Arma 1 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Взращивать проект своей мечты — долгое и неблагодарное занятие. Вглядываясь в разложенные на столе внутренности Armed Assault, я все больше убеждаюсь в несовместимом с жизнью альтруизме сотрудников Bohemia Interactive. Откуда на них ни посмотри — никакой разницы. Это явно не та игра, на которой можно заработать миллионы долларов и сверкающий «Феррари».

Уже после первого часа военных действий в мозгу отчетливо всплывает известный афоризм В.С. Черномырдина. Здесь вам не тут! На фоне Armed Assault любая часть Ghost Recon, Red Orchestra, Delta Force, Close Combat: First to Fight, Elite Warriors и прочие «родственнички» — все равно что Soldier of Fortune или Doom 3. Разработчики не стремились угодить массам и установили планку сложности на недосягаемой для смертных высоте. Навязывать свое мнение нехорошо, но внутренний голос подсказывает мне, что среднестатистический «рейнджер», соблазненный сказками старожилов, не сумеет получить от AA даже минимального удовольствия. Запуск, судорожные метания, неизменная дырка в голове и сопровождаемый проклятиями «uninstall» — жестокая правда, знакомая еще по Operation Flashpoint.

Скриншоты 183

Мало что изменилось и в геополитическом плане. Как и прежде, мы бродим по неведомым дорожкам вымышленного острова, принимая участие в классическом конфликте «СССР vs. NATO» (в роли СССР — наши латиноамериканские друзья с «Калашами»). К услугам игроков внушительных размеров кампания плюс кучка не отягощенных сценарными изысками заданий (в одиночном режиме играем за янки). Боевые операции заурядны: «зачистка» города, саботаж, перехват конвоя и т. п. Если все пройдет по задумке автора уровня, награда гарантирована. В противном случае — дело труба. Дефицитный заряд из РПГ пролетел мимо цели? Шальная пуля снесла половину здоровья («health bar» на экране не отображается, но, поверьте, он есть)? Подлые враги побежали не туда, куда вы хотели. Перезагружаемся и не плачем. Да, для сохранения доступна лишь одна ячейка, зато теперь ее можно использовать сколько угодно. Фанаты-старообрядцы могут отключить эту «аркадную» опцию в меню.

Вариантов — как патронов в двустволке. Либо привыкаем и учимся, либо признаем, что игра попала на жесткий диск по ошибке. Забавно, но компромисс тоже допустим. Деморализованных и униженных спецназовцев ждут в главном меню, позволяя безнаказанно оттяпать злодеям кусочек серого вещества. Донорские органы рекомендуется пересадить братьям по оружию. На «Elite» они сами, без лишних понуканий, порвут врага на салфетки, предоставив нам возможность собирать ромашки, ловить бабочек и любоваться пейзажами.

Другой способ продлить существование — обозревать пресловутые «пейзажи» из личного танка. Надоело ползать? Могу предложить полеты, заплывы (наш персонаж наконец-то перестал бояться воды) и гонки на гражданских авто. Коллекция техники в Armed Assault беднее, чем у почтенного родителя. На «постсоветском» пространстве нарезают круги Т-72 и БМП-2; знаменитая ЗСУ «Шилка» охраняет небеса от стальных коршунов, а КА-50 и Ми-17 сеют доброе и вечное откуда-то сверху. Условные американцы отвечают на бесчинства «иванов» стандартным «боекомплектом»: на травке загорает М1А1, в облаках жужжат UH-60 и AV-8B (aka «Харриер»), на пригорке притаился уже опробованный в RTS броневичок Stryker.

В отношении качества симуляции не все гладко. Я понимаю, что реализма никто не обещал, но вертолеты, лихо летающие под 90-градусным углом к земле, и попсовый вид от третьего лица — это чересчур. Впрочем, иногда Armed Assault превосходит нынешних «зубров». В Battlefield хрупкое деревцо или телеграфный столб — по-прежнему непреодолимые препятствия для многотонной махины. В Чехии же тяжеленный «Абрамс» оставляет грубые следы на асфальте и с восхитительной легкостью сносит всякую мелочевку вроде заборов и фанерных сараюшек. Хотя разрушаемости и физики в стиле «В тылу врага 2» не предвидится. Домики, бесследно исчезающие в пыли, заставляют усомниться в законе сохранения материи, а попытка протаранить крепкую стену (или неуничтожимый остов ржавого автомобиля) может привести к тому, что танк запрыгает по улицам не хуже пинбольного шарика.

С недостатками примиряет масштаб. Таких просторов не было нигде, и после Armed Assault не хочется вспоминать о картах Joint Operations (когда-то они казались необъятными), а Red Orchestra или Battlefield 2142 выглядят скромными карликовыми елками. К графическому оформлению претензий мало. Слегка подкачала анимация (не надейтесь увидеть весело дергающийся при стрельбе затвор), постоянно мелькающие в кадре «грабли» главного героя будто вырезаны из гипсокартона… Досадно, да только на восприятие игры это почти не влияет. Основное «фи» относится к технической «начинке». Отчаянные крики тех, кто намертво влип в текстуру или пал жертвой не сработавшего триггера, до сих пор звучат у меня в ушах.

Нравственные страдания худо-бедно компенсирует элементарный и работоспособный редактор. Сотворить самостоятельную полноценную кампанию с нуля, конечно, не всякому по силам, однако смастерить пару-тройку миссий — как чихнуть на монитор.

…и contra

Увы, Armed Assault не безгрешна. Чем дольше играешь, тем больше замечаешь недоработок и несуразиц. Господа разработчики, если уж вы взялись за «ultimate battle simulation» (именно так написано в заставке), потрудитесь объяснить, почему смирно стоящая на сошках винтовка ходит ходуном? Или, например, почему пулеметы перемалывают сотни патронов в минуту, не нагреваясь ни на градус? В Battlefield 2142 нас буквально принудили бить короткими очередями, а в Red Orchestra вообще научили пользоваться сменным стволом. Вот, оказывается, где истинный хардкор. Из РПГ приходится стрелять «на глазок», то и дело ощущая разительный контраст со все той же RO, чьи создатели не грозили нам «ультиматумами». Bulletdrop, к счастью, есть, но кого этим удивишь? «Падающие пули» были даже в маргинальной Specnaz: Project Wolf.

Руководству подчиненными не хватает удобства. Продираясь сквозь дебри многоэтажного меню, две трети пунктов которого в «сингле» попросту не нужны, чувствуешь себя подрывником, распутывающим клубок проводов. В бою трудно соблюдать хирургическую точность. Одно неверное движение — и бойцы отсалютуют или побредут в противоположный угол карты. Традиции традициями, но система контекстно-зависимых приказов (щелкнул мышью по объекту — получил список) гораздо уместнее.

Хрестоматийная проблема плохого AI не обошла чешских программистов. Специальный ползунок позволяет настраивать количество компьютерных извилин, хотя, как показала практика, все сводится к зрению и меткости. Ненавистникам искусственной тупости прямая дорога в Интернет. А там… могильная тишина и забвение. Мечты утопить Battlefield в ее же крови остались мечтами. К чему разговоры о правилах и режимах? Пока что заполненных публичных серверов на 30-40 человек не существует.

Для «своих»

Игру можно порекомендовать лишь тем, кто знает, что делает. Если у вас за плечами оригинальная Operation Flashpoint, пара аддонов и увесистый мешок модификаций, то Armed Assault будет, что называется, «в тему». В конце концов, некоторая схематичность и склонность к рутине всегда были свойственны серии, да и принцип «не сломалось — не чини» близок многим. Ну а тем, чье знакомство с военно-тактическими шутерами началось с Ghost Recon: Advanced Warfighter и Battlefield 2, советую десять раз подумать, прежде чем лезть в карман за деньгами. Новичков здесь не любят и не ждут.

В основной кампании Armed Assault задания делятся на главные, сюжетные, и побочные, которые служат для развлечения и никакой другой роли в войне Королевства Сарани с северными соседями не играют. Да, игра недвусмысленно обещает послабления тем, кто пройдет одну или две побочные миссии, но опыт показывает, что реального влияния на основные задания это не оказывает.

Именно поэтому нас интересуют прежде всего сюжетные задания. Пройти каждое из них можно множеством разных способов. Есть скрипты, есть остров, есть задания — все остальное в ваших руках. Даже командира слушаться необязательно (особенно в конце игры, когда командиром становитесь вы сами). Такая свобода обычно создает в процессе игры множество забавных ситуаций. Так, например, в одной из миссии, убегая от грозных солдат СДР, я попытался угнать автомобиль, но водитель, не будь дурак, заперся изнутри. Я мог бы пристрелить его, но, увы, потерял оружие, переплывая городской канал в полной выкладке (к счастью, боеприпасов у меня все равно не было). Пришлось угонять трактор и шустро пилить на нем к своим по сельской местности.

Но при всем этом проходить многие миссии очень сложно, особенно тому, у кого нет опыта игры в Operation Flashpoint. Поэтому я не только предложу способы прохождения заданий, но и дам в процессе несколько общих тактических советов.

Хорошо живется жителям тихоокеанских островов Сарани — южного Королевства Сарани и северной Саранской Демократической Республики. В последнее время трения между государствами сошли на нет, но американские войска все же тренируют королевский армейский корпус Сарани (КАКС) — просто так, на всякий случай. Впрочем, большая часть бронетехники США уже отчалила и плывет в трюмах кораблей домой.

Журналистка Мэриан Квон называет остров раем. Военные, которых гоняют по жаре, с этим мнением согласиться не спешат. Впрочем, солдату Гордону, у которого она берет интервью, уже все равно — он тоже покидает этот «миленький остров».

«Группа, двигайтесь в камень на. на 12 часов!»

Хорошо, что не в пень.

В общем, ваша задача в этой миссии — благополучно удрать. Джип с пулеметом, скорее всего, будет подорван. На улице города появятся солдаты, а вскоре подтянется и бронетехника — БМП и танк. Вам надо, оставшись в живых, прибежать на край города и загрузиться в М113. Все, война началась.

Но можно принести для начала пользу отечеству, забравшись по каменным ступенькам под прикрытие бетонного парапета — стрелять с высоты по прущим с востока ордам северосаранских варваров не в пример удобнее.

Стоит ли подчиняться приказу прекратить огонь и бежать? Этого ждут от нас разработчики, но можно взять и поиграть в Рэмбо. Один из вражеских солдат будет вооружен РПГ. Таким трофеем можно очень хорошо попугать злодеев-оккупантов. Но берегитесь выбежавшего из-за угла солдата, главной причины смертности на этом уровне.

Совет: в условиях города не стоит пользоваться взглядом через прицел — проблемы с полем зрения не стоят риска. Вместо этого просто используйте приближение. Меткость при этом практически не страдает, тем более что в городе вам и не нужно далеко прицеливаться.

Опасность представляет и Т-72. Старайтесь не попадаться на глаза его экипажу. Впрочем, есть определенные шансы на то, что танк ликвидирует себя сам. У меня, например, он каким-то хитрым способом перевернулся и вышел из строя (возможно, как-то упал с моста).

К сведению: понятие баллистической траектории пули разработчики отменили. Делать поправку на снижение при стрельбе из стрелкового оружия на всех расстояниях практически не нужно. При этом снаряды ручного противотанкового оружия землей все же притягиваются. Интересно, что в оригинальной Operation Flashpoint пули изначально летали по баллистической траектории, тогда как противотанковые снаряды обрели вес не сразу, а только с одной из заплаток.

Долго бегать по городу вам не дадут — рано или поздно товарищи на М113 решат эвакуироваться без вас, и вам засчитают выполненное задание.

Побитая собака

Коразол северные оккупанты взяли. На Ортегу идут. Попробуем их остановить. Позиции США и КАКС неплохо укреплены — есть пулеметы М2, мешки с песком и много-много ящиков с боеприпасами. Северосаранцы пойдут, как положено, с севера — они будут выскакивать на пригорок как суслики и тут же падать, сраженные огнем вашего пулемета. С бронетехникой мгновенно расправятся ваши компьютерные соратники.

Совет: прежде чем бухнуться на землю с пулеметом в руках, посмотрите, не растет ли на ней трава. Если асфальта поблизости нет, лучше вести огонь с колена, иначе из-за густой травы вы просто ничего не увидите.

С заплаткой феноменальная меткость пулеметов в игре была поправлена — теперь стрелять из него одиночными, как из снайперской винтовки, уже не выйдет. Огонь ведите короткими очередями, смотрите через прицел с максимальным увеличением. И не жалейте боеприпасы — их всегда можно пополнить в ящике с боеприпасами.

К сведению: у игры есть некоторые проблемы с определением взаимного положения игрока и ящика боеприпасов или бронетехники. Просто подойти к ящику недостаточно — нужно оказаться на нужном расстоянии и повернуться к ящику нужным местом. Иной раз, чтобы получить возможность залезть в ящик, вокруг него придется изрядно потанцевать. Трудно сказать, баг ли это.

Когда на пригорок выедут «Уралы», изрешетите их как можно быстрее — вам нужно сниматься с позиции и ехать на машинах в сторону восточных укреплений КАКС, потому как те в панике сообщат, что вражеская армия грозит ворваться в город вопреки своему обыкновению с востока.

Скажу вам просто — королевские войска просто перетрусили. Они прекрасно справятся и без вас, в чем вы убедитесь, если чуть-чуть опоздаете. Не так страшны северосаранцы — они наступают пешком по открытой местности на укрепленные позиции. Впрочем, для компьютерных врагов лемминговатость — грех простительный.

Полюбуйтесь на красоты Ортеги на закате, отразите еще одну небольшую атаку северных леммингов. Задание пройдено.

Мосты Долорес

Король Иосиф III в панике просит международной помощи. Америка размышляет, пока случайно задержавшиеся на острове немногочисленные инструкторы и солдаты США обороняют его вместе с КАКС.

Несмотря на проявленный игроком героизм, Ортега все же оказалась в руках северян. Следующий город на пути армии Северного Сарани — городок Долорес. Он расположен между двумя заливами, и в него ведут три моста. Замысел оригинален — взорвать все три и запереть северосаранцев в городе, откуда у них будет один путь — на север, между заливами. А там их уже будут ждать основные силы КАКС и, естественно, вы.

Задача игрока — заминировать и в нужный момент подорвать восточный мост. Заложите все пять «взрывпакетов» (да-да, по мнению переводчиков, мосты положено взрывать имитирующей взрывы пиротехникой) на мост или под один из быков моста — из тех, что в воде. Потерять автомат не бойтесь — у вас все равно нет к нему ни единого рожка. Это значит, что, когда над вашей головой по мосту промчатся храбрые северосаранцы на одиноком УАЗ с пулеметом, все, что вы можете с ними сделать, — это подсказать время.

УАЗ проедет по дороге на север — солдаты высадятся в районе казармы и там зазимуют. Вас же игра попросит спрятаться в одном из дворов неподалеку и ждать сигнала. После сигнала разработчики захотят усадить вас в моторную лодку, которая спрятана под одним из мостов. Однако можно и двигаться напрямую вдоль восточного залива на север — но не дальше трехсот метров, чтобы иметь возможность взорвать мост.

Когда раздадутся кодовые слова: «Сварить обед и наступать на Сокаль» — взрывайте мост и бегите вдоль залива к своим. Не отсвечивайте — скоро по вашим следам пойдут разозленные взрывами танки, БТРы и много-много злых кровожадных северосаранцев.

«Наши» окопались на песчаном холмике и вокруг него. «Страйкеры» откровенно валяют дурака, катаясь взад и вперед на виду у советс. саранских танкистов. Понаблюдайте за схваткой и, если хотите, перевооружитесь — в ящиках около тента с красным крестом есть ручная противотанковая установка М136. Вдобавок, здесь стоят полевые пушки, за которые можно сесть — и пустой «Хамви» с хорошим гранатометом.

Задерживаться и играть в Рэмбо здесь не советую, хотя попробовать можно — если вы быстро добежите до лодки и на ней проплывете до конца западного залива, то можете успеть помочь своим и даже полностью перебить наступающих, если повезет. По сюжету город Долорес окажется в руках врагов, но главное ведь — участие.

Итак, весь юг королевства занят врагом. Последние уцелевшие солдаты КАКС и армии США отступают на холмистый север к городу Сомато. Враги («как мы и предполагали») планируют начать наступление на Сомато глубокой ночью под покровом тьмы. Есть лишь одна неувязка — приборов ночного видения у них нет. А у нас — есть. И эта маленькая деталь поможет нам в бою.

Я бы не сказал, что ночное сражение подходит для того, чтобы впервые по сюжету дать игроку возможность командовать солдатами. Что в темноте, что в зеленом мерцании прибора ночного видения (в них вы пройдете всю миссию) ваших напарников видно плохо, поэтому придется напрягать зрение и усваивать основы управления взводом на ходу. Солдаты выбираются функциональными клавишами, весь взвод можно выбрать тильдой. Команды отдаются цифрами на основной клавиатуре.

В описании задания сказано, что вы должны вызвать огонь артиллерии. На самом деле все сделают за вас. И вообще, в этом задании очень многое сделают за вас, если не торопиться каждый раз к новой цели. И ключ к победе заключается именно в этом.

Итак, силы Освободительной Армии Сарани, наступают по дороге на север к Сомато, уподобляясь трем слепым мышатам. Загрузитесь в два «Хамви» с противотанковыми орудиями и не спеша торопитесь к первой точке. Советую сесть водителем в первый автомобиль, а остальных солдат разместить уже как придется. При этом боец с М136 должен сесть пассажиром — ему потом, возможно, придется сходить.

Совет: выключите фары «Хамви». Они, сами понимаете, тут не очень кстати. Заставить вашего солдата-NPC, водителя второго автомобиля, выключить фары можно, если приказать ему вести себя скрытно в меню «Режим боя».

Можно дать союзным NPC разделаться с первой группой солдат, БМП и танком или попробовать отдать приказ вашему стрелку. В тактическом режиме выделяете функциональной клавишей солдата с символом прицела и щелкаете левой клавишей мыши по цели. Огонь будет открыт сразу же, как только ваш стрелок прицелится. Будьте внимательны — перезаряжаются ракеты долго.

Сохранитесь и без особой спешки езжайте вдоль дороги ко второй точке, где вам придется отражать новую атаку армии освободителей. Поскольку ракетные установки плохо подходят для борьбы с пехотой, то солдаты врага сейчас — ваша главная беда. Не приближайтесь к точке сбора больше, чем на двести метров, пока «Хамви» с пулеметами и пешие солдаты не зачистят район пригорка.

Где разместиться? Я советую ссадить противотанкового бойца и еще одного солдата и запрятать их в кусты справа от дороги (выделяем, командуем «действие-катапультироваться», щелкаем по кустам мышью в режиме тактического вида). При этом сами автомобили должны стоять за пригорком так, чтобы не отсвечивать, — и при этом подальше друг от друга. Как только БМП или Т-72 выедут из-за поворота, они окажутся под перекрестным огнем. Обязательно сохранитесь.

Скорее всего, вам придется уничтожить три БМП и один танк. Очень может быть, что ракеты у вас кончатся, и спасет вас в темноте только солдат с М136.

Совет: подберите снайперскую винтовку — с ней будет проще пройти вторую часть задания.

Когда атака прекратится, вам будет отдан приказ контратаковать. Следуйте к точке на юге под начинающимся дождиком. Когда вы ее достигнете, вражескую базу в низине обстреляет артиллерия. Вам останется лишь добить оставшихся в живых. Сопротивления практически не будет, особенно если пользоваться снайперской винтовкой.

Поскольку КАКС впервые одержал победу и отстоял город Сомато, Америка все же решила вступить в войну. Но пока войска находятся в пути, враг решил ускорить события и начал штурм северной части острова с моря.

Вы начинаете миссию в аэропорту — враг уже высадился на берег и теперь выходит к взлетно-посадочной полосе. В этот самый момент на востоке у дороги силы КАКС пытаются сдержать атаку с востока. В общем, времени в запасе у вас практически нет — вы должны подхватить солдат и отбить все атаки.

Вы не боитесь перезагружаться двадцать раз за миссию? Не ругаетесь, погибая от прилетевшей непонятно откуда пулеметной очереди? Знаете все премудрости управления бронетранспортерами, танками, вертолетами и подчиненными с переклинившим искусственными интеллектом? Героически переносите баги и тормоза графического движка?

Поздравляем, вы — фанат Operation Flashpoint! И сегодня ваш день — в свет наконец вышла Armed Assault, своего рода сиквел культового милитари-экшена.

Ветераны

Чешская компания Bohemia Interactive живет на этом свете благодаря одному счастливому обстоятельству — у них есть какой-то особенный талант делать военные игры. Operation Flashpoint, несмотря на море багов и недочетов, вышла в свое время потрясающей штукой — эдаким суровым реалистичным симулятором, валившим фанатов обычных пиф-паф-шутеров в глубокий и долгий обморок.

Бои здесь велись точно так, как они описаны в армейских методичках: на огромных расстояниях, с обязательным использованием ландшафта, а также естественных и искусственных укрытий. Плюс долгое выслеживание противника, тщательное маневрирование и жестокие, требующие нечеловеческой реакции и сообразительности, перестрелки.

Поначалу подобный подход поражал, а игра казалось чрезвычайно сложной и совершенно не пригодной к употреблению. Но при должном упорстве скромная прелесть Flashpoint все-таки становилась очевидной. Стоило только научиться играть по принятым здесь правилам — и все начинало получаться. Выживал тут только тот боец, который передвигался короткими перебежками от укрытия к укрытию, умел быстро находить на карте удачную позицию и действовал при этом предельно аккуратно и внимательно. Только с таким подходом игрой можно было проникнуться.

И не надейтесь: поединка отважного снайпера с вертолетом не будет. А вот позорное убегание по горам — это всегда пожалуйста.

А проникаться здесь действительно было чем. Отличный, атмосферный сюжет рассказывал о разразившемся на далеких островах локальном конфликте между понятно какими сверхдержавами. Подача — с размахом натуральной военной драмы. Пьяная радость первых побед, неожиданный страх человека, оказавшегося в тылу врага, обреченное отступление — буквально за несколько миссий перед глазами проносилось столько событий, что хватило бы на сюжет двух-трех среднестатистических шутеров. А ведь впереди была еще целая война.

Благодаря вышеозначенной глубине Flashpoint оказалась удивительно долговечной игрой, которая у нас России обрела культовый статус. Разработчики выдали также две дополнительных кампании — Red Hammer и Resistance, которые демонстрировали события оригинала из другого окопа.

Кроме того, сработал мощнейший инструментарий для создания модификаций — пользовательские аддоны продолжают выходить до сих пор. А в интернете регулярно устраиваются целые Flashpoint-чемпионаты, в которых растирают друг дружку в порошок опытные кланы с многолетней историей.

Поначалу не было проблем и со второй частью. Официальный пресс-релиз обещал сразу три известных войны XX века (начиная с Вьетнама), в интервью раскрывались интригующие подробности. И вдруг — неожиданный конфликт с Codemasters, издателем игры. В итоге Bohemia лишилась прав на Operation Flashpoint 2 и быстренько анонсировала Armed Assault. Проект-загадка, он долгое время держал фанатов в напряжении: хватит ли у чехов сил и смелости на полноценное продолжение оригинала?

К сожалению, чуточку не хватило.

И снова в бой

Сели мы тут недавно в «Хаммеры» и «наехали» на вражеский лагерь. Результаты на экране.

Начинается все очень здорово. Первые миссии, знакомая атмосфера, до боли родной радиоэфир. Сюжет потихоньку набирает обороты и неожиданно бросает игрока в маленький курортный городок. В разгар сезона тут удивительно тихо — на улицах нет ни смеющихся туристов, ни даже местных жителей. Одна только война. Вот по длинному мосту проскакивает дозорный «уазик», а буквально через минуту, ревя двигателем, появляется грозный Т-72. Потом еще один, потом юркая БМПшка, вторая, третья. Ты же сидишь за углом здания, держишь руку на взрывателе и удивленно слушаешь тишину эфира. Почему нет приказа на взрыв? Что с командованием? Мертвы?

«Спокойно, солдат. Это еще не все, подожди. » — раздается безразличный голос. Передовые части противника тем временем начинают рассредоточиваться по городу, все ближе подбираясь к твоему укрытию. «Вспышка! Вспышка! Вспышка!» — раздается в эфире. Ты с облегчением жмешь на кнопку — мост взрывается, отправляя на тот свет несколько танков и заточая остальные в ловушку. Теперь самое важное — спастись, прорваться к своим.

И вот где-то на этом месте Armed Assault хочется есть ложкой. Несмотря на явно выросшую сложность, миссии проносятся мимо с какой-то фантастической скоростью. Вот ты простым рядовым прочесываешь деревни, вот превращаешься в крутого диверсанта, потом в осторожного снайпера, в командира отделения, пилота вертолета, еще раз командира отделения, командира танка, еще раз пилота вертолета и. финальная битва, занавес. Щеголяя фирменным флэш-пойнтовским разнообразием, Armed Assault разочаровывает совершенно неприличным отсутствием размаха.

Модели техники по сравнению с Operation: Flashpoint выглядят просто прекрасно. Хоть здесь пять лет прошли не зря.

Да, в это тяжело поверить, но игра совершила огромный шаг назад. И речь не только о протяженности кампании. Вот, например, тот же сюжет. На этот раз нам предлагается поучаствовать в обычных миротворческих буднях армии США. Остров Сарани где-то в Атлантике, недра, богатые природными ресурсами, и два государства-соседа, которые никак не хотят мирно жить в своей песочнице. У одного — широкий ассортимент советской военной техники, у второго — американская база на заднем дворе. Результат — «банановый» конфликт двух стран третьего мира, из тех, которые нам примерно раз в год показывают по телевизору.

Дизайнеры, конечно, стараются изо всех сил, устраивая натуральную мясорубку с применением тяжелой техники. Но какой-то провинциальный привкус все равно остается. Понимаете, в Operation Flashpoint было чувство причастности к чему-то большому: там, за колючей проволокой, советская и американская армия очень успешно рвут друг дружку в клочья, обстановка тем временем накаляется, и вообще командир утром сказал, что на следующую неделю намечена настоящая Третья мировая.

В Armed Assault таким бэкграундом и не пахнет. Мы, конечно, понимаем чехов: противостояние СССР и США окончательно вышло из моды, поэтому устраивать второй отстрел иванов-балалаечников они не решились. Но неужели трудно было хотя бы взять свежую книжку Клэнси и передрать оттуда какую-нибудь идею про коварный заговор маргинальных правительств против цивилизованного мира?

А разбившиеся вертолеты мы теперь используем для украшений окрестностей лагеря!

Ну да ладно — политическая подоплека и сюжетные перипетии тут, конечно, на любителя. Но к Armed Assault имеются претензии посерьезней. Чехи не то чтобы преуспели в исправлении ошибок оригинала. Взять хотя бы миссии. Дизайнеры опять на высоте: то ковбойская охота двух «Хаммеров» за тяжелогружеными «Уралами», то спортивное убегание от разозленного Ка-50, то ночная охрана базы с боеприпасами. Красивые, редкие идеи! И они, к сожалению, часто разбиваются о совершенно небрежное исполнение. Бывает, что миссия безо всякой причины останавливается прямо на середине — опять что-то переклинило.

Одновременно игре катастрофически недостает скриптов. Отпущенный в вольное плавание искусственный интеллект мигом превращает тщательно готовившееся представление в форменный балаган: обороняющие базу солдаты почти сразу оставляют укрытия, суматошно мечутся под огнем врага и позорно гибнут. А преследующий тебя Ка-50 через раз просто разбивается о приглянувшуюся гору.

Ко всему прочему неожиданно сократился парк военной техники. Отчего-то выкинули множество образцов, нормально показавших себя еще в Operation Flashpoint и дополнениях. Думаете, ради тщательной проработки оставшегося автопарка, улучшения управления и физики? Отнюдь!

Напоследок, впрочем, поговорим о хорошем — о графике. Движок Armed Assault вызывает некоторый восторг — открытые пространства, которыми так славилась Operation Flashpoint, здесь обросли множеством мелких деталей. Проработка острова близка к эталонной — сделано с любовью, фантазией и презрением к приему Copy/Paste. Найдется много свободного времени — заберитесь в редактор, выпишите себе бойца с джипом и отправляйтесь кататься, любуясь достопримечательностями. Увлекательное занятие!

P.S. Локализованная версия от «Акеллы» периодически заставляет лить горючие слезы — такого незнания военной терминологии (да и просто русского языка) мы не встречали давно. Вот всего лишь пара самых бросающихся в глаза ляпов: в русской версии грузовики управляются «пилотами», ну а бойцы с ПТУРсами обозваны страшным словосочетанием «специалист по противотанковому оружию». Кошмар!

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей : 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Armed Assault по-прежнему работает на достижениях седовласой Operation Flashpoint. Пока их хватает — играть все еще интересно.

Симулятор боевых действий от мастеров своего дела из Bohemia Interactive Studio. Как и в Operation Flashpoint, главная особенность игры – предельная реалистичность всего и вся, возможность управлять различной военной техникой и полная свобода действий. Все эти достоинства легко перекрывают незначительные для поклонников жанра недостатки вроде слабой графики и багов, от которых уже не осталось и следа.

Операционная система : Windows XP/Vista
Процессор : Intel P4 (2.5 GHz) / AMD Ahtlon (2.5 GHz)
Видеокарта : NVIDIA Geforce 6600GT (256MB) / ATI Radeon x800 (256 MB)
Оперативная память : 512 MB
Звуковая карта : С поддержкой звука OpenAL
Место на диске : 6 GB
DirectX : DirectX 9.0c

Copyright © 2001-2021Все права защищены законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с прямой ссылкой на источник.

Читайте также: