This war of mine ios обзор

Обновлено: 03.07.2024

Война — возможно, самая популярная тема в игровой индустрии. Война идеологическая, против инопланетных или иноземных захватчиков, за равенство и братство… Да какая угодно, лишь бы бравая солдатня геройски мельтешила в кадре, всё бабахало и злыдни дохли. Иногда же боевые действия становятся предметом авторского манифеста, громогласного заявления, переворачивающего ваши взгляды с ног на голову. Такой была Spec Ops: The Line, цитировавшая «Апокалипсис сегодня». И именно такой оказалась This War of Mine — первое в истории интерактивное произведение, где нам напоминают, что в войне участвуют не только специально обученные люди, но и самые обычные смертные.

Как играется?

На безымянное государство Восточной Европы обрушилось бремя раздора: военные перестреляли гражданских, гражданские окрысились на военных, выжившие ютятся в продырявленных домах. Журналисты, спортсмены и адвокаты из прошлой жизни в этой все равны — каждая ночь может стать последней, а дневное благополучие грозит оборваться случайным визитом пьяных бандитов. Или военных, тоже не особо трезвых. Или военных бандитов.

Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели
Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели

Ты открываешь This War of Mine дверь, а она с порога бьёт в живот — и по-хозяйски проходит в гостиную. Примерно с третьей минуты игру надо бы по-хорошему закрывать — и бежать, бежать от этого кошмара, чтобы никогда его не видеть. Но что-то тянет обратно. На экране планшета — дом-решето. Там, замотанные в тряпки, сидят голодные, злые и больные люди. Выжившие. С первого дня этого бескомпромиссного ужаса их будет трое, но к финалу (здесь есть финал, да), вы доберётесь сильно искалеченным составом.

Если вообще доберётесь, конечно. This War of Mine выкатывает вереницу житейских проблем, которые в условиях предложенного пейзажа решить невозможно: подопечные хотят есть, спать, им плохо и не с кем поговорить. Добыть провизию можно, либо обменивая шило на мыло, либо выбираясь в город, где гуляют люди и смерть. Зачастую это одно и то же. Первые несколько часов знакомства с приложением — это постоянная игра навылет: кому-то вновь не хватило еды, и он умер, кто-то заболел — и тихо остывает на чердаке, кто-то сошёл с ума, а кто-то со вчерашнего дня ушёл помогать соседке, и не спешит вернуться.

Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели
Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели

Никто даже и не пытается внушить абсурдную мысль, что можно победить. Нет, нельзя: неподготовленный к войне человек живёт на ней не более недели, и вы просто оттягиваете неизбежное. С этого ракурса война — дурная тётка и стерва. Собственно, никто и не сомневался, что в таких условиях легко погибнуть. Но это — лишь верхушка заложенного в This War of Mine смысла. Экзистенциализм начнется позже. Вы привыкнете к смертям. Ну что же, убили, ладно, начнём заново. Овладеете базовыми навыками. Поймёте, в какую точку города можно соваться, а какую обходить стороной. А потом — соберёте своё первое оружие. И превратитесь в монстра.

Полковник Кольт не просто уравнял людей в правах — он подарил бесконтрольное, наркотическое чувство превосходства. Вы врываетесь в дом к пожилой паре. У вас в руках пистолет. Они просят ничего не трогать, оставить их в покое. Дальше — воля ваша. Стариков можно не слушать и с чистой совестью грабить. Можно уйти, но дома не поймут. Можно убить, но дома не поймут ещё сильнее.

Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели
Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели

This War of Mine каждый час, каждую минуту будет метать в вашу сторону вопросы: а что, если? В заброшенном супермаркете пьяный солдат покушается на честь девушки. Помочь, или пройти мимо? Быть дьяволом выгодно — адские рога вгоняют в депрессию подопечных, но им и так всегда грустно. Игра никак не проконтролирует ваше поведение: грабить и убивать вы будете исключительно по собственным позывам души и разума.

Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели
Обзор This War of Mine: такой войну вы ещё не видели

This War of Mine — это не игра, это практически документальный очерк о наших телевизионных новостях. И именно поэтому, если вы ведёте себя в игре, как мерзкий бандит — скорее всего, вы такой и есть. Просто ещё этого не знаете.

Как смотрится?

Карандашная рисовка, выбранная художниками, наверное, оптимальная. Она позволяет скрыть некоторые технические огрехи, и в то же время здорово расцвечивает атмосферу — получается довольно убедительный эффект. Для игры такой тематики это важно — в происходящее, извините за глупый штамп, веришь. А больше ничего и не надо.

Итоги

Эффект от This War of Mine сопоставим с фильмом «Иди и смотри» — такое же шокирующее произведение. Возможно, чрезмерно — игра (как и кино Климова) хлещет в те области, которые лучше вообще не трогать. Но речь не идёт о спекуляции — это просто та отрасль искусства, которая, надавливая на больное, шепчет, говорит, кричит о важных вещах. И сейчас, когда в нашем мире не всё спокойно, такие игры нужны обществу особенно сильно: чтобы люди не забывали, что война — это не Call of Duty, это не весело и не классно. Война — это трагедия.

Город Погорень, столица восточноевропейского государства Высень, охвачен пожаром гражданской войны. Трое мирных граждан волею судьбы очутились под крышей одного здания — полуразрушенного, с выбитыми стеклами, но еще способного послужить укрытием от непогоды и случайного рикошета. У них всего одна задача — пережить войну, не заработав видимых телесных и душевных ран.

Ночью кто-нибудь из вашей команды отправляется в одну из дюжины локаций, копается в мусоре или ворует у других, старается не ввязываться в драки (лечить раны тут долго и дорого) и с третьим криком еще живого петуха возвращается домой с хабаром.

Днем, пока он отсыпается, мирные жители находят применение найденным доскам, лампочкам, железкам и удобрениям: фильтруют дождевую воду и строгают спички, сколачивают из деревяшек кровати и верстаки, забивают досками окна и собирают радиоприемник, ставят ловушки на крыс и выращивают в мини-теплице морковку, варят пищу для тела и читают пищу для ума.

Обустройство дома — целая наука. Вскоре вы отправляетесь на поиски уже не с целью нагрести в мешок все, что плохо лежит, а с четким планом в уме. В голове прокручивается таблица материалов и запчастей, которые нужно уместить в небольшую котомку ночного охотника, иначе просто невозможно наладить табачный заводик или приличную ферму в небольшом жилом доме.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Впервые забираясь в неисследованный район, добытчик язвительно его отрекомендует. Даже если он не местный. ► Танк на заднем плане будет гореть каждую ночь, но разве это так уж важно?

Но даже собственное производство, для которого наворовано столько досок и опилок, не спасет. Во-первых, материалы все равно надо добывать или выменивать, а во-вторых, продукт, как правило, потребляется на месте. Это выверенная математика, суровый «менеджер для выживающих» — и как же приятно этим заниматься!

Выживающие тоже кое-чего стоят. Из-за нехватки еды граждане могут оголодать, из-за сквозняка — заболеть, в результате нападения — пораниться, от аморальных действий или невозможности выкурить сигаретку — расстроиться и даже впасть в депрессию. Они постоянно комментируют свои ощущения — в основном жалобами вроде «жрать хочу!» и «эх, что ж я раньше не свалил». Если бы не чувствительная тема This War of Mine, в списке близких по духу игр однозначно фигурировала бы The Sims.

Параллельно домострою творятся драмы. Добытчик вломился в домик пожилой пары и вынес два кило мяса без костей — все, теперь половина сожителей разноется, что жизнь уже не та, мы преступили моральный закон внутри нас, и не понятно, как нас теперь земля носит. А какой цирк с рыданиями начнется, когда добытчик впервые подерется с другим искателем из-за разбитой гитары.

Многие отмечают, что вот эта демонстрация совести в реальном времени и есть центральная тема This War of Mine. Да и сами разработчики, похоже, придерживаются такого мнения. Но вскоре выясняется, что реплики у персонажей идут по кругу, реагируют они на все предсказуемо одинаково, а все преступления добытчика легко нивелируются и прощаются. Нет у них души, короче говоря.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Наткнувшись на чужой схрон, кусаешь губы в первую очередь из-за того, что все награбленное зараз не унести. Приходится выбирать только то, что отвечает плану развития убежища. ► Забаррикадированные двери, железные решетки, запертые шкафы разведчику приходится запоминать. Или забивать ценную ячейку набором инструментов «на все случаи жизни».

Вот к примеру: вчера ночью Павле вломился в чужой дом, украл из холодильника три банки консервов, пока их владелец отходил покурить, и утром вернулся домой с радостным: «Смотрите, я еды надыбал!» И что думают наши бедолаги? «Как же так, нам пришлось воровать, чтобы выжить» или «Бедный Павле, ему пришлось украсть, ведь у него не было другого выбора», в лучшем случае — разумное «Делать нечего: тут или мы, или они».

Братцы мои, это не Павле решил своровать банку консервов, а я — ваш хозяин и благодетель, и на его месте я вообще молчал бы о том, как именно добыты эти несчастные консервы. Что вы там себе думаете (точнее, какую логику вложили геймдизайнеры), это ваше дело, а моя забота — накормить вас любой ценой, чтобы вы с голодухи коньки не отбросили.

Но экранные марионетки об этом не знают, они канючат и расстраиваются по каждому случаю незаконного отъема ресурсов у населения. Ничего, принесу им больше книжек да починю гитару — и вскоре их морщины разгладятся, а краешки губ поднимутся куда следует.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Павле всю ночь разгружал чужие ящики и шкафы, ужасно устал, но все равно счастлив — он принес добра людям, фактически ставшим его семьей!
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Война продлится достаточно долго, чтобы обустроить весь дом. Советуем начинать с кроватей и заколачивания окон. ► На верстаке поначалу можно смастерить лишь примитивное оружие, но с улучшениями получится и винтовку сообразить, и даже попорченный бронежилет залатать.

В особо запущенных случаях могут возникнуть серьезные проблемы: последней каплей запросто станет убийство бомжа, вставшего грудью на защиту лучшего друга — бутыли с самогоном. То, что именно я, сидящий в уютном кресле, отдал жестокий, с точки зрения игровой морали, приказ, еще не означает, что я при этом маниакально захохотал и незамедлительно потребовал еще бомжей для бога бомжей.

Просто если у меня есть такой инструмент и я прекрасно осведомлен о последствиях поступка, я воспользуюсь им. Мне это ничего не стоит, потому что я буду минимально наказан необходимостью тратить время одного из подчиненных на игру на гитаре два дня подряд. Тоже мне епитимья.

И ведь нельзя даже сказать, что «разработчики выстроили тонкую связь игрока с персонажами, а потом ее сломали», потому что связь не чувствуется изначально. Вся эмпатия в This War of Mine строится на вынужденном компромиссе между полным вживанием в шкуру мирного жителя и необходимостью симулировать социальные отношения. Последнее, кстати, неплохо реализовано: своевременный разговор даже сильного и смелого порой вытаскивает из глубочайшего депрессняка, а копящееся раздражение заядлого курильщика может вылиться в неожиданную ночную драку.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Бродячие торговцы появляются по приказу генератора случайных чисел. Вычислив игровую логику, вы быстро определите не нужный вам, но ценный для торговца товар — вот его и меняйте. ► Пока дом не обезопасили, стоит оставить хотя бы одного бойца на страже, пока остальные отсыпаются (часовой отдохнет днем). Но кто-то обязательно должен сходить на разведку или за добычей, здесь дорога каждая ночь.

Но без социалки TWoM была бы лишь немного другой, а с одним-единственным немым героем — заметно выиграла бы. Если бы после убийства пожилой пары он ничего не говорил, а хватался за голову и молча катался по полу, вместо того чтобы как ни в чем не бывало мастерить фильтр для воды, — вот такого поведения хватило бы, чтобы замедлить мой сердечный ритм. Ведь он — это я. А «они» — это совершенно точно не я, и нечего тут.

Кроме того, всю дорогу чувствовалось какое-то расхождение. Конфликт, служащий одной большой декорацией, на первый план ни разу не выходит и не дает игроку принять чью-либо сторону. Это и понятно: разработчики не хотят впутывать сюда политику, поэтому считается, что герои аполитичны. Тем не менее условные повстанцы вовсю сражаются с условными регулярными войсками, но ни тех, ни других вы не встретите (если не попытаетесь заглянуть в Military Outpost, но и там в лучшем случае предложат поторговать, а в худшем пустят пулю в лоб).

К вам не заглянут на огонек «белые» или «красные» с требованием сдать в расположение части запасы махорки; вас не вовлекут в Сложный Моральный Выбор, обрекающий на гибель вчерашнего студента или убеленную сединами вагоновожатую. С тем же успехом за разбитыми окнами дома в This War of Mine мог разразиться нефтяной кризис, день триффидов или зомби-апокалипсис.

Если не брать в расчет прокрустово ложе игровой морали, куда игрока впихивают геймдизайнеры, останется неплохой симулятор с менеджментом ресурсов и какой-никакой stealth action. С каждым днем открываются (а порой закрываются!) новые локации, откуда можно унести много полезного, однако в конечном итоге для выживания придется либо активно торговать, либо активно воровать-убивать.

В разработку «ночного» интерфейса, по всей видимости, опять вмешались морально озабоченные дизайнеры: двумерный платформер, управляемый мышью, — решение странное (но понятное: разработчики раньше делали игры для планшетов). Стрелять из пистолета или бить монтировкой, тыкая курсором в бегущего противника, — все это выглядит так, словно разработчики пытаются доказать, что убийство — дело не только грязное, но и трудное. Даже не пытайтесь.

Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика

► Экипировка и инструментарий занимают золотые ячейки, поэтому на разведку имеет смысл идти налегке. Решетку или запертую дверь вам никто не гарантирует, а с пустыми руками вы в любом случае не уйдете.
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
Рецензия на This War of Mine: война, выживание и беспощадная математика
► Проведя разведку, запомните, какой инструмент понадобится в следующий раз, чтобы получить полный контроль над ресурсами в локации. ► В одних записках ничего полезного нет, другие открывают местонахождение тайников с ценнейшими предметами.

И даже в хорошо продуманный план может вмешаться рандом. В начале нового дня TWoM генерирует несколько событий — постучится ли сегодня в дверь сосед ли торговец, подрался ли ночью с Катей психически неуравновешенный Роман, выспался ли расстроенный недавними убийствами Бруно.

Случаются и положительные события — например, сосед может принести в подарок морковку. Звучит смешно, но однажды он этим поступком реально спас игру. А как-то раз пришлось три или четыре раза перезагрузиться с посещением разных локаций, потому что кровь из носу нужны были лампочки — а это в TWoM и без того днем с огнем не отыщешь.

Зато на атмосферу гражданской войны хорошо работает графика и озвучение. Вся TWoM выглядит как ожившие карандашные наброски, на фоне которых выделяются неплохо анимированные персонажи. Хороша печальная музыка днем и тревожная ночью, бабахающие взрывы и автоматные очереди на заднем плане, шорохи и шаги в стелс-режиме.

Закончу рецензию типичным диалогом с самим собой во время игры:

— Чего бы такого смастерить из оставшихся ресурсов? Может, ножовку?

Встречались ли вам игры, где цена человека измерялась бы в консервах? Я вот не припомню ни одной. Разве что DayZ, но там переживания немного другого толка.

Мы привыкли, что игра про войну — это игра про форму. Ночные полеты среди прожекторов и трассеров зенитных установок, вода, в которой плавают внутренности, в день высадки в Нормандии, расколотые черепа пришельцев под ногами, кровь на силовой броне. В играх про войну игрок всегда готов к яростной схватке, в них он герой, спаситель, противостоящий целым армиям. И даже недавняя Valiant Hearts, несмотря на неожиданную манеру подачи, все равно бросает вас в самое пекло. Такова уж война в играх.

This War of Mine: первые ощущения

«На войне не только солдаты» — гласит слоган игры от польской студии 11 Bit. This War of Mine показывает совсем иную войну — такую, какой она предстает перед глазами обычных гражданских.

Технически This War of Mine — это симулятор жизни (точнее, выживания). Вашими подопечными становятся трое горожан с разными исходными данными и навыками. Днем вы управляете убежищем, мастерите из подручных материалов оружие, предметы обихода, укрепления для своего жилища, распределяете медикаменты и провизию между членами команды.

This War of Mine: первые ощущения

Кое-как я собрала и настроила радио. Вы, конечно же, можете не тратить драгоценные ресурсы на столь бесполезную, казалось бы, вещь. Но попытайтесь представить, какой психологический комфорт может даровать чужой голос людям, отрезанным от внешнего мира. А поддержание душевного здоровья ваших подопечных играет не меньшую роль, чем забота об их физическом состоянии.

This War of Mine: первые ощущения

Дневная деятельность сводится к обыкновенному менеджменту ресурсов. Самое интересное начинается ночью. Заброшенных домов, где можно собрать припасы, не нарвавшись на солдат и других выживших, довольно мало. Вернувшись с ночной охоты c торбами, полными припасов, вы можете обнаружить, что на вашу базу напали, запасы исчезли, а половина команды тяжело ранена.

В этот же момент в вашу дверь могут постучаться люди, отчаянно нуждающиеся в бинтах и антибиотиках. Как вы поступите в данной ситуации? Отдадите последние лекарства чужим и будете смотреть, как умирают ваши люди? Отправитесь грабить других бродяг? Откажете в помощи и будете наблюдать, как муки совести грызут членов вашей команды?

Легко быть героем, когда ты не чувствуешь ответственности за собственные поступки. В This War of Mine любое ваше решение влечет за собой последствия, зачастую критические для выживания команды. Но, в отличие от той же Gods Will Be Watching, This War of Mine не стремится держать вас в железных тисках, не ставит вас между однозначно «правильными» и «неправильными» решений. Проигрывать здесь — обычное дело. Это часть процесса.

This War of Mine: первые ощущения

Подобная обстановка — благодатная почва для фокусов в духе roguelike. Здесь нет сохранений, а смерть вашей команды необратима. Каждый раз, когда вы начинаете игру заново, состав отряда, его параметры и расположение ресурсов на карте меняются, что порождает бесчисленное количество сценариев для прохождения. Правда, оценивать, надолго ли этого хватит, пока рано. Демо-версия оказалась совсем небольшой и рассчитана в лучшем случае часа на три.

Но само по себе важно, что This War of Mine заставляет задуматься о том, о чем многие не привыкли думать и о чем им думать некомфортно. Даже если их это почти наверняка не затронет.

В стране, пережившей великую войну, мы с детства растём на рассказах о ней. Учимся и гордиться победой, и бояться повторения тех событий. Но некоторые вещи невозможно объяснить, описать или внушить. Там, где пасуют книги, фильмы и телепередачи, на помощь приходят игры.

Крепкий фундамент

This War of Mine уже пять лет, а за душу она берёт по-прежнему крепко. Затянутые дымом руины города. Ослепшие панельные многоэтажки. Люди, ищущие укрытия и готовые на всё ради банки консервов. Густая атмосфера страха за жизнь и отчаяния от невозможности хоть как-то повлиять на происходящее — вот, что ждёт вас в этой игре.

This War of Mine — Stories: Father’s Promise

Симулятор выживания мирного населения на улицах осаждённого города вырос из красивой и жуткой легенды о мальчике, который пережил четырёхлетнюю осаду Сараево в девяностые. А через много лет переварил детские воспоминания и доказал на примере своего творчества, что больше всего во время войны страдают люди, которые не могут и не хотят воевать.

This War of Mine получилась хорошей и страшной. Каждое прохождение открывало новый — и ещё более жуткий — лик войны.

Мы рассуждали о благородстве и стремлении остаться человеком в любой ситуации, а наши герои в попытках выжить крали последние продукты у стариков. Женщины брали в руки оружие, мужчины сходили с ума от нервного перенапряжения, дети умирали от голода… Произведение 11 bit studios через простые и доступные приёмы позволило заглянуть туда, где никому не пожелаешь оказаться.

This War of Mine — Stories: Father’s Promise

Хлипкая надстройка

Главное отличие Stories от чистой This War of Mine — это сюжет во главе угла. В случае с Father’s Promise речь о судьбе Адама, который похоронил жену и теперь делает всё возможное, чтобы его дочь Амелия избежала подобной участи. Девочка тяжело переживает смерть матери, замыкается в себе, а вскоре и вовсе заболевает. Найти лекарства в разрушенном городе — задача, мягко говоря, нетривиальная. А тут ещё выясняется, что военные готовы оказать помощь в эвакуации семьям с детьми через гуманитарный коридор. Таким образом, для множества людей, обитающих в развалинах города, Амелия становится желанным билетом на свободу. И когда после очередной бессонной ночи Адам теряет сознание от усталости, он приходит в себя и обнаруживает, что дочь пропала…

This War of Mine — Stories: Father’s Promise

Обычно играм сюжет только на пользу, но у This War of Mine и тут свой уникальный путь.

С появлением связной истории игра проседает аж по трём фронтам: в достоверности, сложности и интриге для нового прохождения.

Father’s Promise ведёт нас по чёткому сценарию: вот Адам пытается добыть лекарство для дочери. Вот он ищет зацепки — кто же похитил Амелию? Вот рыщет по домам, разыскивая необходимое количество пищи, чтобы обменять её у другого выжившего на информацию… Структура повествования ограничивает. Например, Адам не может покинуть свой дом до исчезновения Амелии, но не может и предотвратить похищение. В итоге почти сразу иссякают ресурсы, а с ними и варианты развития событий. Но игра упорно ждёт, когда мужчину покинут силы. Другая типичная ситуация — получив нужные сведения про дочь, герой картинно переживает и на словах рвётся на поиски, но из-за нюансов геймплея вынужден ждать ночи, а под утро не солоно хлебавши возвращаться домой, чтобы впустую провести ещё сутки в четырёх стенах.

Вместо нелинейности Father’s Promise предлагает единственно верное развитие событий — такое, каким его задумали разработчики. К сожалению, чаще всего это оказывается просто скучно.

This War of Mine — Stories: Father’s Promise

В остальном Stories не отличается от This War of Mine — та же добыча ресурсов по ночам, то же кустарное производство днём, попытки свести концы с концами и прожить на то, что удалось добыть. Стоило ли отказываться от многообразия возможностей полноценной игры ради одной, пусть и пронзительной истории? Вопрос сомнительный. Впрочем, если оригинал был для вас сложен, то Father’s Promise заметно проще — скажите спасибо сюжету.

Пускай Stories во многом неуклюжа, цель у This War of Mine прежняя: показать, что настоящая война, пусть даже в цифровом мире, — это машина, неумолимо перемалывающая людей. Перед ней все равны, она не знает жалости ни к детям, ни к взрослым. И посему хоть с дополнением, хоть с основной игрой ознакомиться стоит.

Плюсы:

Несмотря на явные противоречия с игровой механикой, сюжет Father’s Promise всё равно цепляет. Дополнение отлично подойдет тем, кто охладел к оригиналу из-за сложности.

Минусы:

В каждом стаде есть своя паршивая овца. В сожалению, Father’s Promise лучше всего характеризуется именно так.

Читайте также: