Ведьмак 3 каменные сердца обзор

Обновлено: 04.07.2024

Для третьего «Ведьмака» CD Projekt RED сперва выпустили россыпь бесплатных DLC, а теперь готовят два больших дополнения. Первое из них, «Каменные сердца» (Hearts of Stone), выходит тринадцатого октября, и в прошлый четверг я отправился в офис «СофтКлаб», чтобы самому пройти первые три часа новой истории.

«Дикая Охота» показала, как надо придумывать захватывающие квесты в ролевых играх. Многие из тамошних историй не просто оседают мертвым грузом награды в инвентаре — они накрепко врезаются в память. Сюжетное задание, контракт на чудовище или случайная встреча на улице — неважно. Тут даже самое рядовое происшествие может обернуться (и почти наверняка так и будет) куда большим, нежели тривиальный поход за головой утопца.

«Каменные сердца» идут тем же путем.

Всё начинается на большаке, неподалеку от деревушки, где Геральту из Ривии предстоит взять очередной ведьмачий контракт. В лучших традициях первых книг саги Сапковского, контракт навеян классической сказкой: убить просят огромную жабу, поселившуюся в канализации под Оксенфуртом. Говорят, если ее поцеловать, она превратится в прекрасного принца.

Но в центре внимания истории окажется сам наниматель — главарь бандитов Ольгерд фон Эверек, — и контракт на жабу лишь свяжет его судьбу с судьбой Геральта. Ведьмаку предстоит заставить фон Эверека вернуть долг одному очень загадочному и влиятельному существу — эдакому Мефистофелю. Его называют Стеклянным человеком, и он уже встречался Геральту в прологе «Дикой Охоты».

Больше, чем кажется. Превью дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Сложно делиться впечатлениями от «Каменных сердец», не вдаваясь в слишком откровенные подробности, ведь сюжет — кровь и плоть дополнения. Геральта очень естественно втягивает в распрю фон Эверека со Стеклянным человеком: его появление оказывается обусловлено образом жизни фон Эверека, едкой иронией судьбы. История лихо заплетается сложным узлом, ветвится на дополнительные задания и накручивает повороты один за другим. За три часа я успел убить двух боссов и проворонить бой с третьим. Целиком сюжет, как говорят, займет десять с лишним часов.

Больше, чем кажется. Превью дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

История «Каменных сердец» начинается в окрестностях Оксенфурта, и куда бы Геральта ни забросило, принципиально новых пространств вы не увидите. Иные земли CD Projekt припасли для второго дополнения, Blood and Wine, которое выйдет в начале следующего года и перенесет Геральта в Туссент.

Но сюжетная линия — не все, чем богаты «Каменные сердца». В игре появятся и новые животные. В веленских лесах я успел повстречаться с бойкими кабанами и шустрыми арахноморфами. Вторые — это такие черные пауки размером с порядочную эндриагу. Пауки очень быстро пятятся от нашего клинка, и обычные пляски с «защелкиванием» с ними не сработают. Извольте разрабатывать под них тактику. Для примера: арахноморфы любят стрелять сгустками парализующей паутины и только после этого сбегаться к беззащитному ведьмаку, клацая хелицерами. Тут мне очень пригодился знак «Ирден» — стоило паукам атаковать, как они тут же оказывались заключены в замедляющую ловушку, позволяя ведьмаку перейти в наступление.

Больше, чем кажется. Превью дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Еще появится десяток новых побочных квестов, поисков сокровищ и заказов для высокоуровневого Геральта. А события «Каменных сердец», между прочим, напрямую зависят от того, что вы успели натворить и пережить в основной игре. Может, скажем, аукнуться смерть какого-нибудь сюжетного персонажа.

Фишка вот в чем: дополнение требует наличия оригинала, но играть в него можно и отдельно от основной истории. Даже если вы еще не прошли «Дикую Охоту» — все равно сумеете запустить «Каменные сердца» и окажетесь на большаке неподалеку от нужной доски объявлений. Геральт уже будет тридцатого уровня и с кое-какими пожитками в инвентаре, а очки умений вы распределите с нуля. Пройдя «Каменные сердца», вы сможете перенести своего ведьмака в основную кампанию, начав им «Новую игру +».

Больше, чем кажется. Превью дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Если вы играете в «Дикую Охоту», на тридцатом уровне вам автоматически откроется доступ к сюжету «Каменных сердец». Но тут есть свои загвоздки. Пока вы проходите дополнение, основной сюжет игры заблокирован. Этому можно найти объяснение в событиях «Сердец», но не это самое неприятное.

Куда значимее то, что дополнение никак не влияет на сюжет и мир «Дикой Охоты». Скажем, в «Каменных сердцах» вы повстречаете свою давнюю знакомую, медичку Шани, и вспомните с ней прежние романтические похождения (а можете и начать их заново). Но «Каменные сердца» — они как Лас-Вегас. Что происходит в дополнении, остается в дополнении.

«Каменные сердца» начинаются с контракта. Некто Ольгерд фон Эверек, ценитель искусства и главарь шайки разбойников, просит Геральта убить огромную жабу, что завелась в подземельях Оксенфурта. Глупцы говорят — если поцеловать эту жабу, она превратится в прекрасного принца. Многие девушки уходили на свидание с ней, да так и не вернулись.

Контракт приводит к неожиданным последствиям, и Геральт оказывается вынужден заключить договор с существом, называющим себя Стеклянным человеком. Ольгерд когда-то тоже заключал с ним сделку и попросил исполнения трех желаний от постороннего человека. И так уж вышло, что именно Геральту придется претворять в жизнь прихоти разбойника — чтобы уплатить собственный долг таинственному исполнителю желаний.

Каждое поручение Ольгерда рассказывает отдельную историю со своим настроением и жанром. Это может быть беззаботная комедия, остросюжетное приключение в духе «Одиннадцати друзей Оушена» или меланхоличный готический хоррор.

Похожая манера менять стиль повествования характерна для «Дикой Охоты», правда, там меняется еще и окружение (на Скеллиге и без всякой истории чувствуешь себя будто в другой игре), а в «Каменных сердцах» все события происходят в окрестностях Оксенфурта. Однако теперь там на порядок больше селений, «вопросительных знаков» и побочных квестов, а каждому «желанию» соответствуют свои декорации. Контраст между историями разительный.

Бойся своих желаний. Обзор дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Несмотря на различия в атмосфере, героях и местах действия, история сохраняет целостность. Даже если вы уже, казалось бы, думать забыли о фон Эвереке и его распре со Стеклянным человеком, Геральт продолжает узнавать все больше о его жизни и непростом характере, и даже самые удачные шутки (а юмора тут полно) не прогоняют висящую над ведьмаком зловещую тень. Краски постепенно сгущаются, то и дело вылезают намеки на темную сущность Стеклянного человека, и даже самые радостные сцены обретают привкус мистической угрозы.

Появление новой механики зачарования предметов означает одно: деньги во второй половине игры наконец-то есть на что тратить. Если вы поможете офирскому мастеру чар, он сможет вытворять с оружием и доспехами Геральта безумные вещи — за безумные деньги. Например, заставить меч перебрасывать знак Аксий с мертвого врага на его напарника или шпарить огнем. А за дополнительную плату чаровник проковыряет вам ячейки для рун в любом мече и доспехе, было бы желание.

Бойся своих желаний. Обзор дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Чтобы от мощных чар была польза, оксенфуртские окраины наводнили высокоуровневыми монстрами и бандитами. Из новичков тут кабаны, арахноморфы и рыцари ордена Пылающей Розы. Да, те самые, из первой части. Что они забыли в веленских лесах и почему промышляют разбоем, вы сможете узнать в одном из побочных квестов.

Поведение всех новых существ основательно проработали, даже рядовые кабанчики могут не только вешать вас на бивни, но и лягнуть, если Геральт зайдет им за спину. Но больше всего внимания уделили новым боссам — у каждого богатый набор атак, каждый опасен и требует усилий.

Однако главная проблема боссов «Дикой Охоты» никуда не делась: бой все еще сводится к прыжкам из стороны в сторону, отскокам, иногда — злоупотреблению знаком Квен и жонглированию предметами из инвентаря. Поэтому чем более могуч ваш противник, тем утомительнее схватка, а ближе к концу против Геральта выйдет настолько живучая курва, что кащей эндриагой покажется. Алгоритм победы всегда один и тот же, и с экспериментами, вроде кейрана из «Убийц королей», разработчики пока явно завязали.

Бойся своих желаний. Обзор дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

В «Каменных сердцах» чувствуется внимание к мелочам: в проработке локаций, персонажей, диалогов, отдельных сцен. Дом Шани увешан анатомическими картинками и кишит пациентами, а на перекрестке, где Стеклянный человек назначает вам встречу, можно услышать интересную песенку деревенской ребятни, но лишь в определенное время. Игра то и дело дает отсылки не только к мировой культуре (в одной сцене Геральт цитирует Льва Толстого), но и к прошлым «Ведьмакам». Порой — в самых неожиданных формах.

Внимательность в дополнении не просто поощряется, но порой просто необходима. «Ведьмак» никогда не вел по сюжетным развилкам за ручку, не оповещал, какой ваш выбор игра «запомнит», а какой — нет. В «Каменных сердцах» вы можете столкнуться с совершенно неожиданными последствиями пустякового, казалось бы, выбора. Неожиданными не потому, что они нелогичны, а потому что так обычно не делают.

Например, в одном детективном квесте игра после первой же зацепки предлагает сделать разумный вывод, вернуться к нанимателю — и получить награду. Но если вы сами захотите хорошенько осмотреться, то узнаете всю правду и найдете иное решение.

От вашего желания исследовать игру и думать над выбором зависят самые разные вещи — например, сможете ли вы найти чертежи новых ведьмачьих доспехов, концовка изящной постельной сцены с Шани и даже то, получит ли Геральт возможность повлиять на концовку всей игры. При определенном раскладе вы можете и не узнать, что в дополнении вообще-то не один финал. Ну вот, теперь вы знаете, а могли бы и не узнать.

Накрепко запомните: «Каменные сердца» поощряют пытливых.

Бойся своих желаний. Обзор дополнения «Ведьмак 3: Каменные сердца»

Дополнение к «Ведьмаку 3» представляет собой тот редкий случай, когда к изучению контента подходишь не с традиционным вопросом «Что нового?», а с желанием узнать, удалось ли разработчикам сохранить всё лучшее, что уже было сделано ими. И неудивительно, ведь CD Projekt RED создала настолько монументальную и масштабную ролевую игру, что сложно представить, какими средствами её можно было бы улучшить. Поэтому от «Каменных сердец» ждёшь не радикальных нововведений, а ещё одной захватывающей истории о Геральте. И мы её получили.

Прежде чем приступать к чтению статьи, помните — это рецензия, так что не удивляйтесь, если обнаружите в ней кое-какие сюжетные детали. Мы вас предупредили.

Witcher 3: Wild Hunt - Hearts of Stone обзор игры

Наложение рунных слов — удовольствие не из дешёвых, но даёт очень ощутимые эффекты.

Ведьмаки жаб душат

CD Projekt справедливо считает, что платные дополнения должны быть сопоставимы по масштабам с полноценной игрой и предлагать пользователям самостоятельное приключение. Hearts of Stone, первое из двух крупных DLC, анонсированных поляками, помимо множества мелких нововведений добавляет отдельную сюжетную линию, прохождение которой займёт около десяти часов.

«Каменные сердца» требуют наличия оригинальной игры — события дополнения разворачиваются на знакомой нам карте. DLC почти не расширило земли «Ведьмака 3», но этих просторов более чем достаточно. Зато на старых территориях появилось несколько новых объектов. Не спешите бросаться на их исследование, так как дополнение рассчитано на героев, достигших тридцатого уровня. Конечно, ничто не мешает опробовать новый контент и более слабым ведьмакам, но тогда стоит приготовиться к боли.

Если вы успели очистить оригинальную карту от всех вопросительных знаков, у вас появится повод пройтись по знакомым окрестностям — «Каменные сердца» подарили несколько новых «ивентов», разбросанных по миру, а также наполнили его свежим «лутом». Заказы на монстров, гонки на лошадях, десяток карт для гвинта, уникальные оружие и броня — всё это значительно обогатило путешествия Геральта.

Новых видов монстров в Hearts of Stone немного — среди противников в основном будут встречаться уже знакомые нам упыри, люди, призраки… Боевая механика также осталась без изменений, хотя появились ещё две ячейки для зелий. Зато очень приятными и совсем не простыми оказались встречи с «боссами» дополнения. Логика их поведения продумана очень тщательно, каждый из них, будь то гигантская жаба, фонтанирующая ядом, или безликий кладбищенский монстр, восстанавливающий здоровье после каждого успешного удара, требует индивидуального подхода.

Witcher 3: Wild Hunt - Hearts of Stone обзор игры

Отдельного упоминания заслуживают заклинатели оружия и брони, с которыми связана новая система «крафта». Если какая-либо вещь имеет три свободных слота для рун или глифов, то на неё можно наложить так называемое слово рун. Эффект от улучшений довольно существенен — например, «Омоложение» восстанавливает двадцать пять процентов выносливости после смертельного удара, а «Сохранение» делает бонусы от точильных камней и верстаков постоянными. Стоят операции зачарования недёшево, поэтому, если у вашего Геральта оказалась кругленькая сумма, которую некуда потратить, наложение рунных слов окажется отличной инвестицией.

Каменные сердца стеклянных людей

История дополнения крутится вокруг биографии Ольгерда и его отношений с загадочным спасителем Геральта. Разработчики попытались в миниатюре передать всё то, чем нам запала в душу оригинальная игра. В процессе прохождения ведьмак побывает и в мрачных подземельях, и в роскошных особняках; прогуляется по дому с привидениями и проведёт ритуал вызова духа; перерубит сотню монстров и пообщается с десятком новых ярких персонажей. Программа очень насыщенная и постоянно преподносит что-нибудь новое: беловолосый то оказывается в роли узника, то создаёт команду профессиональных воров, то становится частью картины.

В очередной раз девелоперы доказывают — они отлично умеют выдерживать ритм повествования, постоянно разбавляя его забавными сценами. Дополнение обильно сдобрено юмором — им пронизаны как отдельные диалоговые реплики (например, упоминание известного художника Ван Рога), так и целые сюжетные эпизоды. Сцены вроде гулянки на свадьбе, сопровождающейся танцами, алкоголем и кулачными драками, вообще очень ярко иллюстрируют, чем ценен «Ведьмак» — великолепным ролевым отыгрышем не только на полях брани, но и в общении и взаимодействии с NPC, живущими мирной жизнью.

Witcher 3: Wild Hunt - Hearts of Stone обзор игры

Картины, как известно, самое комфортное место обитания для призраков.

Шашни с Шани

Любовную линию авторы тоже не обошли вниманием. В отсутствие милых сердцу Геральта Трисс и Йеннифэр ведьмаку приходится закрутить роман со старой знакомой Шани, оказавшейся как раз кстати в канализации Оксенфурта. Какой именно будет финальная сцена рандеву, зависит от выбранных вами реплик. Исход может быть… неожиданным.

На освоение «Каменных сердец» придётся потратить не менее десяти часов. Это, конечно, не предел: вдумчивое, неспешное прохождение на максимальном уровне сложности с изучением всех уголков локаций и разглядыванием интерьеров зданий (а они здесь великолепны) наверняка потребует куда больше времени. Хронометраж дополнения и его контент достойны самостоятельного проекта — очевидно, разработчики словами не разбрасываются.

Witcher 3: Wild Hunt - Hearts of Stone обзор игры

Смотритель — один из самых жутких и сильных монстров «Каменных сердец».

The Witcher 3: Wild Hunt — Hearts of Stone — ещё одна яркая и насыщенная страница в истории Белого Волка. Пусть её объём уступает «многотомной» оригинальной игре, зато атмосфера и подача сюжета не разочаровали. Разнообразные увлекательные задания, интригующее повествование, вариативные диалоги, сражения с запоминающимися «боссами» — что ещё нужно для счастья?

Плюсы: полноценная сюжетная линия; колоритные «боссы»; новая система зачарования предметов даёт действительно полезные бонусы; харизматичный и загадочный антагонист.
Минусы: после прохождения невыносимо хочется ещё.


Когда-то один из коллег написал, что самое главное проклятие любого критика — это необходимость работать быстро тогда, когда хочется растянуть удовольствие максимально долго. В случае с «Каменными сердцами» (первым большим DLC для The Witcher 3) это высказывание работает на 100%. Поляки подготовили более десяти часов нового геймплея, однако проходить историю хочется обстоятельно, поскольку заранее знаешь, что всего таких подарков будет два, а оригинальная игра исхожена вдоль и поперек. Как бы то ни было, DLC пройдено, а посему, настала пора сдержать данное нашему «PR-менеджеру» обещание выполнить все четко и в срок. Это вместо вступления. Теперь к сути.


Самое ценное, что есть в Hearts of Stone — это ощущение, что авторы читали правильные книжки и смотрели не менее впечатляющие, но качественные фильмы. Сюжетная завязка «Сердец» — это одновременно и подарок всем любителям европейских сказок, и поклонникам творчества пана Сапковского. Судите сами. Геральт ввязывается в историю с убийством гигантской жабы в каналах под Оксенфуртом, но — внезапно — выясняется, что монстр оказывается не простым. После (внимание, спойлер) расправы над ним, героя хватают под белы рученьки представители сопредельных государств и отправляют по морю на галере, по прибытию которой на место ведьмака ожидает незавидная участь быть казненным в лучших традициях средневековой Англии.

Но все это лишь присказка — сказка начинается с исполнения трех желаний вальяжного вора. Помнится, спустя месяц после релиза оригинальной Wild Hunt Интернет наводнили едкие комментарии, сводящие квестовую систему третьего «Ведьмака» к одному паттерну: «Включил ведьмачье чутье», «прошел по следу», «выполнил задачу». Все это, разумеется, не совсем так, но зерно истины найти можно. Действительно, в сюжетной линии игры было достаточно квестов с использованием местной разновидности «режима детектива». Портило ли это ее? На мой вкус, нет. Для всех злопыхателей, впрочем, есть хорошая новость: в «Каменных сердцах» бродить по дорожке из «красных кирпичей» придется значительно меньше.

Всего в основной квестовой ветке DLC представлено три глобальных задания. Все они связаны с выполнением прихоти ключевого для истории персонажа. И буквально каждое из них предоставляет цепочку уникальных задач, редко пересекающихся с уже виденным в «Дикой охоте». Для наглядности представьте себе третий сезон сериала «Шерлок», где каждая серия обыгрывала свой набор ситуаций. В «Каменных сердцах» все точно так же. Первое желание — это такая GTA V с ее режимом ограблений. Аллюзия становится тем прочнее, чем быстрее Геральт добирается до подбора персонала. Второй и третий квесты — алаверды классического для европейской литературы поиска розы и разудалого начала новой жизни. Все это — под фирменный юмор в духе Сапковского.

Каждый персонаж выписан достаточно, чтобы интересоваться его судьбой, а романтические отношения с Шани (медичка, приехавшая в Оксенфурт в лихолетье) и новые боссы лишь дополняют и без того идеалистичную картину. Из обновленного бестиария отдельно хочется выделить монстра, обитающего в саду у Ирис. Эта тварь мало того, что жрет HP Геральта, так еще и призывает души покойников, дабы восстановит своё здоровье. Короче говоря, валить его было одно удовольствие.

Прохождение Hearts of Stone можно сравнить с походом на большой фестиваль в центре мегаполиса. Организаторы (CD Projekt RED) собрали на одной площадке десятки аттракционов, которые, вопреки опасениям, не сводятся к одному лишь размахиванию клинком. Иначе не восстанавливали бы мы воспоминания жены атамана разбойников и не пробовали решить загадку Зеркала. Из других, но крайне приятных мелочей: у NPC прибавилось реплик, а в одном из сайд-квестов можно увидеть Красную шапочку. По слухам, она того… с волками трахается, в общем.


Что в сухом остатке? У CD Projekt RED получилось создать великолепное дополнение, достойное издания на отдельном диске. Десять часов отменного геймплея, разнообразные и местами дико веселые квесты, интересные отсылки к культурным явлениям («На дворе 13 век, девушки идут учится не для того, чтобы найти мужей», ага) и обязательная мораль в конце — все это Hearts of Stone. Аддон, который сумел как-никогда близко подобраться к продуктам из середины нулевых, когда слово «дополнение» не сводилось к набору шапок или карт для мультиплеера. Одна беда: пока авторы анонсировали всего два DLC-эпизода, а сиквела к The Witcher 3 не предвидеться.

Читайте также: