Xenoblade chronicles 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Завтра, 1 декабря, выходит Xenoblade Chronicles 2 – третья часть JRPG-серии Xenoblade, славящейся огромными красочными мирами и динамичными боями. А еще огромной продолжительностью: на данный момент я провел в игре 23 часа, но для прохождения, скорее всего, понадобится втрое больше времени. Поэтому в этой заметке я поделюсь впечатлениями от первой трети игры.

(Впрочем, я могу ошибаться про треть: этот трейлер спойлерит мне то, чего я до сих пор не видел)

Самое важное, что вам нужно знать: первая часть Xenoblade Chronicles – одна из лучших японских RPG за всю историю жанра. Если вам нравятся JRPG и вы не из тех консерваторов, кто не приемлет боев в реальном времени и многочисленных заимствований из MMO, и вы до сих пор с ней не знакомы, срочно бросайте все, бегите за Wii или New 3DS и освобождайте сотню часов времени: она того стоит. Вторая же часть… не очень.

Xenoblade Chronicles 2 унаследовала от оригинала ряд сильных качеств: тут уникальный и поистине огромный мир с крайне необычными ландшафтами и любопытной фауной (с которой придется столкнуться в боях). Тут бои проходят в реальном времени по схожей с MMORPG схеме: танки держат аггро, хилеры лечат, дамагеры наносят кучу урона, крутясь вокруг врага. Шкалы МР нет – все умения используются по откату. Тут куча занятий от сайдквестов и охоты на редких монстров до собирательства и инвестиций в магазины: есть куда убить десятки часов. Тут много классных мелодий в саундтреке.

Но вместе с тем Xenoblade Chronicles 2 кажется слабее первой части просто во всем. На каждую отличную композицию приходится по унылой. Локации после первой части и особенно выстроенной вокруг открытого мира Xenoblade Chronicles X не впечатляют. В арт-дизайне и постановке зашкаливает анимешность, и это никоим образом не комплимент: в XC2 очень часто проскальзывают сценки, словно скопированные из какого-нибудь идиотского недокомедийного гаремника. Игра очень часто пытается быть смешной, и у нее ни разу этого не удается. Все бои очень затянуты: стандартные приемы наносят не так много урона, и игра словно вынуждает даже на простых противников подолгу копить сложные комбо-суперы. Затянуты даже сайдквесты, которые наворачивают по одному новому заданию за другим, но никак не компенсируют это хоть сколько-либо интересными историями.

Несмотря на это, Xenoblade Chronicles 2 пока выглядит игрой хорошей (просто «хорошо» – это гораздо хуже, чем «почти идеально» оригинала): обиднее всего тут то, что до такой мерзкой пошлости в сценарии скатился соавтор легендарной Xenogears. Ну как так?!

Оригинал вышел почти десять лет назад, но за это время устареть не успел, особенно если учитывать нововведения ремастера. Во многом это связано с основной идеей игры – мир здесь возник на телах Биониса и Мехониса, двух титанов, которые погибли во время ожесточённой битвы и стали пристанищами для новых форм жизни. На останках Биониса живут хомы, человекоподобные существа, в том числе главный герой и его помощники. Мехонис же – место обитания мехонов, бездушных машин, которым спокойно не живётся и хочется уничтожить хомов.

Протагонист по имени Шулк изучает в своей лаборатории загадочный меч Монадо, чей предыдущий владелец использовал его в борьбе с мехонами. Внезапная атака машин на поселение вынуждает Шулка взять меч в свои руки и использовать его в сражении – парню даже удаётся использовать уникальную особенность оружия. Оно позволяет герою видеть будущее, которое тот способен изменить. К примеру, если в его видении кто-то погибает, Шулк старается предотвратить трагедию – отправляется на показанное место и спасает потенциальную жертву. Или ничего не может сделать.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Одна и та же броня на разных персонажах выглядит по-разному. При желании можно задать определённый внешний вид экипировки, который не будет меняться при смене одежды.

Столь необычная идея выглядит оригинально и сегодня. Xenoblade Chronicles – захватывающая история, в которой идеально выдержан баланс между серьёзностью и юмором. Хотя к финалу главный герой добирается часов за 70, время пролетает незаметно – вроде бы только проснулся и начал проходить, как уже наступил вечер. Вселенная отлично погружает в себя, диалоги не кажутся перегруженными, а обновлённый интерфейс не так давит на мозги, как это было в версии для Wii. К персонажам привязываешься, всегда интересно, что будет дальше, а классных сюжетных поворотов тут полно.

Грандиозные масштабы можно увидеть не только в сюжете, но и в окружении. Многие локации здесь – огромные территории, которые с улучшенной графикой захватывают дух так же, как делали это десять лет назад. Конечно, ремастер не выглядит как современные RPG, но даже растянутые местами текстуры не привлекают к себе внимания. Когда видишь красивые водопады, загадочные тёмные пещеры, равнины с ручейками, через которые перекинута пара нерукотворных мостиков, а также наблюдаешь за прогуливающимися или летающими существами самых разных видов, думать о графических недочётах некогда – хочется восхищаться дизайном и делать скриншоты.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Красивых мест очень много, и все они различаются: то это джунгли с динозаврами, то ядовитые болота, то жуткие пещеры с летучими мышами и пауками.

Потому и исследовать мир увлекательно, и игра достаточно награждает за это, не ограничиваясь одними лишь роскошными видами. Здесь несколько сотен побочных заданий. Качественными назвать их трудно – чаще всего просто находишь на карте восклицательный знак, берёшь квест и даже не читаешь, что там пишут. Зато выполняются они параллельно тому, чем занимаешься по сюжету. Если надо убить пять животных, они будут указаны на мини-карте. Если надо найти три материала, их точно так же укажут в интерфейсе. Пока бежишь от одного основного задания к другому, выполняешь пачку дополнительных, а за это и опыт дают, и другие бонусы. Главный плюс «побочек» – подавляющее большинство выполняются автоматически, без необходимости возвращаться к выдавшему их персонажу.

Каждая локация усыпана точками быстрого перемещения, а прыжки между ними занимают долю секунды в пределах каждого региона. Попутно заполняешь раздел в меню с уникальными для каждой области коллекционными предметами (за что тоже дают ценные подарки), сражаешься с сильными монстрами ради полезных трофеев, находишь секретные закоулки. Какие-то существа появляются лишь днём, других отыщешь только ночью, третьи вообще вылезают лишь во время дождя (менять время суток позволяют в любой момент в меню). Мир кажется живым, всё в нём происходит без участия игрока. Масштабами Xenoblade Chronicles напоминает MMORPG, в которую ни разу не скучно играть в одиночку.

В постоянном движении

Драться приходится часто – какие-то существа игнорируют игрока и атакуют, только если тот ударит первым, другие же нападают при первой возможности, о чём предупреждает значок глаза около их имени. Боевая система смотрится свежо до сих пор. Персонаж всегда атакует самостоятельно с определённой периодичностью, но в его распоряжении есть палитра особых приёмов (arts), которые либо каким-то образом влияют на оппонента, либо наносят дополнительный урон при ударе с определённой стороны – у Шулка, к примеру, есть способности, ранящие врагов сильнее, если он использует их сзади или сбоку.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Благодаря мечу-предсказателю можно заранее узнать о существовании побочного квеста, если случайно подобрать какой-то предмет.

Чем больше урона тот или иной член отряда наносит противнику, тем выше вероятность, что тот переключит внимание на него, из-за чего бить с разных сторон станет труднее. Поэтому есть приёмы, снижающие или повышающие агрессивность монстра по отношению к какому-то персонажу.

Во время боя мы управляем лишь одним героем, но кто это будет – решает лишь игрок. Помимо главного героя есть «танк» с большим запасом здоровья и умением переключать внимание врагов на себя, оберегающий команду «хилер» и другие соратники, присоединяющиеся по сюжету. Лучше всего проходить основную кампанию за Шулка, поскольку лишь его меч наносит урон периодически встречающимся мехонам, зато выполнять побочные задания и прокачиваться можно кем угодно.

Кстати, о мече. Способность Шулка предсказывать будущее благодаря своему оружию доступна и во время сражений. Если оппонент собирается совершить мощную атаку, которая за пару секунд убьёт компаньона, Шулк это увидит и сможет подойти к напарнику, чтобы предупредить его. Либо попросит кого-то отвлечь монстра, либо предложит наложить на себя барьер, поглощающий атаки.

Таких вот тонкостей в боевой системе полно. В том числе есть поочерёдные атаки, сбивающие врагов с ног при исполнении приёмов в определённом порядке. Добавьте сюда древа навыков; возможность улучшать отношения друг с другом и получать чужие навыки; драгоценные камни, дарующие бонусы к характеристикам в бою; и многое другое – всё это не кажется нагромождением, потому и разобраться во всём хочется получше.

При поочерёдных атаках накладывать эффекты на противников заметно проще.

Так и проходят десятки часов за исследованием окружения, сражениями с монстрами и постепенной прокачкой параметров. Здесь всегда что-то происходит, пусть иногда это и не бросается в глаза. Улучшаются отношения с жителями регионов, благодаря чему они соглашаются обменяться на качественные вещи. Растёт количество валюты в карманах, что позволяет обновить гардероб в ближайшем магазине. Пока ты выполняешь собранные днём дополнительные поручения, наступает ночь и появляются новые персонажи со своими проблемами. А там и раздел с коллекционными предметами успеет пополниться, за что дадут какой-нибудь крутой драгоценный камень, увеличивающий силу или здоровье.

Больше и красивее

Если раньше проходить Xenoblade Chronicles можно было либо на телевизоре в случае с Wii, либо на 3DS с не лучшей графикой (хотя для портативной консоли это было большим достижением), то теперь выбирать что-то одно не приходится. В стационарном режиме придраться к игре трудно – всё выглядит прекрасно, а просадки кадровой частоты чрезвычайно редки. В «портативе» с fps тоже проблем не возникает, а вот скачки динамического разрешения порой всё же заметны – это не такой кошмар, каким была Xenoblade Chronicles 2, но слегка «замыленные» эпизоды встречаются. Однако если в какой-нибудь Dragon Quest XI S это не отвлекало вас от геймплея, то и тут впечатление не испортится. В целом графические улучшения пошли проекту на пользу: персонажи значительно симпатичнее, чем десять лет назад, а об окружении уже не раз было сказано выше.

Главное нововведение в переиздании для Switch – эпилог Future Connected. Он рассказывает о событиях, происходящих спустя год после финала основной игры. Запустить его можно сразу же (удобно для тех, кто уже проходил игру ранее и хочет увидеть лишь новый контент), но новичкам, конечно, притрагиваться к нему до завершения оригинала не стоит. В нём не только показывается концовка, но и возвращаются персонажи, к которым вы не будете испытывать никаких эмоций, если увидите их впервые.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Красные восклицательные знаки на мини-карте приведут к предмету или существу, необходимому для дополнительного поручения.

Future Connected играется примерно так же, как оригинал, хотя некоторые существенные отличия здесь есть. Шулка не посещают видения в боях, древа способностей полностью исчезли, а монстры не оставляют после себя броню, одаривая в случае смерти только оружием и материалами. Из залежей минералов добываешь не ресурсы, а драгоценные камни, улучшающие характеристики экипировки. Также появились «тихие моменты» – аналоги бонусных сценок с участием персонажей из оригинала, только в этот раз они озвучены.

Прохождение эпилога занимает не более 15 часов с учётом побочных заданий, а исследовать в нём предлагают совершенно новую локацию (плечо Биониса), которой в обычной игре не было. Это огромная территория, полная секретов, не менее красивая, чем самые роскошные области оригинала. Исследовать её стоит в том числе ради того, чтобы собрать собственную армию нопонов – это раса забавных пушистых созданий, которая и в основном сюжете встречается, и в эпилоге играет большую роль. Таких нопонов здесь 12, и каждый из них просит выполнить небольшое поручение.

Когда нопон присоединяется к команде, он начинает бегать за своими новыми компаньонами и активно помогать им в бою. Нопоны из красной команды используют приёмы на урон, из синей – излечивают, а из жёлтой – накладывают на врагов негативные эффекты. Как только в вашем отряде появляются три нопона разных цветов, во время сражений становится доступна координированная атака – вы выбираете между мощным ударом по одному врагу, исцелением всего отряда и оглушением противников в округе. Всё это забавные нововведения, освежающие боевую систему, которая после сотни часов прохождения оригинала может немного утомить.

Xenoblade Chronicles: Definitive Edition обзор игры

Нопоны так и будут за вами бегать в эпилоге, если вы им поможете.
Сам же эпилог трудно назвать обязательным для ознакомления. Часть неотвеченных вопросов его создатели затронули, но без новых «хвостов» всё же не обошлось. Однако в любом случае это приятный сюрприз – в ремастер и без того гигантской игры могли ничего не добавлять, а тут аж 15 часов уникального контента и возможность провести лишнее время с Шулком и Мелией, к которым сильно привязываешься.

Ремастер Xenoblade Chronicles – прекрасная возможность ознакомиться с одной из лучших JRPG последних лет. Уникальный сеттинг и отличная история делают приключение захватывающим, а необычная боевая система глубока, но в то же время не перегружена. В переиздании интерфейс сделали более понятным, заодно предложив новую «сюжетку». Старая аудитория освежит воспоминания, а для новичков это шикарное пополнение в списке обязательных к покупке игр на Switch.

Плюсы: захватывающий сюжет; красивые, разнообразные локации, которые интересно исследовать; глубокая боевая система; улучшенный визуальный стиль по сравнению с версиями для старых консолей; улучшенный интерфейс, который сделали удобнее, и другие качественные изменения; дополнительный эпилог с новыми механиками.

Минусы: в портативном режиме изображение не всегда идеальное.

Xenoblade Chronicles 2

Как и в случае с Xenoblade Chronicles X, одна из ключевых проблем новинки кроется уже в самой ее концепции. Ошибка разработчиков в случае с XCX была в отказе от сюжета; с Xenoblade Chronicles 2 — в том, что они решили, будто набившее оскомину приторное соплежуйство про безмерно храброго и благородного юнца, спасающего мир, — это что-то хорошее и актуальное. Вот что говорит исполнительный директор и сценарист игры Тецуя Такахаси о теме игры и о ее герое:

Сражается Рекс по исключительно личным причинам: он хочет защитить одну-единственную девочку и помочь своим друзьям. Но даже мальчику, пусть и владеющему необычными способностями, под силу немногое. Но что, если этот мальчик будет бороться изо всех сил, никогда не сдаваясь, лишь бы спасти свою подругу? Какое будущее их ждет? Может ли человек сражаться за чужую жизнь так, как сражается за свою? Эти идеи и заложены в основу сюжета игры. И пусть многим захочется отыскать в нем скрытый смысл и отсылки к другим играм серии Xeno, в этот раз все куда проще и понятнее. Искренность и прямота— в этом весь Рекс, и в этом вся история его жизни.

Искренность и прямота. Никакой глубины. Никаких подтекстов или скрытых смыслов. Самый банальный штамп по вселенной в качестве протагониста, самые тупые вопросы в качестве тематики. Xenoblade Chronicles 2 — это пошлое второсортное аниме, и от осознания этого не было бы так больно, если бы Тецуя Такахаси не был автором Xenogears — эпохальной JRPG, непревзойденной по уровню драматургии и качеству сюжета. Он был избранным, способным избавить нас от бесконечных сёненовских клише — и с XC2 Такахаси окончательно перешел на темную сторону.

Тут можно возразить: дескать, и оригинальная Xenoblade Chronicles была выдержана в духе сёнен-аниме. В целом — да, но она никогда не скатывалась в наивность и пошлость: она опиралась на расхожие тропы, но использовала их в разумных количествах; она находила идеальный баланс между яркой анимешностью и взрослой вменяемостью; она уделяла много внимания раскрытию персонажей, а под финал — удивляла обилием сюжетных поворотов. В ней не было невероятно огромных женских грудей с физикой словно из Dead or Alive, не было сцены в горячих источниках, не было детсадовского юмора, не было килотонны неведомых искусственных сущностей — и так далее. В Xenoblade Chronicles 2 же… ну, все плохо. Сценки иногда смотреть физически больно — игра, конечно, не достигает уровня Fire Emblem Fates, но очень старается.

И весь беспробудный ужас сюжетных катсцен сценарию совершенно нечем компенсировать. Персонажи бестолковые, NPC скучные, побочных заданий тут на порядок меньше, чем в оригинале, но в низкое количество не перешло в высокое качество: в сайдквестах и истории банальные, и задания шаблонные.

Более того, реплики героев при разговоре с NPC не прописаны заранее, а выбираются из пула заранее заготовленных генериковых фраз! Это делает диалоги ужасно неестественными и особенно стыдно выглядит в случае с сайдквестами.

Единственный неоспоримый плюс Xenoblade Chronicles 2 — тот же, что и в оригинале. Это огромный и очень своеобразный мир, в котором единственная суша — это тела колоссальных титанов.

В XC1 два исполина были мертвы, поразив друг друга в давней битве; в XC2 же титанов много, и они все очень разнообразны. Один плавает с открытой пастью, поглощая проплывающие мимо суда, а его брюхо наполовину заполнено водой; другой изолирует себя под водой, и его внутренности покрыты снегом и льдом, третий находится на закате своего жизненного цикла, отчего он сильно нагревается — и расположенная на нем империя строит паровые машины, с помощью которых захватывает более плодородные земли. Каждый из титанов действительно огромен, а локации необычны и почти всегда многоярусны, вертикальны. Хотя мир игры и потерял в целостности по сравнению с XC1, он таит в себе огромное множество секретов, и исследовать его действительно интересно.

Как в XC1, время игрока здесь проходит за просмотром сценок, беготни по локациям, бесед с NPC, выполнения побочных заданий и, конечно, сражений с противниками. В оригинальной Xenoblade Chronicles боевая система во многом напоминала ММО. Герои делились на три условных типа: танки держат аггро и не дают врагам бить других, хилеры лечат, дамагеры оперативно лишают противников здоровья. В бою герои используют умения, доступ к которым открывается по откату — и, прокачивая абилки, можно было и увеличить их эффективность, и сократить время для повторного их применения. У каждого героя было чуть более десятка умений, из которых для боя надо было отобрать еще меньшее количество: таким образом, поставив танку в активный набор несколько собирающих аггро способностей, можно было рассчитывать, что под управлением AI он эти способности будет часто и эффективно применять.

Xenoblade Chronicles 2 во многом похожа на описанное выше, однако она вводит новые нюансы (от которых только хуже). Теперь герои сражаются не в одиночку: оружие и умения им дарят блейды, магические сущности, которых можно менять прямо в бою. Всего на героя можно навесить до трех блейдов — и если управляемый вами персонаж меняет их, когда вы это ему прикажете, то двое других делают это словно рандомно. Если, например, у вашего персонажа, обычно выполняющего роль танка, один из доступных блейдов — дамагер или хилер, он запросто может переключиться на него и перестать аггрить врагов — после чего те прикончат всех хиленьких членов партии. Отсутствие контроля за всеми членами команды на манер Final Fantasy XII было и в XC1, но там оно ощущалось не так остро — как я уже говорил выше, ограничив число умений конкретного персонажа наиболее полезными, можно было быть уверенным, что они будут использовать верные способности. А в XC2 персонажи, переключаясь между блейдами, меняют и свои наборы умений (а переключиться назад на предыдущего блейда моментально нельзя — идет довольно долгий откат).

Камера в XC2 совершенно не умеет себя нормально вести в узких пространствах, но это не значит, что игра не будет вас туда загонять.

Почему бы не оставить персонажам-танкам только блейдов-танков? А вас никто не спросит.

В Xenoblade Chronicles 2 блейды — а это фактически ваши юниты в бою — получаются по системе gacha, иными словами — из лутбоксов.

Вы используете на конкретного персонажа кристалл, и появившийся из него блейд навсегда привязывается к этому герою. Кристаллы бывают разной степени редкости — обычной, редкой или легендарной, — которая определяет шансы выпадения оттуда уникального блейда. Само собой, безликие генерики и даром не нужны — у них крайне низкий потолок развития, и толку от них мало. Надо использовать уникальных блейдов — и что поделать, если к танку навсегда привязалась какая-нибудь KOS-MOS? Не отказываться же!

Невозможность отказаться от того, чтобы носить с собой в бой максимальное количество блейдов, следует еще из одной особенности XC2: здесь жизненно необходимо использовать цепочки атак. Попробую зайти в объяснении издалека. Все персонажи, находясь в бою рядом с врагом, постоянно проводят автоатаки, которые заполняют шкалы приемов (в XC1 приемы откатывались по времени, и это было гораздо удобнее). Использование приемов копит шкалу супера, причем необходимо синхронизировать приемы с ударами автоатак для максимального эффекта. Суперы бывают трех уровней, и поочередное использование суперов правильных стихий в правильном порядке (например: вода 1 уровня — земля 2 уровня — ветер 3 уровня) дает максимальный эффект (и при этом вешает на врага шар, защищающий его от повторения такой комбинации — в данном случае шар ветра). Цепочка атак же активируется за специальную шкалу и позволяет каждому герою бесплатно использовать супер любого из его трех блейдов на выбор; если эта цепочка сможет сломать висящий на враге шар (например, шар ветра легко сломать мощной атакой стихии земли), то по противнику пройдет огромный урон, а цепочка пойдет на второй круг. Чем больше разных шаров, тем длиннее будет цепочка. Но чтобы было больше шаров, необходимо проводить больше различных комбо, а это значит, что нужно больше суперов разных стихий — и поэтому разнообразие блейдов, которые берутся в бой, критически важно.

Если описание одной этой механики заставило вас желать выйти в окно, то XC2 определенно не для вас. Нюансов боевой системы еще больше (гораздо больше), сама игра объясняет все ровно один раз (и после этого вернуться к туториалу больше нельзя) и оперирует невероятным количеством терминов, в которых элементарно заблудиться. Driver Combo, Blade Combo, Fusion Combo… что?

Xenoblade Chronicles 2 переусложнена, перегружена огромным количеством механик, которые очень плохо объясняются и которые при этом совершенно необходимы.

Необходимо, например, все перечисленное в абзаце про цепочки атак и комбо суперов. У вас просто нет возможности пройти игру иначе. Очень многие боссы и враги с определенного процента своего здоровья (часто на 50%) входят в enrage, после чего просто убивают всю вашу команду за пару атак. Никакая тактика не поможет — вам попросту необходимо за первую половину здоровья противника провести несколько разноцветных комбо по нему, а потом вовремя (ведь если не успеть на 50%, то усиленная атака убьет одного из героев, а для цепочки нужны все три) врубить цепочку и молиться, что совокупного урона хватит, чтобы снести оставшуюся половину. Если не хватит — вам конец. Потому что воскрешать павших бойцов тут можно только за ту самую шкалу, что полностью используется для цепочки. Если управляемый вами герой погиб, а шкала не заполнена хотя бы на треть (необходимую для воскрешения) — бой тут же заканчивается вашим проигрышем.

Вдвойне обидно то, что подобный подход не только крайне неудобен, но и лишает игрока тактической свободы. За оба прохождения первой части я, например, не использовал цепочки вообще ни разу: в ней простые приемы были достаточно полезны, чтобы с их помощью можно было одолеть любого босса на пути (а шкала позволяла воскрешать героев, если что-то шло не так, и продолжать бой). В XC2 же убийство даже простой рандомной гусеницы, равной по уровню с героями, может затянуться на целую минуту: пока атаки накопят приемы, пока приемы накопят суперы, пока выстроится цепочка из трех суперов для толкового урона… И так — в КАЖДОМ бою.

Сражения в Xenoblade Chronicles 2 невероятно, невыносимо затянуты.

И в них вы можете потерпеть крах во мгновение ока, даже не поняв, что именно вас убило. В XC1 у протагониста была способность видеть будущее, и она применялась в том числе в боях: если враг заряжал какую-то суператаку, грозящую убить хотя бы одного из членов команды, нам показывалось, что именно он сделает, и можно было выстроить свою защиту так, чтобы гибель предотвратить. В XC2 все просто дохнут, откидывая прогресс до предыдущего чекпойнта. Можно потратить десять минут на бой и откинуться на enrage. Можно ввязаться в стычку с какими-то простенькими врагами, и она затянется на вечность, потому что те будут звать на помощь все новые подкрепления, а потом откуда ни возьмись прилетят рандомные высокоуровневые птицы и заклюют вас, обнуляя все, что вы в том бою сделали. Такое происходит постоянно. И это особенно глупо, потому что боевая система в цикле Xenoblade прекрасно подходит для боев с одиночными противниками, но чем больше врагов, тем неудобнее становится. В XC2 есть ровно одна команда для управляемых AI партнеров — «бейте вот этого» — и она никак не поможет, например, танку набрать аггро на всех окружающих мобах. И именно в XC2 появились эти разноцветные суперы, которые надо использовать в определенной последовательности — так вот, они висят на одном враге как дебафф и на другого не перекидываются. На каждого нового моба надо начинать использовать суперы с нуля.

К слову о небольшой тактической свободе: XC2 толком не дает вам даже выбрать боевую команду. Формально свобода, конечно, есть, но в итоге один персонаж там (спойлер), а другой не может получать блейды из кристаллов и вынужден ходить с одним самодельным-искусственным. И это было бы еще полбеды, если бы его искусственный блейд не надо было прокачивать особым образом — при помощи дебильной псевдовосьмибитной мини-игры. Если вы не хотите проводить часы в этом недоразумении за фармингом апгрейдов для искусственного блейда, то выбора в плане состава команды у вас просто не остается.

Xenoblade Chronicles 2 взяла за свою основу одну из лучших игр жанра и сделала хуже и неудобнее абсолютно все.

Исключений нет, примеров — уйма. Если в XC1 можно было взять в городе целую охапку миссий и с удовлетворением наблюдать, как они автоматически выполняются при зачистке близлежащей локации (поощряя тем самым игрока за сбор предметов и расправу с местной фауной), то в XC2 нередки случаи, когда нужные по квесту предметы вообще непонятно как получать. Можно провести в локации два десятка часов, подбирая все, что попадается на пути, и не получить ни одну из вещей, про которые игра пишет лишь «соберите 5 штук в этой локации». Подбирать, кстати, тоже теперь неудобно: в XC1 большая часть таких предметов падала в карман героя, просто по ним пробегавшего, а к кристаллам достаточно было подойти и нажать на кнопку. В XC2 надо к каждому источнику подходить, жать на кнопку, слушать фразу какого-нибудь блейда, удваивающего лут (промотать нельзя), после чего предметы из источника вылетят фонтаном и рассыплются по земле — и только тогда их можно будет подобрать. По отдельности. Лут из врагов падает так же — фонтаном физических моделек. Убили кого-то на краю пропасти — прощай, награда.

К слову о пропастях — их тут много (локации-то вертикальные), игра очень любит форсировать бои рядом с ними, а враги — использовать умения, отталкивающие героев назад. И это еще один замечательный способ закончить бой бесславным поражением. Есть и больше! Например, смерть от недостатка лечения: в XC2 большая часть хилерских умений не лечит персонажа или команду напрямую (как, опять же, в XC1), а «выдаивает» из противника снадобья, которые таким же фонтанчиком вылетают в произвольную сторону и до которых надо прямо во время боя бежать, чтобы немножко восстановить здоровье команде. Бегают в бою герои медленно, автоатаки на это время прекращаются (а значит, и весь ход боя для них в целом), ну, а если враг находится у пропасти, то шансы остаться без заветной хилки у вас очень высоки. Зачем надо было все это городить?!

Xenoblade Chronicles 2 ухитрилась испортить главные плюсы своей предшественницы. В геймплее — исследование локаций нередко грозят прервать вездесущие враги сотого уровня, динамичные и ненапряжные бои превратились в тягомотную рутину, делающие правильные вещи сопартийцы сменились бесполезными олухами, и даже система прокачки, бывшая интуитивно понятной и строившаяся на развитии качеств героев и взаимоотношений между ними, превратилась в раздувшуюся и перегруженную массу менюшек и терминов. В сюжете — царят наивность, пустой драматизм и идиотские шутки; складывается впечатление, что игру делали для десятилетних детей, а не для подростков. В музыке — отличные треки (в основном боевые) чередуются с совершенно невыносимым сопровождением катсцен. В графике — от здешнего арт-дизайна было тошно еще на анонсе, но некоторые блейды своим внешним видом могут неприятно удивить даже видавшего виды ветерана JRPG и аниме.

Xenoblade Chronicles 2 — игра не плохая сама по себе, но это колоссальный шаг назад от JRPG, которая была практически идеальной. Это огромное разочарование. Рекомендовать XC2 я могу лишь в двух случаях: если вы уже прошли XC1 и XCX, и вам очень хочется добавки, или если у вас есть Switch и сильное желание поиграть в огромных размеров JRPG. Контента тут действительно очень много, и Xenoblade Chronicles 2 способна занять вас надолго (я закончил, наверное, четверть побочных заданий, и все равно на прохождение потребовалось 90 часов). В противном же случае — нет. В конце концов, если вы хотите замечательной портативной JRPG, то на New 3DS есть оригинальная Xenoblade Chronicles, и она прекрасна.

Если вы нормально воспринимаете японские мультфильмы и любите большие RPG, то Xenoblade Chronicles 2 может стать для вас одной из главных игр 2017 года.

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2
Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2
Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Евгений Ассесеров, автор Игромании и поклонник китайских единоборств, японских видеоигр и английской прозы

С младых ногтей осознал, что видеоигры, как книги, музыка или кинематограф, могут быть настоящим искусством. Уважает Nintendo: любит всё, что они делают. Считает, что смекалка, творческий подход и упорство — залог успеха как в жизни, так и в виртуальных развлечениях.

Последние три игры серии Xeno отличаются огромным и необычайно красивым открытым миром, качественной музыкой и боевой системой, вобравшей в себя всё лучшее, что есть в жанре ММОRPG. Все персонажи до жути анимешны, и это может отпугнуть не любящих стиль аниме игроков. Но если вы нормально воспринимаете японские мультфильмы и приветствуете большие RPG, то Xenoblade Chronicles 2 может стать для вас одной из главных игр 2017 года. И на то есть несколько веских причин.

XC2 не похожа на Xenoblade Chronicles X

Первую Xenoblade Chronicles игроки и критики признали лучшей JRPG прошлого поколения. В игре простой, но любопытный сюжет с неплохо прописанными персонажами.

А два года назад на WiiU вышла уже не столь удачная Xenoblade Chronicles X: проект раскритиковали в основном за затянутую и невнятную историю и отсутствие толковых героев в кадре. В XCX игрок создавал себе персонажа сам, он не был прописан сценаристами, и именно это многие поклонники первой части посчитали главным недостатком сиквела.


Рекс, изведав горечь жизни, всё же остаётся ребёнком.

В Xenoblade Chronicles 2 всё как в первой части: герои вновь по-настоящему живые личности с непростым прошлым и полным приключений будущим. В игре понятная история с обилием юмора и драмы. По ходу сюжета, между битвами и прокачкой, игрок будет наблюдать массу продолжительных сюжетных вставок с достойной постановкой.

Философский сюжет

Повествование крутится вокруг парня по имени Рекс, который вместе со своим блейдом Пайрой ищет Элизиум — рай, где народ Альреста некогда жил бок о бок с Архитектором, своим создателем. По неизвестной причине Архитектор изгнал людей вниз, и теперь весь люд обитает на огромных титанах, которые постепенно вымирают.

Если все огромные существа падут, люди тоже канут в небытие, так что Элизиум необходимо найти как можно скорее. В итоге главный герой и игроки вместе с ним оказываются в центре событий умирающего мира и конфликтующих между собой регионов Альреста.


История Xenoblade Chronicles 2 полна анимешных клише, но за массой бестолковых диалогов и долгих кат-сцен прослеживается довольно серьёзный сюжет и прямолинейная экзистенциальная философия о человеческой природе. История многогранна и, несмотря на общую наивность, подкупает не хуже, чем боевая система.

Проработанная боевая система

Первые часы в игре кажется, что сражения стали невнятно-хаотичными. Однако чувство сумбура уходит, когда начинаешь вникать в механику: она походит на ту, что была в предыдущих частях, но при этом кажется самобытной. Все дело в блейдах, на которых держится вся суть сражений.

Пять причин сыграть в Xenoblade Chronicles 2

Блейды — это живые клинки с собственным сознанием, которые умеют атаковать, защищать, лечить и всячески помогать дайверам. Согласно мифологии проекта, судьбы первых и вторых тесно переплетаются испокон веков. В пылу сражения игрок переключается между тремя блейдами, — на них в основном и строится боевая система с разнообразной тактикой и подходами. Постепенно игрок прокачивает и создает новые блейды для комбинирования в бою.

Сам персонаж, находясь рядом с противником, атакует автоматически, но это не значит, что герой волен стоять на месте. Напротив, необходимо постоянно «порхать» вокруг врагов, выискивая удобные места для удара. Удары, в свою очередь, заряжают мощные спецатаки, которые бывают нескольких видов, что тоже разнообразит тактику. Также в боевой системе немаловажны разные стихии, задающие те или иные статусные эффекты.

В итоге битвы получаются не такими эффектными, как хотелось бы, но своей проработкой и разнообразием способны увлечь на много часов.


Каждый персонаж XC 2 — отдельная личность со своими скелетами в шкафу.

Прекрасная музыка и потрясающий арт-дизайн

Мир Xenoblade Chronicles 2 похож на то, что мы видели в прошлых двух частях серии. И это, безусловно, достоинство: миры от художников Monolith Soft единственные в своём роде. Вселенные Xenoblade Chronicles огромны и разнообразны: необычные цветовые решения, странная и притягательная флора и фауна, масса причудливых существ, живущих в дикой природе и городах. В Xenoblade Chronicles сказочно-фэнтезийная атмосфера граничит с мягкой психоделикой.

А еще музыка. Она превосходна безо всяких «но». Над игрой работали сразу несколько талантливых композиторов под началом продюсера Ясунори Мицуды. Сам Мицуда-сан известен по культовой Chrono Trigger, над которой он работал в команде Нобуо Уэмацу. Помимо этого музыкант отвечал за создание звукового полотна к Chrono Cross, Xenogears и многим другим довольно известным проектам.



Продолжительные заставки отлично срежиссированы. Любители аниме обязательно оценят.

В Xenoblade Chronicles 2 много по-хорошему «слёзных» треков и достаточно динамичных музыкальных тем. Каждая подчёркивает и задаёт нужный тон тому или иному действу на экране. Мелодии запоминаются и хорошо звучат даже вне контекста игры: например, в машине по дороге на работу или дома в фоновом режиме.

Ирландский ансамбль ANÚNA записал для игры хоровую балладу.

К сожалению, в Xenoblade Chronicles 2 далеко не всё идеально. При всех её плюсах, здесь жутко однообразные побочные задания, кривая система навигации и раздражающие высокоуровневые враги, которые иногда влезают в драки и мгновенно выносят всю команду героев. Но XC 2 — это всё равно по-настоящему редкий в наше время и стоящий внимания эксклюзив для Nintendo Switch. Если вам близки по духу типично японские игры, я рекомендую вам попробовать.

Читайте также: