Vector hx181 обзор

Обновлено: 05.07.2024

VECTOR HX 5.0

Наименьшая частота, которую способна воспроизвести акустическая система. Для человеческого слуха актуален диапазон приблизительно от 20 до 20 тыс. Гц. Считается, что чем минимально возможная частота звука АС ниже, тем лучше. Качественные системы способны воспроизводить вибрации на пределе слышимости.

Чувствительность центрального канала акустической системы – это такой же условный показатель, как и для любой другой аудиоколонки. Но он многое может сказать о возможностях канала. Измеряется параметр в децибелах, и значения паспортных характеристик означают способность колонки центрального канала создавать звуковое давление на расстоянии в 1 метр при мощности в 1 Вт и частоте сигнала в 1 кГц. Это один из самых информативных параметров, говорящий о максимальной громкости колонки, а не номинальная мощность, как принято ошибочно считать.

Показатель характеризирует наименьшую частоту звука, который способна выдать акустическая система. Для человеческого уха верхний порог находится в районе 20 кГц, и если АС может адекватно передать звук колокольчика, звон посуды, тарелок ударного инструмента, то это говорит о её достаточно высоком качестве. Хорошие АС способны издавать звуки и более высоких частот.

Наличие в комплекте поставки акустической системы пульта дистанционного управления – очевидное преимущество, дающее возможность управлять системой на расстоянии. Однако, нужно понимать, что далеко не всегда и не во всех моделях абсолютно все функции будут доступны с пульта ДУ. Некоторые недорогие модели комплектуются вообще «символическим» пультом с минимальным функционалом. Поэтому наличие дублирования нужных функций на пульте конкретной модели рекомендуется уточнять специально.

Сабвуфер – это специальная отдельная колонка в аудиосистеме, которая берёт на себя функцию воспроизводства только низких и сверхнизких частот. Часто для передачи всей широты диапазона звуков фильма или музыкальной композиции без сабвуфера не обойтись, так как «универсальная» колонка не справится с такими задачами. При самостоятельной комплектации аудиосистемы наличие отдельного выхода на сабвуфер – значительное преимущество. Готовый комплект можно также дополнить сабвуфером, если его изначально не предусмотрено.

Преимущества наличия возможности беспроводного подключения сабвуфера очевидны – отсутствие проводов, упрощение уборки комнаты, повышенная мобильность самой системы в целом. Существуют устаревшие и ошибочные мнения, что беспроводное соединение не может обеспечить должного уровня качества звучания или подвержено внешним воздействиям и наводкам. Это не так, по крайней мере в отношении современных аудисистем. В них используется либо цифровой радиоканал с высоким качеством, либо другие способы беспроводной связи, гарантирующие качество звучания ничем не хуже, чем при проводном подключении. Но здесь нужно понимать, что как минимум один провод всё-таки останется – сетевой кабель питания, которым система подсоединяется к электрической розетке.

VECTOR HX181

Цифровой оптический вход в активной акустике – значительное преимущество, так как по этому интерфейсу идёт звуковой сигнал, не подверженный наводкам, внешним искажениям и просто естественным потерям качества, характерным для аналоговых сигналов. Однако, для того чтобы такой интерфейс полностью раскрыл свой потенциал, активная акустика должна содержать действительно качественный цифро-аналоговый преобразователь, желательно буквально премиального класса.

Под типом акустической системы принято понимать её конструкционные и принципиальные характеристики, отводящие ей «место» в системе многоканального звука. Фронтальные колонки – самый универсальный тип акустической системы, могут использоваться сами по себе. Центральный канал принимает участие в устройстве системы многоканального звука 5.1 или 7.1, размещается часто по центру над или под телевизором/панелью. Тыловые колонки размещаются из расчёта сзади положения слушателя. Берут участие в создании объёмной картины и «окружения» звуком. Особенно эффект заметен при просмотре кинофильмов с многоканальным звуком. Сателлит – как правило небольшая универсальная колонка для комплектации недорогой системы домашнего кинотеатра. Сабвуфер – специальная колонка, которая сконструирована и технически рассчитана на воспроизведение только низких частот. Твиттер – «противоположность» сабвуферу, воспроизводит наоборот, высокие и сверхвысокие частоты. Часто идёт не отдельной колонкой, а в составе системы в цельном корпусе. Твиттеры ещё часто на профессиональном сленге называют «пищалками», что отражает их суть и назначение уже на русском языке.


В линейке акустических систем Vector HX обновление. Систему окружающего звучания пополнили новый вариант фронтальной пары с индексом HX 400 и колонки тыловых каналов HX 100. Кроме того, производитель представил модифицированную версию центрального спикера Vector HX 250m.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Использование близких по характеристикам излучателей и единообразный подход к настройке позволяют добиться однородности окружающего звукового поля, что во многом определяет качество звукового сопровождения современных кинофильмов с многоканальными саундтреками.

Развитие многоканальных домашних кинотеатров вынуждает даже самых ортодоксальных производителей акустики включать в свои модельные ряды специальные компоненты для систем окружающего звучания. Помимо того что и самой фирме выгодно, когда вся акустика приобретается у нее, использование в домашнем кинотеатре колонок не только одной марки, но и из одной серии крайне желательно. Этим обеспечивается единство дизайна и отделки, а еще, что важно, близкие по характеристикам излучатели и общий подход к настройке позволяют добиться однородности окружающего звукового поля, что во многом определяет качество аудиосопровождения современных кинофильмов с многоканальными саундтреками. Особое значение здесь имеет идентичность твитеров, так как разница в характере звучания наиболее заметна именно в высокочастотном спектре. И если средне- и низкочастотные динамики во фронтальных и центральной АС нередко отличаются друг от друга по диаметру диффузоров, то пищалки в таких наборах всегда одинаковые.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

С комплектом Vector HX мы уже знакомы — обзорный материал о нем был опубликован в августовском номере журнала, а о напольниках с индексом HX 300 подробно рассказывалось месяцем ранее. Что же заставило нас вновь обратить внимание на этот интересный во многих отношениях продукт? Дело в том, что он пополнился новыми компонентами, позволяющими более гибко формировать систему окружающего звучания в конкретных помещениях и при разном бюджете. Прежде всего, кроме напольной модели Vector HX 300 теперь на роль фронтальных колонок можно выбрать более крупные HX 400. При этом, если на тылах нужна тоже напольная акустика, туда логично определить младшие HX 300. Главная отличительная особенность свежих башен, помимо размера и веса, — трехполосная конструкция. Для обслуживания низкочастотной части рабочего диапазона, как и в HX 300, здесь используется пара вуферов, правда, их диаметр увеличен до внушительных 20 см. Среднечастотная же область поручена отдельному излучателю диаметром 16,5 см, идентичному басовикам в младшей модели и находящемуся под твитером. В остальном новинка повторяет акустические системы Vector HX 300. Корпуса правильной прямоугольной формы из MDF отделаны виниловой пленкой, умело имитирующей шпон ясеня. Через довольно крупные порты фазоинверторов, расположенных на задней стенке и обслуживающих внутренний объем, разделенный перегородкой, можно увидеть, что сочленения панелей промазаны слоем герметика, а по бокам уложены листы белого акустического поролона. Подиумы серебристого цвета вокруг СЧ/НЧ-динамиков и треугольная панель, на которой смонтирован твитер, производят впечатление алюминиевых, хотя на самом деле это металлизированный пластик. Подключение к усилителю или AV-ресиверу осуществляется через единственную пару винтовых позолоченных клемм.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

При сопровождении кинофильмов комплект Vector HX демонстрирует все преимущества современных форматов многоканальных саундтреков, формируя масштабную звуковую картину без потери детальности в самых напряженных моментах. Звучание отличается отменной динамикой, весь частотный диапазон отрабатывается очень тщательно.

На колонку центрального канала при сопровождении кинофильмов ложится наибольшая информационная нагрузка. В то же время необходимо обеспечить однородность звукового поля как минимум для фронтальной полусферы, а потому весьма желательно, чтобы во фронтальных и центральной АС были одинаковые излучатели. В акустической системе центрального канала Vector HX 250m установлены два мидвуфера с диффузорами диаметром 16,5 см и мягкий купольный дюймовый твитер. Точно такими же излучателями оснащены не только напольные башни Vector HX 400, но и тыловые мониторы HX 100. То есть в системе в целом удалось соблюсти идентичность динамических головок. Следствием этого решения стали внушительные размеры корпуса центральной колонки, изготовленного из MDF и покрытого пленкой с рисунком под шпон ясеня. Два порта фазоинвертора выведены на лицевую панель спикера, что упрощает его инсталляцию. Для подключения к AV-ресиверу или усилителю предназначена пара качественных позолоченных винтовых клемм.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Воспроизведение тыловых эффектов возложено на самые необычные колонки линейки Vector HX — полочники HX 100. Во-первых, они плоские (глубиной лишь чуть больше 10 см), что позволяет без труда повесить их на стену. Во-вторых, каждый оснащен двумя твитерами с возможностью их отдельного подключения — это сделано для формирования более размытого звукового поля позади зрителей. В остальном сателлиты очень похожи на прочие АС комплекта.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Низкочастотный фундамент обеспечивает активный сабвуфер Vector HX 180. При взгляде на исполинов HX 400 могут закрасться сомнения в необходимости использовать с ними басовый модуль и появляется мысль сэкономить, перенаправив средствами AV-ресивера информацию канала низкочастотных эффектов LFE на фронтальную пару. Однако прибегать к этому можно только при ограниченном бюджете либо при дефиците места для расстановки акустики. В ином случае канал LFE целесообразно поручить отдельной акустической системе, особенно если ее басовый потенциал пусть и немного, но превосходит возможности фронтальных АС. В конструкции НЧ-аппарата использованы крупный вуфер с 30-см диффузором и мощный усилитель, способный отдать в долговременном режиме 180 Вт. Заметим, что 12-дюймовые излучатели в бюджетных сабвуферах большая редкость, и в этом отношении Vector HX 180 — предложение уникальное. Динамик смонтирован на лицевой панели и закрыт съемным матерчатым грилем. Большой порт фазоинвертора выведен на днище. Чтобы обеспечить достаточный зазор между корпусом и полом, модуль установлен на высокие конические опоры.

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

Комплект акустики окружающего звучания Vector HX

При сопровождении кинофильмов комплект Vector HX демонстрирует все преимущества современных форматов многоканальных саундтреков, формируя масштабную звуковую картину без потери детальности в самых напряженных моментах. Звучание отличается отменной динамикой, весь частотный диапазон отрабатывается очень тщательно. Выстрелы звучат хлестко, а столкновения машин настолько реальны, что заставляют вздрагивать. Локализация образов в пространстве тоже не заслуживает ни единого упрека. На музыкальном поприще Vector HX отдает предпочтение энергичным рок-композициям. Именно здесь оказывается кстати способность фронтальных HX 400 держать ритм и умело отрабатывать динамические всплески. Впрочем, акустика неплохо воспроизводит и симфоническую музыку, а высокая детальность и слитность ее почерка благотворно влияют на исполнение камерных записей. Посетовать можно лишь на нивелирование мельчайших нюансов и проявляющуюся порой излишнюю прямолинейность подачи. Однако чтобы предъявлять подобные претензии, нужно забыть о цене комплекта.

Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Весьма могучие внешне фронтальные колонки Vector HX 400 из тестируемого комплекта на деле имеют ограничения по динамическому диапазону. Уже при средней громкости 88 дБ мы можем наблюдать назревающую проблемную область по уровню нелинейных искажений в верхней части спектра (рис. 1, синяя кривая). Но, учитывая возможности сабвуфера и тыловых сателлитов, данную сборку следует признать сбалансированной. Из всего комплекта нужно выделить центральный спикер. Его частотные и нелинейные характеристики более чем отвечают запросам, предъявляемым к подобным изделиям (рис. 2). Сабвуфер обладает достойными параметрами, но в этом наборе не слишком востребован. Нижняя граница воспроизводимого им частотного диапазона расположена на отметке 30 Гц, однако по факту качественный бас он дает лишь с 40 Гц (рис. 3). А выше 50 Гц его помощь уже не требуется — там прекрасно работают фронтальные колонки. Впрочем, с отдельным каналом низкочастотных эффектов LFE он справится прекрасно.


Фронтальная акустика:
Тип – напольные акустические системы | Название – Vector HX 400 | Частотная характеристика, Гц – 25—33 000 | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 20,0 см, Polyolefin, СЧ – 16,5 см, Polyolefin, ВЧ – 2,5 см, мягкий купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 24 x 115 x 42,2 | Масса одной колонки, кг – 27 | Цена, руб. – 49 490 (за пару)

Акустика центрального канала:
Тип – акустическая система центрального канала | Название – Vector HX 250m | Частотная характеристика, Гц – 50—33 000 | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 16,5 см, Polyolefin; ВЧ – 2,5 см, мягкий купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты, см – 54 x 19,8 x 24,2 | Масса, кг – 11 | Цена, руб. – 8990

Тыловая акустика:
Тип – полочная акустическая система | Название – Vector HX 100 | Частотная характеристика, Гц – 25—33 000 | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 16,5 см, Polyolefin; ВЧ – 2 x 2,5 см, мягкие купола; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 27 x 23,2 x 10,4 | Масса одной колонки, кг – 3,1 | Цена, руб. – 17 990 (за пару)

Сабвуфер:
Тип – активный сабвуфер | Название – Vector HX 180 | Выходная мощность, Вт – 180 | Частотная характеристика, Гц – 25—180 | Динамическая головка, см – 30, полипропиленовый диффузор | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA (LFE), высоковольтные на пружинных клеммах | Аудиовыходы – RCA (LFE), высоковольтные на пружинных клеммах | Габариты, см – 35,0 x 40,0 x 40,0 | Масса, кг – 22 | Цена, руб. – 22 590


Термин «хайфай» (Hi-Fi, High Fidelity) первоначально не означал ничего мистического или особенного, а всего лишь констатировал соответствие электроники и АС определенным техническим стандартам. Хотя во времена становления тех стандартов это «всего лишь» дорогого стоило. Позже под хайфаем стали понимать качественное звучание не хуже некоего уровня. А потом пришли времена дешевых кинотеатральных систем.

Акустические системы Vector HX300

Неприятная для начинающих и не очень состоятельных любителей музыки реальность заключается в том, что ниша Hi-Fi в настоящий момент пуста и практически мертва. Даже начальный Hi-Fi (специально придуманный термин, призванный отделить компромиссную по конструкции и звучанию технику от более приличной) устойчиво стартует с отметки в 30 тысяч рублей за компонент. Всю то, что дешевле, — это область музыкальных центров и бюджетных кинотеатральных систем с ресиверами; тоже, в общем-то, давно уже не новый поворот сюжета, но некая иная реальность по сравнению с теми временами, когда утверждались стандарты аппаратуры Hi-Fi. Маркетологи, упражняющиеся в изобретении изящных эвфемизмов для описания плохого звука, придумали много всяческих определений, дабы охарактеризовать звучание этих комплектов (как стереофонических, так и многоканальных). Для нас же важно то, что основной вал подобной продукции, идущей обычно из Китая, по своему уровню мало способен удовлетворить даже не очень притязательного меломана (не говоря уж об аудиофилах). Строго говоря, домашний кинотеатр — тоже не та сфера, где можно безнаказанно экономить на качестве АС, но там хотя бы срабатывают различные отвлекающие внимание эффекты, благодаря которым невысокий класс звучания прощается. В русле этой тенденции очередная акустика за 19 тысяч рублей (да еще и напольная) навскидку не привлекает внимания. И напрасно.

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

Предварительное изучение вопроса в Интернете показало, что эти акустические системы созданы фирмой Audiovector по заказу для российского рынка — как специальное бюджетное предложение. С учетом цены определено безальтернативное размещение производства — Китай. Легенда о том, как Оле Клифота, главу Audiovector, попросили придумать «недорогую, но приличную вещь для России», как-то не впечатлила. Легенда легендой, а предельно скромный, чтобы не сказать пожестче, бюджет не предполагал ничего даже умеренно терпимого. Надо заметить, что в подобном априорном отрицании самой возможности сделать нормальную вещь за 650 долларов виноваты сами производители, а также базово перегретый рынок. Не углубляясь в малоинтересную политику, не могу не сказать, что всего 10—15 лет назад в этом сегменте было достаточно вполне хайфайных напольных колонок. И не потребители виноваты в том, что такие предложения канули в Лету, оставив нас наедине с ситуацией, когда цены на приличную полочную акустику начинаются с 1500 долларов, а на напольники — минимум с 2000. В этом свете производитель, решивший сотворить нечто в старом добром стиле и выпустить свое творение в мир по смешной цене 600—700 долларов, даже в чем-то рискует — стереотипы уже слишком сильны.

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

Vector HX300 представляют собой среднего размера напольные АС, по габаритам сходные с колонками младшей серии Audiovector X3, в частности с моделью Super. Для них заявляются хорошая чувствительность, ровный импеданс и фаза, должные обеспечить беспроблемную эксплуатацию даже с маломощным усилителем (или с кинотеатральным ресивером, что ближе к нашей актуальной бюджетной реальности). Два 7-дюймовых мидвуфера в двухполосной конструкции внешне тоже похожи на те, что используются в X3 Super, — сэндвичи из бумаги с покрытием тонким слоем алюминиевой фольги, и даже цвет диффузоров характерно серебристый. Впрочем, в имеющейся скудной технической информации материал динамиков у Vector описывается как «бумага с пропиткой». Оставим эту загадку любителям решать интернет-ребусы или задавать вопросы продавцам в салонах. При внимательном осмотре заметно, что профили конусов верхнего и нижнего мидвуферов разные: у нижнего конус более широкий и с постоянной образующей, а у верхнего — «рупорный» экспоненциальный, сильно зауженный у горлышка вокруг пластиковой фазовыравнивающей пули. Защитный колпачок на нижнем динамике — полусферический и тоже пластиковый. Верхние частоты отданы тканевому купольному твитеру. Частота раздела не указана, но по нашим лабораторным измерениям ее можно оценить примерно как 2800 Гц. Порты фазоинверторов (по паре на колонку, сверху и снизу задней панели) обслуживают общий для всех динамиков объем, комплектных заглушек для них только две. Через эти отверстия можно разглядеть, что внутри корпуса промазаны тонким слоем герметика, а по бокам уложены тонкие листы белого акустического поролона. Простые параллелепипеды корпусов аккуратно обтянуты черной пленкой под натуральный шпон. Накладки серебристого цвета вокруг мидвуферов и треугольное обрамление для твитера издали кажутся алюминиевыми, но в действительности это металлизированный пластик. Коммутационная панель с одной парой клемм обеспечивает вертикальную ориентацию акустических кабелей с разделкой «бананами» — это удобно, хотя верхняя планка клеммника служит естественным ограничителем длины коннекторов на кабеле. Снижение оценки за эргономику обусловлено не очень прочным креплением коммутационной панели в корпусе и тем, что оба порта ФИ выведены назад.

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

Комнатный бас Vector HX300 по чистым тестовым тонам можно считать уверенно начинающимся с 55 Гц с учетом отсутствия слышимых искажений. Эти колонки совсем не склонны поднимать комнатные стоячие резонансы в области нижнего и среднего баса. Им весьма показана свободная расстановка вдали от стен, при которой даже в многоплановых записях симфонического оркестра АС «замолкают», растворяются в помещении и формируют хорошую глубокую сцену с верным расслоением планов далеко позади себя. Кстати, четкое позиционирование источников во всех фонограммах подтвердило тщательность фазировки динамиков. В целом звучание Vector HX300 напомнило подачу больших колонок Audiovector — спокойную, немного смягченную и «затуманенную», но с четким разделением тембров и хорошей насыщенностью. Матовость ни разу не перешла в ватность или статичную вязкость, все время, даже в пиках БСО, практически не досаждали искажения, ритмика — паузы, штрихи, триоли, мелкие доли — оказалась проработанной очень неплохо. Верхнюю середину и ВЧ можно охарактеризовать как мягкие и спокойные, достаточно ясные. Струнные без визгливых призвуков и напряжения удивили еще сильнее — обычно сложности с воспроизведением скрипки испытывают и куда более дорогие модели, не говоря уже об отыгрывании динамических пиков. Несмотря на изначальную сомнительность идеи слушать академическую музыку на колонках за 19 000 рублей, мы послушали на них и «Антар» Римского-Корсакова, и симфонии Шуберта с Гюнтером Вандом, и даже (я бы сама не поверила, если бы мне сказали) Вагнера с сэром Шолти. И в каждом случае акустика позволяла уловить настрой оркестра, сдвижки темпа и характер звука — чудеса, да и только. Даже орган в компании с медными духовыми инструментами ни разу не вызвал желания поморщиться, а бас не расплылся и достаточно ощущался в общем полотне. Единственная ситуация, когда нам понадобились заглушки для нижних портов фазоинвертора, была связана с исполнением рок-композиций и специфически записанного олдскульного металла (но не современных брутальных жанров, где все было насыщенно и полновесно, без проблем). В классической музыке низкочастотный диапазон не вызвал особенных претензий, однако тут он сделался несколько «чугунным» и выпирающим, а заглушки его хорошо укротили. При этом нижняя середина стала не столь вкусной и немного суховатой, но интересная подача, музыкальность и драйв все равно остались.

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

В результате можно заключить, что мы имеем дело с уникально хорошо звучащими за свою цену колонками, настоящим подарком — безо всякой иронии. Придирки насчет не всегда точных тембров (рояль, скрипка, слишком темная и близкая к альту, и некоторые другие вещи) совершенно неактуальны в этом ценовом диапазоне, к тому же во всех случаях все оставалось в рамках. А в некоторых записях звучание Vector HX300 произвело впечатление, что играют АС в 3—4 раза дороже. Это ли не сюрприз?

Акустические системы Vector HX300

Акустические системы Vector HX300

Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Среднее значение модуля импеданса Vector HX300 составило чуть больше 8 Ом, разброс находится в пределах от 4,2 до 27,7 Ом (рис. 1). С учетом незначительных флуктуаций электрической фазы колонки не создадут сложностей при подборе усилителя. Показатель чувствительности при подводимой мощности 1 Вт на 1 м оказался чуть ниже паспортного — 89 дБ. Поведение АЧХ в области средних частот стабильное (рис. 2), здесь неравномерность не превышает ±1 дБ. Провал характеристики на высокочастотном участке в районе 3 кГц заметно ухудшает показатель. Нижняя рабочая граница по уровню –10 дБ расположилась на отметке 48 Гц (рис. 1). Акустика имеет пару комплектных заглушек для портов фазоинверторов, что позволяет оптимизировать поведение системы в басовой области под условия прослушивания. Анализ прироста нелинейных искажений при различных громкостях выявляет широкий динамический диапазон АС (рис. 3). Среднее значение КНИ при уровне звукового давления 88 дБ в полосе 100 Гц — 10 кГц составляет 0,4%.

Тип – напольные акустические системы | Название – Vector HX300 | Частотная характеристика, Гц – 28—33 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ – 2 х 16,5 см, бумажные с пропиткой, ВЧ – 2,5 см, мягкий купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 96 x 20 x 28 | Масса одной колонки, кг – 10

Читайте также: