The last express обзор

Обновлено: 02.07.2024

Автор рецензии: Наталия Дубровская.
Рецензия опубликована в журнале Game.EXE, 7'97.

Впрочем, все это так, общие рассуждения для затравки. Ловко вскакивая на полном ходу в мчащийся из Парижа роскошный поезд, Роберт Кэт, наше "Я" в The Last Express, первой игрушке молодой фирмы Smoking Car Productions (публикатор - Broderbund), думал совсем о другом - о том, как бы смыться от полиции, найти своего друга Тайлера, который и вызвал его сюда отчаянной телеграммой, как добраться до Стамбула. Уйти на восток. Он и понятия не имеет, что за публика собралась на этом шикарном, полном золота, дорогой кожи и декадансной мелочевки экспрессе, и каким страшным и нелепым станет его маршрут в Константинополь.
Элегантная разноплеменная публика вежливо раскланивается в коридорах, вышколенная обслуга заглядывает в лицо, всеобщая терпимость и отличные манеры - все как всегда, за исключением того, что почти все они уже готовы убивать. Некоторые за этим и пришли, некоторым придется переучиваться на ходу - как Роберту Кэту, выбор которого прост: либо убить, либо умереть.
Ведь первый выстрел уже прогремел, и война началась - она живет повсюду, висит в воздухе, сквозит в каждом вздохе. Восточный экспресс, это воплощение ленивой неги и изящного космополитизма, везет ее с собой, в последний раз пересекая обреченную Европу.

Рисованное кино Интро закончилось, и мы уже оценили графику анимированных сцен - поверьте, там есть что ценить! Великолепный цвет, безукоризненная стилизация в духе "начала века" (правда, не в привычной нам пастельной манере, а в жестковатой технике книжной иллюстрации и первых комиксов - в том, что касается персонажей, и Тулуз-Лотрека - в том, что касается интерьеров и пейзажей), полностью восстановленная реальная обстановка поезда, тщательная проработка деталей.
Джордан Мехнер, автор "Последнего экспресса", очень интересно решил извечный конфликт между непотребным (до сих пор) по качеству, несовместимым с рисованными фактурами видео и больно уж "плоской" и более чем непсихологичной анимацией: сначала были живые актеры, их сняли на пленку. Потом видеогероев превратили в яркие рисованные персонажи, а из видеоряда вынули часть кадров, так что перемещение стало обозначаться начальной и конечной точками. Смягчили этот "прыжок" - и вот вам "перетекание" изображения из одного состояния в другое, как в классических полутекстовых адвенчурах, только теперь это - отнюдь не смена иллюстраций. Каждое перемещение - развитие реального движения, жеста, мимолетное изменение лица, из которого можно столько понять. Кино! Создатели игры добились невозможного: они заставили рисованные, мультяшные персонажи играть всерьез - как играли те актеры, из которых они получились.

Персонажи Не очень-то все это получилось, но все равно стоило покататься на этом поезде подольше - вся изящная, прогнившая предвоенная Европа совершает на нем прощальный вояж!
Вот наша Анна, легко меняющая смычок на револьвер и нормальную нравственную брезгливость - на двуличие. Она, разумеется, будет щебетать с жирным, похотливым и уже вполне созревшим для Третьего рейха индустриальным магнатом ровно столько, сколько потребует дело!
Что до самого герра Шмидта, то ему пока не удалось развязать войну, чтобы поддержать милый фатерлянд и свои заводы, Гитлер еще не разместил на них свой Главный Заказ (пока что в чемодане у Августа Шмидта валяются инструкции от кайзеровской тайной полиции) - и он легко поступается принципами, пробормотав нечто вроде: "Какая очаровательная женщина, ни за что не скажешь, что еврейка!". Август, кстати, по-своему честен: ему - золото, повстанцам - оружие, Германии - война. Все, кто заплатил, получат заказанный товар. Честная сделка!
Просто отличная, и в ней есть еще один участник - таинственный принц Кронос. Какой восхитительный концерт устроил он в своем вагоне! Как играла Анна, и как он аккомпанировал ей на рояле! И как мы в это время. Нет, нет, теперь это зависит только от вас! Я стыдливо умолкаю - ищите путь в Константинополь сами. Можете, кстати, и вовсе никуда не ходить и наслаждаться музыкой все реальные полтора часа - дальше Вены вам, правда, тогда не уехать, но это уж кому что нравится!
Действительно, ну что за Восточный экспресс без частного вагона? Вот и в нашем составе он есть. Утонченный собиратель древностей, загадочный принц-не-известно-чего со странным коротким именем, имеет свой интерес: он хочет заполучить золотую игрушку, которую наш поезд несет в своем чреве через весь Старый свет. И он ее получит!
Скорее всего, никакой он вовсе не принц, но денег у него больше, чем у иных королей, и мировая война интересует его в последнюю очередь - так неужели он не добьется своего?! Конечно, ему все еще выйдет боком, но пока он всевластен и непробиваемо спокоен - и лучше с ним не шутить!
Тем более не стоит шутить с чернобородым Милошем и его друзьями. Занявшие пару роскошных купе мрачные повстанцы обладают истинно революционной порывистостью: стоит Милошу подумать, что мы нашли денег и заплатили за сербское освобождение (читай: десяток ящиков с оружием), - он лезет целоваться (и поди увернись!), стоит ему прийти к выводу, что мы этого сделать не сумели, - рядом появляется молчаливая девушка по имени Весна, и. Хорошо, что можно вернуться назад, и нож, который она всадила Кэту под ребро, - не насовсем, а так, до первого клика.
Это все стойкость убеждений! Последняя претензия, которую Милош предъявит Роберту: "Ты ни во что не веришь!". То есть, нет на свете идеи, за которую ты готов убить! И вправду, что нам тогда делать в этом сумасшедшем поезде?!
Впрочем, есть на нем и те, кто не думает ни о войне, ни о золоте, - просто едут по своим делам. Скажем, начинающая английская писательница с подругой, толстый турок, по долгу печальной профессии сопровождающий гарем (ему пришлось занять целых пять купе, и стоит приблизиться к любому из них. Тяжелая работа - стеречь столько чужих жен!), или французский инженер с семьей. Или старый русский сановник с внучкой.

Русская тема Уж сколько раз прохаживались по бедной России в западных игрушках! И как по большей части безграмотно!
Уж на что хороша была игра Titanic. Adventure out of Time - и то навертели такой ерунды, что в пору застрелиться! И халявщики-большевики в 12-м году у нас уже рассматривались как основная угроза монархии, и русская тайная полиция называлась "Охрана". А уж тексты в этих игрушках! А уж речь - хоть святых выноси!
В The Last Express "русская тема" проработана идеально. В это трудно поверить, но это так.
Тексты не просто грамотны и хорошо написаны - они отлично стилизованы под речь начала века, причем речь славянофильствующего дедушки будет отличаться от речи молодого анархиста или юной внучки. Все диалоги писал не просто русский - их писал человек, отлично владеющий словом, и озвучены они были не менее интересно и толково.
И с историзмом, как это ни парадоксально, здесь тоже все в порядке, все персонажи ох как реальны - и ополоумевший от страха перед террористами, ударившийся в церковную мистику сановный дедушка, и истеричный анархист "из хорошей семьи", занятый исключительно отстаиванием принципов, чтением Ницше и клепанием самодельных бомб (при этом сам он явно понятия не имеет, чего хочет - то ли жениться, то ли застрелиться, то ли взорвать все к чертовой матери и больше не мучиться). И бедная, чистая девочка, наивно пытающаяся просто начать свою - нормальную, человеческую - жизнь, и смятая их безумием, ненавистью, амбициями - грядущей войной.

Все хорошо И все-таки мы на него успели! Даже привели поезд в Стамбул. А смотреть "кредитсы", под отчаянную скрипку Анны проплывающие на фоне карты Европы, которая год за годом (от 1914 до 1993) перекраивается под черной тенью крыла, вовсе не обязательно. Все кончилось почти хорошо.
Кто хочет прокатиться на Восточном экспрессе? Через Белград и Балканы.

Рейтинги:
графика 99%
звук 99%
сюжет 99%
интересность 99% "НАШ ВЫБОР"

Системные требования:
Pentium 60+, 8 Мб RAM (лучше 16),
4-скоростной CD-ROM, 35 Мб на HDD

Специфичная визуальная составляющая является следствием ротоскопирования — вся графика является обрисовкой настоящих видеокадров (всего задействовано 40 тысяч изображений). Эту технологию разработчик принес из предыдущего своего проекта, Prince of Persia — и, разумеется, большую часть работы выполняла автоматика.

В конечном счете игра потребовала 5-6 миллионов долларов и 5 лет.

Авторы игры уделили серьезное внимание кастингу: немецкого персонажа играл настоящий немец, так же как русского — настоящий россиянин.

Last Express

Игру от Smoking Car запомнят надолго. И дело даже не столько в том, что здесь имелся захватывающий сюжет о последнем поезде перед началом Первой мировой. Квест о людях из высшего общества навеки прописался в энциклопедии геймдева благодаря нестандартному (даже по сегодняшним меркам) обращению его создателей со стрелками часов.

События, в водоворот которых главному герою придется окунуться после первого же запуска, происходят в реальном времени. Вы вольны проводить свое расследование, общаться с пассажирами и подслушивать разговоры для выуживания информации. А можете в отведенный временной период игнорировать всех и вся, но и на достойную концовку не рассчитывайте. Их тут, уж будьте уверены, превеликое множество. Но только одна является истинно верной.

Ротоскопированные персонажи (это когда сначала снимают настоящих актеров, а потом из получившегося материала отбирают кадры, раскрашивают их красками и скрепляют нехитрой анимацией) получились довольно колоритными. Вам повстречаются русские аристократка Татьяна Оболенская и анархист Алексей Дольников, озвученные нашими соотечественниками. Немало интересного поведают немецкий оружейный промышленник и английский детектив.

Last Express

О The Last Express бесполезно рассказывать. Ее нужно увидеть, постараться понять и случайно полюбить. Наличие крайне полезной системы подсказок, подстроенный под стандарты платформы интерфейс портированной версии и наши восторженные оценки обязательно помогут вам на первых порах. Далее полагайтесь только на собственное чувство прекрасного и знание английского языка.

Плюсы: легендарный квест теперь поселился на iOS — со встроенными системами подсказок, достижений и слегка переработанным интерфейсом.
Минусы: очень высокий порог вхождения.

The Last Express

Единственная поблажка, которую дает игроку The Last Express – возможность отмотать время назад и попробовать лучше разобраться в ситуации, что запутана до предела. Итак, Роберт Кэт запрыгивает с мотоцикла в поезд на полном ходу а-ля герой боевика. Пройдет минута, и вы окажетесь в купе в компании трупа своего друга. Что делать дальше – пусть подскажет совесть.

Игра проста в управлении: левым кликом мышки решаются все проблемы – от передвижения по вагонам до кулачных поединков. Да, здесь предусмотрены и боевые сцены – недаром ведь руководитель проекта, Джордан Мехнер, был замечен в создании Prince of Persia и Karateka. Впрочем, здешние схватки просты и скоротечны, так что вам не придется, как в Full Throttle, наматывать круги после каждой неудачи. А вот визуально The Last Express сделан предельно оригинально. Если вкратце, игра была создана с использованием технологии ротоскопирования: сначала разработчики сняли живых актеров в соответствующих костюмах и гриме на пленку, а после превратили в рисованных персонажей. Плюс особый авторский штрих – из полученного видеоряда вынули часть кадров, и перемещение стало обозначаться начальной и конечной точками. Потом этот «прыжок» смягчили – получилось своеобразное «перетекание» картинки из одной в другую, почти как в классических полутекстовых квестах. Титанический труд со специфическим результатом – будьте готовы к тому, что визуальный стиль The Last Express потребует как минимум привыкания.

Главная же и неоспоримая сила игры Мехнера – в сюжете и персонажах.

«Восточный экспресс» везет нас, по сути, из одного времени в другое, из XIX века в XX. Первая мировая война пускает ростки прямо внутри поезда: пассажиры активно обсуждают австро-венгерский ультиматум Сербии, а ежедневная газета пестрит заголовками о бунтах в Санкт-Петербурге и столкновениях в Мехико. Мир за окном купе стремительно меняется, и вы, возможно, станете частью этих перемен. Не раскрывая интригу, скажу лишь, что в здешней истории найдется место и международным заговорам, и торговле оружием, и посещению тепличного культурного салона образца XIX века прямиком из русских романов.

«Восточный экспресс» населен колоритными персонами разных национальностей – в игре говорят на пяти языках, все диалоги озвучены профессиональными актерами. Особого внимания заслуживает трио русскоговорящих персонажей: молодой революционер Алексей Дольников, граф Василий Оболенский и его внучка Татьяна. Мы уже привыкли, что на Западе русских изображают в лучшем случае стереотипно (в худшем – карикатурно). Тем разительнее контраст: соотечественники в квесте Мехнера оказываются живыми и трагичными персонажами. И, одновременно, самыми смешными: вот революционер Дольников с жаром рассказывает аристократке Татьяне о строительстве бесклассового общества, а она с благоговейным испугом спрашивает: «Так вы либерал?». Забавно, но для аристократа того времени слово «либерал» и впрямь звучало синонимом «исчадия ада».

Единственный минус The Last Express – ответ на вопрос «Что делать дальше?» не всегда очевиден. Бывалый квестоман ждет могучих пазлов, а их здесь всего несколько штук; он привык вступать в диалоги, а не бесконечно подслушивать чужие разговоры и делать выводы. The Last Express – штучной выделки игра, которая притворяется жизнью, где никогда не знаешь, для чего тебе может понадобиться жук в спичечном коробке. И как раз поэтому многим будет трудно в нее играть. Но разве настоящего ценителя квестов можно смутить трудностями?

Читайте также: