Shadow tactics blades of the shogun обзор

Обновлено: 05.07.2024

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun — игра уникального жанра. По сути, это «тактика в реальном времени» — такая же, какими были Commandos: Behind Enemy Lines и ее продолжения, а также Desperados: Wanted Dead or Alive. Уникален этот жанр потому, что все упомянутые игры — ярчайшие, но чуть ли не единственные его представители.

Со своей главной задачей Blades of the Shogun справилась мастерски: она напомнила нам об играх, в которых небольшой отряд опытных вояк выполняет опасные задания тайком от врага. Однако ценить новинку следует не только за это. Помимо прочего, Shadow Tactics — проект, который совсем не хочется ругать.

Япония, период Эдо. Страной правит могущественный клан Токугава. Стремительно развивается экономика, растет численность населения, сходят на нет средневековые междоусобицы, близится «золотой» век японской литературы.

В это замечательное время и происходят события Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Видно, что сотрудники Mimimi Productions любят и уважают историю Японии, — это отразилось на внимании к деталям. Язык в диалогах, темы для болтовни стражников, устройство оружия, архитектура — все соответствует эпохе.

Восходящее солнце. Коротко про Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Восходящее солнце. Коротко про Shadow Tactics: Blades of the Shogun

А вот серьезного сюжета от Shadow Tactics: Blades of the Shogun ждать не стоит. Период Эдо богат на важные исторические события, но они не связаны с похождениями главных героев. Местная история отнюдь не лишена очарования, да и неожиданным поворотам в ней нашлось место, однако с ручкой и блокнотом в руках следить за развитием сюжета, как при просмотре какого-нибудь сериала HBO, вы вряд ли станете.

Впрочем, сложно назвать недостатком отсутствие сильной истории в такой игре, как Shadow Tactics. В центре внимания здесь игровой процесс, и вот с ним у Blades of the Shogun как раз нет никаких проблем.

Главная задача в Blades of the Shogun — верно скомбинировать умения персонажей. Если внимательно осмотреться на уровне, придумать подходящий план и с умом его реализовать, все пройдет как по маслу — «тактический» механизм работает как часы.

Восходящее солнце. Коротко про Shadow Tactics: Blades of the Shogun

На виду всегда самый сложный, неуклюжий и не достойный настоящего ниндзя путь — его вы заметите первым делом. Но добраться до заветной цели в Shadow Tactics можно массой способов, и рыскать в поисках обходных путей — отдельное удовольствие. Здешние локации — самые настоящие головоломки, и для их решения нужно воспользоваться всем, что найдется на уровне: например, тайным лазом или колоколом, привлекающим внимание врагов. Прыжки с крыши на крышу тоже в порядке вещей — мы ведь играем за ниндзя и самураев.

Восходящее солнце. Коротко про Shadow Tactics: Blades of the Shogun


Да, вы всё правильно поняли — это геймплейный наследник Commandos или Desperados. Насколько умело он использует наработки своих предшественников, легко узнать из нашего видеообзора.

Шикарно. Уже приобрел, тока руки не дошли. Надеялся на просто хорошую игру, а получу изюм.

Осталось только достойного «эталонного» наследника/клона Jagged Alliance для полного счастья

Жаль не упомянул, что в игре можно еще и японскую озвучку врубить. Для большей аутентичности, так сказать)

А мне лично не так уж понравилось. Да, классно, да, практически клон великолепной коммандос, но в каких-то моментах она даже хуже. Нововведения имеются, особенно если считать новый сеттинг и, следовательно, героев, но чистая копирка игр едва ли не двадцатилетней давности в ключевых моментах, смотрится странновато. Мне хотелось бы развития, эволюции, а не клона.
И всё же по моим предпочтениям на «похвально» игра здорово отрабатывает.

*Кстати, снова обзор какой-то куцый получился и однобокий.

Глеб, пара слов критики твоего обзора. Он очевидно ориетирован на людей, которые понимают, что такое командос, а лучше — играли в них когда-то. По механике самой игры в обзоре очень мало, я почти ничего не понял. Если бы я когда-то не смотрел ретрозор с рассказом про все части командос, я бы вообще остался в недоумении.
Окей — игра точно зайдёт тем кто играл. А тем кто не играл и совсем не в курсе? Как понять, стоит ли играть, если про геймплей ничего не сказано? Я прослушал про подсветки персонажей за стеной, но толку мне от этого, если я вообще не знаю, зачем эта подсветка персонажа нужна?
У меня когда-то давно точно такие же ощущения остались от твоего обзора космических рейнжеров — много слов про отличия от предыдущих версий, и ничего о самой механике. И я до сих пор так и не знаю, какой там вообще геймплей.


Все так же, как и в старых добрых Commandos. Появился еще один повод устроить марафон по всей серии :)
Глебу спасибо за обзор, только укрепил мнение о важности игры.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun уже успели расхвалить за многое. Но я скажу так — аккурат к концу года, к раздаче всевозможных наград, она достаёт из пыльного архива ржавую табличку с надписью: «Лучшая стелс-тактика в реальном времени». И благополучно сама же и побеждает в этой номинации — благодаря отсутствию конкурентов и собственным неоспоримым достоинствам.

Давным-давно этот жанр единолично сформировала знаменитая серия Commandos. Потом ещё были аналогичные по механике Desperados, Robin Hood: The Legend of Sherwood, Chicago 1930. И на этом по большому счёту всё — сейчас таких игр практически не делают. Тем более неожиданным и приятным получился сюрприз, который под конец года нам преподнесли авторы Shadow Tactics: Blades of the Shogun.

На снегу персонажи оставляют следы, по которым их могут приметить охранники. Поэтому в данном случае лучше передвигаться по канатам и крышам.

Коммандос феодальной Японии

Сделана эта игра откровенно по лекалам Commandos — и она не стесняется этого. Разве что действие перенесли в феодальную Японию эпохи Эдо, когда в 1615-м году едва объединившаяся под властью нового императора Страна восходящего солнца оказалась на грани новой смуты — появился загадочный даймё, феодал, жаждущий свергнуть сёгуна. Наш отряд специально обученных бойцов, обладателей уникальных талантов и навыков, как раз выступает на стороне императора и пытается всячески помешать таинственному раскольнику и его сообщникам.

Ещё одно отличие состоит в том, что сюжет, разбитый на отдельные миссии, всё же представляет собой полноценное повествование — с завязкой, развитием и развязкой. Сценарий, конечно, не претендует на лавры истории года, но следить за развитием событий довольно интересно.

Кроме того, судя по анонсам, в нашем отряде должны были бушевать чуть ли не шекспировские страсти. Вот читаем: «Отряд составляют очень разные люди. Поначалу сотрудничество кажется невозможным. Однако по мере выполнения заданий воины учатся доверять друг другу, между ними завязывается дружба. У всех персонажей свои мотивы, и каждому придётся встретиться лицом к лицу с собственными демонами».

На самом деле всё, конечно, куда проще: вам не придётся, как в какой-нибудь RPG от BioWare, мирить подчинённых или выполнять их персональные квесты, зализывая душевные раны. И даже состав на миссию определяете не вы, а сценаристы. Тем не менее какие-то отношения между нашими бойцами действительно развиваются — посредством межмиссионных роликов и диалогов. Да и во время выполнения заданий они не прочь поболтать или отпустить шутку-другую. Как говорится, спасибо и на том, сюжету это идёт только на пользу.


Пятеро смелых. И разных

В остальном Shadow Tactics: Blades of the Shogun — это та же Commandos, только с парой собственных идей и поправкой на азиатский колорит и реалии средневековой феодальной Японии. Каждая миссия представляет собой этакую тактическую головоломку, которую нужно решить, грамотно используя умения персонажей и комбинируя их друг с другом.

Профили и специализации бойцов угадываются без труда. Тут есть ловкий и быстрый ниндзя, умеющий метать сюрикен и бегать по крышам, более крупный и крепкий самурай, способный разметать навыком «Буря мечей» сразу нескольких противников и приманить врагов бутылками саке, симпатичная девица, умеющая переодеваться, охмурять и забалтывать охранников в образе гейши. В наличии также седовласый старец с костылём и мушкетом (фактически полный аналог снайпера из Commandos) и девушка, заманивающая врагов в смертоносные ловушки. Все при этом умеют скрываться в траве, почти все (кроме старика с костылём) переносят и прячут тела, а некоторые ещё и отлично плавают.

Как правило, обычно нам доступны лишь несколько бойцов (очень редко — сразу все пятеро). Но даже двум-трём персонажам тут есть где разгуляться и проявить фантазию. Задания классические — выкрасть документы у чиновника, убить важную и хорошо охраняемую шишку, перехватить партию оружия, спасти товарища и так далее. Но благодаря картам каждая миссия превращается в очень сложное, но увлекательное и нелинейное приключение, а точнее, испытание.

Уровни в Shadow Tactics, как и в Commandos, гениально спроектированы — они большие, красивые, разнообразные, изобилуют деталями и неочевидными возможностями. Вы вольны идти, что называется, по прямой, аккуратно выманивая и устраняя каждого врага. Но лучше действовать более творчески и красиво — раздразнить быка, чтобы он огрел копытами нескольких стражников, стоящих позади него; сбросить камень, балку или ящик на группу патрульных; спрятаться в повозке и на ней проникнуть на охраняемую территорию… Также весело сигать на охранников с крыш и бегать по верёвкам и канатам.

Ту же важную шишку разрешают убить несколькими способами — отравить, например, чай или снять прицельным выстрелом из мушкета. Правда, в последнем случае ещё придётся выманить жертву на линию огня, заставив лаять его любимую собачку. В общем, этакая Hitman, но с участием сразу нескольких героев и в изометрии.


В воде наших героев не замечают. Вынырнул, убил, спрятался в воду — так можно повторять несколько раз.

Тяжело в учении, тяжело в бою

Я уже сказал, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun получилась очень сложной, хардкорной тактикой. Это несмотря даже на то, что немецкая студия-разработчик называется Mimimi Productions, а охранники дают некоторые поблажки, отказываясь смотреть в воду и на крыши и в упор не замечая девушку, бегающую над ними днём по канату.

Порой сложность, наоборот, кажется избыточной. Во многих местах проскользнуть тихо и незаметно, не подняв тревоги, кажется, практически невозможно. Враги пронизывают сектор конусами зрения сразу с нескольких сторон, некоторые стоят рядом и смотрят друг на друга. Причём это особые противники в соломенных шляпах или самураи, на которых практически не действуют стандартные уловки и приманки. Постоянно курсируют патрули. Да ещё и мирные жители, завидев вас, тут же кидаются звать стражу.

В таких случаях зачастую приходится полагаться на умения какого-то одного или двух персонажей, чаще всего — на ниндзя или самурая. Последний при грамотном использовании в одиночку может выкосить пол-уровня. Определённый дисбаланс среди персонажей в таких играх неизбежен, и тут он тоже чувствуется, хотя и не так сильно, как мог бы.

Кроме того, поможет слаженная командная работа, позволяющая вашим бойцам, например, снять тех же двух стражников, влюблённо уставившихся друг на друга. Для этого нужно использовать специальную функцию — она замедляет время и даёт возможность раздать нескольким подчинённым приказы, которые они начнут выполнять после вашей отмашки. Такого в Commandos не было, и это действительно интересная деталь, привнесённая авторами в исчезающий жанр.

В награду за все труды, за то, что вы, например, прошли миссию, ни разу не подняв тревогу, не убив ни одного мирного жителя, использовав какой-то особый способ устранения врага и уложившись в отведённое время, выдают специальные нашивки. Ничего, кроме чувства глубокого удовлетворения, они не дают — тут нет ни очков опыта, ни денег, ни даже штрафов за неаккуратное прохождение. Но истинным ценителям стелса и тактики даже этой мотивации будет достаточно — они непременно захотят собрать все нашивки в каждой миссии, да ещё и на высшем уровне сложности с ограниченными сохранениями.


Как можно пройти миссию, ни разу не забравшись в кусты и не спрятавшись где-нибудь, — уму непостижимо!

Shadow Tactics: Blades of the Shogun как минимум претендует на звание «Сюрприз года». Она вышла без лишнего шума и ажиотажа и воскресила фактически давно уже мёртвый жанр тактических стратегий в духе Commandos. И сейчас срывает заслуженные овации. Это не значит, что жанр этот теперь снова начнёт жить и развиваться, — скорее всего, после Shadow Tactics ещё долго не будет ничего подобного. Но в любом случае хочется крепко пожать авторам руку за то, что они позволили старикам вернуться во времена своей молодости и поиграть в новую Commandos, а современной аудитории — узнать, что же это такое.

Плюсы: неплохой сюжет; увлекательный и сложный игровой процесс; нелинейное прохождение каждой миссии; интересные персонажи, между которыми развиваются отношения; шикарный дизайн карт; приятная графика; аутентичная музыка.
Минусы: игра коротковата; есть дисбаланс между персонажами; противники не всегда ведут себя адекватно и грамотно.

Nippon Ichi Fan


Карма: 1174951 ( 10) 392756


Гарнитура есть

Гарнитура:


Varyag_Ericsson VaryagVE


Часть системы
Знаток компаса


Нетленная классика: Обзор Shadow Tactics: Blades of the Shogun


Игровая индустрия существует уже очень много лет, она старше многих из нас, и в разное время в ней превалировали разные жанры. Сейчас очень популярны боевики, зрелищные и кинематографические, наполненные духом приключений и качественными декорациями, что засасывают игроков в виртуальные миры. Когда я ходил в школу и видел свои первые компьютеры, от IBM286 до Pentium 166, популярными были совсем другие проекты. Какая зрелищность и кинематографичность? Их мы могли видеть только в некоторых интерактивных фильмах, использующих съёмки с реальными актёрами. То была эра стратегий и классических платформеров. Если спросить у игрока, знакомого с консолями, какая игра была его первым стелс-экшеном — чаще всего услышишь название Metal Gear Solid или Splinter Cell. Но если задать такой вопрос заядлому РС-шнику из девяностых и начала нулевых, ответ будет совсем другим: Commandos и Desperados.




В то время эти проекты фактически создали новый поджанр, объединив стратегии в реальном времени со стелс-экшеном. Под управлением игроков оказывалось несколько персонажей, каждый из которых обладал различными способностями. Один умел скрытно пробираться мимо врагов и бесшумно их убивать, другой метко стрелял из винтовки, третий мог переодеться в форму врага и водить автомобиль, четвёртый круто отвлекал супостатов и создавал окна для действий своим соратникам. Игроки могли действовать скрытно, за что получали бонусы и сохраняли в целости своих бойцов, или же ломиться напролом. Дизайн игровых карт, пусть и не очень больших по нынешним меркам, располагал к десяткам способов прохождения. Это был крутейший поджанр, увлекавший на десятки и сотни часов. И вот, наконец-то он возродился, сохранив золотую формулу и удобрив её фишками и массовых серий — Hitman, Assassin’s Creed и других.


События игры Shadow Tactics: Blades of the Shogun развиваются в XVII столетии, период Эдо, Япония. Как и положено, в нашем распоряжении находится группа очень разных персонажей, не только по способностям, но и роду деятельности и социальному положению. Ещё недавно они даже не подозревали о существовании друг друга, и вот — волею судьбы стали не просто знакомыми, но боевыми соратниками и даже друзьями, объединённые общей целью: поимкой таинственного человека, что может повергнуть мир в хаос. Однако, не стоит считать, что вся эта пятёрка разномастных личностей очень уж заботится о мировом благополучии. У всех есть свои мотивы — зов долга, деньги, безысходность, жажда приключений и новых знаний. Но разве не таким образом объединяются люди? Как в XVII веке, так и по сей день.




Помните, как в Commandos оперативники дополняли друг друга, и общим в их способностях было лишь умение убивать врагов? Примерно такая же схема используется в Shadow Tactics! Каждый из персонажей имеет набор уникальных навыков, которые недоступны для остальных героев. Безусловно, фактически любое задание можно пройти лишь одним выбранным героем — это один из доступных путей. Но в таком случае не будет особой тактики, лишь умение выждать и найти подходящий момент. Командная игра — вот, каким образом проект раскрывается по-настоящему.


Муген, Аико, Хаято, Юки и Такума

Первый герой, с которым нас знакомят — это ниндзя по имени Хаято из клана Ига. Он шпион и диверсант, лёгкий и быстрый, умеет отвлечь внимание противников умелым броском камня или запустить в ничего не подозревающего самурая сюрикеном, фатально пробивающим трахею жертвы. Второй персонаж — это здоровенный в своих доспехах самурай Муген. Любитель выпить и надрать задницы десяткам противников за раз, он обладает недюжинной силой и может вырубить противников штабелями, используя навык «Буря мечей». Также у него всегда есть бутылочка сакэ, бросив которую он может привлечь внимание противника и заманить его в ловушку. Здесь стоит отметить, что камни Хаято не мотивируют врагов на исследование источника звука.

Третий персонаж — старик-снайпер Такума, не расстающийся со своим кремниевым ружьём. Также умеет использовать гранаты (осколочные или усыпляющие), и прибегает к помощи ручного зверька, тануки по имени Кума. Последний может отвлекать на себя противников, что весьма полезно, однако навык сей работает лишь с простейшими (и тупейшими) врагами. Те же соломенные шляпы или офицеры на Куму не реагируют. Четвёртый персонаж — молоденькая девочка по имени Юки, умеющая привлечь противников игрой на дудочке, имитируя птичий крик, и мастерица в области ловушек. Наконец, последняя в отряде — соблазнительная Аико, своим шармом туманящая головы стражников.


Дизайн карт в игре вызывает массу положительных эмоций, с какой стороны на них ни посмотри. Приятная графика и декорации, множество доступных путей для прохождения, с учётом различных навыков доступных персонажей, хитро расставленные противники, чьи поля зрения часто пересекаются, а патрульные маршруты могут распространяться на половину локации, создавая игрокам дополнительные проблемы. Каждую карту можно пройти по-разному: вырезая всех подряд, опасных и мирных, оставаться в тени и медленно двигаться к своей цели, или же комбинировать стили, используя уловки, ловушки, короткие пути и секреты. Хаято может использовать крюк-кошку и истреблять врагов в прыжке, а прелестная Аико умеет вовремя отвлечь стражника, попутно оставив между его рёбер стальной подарок, или же ослепив при помощи зелья.




Карты детальные, красивые и, что самое важно — разные. Каждая из них уникальна, как и персонажи игры.


При всём великолепии и отточенности игрового процесса, яркой графике, приятной анимации и отличной производительности на PlayStation 4, есть у игры один сомнительный аспект — управление. С одной стороны, базовые команды хорошо заточены под геймпад и проект ощущается как изометрическая бродилка-экшен. Но с другой стороны, управление камерой, от положения которой нередко зависит ваш успех, реализовано не очень удобно — нужно зажимать «триггер», чтобы контролировать дальность и угол обзора. Отдельно печалит ручное сохранение, что привязано к нажатию сенсорной панели контроллера. Иногда её можно случайно зацепить, и получить нежелательный сейв.

Подходя к итогу, хочется немного резюмировать вышесказанное. В Shadow Tactics: Blades of the Shogun игроки найдут отлично скроенный игровой процесс, подкрепляемый грамотным дизайном уровней, полным хитростей и маршрутов для самых разных способов прохождения. Есть здесь пятёрка персонажей, каждый из которых дополняет друг друга, а их способности и навыки не только вписываются в сеттинг, но и подчёркивают качество работы игрового дизайнера. Любители сюжетов также не будут обделены, местная история эмоциональна и интересна, пусть и не так глубоко проработана, как игровой процесс. Из недостатков хочется отметить не самое удобное и интуитивное управление, к которому полностью привыкаешь лишь спустя несколько пройденных заданий. А неоспоримым плюсом для отечественной аудитории будет наличие хорошего перевода на русский язык.




Япония, 1615 год. К власти приходит новый сегун, и повсюду воцаряется мир.

Примите командование отрядом лучших наемных убийц, крадитесь в тенях мимо ничего не подозревающих врагов. Самостоятельно определяйте тактику внедрения в неприступные крепости, монастыри в заснеженных горах и замаскированные лесные лагеря. Устанавливайте ловушки, используйте яд или полностью избегайте столкновения с врагом.

Находите собственные хитроумные тактические решения, чтобы одолеть врагов и выполнить задание.

Читайте также: