Turok 1997 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Среди шутеров второй половины 90-х моим любимым стал Quake II. Совокупность графики, атмосферы и ощущений от стрельбы давала такие эмоции, которые ни один другой шутер долгие годы не мог побороть. Поэтому конкурентов «Кваки» я игнорировал, что случилось и с игрой Turok: Dinosaur Hunter, в которую я погрузился только сейчас.

Видеоверсию обзора предлагаю оценить выше, а текстовая версия продолжается.

Предыстория Turok

Вообще Турок достойна отдельного крупного разбора касательно истории создания игры. В разработке есть несколько интересных фактов, во многом даже уникальных, ведь для западной аудитории проект куда значимей. Все из-за популярности консоли Nintendo 64, на которую Турок изначально и вышел.

Для издателей игры, Acclaim, логотип которой вы точно видели, если играли на SEGA, Турок мог стать последней игрой. У студии появились проблемы с деньгами из-за неудачных релизов и они решают ставить все оставшееся на Турока. Разработчикам поставили задачу - сделать лучшую игру на Nintendo 64, ну или хотя бы лучший шутер.

Издатель контролировал релиз, чтобы никаких багов и косяков не просочилось. Вот только из-за «полировки» выход игры пришлось перенести с 1996 на 1997 год, в год выхода Quake II, GoldenEye 007, Blood, Doom 64, Shadow Warrior… Короче, идея делать шутер в 90-е это очень оригинально, как вы поняли. Но талантливые люди знают, как выделиться. Хотя бы вот врагами в виде динозавров с ракетницами. Что они делают в мире игры, и как вообще игра – давайте разбираться.

Сюжет

Сюжет Турока – странный предмет. Он вроде есть, но его как бы нет. В игре нет сюжетных кат-сцен, диалогов или чего-то еще, что могло бы нам объяснить происходящее. История подается в руководстве, идущем в комплекте с игрой. Серьезно.

В случае с современной версией завязкой игры является абзац в Стиме. Мы – Турок, индеец, защищающий барьер между нашим и неким Затерянным миром. Непонятно как, но мы узнаем, что в Затерянном мире появился злодей, решивший уничтожить барьер между мирами, так что бравый индеец должен его остановить.

Собственно, это все. Турок, как вы понимаете, не совсем про сюжет. А если начать играть, то тут уж сразу поймете, что он совсем не про сюжет – в игре не будет линейного повествования, потому что она поделена на 8 уровней, доступных из стартовой локации.

Запутанные уровни

Доступны уровни формально. Сначала нужно найти ключи для открытия портала на текущем уровне (в начале - первом), но как только открыли – можете входить выходить сколько душе угодно. Ключи разбросаны относительно случайно, поэтому можно, к примеру, собрать портал в 4 уровень, даже не пройдя третий. На последних уровнях так уже не получится.

С постановкой конкретной задачи у игры проблемы. Даже касательно понятия «прохождения игры» – вроде как последний босс вполне себе означает конец игры, но, по сути, герой должен не просто победить финального босса, а найти все части Хроноскипетра, который по идее по сюжету должен остановить злодея. Зачем это делать, если геймплейно ты можешь убить главгада без него – вопрос. Кстати, части этого Хроноскипетра, в отличие от ключей к порталу, очень тщательно запрятаны по уголкам локаций.

Турок – это настолько же про шутер, насколько и про собирательство и исследование всего и вся на локации. Вам может показаться, что вы прошли уровень, но на самом деле там остался ключ от следующего портала, просто поворот упустили, бывает. И вы не пройдете дальше, хотя, фактически, вы прошли от точки А в точку Б и убили всех врагов. Просто вы не заметили точку В, где был ключ для портала в следующий уровень, так что будьте любезны перепройти его заново и все же найти ключ.

Справедливости ради, структура уровней пусть и не простая и интуитивная, но и не запутанная как лабиринт минотавра. Большинство своих промашек я сразу заметил при перепрохождении локации, и все они были в самом начале (вторая и третья карты). Не то чтобы я защищал эту идею с поиском запрятанных ключей, просто читал слишком много нецензурных слов о местном левелдизайне, хотя это обычное дело для шутера 90-х. Если в Quake или Duke Nukem 3D на уровнях прятали штуки, дающие преимущество, и игрок по своему желанию исследовал локации, то тут это уже требование, а не желание.

Чем стреляет индеец?

Пожалуй, самым приятным впечатлением для меня оказалась стрельба. Сразу оговорюсь, что дело не в том, что она инновационная. Цепляет динамика и ассортимент пушек. Пистолет, автомат, дробовик, три энергетические винтовки, ракетница, гранатомет и лук (мы ж индеец). У каждой пушки свой фиксированный урон, у ракетницы и гранатомета есть урон по области (главному герою тоже достаётся), а у дробовика и лука есть альтернативные, усиленные патроны.

Хотя они не совсем альтернативные – усиленная версия заменяет основную, и, пока ты не потратишь ее, ты не вернешься к стрельбе обычными патронами. Почему бы не сделать кнопку смены патронов – еще один вопрос.

Сама механика стрельбы простая. Урон не зависит от точки попадания, поэтому после первого уровня я перестал целиться в голову, ведь достаточно попасть в цель – разницы никакой. Разве что у лука урон зависит от натяжения тетивы, то есть при максимальном натяжении, условно, мы убиваем динозавра за 4 стрелы, а если сразу будем отпускать кнопку, то придется потратить штук 10. Но, опять же, в голову целиться бессмысленно.

Кстати, аккуратнее с патронами. Враги тут имеют свойство появляться вновь, а вот патроны – нет. На крайний случай всегда есть нож, только с холодным оружием против огнестрела вам будет некомфортно.

Проблемы игры

У игры есть проблемы. Не относительно современности, а относительно конкурентов 97 года и ранее. Да, в Turok неплохая стрельба, но Quake того же года предлагает вариант лучше. Герой-индеец абсолютно лишен личности, а в Duke Nukem 3D 1996 года был харизматичный (по тем меркам) Дюк. Дизайн локаций – для меня вопрос спорный. В отзывах Steam видел ругань относительно запутанности местных карт, но у меня проблем с ними таких не было. Я всегда путался в шутерах девяностых: в Doom были моменты, когда я очень много времени тратил на поиск нужного ключа, в Quake умудрялся несколько минут блуждать по уровню, не понимая куда идти. Удивлен ли я, что и в Turok пришлось плутать? Ни разу.

Вот что реально обидно – это те самые динозавры. Искренне хотелось, чтобы они были чем-то большим, чем просто огромная агрессивная текстура. Какая-нибудь механика уникальная или особые атаки…что-то геймплейное, чтобы реально показывало, что мы деремся с настоящим динозавром! А так вот вроде и забавно, но скептический мозг понимает, что смени декорации на ад, а на динозавра натяни текстуру демона, и перед нами уже Doom. Все же оригинальное название игры Turok - Dinosaur Hunter, а это не обыгрывается ни в сюжете, ни геймплейно. Так что топ-1 игрой про отстрел динозавров для меня остается Dino Crisis.

Вердикт

В целом, мне было интересно ознакомиться с Turok впервые, но не представляю ситуацию, в которой я бы захотел его перепройти. Причем я хотя бы не сгорел от сложности – как и относительно запутанности уровней, так и из-за ограничений по жизни. Да, я забыл упомянуть - в Turok у персонажа есть жизни. Не количество ХП, а количество возрождений, после которых ждет старый-добрый «гейм овер», но я его не видел, поэтому не уделил внимания.

Turok определенно неплохая, для своего времени, игра. Она приятно выглядит, у нее необычный сеттинг, разнообразное оружие, сносная стрельба. Но изюминки, какой-то причины, чтобы вернуться в нее через годы, я не вижу. Рекомендую ностальгирующим дедам-олдам и сочувствующим им, а остальным лучше пройти мимо. При всем уважении к классике, поиски каких-то ключей в шутере – развлечение не для всех, а кроме этого игроков в современные шутаны ей удивить, к сожалению, нечем.

На этом у меня все. Если обзор понравился, то не забудьте прожать лайк. И обязательно подписывайтесь на мой канал в Дзене - тут всегда много интересного материала по играм.

А также заглядывайте на YouTube-канал и в Telegram . Спасибо вам за внимание и до скорой встречи!

Бренд Turok — настоящий «динозавр» в мире видеоигр: первая часть шутера с таким названием вышла в далеком 1997-м году, и в ее основе лежал одноименный комикс, появившийся на свет тремя десятилетиями раньше. На момент релиза «Турок» был вершиной технологического прогресса, имел трехмерную графику и вызывал массу эмоций. Вслед за дебютом последовало два продолжения, не сумевших повторить успех предшественника. А спустя десять лет на свет появился и вовсе типичный для сегодняшнего дня продукт, ничем не выделяющийся среди аналогичных произведений.

Место коренного американца по имени Тал Сет в нем занял Джозеф Турок, летящий с группой квадратных спецназовцев будущего на космическом корабле. В какой-то момент путешествия звездолет начинает трястись и искрить, после чего падает вместе с пассажирами на зеленую планету, населенную динозаврами. Место аварийного приземления совершенно случайно оказывается убежищем Роланда Кейна — бывшего наставника Турока и вожака банды головорезов «Волчья стая». Слегка поразмыслив, главный герой пускается на поиски учителя, который сам заслуживает хорошего урока.

Самым примечательным «средством обучения» в арсенале Джозефа является обыкновенный нож. Подбежав к рептилии и обхватив ее, Турок начинает колоть глаза, расшатывает челюсть и режет пузо, либо прыгает на спину и расправляется с животным в позе наездника. Пока озверевший спецназовец крутит шеи и рвет глотки, другие ящеры просто топчутся в сторонке, терпеливо ожидая своей очереди. Куда тяжелее проходит стрельба из дробовика или автомата: нужно выпустить тонну свинца, чтобы уложить зверюгу, при этом, упав на землю, она для приличия подергает лапками, после чего поднимется и снова бросится в бой.

Помимо динозавров, рассредоточившаяся по джунглям команда головорезов должна скосить целый легион совершенно однотипной и туповатой солдатни. Ей обычно хватает пары выстрелов из любого оружия — лука, автомата, пулемета, дробовика или огнемета, каждое из которых можно взять с собой в количестве двух экземпляров (по одному в руку). По сути, в бесконечной пальбе и резне состоят все пятнадцать глав этой истории. Бегать приходится, по большей части, в одиночку, чуть реже — с напарником или командой из нескольких человек, набитых мускулами стереотипных и очень суровых ребят, сносящих по дороге трухлявые пеньки и взрывающих бесхозные бочки.

«А теперь повторяй за мной — Flower Power, Flower Power. »

Попутчики часто комментируют сложившуюся обстановку и практически неуязвимы. Получив ранение, они падают на колени, склоняют голову, некоторое время тупят, а после — встают и идут дальше. В противоположность им Турок непомерно чувствителен к физическим увечьям, и после пары царапин по несколько секунд приходит в норму. Хотя по комплекции он не отстает от своих коллег и к тому же умеет открывать железные двери голыми руками.

В число странностей попали также пауки-переростки и пушка, стреляющая бомбами-липучками. Первых крайне скучно убивать, поскольку забраться на мохнатую спину и воспользоваться ножом нельзя. А вторая, хоть и способна красиво взорвать попавшегося под горячую руку врага, делает это очень выборочно. По мнению разработчиков, бомбы не действуют на людей и травоядных динозавров — их следует методично расстреливать или вовсе не трогать соответственно.

Он умел достать до самого сердца.

За пляски с хищниками вручают почетные звания. Например, «Туроковаляние» — это когда вас слишком часто валят на землю скорпионы, или «Динодомино» — когда вашими трудами динозавры падают друг на дружку. Подобные вещи нужны исключительно развлечения для, никаких дополнительных бонусов не дают и на общее восприятие влияют слабо. Чуть веселее становится во время многопользовательских сражений, где, помимо обычных игроков, по полю носятся динозавры, требующие к себе внимания. Редкие игроки любят также устраивать поножовщину, что вносит дополнительный колорит.

Широкая душа в широкой груди.

Впрочем, красок детищу канадской студии Propaganda Games все равно не хватает. Большая часть пейзажей вышла серой, как грязь под ногами коневода. Некрасивая размытая земля, монотонная растительность и унылые научные базы резко контрастируют с детально проработанными моделями динозавров и водой, красиво стекающей со скал или проливающейся в виде дождя. В таких условиях бегать и вспарывать глотки динозаврам интересно лишь первые полчаса, после чего наступает пресыщение. Хотя и от такого развлечения можно получить удовольствие, если не перебарщивать с дозой. Тридцати минут «туроковаляния» в день более чем достаточно.

Бренд Turok — настоящий «динозавр» в мире видеоигр: первая часть шутера с таким названием вышла в далеком 1997-м году, и в ее основе лежал одноименный комикс, появившийся на свет тремя десятилетиями раньше. На момент релиза «Турок» был вершиной технологического прогресса, имел трехмерную графику и вызывал массу эмоций. Вслед за дебютом последовало два продолжения, не сумевших повторить успех предшественника. А спустя десять лет на свет появился и вовсе типичный для сегодняшнего дня продукт, ничем не выделяющийся среди аналогичных произведений.

Место коренного американца по имени Тал Сет в нем занял Джозеф Турок, летящий с группой квадратных спецназовцев будущего на космическом корабле. В какой-то момент путешествия звездолет начинает трястись и искрить, после чего падает вместе с пассажирами на зеленую планету, населенную динозаврами. Место аварийного приземления совершенно случайно оказывается убежищем Роланда Кейна — бывшего наставника Турока и вожака банды головорезов «Волчья стая». Слегка поразмыслив, главный герой пускается на поиски учителя, который сам заслуживает хорошего урока.

Самым примечательным «средством обучения» в арсенале Джозефа является обыкновенный нож. Подбежав к рептилии и обхватив ее, Турок начинает колоть глаза, расшатывает челюсть и режет пузо, либо прыгает на спину и расправляется с животным в позе наездника. Пока озверевший спецназовец крутит шеи и рвет глотки, другие ящеры просто топчутся в сторонке, терпеливо ожидая своей очереди. Куда тяжелее проходит стрельба из дробовика или автомата: нужно выпустить тонну свинца, чтобы уложить зверюгу, при этом, упав на землю, она для приличия подергает лапками, после чего поднимется и снова бросится в бой.

Помимо динозавров, рассредоточившаяся по джунглям команда головорезов должна скосить целый легион совершенно однотипной и туповатой солдатни. Ей обычно хватает пары выстрелов из любого оружия — лука, автомата, пулемета, дробовика или огнемета, каждое из которых можно взять с собой в количестве двух экземпляров (по одному в руку). По сути, в бесконечной пальбе и резне состоят все пятнадцать глав этой истории. Бегать приходится, по большей части, в одиночку, чуть реже — с напарником или командой из нескольких человек, набитых мускулами стереотипных и очень суровых ребят, сносящих по дороге трухлявые пеньки и взрывающих бесхозные бочки.

«А теперь повторяй за мной — Flower Power, Flower Power. »

Попутчики часто комментируют сложившуюся обстановку и практически неуязвимы. Получив ранение, они падают на колени, склоняют голову, некоторое время тупят, а после — встают и идут дальше. В противоположность им Турок непомерно чувствителен к физическим увечьям, и после пары царапин по несколько секунд приходит в норму. Хотя по комплекции он не отстает от своих коллег и к тому же умеет открывать железные двери голыми руками.

В число странностей попали также пауки-переростки и пушка, стреляющая бомбами-липучками. Первых крайне скучно убивать, поскольку забраться на мохнатую спину и воспользоваться ножом нельзя. А вторая, хоть и способна красиво взорвать попавшегося под горячую руку врага, делает это очень выборочно. По мнению разработчиков, бомбы не действуют на людей и травоядных динозавров — их следует методично расстреливать или вовсе не трогать соответственно.

Он умел достать до самого сердца.

За пляски с хищниками вручают почетные звания. Например, «Туроковаляние» — это когда вас слишком часто валят на землю скорпионы, или «Динодомино» — когда вашими трудами динозавры падают друг на дружку. Подобные вещи нужны исключительно развлечения для, никаких дополнительных бонусов не дают и на общее восприятие влияют слабо. Чуть веселее становится во время многопользовательских сражений, где, помимо обычных игроков, по полю носятся динозавры, требующие к себе внимания. Редкие игроки любят также устраивать поножовщину, что вносит дополнительный колорит.

Широкая душа в широкой груди.

Впрочем, красок детищу канадской студии Propaganda Games все равно не хватает. Большая часть пейзажей вышла серой, как грязь под ногами коневода. Некрасивая размытая земля, монотонная растительность и унылые научные базы резко контрастируют с детально проработанными моделями динозавров и водой, красиво стекающей со скал или проливающейся в виде дождя. В таких условиях бегать и вспарывать глотки динозаврам интересно лишь первые полчаса, после чего наступает пресыщение. Хотя и от такого развлечения можно получить удовольствие, если не перебарщивать с дозой. Тридцати минут «туроковаляния» в день более чем достаточно.

Есть такая палеонтологическая шутка, что все динозавры на самом деле выглядели одинаково, просто ученые собирали их по-разному. Прелесть бренда Turok для тех, кто играет в PC-шутеры, довольно туманна. Первая игра серии под названием Turok: Dinosaur Hunter вышла в 1997 году на Nintendo 64 и была встречена там на ура. Сейчас такое явление, как консольный шутер, воспринимается совершенно нормально, а тогда, 11 лет назад, по этому поводу устроили настоящий праздник. Явно переоценив значимость своего проекта, разработчики один в один портировали игру на PC вместе c закрывавшим графические бреши туманом. На PC, где в тот момент безраздельно правили id Software и 3D Realms, игру встретили коротким «га-га-га» и забыли, хотя она, возможно, заслуживала лучшего.

Вторая часть случилась в 1999 году, и авторы явно готовились к встрече с хамоватой PC-публикой. Но у нас в этот момент были Quake 2 и Unreal, поэтому Turok 2: Seeds of Evil опять никто не заметил. Затем, в 2003-м, последовал Turok: Evolution (Turok: Rage Wars, 1999 г., и Turok: Shadow of Oblivion, 2000 г., на персоналках не выходили), и тоже, собственно… В общем, с каждой новой игрой дела у охотника за динозаврами шли все хуже, и пора уже было забросить всю эту историю. Но вместо этого через пять лет ему устроили полноценное возвращение.

Ранний мезозой

На первых порах можно позволить себе отбиваться от динозавров из винтовки, но лучше побыстрей освоиться с ножом…

От оригинальной серии сохранилось фактически только имя главного героя — Турка. И, конечно же, динозавры. Согласно новому сюжету, Турок — один из дюжины долговязых мужиков, называющих себя Whiskey Company и борющихся за справедливость, равенство и прочие вечные ценности. С самого начала эти сомнительного вида мужчины падают на планету, которую делят между собой динозавры и банда Wolfpack, в которой, как выяснилось, состоял и наш герой. Это все, что вам нужно знать о местном сюжете.

Пережевав падение корабля и прочую сюжетную мишуру, Турок быстро попадает куда следует — в джунгли с динозаврами. Игра идет по законам самого обыденного шутера от первого лица, какой только можно себе вообразить. Но не без задоринок: почти с самого начала мы заучиваем первое правило — не более четырех предметов в одни руки. В арсенале, помимо гранат и обязательных ножа и лука, может быть еще два ствола, которые по мере прохождения игры предлагают менять. Если б, кроме динозавров и главгероя, на планете больше никого не было, пройти игру с ножом и луком не представляло бы труда. Но, помимо динозавров, Джозефу Турку противостоят вооруженные мужланы из Wolfpack (порой летающие на вертолетах), а также монстры, которых голыми руками не возьмешь, так что выбор оставшейся пары стволов стоит обдумывать как минимум несколько раз за игру.

…и результат не заставит себя ждать.

Динозавры на правах обычных животных поначалу сохраняют нейтралитет между вами и бойцами Wolfpack: любой человек, будь то вы или кто-то еще, в глазах хищника не более чем мясо. Подчеркиваем — речь идет о хищниках. Помимо них, есть, например, их же детеныши, атакующие редко или не атакующие вообще, или травоядные динозавры, ведущие образ жизни крупного рогатого скота.

Так вот, отстрел людей по сравнению с борьбой против каких-нибудь велоцирапторов — занятие рутинное и скучное. Другое дело — динозавры. Когда на тебя, подкравшись со спины, прыгает очередная зубастая тварь и сталкивает с обрыва, на краю которого Джозефа очень некстати угораздило встать, Turok восхищает. Впрочем, восхищение это мимолетное. AI противника на самом деле оставляет желать лучшего, и самое большее, на что он способен, — взять относительно большим количеством с двух-трех сторон. Да что там противник — оставшиеся в живых напарники по ходу сюжета расписываются в своей недалекости. Как правило, выглядит это так: выходишь вместе с очередным коллегой по несчастью к лагерю Wolfpack, лук наготове — есть надежда снять несколько субчиков издалека. Но после первого же выстрела коллега с характерным «ну-ка, пустите меня!» открывает пальбу с бедра. В общем, за стелс-ужимками лучше ходить в одиночку и с ножом. Ну и закрывая тему интеллекта — в лагере Wolfpack, как правило, обитают такие же недалекие, как и по нашу сторону баррикад, так что баланс выдержан идеально.

Убивать динозавров из винтовки — удел трусов. Понятное дело, что убивать динозавра нужно ножом, и Turok всячески к этому располагает. При близком контакте с динозавром (неважно, кто был его инициатором) бой переходит в своеобразный клинч, из которого победителем выходит только один. Как правило, все решается частым нажатием левой кнопки мыши, однако при неожиданном нападении динозавра на вас игра дает подсказки внизу экрана, помогающие отпихнуть атакующего и прикончить его. Такой Dance Dance Revolution под сенью пальм.

Молодо-зелено

Общее время прохождения всей истории о том, как доблестный Джозеф Турок показал всем, в том числе и своим, кто на планете хозяин, составляет от силы 3-5 часов, поэтому вполне логично поинтересоваться, успевает ли игра за это время надоесть. Зеленая масса джунглей периодически сменяется пещерами и (а как же) заводами-фабриками, задания для героя гуляют в диапазоне «иди туда — помоги ему — убей его — держи оборону». Рутинные забеги через инопланетные джунгли несколько раз разбавляются боссами. Их немного, но они довольно разнообразны и для устранения даже требуют какого-то творческого подхода.

И все бы ничего, мы тут в «Игромании» довольно позитивные люди и с плеча рубим только в крайнем случае. Но есть еще разговор о графике. За картинку вроде бы отвечает Unreal Engine 3, и здесь самое время вспомнить, что неплохие графические движки порой попадают не в самые лучшие руки. Текстуры на High и выкрученная до небес фильтрация едва ли спасут Turok — после Crysis смотреть на такие джунгли физически неприятно. Но игра мало того что бедна текстурами, она еще и криво склеена. Чтобы увидеть хоть что-нибудь, она заставляет вас выкручивать яркость до упора, но и это может не помочь — несколько раз кряду главгерой оказывался в пропасти просто потому, что черт ее знает, где она, эта пропасть, в зеленой каше. Также, прямиком из 1997 года (вот уж чего не ждали), повсеместно присутствует туман.

Но и это еще не самое страшное. Вольготно раскинувшись на вашем винчестере своим тяжелым, грузным телом, Turok занимает 16 Гб (!). Известный факт, что Unreal Engine тяжеловат, но здесь эта тяжесть явно неоправданна.

Quick time events тут, к счастью, реализованы с учетом PC-специфики.

Индейское происхождение нашего героя дает о себе знать, да и вообще лук здесь отлично заменяет снайперскую винтовку. Впрочем, она тоже есть.

Принимая в расчет то, что графика и звук (а звучит Turok тоже посредственно) имеют немалый вес в нашем безумном мире, серию явно не стоило откапывать ради того, что получилось в итоге. С другой стороны, если сравнивать игру с теми шутерами, что последовали после неплохой, вообще говоря, первой части 1997 года выпуска, то она, пожалуй, лучше их всех. Проблема Turok, как и всех хороших шутеров, состоит в том, что им просто нет места в современной картине мира. В этом смысле творчество Propaganda Games ближе всего к BlackSite: Area 51 — в других обстоятельствах эти игры получили бы от нас гораздо более высокие оценки. Но не сегодня, когда в природе существуют Crysis, BioShock, Call of Duty 4: Modern Warfare. C другой стороны, Turok очень удачно появился сейчас, когда со времен упомянутых игр ни одного приличного шутера так и не вышло. Так что, если вы находите процесс приготовления азу из тираннозавров забавным, Джозеф Турок для этого вполне подойдет.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 5

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Переосмысление старых идей про охоту на динозавров — с хорошей мыслью, но никудышной картинкой. Наши семь баллов — исключительно в условиях сильного шутерного голодания.


Действия

Изначально выпущенная на N64, эта игра одной из первых доказала реальную мощь консоли Nintendo. Но, будучи портированной на PC, она осталась непонятой большинством игроков.

Несмотря на то, что формально Turok является представителем жанра FPS, его динамика в корне отличается от большинства других представителей данного жанра. Несмотря на вездесущий туман (наследие ограниченной в ресурсах N64), для своего времени мир игры необычайно красив. Переливающаяся вода, в которой плавают рыбки, низвергающиеся водопады, хлещущая и стекающая по стенам кровь, завораживающие взрывы и другие эффекты, которые на голову превосходили всё, что было в других FPS того времени. Добавьте к этому четырнадцать видов оружия (начиная с АК-47 и минигана и не заканчивая четырехствольным ракетометом и плазменной винтовкой), впечатляющих противников (в особенности это касается боссов) и сложную архитектуру уровней, чтобы получить великолепнейшую игру. И вы бы ее получили, если бы не недостатки.

К первой категории относится необходимость по нескольку раз возвращаться в каждый из эпизодов, чтобы с вновь обретенными способностями достигнуть ранее недоступных зон. Для некоторых это может оказаться крайне увлекательно, но эта особенность также способна отпугнуть любителей прямолинейного прохождения. Вам практически не придется целиться - в игре работает автонаведение, которое изначально было призвано облегчить жизнь игроку с джойпадом. Вдобавок, как в какой-нибудь аркаде, вашему бравому индейцу придется собирать золотые медальки, за каждую сотню которых он получит дополнительную жизнь.

Ко второй категории относится вышеупомянутый туман, а также быстрое исчезновение трупов и появление (респавн) противников. Также где угодно вам никто не даст сохраниться - придется искать специальные тотемы, где это становится возможным.

Я в турка рубал на P-166mmx + 3dFX voodoo в 2002 году.. Так сложилось что когда у народа были уже нормальные компы, у меня был старый пенек. Что могу сказать : Игра удивила довольно неплохой графикой, при размере в 25мб, что было в два раза меньше рипа первоквака, в игре было много вариантов оружия, веселые враги, в принципе неплохой геймплей. Но управление, особенно обзор мышой это была та еще боль. Но игру я прошел. Есть переделка под более современные компы. Там пофиксили управление, стало играбельно. Для ностальгии подойдет. Денис Попов Настоятельно рекомендую качать именно диск с версией direct3d. Во-первых, и другие движки в этой версии есть. Во-вторых на ней чит-коды нормально срабатывают, чего не скажешь про версию диска сугубо для glide. Кому-то глядишь, поможет. В-третьих, у меня создалось впечатление, что в этом варианте попили прыжки, можно нормально прыгать. Стандартно делаешь раскладку WASD, прыжок на пробел и мышиное управление. Sheir_Byali Отключил иконки интерфейса (очень, кстати, полезная функция - не помешала бы в каждом экшне) и отбегал на харде пару уровней, на большее не расчитывая. Красивая графика, занимательный и относительно трудоёмкий процесс отстрела живности (кроме обезьян, ланей и кабанчиков с рыбами, конечно ), сбор цветных символов (а как иначе назвать их?), таинственные напитки в пирамидальных ёмкостях, практической пользы от которых испытано не было (видать, рано), не напрягающий глаз дизайн уровней, относительно умные противники и чудное "i am Turok" при возрождении - НО порефлексировать не на чем, текста нет, уровни и сам процесс напоминают мешанину из Wolfenstein3D и какой-нибудь альфа-версии Серьёзного Сэма (хорошо, хоть секреты не нужно искать под пальмами).
Ах, да, музыка ещё вполне уместна и удобоварима, помнится. SanTix Помню появление Турка. По "моей версии" он не сникал популярность только потому, что требовал в обязательном порядке наличие Вуды. Оно и логично, т.к. на Нинтенде-64 был OGL и на Глайд перенести было проще всего. Совтварным рендерингом нужно было заниматься отдельно и никто, видимо, не захотел заморачиваться. Это была ошибка, т.к. не знаю, как "у них" или в Москве-Петербурге, а у нас в провинциальном краевом центре 3Dfx был роскошью (а ещё парой годов раньше и звуковуха была через одного, а сидюк даже уже на Пентиумах был не у всех) и массово ускорители начали появляться ближе к концу столетия. Про д3д версию тогда у нас никто и не слышал да и, положа руку на сердце, тогда не было годных ускорителей с д3д для запуса Турка с нормальными fps и без графических багов. На своей ATi Rage II (не дешёвая была карточка с 4 мб памяти для 1997 года) я так толком ни одной игры в нормальном 3D так и не запустил. Очень слабая была, а поделки S3 ещё слабее. Хоть какая-то конкуренция у 3Dfx появилась только начиная с Ривы ТНТ (и всё-равно Вуда 2 была лучше, я тогда её продал для покупки Ривы и пожалел об этом). Поэтому Турка многие просто пропустили, а игра-то хорошая, как ни крути. XaeroSubtitles

Читайте также: