Silent hill book of memories обзор

Обновлено: 04.07.2024

Эталонная рецензия на любую последнюю часть Silent Hill — это предсказуемое нытье про смерть классики survival horror, отсутствие запутанного сюжета и вязкой атмосферы ужаса. Если следовать канону и оценивать Book of Memories как полноценную игру, то ее лучше сжечь, а остатки вывезти в Нью-Мексико и закопать как можно глубже в землю.

Дело вот в чем: вместо того чтобы предложить нам привычное высказывание про символизм, заброшенные места и пошлых монстров, Book of Memories предпочитает взглянуть на кошмар под другим углом. Серия прошла долгую эволюцию от захватывающего «перекатываться и целиться с плеча» к прокачиванию характеристик и сбору редкого лута в тесных комнатках, напичканных ловушками. Портативный Silent Hill — это самый что ни на есть традиционный hack and slash с огромной картой, разбитой на мелкие комнатки, и разноплановыми персонажами. Игра дает выбрать из наиболее ярких типажей главных субкультур современности — томных гот-вокалистов и рахитичных хипстеров, — по-видимому, в мире воспоминаний люди другой натуры просто бы не выжили.

Silent Hill: Book of Memories

После выбора персонажа нам показывают коротенькую сценку, в которой подозрительный негр дарит герою на день рождения книгу. Поначалу подарок вызывает радость, но потом выясняется, что в книге описана вся жизнь нашего персонажа. Дальнейшие действия очевидны: в срочном порядке перерисовываются иллюстрации и редактируются особо неприятные моменты — вдруг судьба изменится? Нет, не изменится. Герой попадает в мир книги, перед ним материализуется знакомый по предыдущим играм серии демон-эпилептик Валтиэль и сразу же предлагает решить его проблемы через выполнение побочного квеста. Так начинается наше кошмарное приключение.

Чтобы пребывание в параллельной реальности не было таким неуютным, а демонические медсестры такими страшными, в каждую руку берется по бутылке ножу. Постепенно ножи сменяются куда более серьезным, но таким же хрупким оружием ближнего боя (трубы, кувалды, меч Пирамидоголового и др.), и появляется огнестрел с мгновенно заканчивающимися боеприпасами. Чтобы сохранить хоть какие-то ресурсы в тесном рюкзачке, игрок должен грамотно пользоваться системой кармы: монстры красного и белого оттенков оставляют после смерти, соответственно, либо пятна крови, либо неопознанную светлую субстанцию. Если бегать по этим лужицам, то у вас постепенно поменяется карма и отдельный вид врагов постарается вас не трогать.

Silent Hill: Book of Memories

В конце каждого этапа в Book of Memories приходится решать головоломку с расстановкой фигурок по цвету. Так вот, эта нехитрая головоломка — едва ли не в разы увлекательнее основного геймплея: боевая система не вызывает энтузиазма, а прокачка теряет смысл, так как развитие персонажа сводится к банальному увеличению запаса здоровья — единственной более-менее полезной характеристики.

Через час вам окончательно наскучит открывать бесчисленные двери и обыскивать шкафы на предмет ключей. Потом надоест постоянно искать точки сохранения: ближе к концу уровни превращаются в огромные однотипные лабиринты, где вас может мигом убить удачно расположенная ловушка или крепкий монстр, — приходится перестраховываться, чтобы не проходить целый этаж заново.

Затея сделать hack and slash во вселенной Silent Hill не такая уж и плохая — смогли же из Doom сваять сносный пошаговый DoomRL. Другое дело, что у Book of Memories предельно слабый концепт. Спрятать всех знаменитых монстров в лабиринте из сотен блеклых комнат не самая лучшая идея.

Если вы все-таки решитесь поиграть в портативный Silent Hill, то забудьте об оккультизме и двойных смыслах и вспомните, что декорации школы из самой первой части серии были подсмотрены в фильме «Детсадовский полицейский». Тогда все сразу встанет на свои места.

Silent Hill: Book of Memories

Если вы усвоите, что Book of Memories — совсем не Silent Hill, а игра несколько иного жанра, эксплуатирующая знакомую эстетику гнетущего мира мертвых, то все будет в порядке. Konami выпустила для карманной консоли PlayStation Vita собственный аналог «Хижины в лесу». Фильм, напомним, представляет собой «капустник» всех культовых героев триллеров и ужастиков последних сорока лет. А в портативной «Сайлент Хилл» присутствуют все герои и атрибуты игр Silent Hill. От неподражаемого Пирамидоголового до негра-почтальона. Последний тут еще значится в качестве торговца былинным оружием.

Предположим, что сюжет в игре для портативной консоли — не главное. Сложно, знаете ли, уследить, о чем там судачат две говорящие головы на экране, когда вас зажимают в утреннем метро по дороге на работу. Но почему Silent Hill? За что? Почему мы должны мириться с изометрическим обзором, долбать фирменными плюшевыми зайцами толпы врагов и собирать бонусы для улучшений?

Простите, крик души получился. А теперь, собственно, о «Книге Воспоминаний». Любая игра с ролевыми отростками начинается с генерации персонажа. Приготовьтесь, фанаты Silent Hill, ибо она тут есть. Многообразие шмоток, причесок, фенечек и прочей, простите, лабуды приводит в замешательство и заставляет лишний раз взглянуть на коробку от карты памяти с игрой. Из вашего персонажа получится сделать вполне себе неповторимого «перчика». Учитывая тот факт, что проект изначально затачивали под мультиплеер, — закономерное, хоть и не обязательное решение. Помимо имеющихся тюнинговых «обвесов», нам еще дают на выбор пять классов. Есть стиляга, спортсмен, гот, металлист и гик. Когда будете бегать в компании таких же разодетых злобных истребителей нечисти — точно не потеряетесь в толпе. Более того, ваш уникальный вкус обязательно заметят.

Silent Hill: Book of Memories

Когда совсем не страшно

Дизайн локаций весьма интересен. Окровавленные стены, жуткие комнаты с многочисленными дверями, полками и бочками со столами, леса без листочков на деревьях — короче, полный набор. На уровнях полным-полно ловушек. Некоторые замедляют ваши передвижения, превращая тем самым в легкую мишень для толстых увальней и прочих мутантов. А в другом случае следует опасаться каких-нибудь выскакивающих из пола штырей. А вот фирменных зубодробительных головоломок вы в Book of Memories не найдете.

Оружия в игре много, предельно много. Из самого интересного хотелось бы отметить тесак мясника, бензопилу и электрогитару. Это из холодного. Среди «огнестрела» бал правят пулемет и огнемет. Некоторые варианты можно сочетать в режиме одновременного использования.

Разборки с «боссами» особого труда для вас не составят. Многоступенчатый бой Хизер с финальной «головой-пауком», в котором нужно было много-много уворачиваться и проявлять смекалку, — это не про «Книгу Воспоминаний». Здешних плохишей рекомендуется брать измором. Тут-то весьма кстати будет мультиплеер. Умение работать в команде игра поощрит, да. Двое отвлекают, остальные дубасят что есть мочи. В общем, весело, но недолго — мультиплеер успеет надоесть быстрее, чем сядет батарея у вашей ненаглядной Vita.

Есть здесь и некоторое подобие второстепенных заданий. Ну, это на случай, когда вам наскучит собирать по уровням бумажки с воспоминаниями. Некоторые монстры могут дать вам на поруки, скажем, собачку. Проведете ее по уровню и оставите в целости и сохранности — получите мощный артефакт или оружие. Замочите Пирамидоголового (о да!) — вот вам еще один леденец.

Silent Hill: Book of Memories

Стоит подвести не самый впечатляющий итог. Перед нами высокоскоростной экшен про истребление монстров родом из вселенной Silent Hill. Не survival horror про больное воображение и про головоломки для самых внимательных и пытливых. Честно говоря, серию давно пора оставить в покое.

Плюсы: узнаваемые атрибуты вселенной; Пирамидоголовый; «кастомизация» персонажей, позволяющая в мультиплеере не затеряться среди себе подобных.
Минусы: принадлежность к жанру боевика, который слабо вяжется со вселенной Silent Hill; однообразие загадок и не самая впечатляющая архитектура уровней.

Поклонники серии культовых ужастиков от Team Silent усердно прыгают по тушкам современных игр со знаменитым городом-призраком в заголовках. Везде им видится отступление от канонов изначальной тетралогии, что и не удивительно, ведь Konami поручала разработку сторонним студиям.

Последнее относится и к свежеиспеченному проекту исключительно для PS Vita. За его создание ответственны калифорнийцы из WayForward (в их портфолио уже хранятся A Boy and His Blob и BloodRayne: Betrayal). Как результат, портативный Silent Hill образца 2012 года меньше всего похож на японский — правильный — Silent Hill.

Разработчики осознанно создавали «нетрадиционный» Silent Hill. Они признаются, что хотели сделать проект узнаваемый, но при этом не похожий на все, что было ранее. Идея фикс — избежать восприятия новшеств как ошибок. Надо ли говорить, сколь болезненно относятся к таким решениям поклонники, привыкшие искать скрытый смысл в каждой текстуре? И все же на выходе мы получили игру, не имеющую почти ничего общего с прародителями. Теперь это изометрический ролевой боевик.

Медитативное исследование темных коридоров под шипение радио, решение многоступенчатых головоломок и вздрагивание при каждом шорохе остались в далеком прошлом. Нынче бал правят драйв и прокачка стандартных для ролевых игр характеристик. Хватаем обломок металлической трубы и в компании четверых друзей несемся с остервенением дубасить представителей местного бестиария.

Silent Hill: Book of Memories

Буквально через пару минут после запуска игрок оказывается в гуще событий. Постепенного погружения в мир загадочного городка больше нет. Как нет и любимой всеми дорожной вывески «Welcome to Silent Hill», будоражащей кровь похлестче самих монстров. Город больше не заманивает жертву в свои сети. Жертву поручают создать нам.

Злоключения начинаются с типичного ролевого элемента — настройки персонажа. На выбор предлагается пять архетипов-классов, между которыми нет никакой разницы, кроме внешнего вида: спортсмен, ботаник, рокер, гот и преппи (что-то вроде модника-мажора). Обширный набор причесок, оттенков кожи и аксессуаров позволяет при желании сгенерировать самого невероятного чудика, который будет смотреться в Сайлент-Хилле хуже, чем самопальные косплееры на Comic-Con. С другой стороны, было бы странно видеть в сетевом режиме четверых клонированных Джеймсов Сандерлендов. Мы выбрали гота-девчонку. Сами взгляните, что получилось.

Silent Hill: Book of Memories

Еще три жанра, где Silent Hill будет смотреться как корова в балете

Симулятор парусного спорта

Теплый июльский денек, солнышко изрядно припекает. На берегу озера Толука собрался весь честной городской люд. Скоро состоится регата, в которой принимают участие несколько команд. У дальней пристани разматывает тросы команда местной лечебницы. Они даже сюда пришли в форменных белых халатах и зачем-то со шприцами. Чуть ближе к нам водят хороводы вокруг яхты местные культисты, напевая очередную чепуху о пришествии нового бога. По их мнению, кубок за первое место — это «Святой Грааль», из которого нужно испить крови проигравших. А у нашей команды возникла неожиданная техническая неполадка. Кажется, я своим тесаком пробил дыру в днище, и лодка дала течь. Да еще паруса обмотались вокруг пирамиды и мешают обзору.

Аркадный автосимулятор

Буквально весь Сайлент-Хилл предвкушает уникальное зрелище. Нелегальные уличные гонки должны начаться с минуты на минуту. Машины уже на старте и ждут сирены, которая вот-вот завоет над городом. К сожалению, участников всего трое. Но не потому, что все боятся закона. С представителями правопорядка удалось договориться — последнего полицейского еще вчера благополучно распяли на кресте. Дело в том, что исправные автомобили еще поди найди. Поэтому участвуют полусгнивший американский пикап 1956 года выпуска, полицейский автобус, найденный на болоте, и инвалидная коляска. Большинство зрителей сделали ставку именно на последний болид. Техника проверена временем, гоняет даже без пилота.

Компанейская танцевальная игра для Kinect

Собрались с ребятами на квартире у старого знакомого — Генри Таунсенда. Этот закоренелый холостяк так и не заделал дыру в ванной. Говорит, что пришлось даже немного поработать киркой, увеличивая проем, а то новенький 55-дюймовый ЖК-телевизор не проходил. Дверью этот болван по-прежнему не пользуется. Его дело; нам главное — весело провести время. Танцевальная аркада Silent Hill: Danse Macabre, говорят, чертовски хороша. Все бодрые и зажигательные композиции Акиры Ямаоки при ней, а движения нужно повторять за призраками, медсестрами и плюшевым кроликом.

Так и оказалось. Прыгали, плясали и горланили веселенькую «Theme of Laura» до трех часов ночи. Затем начали расходиться сквозь стены, пора ведь и честь знать. К тому же хозяин дома как-то приуныл. Или просто помер.

История начинается с визита старого знакомого. Говард Блэквуд — загадочный чернокожий почтальон, знакомый по Silent Hill: Downpour, — приносит посылку. На свертке красуется штемпель городка, которому он служит уже не одну сотню лет. В подарок ко дню рождения свежесгенерированному альтер эго неизвестный отправил титульную «Книгу воспоминаний». На ее пожухлых страницах отображены все ключевые события из жизни героя, включая недавний визит почтаря.

Silent Hill: Book of Memories

Интересная концепция в дальнейшем почти никак не используется. Вместо того, чтобы создать атмосферные сюжетные ролики с прочтением собственной жизни, разработчики раскидали по уровням сотню записулек, которые некие абстрактные люди адресуют друг другу. Портреты этих ребят нам показывают во время перезагрузки уровней. Однако вникать в перипетии любовного треугольника и псевдодетективной истории нет ни малейшего желания. Как и слушать диалоги протагониста с говорящими телевизорами, иногда встречающимися на уровнях. Когда в руке Эскалибур, а в округе добрая сотня кровавых медсестер, это только с ритма сбивает.

Silent Hill: Book of Memories

Каждый уровень представляет собой лабиринт из однотипных комнат, соединенных узкими проходами. Выходы из помещений затворяются футуристическими дверьми на манер тех, что обычно устанавливают на космические корабли в фантастическом кино. Заслонка молниеносно взмывает вверх, стоит только нажать соответствующую кнопку. Сложно представить такое чудо техники в психиатрической лечебнице из второй части, не правда ли? Некоторые двери нередко оказываются затворены, и к ним нужно отыскать ключ. Нет ничего проще — отмычки хранятся в шкафчиках и тумбочках, любезно расставленных вдоль стен. Поэтому загадка нередко переворачивается с ног на голову: ключик-то есть, непонятно, где дверца.

Иногда герой вламывается в особые помещения, связанные с собственными воспоминаниями. При этом камера делает реверанс в сторону классических игр и фиксируется в одной точке, полностью меняя восприятие окружающей действительности. В таких комнатах можно либо наткнуться на девочку-призрака, которая будет бегать от вас и громко рыдать, либо насладиться помехами на дюжине старых телевизоров, которые картинно растворятся через несколько секунд. Лишь в эти редкие моменты удается нащупать вязкую атмосферу ужастика, погребенную под плитами боевика.

Silent Hill: Book of Memories

Но уже через мгновение судьба заносит в магазин, где, в лучших традициях ролевок, можно отовариться аптечками, комплектом ключей для ремонта оружия и прочей шелухой. Или продать. Шутка ли, но на кассе вас встретит тот самый чернокожий почтальон Говард. Оказывается, он еще и предприниматель. Интересно, платит ли он налоги в казну Сайлент-Хилла?

Silent Hill: Book of Memories

И все же главное — весело колотить медсестер и мертвых псов электрогитарой или кроликом Робби (помните его по парку аттракционов из третьей части?) по хребтине. Именно по ней, ведь основная тактика — заход со спины. Каждая комната — маленькая арена для расправы над десятью, а то и двадцатью монстрами. Бестиарий весьма разнообразный — мы насчитали более пятидесяти существ. Компанию старым знакомым составляют призраки, ядовитые насекомые, скорпионы, крылатые бестии и прочий потусторонний сброд. Мамочка — один из видов монстров — например, будет ежеминутно производить на свет потомство, готовое сожрать вас с потрохами. А закованная в подвешенную металлическую решетку бесформенная плоть умеет магически блокировать пути отступления и вызывать соратников на подмогу, пока вы не собьете клетку на землю. Не забыли разработчики и о любимце миллионов — палаче Пирамидоголовом. Появляется в кадре редко, но, как водится, метко.

Silent Hill: Book of Memories

Впрочем, далеко не все местные обитатели желают открутить герою голову. Безликое существо, укутанное в окровавленные тряпки, напротив, будет время от времени подкидывать бонусы в виде необычного оружия, а также выдавать дополнительные миссии. Старина Валтиэль (а это именно он), оказывается, большой любитель животных. Одним из заданий станет выгулять маленькую собачку. В усыпленном виде животное обратно не принимается, песик должен сохранить умение вилять хвостом.

Silent Hill: Book of Memories

Опасаться стоит не только живности — то тут, то там на уровнях поджидают коварные ловушки. Из пола могут неожиданно выскочить шипы, некое непонятное пространство может высосать жизненную энергию. Но наша любимица — ловушка, замедляющая время. Попадая в нее, протагонист становится обреченной мухой в паутине.

Смена декораций происходит через каждые три уровня, но только после битвы с боссом. Особого подхода к ним искать не приходится. Достаточно интенсивно колотить супостата всем, что попадется под руку, вовремя залечивать раны да успешно парировать удары и особые атаки.

Silent Hill: Book of Memories

ЭТО ИНТЕРЕСНО: для серии очень много всегда значила музыка. После ухода из Konami Акиры Ямаоки за синтезатор посадили американца Дэниэла-Джеймса Лихта. В его карьере это уже второй Silent Hill (после Downpour). Альбом со всеми композициями вышел незадолго до релиза игры, и несколько треков все же достойны места в вашем плейлисте «ВКонтакте». Как минимум те, в которых поет великолепная Мэри-Элизабет Макглинн.

Неотъемлемой частью серии всегда были головоломки. Были гениальные, например — выстраивание книг Шекспира в ряд (чтобы решить загадку, нужно знать содержание), были и идиотские — откачать воду из гаража. Так или иначе, ключевое слово — были. В Book of Memories, к сожалению, от них почти отказались. Язык не поворачивается назвать загадкой однотипную расстановку фигурок по цветовой насыщенности в финале каждого уровня. Авторы не пытаются напрягать серые клеточки игроков даже поиском статуэток — те всегда сокрыты в синих парящих сферах, которые просто нужно разбить. Заветная кукла оказывается в кармане сразу после истребления обязательной волны атакующих.

Silent Hill: Book of Memories

Но свято место пусто не бывает. Утраченное заменили прокачкой, коллекционированием артефактов и сетевым режимом. Особые надежды возлагались именно на мультиплеер. Естественно, концепция персонального чистилища из второй части в онлайн не вписывается, как не вписывается и история про религиозный культ. Игра заточена под прохождение в компании четырех друзей. Особенно это ощущается в борьбе с боссами: один отвлекает, второй атакует со спины. Динамичный игровой процесс еще сильнее поддает газу, превращая игру в натуральный dungeon crawler. Времени не остается ни на что, кроме выяснения отношений с монстрами.

Silent Hill: Book of Memories

«Монстры. Они кажутся тебе монстрами?» — загадочные слова Винсента, сказанные в библиотеке (Silent Hill 3), больше не имеют смысла. Silent Hill: Book of Memories ясно дает понять, что психологизма в этих тварях нет и в помине. Простое пушечное мясо, вытащенное из преисподней на потеху четверым друзьям-бейсболистам.

С трепетом заглядывать за угол и всматриваться в темноту больше ни к чему. Да и темноты-то нет. Любое пространство за углом прекрасно просматривается благодаря подвешенной сверху камере, а фонарик и вовсе стал бесполезным.

Прежнее обилие скрытых смыслов, подтекстов и ощущение страха, нарастающее ежеминутно от одного созерцания обшарпанных стен, выкинули за ненадобностью. Но почти ничего не смогли предложить взамен. На выходе мы получили молодежный псевдоужастик в духе Obscure.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

Признаюсь честно: очень давно хотел пройти Silent Hill: Shattered Memories. Игра выглядела систем-селлером, и за 11 лет после выхода я три или четыре раза порывался купить Wii, просто чтобы ознакомиться с проектом Climax. Неудивительно, что после приобретения консоли Silent Hill стала первой скачанной игрой - найти диск нужного региона было невозможно. Как можно понять, о Shattered Memories мне было известно много, но ни спойлеры, ни противоречивые отзывы не унимали интерес.

Полагаю, большинство читателей в ином положении. Всё-таки рассказ пойдёт о части, известной только в узких кругах. Рядовые игроки куда лучше знакомы с ранними Silent Hill, чем с проектами условно "западного" периода. Даже среди последних частей у Shattered Memories меньше последователей из-за полуэсклюзивности. Так что без вводной информации, описаний и пересказов обойтись никак нельзя.

Формат изменился

О техническом состоянии чаще говорят ближе к концу, но в случае с консолью Nintendo этот аспект стоит в начале. Вкратце о графических особенностях: низкое разрешение, угловатые модели, посредственное качество текстур и картонные эффекты - проблемы проектов для Wii не миновали Shattered Memories. Отдельно отмечу, что среди собратьев по платформе Silent Hill хвастает приятной, но не всегда реалистичной мимикой. Лишний раз о графике вспоминать больше не будем - не так интересно, если сравнить с техническими достоинствами игры. С первых же кадров Wii не стесняется выдавать непривычно высокий фреймрейт. Оставим точный подсчёт Digital Foundry, но с уверенностью могу сказать, что кадров на экране намного больше тридцати. Особенно заметно в прогулочных эпизодах, где герой движется слишком плавно для консольного стандарта кадровой частоты. Второй повод для гордости программистов Climax - отражения. Да, они ещё размытее, чем игра, зато отрисовываются в реальном времени! И это в 2009 году, когда зеркала намеренно разбивали.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

"Лёгкий ветер, который до этого дул настолько долго, что стал фоном, внезапно прекратился. Ночной холодный город, казалось бы, начал светлеть. Но то был обман. Словно движимый магической силой, лёд захватывал всё вокруг: дороги, машины, стены домов. Неестественно синий, он нещадно ломал фонари, резко скручивая их в невообразимые фигуры. Когда лёд покрыл всё, надежда на свет окончательно угасла. Окружение целиком ушло во мрак".

Silent Hill: Shattered Memories позиционирует себя как ремейк-переосмысление первой части, а потому завязка сюжета повторяется: писатель Гарри Мейсон с семилетней дочерью Шерил попадает в аварию возле Сайлент Хилла. Придя в себя, герой обнаруживает исчезновение девочки и отправляется на поиски. К счастью, незнакомые с первой Silent Hill люди ничего не теряют. Большая часть заимствований, если не вдумываться, выглядит фансервисом: названия и последовательность мест и имена большинства персонажей.

Но не всё так просто: Climax точечно перенимает фрагменты оригинала, чтобы сохранить фабулу, но содержание меняется полностью. Первая часть - мистический ужастик, использующий избитые даже для своего времени штампы, тогда как в основе Shattered Memories лежит откровенно бытовая история. Если абстрагироваться и взглянуть на игры в целом, то видны жанровые отличия: вместо геймплейно-ориентированного хоррора перед нами опирающийся на сюжет триллер. Он не пугает, но завораживает. Уйдя от клише, сценаристы освежили фабулу оригинала. Новый взгляд на удивление подходит серии.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

Мишель - единственная из важных персонажей, у кого нет прототипа в оригинальной Silent Hill
"Ночной лес мрачен сам по себе. Ночной лес возле Сайлент Хилла пугает не на шутку. Ночной лес возле Сайлент Хилла во время снежной метели - идеально место, если хочешь потеряться с летальным исходом. В такое время никто не придёт на помощь. Но в окружении что-то было не так. Озеро отказывалось замерзать. Волки не выли на Луну. Холод почему-то не чувствовался. Всё это было очень подозрительным".

Игровой процесс серьёзно изменился, что не понравилось давним фанатам. Дескать, никаких сражений, нет выживача! Подобно вопросу качества графики на Wii, с этим нет смысла спорить. Если сюжету обновление пошло на пользу, то геймплей деградировал. Следом за ужастиком ушло и выживание - от survival-horror'а ничего не осталось. Мешает ли это игре? Нет, но дело в другом. Привязавшись к серии, будь любезен соблюдать устои. Иными словами, геймплей не делает Shattered Memories плохой, но выбивает из неё Silent Hill.

Размеренная прогулка по городу и окрестностям перебивается эпизодами ледяных кошмаров. После промежуточного сюжетного поворота мир вокруг героя резко покрывается льдом, свет тускнеет, а через некоторое время появляются монстры. Сражаться с ними невозможно, только убегать и сбрасывать с себя особо ретивых. Чтобы вернуть мир в относительно нормальный вид, протагонист должен добежать до конца лабиринта и решить там головоломку.

И здесь мы начинаем идти по тонкому льду. Эпизоды кошмаров общепринято считаются неудачными. Для игроков они - главный и зачастую единственный недостаток Silent Hill: Shattered Memories. Спустя два полных прохождения подряд вынужден не согласиться. Эпизоды кошмаров короткие, работают на основной сюжет и разбавляют монотонные похождения протагониста по городу. К механике борьбы с врагами быстро привыкаешь: уже в середине игры проблем с отбрасыванием не возникает. Кроме того, когда монстров мало, их просто избегать, выключив фонарик.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

Совсем без проблем не обошлось. Во-первых, некоторые головоломки, которые необходимо решить для завершения эпизодов, неочевидны уже на стадии задачи. Например, эпизод в торговом центре: сложно догадаться, что требуется искать. Главная, на мой взгляд, проблема ледяных кошмаров - слишком тёмное окружение. Порой даже с фонариком не видишь локацию. Решение этой проблемы намного уменьшило бы негодование. К слову, игра тёмная всегда - привыкайте.

Неоднозначное повествование

С точки зрения компоновки Shattered Memories строго сегментирована: эпизоды прогулок по городу в поисках Шерил, ледяные кошмары и посещения психолога. Периодически вклиниваются сцены, вливающие сюжетную информацию. Хотя разработчики пытаются играться с периодичностью появления, в большей части прохождения порядок одинаков: прогулка-кошмар-психолог-прогулка-и далее. Такой подход можно поругать, но короткая и линейная игра меняет сегменты раз в 10-15 минут.

"Лёд снова охватил округу. Поломал деревья, перекрыл ближайшие тропы и как будто бы исказил окружение. "Или это я схожу с ума". Но лёд был меньшей из проблем. Эти кричащие твари никак не отставали. Он был зачем-то им нужен, причём намерения явно были недобрыми. Стоило остановиться, и они тут же набросятся. Уже несколько раз нашему герою приходилось их стряхивать с себя. Эти твари. выглядели как люди. Как дети".

В зависимости от теста и способа прохождения изменяются внешний вид помещений и героев, их реплики и поведение. Для обзора специально прошёл игру максимально разными способами: первый раз вдумчиво, основательно рассматривая локации и честно отвечая на тесты, а во второй быстро пробегал через локации, выбирая другие маршруты, и случайным образом подходил к заданиям Кауфманна. В результате первая половина игры изменилась незначительно, зато после середины стало интереснее. Нет, все события остались на своём месте, но серьёзно изменились диалоги и небольшая часть локаций. Как и концовка, которая здесь составная.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

Один из тестов Кауфманна. В реальности я рисую примерно также

Ненадолго вернёмся к повествованию. Подобно другим сюжетам, делающим упор на резкий поворот в конце, местная история работает ровно один раз. Для знакомых с игрой прохождение будет не столь увлечённым: хочется обращать внимание на детали окружения или искать второе дно в сценарии, но ни тем, ни другим проект Climax не обладает. Локации скудны на интересные места, а сворачивать с тропы дают крайне редко. В сюжетной части немало деталей о прошлом истинного протагониста, но принципиально нового прочтения у истории нет.

"Большие заброшенные здания пугают. Они давят на тебя, заставляя забиться в самый дальний угол и не выглядывать оттуда. Однако в этом страхе есть что-то привлекательное. Как будто победишь его - и ты король своего небольшого мира! Сам себе хозяин. Но победишь ли ты свой страх?"

Чего ещё нет, так это загадок в стиле классических частей серии. К исключениям относятся головоломки в ледяных кошмарах, но наиболее адекватная из них рядом не стоит с многоступенчатыми квестами Silent Hill 2. Загадки в "реальных" сегментах игры, за парой исключений, даже назвать таковыми сложно. Решение находится в той же комнате, а отвлекающих объектов разработчики не добавили. Основная масса местных задачек - взаимодействие с WiiMote: открыть дверцу, повернуть крышку, набрать код и прочее в том же духе. Насколько это можно назвать загадкой, решайте сами.

О небольшом, но важном

Раз переключились на тему Wii-особенностей игры, остановимся подробнее. Стоит сразу обозначить, что Silent Hill: Shattered Memories разрабатывалась только для консоли Nintendo. Игру портировали на PlayStation 2 и PSP, но исключительно по причине слабых продаж - изначально такого плана не было. В силу эксклюзивности проект Climax использует предоставленные платформой возможности. Фонарик в руке протагониста управляется виимоутом, что выглядит и ощущается органично: как будто его держит игрок.

"Внутри машины тепло и приятно, а на такой маленькой скорости ничего не может случиться. Настоящее ощущение безопасности: успокаивающее, пьянящее и предательски расслабляющее. Мозг пытается поддерживать трезвость ума, постоянно напоминая: "В любой момент машина может заглохнуть прямо посреди леса". Ты знаешь это, но начинаешь сдаваться. Разговоры на передних сиденьях звучат как приятный фон, в который даже не пытаешься вслушиваться. А зря".

Отдельный восторг вызывает телефон. Вот представьте: идёт катсцена от первого лица. Герой, взволнованный исчезновением дочери, ведёт диалог, и в самый неожиданный момент в руке игрока звонит телефон. Момент, начисто сносящий четвёртую стену в самом лучшем проявлении. Атмосфера не разрушается, а наоборот сильнее погружает в себя. Между прочим, все разговоры по внутриигровому телефону ведутся через динамик Remote. Кроме звонков, мобильник используется в роли карт и фотоаппарата - логично и не раз применяется в течение прохождения. Динамик также заменяет привычное для серии радио, и за счёт пролома четвёртой стены делает работу лучше. Увы, но некоторые возможности Wii-управления не настолько удались. Виброотдача Remote в игре встречается, но используется безыдейно и лишь в паре ситуаций, что не идёт ни в какое сравнение с адаптацией динамика.

Обзор Silent Hill: Shattered Memories. Проигнорированный сообществом систем-селлер

Интерфейс телефона. Всё просто, понятно и функционально

Shattered Memories стала последней на данный момент частью для бессменного, казалось, композитора серии Акиры Ямаоки. Свежий подход мог серьёзно встряхнуть маэстро. Отчасти так и случилось: фоновые композиции отличаются от аналогичных из любой прошлой части. Подходят они под окружение? Однозначно да. Интересно звучат? Ответ также положительный. Лучше музыки из первых трёх частей? К сожалению, нет. В противовес отмечу, что песни, которые используются в игре, но в прохождении не встречаются, удались на уровне серии. Вокал Мэри Элизабет МакГлинн как всегда очарователен. Особенно нравится композиция Acceptance - этакий мрачно-меланхоличный вальс.

"У него почти не осталось сил. Он бежал по замерзшему озеру на свет маяка, словно тот сможет дать ответ и подарить новую счастливую жизнь. Человекоподобные твари кричали совсем рядом, но он даже не оборачивался - любое промедление каралось смертью. Бежал к своей надежде. Не зная, что она была ложной".

Silent Hill: Shattered Memories есть, за что ругать. Много за что. Игровой процесс деградировал настолько, что почти невозможно воспринимать через призму серии. От загадок по большей части осталось одно название. Сюжет, пусть свежий и добротный, но одноразовый. Притом игра короткая: она спокойно пробегается за 2-3 часа.

Парадокс в том, что я остался в восторге. Shattered Memories полностью оправдала ожидания; напомню, что я купил Wii во многом ради этой игры. Главная причина в том, что основные задумки и механики работают полностью так, как задумано. Поразительно, насколько точно замахнулись разработчики и очень жаль, что игра стала культовой в совсем узких кругах.

Плюсы: необычный сюжет; телефон как механика и способ интерактива; хорошая музыка; игра полностью работает как психологический триллер; отличная адаптация под Wii, в том числе техническая.

Минусы: простой игровой процесс; большую часть времени слишком темно; почти нет загадок.

Читайте также: