The fall last days of gaia обзор

Обновлено: 07.07.2024

«Хочешь выжить после глобальной катастрофы — спроси меня как». Наверное, именно такой значок висит на груди несчастного Карстена Штрезе (Karsten Strehse), ведь с небес на землю рухнули не стартующие с космодрома «Байконур» терраформеры, а мириады программных недоработок, сопровождавших релиз The Fall в Германии. В Silver Style Entertainment сразу же объявили общую тревогу и начали засылать в очаг поражения бригады патчей. Они совершили практически невозможное — покрытый струпьями и радиоактивными язвами проект ожил и добрался до России. Побратавшись с отечественными коллегами по части «крупных заплаток» («МиСТ ленд — ЮГ», если кто не в курсе), SSE черкнули еще одну галочку в списке охваченных стран и уползли доделывать английскую версию.

Но все это позади. Держа в руках локализацию, негоже вспоминать о темном прошлом игры. К сожалению, «наша сторона» внесла свою толику ляпов в и без того сырой продукт. Тексты щедры на стилистические, а порой и фактические ошибки. Претензий к озвучке почти нет, актеры по-настоящему профессиональны, хоть и отвечают за 10 ролей каждый. Разве что звукорежиссер подкачал — не всегда правильно расставлены акценты и интонации. Впрочем, гораздо печальнее то, что за руководство пользователя, прилагающееся к подарочному DVD-боксу (в книжице довольно подробно описан The Fall 1.5, а не 1.9), придется платить вдвойне. Инсталлятор «забывает» стереть кое-какие файлы, и патч тут не спасет. А пропавшие с жесткого диска гигабайты (!) — не самая милая неожиданность.

Скриншоты 99

The Fall — история про Землю, пережившую экологическое бедствие ужасающих масштабов. Правда, политкорректная атака террористов на пришитые к сюжету белыми нитками терраформеры выглядит слабее классической атомной войны, но итог примерно тот же: пустыни, пожухлые елки, высохшие моря и покинутые города. Россия под пятой рукотворного вируса в Soldiers of Anarchy смотрелась убедительнее, зато американские пустоши из The Fall «идейно верны» — одного взгляда на «природу» достаточно, чтобы воскликнуть: «Ба, да это же Fallout!».

Сценарий не преподносит сюрпризов — на дымящихся руинах родной деревни будущий Командор поклялся отомстить негодяям и найти исчезнувшую сестру. Однако поиски — дело долгое, а «заморить червячка» тянет прямо сейчас. Наш герой решил совместить приятное с полезным и явился на вербовочный пункт Правительства Нового Порядка — записываться в поборники добра и справедливости. Перекинувшись «парой ласковых» с Президентом, получив паспорт, смешной пистолетик и пятерых оболтусов в подчинение, мы сталкиваемся «лицом к лицу» с опасным миром. Служить и защищать? Да, несомненно. Но взаимоотношения с начальством больше напоминают известный анекдот — «„ствол“ дали, и крутись как хочешь».

Стать очередной сагой про бандитов и мутантов The Fall не дает набор занятных этюдов. Выручить двух «ведьм», которых суеверные жители готовы возложить на костер. Помочь фермеру вернуть украденный трактор, попросив его пожертвовать коровами для преодоления минного поля. Превратить чумазого «самоделкина» в обольстителя. Поучаствовать в схватке банд за секреты заброшенной военной базы. Встретить проповедника, грезящего возвращением в «потребительский рай». Наконец, побывать в индейском поселении. Немецкие разработчики отлично показали атмосферу гибнущей Земли, где все еще борются с невзгодами обычные люди, верящие в благополучный исход. Впечатляющую целостность сеттинга раскалывает лишь неуместная эпичность, омрачающая концовку повествования.

Процесс создания и развития альтер эго не шибко интересен, но удобен. Ролевая система в общих чертах похожа на прабабушку из Fallout. Цифры первичных характеристик и навыков сами по себе нигде не учитываются, стремительный рост сопутствующих бонусов случается исключительно при пересечении пороговых значений. Разбавляют предсказуемую прокачку «таланты», предлагаемые при обретении определенного уровня мастерства.

Волей-неволей приходится собирать единомышленников — одиночка в пустошах погибнет. Будь персонаж хоть семи пядей во лбу, ему не угнаться за дружным отрядом специалистов. «Говорун», натуралист, врач, механик-водитель, сапер и воришка — наиболее очевидное «разделение труда». Авторы основательно облегчили жизнь игрока — любой из подопечных может подстраховать нас и в штатных обстоятельствах, и в скриптовых роликах: если Виктор разбирается во взрывчатке, то выбирать, какой проводок резать, пойдет он.

You will fight — or will you…

Несмотря на то, что номинально The Fall является RPG, Soldiers of Anarchy прочно засела в умах сотрудников SSE, поэтому бои составляют большую и, увы, не лучшую часть игры.

Кстати, об арсенале. Ассортимент на удивление схож с прейскурантом «Бобби Рэя» из Jagged Alliance 2. В начале игры нашим бойцам достается мусор типа револьверов.38 Special, но вскоре их оттесняет содержимое разоренных арсеналов армий НАТО и бывших стран-участниц Варшавского договора, а под занавес — и экспериментальные/фантастические образцы (OCSW GMG, лазерные пистолеты). Распределение «стволов» не совсем логично — дробовики отнесены к «легкой» категории, автоматические карабины — к «тяжелой». «Огнестрел» наносит такой мизерный урон, что противники валятся замертво… от отравления свинцом. Балом правят выплевывающие за раз 10-15 «пчелок дум-дум» пулеметы, а снайперы кажутся вопиюще беспомощными. Их ружье выстрелит только в преддверии финала, с появлением знакомых по серии Quake рейлганов.

Поразительно, но мирные навыки работают. Профессиональный оратор довольствуется избавлением от нудных курьерских поездок и вежливым «вымогательством». Решить вопрос без пальбы для него — праздник. Возможности «специалиста по выживанию» гораздо любопытнее. Наследник Зверобоя безошибочно находит целебную питьевую воду для наполнения фляг, а также эффективно разделывает животных, аппетитно зажаривая ценную вырезку. Ему же доступна упомянутая выше способность «умереть понарошку». Неплохо живется и техникам — они умеют чинить и модифицировать оружие, совершенствовать характеристики снаряжения и собирать новое «по кускам». А вот водителей обделили — проку от машин немного (в одном из обновлений их «научили» ездить по глобальной карте), да еще и бензин требуется. Помнится, в Soldiers of Anarchy перегнули палку с количеством танков, и пройти ее пешком было очень трудно. В The Fall наоборот — автомобиль днем с огнем не сыщешь, но стоит ли? Ведь даже любимого багажника из Fallout 2 тут нет.

Will you live the perversion like others do?

Путешествовать интересно (кстати, изображающие маршрут красные точки на карте представляют собой замаскированную полоску загрузки… забудьте о random encounters). На улочках затерянных в песчаных дюнах поселков течет размеренная жизнь, и каждый занят своим делом. По сложности скриптов «аборигены» могут потягаться с Gothic и Fable. Для примера возьмем распорядок дня типичного охотника. Он просыпается, готовит еду, кушает, кормит собаку и отправляется в лес — стрелять по оленям. Вернувшись, играет на гитаре у костра, затем идет спать, и цикл начинается заново. Кроме того, всякий оборванец укомплектован парой озвученных фраз.

Last Days of Gaia в известной степени нелинейна. Свобода передвижения несравнима с Baldur`s Gate, Arcanum и Jagged Alliance 2, однако на фоне «коридорных» Fallout Tactics и Soldiers of Anarchy разгуляться есть где. Квестов с альтернативными путями прохождения хватает, тогда как миссий с несколькими концовками — раз-два и обчелся. Проблема же этического выбора и вовсе оказалась бутафорией. «Судить или миловать» отребье приходится неоднократно, но убьем мы предателя или отпустим — для хода истории значения не имеет. Последний из подобных случаев вообще превращается в фарс — вместо «перехода на темную сторону Силы» игрока грубо заставляют следовать задумке сценариста.

All your dreams are buried in mounts of sand

В заключение — коротко о немаловажных элементах: визуальном и звуковом обрамлении постапокалиптической картины, вышедшей из-под кисти SSE.

Графика далека от идеала. Впрочем, огромные открытые пространства не лишены шарма, если это слово применимо к однообразным оранжево-бурым пустыням и ржавым остовам строений. Местами антуражи по-настоящему очаровательны (скажем, на полюбившихся Silver Style еще в Soldiers of Anarchy базах-фортах, а в первую очередь — в городе на кладбище кораблей). Модели же людей и особенно животных не выдерживают критики. К счастью, в одном из патчей «прикрутили» синхронизацию движений губ с речью, без нее на диалоги страшно смотреть. Очень неряшливо реализована камера — на равнине она функционирует нормально, но стоит углубиться меж холмов, и тесное знакомство с подземными недрами обеспечено.

Озвучка уже была мною оценена, звуки сугубо утилитарны, зато музыка заслуживает восторженных отзывов. В путешествиях звучит привычная после Fallout смесь эмбиента и этнических мотивов, а в главное меню вынесена песня группы Darkseed, которая наверняка попадет в «плейлист» любителей «мрачного будущего», наравне с бессмертными «Maybe» и «A Kiss to Build a Dream on».

Результирующий вектор метаний The Fall — неоднозначность и недосказанность. SSE пыталась создать разноплановую игру, совмещающую наработки в Soldiers of Anarchy с распространенной идеей «сделать свой Fallout». Откушенный в амбициозных пресс-релизах кусок оказался им не по зубам. Более того — в исходном варианте проект балансировал на грани работоспособности, и российским игрокам нужно благодарить высшие силы за то, что до них он добрался в виде лоскутного одеяла из «заплаток». Если бы к нам попала одна из ранних версий, ей бы не поздоровилось.

И все же The Fall, в отличие от прочих подражателей, максимально близко подтянулся к Fallout. Жаль, что это — не констатация его феноменальных достоинств, а лишь следствие полного убожества конкурентов.

Тема будущего нашей с вами планеты волнует разработчиков игр уже очень давно. Причем, что характерно, в их фантазиях Землю ничего хорошего не ждет. Особенно здорово воплотила в жизнь видение будущего покойная ныне компания Black Isle Studios в своем проекте Fallout .

“ The Fall: Последние дни мира ”, что бы там ни говорили разработчики, является идейным наследником этой великой, без преувеличения, ролевой игры. Даже названия их похожи, что уж говорить о содержании.

А содержание у нас такое: постапокалиптический мир, превратившийся в огромную пустошь, где влачат жалкое существование выжившие после катастрофы люди. И в этом мире живет наш герой, мстящий за смерть своих родных и друзей. Завязка — стандартна, продолжение — очень интересно. Не пропустите.

ПЕРЕВОД: Эту локализацию больше года ждали все любители ролевых игр, и скажем сразу: ждали не зря. Фактически ребята из “ МиСТ ленд — ЮГ ” в определенной мере подарили нам лучшую, нежели оригинал, игру. Прежде всего это относится к диалогам и их голосовому сопровождению. Голоса актеров идеально подходят к персонажам (хотя на всех, по понятным причинам, актеров не нашлось, иногда встречаются и голоса-дубли), да и стиль текста очень хороший, “правильный”. Ничуть не сомневаясь, ставим этой локализации высшую оценку.

У The Fall: Last Days of Gaia не было ни единого шанса избежать незавидной участи сравнения с культовым и всеми почитаемым столпом компьютерных ролевых игр - Fallout. По крайней мере, этому активно способствовала информация, которая была известна об игре до ее выхода. Мир после всемирной катастрофы, всеобъемлющие пустоши и даже название, созвучное с именем именитого предка. Подобная претенциозность имела противоречивые последствия. С одной стороны, на игру обратили пристальное внимание пресса и большое количество игроков. С другой же стороны, как впоследствии оказалось, игра не способна была выдержать сравнение с Fallout хотя бы уже потому, что не имела практически ничего общего с ним, кроме вышеназванных черт. Это - совершенно другая игра, и оценивать ее надо абсолютно независимо. И только в этом случае можно заметить, что за макетом неумелого клона скрывается талантливый и продуманный мир, в котором интересно жить и путешествовать.

Нельзя забывать, что Fallout стал фактически идейным подражателем и последователем Wasteland, переняв из нее ядерную войну с коммунистами, общую атмосферу мира, населения и множество других факторов. В Fallout, правда, СССР заменили на Китай, вследствие того, что первый успешно испустил дух спустя три года после выхода Wasteland. В The Fall общая канва повествования отходит от классической междоусобицы враждующих держав и скатывается к невыразительной террористической атаке. Отличия на этом не заканчиваются. Фактически немецкое творение с детищами Interplay объединяют лишь пустынные пейзажи и четыре буквы в названии. Во всём остальном явственно видна попытка найти собственный путь, не шагая по проторенной тропинке всеобщих любимцев. Что получилось из подобной амбициозной затеи – об этом ниже.

Один-одинешенек…

Человечество находится на пороге великих перемен и свершений. Полностью наевшись благами, которые была способна предоставить им матушка Земля, люди всерьез заглядываются на соседние планеты. В 2062 году НАСА объявляет о своих намерениях по заселению Марса благодаря созданию на Красной планете устойчивой экосистемы. Для этого учеными были разработаны специальные машины – Терраформеры (в названии ясно угадывается латинское выражение «Создание земли»). Эти новейшие конструкции способны ввести в атмосферу планеты огромное количество углекислого газа, что, по расчетам ученых, сможет создать там пригодные для человеческого существования условия. Но случилось непредвиденное – Терраформеры захватила экстремистская организация и пригрозила запустить их на нашей родной планете, если правительство США не выполнит их условия. Неизвестно - что в итоге произошло. Восприняли ли их не всерьез, надоело ли террористам ждать или машины просто вышли из строя, но по неизвестной причине Терраформеры стали закачивать в атмосферу Земли углекислый газ, что полностью покалечило устоявшуюся экосистему. Температура на планете стала повышаться, началось таяние ледников, и вызванные этим наводнения затопили огромное количество населенных пунктов. В свою очередь, многие реки и озера, наоборот, высохли, и вскоре планета превратилась в бескрайнюю обезвоженную пустошь, где нахождение источника пресной воды стало не только тяжким трудом, но и неизменной необходимостью для выживания человека. Выжившее после стихийных бедствий население охватили болезни, всё чаще и чаще стали появляться песчаные бури, укрывающие саваном смерти неудачливых путешественников. Выжить удалось немногим, но человечеству еще рано было умирать и отдавать Землю в безраздельное владычество природе, наказавшей человеческую цивилизацию за их стремление приблизиться к богам, создавая собственный мир. Люди продолжали бороться за свое существование на своей искалеченной планете. Любить и мечтать, грустить и тосковать, предавать и убивать. Жить. Ведь, в сущности, несмотря ни на что - человек нисколько не изменился.

Но давайте обо всём по порядку. Выбрав удивленно с самого начала игры лишь такие важные вещи, как собственный пол и физиономию, а также познакомившись с лидером ПНП, мы отправляемся получать паспорт, где, облегченно вздохнув, получаем возможность сгенерировать собственного персонажа как нашей душе угодно. Ролевая система игры не отличается особенной оригинальностью, но является довольно интересной и способна подкинуть несколько любопытных сюрпризов. Перед нами шесть классических характеристик. Сила отвечает за грузоподъемность и обращение с тяжелым оружием. Ловкость - за точность попадания из любого оружия. Телосложение - за здоровье персонажа, а подвижность - за скорость и уровень защиты. Интеллект дает возможность получать большее количество очков навыков за каждый уровень, а харизма влияет на скидки у торговцев и успешное общение с НПС. Навыков, в свою очередь, у нас двенадцать. Они могут быть разделены на три категории – боевые, воровские и мирные. К боевым относятся, как и следовало ожидать, ближний бой, легкое, тяжелое, снайперское и метательное оружие, а также взрывчатка. С воровскими - всё как всегда – взлом, скрытность и карманная кража. А вот с мирными умениями уже интересно, но перед тем, как рассказать о них подробнее, добавлю, что при должном развитии каждого навыка персонаж получает связанные с этим навыком способности (более известные в ролевых играх как перки). От вашего выбора будут зависеть возможности, которыми будут обладать персонажи. Способности могут быть у обладателей всех навыков, но самые интересные связаны именно с мирным видом деятельности. Я приведу только несколько примеров по каждой мирной специальности. Итак, медики смогут не только лечить наших компаньонов, но и готовить снадобья, а также буквально реанимировать персонажей, находящихся при смерти (гибель нашего протагониста означает конец игры). Технари постоянно совершенствуются в комбинировании предметов, а также способны улучшать защитное обмундирование и чинить оружие. Специалист по выживанию находит источники пресной воды, усмиряет диких зверей, разделывает тушки убитых животных и готовит еду. Водитель способен ремонтировать транспорт, оптимизировать затраты топлива и скорость машины, а также уменьшить повреждения при столкновениях с всевозможными препятствиями. Персонажи, обладающие даром красноречия, могут завоевать доверие собеседника, рассмешить его и получить за это подарок, а могут оскорбить врага и сосредоточить весь его огонь на себе, защищая товарищей и мирных жителей. Способностей на самом деле гораздо больше, но не все из них вам откроются. В целом, все эти перки справляются с главной задачей – ролевая система не уныла и не скучна. Она вполне достойна существования и заслуживает того, чтобы перекочевать в гипотетический сиквел игры без кардинальных изменений.

… и мир вокруг нас…

Заполнив паспортные данные и полюбовавшись на персонажа, мы отправляемся в лагерь наемников, где под наше командование дадут на выбор сразу аж пятерых бездельников. В будущем во время путешествий мы сможем встретить других персонажей, которые согласятся к нам присоединиться (конечно, для этого нам понадобится исключить из группы кого-нибудь лишнего). The Fall может похвастаться тем, что компаньоны здесь являются немного большим, чем просто бессловесные болванчики. Каждый из них может поведать игроку немного о себе, своих стремлениях и желаниях. К сожалению, на этом все диалоги игрока с партийцами и заканчиваются, что не может не огорчать. Не надейтесь, что в дальнейшем персонажи скажут что-нибудь новое, даже финал ими не будет как-то прокомментирован. Да и персональные квесты им совсем не повредили бы, но подобным блюдом нас радовали издревле только считанные единицы CRPG. Зато в The Fall спутники первое время будут довольно активно взаимодействовать с другими компаньонами (возможно, количество перепалок зависит от того, кто именно собрался в вашей партии, - от человеческого фактора, так сказать). Но скажите, какое мне дело до того, что Васквез - неприятный во всех отношениях субъект, Лин склонна к философским рассуждениям, а Агнесс нравится Кармен (Кармен же не отвечает ей взаимностью, так как не спит с девушками), если это не оказывает никакого влияния на игру? Да, персонажи имеют отличные задатки для того, чтобы стать яркими личностями, но их нравы практически никак не отражаются в игре и не взаимодействуют с главным героем. И, за исключением нескольких вышеупомянутых моментов, они никак не проявляют себя и свою натуру, какой бы она ни была. Увы, но это - одна из многих игровых недоделок.

Сюжет игры, хоть и способен подкинуть сюрприз в процессе развития, на поверку оказывается довольно банальным и, что более досадно, натянутым. Нелинейностью сюжетная линия также не отличается. Локации, задействованные в повествовании, открываются строго в определенной последовательности. Один раз нам, правда, предоставят некое подобие развилки, но в целом прохождение сюжетной линии полностью линейно. Особенно это ощущается в тот момент, когда от игрока потребуется принять, казалось бы, важное решение, которое должно повлиять на его судьбу и судьбу его союзников. Но верным решением оказывается лишь одно, другое никак не предусматривается сюжетом. Сказать по правде, я понимаю, почему так произошло, особенно в немецкой игре, но это не отменяет того факта, что сюжет получился довольно скупым. Я не говорю, что он плохой, но - типичная серединка на половинку, то есть вроде неплохо, но точно не хорошо. В противоположность сюжетной линии - всё, что ее прямо не касается, а именно – второстепенные квесты, необязательные локации и мир вокруг нас. В этом и заключается главная ценность игры. Жители действительно существуют в этом мире, а не стоят столбом целыми днями. Они спят, общаются и развлекаются (танцуют, играют на гитаре). Едят, пьют и работают (охотятся, колят дрова, сажают растения). Подойдя к ним, мы можем узнать множество интересных, забавных, грустных, но неизменно - человеческих историй. А некоторые жители могут и дать нам задания. Конечно, им нужна помощь нашего героя! Так что внимательно осматривайте дома, ведь вполне возможно, что вон в той неприметной хибаре обитает таинственный старик, который даст вам особенно интересный квест. Впрочем, квесты в игре все в той или иной степени интересны, и совсем уж скучные практически отсутствуют, что не может нас не радовать. Конечно, большинство из них всё так же сводится к стандартным задачам - поиску каких-нибудь предметов (таких квестов особенно много), убийству враждебных субъектов или разговору с другими НПС, но зато это всё обставлено талантливо и с воображением. Представьте, что вам придется помогать безумному ученому в строительстве машины времени, проводить расследование в деле об обвинении двух девушек в колдовстве, помогать принимать роды, искать грабителя могил, кормить каннибалов и заниматься множеством других интересных вещей.

Причем большинство заданий можно выполнить несколькими способами. И тут во всей красе наконец-то проявляется нелинейность игры. Очень часто вы можете использовать красноречие, дабы сэкономить время и силы, однако учтите, что, избавившись от необходимости выполнения очередной просьбы, вы потеряете не только кусочек интересного квеста, но и, возможно, дополнительный опыт, который вам за него дадут. Некоторые квесты настолько хорошо скрыты, что обнаружить их можно только случайно. То же касается и локаций. Попробуйте заявить создателю машины времени, что он – сумасшедший, и чаще читайте объявления – возможно, что вы обнаружите то, что не заметил я. Жизнь жителей после вашего вмешательства действительно изменяется, но не всегда в лучшую сторону. Осиротевший ребенок явно недоволен новыми опекунами, которые заставляют его работать с утра до вечера. И не забудьте, например, зайти к умытому и причесанному обитателю местной помойки и его новой девушке спустя некоторое время после выполнения задания – вас будет ждать сюрприз.

Подсказок не ждите. Если вы сразу не заметили между шкафами маленькую квестовую безделушку, то надеюсь лишь на то, что вы догадаетесь вернуться к этим шкафам снова. Порой это действительно напоминает охоту за пикселями, и ситуацию выручает лишь осознание того, что решение практически всегда находится где-нибудь недалеко, а чтобы разглядеть мельчайшие детали окружения, достаточно приблизить камеру на нужный уровень, что, правда, может нанести вред эстетическому восприятию окружающей действительности.

Графика не радует, но должен сразу предупредить, что я играл не с самыми высокими настройками (подробнее ниже). В целом она не вызывает серьезных нареканий, и на высоких настройках всё должно выглядеть вполне себе даже ничего. А двумерные картинки и вовсе радуют – портреты персонажей и изображения вещей выглядят довольно красиво. Что действительно категорически не устраивает - так это модели персонажей. Особенно заметно это по женщинам, поскольку они довольно часто смахивают на мужчин. Но данная проблема решается довольно простым, но действенным способом – не приближать камеру к ним и ни в коем случае не идентифицировать персонажей с этими кошмарными куклами, ведь у большинства квестовых НПС есть красивые портреты. К несчастью, в некоторых скриптовых сценах нас заставят любоваться убогостью моделей во всех подробностях.

Не в пример качеству графики – музыка. Она, по меньшей мере, хороша. Красивые этнические мотивы, что-то вроде дарк-эмбиента, и отличная песня немецкой метал-группы DarkSeed, которая была написана специально для игры. Игра вполне достойна продажи с отдельным диском, включающим в себя весь ее саундтрек. Но, увы, The Fall не включает в себя даже руководство, не говоря уже о чем-то большем.

О чем еще стоит упомянуть, так это о сложности игры и ее продолжительности. Играя на «тяжелом» уровне, я испытывал ряд трудностей лишь в начале игры и в финале, но основная часть не вызывала проблем. Вражеский AI неизменно глуп. Противники редко используют опасное оружие и изо всех сил стараются подставиться под обстрел нашей команды. Единственное, что радует, - враги прибегают на помощь к своим, даже если находятся вдали от места атаки. От нас же требуется лишь поочередно сосредотачивать огонь на определенной цели и в редких случаях применять какие-нибудь другие способы убиения - например, взрывчатку. Продолжительность игры едва ли способна превысить 50 часов, но и это совсем не мало.

История людей

Это, как я уже упоминал, не Fallout. Уровень фантастики в игре сведен к абсолютному минимуму. Шутка ли, в игре полностью отсутствует бестиарий! Ваши противники - люди и обычные животные. Сомнительные исключения - в виде саблезубых тигров и бультерьеров-переростков - только подтверждают правило. А как же мутанты, спросите вы? Таинственные и коварные Тени? В коварстве они нисколько не превосходят людей, да и отличаются от них, пожалуй, лишь ростом и цветом кожи. Фантастическое оружие в игре есть, но его очень мало. В целом The Fall получилась настолько человечной, что это даже удивительно. Становится ли она от этого скучной? Конечно, нет. Может быть, нам и будет не хватать таинственных катакомб, ужасных монстров, сумасшедших роботов, уродливых мутантов, радиоактивных чудовищ и прочих радостей постапокалиптической жизни. Но отказавшись от атомной войны и радиационного заражения, создатели игры не стали выдумывать нечто похожее, а сделали игру только про людей. И общая картина у них получилась весьма достоверной, насколько это возможно в отношении мрачного будущего.


В игре - огромное количество всевозможных мелочей и деталей. Сиденья от велосипеда, компьютерные клавиатуры, овощи, картинки, письма, аудиозаписи, пассатижи, клейкая лента и множество всевозможного барахла. Неизвестно, что из всего этого является просто деталью атмосферы, а что может понадобиться вам для квеста, что - для автомобиля, для создания лекарств, а что - для комбинирования собственных изделий. О комбинировании - отдельная песнь. Сложно ли догадаться, что для того, чтобы создать «пушку, стреляющую картофелем», нужно совместить автомобильный глушитель, прокладочное колесо, спрэй для волос и зажигалку? Да и нужно ли это, если для любителей картофельного беспредела подобный агрегат легко добывается в магазине? Нужно! Ведь это приносит очки опыта, а ограничения по уровню мною замечено не было. И как вам такое – возможность создать настольную игру? Но каждое подобное устройство является самой настоящей головоломкой, дающей фору задачкам в олдгеймерских квестах. И поэтому лично я комбинированием практически не пользовался (кроме квестовых вещей), так как не был уверен, что это возможно в принципе, а подсказками пользоваться не хотелось. Не скажу, что из-за этого я ощущал недостаток опыта, но какое-то количество игрового удовольствия, несомненно, было потеряно. Так что пробуйте, экспериментируйте, но если не получается - не расстраивайтесь и занимайтесь другими вещами. Благо их в игре достаточно.

The Fall стала той РПГ, которой я могу простить практически все недостатки. Разработчики наобещали с три короба, но, как оно часто бывает, многое в игру так и не было включено. В ней нет гостиниц, случайных встреч, дополнительных приключений после финала игры (когда мы можем бродить по карте, но едва ли найдем что-нибудь новенькое) и тому подобных замечательных вещей, которые, несомненно, заметно увеличили бы интерес к игре. Но зато в ней есть живой мир, интересные квесты и настоящее приключение, рассказанное людьми для людей. Это действительно увлекательно. И если меня попросят привести пример настоящих, с моей точки зрения, CRPG, то в одном списке вместе с Fallout окажется и The Fall: Last Days of Gaia.

Примечание: о багах и локализации.

Игра имеет весьма негативную репутацию в связи с огромным количеством вредных жучков, которые в ней засели. К своему счастью, я не знаю, как обстояли дела в ранних версиях, да и не хочу знать. Локализация была сразу версии 1.9, и это гарантировало мне отсутствие всех критичных проблем. Однако еще до запуска игры три диска от Руссобит-М практически чудом избежали участи быть выкинутыми на помойку. Всё дело в том, что из-за глючного Старфорса, которым защищена игра, мой компьютер упорно перезагружался. Проблема оказалась в наличии игры с более новой версией Старфорса, а решение - в том, чтобы играть на более слабом другом компьютере (или деинсталлировать новые драйвера защиты, что я делать не пожелал). Установив The Fall, я распрощался с этой проблемой и с удовольствием принялся за игру на минимальных графических настройках (скриншоты были сняты с уже увеличенными параметрами). За всю игру мною не было встречено ни одного мало-мальски серьезного бага, ни одного невыполнимого квеста. Да, конечно, встречались мелкие глюки, но ничего критичного. Однако я должен отметить, что действительно официальной финальной версией игры считается 1.10, но ничего большего я о ней сказать не могу. К заслугам локализации, помимо отсутствия большинства багов, можно добавить довольно хороший перевод и просто замечательную озвучку. Озвучены практически все диалоги, сделано это качественно, и видно, что актеры, как правило, знакомы со всем контекстом событий, которые они озвучивают, а не просто читают текст по бумажке. Достойная локализация, которой не стоит пренебрегать.

В 2062 году Земля пережила глобальную экологическую катастрофу. В итоге на всей планете наблюдается нехватка воды, отсутствует централизованная система управления государством, да и самих государств больше не существует. Есть только кучки выживших людей, банды и новообразовавшееся Правительство Нового Порядка.

Я пытался играть в The Fall: LDoG два раза в разные периоды времени. Оба раза останавливался из-за постоянных вылетов и просто глюков. Но недавно снова вспомнил об игре, скачал всевозможные официальные и неофициальные патчи и решился на третью попытку, надеясь на лучшее, ведь 6 лет (уже 16 лет. - прим. автора) с момента выхода прошло.
Нет, всех проблем патчи не решили ("вычистить" все, похоже, попросту нереально), но играть стало можно, к тому же появилась возможность настроек разрешения, качества и т.п., что само по себе хорошо.

Первое, что сразу же начинает мешать – крайне неудобное управление. Повороты камеры, разряжение оружия, передвижение персонажей, управление транспортом – все это доставляет массу проблем. К концу игры, конечно, можно привыкнуть, но стоит ли того часы тренировки?

Денег в мире The Fall: LDoG нет. Действует бартерный обмен товарами. Не очень удачная система, при учете, что для вещей доступно только 18 клеток (ограничение по весу, разумеется, также присутствует). В итоге иногда нужный предмет приходится получать в несколько заходов (сначала обмениваем дешевые вещи на более дорогие, а потом их уже меняем на то, что нужно).

Игроку доступны 4 единицы автотранспорта – два пикапа, "HMMWV" и танк. В них можно хранить вещи (место ограниченно), да и передвигаться по карте получается гораздо быстрее. Но и тут не обошлось без "сюрпризов" – тут и там игрока ждут преграды-"невидимки", а сбить человека невозможно.
К слову, поместить какие-либо предметы во второй пикап (черный) мне так и не удалось, вероятно, очередной баг.

Задания, как и люди, достаточно интересные, несмотря на некоторую линейность. Тут и машина времени, и новый пророк "потребительского рая", и жертвы генетических экспериментов. Разработчики очень качественно показали атмосферу постапокалипсиса.

Пожалуй, еще раз стоит отметить, что игра вышла в 2004, когда надежды на появление Fallout 3 стали медленно сходить на "нет". The Fall: LDoG вышла сырой и недоделанной, многое не исправлено даже к настоящему моменту (и вряд ли кто-то будет этим заниматься). Но, в виду вечного кризиса игр подобного жанра, ценителям поиграть стоит.

P.S. Даже спустя 16 лет (рецензию я писал в 2010 году) игру все еще можно найти, только советую установить все имеющиеся патчи. Для олдфагов и любителей постядерных RPG в стиле 1 и 2 Fallout – неплохой вариант, даже со всеми оставшимися недостатками.

Вы всегда можете поддержать канал, отправив любую сумму на мой кошелек:

Читайте также: