Victoria 2 обзор

Обновлено: 30.06.2024

Бархатная революция

Как и все глобальные стратегии Paradox, Victoria 2 – не что иное, как симулятор правителя державы, в котором игроку приходится заниматься политикой, развивать экономику, вести дипломатию и управлять положением страны на внутреннем и внешнем фронтах. Как и оригинальная игра, новый проект шведской студии посвящен столетнему периоду в истории человечества – с 1836-го по 1936-й год. Соединенные Штаты решают проблему с рабством, все еще царская Россия готовится к реформам, Пруссия и Австрия стремятся расширить свое влияние, Франция вместе с Англией активно развивают свои колонии – именно этот период истории нам доведется «прожить» в Victoria 2.

Первое, что бросится в глаза опытному «викторианцу» – значительное расширение возможностей управления выбранным государством и появление в стратегии всех удобств более поздних стратегий Paradox. Незаменимый планировщик заданий помогает не запутаться в войсках и в отрядах во время напряженной войны, щелчок по выбранной проблеме тут же выводит нужное окно, возможные результаты исследования незамедлительно появляются в углу экрана. Конечно, в таком масштабном проекте не обошлось без помарок, часть из которых наверняка будет поправлена ближайшими патчами. Например, чтобы понять, какое сырье имеется в избытке у государства, приходится продраться сквозь несколько меню, а для их сортировки – чуть ли не выполнить целый квест. Есть помарки и более серьезные, которые проявляются лишь на более поздних этапах развития – в данный момент ум не одного игрока наверняка занят решением проблемы восстаний, которые возникают непонятно откуда и как. Но все это, по большому счету, мелочи жизни, к которым поклонники глобальных стратегий чуть ли не привыкли.

Рядом с нами живут магические слова. Стоит сказать «сиськи», как вокруг уже толпятся люди. А вот если произнести «Paradox Interactive», то часть аудитории мгновенно сбежит. Послышатся стоны: «О-о-о, это слишком сложно, более страшных стратегий и не придумать!» Придумать, господа, еще как придумать. Недавно на прилавках появилась «Виктория 2» — самая суровая игра от Paradox, которая не терпит сопляков, способных развлечь себя только всякими Modern Warfare 2 и Battlefield: Bad Company 2.

Дня Победы не будет

Гордецы могут заявить, мол, не страши нас Кирилл россказнями глупыми — мы в «День Победы 3» играли, да так играли, что компьютер стонал и просил пощады: предлагал отрезать себе половину видеокарты и принести ее нам в жертву. Но спешу расстроить, предыдущий проект от Paradox — другой. Пускай в «Виктории 2» тот же движок, схожий интерфейс, практически идентичные меню, вот только цели перед вами в этих стратегиях стоят совершенно разные.

«День Победы» — про войну. Вы запускаете его и понимаете, что уже через пять лет надо будет нападать или обороняться. Если взяли под руководство Германию, то потихоньку подводите войска к Франции и Польше. Заранее разрабатываете улучшения для флота и авиации, ибо надо приструнить Великобританию. Над политикой тоже голову ломать долго не придется.

Выберем любую другую страну — и все равно будем готовиться к войне. Не мы нападем, так на нас свои танки кто-то направит.

Вся сложность — в военных действиях и жизни в то время, когда все в мире ополчились друг на друга. С одной стороны на фронтах ведем поединки, с другой — в тылу — заключаем союзы, исследуем новое вооружение, мотивируем граждан на победу. Это нелегко.

Но когда не идет война, когда надо веселить сытый и довольный народ, когда необходимо строить свое государство, а не разрушать чужие, когда всех не объединяет одно дело — вот именно тогда становится чертовски сложно. И про все это — «Виктория 2».

Victoria 2

Теперь в игре есть только одна кампания и только одно время начала — 1836 год.

Невидимые ориентиры

Даже большие фанаты стратегий от Paradox могут растеряться после входа в игру. Вот мы выбираем государство, оказываемся на глобальной карте… а делать нечего. Война не намечается, страна либо процветает, либо медленно гниет. И невозможно резко вмешаться в процесс: неверных — на гильотины, наших приспешников — на передовые позиции, Францию оккупировать, русских припугнуть, Штатам намекнуть, что они за океаном спокойно не отсидятся.

Здесь нет столь удобных рычагов. Мы задаем ориентиры, указываем родине путь, по которому она пойдет в светлое будущее. Все остальное делают уже другие, и нам сложно повлиять на их решения.

Простой пример. Чтобы страна процветала, нужны заводы. Без них нет производства, экономика чахнет, армия не модернизируется, счастье людей стремительно падает, а голодные обыватели развлекают друг друга россказнями, кто, как и в какое бы место монарха-идиота проучил. Но монарх в большинстве случаев сам заводы не возводит. Поэтому нам нужны капиталисты, которые всем этим займутся. Мы же можем лишь создать выгодные условия для их бизнеса, то есть радикально снизить налоги. И тогда они потихоньку начнут приезжать, обживаться, строить планы и, возможно, заводы.

Но не факт, что даже с низкими налогами наша территория превратится в промышленный рай. Капиталисты частенько разоряются, им порой не хватает товаров для построек, не достает денег. Тогда они злятся, плюют на все и идут бунтовать. И у нас не индустриализация зреет, а революция.

И вновь нет рычага, который все исправит. Приходится, словно швее, строчка за строчкой кропотливо выводить узоры и обрезать лишнее. Где-то сменим министра, примем новый закон, оккупируем земли соседей. Но никакой спешки, никаких решительных действий. Внезапна и стремительна здесь только революция. Все остальное планируется и делается годами.

Victoria 2

Первые несколько минут просто смотришь на карту и не понимаешь, что делать. Война нигде не идет, даже казна пополняется налогами. И что тогда от меня требуется?

Напишем историю

Обычно исторические события — не к добру. Что-то в любом случае мы теряем. И пускай позитивное влияние они тоже оказывают, но это мешает вести четкую политику и, например, целенаправленно понижать всеми методами недовольство. Но часто придется соглашаться на его рост, чтобы не поссориться с другой державой, получить деньги, не упустить какую-нибудь выгоду. Такие события вносят реалистичный элемент случайности.

Ну и плюс они напоминают нам, что игра все же историческая. Хотя в «Виктории 2» разработчики, кажется, меньше всего старались заставлять нас следовать реалиям. Теперь даже кампания всего одна. Мы начинаем в 1836 году, выбрать другую дату невозможно. Потому едва ли в 1917 году в России вспыхнет революция, и вам не придется принуждать товарища Ленина свалить за границу вместе со всеми его большевиками. Слишком многое за это время изменится.

Хотя знание истории и того, что было на самом деле, сильно помогает. Понимаешь, на кого стоит нападать, а кого предпочтительнее не трогать. Если управляете Австрией, то Балканы лучше оставить в покое, иначе за братьев-славян в драку полезет и Россия. Коль берете под руководство Китай, будьте готовы к вражде с Англией, ведь Восток — в ее интересах.

Лично мне проще всего играть Россией. Историю того периода знаю хорошо, поэтому без подсказок понимаю, что может дать увеличение западников, что станет, если начать гонения на славянофилов, с кем из соседей нужно дружить, чего не хватает империи.

Victoria 2

Окно дипломатии. Здесь мы заключаем союзы, объявляем войны и прочее. Оно отличается от того, что было в «Дне Победы 3». Там, если помните, есть любимый многими «треугольник».

Из грязи в князи

И все же открытым остается вопрос: что делать в игре? Если победа в войне — не цель, то к чему тогда стремиться? Увы, у таких стран, как Англия, Российская империя или Австрия одной определенной цели нет. Вы просто развиваетесь, потихоньку становитесь сильнее и постоянно разбираетесь с историческими событиями и их последствиями.

На мой взгляд, куда интереснее руководить чем-то поскромнее. Потому многие и выбирают Китай, Японию, Сицилию, африканские и южноамериканские территории. Их можно поднимать вверх, всегда есть с кем воевать и точно видишь цель. Сегодня мы — третий мир, но уже скоро станем лидерами!

Таким странам надо выбиться в «великие державы». Это условное обозначение для самых сильных. Если вы, например, сможете добиться, чтобы у Сицилии появился такой статус, то она больше не будет колонией и получит полную свободу.

Очень интересно управлять Китаем. Регион слабый, там нет того, кто смог бы всех подчинить. И вот выходите вы. Людской ресурс у вас просто невероятный. Можно накопить огромную армию и давить ей кого угодно. Есть возможность даже побороться с Российской империей, которой очень сложно удержать восточные регионы.

Но при этом и у вас жизнь не будет сладкой. Коль боретесь за статус «великой державы», на вас с опаской смотрят остальные «монстры». Англия начнет подводить солдат к границам и может в один не очень прекрасный день объявить войну. За освобождение какой-либо вашей провинции. Так что постоянно придется крутиться, договариваться с одними, бороться с другими, наращивать экономический потенциал. Здесь нет спокойствия Европы. Все очень агрессивно.

Victoria 2

Одно из исторических событий, когда у нас нет выбора. Игра просто сообщает что-то.

Викторианские огрехи

Не обошлось, конечно, и без недостатков. Поскольку игра очень объемна, все просчитать разработчикам очень сложно. Есть просто небольшие ляпы вроде тех, что, когда социалисты появляются в России, они выступают против профсоюзов и ведут себя словно консерваторы.

Есть бедствия и похуже — начиная с 1880 года, почти в любой стране, которую вы выбрали, вспыхивают восстания. Дух коммунизма, анархизма и фашизма бродит по миру и стучится в каждую дверь. И его с радушием принимают везде. Играть становится просто неприятно. Приходится заниматься сплошным подавлением восстаний. Скучная рутина. И с этой проблемой сталкивался отнюдь не только я, другие пользователи тоже частенько на революционеров жалуются. И когда переворотов нет, это, скорее, исключение из правил.

Немного огрустняет и движок. «Виктория 2» требовательна к процессору, но использует только одно ядро. Поэтому возможны небольшие подтормаживания, зависания. Ну и AI иногда выкидывает фокусы, которых от него никак не ждешь. Порой сложно понять его логику, особенно дипломатическую.

Правда, многое Paradox собирается исправлять. Вскоре должны выйти патчи, да и дополнения наверняка появятся. Может, там даже другую кампанию добавят, пересмотрят немного механику и сделают более разнообразные исследования. Сейчас они поверхностны.

Впрочем, если не обращать внимания на неприятные мелочи, то игра очень хороша. Возможно, она — лучшее, что создали «парадоксы» за последнее время. Кому-то, безусловно, будут ближе другие их проекты, более военные, но «Виктория 2» — настоящая глубокая стратегия. Она хороша практически во всем.

Victoria 2

Война — очень важна. Но она — не самое главное. Есть и другие способы стать великой державой.

«Виктория 2», однозначно, — стратегия очень сложная. Если в «Дне Победы» и «Европе» нам приходится постоянно воевать, мы всегда четко знаем, что делать, то здесь необходимо просто вести страну через годы. И это оказалось гораздо труднее, нежели развязать мировую войну и выйти из нее победителем.

Плюсы: сложный и глубокий игровой процесс; отличный обучающий режим; большие возможности.
Минусы: некоторые исторические ляпы; AI порой ведет себя не очень адекватно; революционеры.


Такое явление как артхаус, «Игры не для всех», в мире компьютерных
развлечений пока что не очень заметно, однако, подвижки в этом направлении
есть. Мы как-то привыкли, что в артхаусе на первом месте сюжет - трагическая
история о хождении по мукам героя, страдающего особенно тяжелой степенью
рефлексии. Однако же, немаловажной чертой артхауса всегда были эксперименты с
«языком кино», в играх этому соответствуют эксперименты с геймплейем: World of
Goo, Braid, The Path, Мор: Утопия - все эти игры предлагают по-новому взглянуть
на жанровые рамки, пересмотреть клише. Ну а серия Victoria - апофеоз системного подхода в стратегиях, не создаст напряжения для
спинного мозга, зато даст пищи для ума. Такой игрой, в перерывах между
гениальными открытиями, развлекались бы младшие научные сотрудники НИИЧАВО.


Это удивительно, но в Victoria 2 нет вообще никакого сюжета, разработчики
лишь задали нам временные рамки: 1836 - 1936 года. Но отсутствие сюжета - далеко
не недостаток, игра от этого не страдает, так же, как не страдали Lines и
Tetris. На самом деле, именно благодаря отсутствию сюжета, разработчикам
удалось добиться заветного желания всех авторов ролевых игр - абсолютной
свободы: мы не ограничены рамками
сюжета, а уж найти границы местного геймплея так же непросто, как найти конец
вселенной. Поэтому приготовьтесь, сразу после запуска игры придется ответить на
несколько философских вопросов: чем заниматься, куда идти, в чем смысл жизни?
Удалось найти ответ - карты вам в руки. Мучаетесь сомнениями - что ж,
разработчики никого за ручку тянуть не собираются, в Victoria 2 игрок
развлекает себя сам, а тем, кто к этому не готов, остается только
деинсталлировать игру.


Безусловно, глубина этой игры поражает: перед нами огроменная машина, в
которой смешано невообразимое количество разнообразных компонентов, образующих
целостную систему. Поначалу к Victoria 2 даже подступиться страшно:
запредельное количество графиков, разнообразных ползунков - такое количество
индикаторов и настроек характерно для 3D-редактора, но никак не для игры. Дело
в том, что в Victoria 2 любой, даже, казалось бы, незначительный компонент
влияет на десятки других. Лучшим доказательством этому служит режим обучения. Он
состоит из 25 мини-разделов, каждый из которых рассказывает об определенных
компонентах игры: производстве,
торговле, исследованиях. На то, чтобы освоить все возможности Victoria 2,
человеку, не игравшему в первую часть или хотя бы в Europa Universalis, или
Hearts of Iron, придется потратить не меньше трех часов своей жизни. Думаете
тяжело в учении - легко в бою? В синглплейере все еще сложнее.


insertLinkedImg


Описать геймплей игры в рамках короткого ревью - столь же невыполнимая
задача, как попытаться изложить курс ядерной физики на трех страничках крупным
шрифтом да с картинками. Например, рассмотрим простейшую ситуацию: возникло у
Британии желание показать Кузькину мать своим ближайшим соседям. В обычной
стратегии достаточно было бы скопить необходимое количество ресурсов и
потратить их на самые сильные войска. В Victoria 2 все гораздо сложнее:


Во-первых, надо убедиться в том, что население довольно вашим политическим
курсом и желает в эту самую армию вступить. Забудьте про примитивное разделение
на рабочих и ученых из «Цивилизации» - здесь аж 12 типов человечков,
разделенных на низший класс, средний класс и буржуазию. Естественно, налоги
настраиваются отдельно для каждого класса, а графики расскажут о том, насколько
неудовлетворены потребности, а неудовлетворенные потребности, как вы помните,
по дядюшке Фрейду, приводят к психологическим проблемам, может быть, даже
бунтам. К тому же, большая часть населения, конечно же, имеет свои взгляды на
то, как должно быть устроено государство, так что если ваш политический курс
противоречит взглядам общества (пацифисты сражаться не пойдут), то придется
забыть про военные кампании и амбиции полководца.


insertLinkedImg


Во-вторых, нужно обеспечить снабжение для армии - палки и камни больше не в
моде. Производить еду и оружие будут простые работяги, но нам придется
обеспечить условия труда, всячески поощряя развитие промышленности и железных
дорог.


В-третьих, не забываем, что военная сила зависит от развития науки - пока
одни бегают с бумерангами, другие уже осваивают ядерное оружие. А развивать
науку дело непростое - надо увеличить бюджет на образование, для этого придется
поднять налоги. Возвращаемся к первой проблеме.


insertLinkedImg


Вот примерный алгоритм постройки армии. Казалось бы, что может быть проще,
чем объявить войну соседу? Так нет, ваши планы на войну (например, унизить
противника или захватить провинции) зависят от рейтингов государства.
Разработчики учили в школе историю и они помнят о том, насколько важна
взаимосвязь политики, социума и экономики - именно этот принцип лег в основу
игры. Но не спешите отчаиваться, даже сам Стивен Хоукинг вряд ли смог бы уследить
за всеми аспектами игры, при том, что каждая провинция требует пристального
внимания, поэтому часть управления Victoria 2 берет на себя. Например, при
помощи системы национальных фокусов можно поощрять развитие определенных
областей хозяйства.


insertLinkedImg


Студия Paradox Interactive никогда не ставила графическое исполнение во
главу угла: графика в подобных играх абсолютно вторична, так же, как на научных
конференциях вторичны поэтические таланты докладчика. Главное то, что игра не
вызывает отторжения, а ее интерфейс продуман - разобраться в каждом графике не
составит труда. Музыка в Victoria 2 очень хороша, классические мелодии помогают
сосредоточиться.


Глобальные стратегии от разработчиков из Paradox Interactive - уникальное
явление. Фанаты каждую игру ждут с нетерпением, так что они уже наверняка
сбегали и обзавелись собственной копией игры. Ну а тем, кто колеблется, стоит
ответить на простой вопрос: «Любите ли вы сложные игры, в которых главное
цифры, а не бездумное клацанье мышкой?» Если да, то эта, на данный момент,
самая качественная глобальная стратегия придется вам по вкусу.


Приветствую вас, любители сложных и интересных игр, сегодняшний рассказ будет посвящен одной из ранних игр компании Paradox Interactive, а именно Виктории 2. Последнее время геймингу следует тенденция оказуаливания игр, их упрощения. Поэтому любители сложностей обращают внимание на старые и достаточно глубокие игры, Виктория 2 как раз об этом.


Непримечательная графика из 2011 года, изобразит вам схематичный мир графиков и показателей, провинций и рек, воинов и закулисной дипломатии- дальше воображение поможет вам погрузится в мир той эпохи. Игра начинается в 1836 году за год до того как Виктория всходит на престол Британской короны, и заканчивается в 1936 году - в канун Второй Мировой Войны. Данные рамки как и многое в этой игре может быть изменено модами коих в достатке в всемирной паутине.


Сложные механики населения и политических реформ, выборов если вы позорно ослабите вожжи всякой черни, кризисы, революции, технологический прогресс, если не захлестнут, то точно утянут на часок другой пока вы будете находясь в тихом ужасе нажимая на кучи кнопок и и крутя ползунки налогов и пошлин, пока ваше сальдо идет вертикально вниз.


Самым завораживающим является реалистичность населения, ну вот скажем идет долгая война вы терпите поражение за поражением, ненависть к правительству возрастает и вот вот под гнетом налогов, умирающие на полях сражений солдаты приобретают значок восстания, и еще пара месяцев и революционные войска катят на вашу столицу сметая и забирая остатки престижа, производства, и дополнительно уничтожая крестьян и рабочих. После таких событий страна великая и могучая до войны, становится захолустьем раздираемым изнутри.


Это лишь малая часть и того что можно провернуть в этой игре, а есть еще многое, в том числе и политические дебаты, национальные движения, мировые войны, колониализм и многое другое что в этой игре может увидеть и представить игрок.


Именно поэтому несмотря на столь долгое существование игра сохраняет свою аудиторию, и если вы незнакомы с данной игрой и любите сложные умные игры , то самое время попробовать сей продукт.

Читайте также: