The witcher enhanced edition обзор

Обновлено: 07.07.2024

Детализация лиц, конечно, выросла, но это не мешает Геральту смотреть на игрока отсутствующим взглядом.

Если без малого год назад вы были в числе тех, кто считал, что «Игромания» несправедливо занизила оценку «Ведьмаку», то сегодня на вашей улице праздник: CD Projekt Red дали нам отличный повод пересмотреть свое мнение об игре. The Witcher: Enhanced Edition — это то, что в кинематографе принято называть Director’s Cut, то есть режиссерская версия, в которую вошло все то, что авторы не успели/не смогли включить в оригинал. Комплектация, к слову, роскошная: помимо самой игры в набор входит диск с дополнительными материалами, фильм о работе над проектом, саундтрек, музыка, написанная под впечатлением от The Witcher, а также карта игрового мира и сборник рассказов Анджея Сапковского «Ведьмак».

Такой набор, казалось бы, является серьезным поводом для приобретения, но CD Projekt Red изменили также и саму игру. Помимо корректировок в геймплее, оптимизации движка и устранения технических шероховатостей, тут есть улучшенная анимация, два модуля с новыми похождениями Геральта из Ривии и полноценный игровой редактор. Наконец, кое-где восстановлен оригинальный текст, который в некоторых странах посчитали слишком грубым для детей, слабонервных и беременных женщин.

Главные геймплейные достижения «Дополненного издания» связаны с управлением и инвентарем. Во-первых, в этой версии действительно легче попасть курсором в скачущих перед вами врагов: обидные срывы комбо-атаки из-за того, что в сплетении рук, ног и ушей вы угодили не в те уши, теперь встречаются куда реже. Во-вторых, нам, наконец, дали возможность автоподбора вещей: процесс, правда, не сократился до нажатия одной клавиши, но все же заметно облегчил игру. И самое главное: инвентарь все-таки сменил гнев на милость, появилась крайне полезная функция автосортировки вещей и отдельная алхимическая сумка с фильтром по ингредиентам. Есть изменения и в AI, хотя они не столь заметны: неприятели ведут себя чуть точнее и живее в бою. Во всяком случае, теперь они реже застывают на месте и не подставляют свою тушу под скоростные ведьмачьи удары.

Благодаря новой системе наведения такие бои больше не превращаются в пытку.

Улучшенная анимация — отдельный повод для восхищения. В роликах, чтобы подчеркнуть более выразительную мимику, героев чаще показывают крупным планом, а сами они придумали, куда девать висевшие раньше плетьми конечности. В итоге персонажи выглядят чуть живее и человечнее. Не Mass Effect, конечно, но уже стократ лучше.

Кроме того, поляки поменяли облик некоторых персонажей (декольте Трисс, к счастью, осталось без изменений) и добавили 50 новых моделей NPC. Впрочем, несмотря на это, на улицах по-прежнему можно встретить сценки из серии «клоны на прогулке».

А вот обновленный движок исключительно радует: краски стали ярче, загрузка — быстрее, а модели, лица и двухнедельная щетина Геральта — детальнее. Особым предметом нашего изучения стали те самые десять звуковых дорожек. Напоминаем, что «Дополненное издание» позволяет, на манер DVD, комбинировать язык перевода и субтитров как вам заблагорассудится. Перепробовав все, мы пришли к выводу, что лучше прочих удалась польская. Но и другие версии доработали: все они переозвучены полностью или частично. В итоге английская версия стала звучать куда адекватнее, а в русской было перезаписано множество реплик и диалогов. Некоторые персонажи и вовсе получили новые голоса. Среди них: Азар Явед и Весемир. Жаль, что в некоторых местах новые фразы в роликах не всегда совпадают со старыми.

Два модуля, «Цена нейтралитета» и «Побочные эффекты», наглядно демонстрируют, что можно сделать с помощью редактора D’jinni. Это небольшие, но очень насыщенные приключения хороши тем, что постоянно ставят Геральта перед выбором: лишенный своего любимого фетиша — нейтралитета, он должен принять чью-то сторону в одном давнем конфликте и решить, как быстрее собрать выкуп за любвеобильного Лютика.

«Дополненное издание» — это такой «Ведьмак», каким он должен был быть изначально. Enhanced Edition содержит все то, за что мы в свое время не дали The Witcher его заслуженные 9 баллов. Год спустя мы делаем это с удовольствием.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Почти год спустя The Witcher обрел долгожданный лоск, вменяемый интерфейс, а кроме того, избавился от цензуры. Единственное, о чем мы жалеем, — это отсутствие китайской озвучки: нас определенно лишили незабываемых игровых впечатлений!

Когда вы думаете о лучшей RPG 2007-го года, на ум вам наверняка приходит The Witcher. Этот проект был действительно хорош, особенно на тогдашнем ролевом безрыбье. Но при всех достоинствах, были у него и черты, заставлявшие порой поморщиться: местами неудобное управление, глючный AI, скверная озвучка, невероятно долгая загрузка… Польская команда CDProjekt - люди ответственные. Потому и решили замолить свои грехи перед игроками. Встречайте аддон-патч, грозу багов и недоработок оригинальной The Witcher - Enhanced Edition.

Хотим сразу оговориться, что перед нами не просто "симсоподобное" дополнение - нет здесь ни такой явной коммерческой подоплёки, ни следования традиционной аддон-схеме "вставь в игру новые карты и персонажей". Во-первых, дополнение распространяется в двух вариациях: "коробочное" издание с множеством вещей из разряда "fans-only", и бесплатный патч для тех, кто уже имеет на своей полке оригинальную The Witcher, который можно скачать с официального сайта. Во-вторых, в игру было внесено большое количество не только количественных, но и качественных изменений.

Пребывать в мире "Ведьмака" стало приятней. Клонированность моделей рядовых NPC не так сильно бросается в глаза - они выросли в числе и обтянулись новыми текстурами. Многие персонажи были, фактически, перерисованы заново. Они стали ярче и экспрессивней: разработчики добавили несколько сотен жестов. Нельзя сказать, что после установки патча анимация персонажей становится выше всяких похвал, но сцены с диалогами смотрятся менее тягостно.

Приятным сюрпризом для недовольных прежней озвучкой станет то, что специально для Enhanced Edition было перезаписано более 5000 англоязычных реплик. Суть данных преобразований проста: вместо старых, обрезанных мачете сурового редактора фраз были вставлены более длинные. Особой смысловой нагрузки они не несут, но драматичности добавляют.

Игра, как и было обещано, загружается гораздо быстрее - подождать приходится только во время первой загрузки. Камера заметно прибавила в адекватности. Интерфейс стал немного дружелюбнее - теперь поверженного противника, а также какой-нибудь сундук можно быстро "обчистить", кликнув по нему с зажатой клавишей "Ctrl". Кроме того, появились удобные кнопки для сортировки пожитков Геральта и специализированные ячейки под алхимические склянки.

Также любители приключений Ведьмака смогут оценить две новых миссии. "Побочные эффекты" ставят перед игроком задачу заработать достаточное количество местных дензнаков, чтобы вызволить друга из тюрьмы. Здесь вас ждут несколько игр в покер, пара банальных квестов и… финал. Ещё одна миссия, "Цена нейтралитета", забрасывает Геральта в Каэр Морхэн, где он должен либо защитить девушку Сабрину, либо абстрагироваться от ситуации. Эта история, также как и первая, изысками не блещет, но на роль "убийцы вечера" вполне сгодится.

Большой, вкусный и бесплатный патч с косметическими нововведениями для прошлогодней The Witcher. Подтяжка визуальной составляющей, подкожная инъекция в движок и небольшое обновление гардероба. Однозначный "must have" для фанатов и тех, кто ещё не знаком с оригиналом.

Плюсы: не влияет на содержимое кошелька; делает отличную игру ещё лучше.
Минусы: отсутствуют.


Немного про зарождение The Witcher

По первым анонсам The Witcher должен был выйти в 1997 году. На тот момент разработчиками являлась студия Metropolis(Польша), но как-то не пошло. Разработку в свои руки взяла CD Projekt Red только в 2004 году, когда сама же студия появилась в 2002 году. Здесь не надо путать CD Projekt Red с CD Project, т.к это не одно и тоже, CD Projekt Red — это студия разработки видеоигр, а CD Projekt — это холдинговая компания, владеющая Red'ами. Ещё многие неправильно произносят название студии, говоря [Cиди проджект рэд], когда правильное польское название [цеде проект рэд], это для справки, и заметьте Projekt, а не Project. Сама игра вышла в 2007 году, главным протагонистом оказался Геральт из Ривии, главный герой саги Анджея Сапковского. Нельзя не сказать, что игра делалась по книгам польского писателя Анджея Сапковского. Книгам, на сегодняшний день, 20 лет.

Начало приключения Белого Волка


История игры продолжает книжную сагу Сапковского. Геральт выживает, после сюжета книг и появляется в лесу, близ Каэр Морхена, его преследуют и Геральт, пытаясь скрыться, падает и теряет сознание. Очухивается Белый Волк уже в своем доме, в Каэр Морхене, бывшей школе ведьмаков. Сейчас Каэр Морхен — это обычная крепость, служащая домом для нескольких ведьмаков. Геральта сюда донесли его «коллеги». В Крепости оказались сразу много знакомых лиц: Весемир, ненастоящий отец Геральта, Ламберт, Эскель, хорошист друг и ровесник Геральта, Лео, самый младший из ведьмаков, и Трисс Меригольд, чародейка и подруга Геральта. Проблема в том, что Геральт ничего не помнит, даже их имен. У него амнезия и он не помнит ничего, что с ним приключилось до событий игры. Через какое-то время на Каэр Морхен нападает банда Саламандр и приходиться защищать собственный дом. Здесь и появляется первый сюжетный твист. Сейчас вам и придется испытать здешнею боевую систему, а её я затрону позже. В ходе этих событий погибает Лео, но вы узнаете имена главных антагонистов игры — Азар Явед и некий Профессор, которые украли из лаборатории Каэр Морхена ведьмачьи секреты по производству ведьмаков. Процесс производства ведьмаков крайне страшный, 3 из 10 мальчиков выживали, а еще меньше проходили его вторую часть, из-за этого Каэр Морхен и прекратил свое производство. Геральт прошёл все испытания и стал ведьмаком, но не без потерь, а потерял он долю своих эмоций и природный цвет волос. После всех событий в Каэр Морхене, ведьмаки решают разделиться и найти Саламандр, Геральту выпадает Вызима, столица Темерии. В деревне под ней и начинается сюжет первого Ведьмака.

Про ведьмаков


Ведьмаки — убийцы чудовищ, частично лишенные чувств и полностью стерильны, т.е не могут иметь детей. Процесс становления обычного мальчика в ведьмака, называется Испытанием Травами. Будущего ведьмака привязывают к пыточному столу и заливают в вены специальный отвар, который мутирует клетки мальчика, превращая его в ведьмака. После недельной комы, уже ведьмак, а не мальчик, начинает тренироваться и получать свой ведьмачий медальон.
Всего 3 школы ведьмаков: Грифона, Кота и Волка, Геральт принадлежит к школе Волка. Почему только 3? В книгах упоминаются только 3 ведьмачьи школы. Есть еще теория, что школа Кота выдуманная и в нее входят заказные убийцы, а они сбежали из школы Волка, не хотя быть истинными ведьмаками, но сейчас не про теории. Главным отличием ведьмака от человека — это повышенная скорость реакции и частичный иммунитет к ядам, алкоголю и смертельным эликсирам. У ведьмаков есть серебряные и стальные мечи. Стальной для людей и зверей, а серебряный для чудовищ и призраков.

Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. Это есть мерзавцы без достоинства, совести и чести, истинные исчадия адовы, токмо к убиениям приспособленные. Нет таким, како оне, места меж людьми почтенными.Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. Это есть мерзавцы без достоинства, совести и чести, истинные исчадия адовы, токмо к убиениям приспособленные. Нет таким, како оне, места меж людьми почтенными.

Аноним. Монструм или ведьмака описание.

Теперь о самой игре, точнее о ее геймплее.


Боевка
Боевка… своеобразная, вам не нужно закликивать противников, вам нужно один раз ударить и дождаться нужного тайминга, чтобы ударить ещё раз, ещё раз и ещё раз, но это оригинально и связано с тем, что вы не просто мечём бьете, а фехтуете. Всего 3 боевых стиля: Силовой, подходит для одного, но медлительного противника, Быстрый, подходит для одного, но ловкого противника, и Групповой, подходит для любых, но не одиночных противников.

Эликсиры, бомбы и всё.
Вы можете находить эликсиры или изготовлять их из конкретных для каждого эликсира ингредиентов. С бомбами также.


Прокачка
Древо навыков довольно большое, есть 3 вида скилл-поинтов — Бронзовые, Серебряные и Золотые. Есть и навыки, которые можно качать только определенным скилл-поинтом.

К прокачке доступны: Ловкость, повышает шанс уворота, Сила, повышает ХП, и ещё много всего прочего, включая знаки и стили боёвки, но отдельно для серебряного и стального меча.

Вооружение и броня
В игре можно носить много оружия: Топоры, мечи и кинжалы, но можно носить, например 2 меча, 1 топор и 2 кинжала, что очень странно для ведьмака. Выглядит Геральт как Рубайла или кузнец.
Системы крафта нет, но есть торговцы, которые могут вам продать снаряжение. По игре вы можете получить Броню Ворона, которая является лучшей в игре и появляется на вас в The Witcher 2, если перенести сохранения. Ещё есть 2 меча — Арондит, серебряный, и Д’иабль, стальной. Они также появляются в The Witcher 2, если перенести сохранения.
В игре вам встретится куча противников, начиная от людей и заканчивая призраками и гулями.
Вам придется использовать весь инвентарь ведьмака, чтобы ощутить радость после убийства кучки недругов.
В игре есть и спутницы — Шани или Трисс, в зависимости от выбора можно получить отличающийся сюжет и секс-карту партнера.
Кстати о секс-картах, коих здесь немало, после полового акта с уникальным партнером, вы получаете его карту.

Посмотрим, что получилось?

The Witcher
Детализация на высоте: на куртке героя видны даже скляночки с мутагенами.

На самом деле серия «Ведьмак» практически идеально подходит для воплощения в RPG-жанре. Уточнение принципиальное: на каких-нибудь приставках от книг остались бы только фееричная боевая система с множеством комбо да уникальные свойства Геральта. То есть был бы очередной экшен с ролевыми элементами. А это не совсем справедливо. Конечно, наш герой профессионально охотится на чудовищ, получая за это деньги, — в крепости ведьмаков Каэр Морхен из подкидыша сделали идеальную машину убийства. Геральт обладает ловкостью гепарда и зрением кошки, а кроме того, знает несколько магических Знаков. Однако, как вы сами понимаете, книга посвящена вовсе не дракам — очень много внимания Сапковский уделял и отношениям, чувствам ведьмака. Поэтому классическая RPG — куда лучший жанр для «игроизации».

В финале «Владычицы озера», последней книги серии, наш герой и его любимая чародейка Йеннифэр исчезли. Погибли? Отправились на мистический остров Авалон? Сценаристы CD Projekt не стали гадать, а просто подбросили бесчувственного Геральта на дорогу, где его и нашли другие ведьмаки, направляющиеся в Каэр Морхен. Придя себя в древней обители охотников за чудовищами, Геральт тут же вступает в бой — на крепость нападают бандиты, которые хотят прибрать к рукам древние рецепты ведьмачих мутагенов. Отбив нападение, обитатели крепости разделяются и отправляются на поиск похитителей. Средневековый детектив? Безусловно. Игра насыщена действием, интригой и неожиданными зигзагами сюжета, от чего The Witcher проходится упоительно, на одном дыхании. Но лишь интриги для развертывания такого увлекательного действия мало — авторы постарались привнести в сюжет свойственные вселенной «Ведьмака» глубину и многообразие.

Перед нами предстает мрачный, но не черно-белый мир, где нет четкого деления на добро и зло. Чудище с клыкастой мордой может оказаться куда благороднее рыцаря, для которого местечковые интересы важнее человеческой жизни. Да и понятие «лучше» во вселенной Сапковского ошибочно — за каждым поступком здесь стоит огромное количество противоречивых мотивов и собственной «правды». Это нашло свое отражение и в игре — Геральт сталкивается с кучей ситуаций, в которых трудно найти однозначное решение. Персонажи получились яркими, а главное — живыми, со сложной внутренней мотивацией, скелетами в шкафу и собственным взглядом на происходящее. Среди них есть множество старых знакомых: авторам удалось очень изящно вплести в повествование полюбившихся по книге героев.

The Witcher
Завораживающая картина.

Конечно, в чем-то разработчики позволили себе определенную вольность: романтическая линия подверглась корректировке в сторону более откровенного эротизма — в угоду публике, естественно. Да и место Йеннифэр заняла другая женщина. Порой авторы слишком настойчиво заставляют Геральта принять какое-то четкое решение, что несколько разнится с духом литературного произведения. Но все это необходимые жертвы, ведь перед нами все-таки игра. А вот амнезия ведьмака — как раз очень удачная придумка. Возможность по крупицам восстанавливать память, общаясь со старыми знакомыми, узнавая о себе порой очень противоречивые сведения, стала одной из главных интриг игры.

При всем при этом нельзя сказать, что нас тянут на сюжетном поводке: здесь множество разнообразных, действительно интересных квестов, которые не относятся напрямую к основной линии повествования. Зачастую они решаются разными способами и далеко не всегда — в один присест. Фантазия разработчиков бурлит на протяжении всей игры, а некоторые задумки и вовсе заставляют сползать под стол от смеха: битвы и диалоги в исполнении хмельного ведьмака — это что-то с чем-то! Кроме того, многие задания завязаны на время суток.

The Witcher
Как и книги Сапковского, игра отличается здоровым эротизмом.

В мире игры практически нет пустующих территорий, где обитают лишь новые монстры, — на банальном болоте через шаг попадаются заброшенные деревеньки, стоянки, лагеря или просто избушки с разговорчивыми людоедами внутри. И это еще не все — в любой момент времени нам позволено брать стандартные заказы на истребление монстров, вывешивающиеся на досках объявлений, участвовать в кулачных боях, играть в кости, наконец, соблазнять многочисленных особей женского пола. Кроме того, Геральт может подкупать и задаривать персонажей, дабы почерпнуть полезные для себя сведения. Иногда для этого потребуется победить собеседника в мини-игре «кто кого перепьет».

Соответственно, очень скоро журнал переполняется разнообразной информацией, которая постоянно обновляется и дополняется. Читать все это и удобно (дневник шикарно устроен), и просто приятно. Особенно отметим диалоги — они получились качественными по форме и очень точными, хлесткими по содержанию. Стиль Сапковского передан отлично: тут полно шикарного юмора, мысли, сарказма и жестких выражений. А главное — какой-то «взрослой» глубины, жизненности, столь редкой в типичном фэнтези. Да и как иначе быть в мире, где поднимаются темы расизма, ксенофобии и нетерпимости?

Удалась и симуляция окружающего мира. Единственное адекватное сравнение — Gothic 3. Жители здесь не стоят на месте: одни ночью спят дома, а днем сидят в тавернах или работают где-то. Другие — наоборот. Когда начинается дождь, все бегут под навесы. Одним словом, ведут себя весьма реалистично.

The Witcher
Когда здоровье Геральта приближается к критическому минимуму, экран темнеет, а в ушах гулко стучит сердце.

Ролевая и боевая системы — вторая после сюжета удача The Witcher. Бои здесь стремительные, исполненные виртуозных комбо и динамики. При этом нам не нужно насиловать клавиатуру — достаточно кликнуть «мышкой» в нужный момент, остальное Геральт сделает сам. Но это не значит, что все примитивно. Скорее, наоборот: при атаке игра учитывает множество параметров, заставляет под конкретных противников подбирать разные мечи (серебряный для монстров и стальной для людей) и разные же боевые стили, каковых здесь по три на каждое из фирменных орудий ведьмака. Кроме того, в бою приходится активно применять магические Знаки: оглушив врага знаком Аард, Геральт сможет убить его одним ударом, а воспламенив знаком Игни, использовать боевой стиль, наносящий дополнительные повреждения именно подожженным противникам. Покупать новое оружие нельзя; мы можем инкрустировать фирменные мечи рунами и перековывать их, используя руду. И это, пожалуй, интереснее, чем бесконечное хождение по лавкам в поисках нового арсенала.

Боевые стили, Знаки и четыре стандартных параметра (сила, ловкость, интеллект и выносливость) развиваются постепенно, обрастая новыми навыками и эффектами. Помимо привычных умений, нашлось место и для интересных находок: есть, например, иммунитет к алкоголю или очень полезная возможность вспоминать особенности монстров, которых мы в игре еще не встречали (но Геральт их уже видел — вы ведь в курсе про амнезию?). Есть также несколько эксклюзивных ведьмачих умений — например, усиление характеристик ночью. Прокачка отличается гибкостью, наглядностью и свежим (хотя и не уникальным) подходом к процессу распределения талантов (аналоги пунктов умений): происходит это во сне, вернее в процессе медитации главного героя, поэтому поиск ночлега или места у костра — одна из важных составляющих местного игрового процесса. В итоге развиваться в The Witcher крайне приятно и интересно, а не утомительно и скучно, как это бывает в непродуманных и несбалансированных RPG.

The Witcher
В любой момент The Witcher можно поставить на паузу. Это очень помогает в драке с несколькими противниками, когда нужно все время менять мечи и стиль боя.

Особую специфику и боевой, и ролевой системам придают мутагены. Прием содержимого волшебных склянок может изменить ход неудачно складывающего боя, но расплатой будет интоксикация. Вдобавок мы вынуждены постоянно тратить время на сбор трав, разделку туш, из которых достаем нужные ингредиенты, изучение многочисленных книг и выуживание сведений о различных рецептах. Наконец, нужно пускать очки талантов на изучение специальных алхимических навыков. Но это стоит того — некоторые умения становятся доступны только после приема определенного напитка. Думаете, все это утомляет? Ни в коем случае! Наоборот, придает игре особую изюминку, глубину и многообразие.

Еще одна важнейшая составляющая успеха The Witcher — породистая внешность. Старенький движок Aurora Engine, получив инъекцию новых технологий, заметно преобразился. Но дело даже не в этом — игру все-таки трудно назвать самой современной и продвинутой. Она скорее берет стилем и потрясающим художественным вкусом сотрудников CD Projekt. Спецэффекты доставляют настоящий эстетический восторг — они продуманы и прорисованы до мелочей. Например, после огненных процедур можно заметить, как горят листики на земле. А видели бы вы местную грозу.

Впечатление усиливает роскошный звук. Описать его практически невозможно — скажем лишь, что будь игра просто отвратительна, мы бы все равно порекомендовали купить ее и просто послушать. Музыка не отстает — мелодии очень качественные и отлично подходят игре.

The Witcher
Геральт в подпитии — одновременно уморительное и жалкое зрелище.

Искать ложку дегтя в такой ситуации — крайне неблагодарное занятие. Да, можно отметить некоторую однообразность квестовых персонажей, упомянуть проблемы с оптимизацией (долгая загрузка уровней, случаются вылеты на рабочий стол) и логические нестыковки в некоторых квестах. Многие грешат и на управление, но тут скорее дело в поспешности и неусидчивости — просто надо привыкнуть.
Но на общем фоне все это действительно мелочи. Вооружившись культовой вселенной и бережно пронеся через четыре года разработки трогательную любовь к белоголовому ведьмаку из Ривии, CD Projekt сделали шедевральную, исполинскую игру, которая вполне может побороться за звание RPG года.

Читайте также: