки под воздействием тока. Нередко в дискуссиях звучала мысль о том, что погибшую плоть можно оживить с помощью электроимпульсов. Позже Мэри вспоминала: "Нам казалось, что наука в состоянии воскресить труп, и гальванизм отыскал тропинку к этой цели. Быть может, надо всего лишь произвести отдельные части, собрать вместе в некое создание, а затем вдохнуть в него жизненную искру".

Наука внутри сюжета

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов" Перевод, CreepyStory, Мэри шелли, Франкенштейн, Длиннопост

Гравюра из "Эссе о теории и практике гальванизма" Джованни Альдини 1804 года. Источник изображения WELLCOME IMAGES/SCIENCE SOURCE

В 1770 году итальянский учёный Луиджи Гальвани поставил эксперимент, в котором мышечные ткани мёртвой лягушки сокращались под действием электрического разряда. Племянник и ученик Гальвани, Джованни Альдини, популяризировал подобные опыты, показывая их публике по всей Европе. В 1803 году Альдини демонстрировал "гальванические силы" в Лондоне с помощью тела казнённого преступника. Один журналист впоследствии описывал электрическую стимуляцию так: "И в этот момент левый глаз действительно открылся".
Теория Гальвани стала основой для произведения Мэри Шелли, а глагол "гальванизировать", как обозначение побуждения к действию при помощи тока, вскоре прочно вошёл в английский язык.

Тогда-то лорд Байрон и предложил каждому из участников придумать небольшую страшную историю. И то, что началось как забавная игра в общей гостиной, превратилось в совершенно новый жанр, и первой его ласточкой стал роман "Франкенштейн" пера Мэри Шелли.

До этого ей почти не приходилось писать рассказы. Мэри рано познакомилась со смертью, в детстве лишившись матери, и с тех пор регулярные приступы депрессии лишь подстёгивали её почти болезненный интерес к загробному и потустороннему. И спустя много лет она вспоминала, что во время тех швейцарских каникул испытала видение с "яркостью, далеко превосходящей по силе обычные фантазии". "Я узрела, как бледный последователь запретных искусств преклонил колени перед собственным творением. И как эта богомерзкая аллюзия на человека, растянувшаяся на столе, словно по мановению какой-то могущественной силы впервые содрогнулась в пугающем пароксизме зарождающейся жизни".

Вместо байроновской "страшилки про привидений" ночной кошмар Мэри превратился в историю об учёном, создавшем чудовищное существо. Позже, по возвращении в Британию, она превратила набросок в новеллу. "Сначала мне казалось, что получится всего несколько страниц, коротенький рассказ, - гласят её записи. - Но позже Шелли [её муж] убедил меня, что идею можно раскрыть и подробней". И в 1818 её рукопись, озаглавленная "Франкенштейн, или Современный Прометей", анонимно ушла в печать. Имя автора появилось на обложке только во втором издании, в 1823 году. В 1831 выпустили переиздание, где Шелли изменила несколько наиболее радикальных абзацев и добавила посвящение покойному мужу, который утонул в 1822 году. Именно эту версию романа мы обычно и читаем в наши дни.

Создавая монстра

Роман рассказывает историю Виктора Франкенштейна, швейцарского учёного. Он посещает лекции в университете Ингольштадта, Бавария, где вдохновляется передовыми научными открытиями и поэтому принимает решение "проложить новый путь, исследовать неизведанные силы и раскрыть самые мрачные тайны сотворения". Виктор погружается в работу, лихорадочно изучая анатомию и механизмы образования и разрушения человеческих тканей, однако поиски тщетны - до того момента, когда на него снисходит озарение. Франкенштейн уверил себя в том, что открыл "первооснову существования и жизни" и стал "способен одушевлять мёртвую материю". Под руками учёного после ряда загадочных экспериментов обретает форму гигантское неповоротливое тело. И вот он, миг торжества: "Я собрал вокруг себя инструменты жизни, чтобы вдохнуть искру бытия в существо, лежащее у моих ног". И монстр действительно оживает, приводя Франкенштейна в ужас, когда он понимает, что сделал. Но старт последовательности печальных событий уже дан, и вскоре всё, что любил Виктор, будет уничтожено его собственным творением.

Отвратительная парочка

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов" Перевод, CreepyStory, Мэри шелли, Франкенштейн, Длиннопост

Гравюра из издания "Франкенштейна" 1831 года, где впервые изображён монстр. Источник изображения MARY EVANS PICTURE/AGE FOTOSTOCK

Вампиры и "чудище Франкенштейна" объединились против людей ещё в 1816. Той же ночью, когда Мэри Шелли увидела во сне историю Франкенштейна, один из гостей виллы, доктор Полидори, написал свою страшилку, которую он опубликовал в 1819 под названием "Вампир". Этот рассказ - прямой предок "Дракулы" Брэма Стокера 1897 года.

"Франкенштейн" стал зеркалом, в котором отразились глубинные переживания общества эпохи прямого конфликта науки с религией. И роман весьма смело для того времени исследует границы жизни и смерти, а также возможные угрозы для тех людей, чьё высокомерие столь велико, что они попытаются "сыграть в Бога".
И поскольку эти важные проблемы по-прежнему вызывают реакцию социума на научные достижения уже не 19, а 21 века, популярность рассказа Мэри Шелли до сих пор только растёт. С момента первой публикации книгу ни разу не прекращали печатать. Первые сценические постановки появились ещё в 1822 году, а с изобретением кино десятки фильмов рассказывали и переосмысляли историю Франкенштейна. Самой знаменитой считается версия Universal Pictures 1931 года выпуска, где главную роль сыграл Борис Карлофф [прим. перев. - забавно, что в обиходе имя "Франкештейн" прочно закрепилось за монстром, и да, хоть и в заголовке фамилия учёного, всё равно "главная роль" - у его творения ], и образ из этого фильма стал впоследствии визитной карточкой актёра.

Проклятие Франкенштейна

Как молодая девушка стала "Матерью ужасов" Перевод, CreepyStory, Мэри шелли, Франкенштейн, Длиннопост

Для её мужа, поэта Перси Биша Шелли, Мэри всегда была "светлым и полным любви ребёнком". Портрет Перси Биша Шелли работы ирландской художницы Амелии Карран, 1819 год. Источник изображения AKG/ALBUM

Несмотря на громкий литературный успех, большая часть личной жизни Мэри Шелли была чередой трагедий. Она пережила несколько выкидышей, из четверых рождённых детей до совершеннолетия дожил лишь один, а в 1822 году погиб её муж.. Повзрослевшая, овдовевшая и измученная заботами, Мэри стала в своей философии куда менее резкой, чем когда писала "Франкенштейна". В издании 1831 года она внесла значительные изменения в основные идеи сюжета. В первой версии Виктор создаёт существо под влиянием научного любопытства, и грех его лишь в том, что он отказывается любить и заботиться о плоде своей работы. Новый вариант изображает доктора Франкенштейна жертвой слепого случая, а большая часть научных открытий, приведших монстра к жизни, тоже превращается в цепочку трагических совпадений.

В каком-то смысле этот роман таким же "монстром" для Мэри Шелли: продуктом юношеского радикализма и непримиримости, которые позже сменились более традиционными представлениями о мире, в духе "по воле рока так суждено". И как она написала в одном из писем в 1827 году:


"Я чувствую силу Судьбы. она давит на меня всё больше и больше, и я становлюсь её покорным рабом".

От переводчика: все мы пишем тексты, и знаем, что порой текст совершенно не хочет вести себя так, как желает автор. Так создатели мы всё-таки - или просто проводники?

Читайте также: