Поселенцы настольная игра обзор

Обновлено: 08.07.2024

Коробка с игрой Поселенцы. Наброски империи

В коробке с карандашами

В небольшой коробке нас ждут аж три разных блокнота, четыре приятных деревянных кубика, столько же карандашей, пять жетонов и правила. Игровой процесс довольно типичен для подобных игр. Каждому игроку выдается по одному большому листу Империи и по одному маленькому листу Поселения, который выбирается либо из блокнота Соревнований, с одинаковыми постройками, либо из блокнота Приключений, где все листы уникальны. В центр стола выкладывают случайные жетоны Благ по числу участников плюс один, то есть три жетона на двоих, четыре жетона на троих и все пять на четверых игроков.

Компоненты игры Поселенцы. Наброски империи

Первый игрок бросает все кубики: три из них определят доступные всем игрокам ресурсы на этот раунд, а четвертый также общее для всех число действий. По традиции все ресурсы виртуальные и не сохраняются на протяжении партии, поэтому их нужно тратить здесь и сейчас. А действия показывают сколько клеток на своих листах вы можете зачеркнуть в этом раунде. Далее первый игрок забирает один из жетонов Благ, дающий небольшие бонусы – дополнительный ресурс, действие или возможность обменять ресурсы на победные очки. Следующий по часовой стрелке выбирает один из оставшихся жетонов и так далее, пока каждый не получит по жетону. Затем наступает основная игровая фаза, которую все выполняют одновременно, вычеркивая на своих листах различные клетки.

На листе Империи нижняя часть служит для сбора дополнительных ресурсов – за одно действие можно вычеркнуть одну клетку, получив указанные в ней ресурсы. Первые клетки дают совсем не много ресурсов, а, чтобы получить доступ к следующим, необходимо сначала построить мост. И тут мы переключаем внимание на верхнюю часть листа Империи. Верхние горизонтальные линии отражают развитие вашей империи – вы просто тратите ресурсы и действия, чтобы поочередно вычеркивать клетки в них. Чем дальше вы продвинетесь по каждому из треков, тем больше победных очков-звезд получите. Особый интерес представляет последняя линия. Каждые две вычеркнутых клетки на этом треке позволяют вам строить мосты, открывающие доступ к новым запасам ресурсов.

Игровой процесс

Стандартные постройки

Я б нарисовал большое солнце, чтобы каждому достался хотя бы маленький лучик

Постройки режима приключений

Слева блокнот стандартных построек, справа листы блокнота Приключений с разными постройками на каждом

Компоненты игры

По итогу мы получаем простую, быструю, достаточно вариативную игру с менеджментов ресурсов и элементами тетриса в размещении строений на листах. Вполне годный ролл-н-райт, который не зазорно порекомендовать друзьям для семейных посиделок.


В обилии выпускаемых сейчас настолок формата roll-and-write запутаться хоть и сложно, но уже наступил тот момент, когда можно осознанно что-то выбирать, а не покупать новинку только потому, что она из непонятного жанра и «вообще такого никогда не было раньше». Я, честно говоря, весьма скептически отношусь к направлению, играл всего в шесть разных игрушек (захватил как самые топовые, так и совсем никому неизвестные), у себя дома держу две, которые попали туда совершенно случайно. Про злую «Солнечную долину» уже писал обзор, сегодня на повестке дня вторая — «Поселенцы. Наброски империи» (Imperial Settlers: Roll & Write).

Сразу скажу, что из всех пяти опробованных мною игр эта самая играбельная в том плане, что здесь отлично сочетаются механика и «антураж», который приманивает адептов любого уровня подготовки и не отталкивает прожжённых игроков, которым подавай математическую модель, способную увлечь их мозг. Есть где поразвлечься, не то что в «Долине» — уж простите за очередное упоминание, но впечатления как будто вчера играл. Да, знаменитая Ganz schön clever куда более хитра в плане математики, но это же её проблема, так как многие игроки попросту не хотят сидеть и зачёркивать какие-то циферки и… собственно, это всё, что им предстоит делать в игре. Многих воротит от подобной ничем не прикрытой математики. Тут же и картиночками постарались увлечь, и базой-подоплёкой, мол, строим своё поселение, возводя домики, добывая для них различные полезные ресурсы, и вообще на столе разворачивается градостроение.


О чём это?

Тшевичек продолжает давить милотой и переносит своих маленьких человечков-колонизаторов из Imperial Settlers в новинку. В этой настолке мы снова постараемся отстроить мощную империю (правда, всего из нескольких построек), способную забороть противников своей многоочковостью. Добываем ресурсы, тратим их на возведение зданий — всё посредством бросков кубиков и зачёркивания на своих листочках клеточек и кружочков.

С учётом того, что отстройка производится всеми игроками одновременно и у каждого на собственной территории (листочке), настолка весьма мирная и находится в русле чистого евро-соревнования, известного как «кто лучшую модель по добыче очков составит». Какие-то агрессивные вкрапления настолько незначительны и редки, что можно считать «Поселенцы. Наброски империи» абсолютно бесконфликтной игрой.


Что в коробке?

Толстый здоровенный блокнот (язык не поворачивается его так называть — книжка скорее) с общими для всех игроков постройками. Формат 165х165 мм.


Два блокнота форматом помельче: 105х150 мм. Один — это ещё общие постройки (ниже объясню что к чему), второй — листы разных наций.


Миленькие деревянные кубики с рисунками.


Карандаши и жетончики.


Как в это играть?

Каждому выдаётся большой лист империи и личный лист поселения. Тут сразу поясню про комплектность. Дело в том, что все листы империи одинаковые для всех игроков и не меняются от партии к партии, они являются базовой механикой игры. А вот листы поселений у каждого игрока могут отличаться: на каждом изображено шесть построек, и их свойства работать могут по-разному. Однако разработчики решили, что будет честно положить в коробку толстенький блокнотик с «общими» поселениями, то есть одинаковыми, и такой же толщины блокнотик, в котором все 48 листов-поселений различаются, то есть несут на себе уникальные имперские здания.

Получается, что либо все играют одинаковыми империями, начиная в равных условиях и придерживаясь примерно одинаковых стратегий, либо берут себе разные листы и начинают «играть по-своему», отталкиваясь от свойств своих особых имперских зданий. С учётом того, что листы одноразовые (ладно, трёх-четырёхразовые, так как бумага у них качественная глянцевая, выдерживает несколько стираний ластиком), уникальные империи будут расходоваться гораздо быстрее обычных, что печалит.

Ладно, о грустном хватит, ещё вернёмся к нему в конце обзора. Теперь о правилах. В игре ровно 10 раундов. В начале каждого бросаем четыре кубика и смотрим, какими ресурсами располагают империи в текущем. На выданные игрой три ресурса и 3–5 действий (в зависимости от значения на кубике поселенцев) каждый игрок выполняет всяческие манипуляции на своих листах, черкая карандашиком по клеточкам.


Количество действий говорит о том, сколько клеточек можно зачеркнуть. На некоторых клеточках нарисованы ресурсы, и чтобы их зачеркнуть, требуются соответствующие, как несложно догадаться, ресурсы, выпавшие на кубах. Иногда еда-камни-дерево очень нужны, а кубики не хотят их давать, поэтому можно тратить действия на добычу в своих угодьях (к которым ещё нужно получить доступ, отстроив мосты) — там много залежей, причём чем обширнее ваши угодья (вы построили много мостов), тем больше и эффективнее сможете добывать камни/дерево/еду.

Постепенно-постепенно игроки зачёркивают всё больше клеточек, добираясь до больших значений очков.

И это было бы скучно-однообразно, если бы не лист империи, на котором изображены шесть зданий с особыми свойствами. Отстроив любое из них, вы получаете доступ к его свойству. Например, Ферма даёт вам каждый раунд дополнительное яблоко, а Поселенцы позволяют получать дополнительные действия при выпадении на кубиках ресурсов одинаковых значений. В общем, каждая постройка сулит какой-то свой бонус, и именно здесь, на этапе планирования, пути игроков в партии могут разойтись по разным тропам по набору очков. А уж если выбраны различные империи, то можно совсем не говорить о похожести.


Но даже свойства построек — это ещё не всё. Ведь есть ещё улучшения построек. Делаются они особым способом. Во-первых, нужно иметь здание, которое вы хотите улучшить. Во-вторых, нужны общие постройки (те, которые на большом листе империи изображены), которые будут посредством обведения жирной графитовой чертой объединены вашей рукой правителя (с карандашом в ней) в тетрисо-блок, усиливающий соответствующее строение.


Впечатления

На сегодняшний день «Поселенцы. Наброски империи» для меня самая настольная игра из всех roll-and-write. Под этим я понимаю, что всё игранное до этого представляет собой некие кубомёты, призванные показать игрокам, как работает теория вероятности. Игры для математиков, кайфующих от записи/вычёркивания/записывания цифр. Особенно подчеркну, что не считаю это чем-то плохим, так как сам отношу себя именно к этой категории игроков. Но объективно настолка Игнация Тшевичека, записанная им и играющаяся как типичный на сегодняшний день roll-and-write, больше всех остальных представителей жанра похожа на настольную игру.

Здесь мы не просто метаем кубы и смотрим, чего там понавыпадало, а ещё и выстраиваем стратегию за свою нацию, выбираем путь развития в пределах допустимого игровыми рамками, да, в конце концов, исследуем возможности разных цивилизаций (листов). В общем, коробка из жанра, подразумевающего что-то лёгкое и ненапряжное, взяла от него саму суть и была приправлена авторским умением создавать по-настоящему хорошие настолки в классическом понимании.


Поначалу, когда играл в неё дуэльно и нечасто (перед Новым годом), я оценил коробку достаточно низко — ну, как низко, рол-энд-райт, да и ладно. Но вот на новогодних выходных смог наиграть гораздо большее количество партий и разным составом игроков. Вот там стало интереснее, чисто потому, что разные люди предлагали разные возможности по набору очков, и «Поселенцы. Наброски империи» превратились для всех заинтересованных в некую головоломку, которую нужно разгадать и найти правильные пути к победе.

Imperial Settlers предлагает игроку испытать то, что встречается в обычных настолках: ощущение полноты — вы не просто бросаете кубы, а ещё что-то строите, настраиваете движок по добыче ресурсов/очков/действий, применяете его. Аналогичные же ролл-энд-райты — это просто генераторы случайности, со своими фишками, но плохо (а чаще никак) маскирующими свою суть. Повторюсь, что не пытаюсь их принизить (некоторые мне очень нравятся), а просто даю своё сравнительное видение. В общем ключе сегодняшняя пациентка — это настольная игра, в отличие от остальных представителей жанра.

Полнота — именно то, что отличает данную настолку от подобных же. Именно поэтому она показалась мне в своём роде уникальной. Пытающейся вскочить на модного коня r-&-r и при этом старающаяся взять лучшее от условной классики. Другими словами, когда я сажусь за «Поселенцев. Наброски империи», в голове не крутятся мысли: «Эх, щас накидаю — и пусть мне повезёт на тройки (или шестёрки)», — а есть мысль: «Так, попробую сегодня сыграть через много-много еды японцами». Разница в прямом смысле ощущается.


От некоторых игроков слышал мнение, что игра однообразна через какое-то количество партий. И тут можно согласиться, ведь, как сказал выше, листочки с различными зданиями у каждой империи представляют собой, по большому счёту, головоломку. Она призвана в первую очередь бросить вызов игроку по своему разгадыванию и нахождению оптимального пути развития именно для данной империи. Ведь когда решение будет найдено, большинство партий начнёт происходить по одной — плюс-минус — схеме. Различия, несомненно, будут встречаться, но происходит это из-за бросков кубов ресурсов и действий, корректирующих ваши выборы.

Так что, если вы любите игры-головоломки, то мне почему-то кажется, что эта штука тоже зайдёт. В сумме у игроков получается 49 различных стартовых условий (48 листов в блокноте поселений и 1 начальное, одинаковое у всех поселение). Единственная проблема — все листы, кроме начального, в единственном экземпляре. И тут на помощь должен прийти ламинатор. Да-да. После N-ного количества партий стартовыми поселениями у меня появилось желание начать осваивать необычные нации и… задушила жаба. Ну, как это я сыграю каждой нацией всего пару раз? А что потом, выбрасывать? Да я даже как следует не разберусь с ней, не обсосу все косточки и не получу полного удовлетворения. А игра куплена для удовольствия, поэтому было решено сделать его максимально продолжительным с помощь ламината.

Костыль, конечно, но если вам придутся по душе «Поселенцы. Наброски империи», обойтись без ламинации вряд ли удастся. Можно, конечно, распечатывать на принтере новые листы, но это не только менее оптимально, но и выгода от ламинации очевидна — удобство игры в разы повышается за счёт легкостираемости нарисованного, прямо новый уровень ощущений. Надеюсь издатель когда-нибудь догадается выпустить какую-нибудь делюкс-версию с уже заламинированными листами, благо они не очень большие.


Как итог по игре, выдвину следующее: головоломность «Набросков империи» является одновременно как плюсом, так и минусом. Каждый лист нации имеет различные возможности и предоставляет некие вариации действий в партии, что очень интересно, однако всегда есть некое финальное решение «загадки нации», назовём её так. Да, мы наиграли одними только базовыми листами более десятка партий, прежде чем полностью решили их (99 очков было добыто чемпионом нашей компании) и перешли к другим. Это много, но всё равно есть некая конечность, достичь которой для остальных листов легче, ведь чем лучше вы понимаете игру, тем быстрее находите решения. Хотя с учётом того, что большинство игроков и десяти партий в настолку одну не играют…

В общем, не знаю, как относиться к заявлениям об однообразии. Разносторонности наций вполне достаточно, я даже не думаю, что когда-нибудь смогу освоить их все на 100 %, очень уж много на это заходов нужно. У меня чувство полной удовлетворённости от коробки есть — осваивать и осваивать ещё листочки.


Итог

Любите находить пути к победе и не чураетесь жанра roll-and-write — вам сюда, 49 листов ждут, чтобы вы оптимизировали свои действия и выжали максимум. Пока что одна из самых «настольных» и играбельных коробок этого всё ещё свежего направления. Тут вам и «сюжет», и геймплей, имеющий вес, и картиночки-оформление на листах наций приятные. Не перевариваете жанр? Вес геймлея не скрасит для вас черкание клеточек, всё же жанр выполняет несколько иные цели, чем удовлетворение потребностей консервативного настольщика.

P. S. Гениальное, кстати, название на русском. Прям прусь от него, насколько оно точно передаёт суть, дух и даже отсылает к оформлению игры.


Игнаций Тшевичек — очень странный и необычный геймдизайнер. Иногда он выпускает божественные игры («Новая эра», «Робинзон», «Детектив»), иногда откровенно провальные (First Martians, Rattle Battle). Но я к его творчеству не равнодушен и стараюсь по возможности знакомиться со всеми его знаковыми проектами.

В «Набросках империи» Игнаций решил пойти по модному пути и сделать очередную игру популярного сейчас жанра/механики Roll-and-Write. В оригинале игра так незамысловато и называется — Imperial Settlers: Roll & Write. Кидаем кубики и рисуем. Я как фанат механики (мой личный топ) не мог пройти мимо свежей локализации от «Звезды».


Комплектация

Этот пункт очень важный для данной игры. Ибо я лично не представлял, что такого засунули в, прямо скажем, немаленькую коробку (у издателя в таких коробках выпускаются в основном допы к большим играм и детские игры или «Король кувшинок»).


4 кубика, 4 карандаша, 5 жетонов и 3 блокнота.

Оля (жена) пару раз покритиковала размер коробки после вскрытия. Сказала, что могли бы засунуть все компоненты в коробку поменьше. Мы в путешествии — её можно понять. Я бы не был столь категоричен. Да, воздуха в коробке много, но ужать формат сильно бы не получилось из-за большого блокнота «Империи», ну, и современные реалии подсказывают, что очень редко выпускают игры, в которых компоненты засунуты впритык.

Давайте остановимся на блокнотах. Их три:

  • Самый большой — это 96 листов империи. Листики выдаются всем игрокам в каждой партии.
  • Блокнотик поменьше с 48 листами. Здесь все листики одинаковые. Если вы обучаетесь игре или просто хотите соревноваться на одинаковых листах, которые как бы базовые, то на партию берёте по листику из этого блокнота.
  • Такой же блокнот, но с 48 уникальными листами. Этот блокнот предназначен для соло-партий, либо для различных режимов. О них я скажу ниже.


Правила очень кратко

Процесс несложный. Партия продолжается 10 одинаковых раундов. Как играется раунд?

Кидаем кубики. Один из кубиков показывает количество действий на ход (распределение для интересующихся такое: 3, 4, 4, 4, 4, 5). Остальные 3 кубика показывают ресурсы, которые у вас есть на текущий раунд.

После этого игрок выбирает один из бонусов. (На партию берутся N+1 жетонов бонусов, где N — количество игроков.)

Затем игроки тратят свои действия. По сути, у игрока есть всего 3 опции:

  • Зачеркнуть квадратик на личном листе поселения (если зачеркнул все квадратики здания, то здание даёт какое-то свойство).
  • Зачеркнуть квадртатик на одном из 4-х треков развития империи. В данном случае зачёркивать нужно исключительно слева направо.
  • Собрать ресурсы на одной из полян, если туда уже построен мост. Мосты строятся по ходу застройки нижнего трека.

В конце раунда игрок может нарисовать одно из зданий, которое представлено в виде тетрисовидной фигурки на листах поселений. Это либо даёт очки, либо улучшает свойство здания. Например, ферма сама по себе даёт 1 яблоко, но если нарисовать её на треках развития, то ферма будет давать 2 яблока, если нарисовать ещё одну фигуру фермы, то она уже даст 3 яблока.

Отмечу, что тетрисовидную фигурку можно рисовать только, если внутри неё все квадратики зачёркнуты. И эту фигуру НЕЛЬЗЯ крутить.

И это я рассказал вам продвинутые правила! Базовые «без тетриса», мне кажется, совсем ни о чём и служат только для обучения, ну, или для игры с детишками младшего школьного возраста.


Впечатления от «Набросков империи»

Игра меня сильно порадовала. В первую очередь отмечу оформление игры. Настолько яркую игру жанра Roll and Write ещё нужно поискать. Конечно, во многом это заслуга большого брата — оригинальные имперские «Поселенцы» содержат много готового арта с мелкими забавными чибиками. Игнаций и Ко взяли арт и перетащили в качестве зданий в новую игру. Специально не сравнивал — есть ли оригинальные рисунки (возможно, и есть).

Геймплей тоже получился бодрым. Ходы очень быстрые — мы партию играем примерно за 25–30 минут. По 3 минуты на раунд. Единственное НО: все действия нужно просчитывать в уме, то есть я буквально на пальцах считаю действия, чтобы не сбиться. И если вдруг меня отвлекает что-то или кто-то, то приходится пересчитывать и вспоминать все свои действия и потраченные ресурсы в ход. Но это по большому счёту не напрягает, я лишь пару раз задумался о каком-то счётчике, когда количество действий у меня стало 7 (5 на кубике и 2 по свойству зданий)!

В основном режиме игры (с одинаковыми листами зданий) мы сыграли несколько партий. Неплохо, но было постоянное желание уходить в одну и ту же проверенную тактику. И потом я стал засматриваться на блокнот с уникальными зданиями. Вот тут игра и раскрылась окончательно.


Среди нескольких описанных в правилах режимов я приглядел наиболее адекватный для дуэли. Берём по уникальному листику — играем партию. Записываем результат. Стираем всё, обмениваемся листиками и играем вторую партию. Победитель определяется по сумме двух партий. У нас уже было, что счёт по сумме двух партий 132 — 131! Б — баланс! :)

Шикарный режим! Жаль, что много раз так не сотрёшь, но на «Тесере» в карточке игры уже предложили выход — заламинировать листы игры. Тогда можно играть фломастерами, и игра становится многоразовой делюкс-версией.

В целом мне нравится весь процесс игры. Вначале ты прикидываешь, какие примерно тетрисовидные здания будешь строить, потом прикидываешь, как распределить ресурсы наиболее оптимальным способом. Потом стараешься соблюдать свою тактику, если получается. Или меняешь её по ходу партии. У игрока ежеминутно возникает выбор как поступить. И количество таких выборов за партию набегает очень много. А это для меня признак очень хорошей игры!


Я удивился, когда на BGG увидел низкий средний рейтинг игры (6,62). После десятка партий скажу, что «Наброски империи» оценку 7–7,5 точно заслуживают. Оригинально, симпатично и свежо получилось в этот раз у Игнация.

Вывод: «Поселенцы: Наброски империи» — это Роланд Райт во всей красе! Рекомендую.


Разберём ещё один допчик к Imperial Settlers под названием «Амазонки». Это один из так называемых полноценных допов, в котором добавляется новая цивилизация со своей колодой и механикой. На сегодняшний день это последняя из выпущенных коробок с имперской колодой — «Атланты» и «Ацтеки» вышли уже пару лет назад и были так же ожидаемы в своё время поклонниками игры как «Амазонки». Дождались.

Как уже принято, в составе дополнения идёт не только базовая колода Амазонок, но и тридцать бонусных карточек, с помощью которых её можно кастомизировать под свои вкусы. Сделано так потому, что для каждой из шести предыдущих цивилизаций уже имеется по пачке дополнительных карт. Амазонок, понятное дело, обделять было бы неправильно, так что держите — 30 бонусных амазонских карт в комплекте помимо 30-ти базовых.


Справа 60 карт амазонок, слева по 10 карт для базовых цивилизаций и 10 общих.

Каких-то новых механик или наворотов не завезли, некоторые карты, конечно, используют старые фишки мини-допов, типа наборов из цветов или возможности захватывать вражеские строения, но эти нюансы уже стали общей частью игры, поэтому как особенность рассматривать их не стоит. Так что лучше подробнее разобрать карточки, входящие в состав базовой колоды амазонок, их дополнительные строения, ну, и новенькие домики для других цивилизаций глянуть, плюс, пробежимся по постройкам из общей колоды.

Тут такой нюанс: по десять карт добавлено к каждой из четырёх базовых колод, однако Атланты и Ацтеки, выпущенные ранее, проигнорированы. По какому принципу формируется состав коробок и как собрать равные наборы для всех семи цивилизаций, не очень понятно. Скорее всего, просто купить всё, что имеется на данный момент, хотя я не уверен, что выйдут равные колоды, но что есть, то есть.


Так как формат коробки не позволяет уместить туда планшет фракции, планшет разделён на две части, которые стыкуются пазлокреплением.

Давайте перейдём к самому интересному: к имперским картам Амазонок, к их особенностям и самой главной фишке. Каждая из предыдущих двух цивилизаций привносила в «Поселенцев» какое-то уникальное нововведение, типа обрядов у ацтеков или технологий атлантов. Новая цивилизация отличается от остальных тем, что играет на прокрутке колоды. Не как другие — ищет что-то конкретное (хотя без этого тоже не обходится), — а просто крутит свою колоду, используя это как часть механики.

И вот первая непохожесть на остальных — на обеих сторонах планшета изображены женщины, они ж амазонки =) Но это ладно, настоящая непохожесть в том, что а) они сохраняют на планшете в конце раунда 3 любых ресурса и б) при использовании имперского здания в качестве фундамента это здание не сбрасывают, а замешивают обратно в колоду. Последний пункт сильно завязан на следующей особенности:

— Многие карты амазонок дают только бонус от строительства и ничего больше. То есть их карты попросту пустышки, смысл которых лишь в предоставлении строительного бонуса. Плюс в том, что их можно использовать в будущем в качестве фундамента, а сами они стоят либо один ресурс, либо строятся вообще без ресурсов, только бы фундамент под их строительство был. Тут всплывает третья особенность:


Амазонки — единственная цивилизация, у которой в фазу производства каждый раунд появляется фундамент (карта из общей колоды рубашкой вверх), плюс, есть сделки, предоставляющие в качестве награды фундаменты. Использовать их, понятное дело, девчонки смогут сразу же под любое из своих сверхдешёвых (бесплатных) имперских строений.

В общем-то, в вышеописанных нескольких абзацах и есть суть амазонок. Они тянут карты из колоды, строят их, потом перестраивают, замешивая старые обратно в колоду, и циклят это дело до момента, когда поймут, что пора готовиться к окончанию партии и оставлять на столе имперские здания, чтобы по два очка за них получить при финальном подсчёте.

Интересность в том, что в отличие от других фракций, у которых можно хоть с первого раза разобраться как надо действовать, правильно понять игру за амазонок удастся не сразу. Ведь, например, некоторые карты в их колоде кажутся вообще бессмысленными и непонятными, так как просто чистят колоду, отправляя в сброс часть карт. А вот с опытом игрок осознаёт, что в идеале нужно привести состав деки к определённому виду и крутить её, замешивая-перемешивая, пользуясь преимуществами самых сочных строительных бонусов. Отсюда, кстати, вытекает ещё один неигровой нюанс — колоду лучше одеть в протекторы, так как мешать вы её будете чаще, чем у остальных фракций.


Многие карты амазонок позволяют тянуть ещё больше карточек, что позволяет искать в нужные имперские здания достаточно быстро, для того, чтобы настроить движок.

Давайте перейдём к некоторым особым картам. У многих зданий после слов «действие», «особенность» и «производство» стоит прочерк (на одном из фото выше видно). Это, как уже сказал, означает, что строения нифига не делают, но зато при возведении дают какой-то бонус. Из самых интересных — две военные постройки: «Арьергард» и «Столкновение». Они позволяют ловко пакостить противнику, а если учесть, что проворачивать это дело можно много раз, если правильно всё скомбить, то становится понятно, что профессиональный игрок за амазонок сможет неслабо бесить своих соперников.


Ещё можно отметить уникальную карточку-склад для ресурсов и две «очковые» постройки: одна даёт ПО за атаки, так же, как это любят делать варвары, а вторая просто является хорошим рынком сбыта накопившегося барахла. Так как амазонкам обычно тратить ресурсы некуда в огромных количествах, у них остаётся мелочёвка, которая очень удобно сливается на этот самый блошиный рынок.


Если говорить о стратегии, которой стоит придерживаться амазонками, у меня сложилось мнение, что у них есть один идеальный путь развития, но на него вас должно вывезти. Это получение очков за постройку зданий определённых цветов. Ну, помните, все эти «Пекари», которых в мини-допах пофиксили ещё, ограничив выдаваемые ими очки шестью?

Очень выгодно поставить что-то подобное на стол, а потом условно одной-двумя локациям выкачивать эти шесть очков. А если таких зданий собрать несколько. В общем, мой вам совет — попробуйте прошерстить колоду и подобрать пару таких зданий, благо копаться в деках амазонки умеют. Это одно из самых выгодных вложений для девчонок.


Кстати, единственное по-настоящему производственное здание амазонок опять же работает только в сочетании с картами со строительным бонусом, что как бы подтверждает правило, гласящее, что амазонкам нафиг не сдалось производство. Им главное бонусы, остальное можно смело по боку пускать, вернее — на фундаменты.


Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об амазонках. Для более глубокого анализа нужно отыграть куда больше и написать отдельную статью. Давайте теперь посмотрим, что там досталось другим фракциям.

Ну, во-первых, чтобы догнать амазонок по добору крарт, появилось много вариантов делать это варварами, японцами и остальными. Единственное, что у каждого свои нюансы, типа японцы тянут три карты и с одной из них заключают сделку, так что это нельзя назвать полноценным добором, но всё же чистка колоды, по типу амазонковской.

Есть и карты, похожие сутью на новые — египтяне теперь тоже могут копаться в своём сбросе, японцы делать фундаменты и т. д. То есть фракции унифицируют, но, как это принято в «Поселенцах», цивилизация всё равно остаётся уникальной за счёт того, что замешивать в колоду нельзя более одного дополнения, поэтому базовые наклонности сохраняются, полностью колоду перерисовать не удастся.


То же самое прослеживается среди общих карт, где теперь есть и те, которые дают выбор из нескольких взятых в руку карт, и те, которые создают фундаменты, и те, которые полностью копируют свойства амазонковских зданий. В общем, как обычно — несколько уникальных штук, доступные всем и каждому, только замешиваемые в общую колоду, из которой достать их довольно проблематично, поэтому строить стратегию не представляется возможным. Но бонусы приятные и разнообразящие партии.


Итог

Сравнивая сейчас этот доп с двумя остальными «цивилизационными», могу сказать, что он ощущается как самый уникальный за счёт механики амазонок с прокруткой колоды. Несмотря на то, что по факту новой механики как таковой в игру не добавилось, взаимодействие с составляющими геймплея стало другими и ощущается управляющим амазонками игроком более необычно, чем те же ацтеки. Последние мне нравятся больше остальных дизайном, и механика обрядов очень прикольная, но, если смотреть непредвзято, ничего нового она не добавляет, просто ещё одно «возьми карту и посмотри что случится».

Амазонки же, с другой стороны, не дают новых правил (кроме сноса имперского фундамента), но заставляют играть по-новому. Приходится отходить от привычной концепции «понастрою всего и переработаю», теперь нужно манипулировать колодой и играть в своеобразный декбилдинг, прочищая свою деку от мусора и цикля нужные и мощные карты. В общем, амазонками играть веселее остальных фракций, так как они иные. Придётся немного пообвыкнуться и въехать, но дело это несложное.

Читайте также: