Tom clancy s splinter cell conviction обзор

Обновлено: 03.07.2024

В 2007 году, на Ubidays, Ubisoft Montreal продемонстрировали публике новый образ Сэма Фишера — Сэм был жалок. Бородатый, со слипшимися волосами до плеч, в рваном пальто, он суетливо прятался в толпе, грубо отшвыривал спецназовца на барную стойку, опрокидывал столы и больше походил на героев рассказов Чарльза Буковски, чем на бывшего агента секретной спецслужбы.

Но затем разработчики почему-то пожалели Сэма. Подстригли, побрили, заменили лохмотья на модную водолазку и в результате превратили героя из спившегося битника в хмурого мужика с рыбьим взглядом. И знаете, жаль! Лучше бы он жарил на костре крыс и расталкивал прохожих — по крайней мере, это было бы интереснее, чем очередная история про спасение Америки.

О дивный новый мир

Флешбек с дочкой — пожалуй, самая «человечная» сцена с участием Сэма Фишера в Conviction.

Conviction — естественное завершение того пути, по которому серия Tom Clancy’sSplinter Cell развивалась в течение нескольких последних лет. То, что Сэм не вернется к прежней жизни, стало понятно еще в четвертой части, в которой агента обрили наголо, запихнули в тюремную камеру и заставили работать на две стороны. Но мы не ожидали, что после такой шокотерапии бывшая звезда «Третьего эшелона» превратится в беспардонного наемника, у которого указательный палец нередко работает значительно быстрее головного мозга.

Осторожные прогулки в тени с прибором ночного видения и прятанье трупов — все это забыто. Нынешнему Сэму не до рефлексий — он выбивает двери ногой, расстреливает обалдевших соперников в упор и чихать хотел на горы трупов под уличными фонарями. Наверное, таким образом разработчики собирались передать внутренний надрыв своего героя: Фишер пытается спасти чудом «воскресшую» дочь, какие уж тут прятки.

Трупы, горящий бензовоз, два бегущих автоматчика — это не Gears of War и даже не Kane & Lynch — так сегодня выглядит Splinter Cell.

На словах все звучит хорошо — в центре повествования наконец-то оказывается противоречивая личность Сэма Фишера, внутренний мир которого уже давно интересовал многих поклонников серии. Но на деле выяснилось, что следить за душевными терзаниями агента Фишера совершенно неинтересно: получив право голоса, он оказался таким же прямолинейным и предсказуемым солдафоном, что и раньше, разве что стал более жестоким — нимало не стесняясь, бьет женщин по физиономии и калечит людей при помощи электроплиты.

В прежней версии игры нам обещали толпы народу, в которых придется лавировать. Вот этот капустник в луна-парке — все, что от них в итоге осталось.

Все эти зверства происходят на фоне мутно-пафосного патриотического боевика — любимого жанра Тома Клэнси. Над национальной безопасностью США опять нависла угроза, враги как будто сбежали из дешевых телесериалов 80-х, а закадровый рассказчик, подливая масла в огонь, оперирует фразами типа «Для Сэма «Третий эшелон» был всегда воплощением истины». Неудивительно, что в этом мире отключение генераторов — главное занятие, а брутальный голливудский взрыв на заднем плане, по мнению сценаристов, настолько удачный ход, что его непременно нужно повторить как минимум раз десять.

Единственный прием, который разработчикам, безусловно, удался, — это разрекламированная на всех углах система контекстных подсказок. В ключевые моменты на любой подходящей поверхности — на здании, на полу, на стене, на развевающемся флаге — может всплыть огромная надпись вроде «Обезвредь Антона Кобина» или «Добудь взрывчатку». Мало того, во время очередного брифинга на ближайшей плоской поверхности может появиться сопутствующая информация — флэшбек или лицо очередного ключевого персонажа. Тем самым Ubisoft Montreal пытаются передать обрывки мыслей героя. Выглядит ужасно стильно, особенно если оставить за скобками тот факт, что надписи на стенках — это самый сильный драматический ход, на который хватило фантазии разработчиков. Кроме текущей цели и мимолетных воспоминаний, других мыслей у Сэма, кажется, нет.

Игра в Conviction — своего рода шок-терапия для поклонников серии. Чтобы вы могли оценить контраст, мы приводим примеры того, как Сэм выпутывался из трудных ситуация в первой части игры и того, как он это делает сегодня.

Раньше Сэм взламывал двери отмычкой.

Теперь — ногой, а лучше — чьей-то головой.

В былые дни каждый труп приходилось прятать в тени.

Теперь их можно оставлять где угодно. Придут собаки — доедят.

Раньше для выслеживая соперника мы становились в элегантный шпагат…

Сегодня — обрушиваемся на них, с потолка, словно Бэтмен в Arkham Asylum.

Один режем, два в уме

Итак, трагический герой из Фишера не выходит, как ни старайся. В иное время, когда в игре был сложный, многовариантный стелс, на это можно было бы закрыть глаза. Теперь стелс — необязательный пункт программы, трогательный бонус для фанатов старой закалки. Конечно, можно спрятаться в тени, кинуть в угол камеру-липучку, включить на ней веселую мелодию, тем самым приманив врага, а затем взорвать его. Но самый эффективный способ — это расстрелять всех из-за укрытия.

Пугающее количество разговоров в игре заканчивается примерно вот так.

За компрометирующее поведение агента больше не карают, поэтому можно смело отстреливаться из-за перевернутых столов, нахально выскакивать на спецназовцев из-за угла или закидывать их гранатами. Ну а если вы все-таки решите спрятаться и вас обнаружат — не страшно: в любой момент можно откатиться в темный угол или спрятаться за стенкой. На месте, где нас последний раз видели, высветится призрачный силуэт, и противники первым долгом поспешат именно туда. А мы тем временем сможем напасть на них с новой позиции. Или подобраться к растерянному врагу и быстрым движением свернуть тому шею. Мало того — после удачного сеанса рукоприкладства становится доступным специальный режим, в котором можно отметить и застрелить нескольких противников одновременно.

За самые разные действия нам начисляют бонусные очки, которые нужно тратить на апгрейд оружия.

Иногда в Сэме просыпается садистская нотка, и он начинает допрашивать: размазывает бандитские рожи об писсуар, долбит неверные головы об искрящийся телевизор, а в конце ставит на колени и добивает мастерским ударом ногой по горлу. Наверное, разработчики считают, что скопировать сцены из The Punisher — это отличный способ подчеркнуть новый, жесткий образ Сэма, озлобленного на весь мир наемника, который не остановится ни перед чем, чтобы спасти родную кровинушку. У нас в головах, правда, сложилась другая картина: из жесткого, но по-своему благородного солдата из предыдущих частей Сэм Фишер то и дело превращается в конченую сволочь и изверга. Не исключено, что в средней школе он душил котят и окунал первоклассников головой в унитаз.

Система боя, владея которой Сэм Фишер так лихо сворачивает вражеские шеи, называется Крав мага. Этот вид единоборств был разработан в Венгрии и Чехословакии в 1930-х годах Ими Лихтенфером для защиты еврейской общины от фашистов. И только спустя десятки лет, совершенствуясь, стала популярной боевой системой. После образования государства Израиль Лихтенефер стал главным инструктором по рукопашному бою армии Израиля. Позднее система была адаптирована для применения гражданскими лицами, а в 80-х — распространилась сначала в США, а затем и по всему миру.

Главный принцип крав мага — как можно более быстрая и эффективная нейтрализация противника. Самое главное здесь — поражение уязвимых точек, будь то тычки в глаза, пах или горло, а также сокрушительные контратаки. Занятия крав мага часто включают тренировки в заведомо некомфортных условиях (под аккомпанемент громкой музыки, под мерцание стробоскопа, с завязанными глазами), чтобы обучить человека анализировать ситуацию и защищать себя при любых обстоятельствах. Среди популярных персонажей, владеющих крав мага — Блейд, Росомаха из «Людей Икс», а также феминотерминатор Т-Х из «Терминатор 3: Восстание машин»

Без друзей меня чуть-чуть

Миссия в Ираке — плевок в лицо старым фанатам: минимум стелса, максимум экшена.

А между прочим, уж кого-кого, а наших противников из Conviction можно было бы и пожалеть: они не просто непонятливые, они близорукие и едва ли представляют реальную угрозу. Если кинуть им под ноги обычную гранату — закричат и вяло разбегутся. Если швырнуть взрывчатку с дистанционным управлением (которая к тому же светится красным и оставляет в воздухе дымовой шлейф) — вообще не заметят. Точно так же они не замечают и камеру-липучку. И так на всех уровнях сложности.

Поэтому порой «операция» выглядит так: выглядываем из-за двери, замечаем в комнате отряд спецназовцев, увлеченных светской беседой о модном порнофильме. Кидаем взрывчатку на стол рядом с ними, взрываем. Джентльмены падают замертво — кажется, они даже не заметили, как все произошло. Тут же в дверь неуклюже вваливается второй отряд, получает гранату — и тоже погибает в полном составе, едва успев обругать нас дежурным «факом». Если кто-то остался жив — не стесняйтесь, добейте его из дробовика.

Помните садистские стишки про детей, которые «в подвале играли в гестапо»? Убеждены: одним из этих детей был Сэм Фишер.

В итоге Conviction превращается в боевик — зверский, взрывоопасный, но в то же время довольно стандартный. Условия игры практически никак не меняются от стартовых до финальных титров: Фишер весело бежит, стреляет, сворачивает шеи, допрашивает и снова бежит. Для шести-семи часов геймплея — вполне достаточно, но это, мягко говоря, не тот Splinter Cell, который мы привыкли видеть. Однако выход, пусть и не идеальный, есть — кооператив. В Conviction это настоящая игра в игре, полноценная трехчасовая кампания, действие которой предваряет события основной игры. Главные герои — американский и русский спецагенты, Арчер и Сокол, прибывшие в ночной Петербург с целью предотвратить продажу на черном рынке четырех ядерных боеголовок.

Если изображение становится черно-белым — это верный признак того, что Сэм надежно укрыт от посторонних взглядов.

Ощущения от прохождения игры вместе с напарником бодрые. Скрытные действия по-прежнему никто не навязывает, но врагов становится неприлично много, и это вынуждает как минимум кооперировать действия. Слаженная работа преображает геймплей — мы мягко крадемся в тени, синхронно отмечаем и снимаем врагов, помогаем друг другу преодолевать препятствия. Даже гаджеты, которые в одиночной кампании были совершенно не нужны, на пару с товарищем использовать куда интереснее. Эми-граната, выводящая на несколько секунд из строя технику, очки термовидения, с которыми врагов видно сквозь стены, бомба-липучка — все это по-настоящему нужно только в мультиплеере.

Увы, и здесь все не идеально. Сетевой код Conviction оптимизирован ужасно — игра хрипит и заикается. Плюс бесконечные лаги, потери соединения, отсутствие браузера серверов, из-за чего приходится искать напарника по полчаса. Надеемся, в ближайшее время это исправят патчами.

В 2002 году первая часть Tom Clancy’s Splinter Cell начиналась с длинного туториала, где рассказывали, как проскользнуть мимо камер, почему лучше ходить по бетону, а не по гравию, а также заставляли красться короткими шажками. В Conviction от нас требуют месить чужое лицо об писсуар, выкидывать зевак из окон и снимать трех противников за раз. Ко всему прочему, на каждом уровне лежит большой ящик с пистолетами, автоматами, дробовиками, гранатами…

Splinter Cell изменился — возможно, навсегда. Это больше не стелс, а бодрый линейный экшен с укрытиями, мордобоем и шпионскими гаджетами. Хорошо это или плохо — зависит от ваших личных предпочтений и отношения к серии: новички, мы уверены, серьезного дискомфорта точно не испытают. Но мы все-таки испытываем легкую досаду: сегодня стелс-игр почти не делают, и лишаться одного из немногих представителей самого интеллигентного поджанра экшенов — просто обидно.

ПЕРЕВОД: С русской версией Conviction все сложилось удачно — она вышла одновременно с мировым релизом и оказалась весьма неплохого качества. Субтитры переведены грамотно, шрифты из того же разряда, что и оригинальные. Озвучка оставлена английской, что только в плюс — без хриплого голоса Майкла Айронсайда Сэм Фишер растерял бы половину обаяния.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Conviction оказался антиподом всех прошлых серий Splinter Cell — крутым брутальным боевиком с чисто номинальными стелс-элементами. Если такой расклад не вызывает у вас морального протеста, игру можно будет пройти с удовольствием.

Потеряв родную дочь и собственноручно пристрелив лучшего друга, Ирвинга Ламберта, Фишер уходит из «Третьего эшелона», громко хлопнув дверью. Через некоторое время с ним связывается Анна Гримсдоттир и сообщает, что у нее есть важная информация. Сэм заглатывает наживку и идет по указанному следу, который приводит его к началу длинной вереницы событий, где его личное дело — лишь первое звено в цепи, на конце которой бряцают: связка электромагнитного оружия, правительственный заговор, предательство и прочая банальная и предсказуемая фигня.

Сэм изменился. Он заматерел, посуровел, освободился от поводка бывших начальников и вообще теперь сам за себя, что главным образом сказалось на его поведении. Теперь никто не нашептывает на ухо просьбы быть аккуратным и убивать поменьше людей, не грозит международным скандалом, поэтому можно идти напролом. Хотите вы того или нет, но наш герой уже не торт.

Утратив необходимость работать по-тихому, бывший агент предпочитает расправляться с врагами быстро, жестоко и эффективно. В его арсенале целая охапка трюков и умений, но кривой баланс и не самый удачный дизайн уровней позволяют обходиться двумя самыми простыми и надежными. Первая «козырная» способность Сэма — ликвидация: за секунду проделать по дыре в головах нескольких человек теперь не проблема. Достаточно лишь убить в рукопашке (а это — нажатие одной кнопки) отбившегося от группы простофилю (а такой всегда найдется), заполнив тем самым шкалу своеобразной «ярости», затем «пометить» цели и нажать клавишу — откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь зрелищной расправой в «сло-мо». Второй трюк — просто повытаскивать всех из окон да посбрасывать в ямы. Фишер висит на каком-нибудь карнизике, постреливает для привлечения внимания, а когда очередной балбес подбегает, без труда извлекает его из окна, отправляя в короткий последний полет.

Tom Clancy

С подлецами разговор у Сэма короткий.

Можно вообще не заморачиваться: идти напролом, перекатываясь от укрытия к укрытию, как в Gears of War, и укладывая всех на своем пути. На максимальном уровне сложности будет трудновато, но если вы не новичок в таких играх, то серьезные неприятности вам не грозят.

Кто-то с задних рядов пробурчит, что можно по старинке лазать по трубам, прячась в тени… и будет прав. Да, многие локации предусматривают и такой вариант прохождения, да вот дизайн, атмосфера и динамика никак не способствуют. Сами судите — какие к черту водостоки, когда проще и, что важнее, удобнее — скакать от бочки к забору, а от забора к прилавку, ведь все эти объекты так заботливо и удобно разбросаны по уровню?! Вместо кучи прибамбасов для взлома компьютеров, подглядываний, подслушиваний и многофункционального ПНВ — внушительный арсенал, забитый бомбами рюкзак и толпа оголтелых охотников на Фишера, которых тот прекрасно видит в темноте без всяких навороченных гаджетов.

Хоть стелс и остался в прошлом, нам позволяют «поиграть» с ИИ — если высунетесь из-за укрытия и вас заметят, в этом месте останется ваш призрачный силуэт, «маркируя» тот участок, к которому приковано все внимание врагов. Вы же тем временем можете обойти и замочить всех.

Tom Clancy

Дюжина «коммандос», сброшенных за пару минут в какую-то канализацию.

Другая забава — интерактивные допросы. Сам процесс незатейлив — надо просто лупить жертву либо кулаками, либо ногами, либо об стол лицом, либо еще как-нибудь, пока та не расколется. В такие моменты порой на стены проецируются черно-белые сценки, а вокруг появляются надписи с ключевой информацией.

След погибшей дочери ведет Сэма по всем знакомой ровной дорожке привычных заданий, событий и сюжетных поворотов. Стандартный набор хорошего боевика на месте — встреча со старыми товарищами, предательства, правительственные заговоры и обязательный босс-вертолет… Все обставлено со вкусом и красиво — как в дорогих блокбастерах. Вам не придется скучать, мотаясь по невзрачным уровням, каждый раз впереди ждет что-то новое и интересное: сначала столица Мальты, потом база тайной организации, ярмарка, экскурсия по достопримечательностям Вашингтона, секретная лаборатория и даже визит в штаб-квартиру «Третьего эшелона». Художники и дизайнеры потрудились на славу — выглядит Conviction дорого и здорово. Лишь жутковатые перестрелки близ Ирака с узколобыми противниками и Красными Бочками навевают уныние.

Увы, сдобрено все это счастье паршивеньким сюжетом, набитым клише до отказа, и банальными диалогами, но тут на выручку приходит сам Фишер — харизму из нашего Сэма так просто не вытравишь. Шутки по-прежнему колкие, а ответы на вялые протесты невольных собеседников так же бескомпромиссны, как и удары нашего героя. Прибавьте сюда любимый голос Майкла Айронсайда… м-м, повеяло ностальгией, чувствуете?

Tom Clancy

Раскаленная плита — отличный аргумент, если разговор не клеится.

… И вишенка сверху

А чтобы было веселее, разработчики добавили одну сюжетную кампанию на двоих, в которой нам поведают, откуда взялось треклятое ЭМ-оружие. Вы и ваш друг (ну, или случайный прохожий) в роли агентов Арчера и Сокола отправляетесь в заснеженную Россию бороться с медведями воевать с гопниками, без устали покрывающими все и вся отборнейшим матом, от которого даже у нас с Максимом Кулаковым уши сворачивались в трубочки. Действительно, самая запоминающаяся часть кооператива — феерические реплики встревоженных разбитой лампочкой или найденным трупом русских бандюганов.

В остальном же бегать на пару по баням и офисам — скука та еще, потому что чувства локтя здесь нет. Помните, как в «Теории хаоса» можно было спускать друг друга на тросах, карабкаться друг по другу, подсаживать и вытворять еще тысячу классных штук? Так вот, в Conviction ничего такого нет. Ну, почти нет. Мы ведь не будет брать в расчет реанимацию схватившего пулю товарища и освобождение незадачливого напарника из недружелюбных объятий?

Tom Clancy

Апогей взаимодействия в кооперативе — вместе выломать дверь.

Нравится вам это или нет, но серия Splinter Cell изменилась. Или просто деградировала. Трудно судить — это как с тем самым стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон. Конечно, преданные фанаты прибора ночного видения, Five-Seven с глушителем и многочасовых выжиданий за углом (а в числе этих фанатов и я) будут раздосадованы. Но что поделать, рынок диктует свои условия. Сами разработчики устами Виктора Косте, приятеля Сэма, в начале игры честно признаются: «Сэм Фишер, которого вы знали, мертв». Вместо осторожного дядьки в резиновом костюме нас теперь встречает суровый мужик, предпочитающий действовать агрессивно. Да, порой он может тряхнуть стариной и вскарабкаться на крышу по сточной трубе, скрывшись от лишних глаз, но это лишь отголоски былой службы в «Третьем эшелоне».

Зрелищность, дороговизна и красота — качества здоровские, но делая серьезный акцент на них, Ubisoft способна насовсем лишить Splinter Cell индивидуальности. Conviction — со всех сторон хороша, да вот рискует затеряться в огромной массе похожих друг на друга позиционных боевиков. Ведь подумайте: как долго будет жить в памяти превосходная «Теория хаоса»? И вспомнит ли кто-нибудь о Conviction через год. Не думаю, что еженедельные бесплатные гранаты и пистолеты помогут старине Сэму избежать забвения.

Плюсы: Сэм Фишер снова с нами; красиво и зрелищно; отличная анимация; превосходный саундтрек; стелс еле дышит, но пока все-таки жив.
Минусы: стелс еле дышит; огромный, но бесполезный арсенал; совсем плохой сюжет; скучноватый режим совместного прохождения.

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction — игра, про которую уже сейчас страшно хочется почитать большой, обстоятельный постмортем. Там должно быть много драматических зарисовок из офисной жизни: избиение геймдизайнера офисной табуреткой, бытовое насилие над аниматорами, упразднение практически готовой механики рукопашного боя. Такие истории редко заканчиваются хорошо (см., например, Tiberium), но у Conviction, судя по тому, что мы увидели на E3 2009, — сюжет со счастливым финалом.

В 2007 году Ubisoft показали нам в Лувре совсем другую игру. Conviction тогда больше всего походила на Hitman без переодеваний, зато с интересной боевой системой. Бородатый, злой, осунувшийся Сэм Фишер прятал голову под капюшоном и вальсировал с врагами в интерактивных декорациях. Любой предмет на уровне можно было схватить и использовать не по назначению. В ход шло все: мониторы летели в охранников, табуретки баррикадировали двери, отломанные ножки стола использовались в качестве дубинки. Из Фишера делали Джейсона Борна: злую, идеальную машину для убийств, которая слетела с катушек. К тому же новый Splinter Cell явно был вдохновлен идеями Assassin’s Creed: сэндбокс, импровизационные схватки, взаимодействие с толпой.

После Ubidays 2007 Conviction на два года пропала с радаров. На Ubidays 2008 поползли слухи: проект закрыли; его переделывают с нуля; Splinter Cell не выйдет. Все это оказалось в некотором смысле правдой: то, что представляет собой Conviction образца 2009 года, имеет мало общего с игрой, которую нам демонстрировали в Париже весной 2007-го.

Идентификация Сэма

Обратите внимание на разбитый писсуар: там только что побывала вражеская челюсть.

Настроение, правда, осталось: Conviction по-прежнему являет нам Фишера на озверине. Презентация открывается с крупного плана писсуара. Через несколько секунд в него влетает чья-то челюсть, отшибая внушительный кусок сантехники. Затем хозяина теперь уже явно сломанного подбородка отрывают от писсуара и в следующую секунду вминают головой в зеркало. Камера чуть отъезжает назад, и в растрескавшемся отражении ненадолго мелькает перекошенная, бородатая физиономия Фишера. В обломанном зеркале кровью отпечатывается титр: Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction. Если бы сотрудник Ubisoft Montreal не сжимал в руках геймпад, мы бы с легкостью приняли происходящее на экране за лихо поставленную кат-сцену.

Несмотря на все геймдизайнерские заслуги Conviction, о которых ниже, хочется заметить, что с точки зрения постановки, работы с камерой и светом новому Splinter Cell на выставке не было равных. Так киноязыком умеют пользоваться разве что Remedy.

Все, что хочет сообщить вам игра, органично вписано в ее декорации. Ключевые задачи проецируются на стены: вот Сэм впечатывает безымянного мужчину в стену, рядом проступает надпись: «Добудь информацию». Вот Фишер приближается по ночной улице к монументальному зданию посольства, а на его фасад, будто с гигантского невидимого проектора, выведено: «Проникни внутрь». Так везде: воспоминания и флэшбеки черно-белым видео проецируются на любое подходящее для этого пространство. Ближайшим художественным ориентиром тут могут служить разве что открывающие титры GTA 4.

Пока мы любуемся тем, как очередное воззвание к Фишеру идеально ложится на поверхность общественного туалета, Сэм начинает допрос. Механика рукопашного боя, которую мы видели два года назад, целиком уместилась в такие зарисовки, где врагов требуется швырять по комнате, периодически задавая интересующие вопросы. Декор при этом заметно меняется: зеркала бьются, стулья ломаются, чашки летят на пол и так далее. Несмотря на то что разрушения, судя по всему, просчитаны физическим движком, все это скорее напоминает схватки в Robert Ludlum’s The Bourne Conspiracy или The Punisher: подобрать осколок писсуара и погрозить им жертве больше не получится.

Превосходство Сэма

Свой любимый паркур Ubisoft Montreal, конечно, не забыли: Фишер карабкается по отвесным стенам и сами видите что творит.

Из открытого сэндбокс-экшена Conviction превратилась в направленный, местами почти линейный боевик. То есть каждая задача по-прежнему решается целым рядом способов, но о свободе, которую обещали нам два года назад, речи не идет. И возможно, это к лучшему.

Потому что боевая механика в Conviction выглядит так, что хочется немедленно все бросить и началь зачеркивать дни до релиза на календаре. Фишер больше всего напоминает двуногую бородатую гадюку: он не идет, а стелется по уровню. По сравнению с прошлыми играми серии анимация ускорилась как минимум в полтора раза, Фишер пружиной скачет от одного укрытия к другому, скользит по подоконникам, пантерой напрыгивает на врагов. Одно движение — один труп. Фишер не бьет даже, он наносит ядовитый смертельный укус.

Для того чтобы экстраполировать этот ритм на всю игру, в Ubisoft Montreal придумали несколько занятных приемов, и самый интересный из них — Mark and Execute. Прежде чем ворваться в очередное помещение, Фишер почти всегда имеет возможность заглянуть и посмотреть, что там происходит. Высокотехнологичных гаджетов у него теперь нет, поэтому Сэм подсовывает под дверь отломанное у машины зеркало (картинка трогательно преломляется на трещинах) или выдумывает еще что-нибудь в этом духе. Так вот, используя зеркало, вы можете пометить специальным маркером несколько врагов, затем нажать на «фас», и Сэм моментально ворвется в комнату, одним выстрелом убив тех, кому была выписана черная метка.

Очень похожая механика уже работала у тех же Ubisoft Montreal в Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas, но тут, благодаря змеиным повадкам Фишера, все ощущается (и играется) по-другому. Потому что врагов в комнате, как правило, гораздо больше, чем Сэм может уложить за раз (всего пометить можно до трех противников, точное количество зависит от оружия, которое Фишер сжимает в руках; специальный ресурс, который тратится на Mark and Execute, набирается в рукопашных схватках).

С теми, кто выжил после вашего вторжения, завязывается игра в кошки-мышки. В Conviction работает еще одна система, которая называется «последняя известная позиция». Стоит вам уйти в тень (а это по-прежнему можно сделать: игра в такие минуты заботливо обесцвечивает картинку, давая понять, что Фишер в безопасности), как все бросаются туда, где последний раз видели бывшего агента. Более того, это место хорошо известно и Сэму: там находится его полупрозрачный силуэт.

Фишер не убивает, он казнит своих врагов. По сравнению с ним они по-прежнему выглядят глупыми, подслеповатыми дуболомами, которые придуманы только для того, чтобы изобретательно умереть в следующую секунду. Пока будущий труп опасливо водит дулом автомата там, где Сэм был несколько минут назад, вы, уже у него за спиной, смыкаете пальцы на шее врага.

Боевая система Conviction допускает и открытую конфронтацию, но вы вряд ли захотите принимать в ней участие.

Таким ненавязчивым образом Conviction сообщает вам о том, что нужно делать дальше.

Ультиматум Сэма

Conviction — пожалуй, вторая самая впечатляющая игра выставки после Alan Wake. Ubisoft действительно практически переделали ее с нуля, использовав некоторые из своих идей двухлетней давности в качестве строительных элементов. Результат — будущее жанра, который мы когда-то называли «стелс-экшен». Так что, когда придет время вручать наши ежегодные награды, номинацию «Сплинтер-селл» года», похоже, придется вернуть.

Будем ждать? Сэм Фишер все-таки станет Джейсоном Борном: Conviction играется как сверхскоростной и невероятно кинематографичный экшен. Стелса практически не видно.

Разработка Splinter Cell: Conviction в какой-то момент стала походить на трагедию почти чеховского масштаба. Первоначальный вариант, в котором давно не брившийся и похожий на бомжа Сэм Фишер в мятом плаще скрывался от полицейских в толпе, баррикадировал двери и ломал стулья об головы врагов, был отправлен на помойку. Затем игру переделали с нуля, радикально упростив механику даже по сравнению с ранними частями Splinter Cell. Выиграла ли финальная версия от этого или нет, мы уже не узнаем никогда, но если вы (как и мы) давно мечтали о нелинейности, импровизации и простой человеческой логике в шпионских играх, то вынуждены вас огорчить — не в этот раз. Нынешний Conviction действительно можно назвать новым словом в знаменитой стелс-серии, но совсем по другой причине — в нем почти нет… стелса.

Ничего лишнего

В раннем варианте игры явно планировался паркур, элементы которого видны даже сейчас: Сэм не может взобраться на любой ящик, зато удивительно ловко лазит по отвесным стенам.

Из нескольких возможных путей развития серии (первоначальная задумка больше походила на Assassin’s Creed без паркура, но с продвинутой физикой и элементами Dead Rising) Ubisoft выбрали путь наименьшего сопротивления. А именно: упростили сложные, многоступенчатые уровни до степени простого коридора, в несколько раз увеличили темп игры (проще говоря, позволили нормально бегать и перепрыгивать через укрытия в стиле Stranglehold), убрали все мини-игры и большую часть гаджетов, добавили врагов и выдали Сэму Фишеру в руки шотган.

Но даже если стараться не думать о том, что один из столпов современного стелс-жанра теперь выступает на одном поле с Gears of War, нужно признать, что играть по пятому разу в старый добрый Splinter Cell с его дурацкими условностями в 2010 году уж точно никто не стал бы. Обновленный Conviction дает возможность отомстить за все те часы, которые мы провели, сидя под офисным столом и прячась от очередного безымянного охранника или мерзкой бронированной видеокамеры. Теперь, когда бывший спецагент не скован никакими обязательствами перед «Третьим эшелоном», прятаться больше нет смысла, ведь в крайнем случае можно просто взорвать все к чертям.

Ничего личного

При желании Conviction по-прежнему можно проходить как стелс, передушив половину врагов голыми руками.

Вышедший на пенсию, но все никак не стареющий (хотя, казалось бы, уже шестой десяток пошел) Фишер тяжело переживает гибель единственной дочки, якобы угодившей под машину в Splinter Cell: Double Agent. Звонок бывшей коллеги Анны Гримсдоттир застает его на Мальте, где примерно через пять минут неожиданно выясняется, что на Фишера объявили охоту некие темные личности, причастные к гибели дочери, а еще через десять — что девочка на самом деле жива-здорова и сможет воссоединиться с папой, если тот окажет «небольшую услугу» работающей на правительство Гримсдоттир.

На этом месте разговор о сюжете можно было бы и заканчивать, и вовсе не из-за опасения ненароком испортить вам удовольствие. Дело в том, что, как и в любой другой игре с ярлыком «Tom Clancy’s», сюжет в Conviction традиционно пустой и бредовый — от робких попыток пролить свет на «гражданскую» жизнь героя (см. флэшбек, в котором Сэм убеждает маленькую дочь не бояться спать без света) история переключается на разборки с наемниками военизированного ЧОП и бывшими коллегами по «Третьему эшелону», а заканчивается, как и положено, штурмом Овального кабинета. На то, что вообще за люди нас окружают и почему игрок должен запоминать их хотя бы по именам, сценаристам совершенно наплевать. Дело отчасти спасает традиционно великолепная озвучка — фирменный хрип Майкла Айронсайда с годами становится все более выразительным.

Я женщин не бил до 17 лет

Часть игры по старой задумке проходит в людных местах, но от планируемых когда-то толп народа осталось человек пять статистов в кадре.

Внутреннюю пустоту персонажей игра компенсирует довольно странным образом — когда первый же встреченный злодей при допросе разбивает своей челюстью писсуар, а двойной агент Анна Гримсдоттир получает пудовым фишеровским кулачищем прямо по лицу, за авторов игры становится как-то неловко. Жестокие расправы в стиле The Punisher (босса можно приложить щекой к горячей конфорке или пробить его головой экран телевизора) — не очень достойный и непонятно зачем вообще нужный в мире Splinter Cell прием, тем более что в Conviction и без него хватает своих ярких моментов. Несмотря на то что внутреннее устройство игры раскрывается перед нами буквально в течение первых минут и практически не меняется на протяжении всех 11 уровней, базовая механика обновленного Splinter Cell по меркам линейного экшена очень даже хороша.

Главная и самая необычная деталь, которую авторы старательно выпячивали на всех презентациях: задания, подсказки и прочая важная информация теперь не сбрасываются на карманный компьютер (вместо тонны гаджетов у Сэма за спиной на этот раз обычный рюкзак) и даже не сообщаются по радиосвязи. Они просто проецируются на любом подходящем объекте у нас перед глазами — если вы видели открывающие титры GTA 4, то поймете, о чем идет речь. На стене бетонной десятиэтажки огромными буквами пишут «Проникни в дом», на развевающемся красном флаге перед нашим носом вдруг всплывает фраза «Устрани Антона Кобина» (знакомьтесь, босс русской мафии на Мальте), а нужная дверь будет обязательно подсвечена. Более того, подсказку о текущей цели в любой момент можно вывести хоть на пол под ногами нажатием одной кнопки. Но и это еще не все — во время сюжетно важных моментов на какой-нибудь стенке вполне может появиться черно-белая хроника событий, о которых в данный момент идет речь, или же очередной флэшбек. Иногда кажется, что Ubisoft вообще всю игру затеяли только ради того, чтобы похвастаться своей находкой, и тем досаднее, что, кроме подсказок, транслировать с ее помощью толком нечего: когда в основе сюжета лежит военно-патриотическая жвачка, не спасут никакие флэшбеки на стенах.

Физическая форма Фишера с годами, кажется, становится только лучше, чего не скажешь о его врагах.

В любом другом Splinter Cell такая стычка гарантированно завершилась бы провалом миссии, а сейчас ничего — обычный рабочий момент.

Еще одно важное нововведение, которое придает игре вполне достоверное ощущение того, что перед нами все-таки стелс, — это прозрачный силуэт героя, который всегда высвечивается в том месте, где мы в последний раз попадали в поле зрения врага. Поэтому, специально подставившись, мы вполне можем оставить на этом месте «подарок» в виде дистанционно управляемой мины, после чего незаметно переместиться к другому укрытию и спокойно ждать, пока враги подойдут к предполагаемой нычке Фишера и радостно взорвутся.

Эпизоды, специально заточенные под экшен, получились хуже всего — баллистика и чувство оружия остались теми же, что и в прошлых частях Splinter Cell.

Система укрытий играет важнейшую роль в Conviction: если раньше к стенам можно было просто прислоняться и вести огонь из-за угла, то теперь «прилипать» можно к абсолютно любому препятствию — гибкий Сэм делает это эффектным подкатом. Вообще, перемещаться между укрытиями здесь удобнее, чем даже в Gears of War, — выбрав стрелочкой нужную позицию, достаточно нажать одну кнопку, как Фишер сам, пригибаясь и лавируя, добежит до нее. В таком скрюченном состоянии можно даже пройти большинство уровней, оставшись незамеченным, и получить за это специальный ачивмент.

Но, повторимся, пользоваться такими приемами игра не заставляет. В большинстве игровых ситуаций стелс — не более чем опция для эстетствующих фанатов серии. Любого врага можно бесцеремонно расстрелять из укрытия или, пуще того, забить до смерти голыми руками. Последнее даже поощряется: за убийство в рукопашном бою игра дает возможность пометить нескольких противников и единовременно прикончить их нажатием одной кнопки.

Братан слева, братан справа

Впрочем, за один только насыщенный, но довольно быстро приедающийся однопользовательский режим Conviction ни за что бы не получила той оценки, которую вы увидите в конце материала. Настоящим шоу-стоппером на этот раз стал кооператив для двух игроков, который здесь выступает в качестве пролога к основному сюжету и по продолжительности почти ему не уступает. Здесь нет ничего такого, чего серия не видела раньше, но даже бесхитростная формула «Splinter Cell на двоих» заставляет испытывать эмоции, совершенно невозможные при игре в одиночку.

Интернациональная команда спецагентов (русский и американец) всплывает на подлодке у стен московского Кремля (на заднем плане виднеются купола и слышен русский мат), чтобы спуститься в подземный бункер времен СССР, раздобыть информацию о пропаже четырех ядерных боеголовок и не допустить их попадания на черный рынок. Формально кооператив играется точно так же, как и сингл, — подсказки на стенах, физика и набор движений абсолютно идентичны. Но когда за дело берутся двое, Conviction расцветает новыми красками. Одно неловкое движение легко может сорвать тщательно подготовленный план по устранению группы ничего не подозревающих врагов и превратить его в беспорядочную пальбу с двух сторон, последнюю точку в которой поставит истекающий кровью спецагент, застреливший последнего врага уже лежа на полу (бывает здесь и такое).

Система, позволяющая убивать нескольких врагов одной кнопкой, позаимствована из Rainbow Six: Vegas.

В кооперативе регулярно возникают ситуации, которые украсили бы любой фильм Тарантино.

Самое интересное во всем этом то, что, несмотря на радикальное изменение курса (хоть и не в ту сторону, куда мы предполагали), Splinter Cell до сих пор остается на особом положении. Стелс-экшены сегодня — вымирающий вид, и последней игрой, которую с некоторой натяжкой можно отнести к этому жанру, был прошлогодний Batman: Arkham Asylum (плюс на консолях Sony все еще не сдается Metal Gear Solid). Хотим мы этого или нет, но Splinter Cell по-прежнему диктует моду в стелс-экшенах, даже если эта мода предполагает разбивание писсуаров чужими челюстями и избиение женщин.

Читайте также: