The legend of heroes trails of cold steel 2 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Мир этот огромный, очень подробно проработанный – вплоть до истории возникновения валюты того или иного государства. В нём сочетаются магия и технологии, телеги и бронепоезда, любовь и политика. Вообще, политические конфликты, гражданские войны, разборки с тайными и опасными группировками – это топливо для всех частей серии.

И авторам понадобилось аж девять игр, чтобы осветить сагу о Земурии со всех сторон. Они посвящены разным королевствам и государствам, показывают ситуацию и конфликты с разных точек зрения, но всё разворачивается практически в одно и то же время. Поэтому и Trails in the Sky, и «кросбеллская» арка, и Trails of Cold Steel очень тесно связаны событиями и персонажами, которых тут просто огромное количество.

Герой и учитель

Так вот, The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel посвящена империи Эребония, которая оказалась на пороге гражданской войны. А её главным героем является молодой да удалой воин Рин Шварцер. В первой части нам показывали его становление и поступление в Военную академию Торс на фоне разгорающихся внутренних конфликтов в Империи. В сиквеле Рину вместе с сокурсниками по седьмому классу академии удалось остановить гражданскую войну, хотя то, как это происходило и чем закончилось, понравилось не всем – речь о представителях аннексированных и присоединённых государств. А сам он закончил обучение.

И вот в Trails of Cold Steel III мы уже видим, как Рин, он же национальный герой Пепельный Шевалье, сам становится преподавателем в недавно сформированном втором филиале академии – ему поручили возглавить, естественно, новый Class VII, ориентированный на спецоперации. Рин встречает как множество новых, так и знакомых персонажей. И именно многообразие отношений между десятками хорошо прописанных характеров – одно из безусловных преимуществ Trails of Cold Steel III.

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III обзор

Разобраться в обилии кнопок и команд в бою только поначалу кажется сложным.

От любви до ненависти и обратно

С некоторыми новичками, в том числе и в отряде нашего героя, сразу устанавливаются напряжённые отношения – не все довольны тем, как Рин разрулил ситуацию с гражданской войной. Сразу же вырисовывается и фигура этакого типичного хулигана-задиры, который даже во время учений постоянно идёт на конфликты чуть ли не со всеми, а особенно с Рином, и в итоге станет источником беды. Да и между учениками Class VII не всё ладно…

Рин всё это время встречает множество знакомых, причём некоторые из них вернулись в его жизнь неожиданно для него самого. И даже иные ведьмы из стана врагов вызывают у него романтическое томление и воспоминания. Особую перчинку происходящему добавляет тот факт, что во второй филиал академии отправляют в основном тех студентов и преподавателей, которые считаются если не отбросами (нельзя же признать таковым национального героя!), то, во всяком случае, не самыми надёжными и угодными. И нам достаточно быстро дают понять, что Рин здесь тоже оказался не просто так – на него есть определённые и явно не самые хорошие планы.

Можно помедленнее? Я записываю!

В общем, несмотря на то что большую часть времени мы, как и раньше, вроде бы просто выезжаем в разные регионы на учения, интриг хватает. И сразу же чувствуется фирменное сочетание лирики и политики, личных отношений с персонажами и политических разборок. Тем более что отряды академии отправляются исследовать совсем недавно присоединённые земли, а коварная тайная организация «Уроборос» по-прежнему плетёт свои заговорщические сети.

Другое дело, что в Trails of Cold Steel III масштаб происходящего заметно вырос. Тут всего больше – действующих лиц, диалогов, роликов. Один пролог может занять пару часов, и даже в первой главе вам ещё долго будут рассказывать на языке «туториала», что тут и к чему.

Никуда не делись и сражения на мехах, которые пилотируют наши герои.
Естественно, сразу встаёт вопрос: а как новичку во всём этом разобраться? Стоит ли ему начинать знакомство с серией именно с третьей части? По большому счёту нет, не стоит – лучше поиграть в предыдущие, чтобы получить полное удовольствие от происходящего и понять все отсылки, которые тут есть и к другим аркам серии. Хотя попробовать можно – встречи со старыми знакомыми неизбежно сопровождаются разъяснительными флешбэками. А кроме того, в главном меню есть отдельный раздел, где рассказывается о событиях прошлых выпусков.

Аниме-парад!

Хотя в то же время было бы идеально начинать знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel III. Игра не только выросла в масштабах, но и заметно похорошела внешне – в версии для Steam тем более. Выглядит и оптимизировано всё отлично даже на средних настройках. Вопросы могут возникнуть разве что к текстурам и малой детализации некоторых локаций – видно, что это не самая современная игра, хотя и тут ничего крамольного нет.

А вот модели персонажей – то, как они нарисованы и одеты, – никаких вопросов не вызывают. Это очень красивое и модное аниме, где все словно не сражаться собрались, а ехать на неделю моды в Париж – ну, или на кастинг для костюмированного порно. Неспроста есть отдельный раздел под костюмы. Естественно, большой пласт связан с флиртом и романтическими отношениями.

Кроме того, игра стала зрелищнее, в том числе благодаря, как я уже упомянул, огромному количеству кат-сцен. И динамичнее. Геймплейно здесь всё знакомо – бегаем, общаемся, выполняем многочисленные не только основные, но и побочные квесты, поручения и заказы. Миссий много, почти все построены на том, чтобы кого-то или что-то найти, принести нужные ингредиенты, что-то отнести и так далее. Но обставлено всё отнюдь не примитивно – процесс поиска котика по побочному квесту, например, приведёт к встрече с очень колоритной девушкой, которая ещё сыграет свою роль в истории.

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III обзор

Города тут большие, на несколько районов, и, слава богу, работает быстрое перемещение.

Быстрее, лучше, красивее!

Автоматическая прокачка характеристик, получение новых рангов; открытие и улучшение новых способностей через апгрейд карманного телефона ARSUS II мастер-кварцами разной силы и области применения (новые ячейки всё так же открываем за полученные в боях кристаллы); беготня по уставленным сундуками и врагами локациям, где лучше вступать в бой только с теми, к кому удалось подкрасться сзади; крафт; улучшение оружия; готовка; рыбалка; карточная мини-игра (обновлённая) – всё на месте. Есть даже возможность прокачивать сам корпус академии. Просто всё так или иначе улучшили и сделали удобнее. Даже встроенное ускорение, позволяющее проматывать время в диалогах и роликах, пошло на пользу, особенно если играть повторно.

Динамика выросла в основном за счёт новшеств в боевой системе. Там теперь нет кругового меню с выбором действий, всё происходит быстрее и опять же удобнее. Можно и анимации пропускать, и время прокручивать. Хотя поначалу ничего пропускать и не хочется – вид из-за плеча, красивые ракурсы и более изящные анимации превращают сражения в куда более современное зрелище.

Всем легко не будет

Да и сама механика пошаговых драк обзавелась новыми возможностями. Да, всё, как и раньше, строится на прокачке связей между персонажами, чтобы они прикрывали друг друга, и применении самых разных способностей (из разделов «Арт» и «Крафт»), на которые мы копим те или иные очки и виды энергии. Но к этому добавилась система приказов, накладывающих бонусы (например, к урону или защите) на всю партию. Правда, на них тоже нужно накопить. Кроме того, есть вариант так сильно настучать врагу по лицу, что он окажется на время обездвижен – это и урон по нему усиливает, и позволяет постоянно проводить совместные атаки.

Многим ветеранам серии такие новшества показались даже излишними – дескать, играть стало заметно проще. Особенно учитывая тот факт, что теперь можно вставлять в ARSUS II второй камень с дополнительными бонусами, которые в том числе будут использовать соратники. Даже на кошмарном уровне сложности какие-то проблемы возникают редко. Но тут нужно понимать, что всё это верно для прожжённых ветеранов серии – менее замороченным товарищам, уж тем паче новичкам, игра способна бросить вызов и на «нормале». Особенно в драках с боссами, которые тут встречаются очень часто.

Применение ультимативных умений выглядит как мини-мультфильм.

В общем, The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III – действительно очень крутая и увлекательная JRPG высшего уровня, которая едва ли сравнится с новой Final Fantasy VII, но по увлекательности и доступным возможностям укатает 15-ю «финалку». Игра стала масштабнее, динамичнее и зрелищнее. В PC-версии, повторю, она выглядит даже лучше, чем оригинал. Правда, есть вопросы к поведению камеры во время перемещения персонажа – она шатается во все стороны, а снижение чувствительности не шибко помогает. Но и к этому можно привыкнуть. А вот управление авторы постарались сделать максимально удобным, насколько это возможно в рамках изначально более громоздких в этом смысле японских RPG.

Все ценители жанра и желающие к ним присоединиться PC-бояре просто обязаны попробовать Steam-версию The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III. Хотя выбора у них особого и нет, ведь Final Fantasy VII пока выходит только на PlayStation 4. Ну и ждём, конечно, релиза английской версии четвёртой, заключительной части этой великолепной серии.

Плюсы: увлекательный сюжет; множество разных, но всегда детально проработанных персонажей; отточенный и очень богатый на самые разные возможности классический геймплей; более зрелищные и динамичные сражения; не самая современная, но всё равно очень симпатичная картинка, которая стала ещё краше в Steam-версии; в целом отличный порт на PC; множество красивых вайфу; шикарная музыка.

Минусы: в PC-версии есть проблемы с камерой во время перемещения персонажа; нет переноса сохранений из прошлых игр серии.


И вновь игра Falcom, и вновь прямое продолжение, и вновь первая часть кончается на «Продолжение следует». Где-то мы это уже видели… С одной стороны, всегда приятно увидеть продолжение понравившейся истории, но с другой данный прием мешает ознакомлению с серией в любой момент. Однако у тех, для кого история Класса VII не осталась безразличной, и у кого не имеется консолей прошлого поколения, наступил небольшой праздник, в виде выхода версии для ПК. И в связи с этим событием, было бы неплохо разобрать, что же Falcom преподнесли нам в этот раз. Приветствуем The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II

ВНИМАНИЕ. WARNING. ACHTUNG. 警告.
Как и в случае с Trails in The Sky, Trails of Cold Steel 2 это прямое продолжение первой части, в связи с чем возможны спойлеры. Так что если вы не прошли первую игру, или только собираетесь приобщиться к серии, рекомендую ознакомиться с обзором первой части и если вас заинтересует пройти и саму игру. В остальном, читайте на свой страх и риск.

Краткое содержание финала первой части. «Фракция дворян» начала гражданскую войну, захватила столицу и теснит армию по всем фронтам, а главная крепость восточной Эребонии, которая стоит напротив Кроссбела уничтожена без какой-либо возможности сопротивления. Ученики Академии Торс также не остались без внимания. Однако Класс VII, куда входят наши герои, задержали наступление армии дворян, дав время другим ученикам академии скрыться. С помощью найденного в подземных уровнях академии, так называемого, «Божественного рыцаря» (Divine Knight), Рин Шварцер, наш главный герой, задержал основные силы, однако в битве с таким же рыцарем, ввиду своей неопытности, потерпел поражение. В связи с чрезвычайным положением, активировалась экстренная эвакуация рыцаря вместе с владельцем. Одноклассники Рина остались, чтобы дать время другим ученикам академии и самому Рину уйти, т.к. Рин и его новый «друг» могут стать ключом к победе в гражданской войне.

С этого момента начинается сама игра. Рин приходит в себя в горах возле Валимара, того самого «Божественного рыцаря», и Селин, кошки одной из одноклассниц Рина, которая принадлежит к клану ведьм Хексен. Селин пытается образумить Рина, но тот разозлившись что пришлось бросить друзей, не желает слушать и хочет вернуться в академию. Однако Валимар остался без энергии для такого перелета, т.к. все его системы сконцентрировались на поддержании жизни пилота, который при приземлении чуть не погиб. Более того, это заняло так много времени, что с момента побега из Академии прошел месяц. Осмотревшись на ближайших территориях, Рин понял, что попал не просто в случайную точку, а находится рядом с родной деревней. Спустя некоторое время, наш герой оказывается дома, где его уже ждут родные. Узнав текущее положение дел, Рин в первую очередь намерен спасти своих одноклассников, узнать, что делать с Валимаром и как помочь в гражданской войне.


Собственно сам Валимар. Новый персонаж и одно из главных геймплейных нововведений игры, но об этом чуть позже.

На этом моменте хотелось бы прервать пересказ истории, т.к. событий достаточно много, а пересказывать все нет ни смысла, ни желания. История получилась несколько более напряженной в отличие от первой игры. Если в первой части после каждой главы следовало некоторое затишье с повседневными делами, то во второй разобравшись с какой-то проблемой, сразу начинается новая. Повседневные дела конечно никуда не делись, однако упор на основные сюжетные события и напряжение обстановки стал несколько больше. Персонажи тоже стали вести себя чуть по другому, т.к. уже далеко не один день знакомы, да месяц проведенный отдельно друг от друга оказал некоторое влияние. А главное, персонажи ведут себя адекватнее чем ожидаешь. Вместо клишированного «сейчас мы соберем всех наших из академии и наваляем дворянам!», ребята не участвуют в конфликте напрямую. Конечно они участвуют, помогают регулярной армии и помогают гражданскому населению, но они не бегут в гущу битвы и не делают всю работу за других, а просто помогают по мере сил и пытаются найти свою роль в этом конфликте. В общем и целом, история оставляет достаточно положительные эмоции, ситуации меняются чаще чем раньше, однако без проблем, к сожалению, не обошлось.

Первая и самая очевидная проблема в ее начале. Поскольку это прямое продолжение первой части, нельзя просто заявиться во вторую и начать все понимать сразу. В главном меню конечно присутствует пункт с кратким пересказом основных событий первой игры, но для такой масштабной игры, доверху напичканной диалогами и обсуждениями сюжетных событий, краткого пересказа будет недостаточно как ни крути.
Вторая проблема сюжетной составляющей перекочевала прямиком из первой игры — затянутость. Сюжет пусть и напичкан приличным количеством разнообразных событий, порой начинает «буксовать», да и начало получилось, не в лучших традициях оригинала, не очень бодрым. Конечно если события будут пролетать одно за другим, это тоже не есть хорошо, но какой-никакой баланс для темпа повествования можно было подобрать.
Хотя скрывать это смысла особого нет, т.к. уже существует 3-я часть и даже анонсирована 4-я. Оканчивается игра так же подло как и первая часть, словами «Продолжение следует», причем оканчивается на достаточно внезапном твисте, что хочется только вскинуть руки к небесам и прокричать «ДА КАКОГО Ж ЧЕРТА ТУТ ТВОРИТСЯ. », что с одной стороны заставляет ждать 3-ю часть, но с другой в очередной раз не дает какой-то точки. Однако это не единственная проблема концовки. Сильнее всего противоречивые эмоции вызывает эпилог. Игравшие в первую часть наверняка помнят, как выбивалось последнее подземелье в академии. Так вот, тут мало того, что это повторили, так еще и чуть-ли не просто в лоб скопировали.
Сам по себе эпилог смотрится далеко не плохо, а если вы прикипели к персонажам, то последние сцены будут для вас достаточно грустными. Однако после окончания основной истории и тамошнего твиста, данный эпилог смотрится просто лишним.
Если вы прошли хотя бы первые две части Trails in The Sky, при прохождении Trails of Cold Steel 2 у вас будет мелькать мысль «Да я ж это уже видел». К огромному сожалению, Falcom не просто сделали похожие сцены, они чуть ли не скопировали их один-в-один из своей прошлой игры.
Можно конечно назвать это халтурой, но тут хотелось бы включить фанбоя и встать на защиту разработчиков. Игры серии The Legend of Heroes это огромные игры. При этом если в стандартной JRPG репетативный геймплей все же преобладает над сюжетом, Falcom умудрились поделить сюжет и геймплей поровну в рамках временных затрат, а то и вовсе впихнуть больше сюжета и диалогов,
чем геймплея. Поэтому придумать что-то оригинальное за год разработки, а именно такая разница между первой и второй частью в Японии, да еще и для игры такого масштаба, не всегда возможно.
Поэтому хотелось бы сказать, не будьте настолько категоричны. Конечно повторение подобных сцен печалит и плюсов не добавляет, но и смотрится оно не так уж плохо учитывая объемы материала.


Без трогательных воссоединений тоже не обошлось.

Но если с историей за год разработки еще можно как-то выкрутиться, то вот с геймплеем так хитро не выйдет. Тем не менее без приятных нововведений не обошлось. Если вы играли в первую часть, то этот абзац можете пропустить и перейти к нововведениям чуть ниже по тексту. Но для незнакомых с серией, на всякий случай все же дадим краткую вводную.
Бои начинаются по классике: увидели врага, подбежали, начался бой. Зашли в спину, получите дополнительный ход. Ударили в спину перед началом боя, получите 2 дополнительных хода. Боевая система здесь относится к классическим JRPG, но с некоторыми отличиями. Первое отличие — перемещение.
Бои происходят не просто на отдельном экране, а на отдельной арене, по которой можно перемещаться. Перемещение по арене, может помочь избежать атаки противника и одновременно дает возможность атаковать несколько противников одновременно.
Среди видов атак есть стандартные удары, магия и, фишка серии, так называемые Крафты (Crafts), которые по сути отдельные физические атаки с разными эффектами и радиусом действия. Крафты применяются при наличии отдельной шкалы, которая заполняется при нанесении или получении урона. Плюсы этих атак, они не требуют обязательного использования расходников на свое восстановление, как например местная мана, наносят больший урон чем стандартная физическая атака, и могут применяться на разном расстоянии, в зависимости от самого приема, хотя Крафты могут быть и защитными.
Также есть, так называемые, S-Craft, особо сильные атаки, расходующие всю шкалу, но наносящие высокий урон противнику, и сопровождающиеся небольшой катсценой. Площадь применения разница в зависимости от самого S-Craft и персонажа который его применяет. Вдобавок к этому, если у персонажа 200 очков крафта, сила S-Craft усиливается в 2 раза.



Магия тоже не совсем стандартно применяется. Во-первых, магия не используется моментально, ей нужен ход на подготовку, при этом противник может спокойно сбить подготовку заклинания. Во-вторых, сами заклинания не приобретаются с уровнями. У персонажей есть прибор ARCUS, куда вставляются «кварцы», кристаллы, наделенные определенными элементами: ветер, вода и т.д. Чем реже кварц, тем больше заклинаний он даст и тем они мощнее. Количество слотов ограничено, так что подбирать заклинания для каждого персонажа надо внимательно. Слоты для кварцев также подвержены улучшению, но делается это в мастерской в городе или в командном пункте, за определенное количество ресурсов добываемые с противников или сундуков. Вдобавок к этому есть еще «Мастер кварц», который не дает никаких заклинаний, но дает прибавку к характеристикам и какую-то определенную черту, например, усиливает эффекты лечения в разы. Мастер кварц также подвержен прокачке, но качается он, как и герой, в бою, по мере его использования. Мастер кварцы можно покупать и менять в любой момент времени, вне боя.
Наконец последнее отличие от стандартной боевой системы, это так называемые Link. В активной партии до 4-х человек, можно связать двух персонажей, благодаря чему, при нанесении удачного удара по противнику, второй персонаж подключится и сможет нанести дополнительный удар. При таких атаках, накапливается дополнительные очки, при определенном количестве которых, можно активировать прием, при котором атакуют оба персонажа одновременно, а если есть 2 связанные пары, то при накоплении максимального количества очков, атаковать будет вся активная партия.
На словах звучит достаточно запутанно, но по факту достаточно всего нескольких схваток, чтобы разобраться с основами боевой системы.



Показательное применение одного из приемов Link. В данном случае пара связанных персонажей наносят атаку одновременно.

Наконец главное нововведение боевой системы, это сам Валимар. В первой части нам дали сражаться на нем всего 1 раз. Теперь же Валимар становится постоянным участником. В определенные моменты сюжета, Рин вызывает Валимара на поле боя, после чего, начинается схватка в роли Валимара. Схватки в этот момент немного меняются. Сражения происходят с небольшим количеством противников, и вместе с выбором противника, нам дают выбор куда ударить конкретного противника. В зависимости от его стойки, удар может быть блокирован, проведен успешно или вовсе вывести противника из равновесия, в последнем случае, как и в обычном бою, нам дают шанс на дополнительную атаку. Крафты и магия также доступны, но магия применяется по другому. В сражениях участвует только Валимар, однако используя Link, можно менять связь с персонажами и, соответственно, тип магии, от стихии, до эффекта. Подобные схватки длятся не очень долго и появляются не очень часто на протяжении всей игры, однако вносят некоторое разнообразие в игровой процесс. Валимара также можно призвать в обычные схватки, с определенного момента, однако действует он только 3 хода, призывается 1 раз за бой и расходует очень большую часть шкалы маны при призыве, так что часто им не попользуешься.



Подобные битвы конечно не блещут высокой сложностью, однако и зевать не стоит. Один неверный прием и бегом к рестарту.

Вне боев крупных изменений не много, но они все же имеются. Первое что поменялось, это центральный хаб. Поскольку академия находится на территории противника, приходится искать другое место для общего сбора, и в этот раз таким местом оказывается воздушное судно Courageous, которое уже мелькало в первой части. Воздушное судно, волею всеми любимого Оливера, отдается в распоряжение Классу VII, чтобы те не сидели без дела и смогли оперативно придти на помощь, когда это необходимо. В данном хабе есть все что необходимо: магазин, мастерская, кухня, ангар для Валимара, командный пункт и т.д. Однако сразу все не доступно, и чтобы открывать новые функции и расширять их, нужно находить учеников академии, которые успели сбежать в день восстания.

И вот тут всплывает второе нововведение — открытый мир. Хотя таковым его назвать конечно очень трудно. По сути перед нами все те же самые локации что и в первой части, только между ними добавили коридоров, чтобы переходить между этими самыми локациями. Однако чем дальше мы продвигаемся, тем больше локаций доступно. В каждой локации есть свои выгоды, кто-то продает эксклюзивное снаряжение, а где-то свой набор квестов. Сами сторонние квесты тоже никуда не делись, только вместо списка задач на полевых учениях из первой части, задания нам выдает сам Оливер на мостике корабля. Там же можно узнать текущее местоположение некоторых учеников академии. В плане сторонних активностей особых изменений нет, все те же рыбалка и карточная игра Blade, которую чуть доработали. Единственное что добавили — сноуборд в родной деревне Рина. Простенькая мини-игра, за выполнение которой дают пару полезных предметов.



К слову на байке теперь дадут покататься. Правда работает он как менее поворотливая лошадь, но всяко быстрее чем на своих двоих. Лошадь кстати тоже никуда не делась.

А вот теперь хотелось бы поговорить о самом слабом — технической составляющей. К сожалению, графически игра практически не поменялась. Где-то стали чуть лучше текстурки, где-то тени, где-то анимацию чуть подтянули, но это настолько крошечные изменения, что их в целом-то и не видно. Все же ограничение бюджета и сильная привязанность к портативной PS Vita дают о себе знать. К слову на Vita еще и наблюдаются падения fps. Они конечно возникают только при нагромождении эффектов и напрямую никак не мешают, но глаз все же режет.

Порт на ПК к слову, по заявлениям некоторых игравших, тоже не получился идеальным. Это конечно далеко не уровень Capcom середины двухтысячных, но все же без шероховатостей не обошлось. Кто-то жалуется на управление с клавиатуры, кто-то на те самые fps. Подобных конечно не очень много, но все же сам факт не очень приятен. Но первое хотя бы исправляется подключением геймпада, что на самом деле все же рекомендуется. Однако XSEED не бросает свои проекты, так что патчи в производстве. Плюс приятным бонусом для обладателей Trails in The Sky в Steam или GOG является возможность получить шкурку тамошних персонажей. Бонус конечно небольшой, но глаз может порадовать. Главное берите версию Cold Steel 2 там же,
где брали Trails in The Sky, т.к. если первая трилогия у вас в Steam, а новая игра в GOG, то бонус
вы не получите Но по крайней мере в звуковом плане все как всегда отлично. Музыкальное подразделение Falcom, по прежнему, не зря ест свой хлеб.


Итог получился далеко не плохим, но и не настолько хорошим как хотелось бы. В свое время Trails in The Sky Second Chapter была просто шикарным подарком. Это было отличное продолжение, пусть и без каких-либо значительных изменений, которое идеально дополняло оригинал, а главное ставила точку в определенной истории. Trails of Cold Steel 2 не стало разочарованием и также исправила некоторые элементы, по сравнению с оригиналом, но к сожалению некоторые болячки остались на месте, а главное это по прежнему промежуточная точка, нежели окончательная. Однако даже при этих недостатках, игра увлекает. Она по прежнему не дарит нового опыта, по прежнему не совершает прорывов в жанре, и по прежнему не осталось без клише как в сюжете, так и в персонажах. Но в то же время, по прежнему, дарит отличное приключение, за которым по прежнему интересно следить. Если вам интересно познакомиться с серией, начните все же с первой части, т.к. без нее вы действительно упустите много важной информации. А если первая часть вам понравилась, и вторая вам интересна, то что вы вообще тут делаете? Бегом в магазин.


Оценка:

Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky
Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky SC
Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky 3rd
Обзор The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel

Обзор Tokyo Xanadu
Обзор Ys I & II Chronicles
Обзор Ys: The Oath in Felghana
Обзор Ys Origin
Обзор Ys VI: The Ark of Napishtim
Обзор Ys Seven
Обзор Ys: Memories of Celceta
Обзора Ys VIII: Lacrimosa of Dana





Nippon Ichi Fan


Карма: 1175079 ( 10) 392756


Гарнитура есть

Гарнитура:


Varyag_Ericsson VaryagVE


Часть системы
Знаток компаса


Обзор The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II HD


Компания Nihon Falcom — одна из самых консервативных, хоть и в меру открытых для экспериментов японских компаний-производителей видеоигр. Её разработчики ведут несколько серий уже по два и три десятка лет, стараясь одновременно и эволюционировать, и не терять основного ядра своих произведений. И сегодня мы поговорим об одной из этих игр — The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II — это вовсе не вторая часть франшизы, появившейся в конце восьми десятых, но вторая часть одной из ключевых её ветвей. Сами же ветви также связаны между собой, поскольку их события зачастую развиваются на одном континенте, и нередко в играх встречаютсяя уже знакомые герои.

Например, в Trails of Cold Steel II мы встречаем героев, знакомых игрокам по другой ветви франшизы — Trails in the Sky. Знакомство с этой параллельной трилогией не является строго необходимым для понимания происходящего в «Холодной стали», но если вы проходили историю Эстель и Джошуа, то увидите много интересных отсылок, в том числе с упоминанием их имён, встретитесь с героями, с которыми вместе путешествовали или пересекались в тех играх. Например, брейсер Торвал, знакомый игрокам Trails in the Sky, присутствует в Trails of Cold Steel II в качестве полноценного игрового персонажа.





Разумеется, присутствие знакомых героев в рамках серии не является фансервисом, как это часто делается в других франшизах. Команда Nihon Falco веников не вяжет, она слетает многочисленные судьбы в единую и мощную косу, поэтому присутствие всех героев обосновано, все они играют свою роль в событиях текущего времени, и не забывают об отыгранных ролях в событиях прошлого, либо параллельных, когда они отсутствовали в поле зрения игрока.

Сюжет второй части начинается вскоре после завершения первой: мы играем Рином Шварцером, лидером специального седьмого класса военной академии Торс, который фактически спас своих друзей, а может и страну, основательно рискнув жизнью при пилотировании древнего робота, созданного в лучших традициях популярных меха-работ вроде The Vision of Escaflowne и Isekai Seikishi no Monogatari. Пришёл в себя наш герой в горах, неподалёку от родного дома, и в сопровождении магической кошечки Сесиль. Естественно, Валимар — упомянутый древний робот — также остался в добром здравии, но почти без маны, которую он постепенно восстанавливает в «режиме ожидания». Вроде зарядки солнечных батарей. И в новой игре его функциональность раскрывается гораздо лучше, что в первой не позволял сделать сценарий.







В подробности сюжета этой игры я вдаваться не стану, чтобы не сломать впечатления тем, кто прочитает данный обзор до ознакомления с первой игрой, но скажу так: история продолжает развиваться захватывающим и интригующим образом, постоянно обрастая новыми подробностями. На каком-то этапе я даже начал выписывать некоторые моменты в тетрадь, чтобы не потерять нить развития и связи между событиями, что может быть полезно и в свете осеннего выхода третьей части Trails of Cold Steel для PlayStation 4. Вторая часть не только охватывает больше эпичных событий, влияющих на большее пространство виртуального мира, но и затрагивает гораздо больше судеб, о которых ещё и подробнее рассказывает. Здесь же развяжется несколько узлов, завязанных в прошлой игре, однако завяжется и окрепнет ещё большее их количество — всё-таки «Холодная сталь» состоит из четырёх игр.

Система исследования мира и прогрессии осталась аналогичной предшествующей игре: мы изучаем локации спокойных и боевых стадий, в первых общаясь с неигровыми персонажами, закупаясь предметами, прокачивая устройства со сферами, которые на делают персонажей новыми боевыми способностями, преимущественно стихийного характера, и распихивая по карманам побочные задания, иные из которых очень хитро спрятаны. Затем мы отправляемся в локации с монстрами, где можем просто качаться, искать сундуки, выполнять взятые задания и основные сюжетные цели. Продвижение по последним обычно сопровождается неслабыми боссами, ко встрече с которыми лучше подготовиться основательно.

Ветераны оригинальной игры знают, что нет лучшего оружия против боссов и поджидающих в засаде мобов, чем максимально заполненные шкалы командных очков, позволяющие применять усиленную версию самого мощного приёма в распоряжении каждого из персонажей — S-Craft. Данные приёмы бьют по нескольким противникам, по линии, окружности или всему боевому полю. Мочить врагов ими можно накопив сотню СР, но куда более эффективными удары будут с накоплением максимальных двухсот СР, тогда названия приёмов меняют свой цвет, что свидетельствует об усиленной стадии. Особенно ценны S-Craft, когда игрок открывает сундуки с засадными монстрами, серебряные сундуки с испытаниями (новая фишка, подобная засадным сундукам, но в бою принимают участие только определённые бойцы), или нарывается на боссов, сопровождаемых группой мелких или средних мобов.





Новой боевой фишкой игры стала возможность накопления дополнительных боевых очков за проведение последовательно атак. Когда две персонажей находятся в боевой связи и один из них наносит критический урон врагу, то второй может провести последовательно атаку, не используя свой ход. Сделав три такие атаки, герои накапливают три боевых очка, причём очки эти общие для обеих боевых пар. С тремя очками можно нанести усиленную последовательно атаку — так было и в первой игре. Но во второй части появилась последовательная групповая атака, в которой участвуют все четверо бойцов, и для её активации требуется набрать пять боевых очков. Важно, что данные очки переходят из боя в бой, так что запастись 200 СР у всех персонажей группы и накопить 5 боевых очков перед боссом — хорошая базовая стратегия.







В остальном боевая система для пеших бойцов осталась без ощутимых изменений: мы и дальше выбираем действия в пошаговое режиме, игра разделяет собственные навыки персонажей (искусства) и временно обретённые посредством установленных сфер, можем использовать обычные атаки, предметы и особые приёмы, а также использовать самый необходимый, в отдельных случаях, тактический ход — побег. Персонажи не растеряли свои кулинарные способности, количество блюд увеличилось, равно как и количество потенциальных поваров. На многих локациях можно ловить рыбку. В целом, рыбная ловля и готовка не являются необходимыми для продвижения по сюжету, но коли вам интересна платина — будьте осторожны. Для неё требования настолько жёсткие, что без гида разобраться будет непросто.

Первое прохождение Trails of Cold Steel II я рекомендую совершать в автономном режиме, не используя гиды и подсказки по событиям, наслаждаясь сюжетом и игровым процессом. А вот второе можно пройти и с платиновый целью, в обнимку с гидом и взять все недостающие кубки за раз. Пройти игру всё равно придётся дважды, коль платина приглянулась, причём второй забег следует совершать на повышенной сложности — «Кошмар». Время получения платины — около 120-150 часов. На PlayStation 4 процесс облегчается наличием турбо-режима, ускоряющего исследование в два раза, а анимацию в боях — в четыре.

Рецензия на The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II

Сразу же стоит оговориться — так как эта игра является прямым продолжением первой Trails of Cold Steel (с рецензией на которую вы можете ознакомиться здесь), в данном тексте вас ждут неминуемые спойлеры.

За считанные дни обстановка в Эребонии накаляется до предела. Соседствующий с ней Кроссбелл сначала объявляет о своей независимости, а следом неведомым способом уничтожает Крепость Гаррелия. Премьер-министр Осборн, вознамерившийся объявить агрессорам войну, получает снайперскую пулю в сердце прямо во время своей речи, а спустя мгновения на улицы десантируются семиметровые человекоподобные роботы, пилотируемые солдатами под командованием Альянса Знати, решившего без промедлений захватить власть в стране.

Академия атакована, и, несмотря на то, что на ее защиту встают директор, учителя и даже некоторые студенты, об успешном исходе схватки не может быть и речи. Последняя надежда — недавно обнаруженный в недрах старого здания школы Пепельный Рыцарь Валимар, по габаритам как раз подходящий для сражения с войсками противника. Неопытному в пилотировании гигантского меха Рину, конечно же, не удается одержать верх. Валимар принимает единственно верное решение — из последних сил улететь как можно дальше, забрав с собой упирающегося юношу, ведь потеря единственного козыря в этой войне будет означать утрату всех шансов на победу. В ужасе глядя на то, как его одноклассники, окруженные врагами, скрываются из виду, Рин теряет сознание. Именно на этом заканчивается первая часть, и после такого клиффхэнгера едва ли кто-то сможет устоять перед покупкой продолжения, снедаемый непреодолимым желанием узнать, что же было дальше. Что ж, посмотрим, сможет ли Trails of Cold Steel II удовлетворить наш интерес, порадовать и завлечь так же сильно, как это удалось ее предшественнице.

Рин приходит в себя на заснеженных горных просторах северной окраины империи, по счастью, совсем недалеко от родного города Имира. Родители и сестра вводят его в курс дела, и, оказывается, что с момента начала гражданской войны прошел уже целый месяц, на протяжении которого Валимар ценой собственной маны поддерживал жизненные силы спящего Рина. Альянс Знати захватил контроль над большей частью территории страны и пленил императорскую семью под видом обеспечения их безопасности, в некогда правдивых «Хрониках Империи» пишут откровенную пропаганду, а остатки имперских войск с трудом сдерживают натиск провинциальной армии и гигантских роботов, обороняя непокорные поселения. Все это, конечно, неутешительно, но душу нашего героя гложет тревога о друзьях из класса VII, местоположение и благополучие которых остаются под вопросом.


Весь первый акт (состоящий из четырех сегментов, по продолжительности сравнимых с полноценными главами из предыдущей игры) пройдет в поисках одноклассников, которых судьба раскидала по разным уголкам Эребонии. Помощь в нахождении соратников окажут добродушный брейсер Товал и капитан Железнодорожной Полиции Клэр, справедливо рассудившие, что без содействия студентам будет совсем уж нелегко. Железнодорожные пути перекрыты, но Пепельный Рыцарь, затратив огромную часть сил, способен благодаря подземным сетям септиума переносить небольшие группы людей на короткие расстояния примерно раз в пять дней. Из-за этого, структура развития событий поначалу достаточно линейна и заставляет вспомнить распланированные поездки первой части.

Начинать играть со второго выпуска по меньшей мере глупо, и я этого делать категорически не советую, но, на крайний случай, в главном меню есть краткий пересказ событий в виде текста сопровождаемого картинками, а также биографии важных участников истории. Этого в прнципе хватит, чтобы освежить память о событиях пройденной год назад игры. Лучший же аргумент в пользу последовательного прохождения — абсолютно неподдельное чувство радости и умиления при воссоединении с участниками класса VII.


Прочитать пару строк о персонажах — совершенно не то же самое, что провести бок о бок с ними целый учебный год, постепенно узнавая о них новые детали и следя за их ростом не только в условных боевых уровнях, но и как личностей. Если же вы, к примеру, посещали выступление Эллиота, помогали Макиасу спасти шахматный клуб, следили за тем как Фи выращивает цветы, чтобы затем подарить их любимым людям, или вместе с Алисой выбирали подарок для ее дедушки, вы вряд ли сможете остаться равнодушными к тому что вас ждет в Trails of Cold Steel II. А если не полениться и перенести сейв, многие принятые решения, выполненные задания, и, самое главное, выбранный на фестивале партнер окажут влияние на диалоги.

Конечно же, глобально ничего не изменится, но все равно очень приятно. Малому количеству JRPG удавалось настолько хорошо раскрыть персонажей, чтобы они вызывали подобные эмоции и воспринимались чуть ли не как семья, даже если отдельные личности вам не совсем по нраву. С аналогичными группами в Persona 3 и 4 все же не ощущалось такой сплочённости (во многом из-за безликих протагонистов), а Класс VII это настоящая крепкая команда, и вновь собрать ее воедино — неописуемое удовольствие.

Во втором акте все кардинально меняется. Получив в свое распоряжение массивный, но мобильный воздушный корабль, наши герои могут свободно путешествовать по стране, пытаясь любыми средствами положить войне конец. Игра становится куда более открытой, позволяя посещать локации и браться за насущные проблемы в любом порядке. Корабль можно призвать из любого открытого места, также позволено в любой момент менять состав партии, а учитывая, что все, даже самые незначительные диалоги полны комментариев от участников группы, нетрудно представить, какие перед нами открываются просторы. Наконец-то есть возможность всюду ходить излюбленной группой, а не довольствоваться тем составом, который навязала инструктор. Да и что может быть лучше, чем оседлать мотоцикл и с ветерком прокатиться до ближайшего населенного пункта в компании любимой вайфу?


Появляется множество интересных сайдквестов, в том числе и скрытых, затрагивающих судьбы давно знакомых и любимых NPC, обремененных новыми заботами из-за нелегкой ситуации в стране. Среди них можно найти и учеников академии Торс, которым удалось сбежать из оккупированного учебного заведения. Большинство из них, пусть и далеко не сразу, могут стать членами экипажа нашего корабля, так или иначе, улучшая его производительность и предоставляя всяческие удобства, варьирующиеся от различных видов магазинов до библиотеки, тренировочных курсов и даже лотереи. Эта система напоминает развитие замка в Suikoden (разве что минус сотня никчемных боевых персонажей), и, безусловно, порадует многих любителей классических JRPG.


Придраться тут можно разве что к паре вещей. Во-первых, посетить неизведанные доселе города нам не дадут. Серьезно занявшись ситуацией в западной половине Эребонии, взрослые сторонники императора оставляют под опекой студентов лишь восточную ее часть, где и проходили выездные уроки седьмого класса для групп во главе с Рином. Кроме Имира, все доступные мирные локации нам прекрасно знакомы, и с одной стороны, ничего плохого в этом, конечно, нет, но очень уж хотелось взглянуть на те места, о которых мы слышали лишь с уст одноклассников. Во-вторых, не смотря на пафосные речи о том, что юные воители являются третьей, независимой силой в гражданской войне, помогать мы будем исключительно имперской армии. Во многом это обусловлено тем, что Альянс Знати ведет себя слишком уж нагло и по-злодейски, а ведь Falcom всегда старались избегать подобного черно-белого разграничения. Тем не менее, нас ожидает предостаточно сюжетных поворотов и сюрпризов, а в конфликте принимает участие немало сторон, в том числе несколько группировок егерей и члены общества Уроборос, так что скучать не придется.


Боевая система не сильно изменилась, но это и к лучшему. Пошаговые бои с акцентом на очередность ходов и позиции участников чертовски хороши и не дают заскучать вне зависимости от оппонентов. Тонкая настройка экипировки и кварца как никогда важны для победы, особенно на высоких уровнях сложности. Главным же нововведением можно считать овердрайв. Накапливается он по стандартной схеме при нанесении и получении урона, а также по итогам сражения в зависимости от бонусов. Использовав его, пара залинкованных персонажей восстанавливает здоровье и ману, а также получает подряд три внеочередных хода, во время которых любые атаки и крафты сопровождаются ассистами, а магия кастуется мгновенно. Звучит, конечно, как чит, но поверьте, здешние боссы достаточно суровы, чтобы подобные меры не казались такими уж нечестными. Рин может выполнять овердрайв в паре с любым партнером, а вот для других комбинаций персонажей придется разыскивать специальные сундуки и проходить непростые испытания, но возможность усилить ваших любимчиков стоит того.


Время от времени, чаще всего в кульминации эпизода, нам предоставляется возможность поуправлять гигантским рыцарем Валимаром. Сражения с его участием заметно проще, но все равно достаточно интересны. Для атаки можно выбирать торс, руки или голову вражеского меха, и каждая из этих точек имеет разную пробиваемость в зависимости от стойки оппонента. После удачной атаки можно провести еще одну и получить bravery points, потратив их впоследствии на спецатаки аналогично ассистам в обычном бою. Друзья будут готовы прийти Рину на помощь даже здесь, исполняя роль второго пилота и позволяя лечить Пепельного Рыцаря, восстанавливать ему ману и использовать уникальные заклинания и баффы. Сложных сражений с участием мехов за игру всего два или три, но в целом это отличный геймплейный элемент, добавляющий разнообразия и не наскучивающий из-за относительной редкости.


Как всегда, нас ждет море опционального контента в виде квестов, миниигр, побочных занятий, и, конечно же, отлично написанные диалоги с NPC. Как и в любой из игр сериала, каждому из них есть что сказать после любого мало-мальски сюжетно важного события, а следить за их судьбами невероятно увлекательно. Это не дежурные фразы вроде «наш город велик и могуч» и «волки охотятся стаями», а осмысленные беседы с главными героями (нередко меняющиеся в зависимости от состава партии) о насущных проблемах, других людях и будущем. Далеко не каждый игрок станет всякий раз оббегать и внимательно слушать всех встречных, но именно в Legend of Heroes от этого можно получить несказанное удовольствие и узнать много интересного не только об империи и её жителях, но и обо всей Земурии. В данном случае это еще ценнее, ведь мы имеем возможность пообщаться с теми, кого мы знали до войны и увидеть как изменилась их жизнь в свете невзгод и лишений. Подобное прохождение, с учетом предоставленной свободы и обилия происходящих событий может затянуться не на одну сотню часов, но как человек с числом близким к 500 на счетчике времени в Trails of Cold Steel I, честно скажу что не жалею ни об одной минуте.

О технической стороне можно прочитать в рецензии на первую часть, изменений практически нет, за исключением заметного улучшения качества английской озвучки. Актеры явно освоились с образами героев, и реплики звучат намного естественнее. Из-за проблем с лицензией, японские голоса нам услышать по-прежнему не суждено, но на этот раз это и не столь обидно. Музыка традиционно изумительна, а новые боевые мелодии атмосферны и полны драйва. Falcom знает свои сильные стороны и не собирается сдавать позиции. Из двух версий все по тем же причинам стоит порекомендовать портативную, хотя домашняя ничем не хуже.


Не теряйте свои сейвы, нас еще ждет Trails of Cold Steel III, дата релиза которой, впрочем, не объявлена еще даже для Японии. Уж в чем точно можно быть уверенным, так это в том, что история Земурии еще ой как далека от завершения, но благодаря играм, вроде этой, число героев на континенте сильно возросло. Остается надеяться, что XSEED все же локализуют несправедливо пропущенные Trails of Zero и Trails of Azure, позволив взглянуть на описанный здесь конфликт совсем с другой точки зрения.

Плюсы

  • Боевая система все так же великолепна, а нововведения лишь углубляют и улучшают ее
  • Действительно суровые битвы с боссами, для победы над которыми потребуется не прокачка, а грамотный подход и продуманный сетап
  • Воссоединение с главными героями и даже некоторыми NPC вызовет непередаваемые эмоции у любого кто прошел первую часть
  • Огромное количество контента для исследования и традиционно скрупулёзно проработанные персонажи
  • Потрясающий саундтрек

Минусы

  • Если вас это сильно волнует, графика все так же простовата
  • Список доступных локаций по сравнению с оригиналом практически не изменился
  • Некоторые антагонисты в несвойственной для сериала манере, чересчур уж банально злодейские

Вердикт

Если вы прошли первый Trails of Cold Steel до конца, то сиквел вы уже практически наверняка купили. Раздумываете над тем, стоит ли попробовать? Обратитесь к рецензии на оригинал, решите для себя, интересен он вам или нет, и в случае положительного ответа, попробуйте его, дождавшись одной из скидок в Playstation Store. Это две части одной игры, и вторая половина ожидаемо чуть больше преуспевает во всем, но без первой вы лишите себя львиной доли впечатлений. А пока что это лучшая, по моему мнению, RPG 2016 года.

Читайте также: