Sudden strike 4 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Все мы знаем игры, давшие начало целым жанрам. Sudden Strike (у нас больше известная под более привычным названием «Противостояние») — один из таких примеров. Именно под влиянием этой серии создавались едва ли не все военные стратегии нулевых, в том числе и знаменитый «Блицкриг». Несмотря на солидный возраст, старичок жив и поныне — для Sudden Strike 2 до сих пор выпускают моды, пользующиеся большой популярностью среди фанатов стратегии.

Третья часть не смогла вернуть серии былую славу и осталась, в общем-то, незамеченной как среди поклонников «Противостояния», так и среди тех, кто решил познакомиться с жанром. В этом году — новая попытка, Sudden Strike 4.

Sudden Strike 4 обзор игры

Противник представляет серьёзную угрозу только в случае массового применения бронетехники. Да и такое случается лишь по скриптам.

«Слушай боевую задачу!»

Основная идея подобных стратегий проста и изящна. Под командованием находится определённый набор войск — пехота, танки, артиллерия, поддержка с воздуха, немного узкоспециализированных «юнитов» вроде снайперов или сапёров. Цели могут быть самые разнообразные — от эшелонированной обороны до рейдов в тылу врага, но всё-таки в центре внимания стратегий типа Sudden Strike всегда был общевойсковой бой.

Игрока никто не водил за руку: вот тебе подчинённые, короткий боевой приказ — выполняй! Как именно будет идти к победе новоявленный полководец — не важно, тут уж у кого насколько хватало фантазии. Выверенный баланс между реализмом варгеймов и упрощениями стандартных RTS позволял ощущать себя настоящим военачальником без особого напряжения — игра оставалась игрой. Здесь не найти десятков параметров у каждого «юнита» и строгого соблюдения ТТХ техники, но нет и едва ли не мгновенного (в масштабах миссии) строительства баз и появляющихся в казармах солдат в обмен на деньги и ресурсы. Достойная графика и масштабность тоже играли немаловажную роль — каждый солдатик и каждый танчик был отдельной моделью, а в боях участвовали едва ли не целые полки (в Sudden Strike 2 на одной карте могло быть до двух тысяч боевых единиц).

На первый взгляд четвёртая часть во многом старается быть похожей именно на первые проекты этой серии. Во всяком случае, такой её ждали и такой её хотели увидеть. Три кампании — Ось, Союзники и СССР; чёткие и однозначные задачи — удержать, атаковать, захватить; минимум условностей вроде покупки подчинённых за очки в «сингле», чем нас избаловали мультиплеерные стратегии. В SS4, кстати, упор именно на одиночное прохождение — как и принято в жанре. Всё как раньше? К сожалению, нет.

«Зерг-раш» — наше всё

Понятно, что переиздавать старую игру в новой обёртке — идея как минимум сомнительная. За подобную боязнь изменений разработчиков всегда любили поругивать. Но здесь именно тот случай, когда успех могло принести бережное копирование оригинала с учётом современных технологий. Вместо этого Kite Games решила совершенно напрасно в данной ситуации перекроить проверенную временем формулу.

Sudden Strike 4 обзор игры

«Ледовое побоище». Миссия не представляет собой ничего сложного, главное — наделать побольше дырок во льду, ведь ИИ обходить полыньи не обучен.

Такое ощущение, что работники студии незнакомы с первыми частями серии. Некоторые элементы добавлены будто ради того, чтобы громко заявить о них в анонсах, а вот будет ли от них толк на практике — никто не задумывался. Другое, наоборот, выкинули, не заметив весьма важные вещи.

К примеру, система командующих. Вполне в духе современных игр: перед миссией можно выбрать одного из трёх генералов, каждый из которых даёт определённые бонусы войскам. Пехотная доктрина усиливает обычных солдат, бронетанковая — боевые машины, а доктрина поддержки позволяет побеждать за счёт ускоренного ремонта или перезарядки. В каждой ветке есть несколько умений, которые и отвечают за подобные бонусы. Они доступны не сразу — победа в миссии даёт от одной до трёх звёзд, а те тратятся на открытие этих умений.

Вроде бы всё логично — появляется вариативность, можно использовать различные тактики, проходить миссии по-разному, в конце концов. Но не в этот раз — такая система отлично подходит для мультиплеера, где игрок знает свои силы или самостоятельно определяет набор войск. А здесь мы даже не в курсе, кто именно будет под нашим командованием в грядущем бою! Выбираешь усиление танков, а в следующей миссии приходится воевать только пехотой — или наоборот.

На самом деле, чем дальше, тем больше подобных бесполезных огрызков замечаешь. Динамит, который негде применить, ограниченные боеприпасы и топливо у техники, которые вряд ли успеют закончиться к концу миссии, всякие неиспользуемые мелочи, вроде возможности открыть командирский люк или посадить пехоту на броню… Зачем, если для лучшего обзора проще держать пехотинца рядом с танком, а солдаты движутся почти с той же скоростью, что и техника? Доходит до смешного — например, мины проще расстреливать, чем вызывать сапёров.

Пройдя несколько миссий, понимаешь, что проблема куда шире. Я честно пытался действовать как в старые добрые времена — пробовал взламывать вражескую оборону комбинированным огнём артиллерии и авиации с последующей атакой пехоты при поддержке танков, минировал возможные пути вражеского наступления, берёг людей и технику… И вроде бы всё получалось, однако ощущение того, что что-то здесь не так, не исчезало.

Sudden Strike 4 обзор игры

Обратите внимание на количество «юнитов» — впечатляет, не правда ли? А ведь это битва за Сталинград.

Наконец, я понял. Ради эксперимента решил действовать классическим образом — выделял все имеющиеся под командованием силы и отдавал команду атаковать указанную в брифинге точку. И оно сработало! Неорганизованная толпа солдат вперемешку с бронетехникой медленно, но верно перемалывала противника с минимальными потерями.

К чему эти хитроумные комбинации родов войск, разведка и тому подобные ухищрения, если у нас замечательно работает этот проверенный временем примитивнейший приём? Разве что среди французских бокажей таким образом победить не получится — слишком узкие коридоры из кустов получаются. А вот большинство остальных миссий на ура проходятся именно так.

Хорошего мало

И это далеко не всё, что нам приготовили разработчики: дальнобойная артиллерия с радиусом действия чуть больше игрового экрана, невероятно убогая реализация непосредственно боя — перед нами всеми любимая (на самом деле нет) его версия, когда враги стоят в полный рост друг напротив друга и долго перестреливаются, пока кто-то не победит. Никакого манёвра, никаких попыток использоваться укрытия. Причём находящиеся чуть поодаль «юниты» не обращают совершенно никакого внимания на гибнущих в паре метров товарищей — их это пока не касается. Хорошо ещё, что при обстреле солдаты могут самостоятельно залечь, не дожидаясь команды игрока.

Sudden Strike 4 обзор игры

А здесь сценаристы попытались изобразить драму — как ни старайся, миссия заканчивается сдачей в плен немногих уцелевших солдат. Получилось так себе.

Наконец, самое обидное — это мизерный масштаб действий. Забудьте про массовые побоища — судьбы мира и исход войны решаются на уровне пары взводов и трёх-четырёх танков! Нет, иногда под нашим командованием могут быть и более значительные силы (как в миссии «Курская дуга»), но выдают их дозированно и понемногу на протяжении всей битвы. Не получится устроить ни внушительное танковое сражение, ни артподготовку из десятков «стволов»: самая серьёзная сила — парочка «Катюш» максимум. Да и те стреляют на мизерную дистанцию скромненькими залпами по несколько ракет, а не мощным ураганным огнём. Карты — размером с напёрсток, свои стратегические замыслы реализовать на них не выйдет. Иногда уровень представляет собой не огромную арену, свободную для действий, а извилистый коридор с чётко заданным маршрутом продвижения. Будто у нас не стратегия, а партийная RPG — даром что «партия» чуть побольше привычных шести персонажей.

А ведь принадлежность к серии обязывает придерживаться того самого значительного размаха, когда в бою сходятся сотни и сотни солдат, а счёт уничтоженной техники идёт на десятки. Не осилили из-за технических ограничений? Не верю — даже с подобным уровнем графики это давно уже перестало быть проблемой. Хорошо, допустим, перед нами больше тактическая стратегия уровня «В тылу врага» — но игровая механика-то к ней явно не подходит!

Если сильно покопаться, то можно, конечно, обнаружить и какие-то приятные моменты. Достойная, особенно в динамике, картинка или интересные находки вроде разрушаемого окружения и системы укрытий. Есть режим «Испытание» с особыми условиями для каждой миссии — отсутствием авиаподдержки или усиленными «юнитами» противника. Но на одной графике в стратегии далеко не уедешь, а ломающийся от взрывов лёд озера и разрушаемые строения — тоже малое утешение.

Sudden Strike 4 обзор игры

Среди французских живых изгородей приходится изощряться, чтобы избежать больших потерь. Впрочем, на стратегию это мало похоже — слишком много микроконтроля.

Конечно, можно тешить себя надеждами на моды и разработчиков, которые вдруг вспомнят, что надо делать игру, а не сваливать в кучу разрозненные геймплейные концепции (ведь патчат ту же No Man’s Sky до сих пор!). Но если взглянуть правде в глаза, то в текущем виде Sudden Strike 4 — это полный провал.

Учитывая столь же «удачный» старт Blitzkrieg 3, возрождение жанра в очередной раз откладывается — и наверное, до тех пор, пока за дело не возьмётся тот, кто не побоится создать банальный ремейк ранних игр серии.

Рецензии — Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Sudden Strike 4 прекрасно подойдет тем, кто хочет окунуться в реалии сражений второй мировой и посмотреть абсолютно разные кампании.

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!
Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!
Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Когда в конце июня Игромания провела несколько часов в превью-версии Sudden Strike 4, у нас возникли некоторые сомнения. Игра вроде красивая и увлекательная, но короткая и не без технических недостатков. Как будто отряд, которому скоро уже в атаку — до релиза-то чуть больше месяца, — оказался не готов к вылазке, потому что снабженцы опять напутали с боеприпасами. После этого мы всерьез засомневались, хватит ли сил у возрожденной серии, чтобы заинтересовать игроков.

Что ж, силы у нее есть. Но вряд ли их хватит надолго.

Подкалиберным пли!


Привычным жестом давим по кнопке начала кампании и замечаем, что прогресс миссии сохранился. Мы невольно улыбаемся и начинаем прикидывать структуру будущей рецензии. А потом немецкие танки под нашим командованием сталкиваются с сопротивлением советских войск. Буквально. Серые «панцеры» на полном ходу сносят остовы танков противника, и те красочно разлетаются по окрестным полям, оставляя след из горящих обломков. В превью-версии такого не было!

По ту сторону фронта не сильно рады такому развитию ситуации, и по танкам начинает громко работать артиллерия. Мы не видим никаких вспышек на мини-карте, но очень хорошо слышим, с какой стороны летит снаряд. Он прилетает, разрывается, и на карте остается красочное месиво из объятых огнем тел танкистов, которых отбрасывает в разные стороны взрывной волной. Занавес, можно загружаться заново.

После перезагрузки мы действуем уже осмотрительнее, пускаем вперед пехоту, не забываем про артиллерию и формируем танковый «кулак» для более эффективного удара. Тактика приносит свои плоды, линия фронта оказывается прорвана и начинается планомерная зачистка карты.


Почти сразу же становится понятно, что всем родам войск со времен нашего знакомства с бета-версией сильно подкрутили интеллект либо выдали хорошие топографические карты: пехота легко находит обходные пути, а танки, словно гигантские железные раки, умело пятятся, если встречают препятствия. Точно так же техника ведет себя, когда на марше попадает под противотанковые снаряды.

Правда, нельзя сказать, что шероховатости с логистикой полностью исчезли. Когда в завале городских руин или на узком мосту встречаются гусеничная и колесная техника союзников, юниты долго не могут понять, кто должен ехать первым, и создают толчею — а вражеская артиллерия и авиация с радостью этим пользуются.

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Пехота не отстает от танков. По сравнению с превью-версией, солдаты проворнее перепрыгивают через окопы, пригибаются под ветками на бегу и быстро падают на землю, заслышав стрельбу поблизости. Если же поражение неизбежно, солдаты благоразумно бросают оружие и сдаются в плен — теперь стрелять в них нельзя ни при каких обстоятельствах. Все это очень красиво отображается даже на относительно слабых компьютерах. Если же компьютер достаточно мощный, можно увидеть картинку, достойную лучших блокбастеров.


Противник далеко не всегда проявляет чудеса стратегического и тактического мышления, особенно на низких уровнях сложности. Но с ростом ее ситуация меняется кардинально — начинаешь дорожить каждым солдатом, вне зависимости от того, пулеметчик это или простой вояка с винтовкой. В битвах с умным противником часто выручает подкрепление, которое напрямую зависит от выбранной вами военной доктрины. Но даже если подкрепления не дождаться, а ваши танки подорвались на минах или попали под удар артиллерии, всегда можно найти выход — например, в виде подбитой вражеской техники на карте.

Добытые трофеи


Если вам повезет, то после локальной стычки вы отыщете на карте несколько единиц техники, которую можно с чистой совестью присвоить. Достаточно посадить любых пехотинцев в танк или за пушку. Но помните, что танкисты почти бесполезны в бою против пехотинцев. Если какой-нибудь из танков подбили, а экипаж выжил — берегите его для трофейной техники. В частности, для топливозаправщиков и ремонтных аппаратов. Не на каждой карте вам повезет с подобными машинами, а у ваших могут очень некстати кончиться припасы.

Вне зависимости от уровня сложности, топливо и количество деталей у техники ремонта и снабжения ограничено, так что не получится всю миссию кататься по уровню и чинить подбитые танки — тем более что ремонтировать можно только критически поврежденную технику, а вернуть таким образом можно только половину прочности.


То же самое можно сказать и про пехоту: после тяжелого боя карта будет усеяна ранеными солдатами, и, если их вовремя не вылечить медиками, они погибнут. А без пехоты здесь никак, ведь она — почетная «царица полей». И здание займет, и технику освоит, и точку с припасами захватит.

Кстати, о точках. Собственных припасов чаще всего не хватает даже на низшем уровне. Поэтому на картах, где могут произойти крупные сражения, имеется лагерь с припасами, откуда ваши снабженцы возьмут все, что нужно для победы в бою.

Однако какими бы героическими ни были пехотинцы, сколь бы ровно ни ездили танкисты, а снабженцы — подвозили вовремя топливо, без генералов победа невозможна.

Война многоликая

У все трех сторон конфликта есть генералы, каждый из которых отвечает за собственную военную доктрину: пехотную, танковую и снабженческую. За пехоту отвечают Бласковиц, Монтгомери и Рокоссовский, за бронетанковые войска — Гудериан, Жуков и Паттон, ну а роли снабженцев отдали фон Боку, Брэдли и Чуйкову.


Военная элита второй мировой по версии Sudden Strike 4.

Каждая из доктрин — это не только картинка с описанием исторического военачальника, но и набор подкреплений, которые те будут присылать. Например, на Курской дуге будут актуальны Гудериан и Жуков, но это вовсе не означает, что нельзя рискнуть и попробовать победить силами Чуйкова, дающего больше артиллерии и авиации. В итоге доктрины позволяют немного подстроить игру под свой стиль и проходить кампании не так, как было исторически, а как хочется именно вашему стратегическому гению.


Каждая карта — это произведение искусства. Об этом мы писали еще в превью и заодно опасались, , что для такой игры здесь слишком мало миссий. В релизной версии их так и не прибавилось, если не считать дополнения «Дюнкерк», приуроченного к выходу одноименного фильма, — там есть отдельная кампания за Германию и союзников.

В Sudden Strike 4 по-прежнему по семь сражений в трех кампаниях, и все они видны сразу же: можно сразу попытаться представить, к чему приведет Сталинградское сражение или Битва у живой изгороди. Правда, предугадать все на свете у вас не получится.

Согласно новым данным разведки, мы воевали сами с собой


Задачи, что ставит перед вами генштаб, могут существенно измениться по ходу сражения. Вы воюете за небольшую возвышенность, и на пригорке ваш авангард может найти артиллерийскую батарею. Где-нибудь в полуразрушенном городе под руку удачно подвернется топливный склад. А может быть, вы спасете случайного союзника или откопаете в овраге одиноко стоящий танк.

Когда мы воевали за Германию в Сталинградской битве, нам нужно было захватить два завода. Рядом с одним из них пехота обнаружила целехонький тяжелый танк КВ-1, его мы немедленно поставили в строй и успешно использовали при прохождении миссии. Подобные ситуации в заданиях встречаются сплошь и рядом, и все они по-своему уникальны. Но здесь работает не любимая современными разработчиками случайная генерация, а стандартные скрипты. Так что при повторном прохождении все эти сюжетные повороты уже не будут так интересны. Но один раз пройти кампанию все-таки приятно.


Не стоит забывать и про мультиплеер — он тут скромный, но рабочий. В нем два режима: сетевая и быстрая игра. В сетевой игре можно организовать бой на одной из четырех карт, в котором две команды по четыре участника будут выяснять, чей калибр увесистее, а броня лучше. Каждый из участников представлен одним из генералов, и повторы возможны — вы с товарищами вполне можете воевать против четырех Гудерианов или Чуйковых. Но в таком случае легкой победы и адекватного соотношения сторон ждать не приходится. Если компания для сетевого сражения не собирается, игра предусмотрительно займет недостающие слоты компьютерными противниками и союзниками. А еще в этом режиме можно детально настроить параметры будущей партии.

Что касается быстрой игры, то она позволяет отыграть онлайновую битву на тех же картах, что и сетевая, но в режиме «один на один». Если не хотите тратить много времени на настройку сетевой игры — это именно то, что нужно.


Словом, наши опасения не подтвердились. Игра сделана на совесть, с красочными миссиями и реалистичной графикой. Она прекрасно подойдет тем, кто хочет окунуться в реалии сражений второй мировой и посмотреть абсолютно разные кампании — даже с учетом повторов сражений на Восточном фронте они проходятся совершенно по-разному. Огорчают разве что военные доктрины: по факту они влияют на стиль игры только на высших уровнях сложности, но делают это не так глобально, как хотелось бы.

Штаб Игромании изучает возможности потенциального противника в Sudden Strike 4.

Предварительный обзор Sudden Strike 4. Изучаем разведданные и пытаемся взять языка

Предварительный обзор Sudden Strike 4. Изучаем разведданные и пытаемся взять языка
Предварительный обзор Sudden Strike 4. Изучаем разведданные и пытаемся взять языка
Предварительный обзор Sudden Strike 4. Изучаем разведданные и пытаемся взять языка

Серия стратегий Sudden Strike напоминает войсковое подразделение, которое несколько раз расформировывали и создавали заново под другими знаменами. Первая часть была создана выходцами из российской конторы со звучным названием «Наши игры» и на территории СНГ издавалась под названием «Противостояние 3» (хотя с первыми двумя играми ничего общего, кроме тематики и команды разработчиков, не имела).

Sudden Strike 2 превратилась в «Противостояние 4», а потом началась неразбериха, потому как бренды оказались в распоряжении разных владельцев. Параллельно начали выходить официальные продолжения Sudden Strike и все новые «Противостояния», друг с другом никак не связанные. Разобраться в этом потоке стратегий разного качества было непросто. Но теперь в этом и нет необходимости, потому как SS4 делают уже совершенно другие люди — венгерская студия Kite Games. Удастся ли венграм возродить серию, забуксовавшую почти десять лет назад?

Польская осень

Sudden Strike 4 — это классическая военная стратегия в реальном времени. Настолько классическая, что глаз невольно ищет календарь, чтобы убедиться, а точно ли за окном две тысячи семнадцатый год.

Пафосная музыка в главном меню, историческая кинохроника на фоне, возможность пройти обучение или же сразу перейти к одной из трех исторических кампаний, начав с немецкой, перейдя к советской и заканчивая союзниками. Ничего лишнего, ничто не отвлекает от боевых действий. Только надпись в правом нижнем углу экрана красноречиво свидетельствует, что перед нами бета-версия и до официального релиза еще около месяца.

И вот уже наступает ожидание стандартных сюжетных ходов, когда надо захватить какой-то городок небольшим пехотным отделением, после чего укрепить оборону и отбить танковую атаку.


Обучающая миссия не только демонстрирует хитрость и вероломство вермахта, готового идти на все ради выгодного ему развития событий, но и показывает, насколько внимательно разработчики подошли к детализации карт и сюжету. Сигнальные ракеты, выпускаемые караульными, номера на грузовиках, разбитые повозки и тракторы на обочинах, да и сами обочины с оврагами — все это не повторяется, и в это очень интересно играть, но не переигрывать. И если для обучения подобный ход вещей обычен, то в кампании хочется большего разнообразия. Не сразу, но хочется.

Все потому, что сами кампании по-настоящему занимательны и просто трещат от обилия событий. Например, германская начинается с захвата Польши, затем переходит к покорению Франции, а затем перебирается в СССР, где и заканчивается. Все предстоящие сражения отображаются на карте сразу же, и первое время это нагоняет тоску, потому что в игре тридцать миссий, и опытный игрок их может пройти максимум за несколько дней, а минимум — за день.

Сюжетных развилок не предусмотрено, поэтому, если планируете играть долго, вам сразу же стоит обратить внимание на режим «Сражения» или уходить в онлайновые баталии с реальными противниками. Возможно, к релизу ситуация изменится и сюжетных битв будет больше или же появится вариативность развития событий. Но наши разведчики полны скепсиса. Уж очень законченной выглядит игра.


Атмосферности и аутентичности добавляют аудиодневники безымянного бойца между миссиями. Вместе с ним мы узнаем особенности Жукова, Гудериана или Монтгомери. Командующие упомянуты не случайно — у каждой из сторон по три лидера, каждый со своей военной доктриной. Например, у советской стороны Рокоссовский отвечает за доктрину пехоты, Жуков — за танки, а Чуйков — за артиллерию и снабжение. Возможно, к релизу доктрин и командующих будет больше, и мы увидим других исторических личностей.


Доктрины придуманы не просто так. С их помощью можно усиливать войска особыми умениями. Увы, чуть ли не половина умений кажется надуманной и наивной. Сложно себе представить, что в стратегии, претендующей на реализм, танкисты не могут окапывать танки в обороне без специального навыка, а пехотинцы — носить по две гранаты. Тем не менее подобные условности присутствуют, как и совсем уж фантастические в виде «+30 к броне» при максимальном развитии танков.

Развиваются доктрины с помощью звезд, выдающихся после выполнения миссий. Звезд выделено двадцать восемь штук на все, что позволяет развить одну ветку в рамках доктрины. Поэтому создать армию, способную и на танках ездить, и носить с собой по два боекомплекта, не получится. Надо выбрать что-то одно.

Советское лето


Доктрины продуманы, тактические планы сверстаны, и даже небольшой видеоролик с указанием целей миссии показывается командирам. Самое время приступить к выполнению задания. И тут вновь все просто, все, как и семнадцать лет назад: в подчинении ограниченное количество войск, в тылу — заскриптованные подкрепления, как у нас, так и у противника.

Чем выше уровень сложности, тем меньше их у нас и больше у врага, поэтому крутись как хочешь. На то, что крутиться можно и нужно, намекает первый же подбитый танк или уничтоженный орудийный расчет, ведь их можно захватить. Особенно это заметно во Франции, когда под натиском немецкой армии французы и англичане оставляют уйму техники, которую можно с легкостью занять, получив при этом ачивку «Мародер».


Да, ачивку в стратегии. Чем их больше, тем выше вероятность того, что вы закончите миссию с тремя звездами. При наличии определенных навыков это несложно, ведь играть в Sudden Strike 4 не только интересно, но и комфортно.

Возможно, сыграло свою роль то, что релиз запланирован не только на PC, Mac, Linux, но и на PS4, однако признаем: интерфейс игры чрезвычайно удобен и прост для освоения. Иконки крупные, не промахнешься, рода войск изначально подвешены на цифровые кнопки, карта весьма подробна, а микроменеджмента нет в принципе. Не считать же таковым слежение за грузовиками снабжения, которые уехали не туда, куда нужно.

Вся эта простота видна уже в бете, и у нас нет сомнений в том, что релизная версия будет не хуже.

Впрочем, даже в идеальном плане боевых действий можно найти изъяны.

Немецкая весна


В SS4 пока что очень мало контента: в каждой кампании всего по восемь миссий. Конечно же, оборона Москвы занимает не так много времени, как штурм Берлина, а форсирование реки Маас — совсем не то же самое, что Сталинградская битва, но этого все равно недостаточно. Игра проходится быстро, не бросает серьезного вызова, делает все по скриптам и совершенно не экспериментирует в бою.

Словно бы оправдываясь за малое количество миссий, Sudden Strike 4 дарит совершенно необычайный и красочный опыт. Каждое задание — это кусочек истории, со своими подробностями. Вот во Франции мирно стоит заправка, а рядом с ней — брошенные «ситроены». Поиграл несколько часов, и вот уже под гусеницами танков натурально трещит лед Ладожского озера, а зенитчики прицеливаются в «штуки». И тут напрочь забываешь, что таких эпизодов — по пальцам пересчитать. Пока сложно сказать, будут ли новые исторические миссии в игре, но то, что есть, хорошо только для бета-версии. Для релиза, как говорится, маловато будет.


Не все в порядке и с локализацией. Советские бойцы говорят такое и такими голосами, что вспоминается «Армагеддон» Майкла Бэя и космическая станция «МИР» с космонавтом в ушанке. Вряд ли озвучку успеют перезаписать, но, если бы это случилось, ощущения от игры сильно изменились бы к лучшему.

Есть вопросы и к стабильности игры на некоторых платформах. Например, под macOS игра не запустилась вовсе, хотя в числе систем она заявлена и даже загружается через Steam.


Sudden Strike 4 можно было бы выпустить уже сейчас. Игра стабильно работает на ПК, не падает, радует визуальными эффектами, удобным интерфейсом и увлекательными миссиями. Но именно в миссиях скрыта главная проблема проекта — он короткий. Те этапы, что есть, буквально «пролетаются», и игра остается пылиться в аккаунте Steam. И это в лучшем случае — если вы будете играть в мультиплеере. В худшем же перезапуск Sudden Strike будет просто предан забвению.

Рецензии — Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Sudden Strike 4 прекрасно подойдет тем, кто хочет окунуться в реалии сражений второй мировой и посмотреть абсолютно разные кампании.

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!
Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!
Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Когда в конце июня Игромания провела несколько часов в превью-версии Sudden Strike 4, у нас возникли некоторые сомнения. Игра вроде красивая и увлекательная, но короткая и не без технических недостатков. Как будто отряд, которому скоро уже в атаку — до релиза-то чуть больше месяца, — оказался не готов к вылазке, потому что снабженцы опять напутали с боеприпасами. После этого мы всерьез засомневались, хватит ли сил у возрожденной серии, чтобы заинтересовать игроков.

Что ж, силы у нее есть. Но вряд ли их хватит надолго.

Подкалиберным пли!


Привычным жестом давим по кнопке начала кампании и замечаем, что прогресс миссии сохранился. Мы невольно улыбаемся и начинаем прикидывать структуру будущей рецензии. А потом немецкие танки под нашим командованием сталкиваются с сопротивлением советских войск. Буквально. Серые «панцеры» на полном ходу сносят остовы танков противника, и те красочно разлетаются по окрестным полям, оставляя след из горящих обломков. В превью-версии такого не было!

По ту сторону фронта не сильно рады такому развитию ситуации, и по танкам начинает громко работать артиллерия. Мы не видим никаких вспышек на мини-карте, но очень хорошо слышим, с какой стороны летит снаряд. Он прилетает, разрывается, и на карте остается красочное месиво из объятых огнем тел танкистов, которых отбрасывает в разные стороны взрывной волной. Занавес, можно загружаться заново.

После перезагрузки мы действуем уже осмотрительнее, пускаем вперед пехоту, не забываем про артиллерию и формируем танковый «кулак» для более эффективного удара. Тактика приносит свои плоды, линия фронта оказывается прорвана и начинается планомерная зачистка карты.


Почти сразу же становится понятно, что всем родам войск со времен нашего знакомства с бета-версией сильно подкрутили интеллект либо выдали хорошие топографические карты: пехота легко находит обходные пути, а танки, словно гигантские железные раки, умело пятятся, если встречают препятствия. Точно так же техника ведет себя, когда на марше попадает под противотанковые снаряды.

Правда, нельзя сказать, что шероховатости с логистикой полностью исчезли. Когда в завале городских руин или на узком мосту встречаются гусеничная и колесная техника союзников, юниты долго не могут понять, кто должен ехать первым, и создают толчею — а вражеская артиллерия и авиация с радостью этим пользуются.

Обзор Sudden Strike 4. Никогда не верь бета-версии!

Пехота не отстает от танков. По сравнению с превью-версией, солдаты проворнее перепрыгивают через окопы, пригибаются под ветками на бегу и быстро падают на землю, заслышав стрельбу поблизости. Если же поражение неизбежно, солдаты благоразумно бросают оружие и сдаются в плен — теперь стрелять в них нельзя ни при каких обстоятельствах. Все это очень красиво отображается даже на относительно слабых компьютерах. Если же компьютер достаточно мощный, можно увидеть картинку, достойную лучших блокбастеров.


Противник далеко не всегда проявляет чудеса стратегического и тактического мышления, особенно на низких уровнях сложности. Но с ростом ее ситуация меняется кардинально — начинаешь дорожить каждым солдатом, вне зависимости от того, пулеметчик это или простой вояка с винтовкой. В битвах с умным противником часто выручает подкрепление, которое напрямую зависит от выбранной вами военной доктрины. Но даже если подкрепления не дождаться, а ваши танки подорвались на минах или попали под удар артиллерии, всегда можно найти выход — например, в виде подбитой вражеской техники на карте.

Добытые трофеи


Если вам повезет, то после локальной стычки вы отыщете на карте несколько единиц техники, которую можно с чистой совестью присвоить. Достаточно посадить любых пехотинцев в танк или за пушку. Но помните, что танкисты почти бесполезны в бою против пехотинцев. Если какой-нибудь из танков подбили, а экипаж выжил — берегите его для трофейной техники. В частности, для топливозаправщиков и ремонтных аппаратов. Не на каждой карте вам повезет с подобными машинами, а у ваших могут очень некстати кончиться припасы.

Вне зависимости от уровня сложности, топливо и количество деталей у техники ремонта и снабжения ограничено, так что не получится всю миссию кататься по уровню и чинить подбитые танки — тем более что ремонтировать можно только критически поврежденную технику, а вернуть таким образом можно только половину прочности.


То же самое можно сказать и про пехоту: после тяжелого боя карта будет усеяна ранеными солдатами, и, если их вовремя не вылечить медиками, они погибнут. А без пехоты здесь никак, ведь она — почетная «царица полей». И здание займет, и технику освоит, и точку с припасами захватит.

Кстати, о точках. Собственных припасов чаще всего не хватает даже на низшем уровне. Поэтому на картах, где могут произойти крупные сражения, имеется лагерь с припасами, откуда ваши снабженцы возьмут все, что нужно для победы в бою.

Однако какими бы героическими ни были пехотинцы, сколь бы ровно ни ездили танкисты, а снабженцы — подвозили вовремя топливо, без генералов победа невозможна.

Война многоликая

У все трех сторон конфликта есть генералы, каждый из которых отвечает за собственную военную доктрину: пехотную, танковую и снабженческую. За пехоту отвечают Бласковиц, Монтгомери и Рокоссовский, за бронетанковые войска — Гудериан, Жуков и Паттон, ну а роли снабженцев отдали фон Боку, Брэдли и Чуйкову.


Военная элита второй мировой по версии Sudden Strike 4.

Каждая из доктрин — это не только картинка с описанием исторического военачальника, но и набор подкреплений, которые те будут присылать. Например, на Курской дуге будут актуальны Гудериан и Жуков, но это вовсе не означает, что нельзя рискнуть и попробовать победить силами Чуйкова, дающего больше артиллерии и авиации. В итоге доктрины позволяют немного подстроить игру под свой стиль и проходить кампании не так, как было исторически, а как хочется именно вашему стратегическому гению.


Каждая карта — это произведение искусства. Об этом мы писали еще в превью и заодно опасались, , что для такой игры здесь слишком мало миссий. В релизной версии их так и не прибавилось, если не считать дополнения «Дюнкерк», приуроченного к выходу одноименного фильма, — там есть отдельная кампания за Германию и союзников.

В Sudden Strike 4 по-прежнему по семь сражений в трех кампаниях, и все они видны сразу же: можно сразу попытаться представить, к чему приведет Сталинградское сражение или Битва у живой изгороди. Правда, предугадать все на свете у вас не получится.

Согласно новым данным разведки, мы воевали сами с собой


Задачи, что ставит перед вами генштаб, могут существенно измениться по ходу сражения. Вы воюете за небольшую возвышенность, и на пригорке ваш авангард может найти артиллерийскую батарею. Где-нибудь в полуразрушенном городе под руку удачно подвернется топливный склад. А может быть, вы спасете случайного союзника или откопаете в овраге одиноко стоящий танк.

Когда мы воевали за Германию в Сталинградской битве, нам нужно было захватить два завода. Рядом с одним из них пехота обнаружила целехонький тяжелый танк КВ-1, его мы немедленно поставили в строй и успешно использовали при прохождении миссии. Подобные ситуации в заданиях встречаются сплошь и рядом, и все они по-своему уникальны. Но здесь работает не любимая современными разработчиками случайная генерация, а стандартные скрипты. Так что при повторном прохождении все эти сюжетные повороты уже не будут так интересны. Но один раз пройти кампанию все-таки приятно.


Не стоит забывать и про мультиплеер — он тут скромный, но рабочий. В нем два режима: сетевая и быстрая игра. В сетевой игре можно организовать бой на одной из четырех карт, в котором две команды по четыре участника будут выяснять, чей калибр увесистее, а броня лучше. Каждый из участников представлен одним из генералов, и повторы возможны — вы с товарищами вполне можете воевать против четырех Гудерианов или Чуйковых. Но в таком случае легкой победы и адекватного соотношения сторон ждать не приходится. Если компания для сетевого сражения не собирается, игра предусмотрительно займет недостающие слоты компьютерными противниками и союзниками. А еще в этом режиме можно детально настроить параметры будущей партии.

Что касается быстрой игры, то она позволяет отыграть онлайновую битву на тех же картах, что и сетевая, но в режиме «один на один». Если не хотите тратить много времени на настройку сетевой игры — это именно то, что нужно.


Словом, наши опасения не подтвердились. Игра сделана на совесть, с красочными миссиями и реалистичной графикой. Она прекрасно подойдет тем, кто хочет окунуться в реалии сражений второй мировой и посмотреть абсолютно разные кампании — даже с учетом повторов сражений на Восточном фронте они проходятся совершенно по-разному. Огорчают разве что военные доктрины: по факту они влияют на стиль игры только на высших уровнях сложности, но делают это не так глобально, как хотелось бы.

Читайте также: