Total war saga troy обзор

Обновлено: 07.07.2024

Трёхглавый пёс не единственная защита Подземного мира, на пути героев встанут и стражи-призраки.

Когда-то в попытке убить Геракла царь Ефрисей приказал тому привести из подземного мира Цербера. Сын Зевса справился с задачей, и заказчик не придумал ничего лучше, чем сказать тому же Гераклу отвести зверушку обратно.

Разработчики Total War Saga TROY готовят для стратегии мифическое обновление, и данный миф не мог остаться без внимания. По какому-то очередному заданию игроку предстоит подойти к вратам царства Аида, где и произойдёт битва с Цербером.

Пёсик не дурной, чтобы сразу бросаться в бой и попадать в окружение. Чаще он будет подъедать беззащитные отряды и выть деморализующим воем. Массовку же охранников составят призраки, как жалкие тени, так и элитные воины Элизиума с гигантами. Чем больше в сражении произошло смертей, тем эти тени сильнее. Вдобавок по арене течёт огненная река Флегетон.

Позже Цербера можно будет взять к себе в армию, а сила Аида последует за ним, давая монстру возможность призывать упомянутых призраков. С воем же нужно быть осторожнее, ибо он также понижает боевой дух собственных живых отрядов.

Новым ресурсом станут души. Чем больше смертных остатков будет отправлено Аиду, тем больше силы пёс сможет привлечь. Сделка с Аидом односторонняя: вы подпитываете Подземный мир, а он платит вам лишь малую часть того, что было прислано.

Души генерируются практически всем, что делает Цербер, от простого участия в битвах до принесения в жертву пленников или разграбления городов. Цербер также сможет нацеливаться на вражеские армии и поселения, чтобы черпать души.

За души можно будет создавать особые строения, усиливающие призываемых Цербером мертвецов, и нанимать теней на постоянную основу. Теней можно будет и заставить работать в поселениях, чтобы увеличить добычу ресурсов.

И, пока вы в союзе с Аидом, помните, что однажды вы всё равно перед ним предстанете. Выход дополнения Mythos запланирован на 2 сентября.

Работоспособности студии Creative Assembly можно только позавидовать – последние пять лет она демонстрирует похвальную стабильность, ежегодно выпуская очередную новинку из своей знаменитой стратегической серии Total War, умудряясь при этом не уронить планку качества. В прошлом году мы впервые в истории TW отправились в эпоху Троецарствия в Древнем Китае, а в году текущем ожидается выход Troy – уже третьей по счёту части из самостоятельной подсерии Total War Saga. Как понятно из названия, новая стратегия посвящена древнегреческой истории, а именно одной из самых известных её страниц – Троянской войне.

Дату релиза Troy разработчики пока не раскрывают, но поделиться информацией совсем не прочь: они организовали небольшой ивент для прессы, где рассказали об игре, ответили на некоторые вопросы и даже предоставили доступ к ознакомительной версии стратегии.

Истина, скрытая за мифом

Эпоха Античности с точки зрения военного дела выглядит не менее привлекательно, чем времена Римской империи или Средневековья, но почему-то эта тема до сих пор никак не освещалась в Total War – только сейчас Creative Assembly решила обратить внимание на Древнюю Грецию. Отвечая на вопрос, чем обусловлен выбор именно этого исторического периода, разработчики отметили тот факт, что именно Троянская война является одним из самых значимых конфликтов Античности и как нельзя лучше подходит для подсерии Saga. Последняя концентрируется на небольших, но насыщенных событиями временных отрезках. Кроме того, это первая попытка Total War заглянуть так далеко в глубины истории.

С другой стороны, в CA не собираются напрямую использовать фэнтезийный или сказочный антураж – мифические существа и боги здесь присутствуют, но общая канва останется реалистичной. Как это сделано? Очень просто: авторы исходят из того, что мифы являлись лишь отражением представлений современников Одиссея об окружающей действительности. Поэтому вполне возможно, что кентавры на самом деле были всадниками на лошадях, которые очень редко встречались в ту эпоху, а Минотавр – просто сильный боец, облачённый в шкуру быка и надевший украшенный рогами шлем.

Древнегреческих богов во плоти мы вряд ли встретим, а вот их дом, гора Олимп, в игре есть.

Именно так мифические по названию, но реалистичные по сути персонажи и представлены в Troy. Магии и волшебства тоже ждать не стоит – это удел Warhammer, а Troy должна оставаться в рамках исторической достоверности. Creative Assembly называет такой компромисс между легендами и реальностью truth behind the myth («истина, скрытая за мифом»).

Показательно и то, как именно представлен в игре главный символ осады Трои. Знаменитый троянский конь заставил разработчиков задуматься над тем, был ли описанный Гомером эпизод реальным, или это очередная аналогия других событий. В итоге будет сразу несколько вариантов рационального объяснения взятия Трои с участием коня: лошадь как специальная осадная машина, которая помогла грекам преодолеть вражеские укрепления; природное бедствие, разрушившее стены города (Посейдон считался божеством как лошадей, так и землетрясений); или каноническое толкование тайной вылазки греческого спецотряда, обманом открывшего ворота города.

В целом такой подход позволяет оставаться в рамках исторической достоверности, не упуская столь богатый мифический сеттинг, который должен привлечь фанатов.

Согласно «Илиаде», Гектор пал от удара копья Ахиллеса. Чем закончится дуэль этих героев в Troy – зависит от игрока.

Тесно на Олимпе от богов

Всего в игре будет доступно восемь фракций, разделённых на две противоборствующие стороны – греков и троянцев. Дипломатическая система, хорошо зарекомендовавшая себя в Three Kingdoms, используется и в Troy – будьте готовы не только воевать, но и договариваться с соседями, заключать новые союзы и планировать совместные военные действия.

Не осталась в стороне и экономика – здесь разработчики вновь акцентируют внимание на особенностях исторического периода. В Древней Греции главным видом торговли был бартер, поэтому в игре используется аналогичная система обмена товарами. Каждый из пяти видов ресурсов: камень, бронза, пища, дерево и золото – требует к себе внимания, а обойтись одними лишь запасами золота, как это часто бывает в подобных стратегиях, уже не выйдет – ещё один повод для поддержания торговых отношений и мирного развития, что должно усложнить геймплей на стратегическом уровне.

Ахиллес, сын Пелея, готовится к битве со своим главным противником – троянским принцем Гектором.

Со щитом или на щите

То, что у каждой фракции будут уникальные механики, – привычное для последних Total War дело, но различия между участниками войны также определяются наличием эпических героев, знакомых нам благодаря поэмам Гомера. Действительно, сложно представить себе осаду Трои без сражения Ахиллеса и Гектора – видимо, поэтому разработчики включили именно эту битву в ознакомительную версию игры.

Проходили Three Kingdoms в режиме «Роман» – том, что опирается на литературные источники, в которых генералы представлены сверхсильными бойцами, уничтожающими врагов сотнями? Тогда сражения с участием героев вам знакомы. Огромный запас здоровья, солидный урон, обширный набор навыков и, наконец, возможность вызывать вражеского героя на дуэль – роль персонажей в схватках трудно переоценить. Наконец, это просто красиво: наблюдать за тем, как умело герои мифов и сказаний орудуют мечом или копьём, – одно удовольствие (пусть и происходит это в привычной для TW бескровной манере).

Всего будет четыре класса персонажей:

  • воины, отлично чувствующие себя в гуще сражения;
  • защитники в тяжёлой броне, дающие бонусы союзным войскам и отлично подходящие для удержания строя;
  • полководцы, позволяющие получить преимущества на стратегической карте;
  • лучники с упором на дальний бой и нанесение урона вражеским героям (лишний повод вспомнить кончину Ахиллеса!).

Total War Saga: Troy превью

Без масштабных сражений невозможно представить себе любую игру из серии Total War.

Впрочем, можно попытаться победить сына Пелея и в обычном бою. В предоставленной разработчиками версии было именно такое сражение – Гектор встречал войско Ахиллеса под стенами Трои. Возможность самостоятельно выбрать состав армии отсутствовала, поэтому сложно сказать что-то о том, какими будут бои в тактическом режиме. Но уже сейчас заметна возросшая роль пехоты, а кавалерия представлена весьма скромно – в основном это немногочисленные отряды мощных, но медленных колесниц и всё те же кентавры, на деле оказавшиеся обычными всадниками. Привычку использовать конные манёвры для обхода с тыла и флангов придётся пересмотреть – некоторые отряды имеют иммунитет к атаке с фланга, а тип местности порой даёт значительные преимущества обороняющимся. Например, грязь сильно замедляет продвижение тяжёлой пехоты, в высокой траве можно спрятать целые отряды, к тому же возможность смены оружия у некоторых отрядов позволяет им очень быстро изменять свою тактическую роль.

Пока выдающихся способностей ИИ не демонстрирует – спишем это на недоработки ознакомительной версии. Побеждал я без особого труда, играя за обе стороны на любых настройках сложности, причём наиболее сокрушительное поражение удавалось нанести при незамысловатой атаке в лоб без хитрых манёвров. Зато тактический режим демонстрирует отличную производительность – даже на высоких настройках моё железо чувствовало себя вполне комфортно, а счётчик fps оставался стабилен.

Тот самый Минотавр и правда выглядит как не совсем обычный, но всё же человек в устрашающем противника одеянии. Ключевой навык под стать костюму – грозный рык вселяет ужас в сердца врагов, вынуждая тех стремительно терять очки боевого духа.

Потенциал стратегии виден невооружённым взглядом, несмотря на принадлежность к вроде бы второстепенной для Total War подсерии. Древняя Греция – интересный сеттинг, а штурм Трои – одно из наиболее известных событий той эпохи. Относительно малая продолжительность войны (напомню, «Илиада» описывает осаду Трои как десятилетний конфликт – сущая мелочь в масштабах Total War) здесь будет только в плюс: Saga уделяет внимание именно коротким временным отрезкам.

Скорее всего, в Troy будут опробованы новые игровые механики, которые планируется ввести в следующую полноценную часть Total War. Сама стратегия, вероятно, больше всего придётся по душе тем, кто знает и ценит Древнюю Грецию со всеми её мифами, героями и хитроумными переплетениями событий, в которых сложно понять, где правда, а где вымысел. В серии Total War остаётся всё меньше белых пятен – ждём увлекательного путешествия в эпоху Античности.

В Total War Saga: Troy есть два типа победы. Первая из них – «Тотальная победа», условия достижения которой одинаковые для всех фракций:

– Разбить основного «антагониста» (он уникален для каждой фракции).

– Захватить, разграбить или разрушить 100 поселений.

– Контролировать определенные провинции – напрямую или при помощи вассалов и военных союзников (защитные альянсы не в счет!).

Следующая – «Победа по Гомеру»:

– Завершить все «эпические задания» лидера вашей фракции (как известно, лидер это и есть ваша фракция).

– Победить определенные фракции, представляющие противоборствующую сторону (например, если играете за греков, придется победить фракции троянцев).

– Некоторые лидеры фракции получают дополнительные требования. Например, в случае с Агамемноном нужно получить 60% или больше Ахейского влияния на определенные провинции. Между тем, Ахиллес должен прокачаться до максимального, 27 уровня.

На скриншоте ниже показан пример условий, которые нужно выполнить для «Победы по Гомеру» за Гектора:

Главные антагонисты

Эта функция Total War Saga: Troy чем-то схожа на механики, которые присутствовали в Total War: Shogun 2, Total War: Rome 2 и Total War: Three Kingdoms. Нет, здесь не произойдет чего-то глобального. В Troy игра просто выберет для вас главного антагониста. Этот выбор случаен, зависит от множества факторов: предательство, частые споры, злодеяния и так далее.

Как уже упоминалось ранее, победа над главным антагонистом – одной из условий достижения «Тотальной победы». Однако, если он представляет фракцию, которую нужно устранить по требованиям «Победы по Гомеру», то сюжетная кампания может превратиться в утомительную и затянутую игровую сессию.

К примеру, в моей кампании за Гектора Одиссей из Итаки был главным антагонистом. Я решил вопрос с сотней поселений, поскольку, вопреки всей логике, потребовалось немало времени, прежде чем персонаж Шона Бина все-таки был побежден.

В любом случае, если у вас появился антагонист, то на новой панели игровой карты появится раздел со справочной информацией по нему. Также будет отключена дипломатия для этой фракции, и так начнется настоящая битва на смерть. А еще есть такое понятие как политика «выжженной земли». Она может стать активной, когда после захвата очередных поселений вашего антагониста вы узнаете, что осталось только одно главное здание – все остальные постройки были разрушены, и вам придется восстанавливать их с нуля. И наоборот, ваш антагонист может изменить стратегию и предпочтет разграбить все незащищенные вами поселения. Вместо их захвата или разрушения.

Эпические задания

Воспринимайте эти задания как цепочку сюжетных квестов, связанную с выбранным вами лидером фракции. Некоторые миссии поставят вас перед дилеммой, в то время как другие будут иметь конкретную цель. К примеру, достичь 60% Ахейского влияния в перечисленных провинциях или заключить союз с конкретным лордом.

Эта концепция поначалу может вас смутить, поскольку триггеры для большинства эпических заданий могут казаться расплывчатыми и непонятными. Не всегда ясно, зависят ли они от количества ходов в кампании или связаны с каким-то другим фактором. Иногда новая эпическая миссия начиналась после завершения предыдущей. В других случаях приходится ждать по 5-10 ходов, прежде чем увидеть следующую задачу.

Обмен и ресурсы

В предыдущих играх Total War мы в большей степени были сосредоточены на получении золота. Однако в Total War Saga: Troy придется управлять пятью видами ресурсов (это не считая Энея, у которого есть еще и три драгоценных типа):

– Еда – необходима для найма юнитов, основных военных построек, молитв и гекатомб.

– Древесина – строительство зданий и наем колесниц.

– Камень – строительство зданий (продвинутые типы).

– Бронза – наем юнитов (продвинутые типы, такие как тяжелые бронированные войска).

– Золото – молитвы, изменение храмов, наем некоторых юнитов.

Эти ресурсы также могут использоваться для других функций, включая древо технологий (которое в Total War Saga: Troy называется «Королевские указы») или во время определенных событий.

Точно также вы будете видеть значки каждого ресурса на табличках с названием небольших поселений. Они указывают на то, какие ресурсы производятся в поселении. Отличное подспорье, особенно если вы любите создавать «фермерские хозяйства» для фарма определенных ресурсов.

Как и в Total War: Three Kingdoms, в Troy используется система бартера, позволяющая обменивать несколько видов ресурсов (определенный лимит за ход). Вы будете использовать ресурсы как рычаг для дипломатических сделок (заключения пактов о ненападении, союзов, договоров о перемирии, появлении вассалов и даже для получения соседских поселений). Также вы можете иметь несколько бартерных сделок, обменивающих один и тот же ресурс.

Но есть в этом кое-что странное. В игре присутствует ошибка, связанная с системой бартера ресурсами. То есть иногда вы можете совершать возмутительно выгодные обмены. И, судя по всему, подобный прием использует AI, поскольку многие фракции как-то уж быстро обогащаются.

Классы героев

Лидеры, генералы, легендарные лорды – по крайней мере, в Total War Saga: Troy – называются героями. Между тем, играбельных героев, таких как Гектор и Ахиллес, называют эпическими. Вряд ли это имеет связь с эксклюзивностью игры в Epic Games Store. Но все может быть! В любом случае герое делятся на несколько классов, и у них даже есть свои подклассы:

– Военачальники (полководцы) – универсалы, которые, как правило, имеют много баффов для все своей фракции. Подкласс командир на пятом уровне может использовать перк «Вдохновленный лидер», который предоставляет дополнительные слоты для найма.

– Бойцы – это настоящие воины ближнего боя, которые любят находиться в гуще событий. У них есть разные перки для увеличения пробивания брони и генерации ярости.

– Защитники (заступники) – герои этого типа любят насмехаться над противниками, провоцируя их на агрессию (в то время как войска сжимают их в кольцо). Есть несколько способностей, позволяющих повысить защиту, выносливость или запас здоровья.

– Лучники – герои, которые ведут прицельный огонь издали или обрушивают на противников шквал стрел. При необходимости могут превращаться в гибридных бойцов ближнего боя.

Примечание. Каждая фракция в Total War Saga: Troy имеет определенный класс героя, которого нельзя нанять. Например, Гектор не может нанимать героя-лучника (если только вы не заключаете альянс с фракциями, у которых он уже есть).

Примечание. Обычные герои также следуют системе «мотивации». Мотивация колеблется в зависимости от предпочтений героя. Например, нравится или не нравится ему бог, предпочитает он набеги или ограбления поселений, сражаться в битвах с подкреплениями или без них. Более высокий уровень мотивации делает героев лучше, а более низкие значения приводят к худшим результатам. Тем не менее, насколько бы не была мотивация низкой, они не потеряют лояльность.

Повышение уровня генералов и агентов

Total War Saga: Troy: гайд для новичков

На изображении выше показан перк «Вдохновляющий лидер» для военачальника, командира 5 уровня. Наверно, вы уже заметили, что для героя есть два варианта на выбор на каждом уровне (у некоторых эти узлы чуть меньше). В Total War Saga: Troy выбор одного перка или навыка автоматически блокирует возможность получения другого. Если есть два дополнительных узла (дающих дополнительные блага), вы также можете выбрать исключительно один. Таким образом, вы можете создавать определенный билд героя. Такая же система применима для обычных агентов, таких как шпион, жрица или посланник.

Древо навыков с взаимоисключающими вариантами функционирует только до 14 уровня. Однако вы продолжите получать очки опыта вплоть до 27 ранга (это максимальный левел). Вы также можете сохранять скил-поинты и игнорировать ненужные перки. То есть копить очки на какие-то другие баффы. Такая же система и концепция применимы к агентам. Например, в случае с жрицами вы можете добиться прибавок к критам, счастью и благосклонности богов. Благодаря этому будет легче «фармить» храмы, чтобы добиться божественной воли.

Примечание. Что касается агентов, то вся ваша фракция ограничена тремя представителями каждого типа (посланники, жрицы и шпионы). Однако у некоторых фракций, таких как Гектор Троянский, есть средства, позволяющие преодолеть этот лимит.

Боги и богини

Божественная воля – механика, через которую вы можете получать бонусы от богов и богинь Total War Saga: Troy. Здесь есть разные возможности для создания стратегий и получения синергии. Все это также связано с:

– построенными вами храмами и святынями,

– достижение определенного уровня культа поклонников этого бога,

– молитвами богу с целью получения его благословения на несколько ходов,

– пассивными и активными баффами во время сражений или исследования карты кампании,

– использованием жриц или пророка для получения благосклонности,

– инициированием гекатомб (жертвоприношений) с целью получения бонусов.

Например, в первый ход можно выбрать гекатомбу и молитву Афине. Ее культ повысится до следующего уровня, и в следующий ход вы получите дополнительные слоты для найма и войска более высокого уровня.

Примечание. Достижение максимального уровня культа откроет доступ к найму мифологических существ.

Ярость и Аристея

Ярость – ресурс, которые ваши персонажи накапливают во время сражений. Героям необходимо постоянно сражаться с вражескими войсками, чтобы генерировать ярость и тратить ее на различные способности. Это чем-то напоминает игру за воина в World of Warcraft. Некоторые перки за повышение уровня также позволяет генерировать ярость, даже когда вы находитесь вне боя, так что обязательно возьмите их.

Total War Saga: Troy: гайд для новичков


Что касается Аристеи, то это слово происходит от греческого aristos (что означает «лучший»). Это определяющий момент в развитии героя. В Total War Saga: Troy Аристея действует как «ульта», которую можно использовать один раз за бой. Вы можете увидеть эффекты от Аристеи Агамемнона на скриншоте выше. Цель состоит в том, чтобы накапливать ярость, а затем использовать ее для активации способностей и подготовки Аристеи. Как только битва достигнет апогея или вы окажетесь в затруднительном положении, активируйте Аристею, чтобы переломить ход поединка.

Колесницы

Ветераны Total War должны быть хорошо знакомы с концепцией цикличного натиска кавалерийскими юнитами. Но как это сделать в Total War Saga: Troy, где нет кавалерии? Ответ прост – колесницы. Обычные колесницы уязвимые и дороги, но они могут нанести огромный урон при автоматическом натиске вражеских юнитов. Это не так мощно и точно, как идеально рассчитанный по времени циклический натиск, но он работает до тех пор, пока вы не увязнете в массе вражеских войск.

Попробуйте найти обычных и эпических героев, которые могут получить колесницу ближнего боя и ее усиленный вариант (то есть Ахиллеса). Наличие колесницы не дает лидерам терять выносливость, поскольку те больше не бегают самостоятельно по полю боя. В сочетании с другими навыками за повышение уровня, такими как атаки в ближнем бою, броня и ограниченная регенерация здоровья, ваши генералы станут практически непобедимыми. Но главный недостаток заключается в том, что вы не сможете использовать большинство способностей и Аристею, пока сидите в колеснице, а если с нее спрыгните, то не сможете вернуться обратно.

Тем не менее, колесницы – отличный способ обойти большинство сражений. AI в Total War Saga: Troy, даже на максимальных сложностях, не позволит лучникам или пращникам тратить снаряды на одинокого генерала, передвигающегося на колеснице или пешком. Поэтому вы сможете убить несколько сотен солдат, прежде чем те вызовут подкрепления.

Осада

Давайте немного поговорим и об осадах. В конце концов, Total War Saga: Troy основана на легендарных осадах из мифических времен. Однако варианты осады в игре довольно скудны. У вас есть только тараны, лестницы и осадные башни, известные как «Троянские кони». Других инструментов, которые позволят сокрушить защищающиеся силы, нет.

Прекрасная новость заключается в том, что вы можете слегка упростить осаду, раньше времени открыв врата. В некоторых поселениях над вратами есть башни со слепыми зонами. Они находятся прямо под вратами. Используйте героя, чтобы проложить путь к вратам, а затем заставьте его атаковать ворота, пока тот, в конечном счете, их не откроет.

Ниже вы можете увидеть, как Ахиллес разрушает городские ворота, избивая их ногами. И при этом совершенно не переживает за свою пятку!

Total War Saga: Troy: гайд для новичков

Что касается самой Трои, то захват этого города – ключевая задача всех греческих лидеров. Однако, поскольку здесь вас ждет действительно легендарная осада, использовать автоматический бой не выйдет. Вам придется одержать верх в ручном сражении. Не забывайте, что Троя будет восполнять потери с невероятно высокой скоростью, и ваши агенты не смогут саботировать это поселение.

Если вы играете за одну из греческих фракций, то после такой атаки Посейдона будет самое время для начала осады. Разрушительное землетрясение Посейдона разрушит стены Трои и серьезно повредит ее гарнизон.


Серия Total War поделилась на три направления. Первое представляет собой большие, сложные и предельно исторические части. Второе погружает игрока в мир фэнтези-вселенной Warhammer и предлагает более казуальные механики, пользуясь возможностями выдуманной вселенной. Ну а третье — наиболее уютное и камерное, показывающее какой-то отдельный конфликт на небольшой по меркам серии территории. Оно получило приписку Saga. «Троя» относится именно к этому типу стратегий, но и здесь игра умудрилась отличиться.


Во-первых, Total War Saga: Troy представляет собой гибрид концепции камерных сражений в историческом сеттинге «Тронов Британии» с рядом фэнтези-механик из Warhammer, что в итоге смотрится весьма странно. Ну а во-вторых, Epic Games Store в день запуска отдает игру бесплатно, что для свежайших однопользовательских AAA-игр является совершенно новым прецедентом. В общем, давайте разбираться, что это вообще такое и почему это отдают бесплатно.

Строго говоря, исторической игру нельзя назвать при всем желании. Дело в том, что так называемый «Микенский период» в истории Древней Греции — время мифов и легенд. Это события, произошедшие за сотни лет до Александра Македонского и Пелопоннесской войны. Ну и знаем о них мы лишь по сохранившимся черепкам древних амфор, редким руинам и трудам Гомера (который не факт, что существовал вообще) «Одиссея» и «Илиада». Это эпос. Миф. Да, Троя существовала, но деталей настоящей истории этого города, как и самого описываемого периода, мы практически не знаем.


Ничего удивительного, что разработчики могли воротить здесь вообще что угодно. Собственно, именно это они и сделали, запихнув в игру массу довольно любопытных, но совсем уж мифических механик. Так, карта игры — ровно те самые территории, описанные Гомером. То есть: Пелопонесский полуостров, Малая Азия, ряд средиземноморских островов и окрестности Черного моря, где, самой собой, обитают дикие амазонки.

Ключевым событием этого периода, разумеется, будет осада величественной Трои греками-данайцами. То есть, Спартой, Микенами, Аргосом и другими городами-государствами с полуострова. Под предлогом возвращения жены царя Спарты Менелая — Елены Прекрасной, похищенной юным троянским царевичем Парисом, союз отправляется за море воевать с могучей Троей. С той стороны армия тоже весьма внушительна и союзников у нее хватает.

Тем не менее, осадой великого города все не ограничится. Это, все-таки, Total War, а это значит, что по каноническому сценарию здесь практически наверняка дело не пойдет. Каждая фракция имеет собственные задачи и цели, равно как и связанные с ними механики. К примеру, царю Микен Агамемнону вместе с союзниками предстоит сперва объединить земли Пелопоннесского полуострова, и лишь затем отправляться в Трою. С другой стороны, сын правителя Трои Гектор должен славными деяниями доказать отцу, что именно он, а не его тщедушный братец должен принять командование обороной города. А сам герой-любовник Парис вообще во всем зависит от похищенной жены, которую вынужден повсюду таскать за собой.


Собственно, именно эти механики и являются реальной новинкой игры. Каждая сторона имеет свои уникальные особенности геймплея, завязанные на мифах и легендах. Ну или просто на фантазии разработчиков. Так, легендарный предок всех римлян Эней вообще разговаривает с духами павших героев прошлого, получая от них бонусы, но сильно гневая собственное население непристойными ритуалами. И тут, кстати, с населением Троады мы согласны: ну какие еще, к Аиду, духи?

Подобным манипуляциям здесь отведены отдельные окна и меню, уникальные для каждой фракции. Что справедливо, ведь кроме этого и ряда уникальных отрядов и героев игровые стороны здесь больше ничем не отличаются. Все они греки с одинаковыми постройками и базовой армией. Даже имеющий некие восточные корни Серпедон. Что же касается упомянутых выше уникальных механик, то, в отличие от разговоров с духами, среди них есть действительно интересные и осмысленные. Например, Спарта умеет заселять пустующие колонии на расстоянии без ввода туда войск, Ахиллес подвержен собственным страстям, причем его состояние влияет на то, как идут дела в подопечном ему государстве, а Агамемнон назначает своих генералов на должности и собирает дань с вассалов особым способом.


Другой уникальной механикой можно назвать систему поклонения богам. Строя храмы тому или иному божеству, мы получаем бонусы от его почитания. Причем чем сильнее почитание, тем больше будет доступно плюшек. Ну а если что, всегда можно провести особый ритуал или помолиться, чтобы получить профит прямо здесь и сейчас. К примеру, оперативная молитва Аресу во время войны способна существенно усилить стартовые позиции перед битвой. Хотя, честно сказать, для серии эту механику откровенной новой не назовешь — подобным образом можно было делать и в Warhammer.


Ввиду скромного технического оснащения тех лет тактических возможностей не так много, как обычно. Конницы практически нет, а ее роль выполняют колесницы. Лучники тоже довольно редки, зато на поле боя полно пращников и застрельщиков. Зато чтобы разбавить подобный набор отрядов, в игру добавили кентавров, циклопов и минотавров. Несмотря на многообещающую номенклатуру, добавлять монстров вроде боссов из AC: Odyssey разработчики все же не решились и сделали пускай сильных и эффективных, но все-таки людей в масках и устрашающих костяных доспехах. Тот же минотавр — просто здоровенный мужик с дубиной, а кентавры — полуголые всадники. Ничего удивительно, что среди агентов на глобальной карте можно встретить Медузу и сатира. Они хоть и способны одним видом до смерти напугать вражескую армию или завершить все строительство в городе, но послужат всего на один раз. Увы.

А теперь о том, как все это играется на практике. Да, это все еще Total War, а значит превозмогать наседающих со всех сторон врагов и при этом прокачивать свою растущую империю все еще интересно. Да, принимать непосредственное участие в гомеровском эпосе тоже довольно увлекательно, особенно если знаешь, у чего откуда растут ноги, и с самими поэмами знаком. Тем более что декорации вроде нарисованного в стиле рисунков на античных амфорах неба глобальной карты картину прекрасно дополняют.


Но отсутствие разнообразия у враждующих сторон в глаза все-таки бросается. Не спасают даже уникальные отряды с циклопами и новые механики. Да и карта по меркам серии тут действительно весьма небольшая. Уже к двадцатому ходу мы владели половиной Пелопоннеса к югу от Коринфского залива.

При этом есть ощущение, что игру делали второпях, из-за чего ряд банальных для Total War механик не работает так, как должен. К примеру, уже на пятом ходу за Микены к стенам столицы подошли добрые спартанские «союзники», которые стали без зазрения совести грабить наши земли в режиме налета. Послушавшись советника, мы, разумеется, всыпали наглецам, которые нарушили границы и взялись мародерствовать прямо у нас под носом без объявления войны. В итоге весь Пелопоннес тотчас заявил о том, что наш Агамемнон — клятвопреступник, не чтящий священного союза. Через какое-то время каждый захудалый царек полуострова обрушил на наше не успевшее окрепнуть государство ВСЕ находящиеся в его распоряжении армии. Стоит ли говорить, что до расположенной далеко за морем Трои дело не дошло и в помине. С ней пришлось разбираться уже в другой кампании.


Дипломатия вообще стала абсолютно отвратительной. Неприемлемое с точки зрения ИИ предложение даже не дадут сделать, хотя раньше у нас был пускай и небольшой, но шанс на его принятие. Попросить грабящую нас армию свалить подальше система тоже не дает. Более того: когда все государства Греции отправили армии в Микены, дабы поставить на место зарвавшегося, по их мнению, Агамемнона, его вассал с полной армией сидел рядом и даже не думал вмешиваться. Кнопки в меню дипломатии «Договориться о совместной атаке» и «Указать цель для объявления войны» не работали. Вообще. Ну и система обмена ресурсами тоже работает как-то странно. Одним словом, дипломатия тут такая, что лучше сразу готовиться к войне. Причем со всеми без исключения, так как прочность военного союза здесь аналогична уважению царевича Париса к институту брака Спарты.

Ну и на поле боя стоит, с одной стороны, отметить явно поумневший ИИ, который научился здорово защищаться от фланговых атак и посылать отряды для перехвата стрелков, но с другой — тот же ИИ, который был пойман на откровенном жульничестве. Дело в том, что в серии издавна работала механика засады, когда отряды можно было прятать в лесу, чтобы потом извлечь оттуда в нужный момент. Так вот, если оставить в лесу стрелков, то ИИ замечает их с другого конца карты, будто они стоят посреди пустыни, и тотчас посылает к бедолагам колесницы или что-нибудь еще, сводя на нет все тактические преимущества лесистой местности. Причем посылает ровно в то место, где они стоят. Зачем тогда вообще делать значок укрытия?

Час геймплея Total War Saga: Troy. Источник: MrSmartDonkey

Да, мы уверены, что большинство описанных проблем происходят от сырости игры, а не от задумки сделать кампанию хардкорнее. Тем более, что даже несмотря на войну со всем полуостровом, к двадцатому ходу мы уже разбили основные карательные силы и захватили половину территорий к югу от Коринфского залива. Но от этого проблемы все равно не перестают быть проблемами, причем весьма неприятными.

На выходе же у нас довольно неоднозначная игра с кучей механик, намешанных из трех разных частей серии. Она более аркадна, чем исторические Total War, но элементы мистики вкупе с фальшивыми минотаврами все равно оставляют какое-то двойственное ощущение. С одной стороны, от реализма разработчики ушли, но до настоящего фэнтези с огромным чудовищем с головой быка и пожирающей корабли Сциллой почему-то дожать не решились. Некоторые герои подозрительно похожи на свои прототипы из фильма «Троя» 2004 года, а некоторые не похожи совсем. Некоторые механики выглядят логичными и законченными, а некоторые предлагают вызывать духов или повсюду таскать за собой жену. Везде сквозит какая-то нерешительность и незаконченность. Либо разработчики пытались уйти от изначального концепта, но довести дело до конца не успели, либо вообще изначально не понимали, что именно хотят сделать. Ну и напрочь сломанная система дипломатии очков игре явно не добавляет.

Вы не подумайте: это все еще Total War и играть в нее интересно, но Creative Assembly без всякого сомнения может лучше. Либо ей просто не хватило каких-нибудь шести-семи месяцев, чтобы сделать нечто более законченное. Но пока, к сожалению, реальность такова, что из трех ответвлений лучшей стратегической серии современности именно Saga — самая слабая. Хотя, как говорят, дареному коню в зубы не смотрят, даже если этот конь — троянский. Стоп, погодите-ка.

Читайте также: