Гта либерти сити обзор

Обновлено: 02.07.2024

Всем известна теорема: как бы Rockstar ни изворачивались, как бы ни юлили и ни утверждали, что «наша новая игра выйдет только на платформе Х и ни в коем случае — на платформе Y», рано или поздно их проекты добираются до всех современных платформ. В особенности это касается GTA. Все потому, что эта серия — она как Алла Пугачева, понятие «эксклюзив» к ней просто неприменимо, она — достояние народа.

Так и Episodes from Liberty City: хотя изначально разработчики уверяли, что эти скачиваемые дополнения появятся исключительно на Xbox 360, на самом-то деле все понимали, что на PS3 и РС они тоже выйдут, главное — запастись терпением. Так оно и получилось.

Несмотря на то, что место действия и герои остались прежними, каждый аддон — это, по сути, совершенно новая игра. В Episodes from Liberty City Rockstar отвечают на все вопросы, накопившиеся со времени релиза оригинальной игры, и проясняют мотивацию второстепенных, казалось бы, персонажей. Эффект получается довольно необычный — из обычной GTA-истории про приключения прекраснодушного бандита игра превращается в циничную криминальную комедию наподобие фильма Snatch Гая Ричи: в центре повествования отнюдь не Нико Белич, а маленький, но очень ценный мешочек с бриллиантами, за которым охотится группа личностей с сомнительным прошлым, но вполне четкой мотивацией. Героям GTA довольно сложно сопереживать — все они убийцы, воры, мошенники, алкоголики и наркоманы. Но при этом у каждого из них есть своя персональная драма и одна общая трагедия: все они в силу разных обстоятельств оказались в Либерти-Сити, отвратительном мегаполисе, который не оставляет ни единого шанса никому, кто однажды попадает в его жернова.

К следующей GTA-игре место действия изменится — разработчики уже недвусмысленно на это намекнули. Более того, сами разработчики сейчас занимаются совершенно другой игрой (речь, конечно, о вестерне Red Dead Redemption). Поэтому, пожалуйста, ни в коем случае не пропустите Episodes from Liberty City — другого шанса узнать, чем закончилась история с проклятыми бриллиантами, попросту не будет. GTA — это одно из самых важных медиаявлений нашего времени. К нему можно относиться по-разному, но совсем не знать о нем и не обсуждать его — решительно невозможно. Как, собственно, и Аллу Пугачеву.

Вид снизу

Научиться ездить внутри строя сложно, но эстетическое удовольствие — неописуемое.

The Lost and Damned рассказывает про людей иного типа. Это не просто GTA 4 с другим персонажем на месте Нико Белича, это нечто большее, чем набор дополнительных миссий и несколько лишних мини-игр. Это взгляд на Либерти-Сити под другим углом — не из салона автомобиля, а из седла железного зверя с низкой посадкой, не из окна хорошей квартиры в престижном районе Алгонквина, а с парковочной стоянки для мотоциклов перед зданием обшарпанного клуба в рабочих кварталах.

Главный герой — уродливый, бритоголовый, покрытый шрамами байкер по имени Джонни Клебиц. У него нет ни родственников, ни друзей (в привычном понимании этого слова), ни коллег по работе, в его мобильном телефоне — только члены мотоциклетного братства «Потерянные». Такие, как он, называют себя «однопроцентниками»: 99% байкеров — законопослушные граждане, в свободное время разъезжающие на мотоциклах, но наши герои не такие.

Недвижимости у Джонни нет — он спит на матрасе в одной из комнат клуба, под бочками с горючим. Он не одевается в бутиках: кожаную куртку с заклепками и эмблемой клуба не заменит ничто. Все, что есть у Джонни, — это мотоцикл и его братья по банде. Вертикального движения в обществе в The Lost and Damned быть не может — только горизонтальное, в составе мотоциклетного конвоя, по маршруту «клуб — разборка» или «разборка — клуб». У Джонни нет даже настоящих врагов — только члены конкурирующей банды «Ангелы смерти». Поводы для конфликта бывают серьезные: наркотики, месть, угнанный мотоцикл. Но на самом деле достаточно того, что байкеры по ту сторону пустыря носят куртки с другими нашивками.

По количеству сцен со зверским насилием The Lost and Damned заткнет за пояс и оригинальную игру, и The Ballad of Gay Tony.

Оговоримся сразу: в том, что касается структуры, ни один из рассматриваемых аддонов не отличается от оригинальной GTA 4. Если задаться целью составить список нововведений в The Lost and Damned с точки зрения базовой механики и сопутствующего контента, то он получится коротким. Появилось несколько новых видов оружия (бильярдный кий, обрез для стрельбы поверх руля мотоцикла и барабанный гранатомет) и новые радиостанции (Vice City FM, Self-Actualization FM и RamJam FM, очень похожие на убранные из игры The Vibe 98.8, The Journey и Tuff Gong Radio). По Liberty Rock Radio 97.8 играют расширенный байкерский репертуар: AC/DC, The Doors и Wanted Dead or Alive Бон Джови, зато на Vladivostok FM нет ни Русланы, ни «Сплина» с «Ленинградом», и все время ухает какая-то данс-музыка.

Из других изменений — умение Джонни восстанавливать здоровье при езде в байкерском строю, возможность заказать по телефону новый мотоцикл в любую точку карты и намеренно ухудшенная модель управления легковыми автомобилями (при улучшенном управлении мотоциклами). Конечно, никто не запрещает пользоваться такси, — но если вы заказываете извозчика в байкерском симуляторе, то вы, возможно, запустили эту игру в силу страшной ошибки. Ведь главная и единственная причина играть в The Lost and Damned — это возможность почувствовать себя настоящим разнузданным подонком верхом на мотоцикле.

Наверное, именно поэтому пункт назначения каждой второй сюжетной миссии располагается на противоположном конце карты — чтобы вы могли вдоволь насладиться прогулкой по городу в компании мотоголоворезов, под возмущенные выкрики полицейских и истошные вопли прохожих. В это трудно поверить, но при идентичном геймплее ощущения от игры в оригинальную GTA 4 и в Lost and Damned разительно отличаются — прежде всего потому, что львиную долю времени игрок вынужден проводить в седле. На атмосферу работают даже введенные разработчиками ограничения: нет новых квартир и магазинов одежды? Катитесь к черту, кожаная куртка и родной клуб дороже. Сложно управлять автомобилями? Да кому они нужны, езди на них сам, вонючий конформист!

Псих на мотоцикле

По скорострельности обрез, конечно, проигрывает любому дробовику, но как же весело из него палить!

Тонкая настройка базовых составляющих игры помогает поддерживать байкерскую атмосферу, но основной тон, конечно, задают миссии. Задания получились проще и традиционнее, чем каскадерские выходки The Ballad of Gay Tony, в них меньше позерства, больше качественной стрельбы и затяжных погонь на мотоциклах. Не все миссии — чисто байкерские, есть, например, яркие эпизоды с угоном тюремного автобуса (где через специальную камеру можно любоваться происходящим внутри и наслаждаться воплями заключенных), засадой на мосту прямиком из «Крестного отца» и встречей наркокурьерши в Международном аэропорту Фрэнсиса (как известно, в Либерти-Сити с аэропортом связаны самые трудные и самоубийственные миссии). Пара заданий показывает произошедшие в GTA 4 события с нового ракурса и отвечает на давно волновавшие вас вопросы: «Как те бриллианты попали в мешки с мусором?» и «Кто похитил Романа Белича?».

Бар «Потерянных» — очень колоритное место. Обратите внимание на кассовый аппарат слева: свобода свободой, но бухгалтерию никто не отменял.

Но самые интересные, волнующие и оригинальные события в The Lost and Damned не связаны с сюжетом большого GTA 4 и происходят в байкерском микрокосмосе. Президент «Потерянных» Билли Грэй вернулся из реабилитационной клиники и теперь всячески подставляет нашего героя. Внутри клуба кипит борьба за идеологию и власть (Клебиц — единственный в городе байкер-еврей, за что его очень не любит расист Брайан, главный прихвостень Билли), на лучшего друга Джима наехали продажные полицейские, а бывшая подруга и действующая наркоманка Эшли ввязалась в скверную историю с итальянской мафией.

Сюжет The Lost and Damned — это маленькая трагедия из жизни мужчин на мотоциклах, которая начинается дружескими объятиями, а заканчивается штурмом тюрьмы и поджогом. Как это обычно бывает в GTA, самые важные события происходят не в роликах, а прямо во время миссий (долгое выяснение отношений можно оборвать случайной пулей). Зато в роликах можно увидеть полную мужскую обнаженку (очень неожиданно и смешно) и сцену с перерезанием горла тупым канцелярским ножом.

Жизнь байкера до того непохожа на жизнь преуспевающего гангстера, что на их основе при должном старании можно было сделать отдельную игру. Вообще это довольно показательный момент: долгие годы мы старательно ныли о том, что в мире существует масса игр про мотоциклы, но почти нет проектов, посвященных байкерам и байкерской романтике (последний удачный пример — Full Throttle), а Rockstar сумели воссоздать жизнь этого непростого сообщества в рамках одного аддона. Возможно, кому-то эта модель покажется недостаточно достоверной, но почувствовать себя озлобленным на жизнь изгоем, у которого нет ничего, кроме самых близких друзей и мотоцикла, в The Lost and Damned можно сполна.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? GTA 4, лишенная всех материальных излишеств современного общества. Кроме того — лучшая игра про байкеров со времен Full Throttle.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

The Ballad of Gay Tony рассказывает куда менее интересную историю, чем The Lost and Damned. Этот аддон вполне можно назвать «дальнейшими похождениями Нико Белича», главный герой здесь — фактически Белич-лайт. Луис Фернандо Лопес — угонщик автомобилей и специалист по единоборствам, отсидевший два года и теперь работающий телохранителем и кризисным менеджером у Тони Принца (тот самый Тони-гей), стареющего владельца ночных клубов Maisonette 9 и «Геркулес».

Отец Лопеса служил в морской пехоте (в квартире у героя висят его фотографии в камуфляжной форме) — вот вам и военный бэкграунд. Лопес — гетеросексуальный доминиканец, которого все принимают за гея-мексиканца (как серба Белича принимали то за русского, то за поляка). Отношения между Лопесом и Принцем очень похожи на взаимоотношения кузенов Беличей: у Тони за долги отбирают ночные клубы, а Лопес выполняет миссии для всех крупных и мелких проходимцев Либерти-Сити, которым задолжал его коллега.

Прошлой ночью

Тони-гей закатывает истерики по поводу и без: то приставляет к виску пистолет, то впадает в наркотический угар и начинает кататься по полу.

Такого героя и такой сюжет мы уже много раз видели: до Белича были Карл Джонсон и Вик Вэнс из GTA: San Andreas и GTA: Vice City. Как и предшественники, Лопес пытается завязать с преступной жизнью, но стараниями друзей детства и партнеров по бизнесу попадает во все более скользкие истории, скидывает людей с небоскребов, находит отрезанную голову в коробке из-под торта и участвует в купле-продаже осточертевших бриллиантов с «Утконоса».

Разница в том, что в этот раз мы начинаем не с рабочих низов, а сразу среди сливок общества. Луис изредка заходит проведать маму в родном Нортвуде, но большая часть событий происходит в деловом центре Алгонквина. Ночные клубы и шикарный пентхауз эксцентричного арабского бизнесмена, занимающегося строительством фаллических небоскребов, — сюжетные эпицентры игры. Жизнь Луиса, словно жизнь героев романов Брета Истона Эллиса, на 90% состоит из общения с богатыми наркоманами и на 10% — из секса в общественных туалетах. В этой «Гламораме» позолочены не только оружие и автомобили, но даже и боевые вертолеты, а в миссиях на кону не судьба байкерского клуба или пакета с героином, а как минимум хоккейной команды «Либерти-Сити Рэмпейдж».

Дробовик с разрывными патронами способен оживить любую вечеринку!

Самая необычная часть игры посвящена подробностям управления ночным клубом — этого мы в GTA еще не видели. Переодеваемся в черный костюм, вешаем на ухо передатчик, вертим головой в поисках скандалистов и выкидываем расшалившихся пьяниц на улицу. Работа нудная, нелепая, но при этом подозрительно реалистичная: если вам всегда было интересно, как работается людям, которые всю ночь с хмурым видом ходят по клубу и смотрят, как бы чего не вышло, TBoGT дает ясный ответ — работается им ужас как тяжело.

Чтобы не было совсем скучно, Луиса прямо из клуба посылают на спецмиссии по уходу за знаменитостями. Нужно отбить у папарацци известного рэпера, сгонять за сэндвичем для капризной модели, отвезти домой пьяную дочку миллиардера, спасти от поклонниц участников бойз-бэнда и прокатить на вертолете киноактера, боящегося высоты. В играх серии GTA всегда была одна-другая миссия, посвященная жизни богатых и знаменитых, но в TBoGT из едкой социальной сатиры сделали отдельный игровой режим.

Несмотря на то, что принципиальных отличий между геймплеем из GTA 4 и Episodes from Liberty City нет, в каждом аддоне можно найти несколько новых способов провести досуг. Ниже — по три штуки из каждого.

Чем заняться в The Lost and Damned?

1. Защитить честь родного клуба

Этот род занятий напоминает войну за территории в San Andreas, с той разницей, что здесь никаких территорий нет, нужно просто встречаться с друзьями и ездить на «стрелки». Существует три типа подобных миссий, а всего их 50 — за выполнение каждых десяти на нашей базе появляется новый вид оружия.

2. Потусоваться с неформалами

Три новых мини-игры включают в себя армрестлинг, карты и воздушный хоккей. По накалу страстей однозначно выигрывает первый: во время партии во всемирно известной игре по перетягиванию рук нужно всего лишь как можно более яростно двигать мышью, но неподготовленные игроки в этом месте роняют капли вполне настоящего пота.

3. Провести время с друзьями

Одна из самых волнующих возможностей в The Lost and Damned — умение Джонни практически в любой момент времени позвать на помощь двух коллег по банде — те тут же примчатся и размажут по асфальту кого требуется. Имейте в виду: после каждой удачной стычки у выживших байкеров улучшаются боевые навыки.

Чем заняться в The Ballad of Gay Tony?

1. Прыгнуть с парашютом

Как и война группировок, парашюты были уже в San Andreas, но в TBoGT бейсджампинг (т.е. парашютные прыжки с низкой высоты, обычно — со зданий, мостов, антенн) получил статус отдельной мини-игры. Можно десантироваться с небоскребов или вертолетов, в особых случаях требуют приземляться на движущийся автомобиль.

2. Записаться в бойцовский клуб

3. Посмотреть телевизор

Наконец, если все дела уже сделаны, можно посмотреть одно из новых телешоу. По CNT крутят истерически смешное аниме Princess Robot Bubblegum (со скудно одетой героиней, извращенцем-наставником и, разумеется, сценой с изнасилованием щупальцами), а на Weazel можно увидеть бонусный эпизод сериала про реднеков-рейнджеров, в котором президентом земли оказывается пришелец с головой в форме пениса.

Правила клуба

Отдельные миссии тоже связаны с ночными клубами — целая сюжетная линия посвящена разборкам со светским блогером, скрывающимся под псевдонимом The Celebinator (Луис и Тони сначала пишут ему гадости в комментарии, а потом сбрасывают с вертолета). А вот логичные реалистичные задания в The Ballad of Gay Tony почти не встречаются.

Одна из лучших машин в аддоне — пижонский Uranium ST, подарок шейха Юсуфа Амира.

Обычная миссия из GTA 4 походила на эпизод смутно знакомого криминального фильма, в котором взрывалось в два раза больше автомобилей и убивали в четыре раза больше полицейских. В TBoGT главный герой взрывает подъемные краны и самолеты, угоняет броневик и экспериментальный вертолет, топит яхту и похищает вагон метро. В любой другой серии GTA такие задания открыли бы в самом конце, а здесь все взлетает на воздух настолько часто, что в какой-то момент начинаешь удивляться, почему в городе до сих пор не объявлено чрезвычайное положение по причине массовых терактов.

В течение одной миссии вам могут предложить сбить десяток полицейских вертолетов из дробовика с разрывными патронами и спрыгнуть с парашютом с самого высокого небоскреба Либерти-Сити. Парашютам в игре вообще уделено много внимания: помимо того, что регулярно приходится использовать их в миссиях, есть еще и триатлон (с применением лодок и тюнингованных автомобилей), который неизменно начинается с прыжка из стратосферы.

Впрочем, подобным парадом пиротехники сегодня едва ли можно кого-то удивить: в 2009 году еще был смысл покупать TBoGT ради гигантских взрывов и парашютных прыжков. А сейчас Just Cause 2 легко выигрывает у GTA 4 по части бессмысленных спецэффектов и экстремальных развлечений высоко над городом — в JC2 под это дело специально заточены сюжет, движок и управление.

В Episodes form Liberty City многие старые персонажи раскрываются по-новому: так, выяснилось, что Рэй Булгарин — страстный поклонник рок-музыки.

Что в остатке? Немного новой музыки, несколько новых видов оружия (наш выбор — бомбы-липучки с дистанционным управлением!), свежие мини-игры, а также система оценки прохождения миссий. После выполнения задания ваши показатели сравниваются с эталонными: оказывается, нужно было не просто пройти миссию, а убить при этом столько-то полицейских, совершить такое-то количество выстрелов в голову и не потерять при этом ни одного процента здоровья.

Если при выполнении задания вы использовали функцию рестарта или сели в такси, ваши результаты не засчитываются и не переносятся в онлайновую таблицу рекордов Rockstar Games Social Club. Но, честно говоря, мы не рекомендуем увлекаться всей этой возней с рейтингами (благо никто не заставляет вообще о них думать), она лишь еще сильнее отвлекает от тех вещей, что отличают современную GTA от игр-подражателей: от интересных персонажей, от сатиры, от запоминающихся миссий (а если миссию приходится проходить по десять раз ради рейтинга, то запомниться она может разве что в плохом смысле). Всего этого в TBoGT и так меньше, чем хотелось бы, а если еще и заниматься планомерным перепрохождением миссий ради рейтинга — в игре можно и вовсе разочароваться.

Не стоит думать, будто The Ballad of Gay Tony нам не понравилась: это по-прежнему яркая, шумная GTA-игра. Другое дело, что среди всех трех игр в новейшей истории серии эта, пожалуй, самая слабая. Главный герой The Ballad of Gay Tony скучен — точно за таких личностей мы играли в предыдущих частях. Сюжет рассказывает о капризах сверхбогатых индивидуумов — их при всем желании не примешь так близко к сердцу, как проблемы простых байкеров или отчаянные попытки Нико Белича адаптироваться к западному капиталистическому строю.

Вас в самом деле волнует, сколько денег заработает Луис и сколькими женщинами он сумеет овладеть на танцплощадке? Все криминальные миссии в TBoGT позаимствованы из GTA 4 — мы заранее знаем, чем кончится дело с бриллиантами и история с похищением дочки Джованни Анцелотти. Наконец, с парашютом в наше время лучше прыгать в Just Cause 2. Пара заданий заслуживает включения в золотой фонд GTA, но в целом мы согласны на игру про любого другого жителя Либерти-Сити — включая продавца хот-догов и парня, убитого на первых секундах TBoGT.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Ответ на вопрос «что получится, если убрать из GTA интересный сюжет и оставить только эффектные миссии?». На фоне Just Cause 2 игра смотрится столь же бледно, сколь сама JC2 убого смотрелась на фоне старенькой GTA: San Andreas.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как в GTA IV ведёт себя камера, когда вы направляете её вверх? А на то, что четвёртая часть — единственная, где автомобиль на экране во время вождения смещён вправо? А на то, что по радио играет музыка из «Хранителей»? Как будто кто-то спрятал множество ключей к разгадке главной тайны: это игра не про персонажей, не про историю и даже не про трибьюты Цою и Боярскому на Vladivostok FM. GTA IV — игра о городе. Это, пожалуй, первое интерактивное высказывание на тему урбанизма в постиндустриальную эпоху. Дабы как-то объяснить весь этот СПГС — начнём издалека.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Не до конца понимаю, как назвать эту технику съёмки. Наверное, что-то близкое к «fish-eye».

GTA — умная игра

Если тезис выше не вызвал у вас ироничную улыбку и вы смотрели потрясающую историю Rockstar Ивана Лоева, то первую главу можете смело пропускать. Для остальных — маленькое введение в контекст.

Феномен Grand Theft Auto уже лет 20 как препарируется игровыми журналистами, критиками и игроками. На поверхности мы имеем ультимативную игру в открытом мире, причём мире живом, симулятивном, а не заксриптованно-театральном, как в Assassin’s Creed и Cyberpunk 2077. Здесь окружение не только реагирует на действия игрока, но и живёт само по себе, имеет собственные логические законы, согласно которым крутятся его винтики. Именно поэтому нам было так весело давить проституток и набирать пять звёзд розыска в детстве. Это мир безграничных возможностей, за которые ты не несёшь ответственности. Это идеальная копия реальности, ещё один Бодрияровский симулякр, Матрица, в котором игрок — осознавший себя Нео.

Однако, намного интереснее GTА становится, когда ты выучиваешь английский язык и запасаешься минимальным культурным багажом. Тут на тебя выливаются просто тонны сатиры на современный образ Америки — от внешней политики до общества потребления. Чего стоит один только мультфильм Republican Space Rangers по здешнему ТВ. Консьюмеризм (послушайте ради в любой из частей), лицемерная расовая политика (по сути это лейтмотив San Andreas), поколение ТВ-зомби, породившее поколение Интернет-зомби (сразу вспоминаю Майкла де Санту и его сына). Сразу замечу, что Rockstar — не антиамериканисты, не анкап и вообще не обличители пороков. Они — талантливые стёбщики, и ржут они над всем современным обществом. Просто для репрезентации этого общества они взяли страну, на данный момент имеющую наибольший вес в массовой культуре.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Телевизор в GTA стоит смотреть хотя бы ради таких сатирических моментов.

Кроме шуток, игры Rockstar часто сравнивают с работами Тарантино, только обращать внимание здесь я прошу не на «so much fun» насилие и даже не на постмодернистские приколы, а на детальное препарирование культурологии Нового Света. Cерия Red Dead Redemption, на мой взгляд, в той же степени является любовным письмом Хаузеров и команды к периоду гибели Дикого Запада, сколько «Однажды в Голливуде» тоской Квентина по гибели «золотых 60-х». GTA 4 же посвящена, как известно, теме эммиграции и урбанистики, о чём подробно будет сказано ниже.

С середины нулевых в играх Rockstar засияла новая, до этого бывшая в тени геймплейной свободы и сатирического безумия грань — сценарий. Уже в 2005 году Bully начала заигрывать с Сэллинджером и Бёрджессом, в 2008 GTA IV задала новый стандарт драматизма и постановки в играх с открытым миром, а в 2010 стиль Rockstar возмужал в Red Dead Redemption с её уже бескомпромиссно взрослой и талантиво поставленной историей. Не многие помнят, что у GTA V вообще изначально был синглплеер, в котором Хаузеры наконец-то смогли совместить крепкую непровисающую сюжетную линию, ещё и поданную с трёх перспектив, с разнообразными и по-хорошему безумными миссиями — своеобразное примирение сумасшедшей San Andreas и сдержанной IV. Вся эта эволюция вылилась в сценарий Red Dead Redemption 2 потеснивший на игровых премиях даже коридорные срежиссированные игры, прежде бывшие единственным оплотом интерактивного нарратива.

Игры Rockstar прекрасны тем, что не теряют своей актуальности и играбельности даже спустя годы. Это касается и GTA IV, о которой я пишу эту статью.

GTA IV — лучшая в серии… или нет?

О неоднозначности Великого Автоугонщика 4 до сих пор ходят споры. Одни плюются от однообразности и умеренности происходящего на экране, другие превозносят реалистичную приземлённость бандитских будней. Лично мне удалось настроится на нужную волну и насладиться неспешной и небогатой на экшен игровой составляющей. Более того, я по сей день считаю, что GTA IV лучше всех остальных частей показывает прогрессию персонажа — его медленное и упорное карабканье вверх по лестнице беспощадной «земли возможностей». При этом замечу, что у пятой части всё-таки намного лучше получилось совместить относительный реализм происходящего с разнообразием и безумием.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

К примеру, в четвёртой части шины автомобилей не лопаются, а плавно сдуваются. Рекомендую посмотреть сравнение от Crowbcat — там ещё больше деталей.

GTA IV стала как будто тупиковой ветвью серии и вообще жанра open-world. Многие её технические детали так и не нашли места в продолжении — можете посмотреть сравнения. Это не значит, что какая-то из частей лучше. Просто существование GTAV ни в коем образе не обесценивает существование её предшественницы. Четвёрка по сей день самобытна и интересна.

Либерти Сити и СПГС

Использование GTA IV Нью — Йорка в качестве источника вдохновения носит как культурный, так и структурный характер. Для рассказа истории о городе логичным решением было взять самый величественный мегаполис последних восьмидесяти лет. За полвека было создано множество произведений, описывающих жизнь коренных Нью-Йоркцев — «Секс в большом городе», например. Однако лично для меня самыми интересными были истории пришельцев, людей, попавших в этот чуждый беспощадный водоворот. «Банды Нью-Йорка», «Брат 2» (надо ли упоминать, что четвёртого великого автоугонщика можно считать почти что игровой интерпретацией Богровских похождений. Да, Данила — русский, а Нико — серб, однако этнос однозначно общий, как и русскоговорящее окружение).

Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики
Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Вряд ли эти кадры задумывались как отсылка, но параллель провести можно.

Так или иначе, это первая часть GTA, где игрок и его персонаж находятся на равных эмигрантских правах. Карл Джонсон возвращается в пусть и в оставленный, но родной город, где он не сталкивается с трудностями ориентирования. Нико Беллик же пребывает на совершенно незнакомую ему землю, а игрок — на незнакомую локацию. Экспириенс исследования мегаполиса становится невероятно иммерсивным. Постепенно открывающиеся районы Либерти Сити как будто символизируют возрастающую смелость, с которой путешественник отправляется на знакомство с новыми частями города.

Город становится не только местом действия, но и главным антагонистом героя: небоскрёбы Алгонквина (в реальности Манхэттена) давят на людей своей высотой и непоколебимостью. Обратите внимание: когда Нико смотрит наверх, камера вытягивает изображение, делая бетонные исполины ещё выше.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

На снимке справа я попытался симулировать работу камеры в игре. Можно сравнить картинку с «фиш-аем» и без.

Преступность же процветает в тени этих монументов, и 95% миссий происходят на земле — рядом с канализациями и пыльными подворотнями, где Нико, его друзья и враги, копошатся как сточные крысы.

Антагонизм города и героя проявляется на дорогах Либерти Сити. Как только игрок совладает с утюжной физикой транспорта, он обнаружит себя посреди пробки перед светофором.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

С такими пробками до миссии порой проще дойти пешком, и это нисколько не раздаражет.

Улицы Нью-Йорка проектировались изначально широкими — около ста футов в ширину — и даже такой простор рождает узкие горлышки в транспортной системе. И здесь геймдизайн GTA IV начинает давить на эгоизм играющего. Дороги Либерти Сити сделаны более широкими, чем в реальной жизни — полосы проезжей части увеличены, что позволяет безболезненно совершать обгоны — при должном навыке, разумеется.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Вообще ширина полос в жизни варьируется, однако стандарт в GTA IV однозначно просторнее.

С одной стороны, это сделано для удобства игрока. С другой — такой подход неосознанно усиливает ощущение враждебности всей урбанистической системы, которую можно и нужно обмануть. Этот город создан для преступлений. Нельзя забывать и о пешеходах, на этот раз детально проработанных. Мало от кого из них можно услышать приветливую фразу, что пресекает возможность формирования эмпатии к этой массе на корню.

Но нельзя отрицать, что Либерти Сити, как и Нью Йорк, красивый город. Не случайно он по сей день остаётся одной из мекк виртуального-туризма: сервера онлайн-режима не пустуют, а моддеры выпускают всё новые графические апгрейды игры, чтобы увидеть виртуальный Нью Йорк в новом качестве. У меня есть теория, что именно из-за этого при езде на автомобиле камера смещена — игра как будто даёт намёк на то, что центр внимания сосредоточен не на персонаже, а на его окружении.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Трудно водить, не заглядевшись на столь прекрасное и детализированное окружение.

С самого начала игры небоскрёбы Алгонквина манят игрока на другую сторону залива. Пока недосягаемую сторону, однако добраться до неё можно — просто за это придётся заплатить свою цену.

Либерти Сити с точки зрения урбанистики

Внутриигровые бинокли — почти дословное воплощение понятия «виртуальный туризм».

GTA IV окунает вас в фантазию о доминировании над городом, который стремится доминировать над вами всей своей телесной и эфемерной грандиозностью. Не просто так по Journey FM играет композиция «Pruit Igoe» Филиппа Гласса. Многие слышали эту тему в «Хранителях», но изначально это саундтрек фильма «Koyaanisqatsi» — авангардистского документального киновысказывания на тему кризиса цивилизации и, в частности, современной городской экосистемы. Кстати, самый первый трейлер игры является почти покадровой пересъёмкой картины. Ещё и под ту же музыку!

На самый-самый первый взгляд GTA 4 кажется некоторым шагом назад — вместо целого штата с несколькими крупными городами и пригородами, как в San Andreas, нас опять ждет один-единственный Либерти-Сити. Но опасения эти напрасны. Достаточно поиграть совсем немного, чтоб понять: четвертая часть шагнула как раз вперед, причем значительно. И дело даже не в новом движке, а в удивительно похорошевшем геймплее. Вроде бы и занимаемся все тем же самым — в роли Нико Белича, сербского эмигранта, мы изучаем громадный Либерти-Сити, выполняем миссии не совсем линейного сюжета, находим всякие дополнительные занятия, просто болтаемся, коротая время. Однако в GTA 4 все это сделано с каким-то ранее невиданным вниманием к деталям — разработчики удивляют нас каждой мелочью, каждой приятной идеей.

Серия GTA на самом деле делится на два совершенно разных этапа. Первые две части — 2D-скроллеры, с автомобилями, стрельбой и достаточно простой целью заработать грабежом как можно больше денег за определенное время. GTA 3 и дополнения (Vice City, San Andreas, Liberty City Stories — каждое фактически тянуло на полноценное продолжение) стали одними из лучших игр со «свободным» геймплеем. В роли главного героя мы оказывались в огромном городе (а в случае с San Andreas — целом штате), где могли делать практически все, что угодно: слоняться по улицам, угонять машины, выполнять сюжетные и дополнительные миссии. Причем разнообразие заданий просто поражало: и гонки, и перестрелки, и слежка, и многое другое. Здесь же — и неплохой трехмерный движок. Здесь же — потрясающее разнообразие всего и вся, не позволявшее игре надоесть до самого последнего момента.

Отдельной статьей в «новой» GTA проходил сюжет. Герой каждой части — обитатель криминального «дна» нашего мира. Соответственно, в игре не было никакого героизма, никакой высокой морали — герою приходилось идти по головам своих противников (а порой и некоторых «друзей»), сталкиваться с подлостью, предательством и самому отвечать той же монетой. Наркотики, проституция, грязная лексика, межнациональная рознь — за эти и многие другие вещи GTA раз за разом получала максимально строгие возрастные рейтинги и оказывалась в центре громких скандалов. Хотя на самом деле разработчики серии, студия Rockstar, просто показывали всем нам изнанку того мира, в котором все мы живем, — не очень опрятную, сотканную из ошметков нелепой «бандитской романтики», насмешек над обыденными проблемами и стереотипами и огромного количества правды. Заканчивая рассказ о сюжете, стоит обязательно отметить еще одну фирменную черту — роскошную подачу. Великолепно прописанные персонажи, качественная режиссура роликов, действительно неожиданные повороты — во всем этом Rockstar взяла высочайшую планку качества, доступную только лучшим представителям игровой индустрии.

От GTA 4 публика ждала в первую очередь технологического рывка. Игра разрабатывалась для консолей нового поколения и наконец-то могла позволить себе то, в чем так отчаянно нуждалась: современный графический движок, выдающий нестыдную картинку. Это, разумеется, свершилось (см. соответствующий пункт ниже по течению). Но произошло еще одно приятное событие — неожиданный рывок в качестве геймплея, подходе к его разработке. С этим дела обстояли хорошо и в предыдущих частях серии, но GTA 4 все равно смогла их превзойти.

В зарубежной прессе про сюжет GTA 4 наверняка пишут — «традиционен для серии». В России так поступить нельзя. Дело в том, что, как только после вступительной заставки гражданка Глюк’oza начинает кричать из колонок цвои «айн-цвай-драй», понимаешь — четвертая часть сериала про нас, русских.

Главный герой — Нико Белич — родом из Сербии. Он приезжает в Либерти-Сити и селится у своего брата Романа, в Хоув-бич, русском районе этого города. Реальные аналоги первого и второго — это Нью-Йорк и Брайтон-бич, причем стоит отметить то, насколько удачно их воссоздали в игре. В городе, пусть и в несколько пародийном виде, встречаются многие главные достопримечательности Нью-Йорка. Чувствуется и атмосфера — от района к району она меняется, вместо деловых «пиджаков» на улице появляются праздно шатающиеся темнокожие или небритые мужики, отменно матерящиеся на русском. При этом окружение стало заметно живее — персонажи не просто отыгрывают роль декораций, а всеми силами пытаются создать впечатление, что здесь кипит настоящая жизнь.

Но вернемся к сюжету. Роман — неудачник по жизни, весельчак и балагур — как раз vlez v dolgi и почти сразу же после начала игры у него voznikayut problemi. Нико, ветерану одной из постсоветских локальных войн, приходится вступаться за брата. Ну а дальше пошло-поехало — миссия за миссией нас засасывает в криминальный водоворот Либерти-Сити.

Сделано все это, как всегда, прекрасно. Каждый персонаж, встречающийся нам на пути, — уникален, непохож на других и способен преподнести немало сюрпризов. Ролики, благодаря новому движку, стали потрясающе похожи на фильм — причем фильм с очень неплохими актерами и отличной режиссурой.

В целом концепция осталась прежней: по огромному городу можно перемещаться так, как вздумается, при этом на карте всегда призывно маячит несколько символов, указывающих на сюжетных персонажей, готовых дать миссию. Заданий огромное количество, но, по ощущениям, они стали несколько однообразнее и проще — хотя при всем этом Rockstar так и не отказались от не самой интересной идеи, когда при переигрывании миссии нам порой приходится исколесить половину города сначала до человека, дающего ее, а потом оттуда катить к месту выполнения.

Интересная идея Rockstar — то, что отношения с персонажами напрямую зависят от действий игрока. У Нико есть мобильник, с помощью которого можно позвонить любому из знакомых и куда-нибудь его пригласить: перекусить, сыграть в бильярд или, например, посмотреть представление в кабаре. Да и сами товарищи не забывают о нас и регулярно звонят со встречными предложениями, причем зачастую не в самый удачный момент. Чем чаще мы с кем-то общаемся, тем лучше он к нам относится. У девушек вспыхивают пылкие чувства, ну а суровые мужчины запросто могут помочь с выполнением очередной миссии. Единственный недостаток такой системы — если стараться дружить со всеми подряд, то на выполнение основного сюжета времени не остается. Приходится делать выбор в пользу пары наиболее полезных на данный момент людей.

В итоге однообразность заданий просто перестаешь замечать — главное, не мчаться сломя голову по сюжету, а получать удовольствие от всех возможностей игры. Вечером, после очередной кровавой бани, ты вызваниваешь свою подружку, отправляешься с ней в ночной клуб, где надираешься вдрызг. Обратная дорога — увлекательная борьба с машиной. Награда за поездку — скрипящая кровать и стоны в духе «о-о-о, ты лучший, Нико!». Наутро — завтрак с растаманом Джейкобом (он сильно помог в одной из недавних миссий, не стоит забывать такое), а затем визит в интернет-кафе, долгие поиски подходящих кандидатур на сайте знакомств (старая подружка надоела) и несколько минут, чтоб ответить на письмо мамы из далекой Сербии. Потом поездка в оружейный магазин — пополнить арсенал. Потом — визит к очередному знакомому за сюжетной миссией… который прерывается через два квартала, когда Нико замечает на обочине старого знакомого, торгующего на улице.

Во всем этом и заключается главная перемена GTA 4 — перед нами действительно игра про жизнь в городе. Сюжет и соответствующие миссии здесь — всего лишь один из элементов этой жизни. Самый, наверное, важный, но далеко не единственный.

Еще одно достаточно важное усовершенствование GTA 4 — это боевая система. По последней моде в игровых перестрелках активно используются укрытия. Нико может прятаться за углами, приседать за невысокими барьерами, вести огонь как выглядывая из-за них, так и вообще наугад. Важную роль в перестрелках играет физика, но это уже тема следующей главы.

Технологически GTA 4, как ни странно, стала заметно реалистичнее. Во время перестрелок пули запросто могут разнести какое-нибудь хрупкое укрытие или, например, насквозь прошить деревянную дверь. Трупы ведут себя очень образцово — красиво падают и принимают естественные позы. «Дотянулась» физика и до управления автомобилями — они стали не такими «картонными», как в предыдущих частях. Причем это не значит, что в GTA 4 водить сложнее, — скорее интереснее.

Картинка, как ни странно, у кого-то может даже вызвать разочарование. Когда Rockstar пообещала GTA 4 на абсолютно новом движке, то многие стали ждать от нее откровения — чего-то поражающего воображение и открывающего новые горизонты. На самом же деле, даже современных технологий не хватает на то, чтобы воспроизвести во всех красотах целый город — поэтому пришлось пойти на некоторые упрощения, и картинка GTA 4 выглядит заметно скучнее, чем у какого-нибудь высокотехнологичного шутера.

С музыкой традиционно все прекрасно. Отличный подбор треков для целой кучи радиостанций, хорошие актеры озвучки — что еще надо?

Загадывать не будем, но GTA 4 — явно один из претендентов на это звание. Слишком уж долго — четыре года — мы ждали продолжения очередной серии. И оно не разочаровывает ни на секунду — Rockstar действительно сделали очень многое, создав практически идеальный симулятор бандитской жизни в большом городе.

PC — последняя платформа, которую осчастливила своим вниманием GTA 4. Ее консольные версии, вышедшие весной на Xbox 360 и PlayStation 3, были практически близнецами — единственное, что на приставке Sony игра показывала чуть лучшую производительность (некоторые апологеты Xbox 360 это утверждение, впрочем, с ревом оспаривают). Зато на Xbox 360 с самого начала был анонсирован уникальный дополнительный контент — несколько небольших аддонов (первый выйдет 17 февраля) с дополнительным сюжетом и прочими возможностями.

PC-версия также может похвастаться некоторыми плюшками. Во-первых, это, конечно, улучшенный движок — добавились новые спецэффекты, стало более разнообразным игровое окружение, обещан и мощнейший редактор.

  • Потрясающее разнообразие — в Либерти-Сити вы всегда найдете чем заняться
  • Великолепный сюжет
  • Множество мелких и приятных находок
  • Новый движок

Понравилось ли певице Руслане работать на Rockstar?

Как занять себя в Либерти-Сити?

Похожи ли отзывы русских эмигрантов о Нью-Йорке на впечатления от Либерти-Сити?

Чем были интересны предыдущие части GTA?

Как изменилась Статуя Свободы при переезде в Либерти-Сити?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА GRAND THEFT AUTO 4 В ДЕКАБРЬСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (В продаже с 25 ноября 2008 года).


2005 год. На PSP появляется Grand Theft Auto: Liberty City Stories. Она мало чем отличается от вышедшего четыремя годами ранее триквела, но фраза «GTA в кармане» работает магически. Liberty City Stories, сорвав внушительную прессу, становится самой популярной игрой на хэндхелде Sony. 2015 год. На iOS уже отрелизились GTA III, Vice City и San Andreas, есть гениально заточенная под миниэкраны Chinatown Wars. Фраза «GTA в кармане» перестала удивлять с 2011 года. Люди если не ждут GTA IV, то, как минимум, втайне об этом мечтают. И в этой атмосфере жесточайшей конкуренции появляется Liberty City Stories, уже на стадии портирования потерявшая свой главный козырь — мобильность.

Как играется?

Liberty City за три года до событий GTA III: Тони Сиприани возвращается после командировки к боссу Сальваторе Леоне, окопавшемуся в особняке за песчаной дорожкой. За годы отсутствия Тони растерял влияние: рядом с боссом крутится выскочка Винченцо, подкатывает клинья владелец стрип-клуба Джейди О’Тул, работающий под прикрытием, да ещё и мама героя при любом удобном случае клеймит сына итальянскими ругательствами.

Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP? Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP?

За почти семьдесят миссий перед игроком проплывут все штампы из GTA: надуманные предательства, необдуманные убийства, кокаиновые истерики высокопоставленных бандитов и молчаливая покорность их подчиненных. В 2005-м братья Хаузеры ещё не поняли, что из криминальной темы можно делать не только постмодернистскую клоунаду про гангстеров, поэтому тут много черной комедии: мама Тони посылает на сына киллеров, а жена босса норовит залезть в трусы — с прозрачными намеками на BDSM. Диалоги обычно напоминают беседы двух взвинченных наркоманов: все, кроме Тони, надрывно орут, театрально размахивают руками и жалуются на жизнь.

Между пошло поставленным спектаклем — около 70 миссий, каждую из которых вы хоть раз видели в какой-нибудь части GTA первой половины двухтысячных. Кого-то отвезти, выследить, поймать, ограбить, убедить, убить. Все шероховатости, присутствующие в третьей части, на месте — завалить миссию можно, случайно бортанув гуляющего полицейского: загорятся звезды, с вертолета спрыгнет спецназ, тут уже не до поручения дона Сальваторе. После поражения игра отправит вас даже не в начало уровня, а в больницу — оттуда можно будет сесть на такси, чтобы взять поручение ещё раз. В 2015 году это воспринимается как-то уж совсем тяжело.

Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP? Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP?

И это центральная претензия к Liberty City Stories — извини, друг, но ты опоздал. Играть мучительно: мешает и скачущая сложность, и постоянные рестарты, и куча однотипных заданий. Опять же, управление: даром что Liberty City Stories заточена под маленький экран, проходить её на «Айфоне» — задача для сильных духом. Автострельба раздражает, обычная стрельба жутко неудобная, камера иногда валяет дурака.

Точно такие же претензии можно было выкатить мобильной GTA III, но тогда сам факт исполинского консольного хита в телефоне завораживал и замораживал — в том числе и все критические мысли. С момента явления иконы народу прошло много лет, вышла абсолютно гигантская San Andreas, и нет, Liberty City Stories уже не удивляет.

Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP? Обзор игры GTA: Liberty City Stories — удался ли переезд с PSP?

Проект, впрочем, цепляет все равно — во многом из-за беспрецедентно холодного Либерти Сити. Неважно, таскали ли вы в школу PSP или видели местный Нью-Йорк только в GTA III, накатывающих приступов ностальгии всё равно не избежать. Здесь, возле больницы, отстреливался от спецназа, вдоль набережной удирал от бандитов, а тут — в глухом дворе — впервые добил очки лайфбара до 125. Мрачный, серый, вечно дождливый Либерти Сити отпечатался в сердце — и вам в очередной раз предлагают по нему прогуляться.

Как смотрится?

Внешний вид Liberty City Stories напрямую зависит от того, какой телефон или планшет лежит в вашем кармане. Если плоский, большой и за 70 тысяч рублей — всё будет хорошо: отражения в окнах машин, тени, взрывы. Если вытянутый и узкий, разменявший пару лет в эксплуатации — всё гораздо печальнее: никаких теней, тормоза и Нью-Йорк, выскакивающий из-под ног Тони Сиприани.

Но будь у вас хоть iPhone 6S, хоть iPad Pro, возраст, конечно, не скрыть: пальцы персонажей плотно склеены, рот не открывается, рваная анимация прокручивает перед глазами 2003 год. Спасает ностальгическая нотка холодного города.

Итоги

Разумеется, это наша любимая GTA — пусть и самая, наверное, скромная её часть, вышедшая после эпохального триквела. Бандиты лихо пикируют острыми словечками (пусть в основном и для позерства), миссии прут нескончаемым потоком, криминальная пучина затягивает, а взрыв метро ближе к половине кампании — в золотом фонде. Но время безнадежно ушло — на iOS давно можно запустить четыре части сериала про автоугонщика, и все они по-своему лучше Liberty City Stories. Если бы сейчас на дворе был 2011 год, а порт GTA III на iPhone казался бы сумасшедшей мечтой — Liberty City Stories не ушла бы без награды «Игра года». Но сейчас другой расклад, и выезжать за счет ностальгии (да ещё и за 420 рублей), по меньшей мере, наивно.

Читайте также: