Persona 5 strikers обзор

Обновлено: 03.07.2024

Atlus выпустила обзорный трейлер будущего мусоу-боевика Persona 5 Scramble: The Phantom Strikers. В нём представлены все основные черты и функции игры, причём сам рассказ длится ровно три минуты. Эту миссию поручили Футабе Сакуре, известной нам как Оракул, а японцам — как Нави.

В целом в спин-оффе сохранится большинство занятий, присущих Persona 5. Герои могут исследовать японские города, в которые их заведёт маршрут путешествия, знакомиться с их обитателями, выполнять их поручения и попутно расследовать загадочные мистические атаки.

Место дворцов, созданных искажёнными желаниями злодея, заняли тюрьмы. Путь к главному боссу защищают орды демонов — соответственно умения Призрачных воров перенастроены под массовые атаки. А усилить Джокера и его соратников по традиции поможет Бархатная комната с её хозяйкой Лавенцой.

Японский релиз Persona 5 Scramble: The Phantom Strikers состоится 20 февраля. Вероятно, после этого мы узнаем, когда игра доберётся до Европы. Выйдет она на PlayStation 4 и Nintendo Switch.

Хотя события Strikers разворачиваются после развязки Persona 5, игра будет интересна даже новичкам, незнакомым со вселенной. Конечно, фанаты заметят отсылки и будут лучше понимать отношения персонажей, но по большей части это совершенно новая история. Да и геймплейно игры различаются – если в Persona 5 бои были пошаговыми, то здесь «боёвка» гибридная, сочетающая драки в реальном времени с возможностью поставить сражение на паузу и определиться со следующим действием.

Сюжет начинается спустя шесть месяцев после финала Persona 5, когда Джокер и Моргана возвращаются в Токио для встречи с остальными Призрачными похитителями сердец. Чтобы лучше подготовиться к летним каникулам, ребята устанавливают на смартфоны приложение, через которое впоследствии смогут попасть в альтернативные версии городов – в прошлой игре они посещали дворцы, а здесь такие места называются тюрьмами. Суть та же – в тюрьмах нужно очистить души тех или иных людей, чтобы в реальности они стали лучше.

Persona 5 Strikers обзор игры

В пресс-релизе говорится, что персонажи посетят шесть городов Японии.

Все похитители сердец будут играбельными – у них есть уникальные способности и собственные персоны. На презентации нам показывали только Джокера, отличительная особенность которого – высокие подвижность и сила атаки кинжалом в ближнем бою.

Демонстрация геймплея началась с прогулки по городу – как и в Persona 5, можно свободно перемещаться по Токио, наблюдая экраны загрузки между небольшими локациями, вроде станции метро в районе Сибуя и кафе «Леблан», на втором этаже которого обитает Джокер. Как только мы заходим в комнату, вся команда оказывается в сборе – остаётся решить, отправимся ли мы на вылазку сразу либо заглянем в Бархатную комнату для изменения персон, посетим магазин или обсудим ситуацию с друзьями.

Persona 5 Strikers обзор игры

Прогулки по тюрьме

Спецоперация по спасению внутреннего мира некоей Алисы начинается с диалога между всеми основными героями – помимо знакомых Морганы, Футабы, Макото, Юскэ, Энн, Рюдзи и Хару, есть новый персонаж, София. Как она попала в команду, неизвестно (нам показывали не самое начало игры), но это наверняка объяснят – как и в Persona 5, все действующие лица здесь очень разговорчивые. И в обычном городе будет масса диалогов, и исследование тюрьмы регулярно прерывается на беседы.

На вылазку отправляется группа из четырёх человек, переключаться между которыми можно нажатием кнопок на крестовине. После выбора компаньонов мы оказываемся на крупной локации, по которой снуют противники. Как и раньше, к ним можно подкрасться сзади, чтобы застать их врасплох и получить в бою преимущество. Главные отличия боевой системы бросаются в глаза сразу же – хоть игрок нападает на одного-единственного монстра, после атаки на его месте появляется около десятка противников. Несмотря на их количество, сражение заканчивается во много раз быстрее, чем любая драка в Persona 5, – всё из-за отсутствия пошаговости.

Persona 5 Strikers обзор игры

Не пугайтесь, в динамике бои выглядят не так страшно.
Против слабых «мобов» сгодятся обычные атаки, но сильных оппонентов (которые даже внешним видом намекают на большой запас здоровья) желательно убивать способностями. Для их использования необходима мана, а некоторые умения съедают при активации часть здоровья – если не получаешь урон, оно понемногу восстанавливается. Чтобы игроку было проще понять, какие умения подходят в той или иной ситуации, Футаба иногда даёт подсказки и сообщает о слабостях врагов. А самых сильных помогут сокрушить товарищи – вы не только можете сами выбирать, кому передать эстафету, но и будете получать намёки о том, на кого переключиться ради мощной атаки.

Вчетвером против всех

Оценивать боевую систему трудно, пока не опробуешь её сам. Разработкой игры занимался коллектив Omega Force, который собаку съел на мусоу-играх в духе Dynasty Warriors и с каждым релизом старается предложить всё больше интересных возможностей. Недавняя Hyrule Warriors: Age of Calamity тому подтверждение – в плане игрового процесса проект очень неплох. Те же впечатления оставила и Strikers.

Persona 5 Strikers обзор игры

Многие геймплейные элементы перекочевали сюда из Persona 5. Способность Third Eye позволяет просканировать окружение и узнать силу населяющих тюрьму монстров – вокруг сильных будет красная аура, а слабые выдадут себя синей. Также это умение указывает на слабости врагов и на шанс получения их масок. Персонаж может запрыгивать на машины или здания (только в определённых местах, конечно), чтобы было проще спрятаться и совершить внезапную атаку. То тут, то там разбросаны полезные предметы и спрятаны сундуки.

После увиденного делать выводы рано – Strikers, как и Persona 5, наверняка будет очень большой игрой, а показали на презентации лишь крошечный кусочек. Пока всё выглядит атмосферно, весело, а главное, так же стильно, как и оригинал. В случае с той же Age of Calamity эти разработчики сумели сделать максимально похожую на Breath of the Wild игру, нарисовав идентичный интерфейс и придерживаясь знакомого стиля. В Strikers узнаётся Persona 5 с её роскошными переходами от исследования к бою, прекрасными портретами персонажей и приятными «менюшками». Огорчили лишь загрузки, которые длятся на PS4 секунд по десять.

Покупатели Deluxe-издания Persona 5 Strikers получат доступ к игре на четыре дня раньше релиза – 19 февраля. В эту версию также добавят цифровой артбук, саундтреки этой игры (более 40 композиций) и номерных частей серии от Persona 1 до Persona 4 Golden, видеоролик о создании музыки и пачку внутриигровых бонусов. Версия для PS4 будет доступна на PS5 благодаря обратной совместимости.

Однако сиквел не совсем полноценный. Многие элементы Persona 5 были либо сильно модифицированы, либо вырезаны. Ходить в школу персонажам не надо – события разворачиваются летом, так что никаких экзаменов и прогулок по коридорам после уроков. Ребята отлично знакомы и уже давно общаются, так что свидания и дружеские походы в кафе никому не интересны. А главный герой прокачал свои характеристики, вроде силы и интеллекта, поэтому читать книги и смотреть фильмы нет необходимости.

В то же время в Strikers старательно воссозданы характеры героев: немного занудные рассуждения Юске на тему искусства, готовность Футабы изучать всё связанное с программированием, стремление Морганы поднять настроение Энн и её резкие высказывания в сторону тех, кто сравнивает её с котами, – всё на месте. Сюда отлично вписалась София, «компаньон человечества», или просто искусственный интеллект, желающий лучше разобраться в людской психологии. Когда здесь начинаются продолжительные ролики с диалогами, можно напрочь забыть, что это не обычная Persona 5.

Такие моменты, конечно, есть, но эффект от них не тот, что был в оригинале.

Вот только за пределами этих бесед Strikers начинает немного меркнуть на фоне пятой части. По сюжету герои путешествуют по всей Японии – в разных городах находятся люди, которые каким-то образом влияют на разум других жителей и делают их своими последователями. Творец с армией поклонников, мэр с небывалым количеством избирателей – как только герои «меняют сердце» злодея, они покидают город и отправляются в следующую точку. Вернуться они уже не смогут, и неспроста – делать там толком и нечего.

Разработчики попытались ввести в игру социальные элементы – во время исследования города можно наткнуться на товарищей, поговорить с ними и получить предмет или даже небольшой квест. Одно из первых таких поручений – пробежаться по магазинам и купить конфеты для Энн, а потом пообщаться с несколькими людьми и найти для неё элитную сладость. Но такие моменты лишний раз подчёркивают, какие крошечные и бестолковые здесь города: штук десять магазинов, телепорт в Бархатную комнату и… всё. А, ещё рецепты можно купить и увидеть с десяток бонусных диалогов, но это совсем мелочи.

Persona 5 Strikers обзор игры


Однако возможность провести время с виртуальными друзьями, с которыми пережил столько запомнившихся событий в оригинале и Royal, позволяет закрыть глаза на недочёты. Даже сюжетной линии прощаешь минусы – здесь многое случается благодаря удаче, злодеям обязательно сопереживает один из членов команды из-за рода деятельности или похожего прошлого. Местами истории кажутся притянутыми за уши или клишированными, но всё равно история увлекает. Слишком высокую планку задала Persona 5, и соответствовать ей будет трудно даже её создателям – что уж говорить о сторонних разработчиках?

Стильный хаос

Самые большие изменения связаны с тюрьмами – здешними аналогами дворцов из пятой части (теперь в них можно в любой момент возвращаться даже из другого города). В плане структуры они похожи на дворцы: каждая крупная локация поделена на несколько зон с загрузками между ними, кое-где снуют враги, можно незаметно нападать на них сзади и так далее. Но отличаются драки – теперь они происходят в реальном времени. И сражаются ребята одновременно не с двумя или тремя противниками, а с десятками и даже сотнями.

У каждого персонажа накапливается приём Showtime – зрелищная атака, наносящая неплохой урон.

При этом разработчики удивительным образом сумели перенести сюда практически все элементы пошаговой «боёвки» из Persona 5. Управлять можно любым персонажем, пользуясь его оружием и специальными атаками, а в драках с крупными оппонентами пригодятся персоны – зажимаете R1, останавливаете время и можете выбрать нужный приём. Игра любезно подсказывает, какие у врагов слабости, и после удачной атаки можно продолжить нападение нажатием разных кнопок.

Окружение тоже активно используется – машины можно взрывать, нанося огненный урон, всякие ледяные сталагмиты тоже. Если запрыгиваешь на фонарный столб и нажимаешь на «Треугольник», персонаж начинает крутиться у его основания и наносит всем вокруг урон. Всё очень динамично, весело и красочно – со знакомым визуальным стилем, который получился весьма достойным факсимиле.

Что здесь работает не очень хорошо, так это накладываемые эффекты вроде заморозки, усыпления, страха и так далее. Они как бы есть, но в то же время их не замечаешь, особенно когда враги накладывают их на компаньонов. Следишь здесь в основном только за своим героем, а что там делают остальные и как себя чувствуют, – наплевать. А если тебя самого оглушили, чаще всего проблема решается перемещением стика в разные стороны в течение пары секунд. В пошаговых драках такие эффекты оказывают огромное влияние на бой, особенно с боссами. Здесь же от них мало толку, а боссы больше похожи на губки и порой абсолютно беспомощны против умелого игрока.

Persona 5 Strikers обзор игры

Ледышка по центру арены так и просит её разбить, чтобы заморозить всех противников.

В каком-то смысле этот минус становится плюсом, потому что некоторые аксессуары, дарующие иммунитет к тем или иным эффектам, оказываются бесполезны и на выбор экипировки тратишь не так много времени. Да и в целом на это обращаешь внимание, лишь когда целенаправленно начинаешь анализировать элементы. В драках же об этом не думаешь: там важнее с умом использовать ману, запоминать удачные комбинации ударов и использовать все возможности против толп врагов. А толпы тут бывают, особенно когда нужно защищать Футабу во время взломов.

Главное, что геймплейно игра не надоедает. Если при виде слова «мусоу» у вас начинается нервный тик, можете расслабиться – пусть здесь врагов больше, чем в Persona 5, до Dynasty Warriors и недавней Hyrule Warriors: Age of Calamity игре далеко. Многих боёв можно избегать, игнорируя патрулирующие тени, а при грамотном использовании персон даже сражения с десятком противников заканчиваются за пару секунд.

Выпустить Persona 5 Strikers решили на PC, PlayStation 4 и Nintendo Switch, хотя Persona 5 доступна лишь на одной из этих платформ. С одной стороны, связей между играми в самом деле не так много – есть отсылки и упоминания событий в диалогах, но в остальном Strikers самостоятельна. С другой – я не уверен, что с новинкой стоит знакомиться тем, кто не проходил оригинал. Не будет настоящей встречи с персонажами, не будет их предысторий, и впечатления окажутся совсем иными.

Надеяться на появление пятой части за пределами PlayStation – значит раз за разом разочаровываться в решениях SEGA и Atlus. Скорее всего, если бы планы действительно были, на них бы уже намекнули. Времени прошло достаточно, уже и Persona 4 Golden на PC портировали, и Джокера в Super Smash Bros. Ultimate добавили, а воз и ныне там. Так что рекомендую не трогать пока Strikers, а обзавестись PS4 или PS5 и пройти «пятёрку» – можно обычную версию, бесплатно доступную в PlayStation Plus, но лучше сразу идти в Royal.

Persona 5 Strikers обзор игры

Этот персонаж тоже важен для сюжета, но лучше все подробности узнать в самой игре.

Фанатам же обязательно стоит ознакомиться со Strikers. Это неидеальное, но очень хорошее продолжение, рассказывающее неплохую историю. Не стоит ожидать от него новую Persona 5 – многих элементов оттуда здесь попросту нет, и в том числе из-за этого игра проходится заметно быстрее. Но как возможность провести ещё несколько десятков часов в приятной компании Strikers прекрасна.

Плюсы: неплохая история с полюбившимися персонажами и парой новичков; узнаваемый визуальный стиль не растерял своего очарования после смены жанра; отличная боевая система, в которую перенесли почти все особенности оригинала и добавили уместные нововведения.

Минусы: клише в сюжете; не хватает социальной составляющей; незнакомым с оригиналом вряд ли стоит начинать с этой игры.

Persona 5 Strikers делали на совесть — только непонятно, для кого.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик
Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик
Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

Серии Persona поразительно не везёт со спин-оффами — наверное, это кармическое наказание за развод с Shin Megami Tensei. Среди них встречаются неплохие, вроде Persona 4 Arena, но подавляющее большинство вызывает недоумение и боль. Видимо, руководство Atlus исполняет желание публики получить больше «Персон» методом обезьяньей лапки: иначе мы бы не получили три — три! — танцевальных ритм-гейма и несколько «данжен кроулеров» для престарелой 3DS.

Теперь с неожиданной самоотдачей в гонку включилась Koei Tecmo, известная своей любовью брать хорошие игры и делать из них Dynasty Warriors. Но, в отличие от прошлых работ студии, Persona 5 Strikers очевидно пытается быть чем-то большим, чем продуктом по мотивам. Попытка достойная — жаль только, что задача всё-таки оказалось разработчикам не под силу.

Never saw it coming

С событий Persona 5 (неважно, оригинальной или Royal) прошло несколько месяцев. Масаёси Сидо за решёткой, бог Ялдабаоф больше не угрожает человечеству, и вообще жизнь более-менее идёт своим чередом. Джокер вышел на свободу и вместе с Морганой вернулся к родителям, а остальные воры в отставке занимаются типичной young adult рутиной. Анн и Рюдзи готовятся заканчивать школу, Макото и Хару благополучно поступили в колледж, Футаба покончила с затворническим образом жизни, Юске… всё ещё Юске. Содзиро Сакура по-прежнему бородат и неотразим, а Саэ Ниидзима оставила карьеру прокурора и подалась в адвокаты. Словом, идиллия.

Под конец учебного года Джокер решает нагрянуть к друзьям в Токио, чтобы как следует отдохнуть всей компанией в летние каникулы, но вскоре после торжественной вечеринки оказывается, что и на этот раз им не судьба насладиться жизнью обычных подростков. Стоило коллективу воссоединиться, как полиция вновь собралась пришить им чужие преступления. Дескать, в последние месяцы произошло уж слишком много инцидентов, подозрительно похожих на кражу сердец, — причём кражу массовую, и далеко не только в Токио. Кто-то снова эксплуатирует Метавёрс себе на пользу, и Фантомным ворам нужно выяснить, кто именно, если они не хотят попасть под арест как главные подозреваемые. А для этого придётся объехать без малого почти всю Японию, да ещё и собственными силами — на фургончике, который Содзиро одолжил у приятеля. Ну а по пути, если получится, было бы неплохо совместить полезное с приятным и всё же немного развлечься: кто знает, когда ещё ребятам выпадет такой шанс.





В Strikers на удивление много анимационных роликов от студии Production I.G. — заметно больше, чем в оригинале. Мелочь, но приятно

В отличие от большинства проектов схожего толка, Persona 5 Strikers взваливает на себя задачу, за которую сторонние разработчики (пусть и с посильной помощью авторов оригинала) берутся крайне редко: она пытается быть «полноценным» продолжением оригинальной игры. Не просто спин-оффом или игрой по мотивам, а именно продолжением, где есть всё (или почти всё), чем так полюбилась Persona 5. Броский визуальный дизайн, многие элементы которого взяты прямо из оригинала. Великолепный саундтрек от бессменного композитора серии Сёдзи Мэгуро. Актёры, сыгравшие персонажей в английской локализации, вернулись к своим ролям и звучат как родные. В конце концов, структура «двухслойного» геймплея осталась примерно той же: в реальном мире вы общаетесь с друзьями и готовитесь к вылазкам, а в мире когнитивном сражаетесь с Тенями и крадёте сердца злодеев.

Поначалу такое внимание к деталям немного шокирует. Как правило, в своих спин-оффах Koei Tecmo довольно поверхностно заимствует идеи у первоисточника, но в этот раз с ним обошлись на удивление бережно. Persona 5 Strikers ни разу не смотрится как поделка, куда насильно впихнули знакомых персонажей, чтобы продать наглый фансервис. Естественно, совсем без фансервиса не обошлось, но в данном случае это скорее комплимент: в лучшие моменты игра ощущается как один большой «пляжный эпизод» или расширенный эпилог к Persona 5. Вселенская угроза миновала, герои разрешили свои внутренние конфликты, аккуратно развешанные по стенам чеховские ружья уже несколько раз выстрелили. Ставки и напряжение не так высоки, но скучнее от этого не становится: после всего, через что им пришлось пройти, Фантомные воры как никто заслужили смену обстановки. Ещё недавно они обвели иллюминатов вокруг пальца и одолели хтоническое божество, а теперь взахлёб обсуждают, какие местные деликатесы надо попробовать в следующем городке.




Фургон Содзиро служит передвижным штабом и главным местом для обсуждения дальнейших действий. Плюс там можно готовить еду: в меню Джокера будут не только карри и кофе, но и рецепты, найденные по пути

Хотя все события игры можно смело назвать филлером, в сценарии полно маленьких, но по-человечески тёплых моментов. Прогулки по незнакомым улицам, болтовня в дороге, ужины под открытым небом, летние ночи, посиделки в кафешках и походы за сувенирами — всё воспринимается живо и неожиданно душевно. Практически так же, как и в оригинальной игре. К тому же новые персонажи удачно вписываются в уже сбившийся ансамбль: таинственная ИИ София, поселившаяся в мобильнике Джокера, выполняет роль скорее милого маскота Strikers, а вот инспектор Дзенкити Хасегава, приставленный к воришкам куратором, тянет на себе весь сюжет. В нём узнаются черты Рётаро Додзимы и Тору Адати из Persona 4, а в чём-то ещё и Кацуи Суо из Persona 2: Eternal Punishment. Он по-отечески строгий и ответственный, но в то же время инфантильный и слегка неряшливый: перепалки между Дзенкити и другими ворами всегда вызывают улыбку.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик
Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

Проблема лишь в том, что, кроме этих моментов, Persona 5 Strikers совершенно нечего предложить в плане повествования. Может, она и метила в продолжение, однако по содержанию, увы, получился максимум фанфик — вторичный, предсказуемый и полный странных ретконов. Разработчики решили не заморачиваться и почти дословно, вплоть до главного антагониста и его мотивации, повторили сюжет Persona 5, местами изменив пару терминов: теперь у нас не «дворцы», а «тюрьмы», и крадут воры не «сокровища», а «желания». Злодеи и локации другие, но от перестановки слагаемых сумма не поменялась. В итоге получилась история, которую сложно назвать самостоятельной, потому что людям, не знакомым с серией, здесь ничего толком не объясняют, и связи с персонажами у них нет. А фанатам, напротив, сюжет наверняка покажется чересчур блёклым: тут не найти ни интриги, ни каких-то откровений, ни раскрытия персонажей с нового ракурса.


Даже сами герои понимают, до чего нынешние беды Фантомных воров похожи на эпопею с заговором Сидо, но завернуть самоповтор в мета-шутку не получается

Разумеется, глупо ждать от сравнительно небольшого спин-оффа такого же качества сценария, какой был в сточасовой JRPG (которая, впрочем, тоже не претендовала на лавры романов Достоевского), но дело тут вовсе не в диалогах или искажении характеров — с ними всё нормально. Просто в рамках ответвления авторы потеряли отличный шанс рассказать историю, которая была бы невозможна в основной серии: взять хоть ту же дилогию Persona Q на 3DS. Да, там сценаристы тоже не сильно ломали голову и всего лишь свели персонажей трёх номерных частей вместе, но это уже создавало немало забавных ситуаций.

Недостаток свежих идей бросается в глаза ещё и потому, что авторы слишком рьяно следуют формуле Persona 5 — даже там, где оно того явно не стоит. Вроде бы похвально, но именно из-за этого Strikers напрашивается на заведомо проигрышные сравнения с оригиналом: механики, которые хорошо работали там, в новом формате смотрятся либо сильно обрезанными, либо вовсе ненужными. Всё, что связано с «мирной» жизнью Джокера и компании, реализовано крайне скудно. Если раньше в реальном мире у игрока был миллион способов с пользой провести свободное время, то теперь за пределами Метавёрса даже пообщаться ни с кем нельзя. Никакого развития социальных веток, естественно, тоже нет. Да и исследовать толком нечего: каждый город на пути Фантомных воров представлен всего парой локаций с магазинами, где вы будете исправно пополнять запас лечилок. Течение времени всё ещё отслеживается по календарю, но зачем он нужен, когда над героями не нависает жёсткий дедлайн и нет никакой угрозы «не успеть», — загадка.


Единственное напоминание о системе конфидентов — это механика BOND. В ходе сражений и скриптовых сценок вы получаете очки, которые можно тратить на полезные перки. Уже хоть что-то

Более того, разработчики не просто неумело адаптировали ключевые элементы первоисточника — те вещи, что они добавили в игру сами, тоже нередко ощущаются спорно. Во время прохождения я не раз ловил себя на мысли, что чётко вижу, где заканчивается труд Atlus и начинаются собственные наработки Koei Tecmo: они банально не сочетаются друг с другом. Одни части интерфейса явно принадлежат руке художника серии Сигэнори Соэдзимы, а вторые словно наспех дорисовывали стажёры в Paint. То же самое с моделями, задниками и визуальным дизайном в принципе: Persona 5 Strikers выглядит не в пример хуже, чем её прародительница. Окружение будто бы не такое «объёмное», как раньше: тут, возможно, дело в освещении или красках. А про музыку даже говорить ничего не хочется. Саундтрек, конечно, пополнился парочкой замечательных композиций, да и старые по-прежнему звучат отлично, но остальные (а их достаточно) просто бьют по ушам электрогитарами. Как будто свернул не туда и вместо джаз-клуба уехал куда-то в Guilty Gear.


Ещё у игры аномальные проблемы с антиалиасингом: я не смог избавиться от «лесенок» даже через системные настройки Nvidia. Постепенно к ним привыкаешь, но глаз они режут сильно

Джентльмены неудачи

Как ни странно, с игровым процессом в Persona 5 Strikers всё далеко не так печально, как с нарративом или презентацией, — хотя тут многое зависит от того, как вы относитесь к Dynasty Warriors и её производным. В общих чертах геймплей в Метаверсе остался неизменным: Джокер с товарищами проникают в когнитивные миры прогнивших взрослых и сражаются с Тенями, чтобы пробиться к сокровищу (извините, «желанию») и украсть его, одолев хозяина дворца (извините, «тюрьмы»). Коллекционирование персон, прокачка умений, рудиментарный стелс, механика уязвимостей по типу «камень-ножницы-бумага» — всё это в том или ином виде присутствует, и обо всём этом уже рассказывали до меня.



Устраивать засады на Теней куда безопаснее, чем ломиться напрямую. Правда, чаще всего игра не даёт выбора и просто материализует очередную пачку врагов в катсцене

Ключевое же отличие Persona 5 Strikers от оригинала — это боевая система. Неторопливая пошаговая тактика уступила место динамичному слэшеру, где партия бьётся с десятками, а то и сотнями противников разом — и они не ждут своей очереди, чтобы атаковать. Причём резкая смена жанра воспринимается абсолютно спокойно: Фантомные воры будто всегда были созданы для экшенов, и уникальные особенности каждого из них хорошо ложатся на геймплей. Джокер всё так же владеет арсеналом персон, но ещё лучше управляется с пистолетами — после каждого выстрела он может рвануть к противнику и провести комбо в воздухе. Юске орудует катаной точь-в-точь как Вергилий в Devil May Cry и ловит монстров на контратаках, тогда как Рюдзи прёт напролом и давит грубой силой, а Макото рассекает по полю боя на своей персоне-мотоцикле. А ещё я никогда не любил Хару (засудите меня), но в Strikers она не покидала мою партию до самого финала, потому что разносить орды Теней очередями из гранатомёта — бесценно.

При этом тактика из сражений никуда не делась. Если хотя бы на мгновение зазеваться и дать Теням передышку, они моментально этим воспользуются — схватки даже на «нормальной» сложности частенько выдаются напряжёнными. Все атаки бьют по площади, поэтому стоять на месте некогда: соображать нужно на бегу. Как увернуться, куда передвинуться, чтобы одним ударом зацепить побольше врагов, кого нужно убрать в первую очередь. То и дело приходится переключаться между персонажами, чтобы позаботиться о противниках с разными уязвимостями, и сбивать летающих монстров прицельными выстрелами. В схватках с мини-боссами темп бешено разгоняется: нападают со всех сторон, бьют больно, вызывают подмогу. Хорошо, что комбинации клавиш долго зубрить не придётся — они у всех персонажей одинаковые, чтобы лишний раз не отвлекаться.





Игра милосердно останавливает время, когда вы выбираете цель для способности. Иначе в хаосе спецэффектов не разобраться, голова идёт кругом

Во всём, что касается сражений, геймдизайнеры справились со своей задачей: играется оно ровно так, как и ждёшь от экшена по мотивам Persona 5. Просто, без особых восторгов, но со вкусом — опять же, внимание к деталям заметно сразу. Придраться можно разве что к мелочам. Например, подбор персон для Джокера теперь играет меньшую роль: незачем прикрывать свои слабые места, если от большинства атак можно вовремя уклониться. Кропотливый менеджмент ресурсов также лишился смысла, потому что в любой момент можно вернуться в реальность и подлечиться: спешить-то теперь некуда, сроки не поджимают. Ещё немного раздражает, что разработчики отняли (или я её не нашёл) возможность менять состав партии во время боя, — в Persona 5 это был перк одного из конфидентов, и здесь бы он пришёлся очень кстати. Чувствуешь себя глупо, когда только после начала битвы с боссом понимаешь, что не взял персонажа, способного бить по его уязвимостям, — кто ж знал. Да и сам ростер играбельных персонажей из-за привязки к сюжету оказался довольно скромным, хотя, скажем, близняшки-тюремщицы (или тот же Горо Акети) отлично бы в него вписались.

Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик
Обзор Persona 5 Strikers. Дорогой фанфик

У сражений есть лишь одна серьёзная проблема, и она, к сожалению, преследует франшизу ещё со времён третьей номерной части — однообразие. В Strikers все вылазки в Метавёрс проходят по абсолютно одинаковому сценарию, у Теней везде одинаковый облик, и даже мини-боссы, всегда преграждающие путь к финальной битве, по сути не меняются. Persona 5 разнообразила хотя бы декорации: фантомные воры взламывали защиту банка, грабили картинную галерею, разгадывали тайны древнеегипетской гробницы… Но в Strikers нет и этой роскоши, а те редкие сюрпризы, что она всё же подкидывает, едва ли заставляют менять подход к тактике. Всё-таки массовые побоища неудобно устраивать в тесных пространствах, поэтому две трети сражений проходят на пустых городских улицах, подкрашенных в какой-нибудь угрожающий градиент простым цветофильтром. И хотя дизайн боссов (и визуальный, и геймплейный), как всегда, неплох, их обиталища почему-то похожи друг на друга как две капли воды. Видели одно — значит, видели все.

Я не знаю, кому можно искренне посоветовать Persona 5 Strikers. Не потому, что она плоха или не стоит своих денег: пускай у игры и хватает недостатков, старания Koei Tecmo видны невооружённым взглядом. Вопрос в том, для кого именно разработчик так старался. Фанатам франшизы проще в десятый раз перепройти оригинал, а интересующимся новичкам — раскошелиться на порт Persona 4 Golden, который куда лучше отражает суть серии.

Жаль, конечно, что полноценного продолжения не получилось, но хотя бы обошлось без танцев. И на том спасибо.

Читайте также: