Stellaris nemesis обзор

Обновлено: 08.07.2024

В дополнении Nemesis разработчики обновили финальную часть игры. У игроков появилась возможность стать олицетворением кризиса и попытаться погубить всё живое в галактике, либо выбрать сторону хранителя, чтобы спасти мир, который находится на грани краха. Любая из сторон получила для достижения своей цели мощные уникальные бонусы.

Также с обновлением в игре появилась механика шпионажа. Игроки могут отправлять агентов на разведку во вражеские регионы или на тайные операции, чтобы выяснить секреты противников. Набор умений шпионов увеличивается по мере роста их уровня.

Кроме того, дополнение Nemesis добавило в игру новые облики кораблей. По словам разработчиков, они вдохновлены самыми величественными империями научной фантастики.

Вместе с платным дополнением Nemesis вышел бесплатный патч 3.0.1 «Дик». Он содержит некоторые нововведения DLC, среди которых переработка протокола первого контакта, промышленные районы, планетарные сооружения, обновлённая система роста населения и возможность проведения разведки и создания агентурных сетей.

О, круто! Недавно вникнулся в жанр стратегий.

Ес, рад что со Stellaris начал. Часа 3 тупил пока не втянулся. Первую раз слил галактикческим вторженцам, а второй раз они в начале партии появились и мой сектор захватили. Ничем не могу уничтожить. Остается лишь молиться, чтоб на другие сектора не напали.

я даже со практически всеми мегасооружениями не смог их победить)

но играл всего раз 5

Зависит от настроек игры и уровня сложности кризисов. Если бахнуть х10 - будет тяжело. х20 - F, но в зависимости также от того, когда кризис появится и тд. Кому-то комфортно к 2275-300, кому-то 325-350ых годах. Кто-то играет в ролплей и давит настолько долго, насколько это возможно)

Желательно конечно развивать науку, чтобы открыть нужные техи, а на последнем этапе игры подстраивать линкоры и делать москитный флот из корветов с торпедами, как прослойку между линкорами с "артиллерией" и врагом.
Часов на 500 хватит стандартного Стеллариса и ДЛЦ. А затем открываются Моды и планка в 1000 часов достигается тоже быстренько
Удачи в постижении новых знаний)

Меня, до сих пор, ни чего больше SWEAT не втянуло. У пароходов, если вникать, игры очень странно сделаны, в той же хойке странность на странности. ред.

Здорово, конечно, только вот в игру, на разрешении выше, чем фулл дх, играть до сих пор невозможно.

Минусы за жалобу на объективную проблему игры, моё любимое.

Да дело не в нагрузке же, ПК у меня отлично тянет игру, а в отсутствии масштабирования интерфейса для разрешений, отличных от 1920x1080. В этом моя претензия к Парадоксам. И ладно бы игру уже давно забросили, но ведь для нее до сих пор выходит контент. И Стелларис не единственная их игра, обладающая таким недостатком.
К счастью, в третьих Круссах уже все хорошо, хотелось бы, чтобы и впредь так было) ред.

Я на 3440х1440 адаптирую интерфейс ползунком в настройках, но ты держи в курсе про объективные проблемы

Рад за тебя, но меня не устраивает подобное качество изображения

да, спасибо, я перепробовал все моды и ни один не работает

С этим тоже? Странные дела. Покажи хоть тогда, как выглядит проблема.

Да, этот тоже пробовал, скачивал GIMP, запускал .bat. Не помогло. Да и не совсем понятно, почему вообще пользователь должен заниматься подобными вещами.

потому что большинство пользователей не обладает таким монитором. Это как с браузером Опера, которым пользуется 2% пользователей - под него вроде бы как и надо оптимизировать сайты, но всем наплевать. Так что страдай и порицай "не юзерфрендли" разработчиков. Твой негативный отызв утонет в куче положительных.

Всё верно, пользователь не должен - но может. Мои коммандос вашей неудаче, рекомендую на форум парадоксов пожаловаться, всяко эффективнее будет, чем комментарии здесь.

А есть мод на оптимизацию графики?
Игра загружает видюху на 100% и запускает взлётные турбины. На этой же видюхе гта5 использует не больше 82%.

Такой задачи с момента релиза лично у меня не стояло, потому не знаю. Наверняка как минимум гайды в сообществе есть по оптимизации настроек. 100% есть моды, которые делают игру ещё больше обмазанную графоном, но думаю, это тут не поможет.

Мобильная Radeon 540.

Если я верно помню соотношения производительности, эта карта что-то рядом с Вегой 11, которая заявлена в минимально рекомендуемых по системным требованиям.

бесплатный патч 3.0.1 «Дик»

Извините.

В честь Филипа Дика.

Ну вот теперь точно можно будет сказать "I AM THE SENATE!"

А возможность быть кризисом, ммм.
Интергалактические вторженцы приходят в твою галактику и первые слова королевы вторженцев это "Почему я слышу босс-файт музыку?"

Я как уже несколько часов отыгравший хочу отметить, что переработанная система первого контакта и система шпионажа опять сделаны по принципу микроменеджмента ради микроменеджмента. И это печально.

Попробую вернуться на 1.9.1. Благо до этого играл только на релизе.

Но справедливости ради хочу отметить, что отзывы в Стим на Немезис сильно положительные, так что возможно я чего-то не понимаю.

все очень просто:

1) стратегии играют умные люди
2) умные люди осознают непопулярность жанра и то, что ресурсов в жанр вкладывают мало
3) умные люди заинтересованны в том, чтобы такая большая компания не прекращала вливать ресурсы в стратегии
4) умные люди осознают важность вклада каждого общее дело

из-за этого вокруг интеллектуальных, но нишевых игр, формируется предання аудитория тех, кто ставит высокие балы даже если не играет конкретно эту игру или если конкретное дополнение не зашло

Умные люди не будут финансово поддерживать девов, которые ведут игру не туда.

Стремительно рухнувший рейтинг Немезиса, равно как и смешанные отзывы на Некроидов, Мегакорп и Апокалипсис тому свидетельство.

Похоже народ массово стал доходить до поздней стадии первой партии с Немезисом, и тут-то рейтинг и посыпался.

будут, если посчитают, что игра без поддержки вообще закроется и не будет никаких дополнений

но если несколько обновлений под ряд не туда, тогда да, в каждым новым патчем поддержка будет падать

Новая экономика и рост населения прям приятнее чувствуются

опять учиться в экономику

1) рост населения на планете - в конкретный момент времени растет одно поселение, хоть у тебя один поселенец на планете, хоть 50. Это полнейший бред.

2) отыгрывая фулл эгалитариста, я могу снести все здания и районы на планете, у поселений вообще нету прав собственности? Все старые игры обусловлены тем, что ты король, абсолютный монарх. А здесь прямая демократия дает такие же права - бред

3) раздел планеты на районы и открытие нового здания за каждые пять новых поселений - чисто игровая условность, из-за которой теряеться ощущение того, что ты играешь космическую стратегию, и которая не несет в себе никакого смысла

4) разделение на здание и районы само пе себе бредовое и нарушет базовые принципы программирования - полиморфизм или DRY, или Оккама, если проще, потмоу что между зданиями и районами нет никакой разницы

5) тоже самое ресурсы, раньше были материалы с енергией, а теперь что? Сверху накостыляли отдельную вкладку для новых ресурсов - за такое в приличном обществе руки отрывают. Во вкладке рынка экзотические ресурсы занимают такое же место, как и обычные - но на панели - извольте.

6) тоже самое различные указы, решения. Есть указы для расы, есть указы для страны, есть политики - это все сука одно и тоже, одно и тоже. Можно, нет, нужно сделать одну вкладку, где слева субьект закона, по центру варианты, а справа время

7) на вражеской планете можно построить только 4 здания, вот яркий пример, когда предыдущие костыли заставляют подстраивать под них новый код - когда ты специально пишешь говнокод, чтобы он взаимодествовал с предыдущим говнокодом, ограничение в 4 здания это бред

8) биологическое возвышение - трансформация всей расы, как и почему? Почему не частично? Скорей всего из-за внутренней реализации им тяжело с этим что-то сделать

9) Разделение на поселения это безусловно решение, но оно имеет целую прорву недостатков, с технической стороны именно из-за них лагает игра, с геймплейной их миграцию реализовали только к 3.0, спустя столько лет, хотя где бы ты видел, чтобы кто-то мигрировал целым поселением?

10) телепортация ученых, можно их телепортировать туда сюда, да и в целом развитие лидеров никакое, просто рандомные характеристики

Многообещающий патч: 3.0 «Dick» — оказался просто неинтересной пустышкой, с минимум изменением, и поверх всего этого еще и сломанные механики.

Stellaris: Nemesis — нам обещает: шпионаж, новые дизайн кораблей, и возможно становится кризисом/хранителем галактики… ну и вместе с патчем «Dick»: «переработанные» механики экономики, механики с первым контактом и разведанные. Ну и теперь по порядку, что тут не так.

Я сейчас буду говорить только об одиночной игре. В многопользовательской игре, скорее всего некоторые моменты будут лучше работать, или вероятно по-другому.

  • Шпионаж. Бесполезная фича, которая не влияет никак на геймплей. Ну да, ты можешь своровать технологию, но проблема в том, что с наукой у меня проблем не возникало, и сомневаюсь что будет возникать. Так как ИИ в игре все еще тупой.
  • Новые дизайны кораблей. Максимальный посос, имперские дизайн так себе, просто коричневый летающий кирпич (это не шутка). Корабли кризиса это просто моделька мародеров. Мегасооружение для уничтожение галактики, это просто Сфера Дайсона с визуальными эффектами.
    Кроме как это назвать — ёбанной халтурой, я не могу.
  • Становлением кризиса. Ну вообще, в самом фичи становление кризиса так особо проблем нет. Очень даже забавная и крутая фича (ну и надо кое что перебалансить).
    Но есть большая проблема, и да — это снова из-за ИИ, из-за того на момент становлением кризисом, он не представляет тебе никакой угрозы. СОВЕРШЕННО.
  • Переработанные механики экономики. Ну немного поменяли клеточки со зданиями, добавили районы с производством, и… всё, это все изменения. В остальном, всё такой же «рутинный» микроменеджмент, без интересных механик.
    Ну и конечно же, абсолютная тупая система с населением, которая убивает игру за высокие империи. Спасибо Paradox за эту фичу.
  • Первый контакт. Прикольная механика, с связанными с этими мини-механиками. Ну и всё, ничего особенного.

В итоге: в игре НИЧЕГО не поменялось.

Кор-механики такие же сломанные, непродуманные, глупые и не нужные. Вместо того чтобы сделать нормальную боевую систему, хорошую экономическую модель, поменять механики исследование технологии, ну или хотя бы сделать побыстрее игру в лейте.

Paradox Development Studio — сделали максимальное халтурное обновление и DLC, и всё это пронумеровали как 3.0 и положив большой «Dick».

И просят конечно они за это всё 20$ или 20€ в американском и европейском регионе соответственно. Ну или в российском регионе 435 ₽, ну или в моем «любимом» Казахстане 2400₸, что тоже довольно ощутимо.

Кроме как этой картинки, мне больше уже нечего написать.

Забыл написать. Еще большее разочарование приходит к тебе, это от уничтожение Галактики. Где после нажатия на кнопку, НИЧЕГО не происходит. ВООБЩЕ ничего, не красивой картинки, не красивого визуала, ПРОСТО МАТЬ ЕГО НИЧЕГО. Просто пустая галактика и всё. Даже не поздравляют с всеобщим Армагеддоном. ред.

На самом есть одна вещь (ну помимо новой сломанной системы попов), которая со шпионажом поменялась очень существенно: появился туман войны.

В итоге: в игре НИЧЕГО не поменялось

А как же сломанная нахер популяция из-за которой машинные империи стали абсолютной имбой?

Нихуя ты быстро прочитал. Я же написал что население в игре сломанное, и полностью похерено.

Ну и конечно же, абсолютная тупая система с населением, которая убивает игру за высокие империи. Спасибо Paradox за эту фичу.

Это бьёт не только по высоким империям, это бьёт по всем империям с самого старта, так что машины наше всё

Ясно, ты сторонник консервных банок. Осуждаю. ред.

Мультплеер выглядит, как войны тостеров

Уже поиграл в мп лигу? Как ты успел уже?

Не, я просто собрал челов из дискорда клана в destiny и добрал людей из других дискордов на 2 день после выхода nemesis и из 16 игроков, 15 были тостерами, последний пытался в псионику, прожил он не долго из-за очень медленных темпов развития

А как ещё играть? Население растёт так "быстро" из-за новой системы жилья, что мы бы отрастили бороды ещё до выхода в midgame

Я 3 дня убил чтобы просто дойти до лейтгейма. Просто включал на втором мониторе и занимался другими делами.
Хорошая игра, ничего не скажешь.

Играй за машины и хайвмайнд, всё остальное дерьмо до патчей.
Хорошая игра, ничего не скажешь.

Потрясающая, она настолько хорошая, что партию мы нормально не закончили и пошли вчетвером в FaF

А хайв не имба? Он точно также растёт, как не в себя (ибо помимо размножения ещё собирает себя).

Тоже хорош, но не настолько. Надо поэкспериментировать с билдами ред.

И я как назло именно на релизе Немезиса в кой-то веки решил начать игру за био вместо близких мне машин. Тайминги.

Все начинания с экономикой идут прахом из-за того, что не могут нормально сесть и переработать всю систему. Пытаются менять домики, а надо уже давно пересмотреть триаду био-машины-пси.

Забыл написать. Еще большее разочарование приходит к тебе, это от уничтожение Галактики. Где после нажатия на кнопку, НИЧЕГО не происходит. ВООБЩЕ ничего, не красивой картинки, не красивого визуала, ПРОСТО МАТЬ ЕГО НИЧЕГО. Просто пустая галактика и всё. Даже не поздравляют с всеобщим Армагеддоном. ред.

А по ощущениям как много новых событий добавили?

Ну по ощущениям кого будто щитпосты на DTF читаешь.
То есть почти нихуя.

А когда уже можно возвращаться тем кто ушёл после того как всю игру нахер перехерачили и сделали хрень какую-то? Когда еще убрали разные виды перемещения.

Вот кстати я этот момент поддержал. Когда они это сделали, ну ушли совершенно в другое русло, и все равно не починили механики которые были проблемными уже с самого релиза игры.

Меня наоборот до сих пор бомбит. И дело не только в перемещении. Для меня всю игру сломали. Стало в разы скучнее и не интереснее играть. Я ни одной катки так и не смог отыграть нормально с тех пор. Хотя раньше играл вообще без остановки.

Шпионаж привнес еще туман войны и сокрытие информации об империях. Понятно, что на гросс-адмирале все вокруг не по зубам, но обе фичи очень клевые.
Первый контакт пока маловариативен, но уже добавляет атмосферности, надеюсь его расширят потом.
Переработка(доработка) экономики на самом деле идет в правильном направлении и добавляет вариативности - теперь не нужно аутично застраивать ячейки планет только заводами тмс, сплавами или ресурсамм.
Вайн о населении совсем непонятный. Ну да, теперь его будет меньше, да странный скейл от общего населения, но глобально ничего не поменялось - тебе все также нужны попы, а соответственно планеты (банки всегда были изи модом, понерфят потом).
В пачте куча халявы вроде кризиса, классических бесполезных шпионских операций, сложноуправляемых послов, моделек кораблей, но не в экономике или попах

теперь не нужно аутично застраивать ячейки планет только заводами тмс, сплавами или ресурсамм.

Как раз стало наоборот. Раньше ты спокойно держал пару специализированных планеток для подобного дерьма и не тужил себе. Районы, которые давали ресурсы были самыми бесполезными, весь город обычно застраивался только городскими. Теперь же поменялось всё наоборот - городские районы стали самыми бесполезными, ибо благ с него теперь дают с хрен да нихрена, а жильё вполне себе и от ресурсных районов идёт. То, что ячейка сооружения требует одного городского района - только костыль сверху, который лишь раздражает.
То-есть что они сделали в целом (выше сказанное - только последствие): они нахуевертили так, что нет смысла ни расти вверх (оно всё равно нифига не растёт), ни вширь (опять же - нифига не растёт и каждой планетой ты и так размываешь свой прирост населения). Получилась какая-та беззубая невнятная херня без какого либо баланса.

P.S.
Мне вообще больше всего нравилась старая система с квадратиками. Но новая - хуже предыдущей, которая была хотя бы сбалансированной. ред.

город обычно застраивался только городскими

Начиная со второй половины игры половину всех времязатрат ты тратил на постройку миллиона городских районов и застройку открывающихся ячеек.
Теперь же открытие ячеек отдали в наши руки и это очень круто. Ты +- можешь начинать планировать с самого начала. Можешь строить городские районы если нужны здания, можешь втыкнуть тмс/сплавы/минералы/энергию и играть с балансом районов, чтобы настроить планеты под свои нужды. С середины игры ы постепенно перестраиваешь домики ты, а не занимаешь всеобъемлющей перестройкой планет для специализации. + новые планеты застраиваются сразу, а переработка зданий снизила при этом количество кликов.
У системы все еще куча недостатков и в открытии ячеек тоже хотелось бы больше разнообразия, это да. Но плитки были негибкими и требовали гигантских времязатрат для оценки каждой планеты по сравнению с текущей ситуацией. Как вспомню управление больше 10 планет, брр
ps stellaris всегда зависел от попов, потому они банально дают больше, чем требуют. Больше планет - больше роста - больше населения - больше всего, начиная от админ. лимита и заканчивая флотом. Кроме того, новая система. ммм, более реалистична чтоле :D
Ничего не поменялось глобально, кроме странного скейлинга от общего количества населения, который надеюсь поменяют, это да (костыль для уменьшения населения). ред.

О чём я сегодня хочу поговорить: Изменения, которые привнесло дополнение, почему же всё вышло так бесполезно? И как при этом они смогли сделать всё на грани с провалом?

Чтобы обозначить проблемные зоны, для начала я перечислю и опишу нововведенные механики.
Изменения в редакторе империй:
- Происхождения были изменены. Во-первых, успешное объединение, которое даёт +10% прироста ресурсов на родную планету, теперь действует всего 10 лет. При выборе расколотого кольца, начальная раса имеет приспособленность только к мирам кольцам и реликтовым мирам.
- В этиках была изменена «Система повинностей» и теперь она позволяет переселят попов без затрат влияния, ежели вы не являетесь эгалитаристом, такая же этика появилась и у Гештальт-сознания и у торговцев. А «Внутреннее совершенство» теперь имеет бонус к шифровке +1 и -1 к взлому.
- Добавлен новый внешний вид кораблей.

Механики, которые уже имели место быть, но попали под нож изменений:
- Застройка планет была радикально изменена. Во-первых, было урезано количество ячеек сооружений и добавлен промышленный район, а специализация планеты определит, будет он давать +1 должности сплаво-литейщиков и ремесленников, или же +2 для конкретной занятости. Урезав ячейки, параходы добавили больше прироста ресурсов модулям на космических станциях и районам на планетах, даже производство редких ресурсов теперь увеличено что значительно упрощает жизнь. Также достойно упоминание изменение администраторов, которые теперь дают +10 к админ лимиту (сочно) хватает буквально одной планеты, чтобы держать лимит в тонусе большую часть игры.

- Переработали помимо модулей и районов разные здания дающие процентный прирост определенному ресурсу, теперь помимо этого они также повышают количество должностей для каждого района и некоторых построек, так планета на еду с 6 сельскохозяйственными районами и 8 гидропонными фермами даёт 44 должности фермеров.

- Была добавлена механика шпионажа позволяющая внедрять послов в империи ксеносов и совершать там разные злодеяния, соответственно были добавлены и технологии на шифровку и дешифровку которые изучаются в физике. Операции делятся на разные типы и позволяют, как воровать технологии и подрывать космические станции, так и получать больше информации о вражеской империи. Но самое главное тут то, что теперь как раз таки вражеские империи при знакомстве не знают ничего о вас и вы не знаете ничего о них что логично, в том числе нельзя теперь смотреть вооружение вражеский кораблей, что по моему мнению является самым важным нововведением в шпионаже (в особенности во время игры в мультиплеере). И вишенка на торте, долгожданный туман войны.

- Был добавлен бонус за стремление «Стать кризисом», который открывается после взятия двух других бонусов. Он открывает возможность закончить игру, уничтожая или подчиняя другие империи. После его взятия открывается новое меню, как и у шпионажа, в котором имеется 5 уровней кризиса с разными бонусами, где на первом даётся особый casus belli позволяющий воевать без притязаний, а на последнем новое мегасооружение «Эфирофазная установка», при полной постройке которой игра завершается, а вы побеждаете. Но не всё так просто, ведь после выполнения всех условий и взятия 5-го уровня кризиса вам объявит войну вся галактика, что в свою очередь заставит попотеть.

- На последок оставил самое интересное и самое спорное то из за чего обзоры в steam-е у ДЛС «Смешанные» из которых 46% положительных, новая система прироста попов. Теперь После достижения 15-ого попа на планете в зависимости от свободных жилых мест к приросту добавлен бонусный модификатор базового роста от +3 до -3. Помимо постоянно растёт шкала прогресса при полном заполнении которой вырастает новый поп и зависит она от количество населения в империи, за каждого попа +0.5 к шкале роста. Также фабрики клонов теперь работают как роботостроительные заводы и дают +3 прироста выбранной вами или случайно выбранной расы.

Пользователи Reddit посчитали как теперь работает бонусный модификатор базового роста, где по y – вместимость планеты, а по x – Количество попов на планете и выглядит это как то так:

- Затрону мимоходом шпионаж. Мне кажется что его не доработали, потому как у имеющихся у вас активов (сочувствующих сограждан которые дают бонусы облегчающие проведение операций), есть бонусы к типам операций которых попросту нет, как например операции категории «Армия». Да и в целом единственно полезными операциями мне видятся «Похищение технологий» и «Сбор информации», возможно также полезен «Поиск активов» но его я провожу только в перерывах между кражей технологий.

- Кризис… Как много было предвкушения и каким же сильным оказалось разочарование…Для начала обсудим корабли и нет я не собираюсь говорить о грустных скинах пиратов, которые натянули на корабли кризиса, нет, я скажу о их функционале, ведь как по мне всё это один большой мусор. Единственный военный бонус, заслуживающий внимания это «Урон от корабельных орудий +50%», потому как всё остальное просто не релевантное и сейчас я объясню почему. Корветы кризиса сильны, бесспорно, но только на начале и тут появляется одно большое НО, бонус за стремление третей ячейкой можно взять никак не раньше 50-того года, если вы колективка камней или решили упоротся в единство, на империи представленной на скринах выше не имеется никаких бонусов для единства и обычно третья ячейка открывается в 70-ых годах.

А теперь посмотрим что я имею на 75-ый год – протонки и линкоры которые в пух и прах разносят большинство вражеских флотилий. При этом крейсеры кризиса где то в 3 раза слабее линкоров с вышеописанным снаряжением (и у них нет Х слотов), но это при условии что технологии стоят х1-х0.75, не знаю как будет обстоять ситуация при х5. Также скажу что такой результат по технологиям у меня был в 3-4 сингловых и мультиплеерных играх подряд и то что крейсеры кризиса открываются только на 4-ом уровне кризиса. Также хотелось сказать о скине Эфировазной установки и пожирателя жуткая холтура, этож надо было додуматься использовать машину бесконечности как часть скина, а у установки просто напялить мир кольцо на сферу дайсона!?

Теперь же немного о грустном, casus belli который даёт кризис уничтожает форпосты и на них приходится тратить своё влияние которого обычно итак мало, так зачем мне это, когда есть колос, который даёт casus belli с захватом форпостов, всё по православному как говорится. В тоже время, зачем изучать пятый уровень кризиса и воевать со всей галактикой, когда можно с колосом спокойно пройтись по ней почистив от мусора с бонусом +50% к урону. Непонятно, разве что если хочется экстрима или закончить игру пораньше попытавшись восстановить «Большую красную кнопку». Была у меня конечно одна интересная задумка с 100% уклонением у корветов, но она ударилась об Х оружия которые убивали их с одного выстрела, да и урон был очень маленький.

- На последок я оставил новую систему прироста и тут я сразу обозначу что она мне очень нравиться. Во-первых в игре наконец то генетический путь возвышения стал релевантен с его приростом, самое то играть на высоких империях и да, я из тех кто постоянно через этот путь играет)) Во-вторых время игры, на скрине выше мы отыграли с товарищем 75 лет за чуть больше чем час…теперь понятно откуда взялось название для статьи? Цитата игрока из группы Strategium «10 ИИ империй и лагов не будет» и знаете он прав, наконец то «Очень быстрая» скорость и в правду БЫСТРАЯ. Даже через 75 лет от начала игры. Теперь сессии могут идти не 100 лет а потом "расходимся пацаны, потому как у меня 2к попов у моего товарища 2к и скорость вроде очень быстрая, а вроде и обычная. "

Подведу итоги. Скорее всего это дополнение грубая халтура со стороны пароходов, но очевидно одно – игра наконец перестанет лагать в мид и лейт гейме, а я наконец смогу кричать из каждого угла о крутости биологического возвышения и «…Карать, убивать…» других игроков, присоединиться ко мне в убийстве ксеносов вы можете в дискорд сервере Strateguim на котором вы сможете обсудить интересующие вас темы и найти игроков для вашей игры.

В фокусе Nemesis и сопутствующего ей бесплатного контент-патча Dick (в честь фантаста Филипа Киндреда Дика) оказалась большая политика. Ею же Paradox занималась и в прошлом дополнении, Federations, но показать успела лишь верхушку айсберга: галактический ООН и разные типы конфедераций со своими плюшками. Теперь же шведы взялись за самое интересное: шпионаж, компроматы и злоупотребление властными полномочиями.


Вообще, добавить шпионаж в Stellaris просили давно. А то вроде 4X-игра, но без возможности украсть технологию или взорвать ключевой вражеский объект – куда это годится? Paradox упущение исправила, мягко говоря, не сразу (базовый Stellaris вышел еще в 2016 году), но к вопросу подошла комплексно и изящно.

Например, на каждую инопланетную империю теперь нужно собирать разведданные. До Nemesis все было просто: установил контакт с какой-нибудь Федерацией Зеленых Человечков – и сразу знаешь, где пролегают границы ее владений, сколько у нее обитаемых планет и насколько разный у вас технологический уровень. А теперь – ничего подобного, видно только то, что удалось насканировать со своих кораблей. Если зеленые человечки согласятся обменяться посольствами – те в фоновом режиме разнюхают побольше информации, например, про обитаемые планеты и численность населения. Но чтобы иметь нормальные данные – придется послать дипломата на создание агентурной сети.


Чтобы установить контакт с новой империей, теперь не надо отвлекать ученых от работы – достаточно послать дипломата

Дипломаты – ресурс ограниченный; изначально их доступно два, и лимит повышается лишь в исключительных случаях. При этом дипломаты нужны не только для шпионажа, но и чтобы улучшать отношения с другими империями, представлять интересы в галактическом ООН и прокачивать взаимодействие внутри конфедерации (если подопечная империя входит в одну из них). Короче, дипкорпус – ресурс ценный, и нельзя его тратить, чтобы шпионить абы за кем.

Рыцари бесплатного сыра

К тому же шпионаж вообще штука сомнительной полезности. Ладно, на ранних этапах еще можно пособирать разведданные, но как только вся галактика оказывается вовлечена в ООН, пассивного притока информации будет более чем достаточно, чтобы понять главное: кто с кем воюет, кто с кем дружит и у кого можно так отщипнуть кусок территории, чтобы нам за это ничего не было.


Возможность украсть технологии звучит заманчиво, но обычно стащить удается только какую-то ерунду

Логическим продолжением системы шпионажа служат диверсии. В Nemesis наконец добавили возможность воровать технологии, портить отношения жертвы с соседями, устраивать теракты на звездных базах и даже вооружать пиратов на чужой территории. Для этого надо развивать агентурную сеть, то есть находить предателей во всех эшелонах власти и потом решать, кого использовать на то или иное дело. Звучит очень вкусно, не правда ли?

Проблема в том, что все это абсолютно непрактично. Само по себе построение агентурной сети для мало-мальски весомой операции затягивается на десятилетия. Непосредственно диверсия тоже совершается далеко не моментально, поэтому когда плоды шпионских трудов созреют – геополитическая ситуация скорее всего изменится настолько, что они уже просто будут не нужны. Вдобавок за спецоперации надо платить тысячи энергокредитов – для маленьких империй это сумма неподъемная, а у крупных есть другие методы. Зачем вооружать пиратов на территории соседа, когда на эти деньги можно поднять свою экономику, настроить пепелацев и раскатать всех привычным бронекулаком?


Для шпионажа важны показатели Encryption и Decryption, которые повышаются технологиями – то есть отстающие нации даже нашпионить за лидерами не могут

Ложноножкой по трибуне

Второй фокус Nemesis – галактический ООН, который был введен еще в Federations, но раскрыться особо не сумел. То есть в теории все звучало вкусно: все суверенные и не очень государства галактики собираются вместе и пытаются пропихнуть свои законы; кто-то топит за милитаризм, кто-то за разоружение, кто-то за индустриализацию, кто-то за экологию.

Фишка в том, что по факту большинство законов были пустым звуком: экономика в Stellaris настолько абстрагирована и унифицирована, что нельзя под предлогом заботы об экологии де факто пропихнуть санкции против Китая. Вместо этого все получат, скажем, -20% к добыче минералов, что вообще никак не отразится на соотношении экономических сил.


Империю из ООН почему-то можно сделать только строго монархическую

Ладно, справедливости ради отметим, что на политические расклады законы все-таки влияют. Политический вес в Stellaris складывается из целого ряда факторов, и вышеупомянутый закон об экологии пошатнет статус экономически-ориентированных империй, но почти не затронет тех, кто делает ставку в первую очередь на науку. Кроме того, если последовательно ужесточать законы, со временем действительно можно поймать часть оппонентов в правовую ловушку. Но для этого нужны последовательные целенаправленные усилия со стороны игрока, а их, опять же, можно приложить к созданию бронекулака, который тех же оппонентов порешит быстрее и с гарантией.

Короче говоря, галактическому ООН не хватало эндгейма, какой-то грандиозной цели в конце пути. Поэтому в Nemesis ввели должность «галактического жандарма», первого среди равных, который должен смотреть за порядком и возглавлять борьбу с кризисами – и потому обладает жирным набором полномочий.


Создание общегалактической империи открывает доступ к целой куче новых законов

Разумеется, даже в военное время никто нас на эту должность пускать особо не хочет, а в мирное – и подавно, поэтому чтобы усесться в кресло жандарма, придется изрядно повозиться. Протолкнуть законы, повышающий наш политический вес и понижающий вес основных оппонентов. Заручиться поддержкой: нейтралов купить, на недругов – собрать компромат (редкий случай, когда шпионаж реально полезен) и вовремя им воспользоваться.

Но победа на выборах – это еще не все. Дальше придется протолкнуть закон о том, что жандарм – должность не выборная, а постоянная, закрепленная за нами. Ну и как завершающий аккорд, объявить о преобразовании галактического ООН в первую галактическую империю с нами во главе. Кстати, партия на этом не закончится: еще придется побороть центробежные тенденции среди новых подданных и железной рукой навести между ними мир – а то кто-нибудь излишне амбициозный сожрет остальных и сможет бросить вызов царю-императору, что категорически недопустимо. Короче, тут получилось хорошо.


Раковая опухоль галактики

Третье и заключительное новшество Nemesis – возможность «стать кризисом», то есть не просто покорить галактику, но и перебить в процессе всех остальных. Собственно, нечто подобное можно было делать и раньше – начать игру за фанатиков, живущих по принципу «хороший ксенос – мертвый ксенос». Или за космическую саранчу, сжирающую все на своем пути. Или за роботов-терминаторов. В общем, тренд понятен.

Новый перк позволяет действовать тоньше. У космосаранчи дипломатия ограничивается одной фразой – «мы пришли вас сожрать». А вот у наций, решивших «стать кризисом», поначалу сохраняются все обычные варианты взаимодействия, всякие там договоры о ненападении, торговые союзы и даже членство в ООН. При этом они получают некоторые бонусы, типа усиленных вариантов обычных кораблей; и чем больше соседей завоюешь – тем круче становятся эти бонусы, однако и галактическое сообщество начинает относиться с опаской. При помощи дипломатов, подарков и буферных зон конфликт на какое-то время можно отсрочить, но в финале все равно начинается старая добрая война «мы против всех»: подопечная нация потихоньку собирает кузькину мать галактических масштабов, все остальные пытаются это дело пресечь, пока еще возможно.


Диппровокации могли бы стать отличным способом ломать чужие конфедерации. На деле же ухудшение отношений на 60 пунктов никто даже не заметит

Под гром аплодисментов

Nemesis не решил главную проблему Stellaris: здесь совершенно необходимо рваться в лидеры. Для сравнения, в Crusader Kings 3 от той же Paradox вполне реально сидеть герцогом где-нибудь в Чехии и при этом жить насыщенной жизнью: проталкивать своих родственников в короли тех или иных европейских держав, отправлять сыновей отбивать Святую землю, дробить Византию серией политических убийств.

В Stellaris это не прокатит: все интересное происходит в жизни нескольких топовых империй; все остальные – лишь статисты, дожидающиеся своей очереди быть покоренными и поглощенными. Шпионаж мог бы изменить расклад сил, но вместо этого стал лишь новым инструментом, с помощью которого избранные империи будут перекраивать галактику по своему разумению.

Впрочем, если не мечтать об идеальной 4Х в вакууме и просто оценивать качество нововведений, то для фаната Stellaris Nemesis – это практически необходимое дополнение.

Читайте также: